Рабочая программа образовательного курса «биология. 10 Класс»




Скачать 216.19 Kb.
НазваниеРабочая программа образовательного курса «биология. 10 Класс»
Дата04.11.2012
Размер216.19 Kb.
ТипРабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА «БИОЛОГИЯ. 10 КЛАСС» (Раздел «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»)

(68 часов в год, 2 часа в неделю)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентации, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (10 часов) для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.

Цели программы:

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории
    развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической
    науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины
    мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновьюать место и роль биологических знаний в практической
    деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами
    с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и
    анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
    изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных
    и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций,
    различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными
    источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного
    отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при
    обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки
    последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и
    собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил
    поведения в природе.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.


Раздел 1. ВВДЕНИЕ. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (4 ч)

Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации

Биологические системы

Уровни организации живой природы Методы познания живой природы

Раздел 2. КЛЕТКА (27 ч)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, КБэр, М,Шлейден и Т.Шванн), Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК ~ носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Демонстрации

Строение молекулы белка

Строение молекулы ДНК

Строение молекулы РНК

Строение клетки

Строение клеток прокариот и эукариот

Строение вируса

Хромосомы

Характеристика гена

Удвоение молекулы ДНК

Лабораторные и практические работы

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание

Сравнение строения клеток растений и животных Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

Раздел 3. ОРГАНИЗМ (10 час)

Организм - единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии - свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение - свойство организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и _символика._ Закономерности наследования установленные Г.Менделем. Хромосомная теория

наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрации

Многообразие организмов

Обмен веществ и превращения энергии в клетке

Фотосинтез

Деление клетки (митоз, мейоз)

Способы бесполого размножения

Половые клетки

Оплодотворение у растений и животных

Индивидуальное развитие организма

Моногибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание

Перекрест хромосом

Неполное доминирование

Сцепленное наследование

Наследование, сцепленное с полом

Наследственные болезни человека

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность

Мутации

Модификационная изменчивость

Центры многообразия и происхождения культурных растений

Искусственный отбор

Гибридизация

Исследования в области биотехнологии Лабораторные и практические работы

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

Составление простейших схем скрещивания Решение элементарных генетических задач

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

Раздел 4. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (25 час)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхоэюдение человеческих рас.

Демонстрации

Критерии вида

Популяция - структурная единица вида, единица эволюции

Движущие силы эволюции

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов

Образование новых видов в природе

Эволюция растительного мира

Эволюция животного мира

Редкие и исчезающие виды

Формы сохранности ископаемых растений и животных

Движущие силы антропогенеза

Происхождение человека

Происхождение человеческих рас

Лабораторные и практические работы

Описание особей вида по морфологическому критерию Выявление изменчивости у особей одного вида Выявление приспособлений у организмов к среде обитания Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

Резервное время - 2 часа

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина);

учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя,, закономерностей

изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать', биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Учебный план



№ п/п

Наименование темы

Количество часов

1

Введение

4

2

Учение о клетке

27

3

Размножение и развитие организмов

10

4

Основы генетики и селекции

25




Резервное время

2




Итого

68

Литература

Каменский А.А. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник, - 3-е изд,. М.; Дрофа, 2007.

Дополнительная литература

  1. Биология 10 класс Поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова,
    В. В. Пасечника.

  2. Биология Ю класс Поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина.

  3. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.
    С.Ю.Вертьянов, под ред Ю.П.Алтухова. М.:Свято-Троицкая лавра, 2004



Тематическое планирование по биологии 10 класс

Номер урока

Содержание учебных разделов, тем

Общее количество

Дата проведения

1

Краткая история развития биологии

1




2

Основные свойства живого

1




3

Уровни организации живой природы

1




4

Многообразие живого мира

1




5

Методы цитологии. Клеточная теория

1




6

Особенности химического состава клетки

1




7

Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки

1




8

Минеральные вещества и их роль в клетке

1




9

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки

1




10

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки

1




11-12

Строение и функции белков

2




13

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки

1




14

АТФ и другие органические соединения клетки

1




15-16

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро

2




17

Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы

1




18

Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

1




19

Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток

1




20

Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов

1




21

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

1




22

Обмен веществ и энергии в клетке

1




23

Энергетический обмен в клетке

1




24

Питание клетки

1




25

Автотрофное питание. Фотосинтез

1




26

Автотрофное питание. Хемосинтез

1




27-28

Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке.

2




29

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме

1




30

Жизненный цикл клетки

1




31

Митоз. Амитоз.

1




32

Мейоз.

1




33

Бесполое размножение. Его формы. Вегетативное размножение

1




34

Половое размножение. Его формы

1




35

Гаметогенез. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение

1




36

Развитие половых клеток у высших растений. Двойное оплодотворение

1




37

Эмбриональное развитие животных. Онтогенез. История эмбриологии

1




38

Органогенез

1




39

Постэмбриональное развитие животных

1




40

Общие закономерности онтогенеза. Биогенетический закон

1




41

Урок-обобщение (тестирование)

1




42

История развития генетики

1




43

Основные генетические понятия

1




44

Моногибридное скрещивание. I и II законы Г.Менделя

I







45

Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет

1




46

Анализирующее скрещивание

1




47

Дигибридное скрещивание

1




48-49

Решение задач на I, И, III законы Г. Менделя

2




50

Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана

1




51

Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

1




52

Генотип как целостная система взаимодействующих генов

1




53

Решение генетических задач и составление родословных

I




54

Генетика. Основные закономерности наследственности

1




55

Основные формы изменчивости. Генотип

1




56

Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости

I




57

Закон гомологических рядов Н. И. Вавилова

1




58

Фенотипическая модификационная изменчивость

1




59

Изучение модификационной изменчивости. Построение вариационной кривой

1




60

Закономерности изменчивости

1




61

Создание пород животных и сортов растений. Центры происхождения культурных растений, их многообразие

1




62

Методы селекции животных и растений

1




63

Селекция микроорганизмов.







64

Достижения и основные направления современной селекции

1




65

Основные биологические закономерности

1




66

Итоговая контрольная работа

1




67-68

Резервное время

2







ИТОГО

68






Муниципальное образовательное учреждение

«Иловай - Дмитриевская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области


Утверждено приказом по школе

____от ____ ____________

Рассмотрено Управляющим советом

Протокол №_____от _____ __________


Рабочая программа

по природоведению для 10 класса

на 2010-2011 уч.г.

(68 часов ;2 часа в неделю)

Учитель :Балашова Вера Михайловна


С.Иловай- Дмитриевское

2010

Похожие:

Рабочая программа образовательного курса «биология. 10 Класс» iconРабочая программа образовательного курса «Биология» 9 класс
Рабочая программа создана на основе авторской программы В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой 6-11 класс, и примерной...
Рабочая программа образовательного курса «биология. 10 Класс» iconРабочая программа по курсу «Биология» Класс 7
Константинов В. М., Бабенко В. Г., Кучменко В. С. Биология. Животные. 7 класс. – М.: Вентана-Граф, 2008 г
Рабочая программа образовательного курса «биология. 10 Класс» iconРабочая программа учебного курса биологии в шестом классе
Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой Н. И. Сонина. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение....
Рабочая программа образовательного курса «биология. 10 Класс» iconРабочая программа учебного курса биологии в девятом классе
Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой В. Б. Захарова, Е. Т. Захаровой, Н. И. Сонина. Программы для...
Рабочая программа образовательного курса «биология. 10 Класс» iconРабочая программа по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»
Н. И. Сонин, В. Б. Захаров, Е. Т. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов». Программа является продолжением линии Н. И....
Рабочая программа образовательного курса «биология. 10 Класс» iconРабочая программа по геометрии 8 класс
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, позволяет распределить учебные часы по разделам...
Рабочая программа образовательного курса «биология. 10 Класс» iconРабочая программа дисциплины «биология лесных птиц и зверей»
Рабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа образовательного курса «биология. 10 Класс» iconРабочая программа по биологии 10 класс
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология», которая входит в образовательную область»Естествознание». На изучение...
Рабочая программа образовательного курса «биология. 10 Класс» iconРабочая программа по экономике 7-8 класс
Рабочая программа предназначена для учащихся основной школы, не занимающихся по программе профильного курса экономики. Она конкретизирует...
Рабочая программа образовательного курса «биология. 10 Класс» iconРабочая программа учебного курса «Биология» в 10-11 класс (базовый уровень) на 2010-2011 уч. Год
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тогурская средняя общеобразовательная школа»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница