Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Мощёнская А. Г




НазваниеРабочая программа по окружающему миру 4 класс Мощёнская А. Г
страница1/4
Дата04.11.2012
Размер0.68 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Мощёнская А.Г.



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Щербаковская средняя образовательная школа


«Согласовано» Руководитель МО

«Согласовано» Заместитель директора МОУ Щербаковская СОШ

Кухтина Е.Н.

« » 2010г.

« Утверждаю» Директор МОУ Щербаковская СОШ Божко Т.Т.

Т.И. Семенец

Протокол № от

« » 2010г.





Приказ № от

« » 2010 г.




Рассмотрено на заседании

педагогического совета

школы протокол №

от « » 2010г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Мощёнской Александры Григорьевны

по учебному предмету « Окружающий мир»

4 класс


2010-2011 год

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Щербаковская средняя образовательная школа»

«Согласовано» Руководитель МежМО

«Согласовано» Заместитель директора МОУ Щербаковская СОШ

Кухтина Е.Н.

« » 2010г.

« Утверждаю» Директор МОУ Щербаковская СОШ Божко Т.Т.

Л. И. Щербак

Протокол № от

« » 2010г.

Приказ № от

« » 2010 г.




Рассмотрено на заседании

педагогического совета

школы протокол №

от « » 2010г.




Рабочая программа

по предмету «Окружающий мир»

4 класс


Учитель Мощёнская Александра Григорьевна

Количество часов на год:

в неделю: 2часа

Всего 70 часов;

Плановых практических работ - 13 .

Экскурсий - 5


Программа составлена на основе сборника программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века», «Вентана - Граф» 2009 г. под редакцией Н.Ф. Виноградовой и «Примерной программы для начальной школы», Москва «Дрофа» 2007 г.


Учебник «Окружающий мир»: Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы. /Виноградова Н.Ф.Калинова Г.С. - М.: Вентана-Граф, 2003. /

– Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. Учимся познавать мир: рабочие тетради. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Рабочую программу составила Мощёнская Александра Григорьевна

____________ _/подпись/

2010 год

Пояснительная записка
к тематическому планированию
по окружающему миру


Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир»

(сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века», «Вентана - Граф» 2009 г. под редакцией Н.Ф. Виноградовой) и «Примерной программы для начальной школы», Москва «Дрофа» 2007 г.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружаю­щего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит станов­ление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирова­ние опыта экологически и этически обоснованного поведе­ния в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправлен­но создаются условия для развития у учащихся познаватель­ных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Наша цель – воспитание гуманного, твор­ческого, социально активного человека, уважительно и бе­режно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Программа рассчитана на 68 часов, но так как школа реализует учебный план, ориентированный на 35 учебных недель, в рабочую программу внесены изменения. В раздел «Уроки обобщения и повторения» добавлены 2 часа.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

–Окружающий мир: учебник для 4 класса в 2-х частях. /Н. Ф. Виноградова и др. – М.: Вентана-Граф, 2003./

–Учимся познавать мир: рабочие тетради для 4 класса./ Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – М.: Вентана-Граф, 2010./

Форма итоговой аттестации обучающихся – контрольные работы.

Количество контрольных работ: 4

Формы организации учебного процесса:

классно-урочная

Формы текущего контроля: тестовые задания.

Основные требования

к уровню подготовки учащихся 4 класса


К концу обучения в 4 классе учащиеся должны (с учетом достигнутого в 1-3 классах): называть (приводить примеры):

  • признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);

  • основные органы и системы органов человека и их функции;

  • правила здорового образа жизни;

  • права гражданина и ребенка в России;

  • основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);

  • народы, населяющие Россию;

различать (соотносить):

год и век, арабские и римские цифры;

  • искусственные тела (изделия) и тела природы;

  • полезные и вредные привычки;

  • эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);

  • события, персоналии и их принадлежность конкрет­ной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;

  • применять правила здорового образа жизни в само­стоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный ре­жим и др.);

  • раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;

  • узнавать по тексту, к какому времени относится это со­бытие (в соответствии с программой);

  • составлять связный рассказ на следующие темы: «Че­ловек — биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память», «Если случилась беда»; «Чем че­ловек отличается от животных», «Какими были школа и об­разование в разные исторические времена», «Родной край»;

  • объяснять значение понятий «человек — живой орга­низм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «го­сударство», «права ребенка»;

  • в повседневной жизни применять правила нравствен­ного поведения (в отношении ко взрослым, детям, знакомым и незнакомым);

  • работать с географической и исторической картами; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.

  • рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох развитие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);

  • сравнивать картины природы, портреты людей, одеж­ду, вещи разных эпох;

  • работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), ра­ботать с контурной картой по заданию учителя;

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

К концу 4 класса учащиеся

должны знать:

  • Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

  • способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, гео­графическая карта;

  • что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

  • некоторые современные экологические проблемы;

  • природные зоны России;

  • особенности природы своего края: формы земной поверх­ности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

  • исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

  • важнейшие события и великих людей отечественной ис­тории;

  • государственную символику и государственные праздни­ки современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые свое­го края, растения и животных, характерных для леса, луга пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

  • проводить наблюдения природных тел и явлений;

  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме да­вать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологи­ческой допустимости; определять возможные причины отри­цательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, ва­рианты личного участия в сохранении природного окруже­ния;

  • приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

  • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

  • приводить примеры народов России;

  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведчес­кого и обществоведческого характера, излагать их в виде со­общения, рассказа;

  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

  • владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

*Календарно - тематическое планирование учебного материала по окружающему миру

в 4 классе


урока

Наименование раздела и тем

Тема урока

П/р Контрольные практические работы

Часы учебного времени


Плановые сроки похождения

Характеристика основной деятельности ученика






Человек – живое существо


  1. 1

Экскурсия в музей




1







  1. 1

Общее строение организма человека, живое существо, его признаки




1




Знать общее представление о строении организма человека. Уметь называть признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных)

  1. 2

Нервная система. Головной и спинной мозг




1




Знать основные органы и системы органов человека, их функции.


  1. 3

Опорно-двигательная система. Определение частей тела.




1




Раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека.

Объяснять значение понятий «человек – живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки».

  1. 4

Кости и мышцы необходимо укреплять. «Составление режима дня школьника для будней и выходных»

Практическая работа № 1 «Составление режима дня школьника»

1




Знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни. Составление индивидуального режима дня.

  1. 5

Пищеварительная система




1




Раскрывать значение пищеварительной системы, знать как ухаживать за зубами, правильно подбирать продукты питания, соблюдать режим питания.

  1. 6

Дыхательная система Значение дыхательной системы.





1




Уметь самостоятельно составить таблицу наблюдений в рабочей тетради по теме: «Подсчет числа вдохов и выдохов за минуту».

  1. 7

Кровеносная система. Кровь и ее значение Реферат: «Оказание первой помощи при кровотечении»




1




Знать назначение различных клеток крови, основные функции крови.

  1. 8

Сердце – главный орган кровеносной системы.




1




Уметь подсчитывать пульс

  1. 9

Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физ. нагрузки

Практическая работа № 2 «Подсчёт пульса»

1




Знать принцип работы сердца, способы его укрепления, тренировки сердца, уметь отдыхать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни.

  1. 10

Как организм удаляет ненужные жидкие вещества




1




органы выделения

  1. 11

Кожа, ее строение и значение.




1







  1. 12

Практическая работа №3 «Оказание первой медицинской помощи» Защита кожи и правила ухода за ней.

П/р № 3 «Оказание первой мед. помощи при ожёгах,порезах ,обморожении»







Уметь оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, порезах, обморожении.

  1. 13

Как человек воспринимает окружающий мир.

Зрение. Гигиена зрения



1







  1. 14

Слух. Гигиена слуха.




1









Обоняние.




1









Вкус, осязание, их роль в жизни человека Практическая раб. №4 «Обоняние, вкус».

Практичес

кая работа №4

1







  1. 17

Урок – обобщение «Органы чувств»

К/р № 1

1







  1. 18




Эмоции и чувства человека




1




эмоции, чувства

  1. 19

Эмоции и чувства человека




1







  1. 20

Внимание, его роль в жизни человека




1







  1. 21

Память, ее значение в жизни человека. Чем человек отличается от животных




1




В повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении к детям, взрослым, знакомым и незнакомым)

  1. 22

От рождения до старости (развитие человека)




1




этапы жизни

  1. 23

От рождения до старости (развитие человека)




1







  1. 24

Здоровье человека. Вредные привычки




1




Различать полезные и вредные привычки; эмоциональные состояния и чувства окружающих

  1. 25

Здоровье человека. Вредные привычки




1







  1. 27

Уроки обобщения

П/р № 5 «Измерение роста и веса»

П/р № 5 «Измерен.роста и веса»

1







  1. 28

Здоровый образ жизни

К/р №2

1




Подготовить реферат по теме. Знать и руководствоваться правилами ЗОЖ.

  1. 29

Экскурсия в амбулаторию




1




Помнить о правилах поведения во время приёма в кабинете у врача.




Человек и общество, в котором он живет. Человек – путешественник


30

Почему человек стал путешественником




1




Раскрывать причины отдельных событий в

жизни страны. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города Рос­сии (родной город, столицу, 1-2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных инте­ресов, поиска допол­нительной информа­ции о родном крае, родной стране

31

Как славяне обживали Север




1




Узнавать по тексту, к какому времени относится это событие.

32

Открытие земель за каменным поясом




1




Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных инте­ресов, поиска допол­нительной информа­ции о подземных бо­гатствах

33

С.И. Дежнев и его путешествие




1




Уметь работать с географической картой Истории Отечества. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Россия на карте.








Человек и культура




34

Что такое культура




1




Называть шедевры культуры

35

Просвещение в Древней Руси, летописец




1




Называть отдельные яркие и наиболее важные со­бытия общественной и культурной жизни России: картины бы­та, труда, традиций людей в разные исторические времена.

36

Просвещение в XVIII в.




1




Называть основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры).


37

Просвещение в XIX-XX веках




1




Различать год и век, соотносить арабские и римские цифры.


38

Памятники архитектуры «Древней Руси», зодчество




1




Звать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси; музеи России; выдающихся людей, патриотов.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города Рос­сии, описывать от­дельные (изученные) события из истории Отечества;

39

Художественное ремесло в Древней Руси,




1




Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных инте­ресов, поиска допол­нительной информа­ции о художественном ремесле.

40

Литературные памятники Древней Руси




1




Различать события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Российское государство, Российская Федерация)

41

Экскурсия в библиотеку




1




Знать название родного города; понятие «почва», состав воды и почв. Знать основные правила поведения в окружающей среде.


42

Музыка Древней Руси




1




Иметь понятие о духовной музыке

43

От обряда – к театру




1




Знать, что такое «обрядовая игра»

44

Архитектура и изобразительное искусство XVIII века




1




Угадывать произведения великих художников


45

О первых историках России




1




Интересоваться историей Отечества. Знать отдельные яркие и наиболее важные со­бытия общественной и культурной жизни России: картины бы­та, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва - столица России. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Россия на карте.


46

О театре XVIII века




1




Знать, что такое «публичный театр»

47

«Золотой век» русской культуры Поэты и писатели XIX века




1




Уметь описывать от­дельные (изученные) события из истории Нового времени; и использовать полученные знания для удовлетворения познавательных инте­ресов, поиска допол­нительной информа­ции

4\8

«Золотой век» русской культуры. Знаток русского народного творчества В.И. Даль.




1




Звать историю Древней Египта, Греции, Рима, Средневековья; выдающихся людей, патриотов того времени; их изобретения, географические открытия.

Узнавать по тексту, к какому времени относится описываемое событие.

49

Композиторы XIX век




1







50

Художники XIX века И.И. Левитан




1




Знать что такое парадный портрет Узнавать картины И.И. Левитана

51

Композиторы XX века




1







52

Архитектура и ИЗО XX века




1




Составлять связный рассказ на темы раздела.

Работать с географической картой

53

Поэзия XX века




1

5.04




54

Экскурсия в библиотеку




1

7.04

Уметь:

– находить дополнительный материал к теме урока, используя книги, интернет;


55

Музыка XX века




1

12.04

– участвовать в обсуждении, высказывать свою точку зрения

56

Почему люди воюют




1

14.04




57

Войны в Древней Руси. Как русские победили шведских царей.




1

19.04

Уметь:

– раскрыть причины отдельных событий в жизни страны и даты основных войн в истории России;


58

Войны в Древней Руси. Золотая Орда.

К/р. №3

1

21.04







Человек – защитник своего Отечества


59

Борьба русского народа с польскими захватчиками




1

26.

04

– узнавать по тексту, к какому времени относится это событие;

60

Отечественная война 1812 года. Трудное решение М.И. Кутузова.




1

28.

04

– составлять связный рассказ на темы

раздела; какое место отведено в этот период Москве - столице России.


61

Отечественная война 1812 года. Партизанская война против Наполеона




1

3.05

– работать с географической и исторической картами;

62

Великая Отечественная война 1941-1945 г Фашисты оккупировали наш район. Битва под Алексеевкой.




1

5.05

В.О.в. Главные сражения советской армии с фашистами. Памятник Славы в нашем селе. Ордена и медали ВОВ


63

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. «Героический народ»




1

10.

05

– выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради








Гражданин и государство





64

Экскурсия в школьный музей




1

12.

05

Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию.

65

Мы живем в Российском государстве. Права граждан России.




1




Интересоваться история Отечества. Знать отдельные яркие и наиболее важные со­бытия общественной и культурной жизни России: картины бы­та, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва - столица России. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Россия на карте.


66

Мы живем в Российском государстве. Обязанности граждан России.




1

17.

05

Знать права гражданина в России.

Составлять связный рассказ Интересоваться выдающимися людьми разных эпох. Участвовать в охране памятников истории и культуры. Россия на карте.


67

Символика России Государственная символика – герб, флаг, гимн родной страны

«Работа с изображениями гербов русских городов, гербом Белгорода и Алексеевки». К/р. №4

1

19.

05

Уметь:

– называть права и обязанности гражданина России; Человек - член об­щества. Россия - наша Родина. Госу­дарственные празд­ники. Президент России – глава государства. Федеральное собрание. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна.








Уроки обобщения и повторения


68

Права и обязанности граждан




1

24.05

Знать государственные праздники, Основной закон России, права человека, название нашей страны и ее столицы, государственную символику.


69

Древняя Русь, Россия XVIII-XX веков




1

26.05

– составлять связный рассказ на темы раздела: Москва - столица России. Уметь описывать историю создания гимна, герба и флага России.


70

Экскурсия в храм




1

31.05






  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Мощёнская А. Г iconРабочая программа по окружающему миру для 1 «А» класса на 2011-2012 уч год учителя начальных классов Сейтековой И. А. 2011
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч (издательство:...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Мощёнская А. Г iconРабочая программа по окружающему миру для 2 класса 2 часа в неделю (всего 68 часов)
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Мощёнская А. Г iconКалендарно-тематическое планирование по окружающему миру
А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин «Программа по окружающему миру (для четырехлетней начальной школы) Образовательной...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Мощёнская А. Г iconУчебной дисциплине «окружающий мир» умк «Школа России» пояснительная записка рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Мощёнская А. Г iconРабочая программа по Окружающему миру 1 вида
Данная рабочая программа составлена на основе авторской «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Мощёнская А. Г iconРабочая программа (проект) по «Окружающему миру»
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Мощёнская А. Г iconКалендарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру 1 класс
«Мир вокруг нас» рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса Плешаков А. А., М.,Просвещение,2009
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Мощёнская А. Г iconРабочая программа по окружающему миру, 3 класс
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметным областям «Естествознание. Обществознание...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Мощёнская А. Г iconРабочая программа по окружающему миру на 2011 2012 учебный год для 1 класса пояснительная записка
«Окружающий мир. 1 класс» автора А. А. Плешаков, концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России,...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Мощёнская А. Г iconВиноградовой Н. Ф., Калиновой Г. С
Программа разработана на основе программы по окружающему миру, 4 класс / под ред. Виноградовой Н. Ф., Калиновой Г. С. – М.: Вентана...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница