Свод правил обслуживания читателей народной библиотеки имени св. Кирилла и мефодия раздел I. Общие положения




Скачать 151.47 Kb.
НазваниеСвод правил обслуживания читателей народной библиотеки имени св. Кирилла и мефодия раздел I. Общие положения
Дата04.11.2012
Размер151.47 Kb.
ТипДокументы
СВОД ПРАВИЛ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

НАРОДНОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМЕНИ СВ. КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ


РАЗДЕЛ I. Общие положения

§ 1. Данный свод правил определяет права и обязанности Народной библиотеки им. св. Кирилла и Мефодия и ее читателей - частных лиц и коллективов.

§ 2. Народная библиотека им. св. Кирилла и Мефодия - национальная библиотека Республики Болгарии с задачами и функциями, определенными особым нормативным актом.

§ 3. Она производит библиотечное, библиографическое и другие виды обслуживания для всех совершеннолетних граждан страны (за исключением учеников школ); органов законодательной и исполнительной власти; научных, культурных, общественных и хозяйственных организаций; учреждений и частных лиц в стране и за рубежом.

§ 4. Пользование материалами Библиотеки осуществляется в ее читальных залах. Допустимые исключения приводятся в тексте данного свода правил при оказании соответствующих услуг.

§ 5. Время работы Библиотеки определяется распоряжением ее директора, издаваемым дважды в год (зимой и летом).

Время работы отделов и служб указано в Приложении 1 к своду правил.

Библиотека не работает с читателями ежегодно с 1 до 31 августа и каждый последний вторник месяца в связи с проведением проверки и перестановки фондов.


РАЗДЕЛ II. Регистрация читателей

§ 6. Пользоваться библиотечными материалами можно только по предъявлении читательского билета - личного документа, не подлежащего передаче. Требования для получения необходимых услуг указаны в тексте свода правил.

§ 7. Регистрация читателей и выдача читательских билетов производятся в окне регистрации. Читатели собственноручно заполняют читательский билет и формуляр для картотеки.

§ 8. 1. Читательские билеты бывают постоянные и временные. Постоянные выдаются на один календарный год и продлеваются ежегодно, временные - единовременно на семь дней по предъявлении личного паспорта. Выдающимся деятелям науки, культуры и искусства, ветеранам библиотечного дела выдаются бессрочные и бесплатные почетные читательские билеты.

§ 8.2. Читателям, пользующимся исключительно фондом изданий ООН (чит. 9), выдаются бесплатные читательские билеты, которые не дают права пользоваться другими читальными залами.

§ 9.1. Для получения постоянного читательского билета необходимо представить: личный паспорт, документ о законченном образовании или студенческий билет, две фотографии и оплату по утвержденному директором тарифу согласно Прейскуранту на обслуживание в НБКМ - Приложение 2.

§ 9.2. Читателям, заявившим об утрате или хищении читательского билета, выдается новый согласно § 8 данного свода правил.

§ 10. Одновременно с регистрацией читатели уведомляются с помощью информационных материалов о видах услуг, которые можно получить в Народной библиотеке, месте и порядке их получения, обязанностях и ответственности, предусмотренных данным сводом правил.


РАЗДЕЛ III. Посещения

§ 11.1. Вход в Библиотеку - по предъявлении читательского билета.

§ 11.2. Вход граждан в служебные отделы Библиотеки - по контрольному листку для справки, полученному на проходной, заполненному лично, заверенному печатью или подписью соответствующего должностного лица Библиотеки. Контрольный листок сдают при выходе из Библиотеки на проходной.

§ 12. Не разрешается вносить собственные книги в читальные залы. Исключения допускаются при письменном разрешении руководителя направления "Обслуживание читателей" (комната 56).

§ 13. Записывающая, копировальная, съемочная и другая аппаратура может быть внесена читателями при письменном разрешении руководителя направления "Обслуживание читателей" (комната 56).

§ 14. В Библиотеку допускаются читатели и посетители, одежда и поведение которых соответствуют характеру и традициям учреждения.

§ 15. Пользование гардеробом Библиотеки бесплатное. После предъявления читательского билета гардеробщик выдает контрольный листок и номер на место в соответствующем читальном зале.

Примечание 1: читатели с вещами, для хранения которых в гардеробе нет условий, не обслуживаются. Вещи посетителей, не имеющих читательского билета, также не принимаются.

Примечание 2: оставленные или утерянные и впоследствии найденные вещи сохраняются в течение 30 дней и возвращаются владельцам по запросу на проходной.

§ 16. При выходе из Библиотеки читатели возвращают номера гардеробщику.


РАЗДЕЛ IV. Заказ библиотечных материалов

§ 17. 1. Материалы из основного книгохранилища заказываются по абонементному (читательскому) требованию. Оно заполняется точно, четко и подается в окно абонемента в зале каталога. К выполнению принимается до трех требований каждые 30 минут. Срок выполнения в среднем до 40 минут.

§ 17. 2. Материалы из специализированных фондов (музыки, картографии, графики, официальных и служебных материалов, микрофильмов и литературы по библиотековедению) заказываются в соответствующих специализированных читальных залах. К выполнению принимается до трех наименований каждые 30 минут, срок выполнения в среднем - до 15 минут.

Примечание: выполнение заказов на рукописи, архивные материалы, старопечатные издания и фотографии определяется "Сводом правил внутреннего распорядка читальных залов сектора рукописей и докумен-тов,1984, НБКМ".

§ 17.3. Заказы на литературу из книгохранилищ в г. Софии (вне здания Библиотеки) выполняются два раза в неделю.

§ 17.4. Заказы на литературу из книгохранилищ, находящихся за пределами города, выполняются периодически, в зависимости от количества заявок.


РАЗДЕЛ V. Пользование библиотечными материалами

§ 18. Заказанные библиотечные материалы предоставляются в пользование в зале, в котором читатель получил место. Библиотека располагает 10 читальными залами:

1 - рукописей, архивных материалов, фотографий и старопечатных изданий;

2 - для студентов и неспециалистов;

3 - универсальных библиографических изданий и общих справочников;

4 - общественных наук;

5 - физико-математических и точных наук;

6 - медико-биологических наук;

7 - литературы по библиотековедению, библиографии и книговедению;

8 - графики и картографии;

9 - официальных изданий;

10 - музыкальных изданий и звукозаписи.

§ 19.1. В зале читатель предъявляет билет и заполненный контрольный листок дежурному библиотекарю, производящему учет взятых материалов в контрольном листке, который оставляет у читателя, и забирает абонементные требования и читательский билет.

Примечание: специальные заявки на пользование рукописями, архивными материалами, фотографиями и старопечатными изданиями определяются в "Своде правил внутреннего распорядка читальных залов сектора рукописей и документов, 1984, НБКМ".

§ 19.2. Читатель может передавать другим в пользование взятые им материалы только при уведомлении дежурного библиотекаря.

§ 19.3. При пользовании библиотечными материалами из фондов открытого доступа читатель должен соблюдать порядок их расстановки.

§ 19.4. При необходимости посетитель может, кроме зала, на который выдан читательский билет, пользоваться и литературой из фонда свободного доступа в других залах, но с уведомления и с помощью дежурного библиотекаря соответствующего читального зала.

§ 19.5. За 15 минут до окончания рабочего дня читатель прекращает работу с библиотечными материалами, передает их лично дежурному библиотекарю и получает заверенный контрольный листок и свой читательский билет.

§ 20. В случае, когда заявка на выдачу литературы не может быть выполнена в установленный срок, на обороте абонементного требования записывается причина невыполнения. Абонементное требование "для разыскания" передается сотруднику окна абонемента. Ответ дается не позднее конца следующего дня.

§ 21. Каждый читатель имеет право сохранять для выдачи ему до пяти томов на срок в три дня.

§ 22. Ценные издания из фондов музыки, графики и картографии используются по согласованию с руководителем соответствующего отдела.

§ 23. Народная библиотека ведет обслуживание по авторефератам диссертаций, депонированных в Библиотеке (чит. зал 9).

§ 24. Пользование материалами архива болгарской письменности допускается в исключительных случаях, когда требуется обслуживание органов социального управления или других руководящих ведомств, по письменному разрешению руководителя Центра национальной библиографии. Заявки выполняются в течение месяца.

§ 25. Сотрудники Библиотеки могут пользоваться имеющейся литературой согласно утвержденным правилам Библиотеки.

§ 26. Пользование материалами за пределами Библиотеки производится в исключительных случаях и только с разрешения директора.


РАЗДЕЛ VI. Межбиблиотечный абонемент

§ 27. Отдел межбиблиотечного абонемента предоставляет читателям во временное пользование материалы из зарубежных библиотек и обслуживает зарубежные библиотеки своими фондами. Порядок выдачи и объем выдачи литературы по абонементу устанавливаются Сводом правил международного межбиблиотечного абонемента, 1978, IFLA Journal.

§ 28. 1. Межбиблиотечный абонемент на территории страны организуется согласно Своду правил межбиблиотечного абонемента в Болгарии 1987 г.

§ 29. 2. Как исключение допускается выдача материалов для нужд библиотек и учреждений в г. Софии. В таких случаях выдача производится за 24 часа, необходимых для подготовки заказанной документации и обработки ее в отделе межбиблиотечного абонемента.


РАЗДЕЛ VII. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание

§ 30.1. Народная библиотека предоставляет читателям алфавитный, предметный, систематический каталоги своих фондов и сводный каталог иностранной литературы на территории страны; картотеку переводов, справочных изданий, рецензий, биографий, выполненных библиографических справок и др. С 1992 г. - АБД.

§ 30.2. В распоряжение читателей в залах предоставляются собрания полученных за текущий год периодических, библиографических, реферативных, обзорных и фактографических изданий (энциклопедии, словари, справочники общего характера).

§ 31.1. В окне справки и в комплексных отделах можно получить ответы на вопросы, справочные ссылки к каталогам, библиографические уточнения по темам и отраслям знаний, фактографические справки по справочникам, которые хранятся в Библиотеке и др.

§ 31.2. Центр библиографической информации обеспечивает письменные библиографические справки и другую информацию по следующим тематическим отраслям:

  • Книгоиздательство. Печать.

  • Наука. Культура.

  • Образование. Воспитание. Просвещение.

  • Право. Законодательство европейских стран.

  • Экономические науки.

  • Политика. Философия. Психология. Социальная экология.

Примечание: письменная информация (§ 21, п. 2, 3) предоставляется учреждениям по письменной заявке с указанием хронологического, языкового и видового диапазона включаемого материала. Оплата производится по прейскуранту на обслуживание в Библиотеке.


РАЗДЕЛ VIII. Копирование библиотечных материалов

§ 32.1. Каждый читатель может получить копии (ксерокопии, негативы, диапозитивы и фотокопии) материалов в фондах Библиотеки.

§ 32. 2. Материалы, принесенные извне, не копируются.

§ 32. 3. Возможно копирование частей книг, доставленных по межбиблиотечному абонементу, в порядке, установленном для материалов, находящимся в собственности Библиотеки.

§ 33. Библиотечные материалы принимаются для копирования в установленном порядке. В контрольном листке читателя дежурный библиотекарь конкретного зала указывает заглавие издания, которое читатель желает скопировать. Сотрудники копировального центра и фотолаборатории принимают на копирование материалы на основании отметки в контрольном листке читателя.

Примечание: особые положения по копированию материалов из центра рукописей и документов предусматриваются Сводом правил внутреннего распорядка читальных залов центра рукописей и документов (1984, НБКМ).

§ 34. Съемка библиотечных материалов с использованием собственной кино- и телевизионной аппаратуры производится с разрешения руководителей центров, отвечающих за соответствующие фонды. Заглавия указываются в контрольном листке читателя. Место для съемки материалов из основного фонда - в зале каталогов, а из центра рукописей и документов - в коридоре перед читальным залом 1.

§ 35. Читатели могут получать звукозаписи материалов в музыкальном отделе по предварительным заявкам с трехдневным сроком исполнения.


РАЗДЕЛ IX. Прочие услуги

§ 36. Издания Народной библиотеки им. св. Кирилла и Мефодия можно приобрести в соответствующем киоске в Библиотеке, а также в подразделении "Экспедиция" отдела РИО.

§ 37. Народная библиотека проводит для групп и отдельных граждан ознакомительные экскурсии, заявки на которые направляются заранее в отдел библиотечной координации.

§ 38. Лаборатория консервации и реставрации принимает на реставрацию ценные рукописные памятники культуры и другие письменные документы от внешних учреждений и с разрешения директора оказывает помощь в аварийных ситуациях.


РАЗДЕЛ X. Обязанности и ответственность читателей

§ 39. Читатели обязаны:

  1. При входе в Библиотеку показывать на проходной читательский билет, после чего им выдается контрольный листок.

  2. Знать права и ответственность как читателей Библиотеки, так и пользователей других видов обслуживания.

  3. Оставлять личные вещи и верхнюю одежду в гардеробе, получать там контрольный листок и номер на читательское место.

  4. Заказывать нужную литературу с помощью правильно, точно и четко заполненных абонементных требований; все вопросы в связи с часто спрашиваемыми изданиями предварительно выяснять с дежурным сотрудником окна справки.

  5. Пользоваться литературой только в читальном зале; при ксерокопировании, фотокопировании и в прочих случаях вынос литературы производится с разрешения дежурного сотрудника после отметки в контрольном листке.

  6. Не повреждать библиотечные материалы, сохранять книги в чистоте, не подчеркивать текст и не делать пометок на полях, не перегибать и не отрывать страницы или части страниц, не копировать иллюстрации и схемы, не делать записи на листе, помещенном поверх библиотечного материала.

  7. Уведомлять дежурного библиотекаря о замеченных повреждениях и отсутствии страниц в используемых библиотечных материалах.

  8. Не повреждать карточки в каталогах и картотеках, не вырывать из них надписи и не нарушать порядок расстановки.

  9. Освобождать используемое место в читальном зале при выходе из Библиотеки более чем на 30 минут.

  10. Соблюдать порядок расстановки материалов в фондах свободного доступа.

  11. Возвращать книги из них лично дежурному библиотекарю.

  12. Прекращать работу с библиотечными материалами за 15 минут до окончания рабочего дня.

  13. Соблюдать тишину в читальных залах и коридорах.

  14. В читальных залах не использовать GSM, мобильные телефоны и пейджеры.

  15. Использовать ноутбук только с разрешения руководителя подразделения.

  16. Одеваться пристойно.

  17. Избегать бесцельного пребывания в Библиотеке, не входить ' в книгохранилище и служебные помещения без разрешения.

  18. Курить только в отведенных для этого местах.

  19. При выходе из Библиотеки предъявлять сотруднику на проходной заверенный контрольный листок и выносимые вещи.

§ 40. При обнаружении нарушений правил со стороны пользователей дирекция Библиотеки налагает следующие санкции:

  1. Возмещение нарушителем испорченной или уничтоженной литературы за счет приобретения полноценного материала.

  2. При порче или уничтожении библиотечного материала - оплата его читателем в пятикратном размере в порядке возмещения убытков.

  3. Оплата читателем в порядке возмещения убытков в размере шестикратной стоимости библиотечного материала, полученного в Библиотеке, в случае, если он не возвращается в двухмесячный срок с момента получения напоминания о возврате.

  4. Временное или постоянное лишение читателя права пользования услугами Библиотеки на определенный срок, в зависимости от степени нарушения.

§ 41. Если пользователь Библиотеки не возвращает библиотечный материал, не возмещает испорченный или уничтоженный библиотечный материал, то вступает в силу § 40, п. 2 и п. 3).

§ 42. Лишение права пользования услугами Библиотеки не исключает возмещения или оплаты по § 40, п. 1, п. 2 и п. 3.

§ 43. Письменные документы со стоимостью согласно договору между Библиотекой и читателями - это читательский билет, абонементные требования и служебные удостоверения, указанные в тексте правил. Отношения между читателями и Библиотекой устанавливаются...

§ 44. При наличии данных о совершении читателем преступления, причиняющего ущерб общественному порядку или имуществу Библиотеки, она уведомляет следственные органы, а также предоставляет им имеющуюся информацию для возможного возбуждения уголовного производства.

§ 45. При нарушении правил со стороны сотрудников Библиотеки читатели уведомляют соответствующего руководителя центра или заместителя директора. В случае, если нарушения не устраняются, читатели информируют директора Народной библиотеки им. св. Кирилла и Мефодия.


РАЗДЕЛ XI. Обязанности и ответственность сотрудников

§ 46. Сотрудники обязаны:

1) сотрудники на проходной:

  1. Вежливо встречать и провожать посетителей Библиотеки.

  2. Не допускать в Библиотеку посетителей без читательского билета и контрольного листка.

  3. Проверять печатные издания, которые выносят без пропуска.

  4. Проверять внос и вынос записывающей, множительной и съемочной аппаратуры.

  5. Не допускать в Библиотеку посетителей, ведущих себя неподобающим образом, а также в одежде и с вещами которые необходимо сдавать на хранение.

2) сотрудники окна регистрации:

  1. Вести полную и точную документацию читательского контингента Библиотеки.

  2. Содействовать ознакомлению новых читателей с порядком пользования Библиотекой, их правами и обязанностями.

3) сотрудники гардероба:

  1. Выдавать по читательскому билету гардеробный номер, по которому определяется место в зале, и контрольный листок, забирать гардеробный номер у выходящих.

  2. Не принимать вещи, не подлежащие хранению в гардеробе.

4) сотрудники книгохранилища:

  1. Принимать полностью, точно и четко заполненные абонементные требования.

  2. Соблюдать установленные сроки и методику выполнения заказов.

  3. Не предоставлять читателям книги в плохом физическом состоянии.

  4. Давать точные и исчерпывающие объяснения причин, по которым то или иное требование на издание не может быть выполнено.

  5. Поддерживать порядок расстановки книг в книгохранилище, соблюдать установленный режим хранения и сохранности книжных фондов.

5) сотрудники читальных залов:

  1. Своевременно регистрировать выданную и сданную литературу.

  2. Оказывать помощь читателям при работе со справочным аппаратом и фондами свободного доступа.

  3. Своевременно обрабатывать и предоставлять читателям новые поступления литературы.

  4. Не допускать подчеркивания, перегибания страниц, копирования и др.

  5. Следить за своевременным выполнением абонементных требований.

  6. Не допускать выноса литературы из читальных залов и передачи ее без разрешения.

  7. Наблюдать за порядком и тишиной в читальных залах.

6) сотрудники окна справки - информировать читателей по интересующим их вопросам.

7) сотрудники отделов обслуживания - производить обслуживание согласно установленным требованиям и срокам.

§ 47. При обнаружении нарушения данных правил сотрудники Народной библиотеки обязаны уведомлять соответствующих руководителей центров и заместителя директора. О неустранении нарушений сообщать директору Библиотеки.

§ 48. Сотрудники Народной библиотеки им. св. Кирилла и Мефодия, не соблюдающие требования настоящих правил, подлежат административному наказанию.


Дополнительные и заключительные положения

Свод правил обслуживания читателей Народной библиотеки им. св. Кирилла и Мефодия соответствует "Типовым правилам обслуживания читателей библиотек", 1995 г. и разделам V и VI "Правил сохранения библиотечных фондов", 1995, утвержденных МК.

Все отступления от порядка, установленного данными правилами, вступают в силу только после письменного заявления читателей, на основании решения директора Народной библиотеки им. св. Кирилла и Мефодия.

Свод правил обслуживания читателей Народной библиотеки им. св. Кирилла и Мефодия дополняется приложениями.


Приложения исключены

Похожие:

Свод правил обслуживания читателей народной библиотеки имени св. Кирилла и мефодия раздел I. Общие положения iconГуморальная регуляция функций организма
Цор: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии «Кирилла и Мефодия» 8 класс Человек
Свод правил обслуживания читателей народной библиотеки имени св. Кирилла и мефодия раздел I. Общие положения iconУроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5 класс
Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Учимся эффективно распоряжаться временем
Свод правил обслуживания читателей народной библиотеки имени св. Кирилла и мефодия раздел I. Общие положения iconКаталог учебных пособий на электронных носителях
Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия// Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 2006г
Свод правил обслуживания читателей народной библиотеки имени св. Кирилла и мефодия раздел I. Общие положения iconУроки геометрии Кирилла и Мефодия. 7 класс
Продукты серии «Уроки Кирилла и Мефодия» разработаны в соответствии с государственным стандартом образования РФ
Свод правил обслуживания читателей народной библиотеки имени св. Кирилла и мефодия раздел I. Общие положения iconПояснительная записка Раздел II. Законоположительные книги Ветхого Завета 13 Раздел III. Исторические книги Ветхого Завета 18
Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси (Вахромеев К. В.), ректор Государственного учреждения образования...
Свод правил обслуживания читателей народной библиотеки имени св. Кирилла и мефодия раздел I. Общие положения iconУроки физики Кирилла и Мефодия. 5-6 класс. Изд-во: Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия»; 2003
Уроки физики Кирилла и Мефодия. 7-8 класс. Изд-во: Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия»; 2003
Свод правил обслуживания читателей народной библиотеки имени св. Кирилла и мефодия раздел I. Общие положения iconСвод правил по проектированию и строительству сп 32-104-98 "Проектирование земляного полотна железных дорог колеи 1520 мм" (утв письмом Минземстроя РФ от 8 сентября 1998 г. N 13-498)
...
Свод правил обслуживания читателей народной библиотеки имени св. Кирилла и мефодия раздел I. Общие положения iconУроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные 7 класс
Биология: общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н. И. Сонина
Свод правил обслуживания читателей народной библиотеки имени св. Кирилла и мефодия раздел I. Общие положения iconСвод правил по проектированию и строительству
Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб
Свод правил обслуживания читателей народной библиотеки имени св. Кирилла и мефодия раздел I. Общие положения iconСборни к свод реставрационных правил
«Рекомендации по проведению научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на сохранение...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница