Технологии/методики




Скачать 155.41 Kb.
НазваниеТехнологии/методики
Дата04.09.2012
Размер155.41 Kb.
ТипДокументы


Уважаемые коллеги!

С наступающим Новым годом!


Технология/методика обучения отвечает на вопрос – как учить учащихся.

Есть традиционные и инновационные технологии/методики, есть репродуктивные и продуктивные, есть эффективные и неэффективные в педагогическом отношении, есть аперсональные и персональные.

Есть разные технологии/методики.

Но все они состоят из инвариантных структурных элементов:

1. Средств

2. Методов

3. Процедур совместной деятельности учителей и учащихся.

В современных условиях важнейшим средством обучения выступают цифровые средства.

Например, учебники по информатике и ИКТ по учебным курсам Комплексной образовательной программы «Школьный университет». http://internika.org/news/dostupny-novye-demo-versii-interaktivnogo-elektronnogo-uchebnika


Предлагаю Вам публикацию моей книги: Панов А.И. Технологизация обучения: Методические рекомендации. - Томск, ОГУ РЦРО, 2003. – 98 с.

Публикация будет состоять из 7-х частей:

Часть 1. Технология обучения.

Часть 2. Банк технологий обучения.

1. Программированное обучение

2. Проблемное обучение

3. Технология полного усвоения

4. Адаптивная система обучения

Часть 3. Банк технологий обучения.

5. Технология модульного обучения

6. Технология индивидуального обучения Ю.С. Драля

7. Технология индивидуального обучения Ю.А. Макарова

Часть 4. Банк технологий обучения.

8. Технология профессора В.К. Дьяченко

9. Технология профессора В.М. Монахова

Часть 5. Банк технологий обучения.

10. Технология В.Ф. Шаталова

11. Технология М.А. Чошанова

Часть 6. Внедрение технологий в обучение.

Часть 7. Подготовка и проведение педагогического совета: традиционные и инновационные технологии обучения.


Буду благодарен, если Вы пришлете отзыв на часть 5 в форме:


Название технологии/методики

Идеи, которые реализованы в моей персональной технологии обучения информатике и ИКТ

Идеи, которые я намерен(а) реализовать в своей персональной технологии обучения информатике и ИКТ

Технология В.Ф. Шаталова







Технология М.А. Чошанова








С уважением, Александр Панов, ведущий методист ОЦ «Школьный университет», учитель-методист. Aleksandr.Panov@itdrom.com

Часть II. Банк технологий обучения


Часть II. Банк технологий обучения 2

10 Технология В. Ф. Шаталова 2

11. Гибкая технология проблемно-модульного обучения М.А. Чошанова 6



10 Технология В. Ф. Шаталова


10.1. Основные идеи технология В. Ф. Шаталова

К основным идеям технологии В. Ф. Шаталова можно отнести:

- создание условий для увеличения среднего времени разговорной речи каждого обучающегося на уроке. По расчётам В.Ф. Шаталова время разговорной речи учащихся составляет «Две минуты в день на каждого ученика!»[1. С. 11.];

- использование опорных конспектов (листов, плакатов) - стандартизированных форм предъявления учебной информации крупными блоками (сворачивание учебного материала);

- расширение словарного объёма учеников, урока (в 1.5-1.7 раза, а с учётом новых видов опроса в 2.8-3.1 раза). По мнению В.Ф. Шаталова, в традиционной системе обучения «Словарный объём урока редко достигает 2500 слов» [1. C. 29];

- нормализацию домашней работы. В экспериментальной работе установлено, что «Средняя продолжительность подготовки к одному уроку не превышает 15 минут...» [Шаталов В.Ф. 1. С. 50];

- создание условий при которых «...раскрывают свои возможности и отчитываются о своей работе не 3-4 школьника, а весь класс» [Шаталов В.Ф. 1. С. 16];

- увеличение количества оценок на основе разнообразия форм учебной работы (ежеурочное оценивание);

- вовлечение учащихся в проектирование и анализ учебного процесса (прослушивание ответов, записанных на магнитофон, выбор решаемых задач и др.);

- создание психологической раскрепощенности на уроке через новые формы опроса, ситуации успеха. Как отмечает В.Ф. Шаталов «...ученик должен учиться победно» [1. С. 27];

- открытость занятий для родителей, коллег после периода «адаптации» к технологии. «Сегодня продолжительность периода адаптации определена в 1 год» [Шаталов В.Ф. 1.С. 24];

- ликвидацию недостатков современной методики (непродуктивное использование времени, подсказки, списывания);

- расширение «зоны переноса», кодирования и декодирования информации на основе различных алфавитов (совокупностей символов);

- кардинальное облегчение работы учителя при подготовке занятий (особенно в сельской школе в условиях многопредметности);

- создания условий для реализации любым обучающимся возможности, начиная с любого занятия, изменить своё отношение к учению на основе письменного воспроизведения опорного конспекта, нивелирующего предвзятость выставления оценки («принцип открытых перспектив»);

- повышение трудоспособности, ибо «трудоспособность и нацеленные интересы - это наиболее общие факторы развития способностей и в то же время наиболее общие слагаемые их сложной структуры» (Петровский А.В. Популярные беседы по психологии. -М. 1977. С. 77);

- опоры на «Единые трудовые ресурсы коллектива» (листы взаимоконтроля, педагогический десант - разновозрастное общение, ...

- свободный выбора задач, форм учебной работы;

- создание новой стройной и результативной, объективной и мобильной системы оценивания труда учителей и учащихся. Главным элементом системы В.Ф. Шаталова, по его мнению, являются «не нашумевшие за много лет опорные сигналы [2. С. 32], а система оценивания, исключающая какие-либо конфликты в семье и школе».

10.2. Средства обучения в технологии В.Ф. Шаталова

К средствам обучения можно отнести:

- опорные конспекты (использование мнемоники, активизация индивидуальных ассоциаций обучающихся, асимметрия расположения блоков и нестандартность ограничивающих контуров, увеличение темпа речи, отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: удерживать в памяти план рассказа, вести сам рассказ, упрощается оперирование новыми терминами, строго очерченные рамки обязательного рассказа исключают случайные срывы, возрастание внимания на основе синхронности активного (сопереживание) и пассивного воспроизведения (внутренняя речь), пролонгирование ситуации обучения в классе на выполнение домашней работы - ассоциации сигналов с интонацией и жестами учителя [Шаталов В.Ф. 1. С. 25-45]).Разработка опорного конспекта предполагает выбор символов, компоновку в логические узлы, художественное оформление элементов и всего конспекта в целом. Сегодня существует несколько тысяч опорных конспектов по математике, физике, астрономии, географии и другим предметам;

- одноместные учебные столы;

- классную доску (от стены до стены, 2 скользящих крыла, 6 положений, приступок для использования всей высоты доски);

- листы взаимоконтроля;

- справки-автоматы по всему учебному курсу;

- индивидуальную плашку - форма отражения всех упражнений (задач) учебника (сборника упражнений, задач), позволяющая проектировать и рефлексировать ход индивидуальной учебной работы [Шаталов В.Ф. 2. С. 6-7];

- ведомость открытого учёта знаний и решённых задач (листы отрытого учёта знаний, листы открытого учёта решённых задач);

- каталог решённых задач для подготовки к релёйной контрольной работе (устанавливает связь между номерами задач и местом нахождения её решения - номер тетради, номер страницы);

- экраны успеваемости для оперативной и объективной связи с родителями (выписка из листа открытого учёта знаний и решённых задач).

10.3. Методы и приёмы обучения

Основными методами и приёмами являются:

- полётное повторение - изучение теоретического материала в форме кратковременного (до 5 минут) обзорного фронтального повторения;

- письменный опрос по листам опорных сигналов «...письменное воспроизведение опорных сигналов - обязательный элемент каждого урока... [Шаталов В.Ф. 1.С.15]. Вводится спустя 3-4 месяца работы по технологии;

- магнитофонный опрос («озвучивание», 2-3 минуты) на основе листов опорных конспектов;

- тихий опрос («озвучивание», учитель корректирует ответ ученика сразу же);

- повышение роли обучающихся в достижении успеха и их ответственности за результаты учебной работы;

- запрещение производить записи при фронтальном решении упражнений, с последующим воспроизведением решения на отдельных листочках (мобилизация внимания, повышение продуктивности восприятия, ответственности) при этом оценки не выставляются;

- педагогический десант - оперативная помощь для ликвидации пробелов, решение нерешённых задач на занятии одним учеником (консультантом) другому. Консультантами могут быть учащиеся одного данного класса, старшеклассники.»... к концу первого полугодия в такой помощи нуждаются только отдельные ребята...» [Шаталов В.Ф. 1. С. 80];

- урок открытых задач. Каждый ученик имеет право обратиться к учителю с просьбой решить любую затрудняющую его задачу;

- решение с отсроченной проверкой (проверка решения задачи осуществляется на следующем уроке, воссоздание внутренней логики решения во всех деталях);

- взаимоконтроль (у доски по листам взаимоконтроля, цепочка - у первого ученика проверяет учитель, у второго первый, у третьего второй и т.д., при этом может образовываться до 5 цепочек, действует на протяжении всех лет обучения);

- релейные (от фр. «перепряжка») контрольные работы (не реже 1 раза в полугодие, включают задачи решенные между двумя последовательными релейными точками, предлагается 6-8 задач, так как это решение уже решённых задач, на подготовку к релейной контрольной работе отводится не менее недели, строгое оценивание)

- циклическое решение задач (к каждому уроку решается задачи из 5 последовательно идущих тем, при этом «Многократное повторение идёт не по кругу, а по спирали» [Шаталов В.Ф. 1. С. 94];

- открытый учёт знаний и решённых задач;

- переучёт решённых задач (учебник и тетради с решенными задачами вручается консультанту и он делает сверку).

10.4. Структура учебного цикла

А. Объяснение нового материала учителем без опорного плаката.

Б. Повторное изложение нового материала с применением опорных плакатов.

В. Раскрашивание опорного листа по образцам, вывешенным на специальных стендах.

Г. Первичное запоминание опорных сигналов по образцам, вывешенным на специальных стендах (постоянный зрительный ряд);

Д. Работа с учебником.

10.5. Организация обучения

Элементы организации обучения:

- ежедневные письменные работы и ежедневное оценивание письменных работ. Как отмечает В.Ф. Шаталов - «Это становиться непреложной учебной традицией, даже более того - ритуалом» [1. С. 49];

- повышение плотности устного опроса и, следовательно, ежедневная подготовка к нему (систематичность);

- проведение уроков взаимоконтроля;

- проведение уроков полётного решения упражнений;

- ответы, не вставая с места, при соответствующих формах работы;

- контроль со стороны родителей независимо от их уровня знаний школьных предметов (сравнение ответа с опорным конспектом, работа с экранами успеваемости).

10.6 Условия предупреждения отставания в учении

В работе «Эксперимент продолжается» В.Ф. Шаталов систематизирует условия предупреждения отставания в учении и обеспечения победного обучения:

1) Ежедневный всеохватывающий контроль в форме письменных и устных ответов. Данное условие стимулирует ежедневную работу;

2) Самоконтроль. Обеспечивается наличием средств (опорных сигналов, плашек с отображением процесса решения задач и др.);

3) Помощь родителей. Обеспечивается наличием средств (опорные конспекты, экраны успеваемости и др.);

4) Право на исправление оценок. Не «закрыть» новой оценкой, полученной за ответ по другому материалу, а исправить в полном смысле этого слова. Для этого достаточно подойти к учителю и сообщить ему о своей готовности ответить именно по «проваленному» разделу;

5) Привычка к самостоятельному преодолению трудностей. Побудитель волевого действия - система обучения;

6) Жизнь с начала. С первой отличной оценки за воспроизведение листа с опорными сигналами;

7) Обилие оценок. Обилие оценок в новой системе обучения уводит оценку с ведущих позиций, отнимая у неё право давления на личность;

8) Развитие речи. Плотность устного опроса требует ежедневного настроя и подготовки к устному ответу;

9) Гласность оценок;

10) Активная помощь товарищей;

11) Первые отличные оценки;

12) Право первого ответа;

13) Промежуточное повторение;

14) Уроки открытых мнений и другие [Шаталов В.Ф. 3. С. 112-113, С. 202].


Литература

1. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М.: Педагогика, 1979.

2. Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика, 1987.

3. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. - М.: Педагогика, 1989.

4. Беспалько В. П. Педагогическая технология учителя новатора (анализ сущности). В кн. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.

11. Гибкая технология проблемно-модульного обучения М.А. Чошанова


11.1. Идеи гибкой технологии проблемно-модульного обучения (ГТПМО)

Основные идеи ГТПМО:

- сжатие (компрессии) знаний и умений на основе инженерии знаний (в частности теории фреймов);

- использование когнитивно-графических форм;

- структурирование учебной информации с целью повышения качества его усвоения (малый объем, системность представления, выделение смысловых опорных пунктов);

- индивидуализация обучения (уровень содержания, темп) на основе выбора (разработки) индивидуализированных проблемных модулей;

- свободный выбор обучающимися того или иного варианта обучения (последовательности проблемных модулей);

- ориентация работы преподавателя на консультативно-координирующие функции;

- сокращение сроков обучения на основе адекватного содержания, средств, методов и форм обучения;

- ориентация на развития критического мышления через создание ситуаций на выявление ошибок;

- гибкость в проектировании рабочих проблемных модулей на основе базового проблемного модуля;

- использование индивидуального коммуникативного индекса (рейтинг), «который нацеливает учащихся на получение максимального количества баллов при изучении модуля» [Чошанов М.А. 1. С. 16];

11.2. Принципы построения ГТПМО

К основным принципам построения ГТПМО можно отнести следующие принципы:

1) Системного квантования. Данный принцип требует структурирования учебной информации на порции. В основе того структурирования лежат теории систем, содержательного обобщения, укрупнения дидактических единиц, инженерии знаний. Формой представления структурированной учебной информации является проблемный модуль.

2) Мотивации. В структуре проблемного модуля мотивация доминантно формируется в рамках исторического и проблемного блока.

3) Проблемности. Эффективность усвоения содержания обучения зависит от включённости обучающихся в решение проблемных ситуаций. Проблемность определяет логику конструирования проблемного модуля и содержание его блоков: проблемного, теоретического, стыковки и др.

4) Модульности. Модуль - это завершенный в логическом и функциональном отношении отрезок учебной траектории обучающегося. Последовательность проблемных модулей представляет собой индивидуализированный процесс обучения учащихся. Динамическая структура модуля позволяет комбинируя различные блоки «представлять содержание курса в трёх различных вариантах: полном, сокращённом и углубленном. Причём выбор... варианта осуществляется самим учащимся после прохождения входного актуализирующего контроля и реальной оценки своих познавательных возможностей» [Чошанов М.А. 1. С. 24];

5) Когнитивной визуализации. Использование когнитивно-графических учебных элементов: блок-рисунков. Цветной блок-рисунок влияет на развитие зрительной памяти, пространственного воображения, системности знаний и умений, эффективность восприятия и запоминания учебной информации на основе включения в процессе усвоения образного правого полушария.

6) Опору на ошибки. Система дидактических средств, обеспечивающая предвосхищение ошибок, формирование критичности мышления.

7) Экономию учебного времени. Создание резерва времени для индивидуальной и групповой самостоятельной работы.

11.3. Структура базового проблемного модуля

В структуре базового проблемного модуля выделяют следующие блоки:

Блок 1: вход. Тестовый контроль для фиксации актуального уровня обученности.

Блок 2: актуализации. Актуализация знаний и умений для успешного усвоения содержанием проблемного модуля на основе аперцепции - опоры на предыдущий опыт.

Блок 3: исторический. Краткий экскурс, раскрывающий генезис понятия, теоремы. задачи с анализом возможных заблуждений и ошибок.

Блок 4: экспериментальный. Описание экспериментальной базы получения эмпирических данных необходимых для вывода законов, получения формул.

Блок 5: проблемный. Постановка проблемы.

Блок 6: обобщения. Первичное системное представление содержания теоретического блока с использованием инженерии знаний - логических структур, графов, фреймов и др.

Блок 7: теоретический. «Структурно-учебный элемент теоретического блока представляет собой фрейм, включающий следующие слоты (ячейки): 1) дидактическую цель; 2) формулировку проблемы (задачи); 3) обоснование гипотезы; 4)решение проблемы; 5) контрольный тест « [1. С. 23].

Блок 8: генерализации. Конечное обобщение содержания теоретического блока.

Блок 9: применения. Система заданий на применение изученных знаний и умений на практике.

Блок 10: стыковки. Связывает предметно-проблемный материал теоретического блока данного проблемного модуля с предыдущим, последующим и смежным (межпредметные связи) учебным материалом.

Блок 11: углубления. Углубление и расширение теоретического блока в зависимости от возможностей и потребностей обучающихся.

Блок 12: ошибок. Типичные ошибки и затруднения.

Блок 13: выход. Тестовый контроль (тестирование, анализ результатов, оценка). Переход к новому проблемному модулю или возврат к одному из блоков изученного проблемного модуля.

На основе базового проблемного модуля могут проектироваться рабочие проблемные модули с учётом ситуации обучения, индивидуальных особенностей обучающихся.

11.4. Критерии выбора технологии

В работе Чошанова М.А. предлагаются следующие критерии выбора технологии обучения:

- целевой ориентации. Цель определяет средства и методы обучения. Данные средства и методы могут являться элементами других технологий. Например, для развития памяти могут использоваться корректурные решётки, мышления метод синектики, аналогии и др. ;

- содержательной специфики. Требует учета особенностей предметно-проблемной области при формировании системы средств и методов обучения;

- трудоёмкости. Величина трудозатрат на всех этапах реализации технологии: готовности (подготовка средств и методов), процесса обучения (обеспечение эффективного функционирования средств и методов), оценки результативности (средства и методы диагностики);

- индивидуализации. Оптимальное сочетание индивидуальных, парных, групповых, коллективных форм организации учебной деятельности;

- времени. Величина времени необходимого для достижения планируемых результатов обучения. В зависимости от этого критерия различают «интенсивные, обычные и экстенсивные технологии» [Чошанов М.А. 1. С. 30].

11.5. Учебные элементы проблемного модуля

По мнению М.А. Чошанова «Условно учебные элементы можно разделить на следующие основные типы: информационные, проблемные, обобщающие, контрольные. В общей структуре проблемного модуля блоки «вход» и «выход», а также промежуточные тестовые блоки конструируются из контрольных учебных элементов, имеющих форму листов для программного опроса. Блоки актуализации, применения, ошибок, а также некоторые элементы теоретического блока конструируются из информационных учебных элементов. Проблемные фреймы и фреймы решения как разновидности учебных элементов могут быть использованы при построении исторического, проблемного, теоретического блока, блока углубления и компонентов блока применение» [Чошанов М.А. 1. 41-42].

11.6. Формы компоновки учебных элементов

Приведем наиболее распространенные формы компоновки (когнитивно-графического представления) учебных элементов в ГТПМО:

1) Блок-схема. Представление проблемных, обобщающих, деятельностных учебных элементов;

2) «Дерево». Обобщение содержания проблемного модуля;

3) «Здание». Отражение структуры теории или понятия;

4) Фрейм. Фреймы объекта, процесса, проблемы. «Фрейм проблемы имеет следующие основные компоненты (слоты): входные данные (номер и код учебного элемента, дата заполнения и т.д.), наименование фрейма, дидактическая цель, формулировка проблемы, обоснование гипотезы, решение проблемы, проверку решения» [Чошанов М.А. 1. 46];

5) Матрицы. Используются для генерализации учебной информации. Применяются для конструирования элементов в теоретическом блоке, блоке ошибок, блоках обобщения, генерализации и др.;

6) Блок-формула. Условный символический аккумулятор нескольких формул.

11.7. Функции проблемного модуля

Основными функциями проблемного модуля являются:

- функция свернутого учебного пособия;

- функция дидактического материала на печатной основе или ППС для работы на аудиторном занятии;

- функция систематизации учебного материала при подготовке к зачётам и экзаменам.

11. 8. Средства ГТПМО

Основными средствами ГТПМО выступают схемы блоков по каждой теме (разделу).

11.9. Методы ГТПМО

На основании системно-функционального подхода М.А. Чошанов выделяет следующие группы методов:

1) конструктивные методы: проектирования содержания обучения, структурирования учебного материала, стимулирование учебно-познавательной деятельности. К данным методам относятся: генетический метод, метод укрупнённых проблем, индуктивный метод, методы инженерии знаний. квантовый метод, метод проектов, метод DACUM, метод «чёрного ящика», метод сквозных задач;

2) Ситуативные методы: организация восприятия учебной информации, организация мыслительной деятельности, обеспечение конкретных учебных ситуаций. К данным методам относятся: методы коллективной деятельности (мозгового штурма, АРИЗ, гирлянд ассоциаций и метафор, синектика и др.), метод целесообразных задач, дидактического моделирования, информационной накачки, анализа конкретных ситуаций, решения практических задач;

3) Диагностические методы: контроль и оценка учебных достижений, самоконтроль. К данным методам относятся: метод опоры на ошибки, метод тупиковых ситуаций, методы контроля, методы аудита, метод Дельфи, методы самоконтроля, метод проб и ошибок, метод инцидента, провокационные методы.

Основными методами в ГТПМО являются:

- генетический метод обучения;

- метод дидактического моделирования;

- метод информационной накачки;

- метод укрупнения проблем;

- метод опоры на ошибки [Чошанов М.А. 1. С. 95].

Каждый из методов ГТПМО представляет собой «ансамбль» родственных методов обучения, интеграция которых позволяет эффективно обслуживать определённые блоки проблемного модуля.


Литература

1. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.: Народное образование, 1996.


Похожие:

Технологии/методики iconТехнологии/методики
Есть традиционные и инновационные технологии/методики, есть репродуктивные и продуктивные, есть эффективные и неэффективные в педагогическом...
Технологии/методики iconПредлагаю Вам публикацию моей книги
Есть традиционные и инновационные технологии/методики, есть репродуктивные и продуктивные, есть эффективные и неэффективные в педагогическом...
Технологии/методики icon5-11 III раздел Материалы, иллюстрирующие работу, основанную на описанной технологии, методике или приёмах 12-19
Обоснование образовательной программы, педагогической технологии, методики, метода, приёма
Технологии/методики iconОсновы методики макромоделирования центробежных насосов
Очевидно, что победит в борьбе за покупателя тот, кто будет применять современные методики и технологии. При этом новые подходы к...
Технологии/методики iconПрограммы и технологии тарасова К. Новые программы и методики Радынова О. Работаем по программе "Музыкальные шедевры" авторские методики
Программа "Элементарное музицирование с дошкольниками" родилась как объединение двух идей: систематического развития музыкальности...
Технологии/методики icon«Инновационные технологии в воспитании»
Составитель: Ручко Л. С., к пс н., доцент кафедры теории и методики воспитания, Миновская О. В., к п н., доцент кафедры теории и...
Технологии/методики icon«Инновационные технологии в воспитании»
Составители: Ручко Л. С., к пс н., доцент кафедры теории и методики воспитания, Миновская О. В., к п н., доцент кафедры теории и...
Технологии/методики iconАнализ и совершенствование методики комбинирования моделей обуви при раскрое кож
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный...
Технологии/методики iconПрименение трансферной методики технологических процессов эмалирования в ювелирной промышленности при реализации современных дизайнерских решений
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный...
Технологии/методики iconВопросы к вступительным экзаменам
Объект и предмет методики, её задачи. Основные закономерности методики обучения иностранным языкам: закономерности смежных наук,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница