О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году




Скачать 80.49 Kb.
НазваниеО преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Дата04.11.2012
Размер80.49 Kb.
ТипДокументы


Согласовано

Начальник

Управления общего образования

и социальной поддержки детей

Министерства образования и науки

Челябинской области

___________________ Т.В. Абрамова




Утверждаю

Ректор ГОУ ДПО

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации

работников образования»


_________________ В.Н. Кеспиков
















Руководителям

муниципальных органов

управления образованием

Руководителям

муниципальных методических служб

Руководителям

муниципальных общеобразовательных

учреждений

О преподавании учебного предмета

«Экономика»

в общеобразовательных учреждениях

Челябинской области

в 2008/2009 учебном году








Преподавание экономики в 2008/2009 учебном году в Челябинской области осуществляется в условиях дальнейшей реализации концепции модернизации российского образования, национального проекта «Образование», освоения федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, завершения перехода на Областной базисный учебный план в общеобразовательных учреждениях Челябинской области, осуществления предпрофильной подготовки в 9-х классах и перехода к профильному обучению в 10-11-х классах.

Образовательным учреждениям при составлении образовательной программы, конструировании учебного плана, а также учителю экономики при планировании учебно-методической работы и составлении календарно-тематических планов по экономике необходимо учитывать следующее нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение:

- приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03 2004 г. №1089;

- приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Главного управления образования и науки Челябинской области «Об утверждении областного базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Челябинской области, реализующих программы общего образования» от 01.07.2004 г.;

- приказ Министерства образования Челябинской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2008-2009 учебный год» от 05.05.2008 г.;

- методическим письмом Министерства образования РФ «О преподавании учебного предмета «Экономика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».

Экономическое образование в разных формах охватывает все ступени общего образования. Образовательным учреждениям в образовательной программе следует учесть изменение места учебного предмета «Экономика» в содержании общего образования: экономические знания более широко представлены в основной и старшей школе, что отражает признание важности экономического образования для формирования адекватного мировоззрения и практических навыков людей, которые будут жить в условиях рыночной экономики. В основной школе преподавание экономического блока включается в состав курса обществознания. За счет часов регионального и школьного компонента возможно выделение данного блока в отдельный курс «Экономика». На ступени среднего (полного) общего образования учебный предмет «Экономика» представлен на двух уровнях – базовом и профильном.

В старшей школе изучение экономики на базовом уровне возможно в двух вариантах: в рамках интегрированного курса «Обществознание» (суммарный ресурс учебного времени на два года – 140 часов, 2 часа в неделю, из них на экономику – не менее 35 часов) и в качестве самостоятельного предмета (из расчета 35 часов по 1 часу в неделю в Х или ХI классах).

В качестве самостоятельного учебный предмет «Экономика» включен в социально-экономический профиль с выделением 140 часов – по 2 часа в неделю в X и XI классах.

Экономическая проблематика в основной и старшей школах может изучаться в составе элективных курсов – обязательных курсов по выбору учащихся, на которые выделяются часы регионального (национально-регионального) компонента или компонента образовательного учреждения. Рекомендуется обратить внимание на внедрение новых элективных курсов для предпрофильной подготовки в 8-9 классах: «Бизнес и экономика» И.В.Липсиц, «Моя фирма» Н.М. Розанова, «Банк: от клиента до президента» Н.М. Розанова, «Менеджмент» С.В. Федин, «Азбука потребителя» В.Д. Симоненко, Т.А. Степченко, «Маркетинг» С.Н. Гудырин, А.Н. Гудырина, «Страхование. Твой правильный выбор» А.П. Архипов. В качестве элективных профильных курсов рекомендуется использовать: «Основы менеджмента» С.Н. Гудырин, «Основы предпринимательства» В.Д. Симоненко, «Азбука страхования» А.П. Архипов, «Основы потребительской культуры» В.Д. Симоненко, Т.А. Степченко, «Налоги России» А.П. Балакина и др.

Образовательным учреждениям на сегодня предоставлены широкие права в области выбора учебно-методических комплексов по экономике, главное требование - включение учебных пособий в Федеральный перечень учебников, допущенных и рекомендованных МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2008/2009 учебный год.

В настоящее время учитель экономики обеспечен целостной системой учебно-методических комплексов в начальной, основной и средней (полной) школе, разработанными специализирующемся на экономической литературе для общеобразовательных учреждений издательством «Вита-Пресс».

Базовое содержание курса экономики изменилось не так значительно, чтобы исключить возможность использования учебников последних лет и положительно зарекомендовавших себя в практике преподавания.

При изучении экономики на базовом уровне возможно использование следующих учебно-методических комплексов, рекомендуемых и в электронном ресурсе «Образовательная программа Челябинской области»:

  1. Липсиц И.В. Экономик 10.11 класс – М., Вита-Пресс, 2005.

  2. Автономов В.С. Экономика 10-11 класс. - М., Вита-Пресс, 2005.

  3. Грязнова А.Г., Думная Н.Н., Карамова О.В. и др. Экономика. 10-11 класс – М., Вита-Пресс, 2006.

  4. Кайзер Ф.-Й., Веткина А.В., Курмелева А.С. под ред. Кайзера Ф.-Й. Экономика. 10-11 класс - М., Вита-Пресс, 2006.

  5. Киреев А.П. Экономика. 10-11 класс - М., Вита-Пресс, 2006.

  6. Линьков А.Я., Иванов С.И., Скляр М.А. под ред. Линькова А.Я. Экономика 10 -11 класс. - М., Вита-Пресс, 2004.

Изучать учебный предмет «Экономика» на профильном уровне рекомендуется с использованием учебно-методических комплекса под редакцией С.И. Иванова:

  1. Иванов С.И. , Шереметова В.В., Скляр М.А. и др. под ред. Иванова С.И. Экономика 10-11 класс. - М., Вита-Пресс, 2006.

Особенностью преподавания экономики с учетом новых тенденций в обновлении содержания образования является направленность на развитие экономического мышления, выработку умений находить и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать и систематизировать полученные знания, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области экономических отношений, воспитание ответственности за экономические решения.

При освоении экономического содержания стандарта в основной школе необходимо уделить особое внимание формированию у учащихся целостной картины экономического поведения людей и представления об экономической сфере общества.

В старшей школе базовый курс экономики ориентирован на формирование общей культуры и необходимых каждому человеку навыков экономического мышления и поведения и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации; на базовом уровне в содержание образования включается лишь необходимый минимум теоретических концепций и профессиональных терминов.

На профильном уровне учащиеся получают общее представление о том, какими инструментами анализа пользуются профессиональные экономисты, и какие проблемы они решают.

В рамках реализации национально-регионального компонента содержание экономического компонента рекомендуется дополнять информационным материалом по Челябинской области.

В 2008 году специалистами ЧГПУ, ЧИППКРО на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования был разработан и апробирован новый современный электронный ресурс «Образовательная программа Челябинской области». Данная программа позволяет образовательным учреждениям конструировать предметные линии в образовательной программе, разрабатывать календарно-тематические планирования по предметам в соответствии со спецификой учреждения, определяемой соответствующим типом и видом.

Учителю экономики необходимо всесторонне изучить и эффективно использовать возможности нового электронного ресурса «Образовательная программа Челябинской области» для планирования учебно-методической работы по предмету, освоения содержания федерального компонента образовательного стандарта по экономике, составления календарно-тематических планов на базовый и профильный уровень, а также при конструировании содержания и составлении планирования элективных курсов.

Повышение воспитательного потенциала содержания образования основывается на выработке у школьников умения критически осмысливать экономическую информацию, содержащуюся в средствах массовой информации, и вырабатывать собственное аргументированное мнение.

Важную роль при освоении экономических знаний имеет, содержание внеурочной деятельности, включающее такие направления, как: участие в различных конкурсах (ежегодный областной конкурс на знание основ потребительского законодательства), экономических олимпиадах, социальном проектировании.

Участие в школьных, районно-городских, областных этапах Всероссийской олимпиады школьников по экономике, основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний позволяет стимулировать интерес учащихся к изучению предмета, содействует выявлению школьников, проявляющих особые способности к предмету, обладающих наиболее высоким уровнем знаний и умений по экономике, создает льготные условия поступления в высшие учебные заведения. При подготовке к олимпиадам рекомендуется использовать обновленные учебно-методические комплексы по экономике, предметные журналы «Экономика в школе», «Экономика. Вопросы школьного экономического образования», методическое пособие Федерального агентства по образованию «Всероссийская олимпиада школьников по экономике в 2006 году» - М., АПКиППКРО, 2006.

Особую важность в оценке качества подготовки учащихся по экономике сегодня имеют не только знания и умения, но и оценка готовности применить их на практике. Учитель должен использовать разнообразные, по возможности оптимальные формы контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся. Основными их формами являются: тестирование (нацелено в основном на выявление знаниевого компонента); задания-задачи, моделирующие реальные жизненные ситуации (готовность учащихся применять знания на практике); задания, предполагающие выбор той или иной модели поведения, применение навыков аналитического мышления (эссе на экономическую тему).

В современной образовательной среде резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивации к самостоятельной учебной работе. Наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, полезно использовать новые технологии, обеспечивающие деятельностный подход в организации учебного процесса и комплексный подход к оцениванию результатов (обучение в сотрудничестве (Cooperative learning), метод анализа конкретных ситуаций (Case-studies), метод проектов, «портфолио ученика»).

Образовательным учреждениям, организующим преподавание экономики в качестве самостоятельного предмета в основной и старшей (полной) школе (базовый или профильный уровень), рекомендуется проведение экзамена по выбору для учащихся 9 и 11 классов (письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №01-66/07-01 от 10 февраля 2006 года). Формы проведения экзаменов регламентируются Положением об итоговой аттестации. Примерные комплекты билетов по экономике для итоговой аттестации за курс общеобразовательной школы, (журнал «Вестник образования» март 2005 г.), Примерный комплект билетов по экономике для итоговой аттестации за курс полной (средней) школы в профильных учебных учреждениях (журнал «Вестник образования» март 2006г.). Экзаменационные билеты по экономике (с ответами), опубликованы в журнале «Экономика в школе» №1, 2007 г.


Ст. преподаватель кафедры

общественных и гуманитарных

дисциплин ГОУ ДПО ЧИППКРО

Т.В.Якубовская

8(351)264-01-29


Похожие:

О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Реализация вышеуказанных направлений модернизации российского образования определяет место и роль химии как учебного предмета в образовательной...
О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «История» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2008-2009 учебном году
Составитель: Харитонова Людмила Алексеевна, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин
О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Технология» в 2008/2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2008-2009 учебном году
В 2008-2009 учебном году общеобразовательные учреждения области будут работать в 1-3х, 5-7х, 10-11х классах по базисному учебному...
О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее...
О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Обществознание» в 2008-2009 учебном
«Обществознание» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Музыка» в 2008-2009 учебном году
«Музыка» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Обществознание» в 2008-2009 учебном году
«Обществознание» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Химия» в 2008-2009 учебном году
«Химия» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Математика» в 2008-2009 учебном году
«Математика» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
На базовый курс в 10-11-х классах вместо прежних 105 часов отводится 140 часов, что позволяет успешнее решать современные задачи...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница