Программа обновление гуманитарного образования в россии




НазваниеПрограмма обновление гуманитарного образования в россии
страница1/41
Дата04.11.2012
Размер5.9 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41


ПРОГРАММА ОБНОВЛЕНИЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

А. В. ЛЕОНОВА, О. Н. ЧЕРНЫШЕВА

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ

ПСИХОЛОГИЯ:

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Хрестоматия.


МОСКВА

РАДИКС

1995

ББК 88.4 Л 47

Рецензенты:

Климов Е.А. - профессор, доктор психологических наук Донцов А,И. -профессор, доктор психологических наук

Данное издание представляет собой авторскую работу» вошедшую в число победителей в открытом конкурсе «Гуманитарное образование в высшей школе», который проводится Государственным комитетом РФ по высшему образованию и Международным фондом «Культурная инициатива».

Конкурс является составной частью программы «Обновление гуманитар­ного образования в России».

Спонсором программы является известный американский предпринима­тель и общественный деятель Джордж Сорос,

Стратегический комитет программы:

Владимир Кинслев

Владимир Шадриков

Валерий Меськов

Теодор Шанин

Дэн Дэввдсон

Виктор Галичнн

ISBN 5-86463-046-2

©А,БЛеонова,О.Н.Чернышева, составление, 1995

©Радикс, 1995

© П-В.Вирячев, Н.Б, Кучерова, оригинал-макет, 1995

ПРЕДИСЛОВИЕ

(ОТ РЕДАКТОРОВ-СОСТАВИТЕЛЕЙ)

Предлагаемая вниманию читателя хрестоматия посвящена основ­ным направлениям психологии труда и организационной психоло­гии, которые разрабатываются западными исследователями в тече­ние последних двух десятилетий. Ситуация, сложившаяся в области прикладных исследований трудовой деятельности в отечественной психологии, требует восполнения пробела в такого рода знаниях, который особенно остро ощущается в настоящее время. С одной сто­роны, интересы практики и осознание обществом важности про­блем, связанных с профессиональной деятельностью человека, сти­мулируют интенсивное продолжение прикладных психологических исследований, с другой - отсутствие систематической публикации, новых учебников, фундаментальных руководств, методических посо­бий затрудняет ориентацию и мешает качественной подготовке спе­циалистов. Это прежде всего касается издания работ современных западных исследователей, которые в русских переводах появляются сравнительно редко, чаще всего фрагментарны и не отражают всего спектра ведущихся разработок. При подготовке настоящей хресто­матии мы попытались хотя бы частично устранить этот дефицит.

Термин "психология труда и организационная психология" зву­чит для нас несколько непривычно. В отечественной психологии круг прикладных проблем, связанных с анализом трудовой деятель­ности, соотносится с такими дисциплинами, как психология труда, инженерная психология и эргономика. В то же время на Западе "пси­хология труда и организационная психология" - это общеупотреби-мый термин (иногда он, правда, выглчдит как "индустриальная и организационная психология", но суть дела при этом не меняется).

Организационная психология возникла в50-х-60-х годах на сты­ке традиционной психологии труда и социальной психологии, когда в поле зрения специалистов "по человеческому фактору" стали все чаще попадать проблемы, связанные с рассмотрением работы чело­века в рамках целостных организаций - промышленных предпри­ятий, разного рода служб и учреждений. К середине 70-х годов в компдексе психологических наук о труде фактически произошло раз­деление на две самостоятельные области: собственно инженерную психологию и эргономику, рассматривающую прежде всего систему отношений "чеяовек-техняка", и ее более "гуманизированную ветвь" - психологию труда и организационную психологию, при­дающую большее значение психологическим особенностям дейст­вующей личности и ее взаимоотношениям с окружающими, С того времени психология труда и организационная психология начала

приобретать и свои собственные институциализированные формы, были утверждены соответствующие квалификационные требования и ученые степени, организованы первые профессиональные ассоциа­ции, стали выпускаться специализированные научные периодиче­ские издания. Конечно, описанное подразделение тематики доста­точно условно, примером тому является содержание ряда из пред­ставленных в хрестоматии статей.

Однако традиционные инженерно-психологические и эргономиче­ские подходы, обогащенные идеями индивидуально-психологиче­ской ориентации и организационного взаимодействия, открыли но­вые перспективы в изучении трудовой деятельности, особенно важ­ные на этапе ее кардинальных преобразований - уходу в прошлое тяжелых форм физического труда и широкому распространению ин­формационных технологий.

При отборе материалов для хрестоматии мы хотели дать развер­нутую панораму исследований, проводившихся в конце 70-х и 80-х годах, которые заложили основы и задали ведущие направления экс­периментально-прикладным разработкам, в рамках которых ведется обсуждение соответствующих проблем и в наши дни. Это определи­ло приоритеты в выборе статей. Прежде всего, предпочтете отдава­лось обзорным и методологическим работам, в которых, нарзду с фактологией, обсуждаю!:ся концептуальные схемы анализа тех или иных вопросов, применяемый понятийный аппарат и возможные формы их методической реализации, приводятся примеры конкрет­ных прикладных и экспериментальных исследований, а также описа­ние методических процедур, используемых в целях анализа и опти­мизации труда.

При подготовке хрестоматии мы обратились к работам наиболее известных авторов и/или пользующихся авторитетом в научном ми­ре исследовательских групп, продолжающих работать и в настоящее время и имеющих высокий индекс цитирования в современной лите­ратуре. Кроме того, статьи и фрагменты из книг выбирались из наи­более солидных изданий, включенных в обязательную программу подготовки студентов по специализации "психология труда и орга­низационная психология" в большинстве западных университетов. Это позволяет нам надеяться* что в хрестоматии отражен некоторый "сухой остаток" знаний из обширной области эмпирических иссле­дований, проводившихся в течение нескольких десятилетий и выдер­жавших испытание временем.

Хрестоматия состоит из пяти разделов, соответствующих общей логике анализ а трудо вой деятель н о ста человека:

-описание теоретико-методологических подходов, применяемых на уровне анализа целостной деятельности (Раздел L "Теория, ме­тоды и практика анализа трудовой деятельности");

- анализ факторов, присущих содержанию трудовых процессов, которые влияют на надежность и эффективность поведения чело-века (Раздел 2. "Характеристики и динамика трудовых процес­сов");

- характеристика причин и условий, провоцирующих возникнове­ние отклонений в процессах обеспечения нормальной жизнедея­тельности работающего и несущих угрозу для физического и пси­хического здоровья человека (Раздел 3. "Работа, стресс и здоро­вье");

- осмысление значимости индавиодально-психояогических и лич­ностных факторов, определяющих отношение трудящегося к сво­ей работе и особенности групповых взаимодействий (Раздел 4, "Психология профессионала: индивид, личность, группа");

- анализ возможностей применения психологических знаний в но­вых сферах профессиональной деятельности, связанных с распро­странением "информационных технологий" (Раздел 5, "Развитие новых технологий и организационная психология").

Безусловно, такая схема представления материала хрестоматии не охватывает всего многообразия существующих подходов и конкрет­ной проблематики, разрабатываемой в данной области. Некоторые из традиционных вопросов, например профессиональный отбор, производственное обучение, специальная подготовка, организация рабочих мест и пр., в явном виде не отражены в заголовках статей, хотя контекстуально они анализируются в целом ряде предлагаемых работ.

Кроме того, существует и некоторая "размытость" границ между работами, помещенными в разные отделы, С одной стороны, это ес­тественное следствие сложности и взаимосвязанное^ различных ас­пектов рассмотрения "человека в труде'\ при котором анализ одно­го фактора с неизбежностью требует упоминания и осмысления дру­гих причин и возможностей. С другой стороны» в этом проявляется неразработанность концептуального аппарата, общепринятой тер­минологии и устоявшихся методических схем, которые затрудняют проведение четеого, систематизированного описания. В частности, это касается употребления термина "стресс" - одного из наиболее ге­нерализованных и общеупотребимых понятий в западной приклад­ной психологии, обращение к которому неожиданно встречается в самых разных контекстах и отражает, скорее существование некото­рых важных реалий, нежели степень его детализированной прора­ботки.

Общее впечатление, возникающее после прочтения большинства включенных в хрестоматию работ, вызывает ощущение некото­рой "знакомости" - тот же интенсивный методологический поиск, попытки обобщения и концептуализации, конфронтация мнений и

5

острые терминологические дискуссии, которые доминируют и в ра­ботах отечественных авторов. Многие из предлагаемых подходов и методических решений также отчетливо перекликаются с тем* что было сделано или делается "у нас1*. Нам представляется, что в этой возможности "узнавать", синтезе "знакомого" и "нового1*, обога­щенном иной эмпирией и опытом исследовательских традиций, со­стоит главная ценность представленных материалов. Не проведение упрощенных противопоставлений типа "у нас" - "у них", "хорошо-плохо", "знакомо-незнакомо*', а обеспечение возможности сопоста­вить, оценить, самостоятельно проанализировать существующие по­зиции и мнения являлось основной целью нашей работы. В этом ви­дится тот реальный прирост знаний, который может дать более глу­бокое проникновение в суть и содержание исследований наших кол­лег на Западе.

Нередко в статьях, особенно обзорных, читатель встречается с об­суждением, казалось бы, посторонних вопросов, касающихся разви­тия человека в раннем детстве и воспитания в семье, его поведения в обычных житейских ситуациях, общих мировоззренческих устано­вок, оказания психотерапевтической помощи и пр. Иногда удивляет и непривычная для научной стилистики работ форма изложения ма­териалов. Однако все это не случайность, а отражение той интенсив­ной работы, которую ведут исследователи на протяжении последне­го десятилетия по обогащению содержания главного объекта изуче­ния - работающего человека. Не абстрактный оператор, а живой» действующий человек ежедневно приходит на реальное рабочее ме­сто, привнося все богатство своего индивидуального опыта, стрем­лений и установок в социально-регламентированшле рамки трудо­вых ситуаций. Поэтому предпринимаемые попытки включить в об­ласть научного анализа все это многообразие проявлений и индиви­дуальных особенностей является необходимым шагом на пути созда­ния жизнеспособной практической психологии.

К ним следует отнестись со всем вниманием и совместно с автора­ми попытаться увязать их с традиционной проблематикой психоло­гии труда и инженерной психологии.

В хрестоматию включены частично сокращенные и адаптирован­ные переводы статей и отдельных глав из книг, изданных на англий­ском языке, с сохранением авторского характера изложения, формы обсуждения данных и цитирования литературы. Но по своему содер­жанию и направленности она отличается от типичного сборника на­учных статей. Во-первых, как уже отмечалось, в нее включены рабо­ты известных специалистов, в которых кристаллизируется накоплен­ный за десятилетия опыт становления психологии труда и организа­ционной психологии как самостоятельной дисшшлины. Читатель может познакомиться с развернутым обоснованием концепций, по­нятийного аппарата и описанием методических средств, которые, в

силу своей распространенности в текущей литературе, часта упоми­наются в чрезвычайно сжатом виде и используются как нечто само собой разумеющееся, не требующее специальных комментариев и расшифровки. Во-вторых, сохраненные стиль и форма авторитетных публикаций дают примеры принятых в настоящее время во всем ми­ре норм подготовки научных работ, способов ведения дискуссий, форм обработай и представления эмпирических данных. Это обстоя­тельство также представляется весьма полезным для подготовки бу­дущих специалистов, особенно если учесть относительную "новиз­ну" использования методов количественной обработки данных и психометрических средств в отечественной прикладной психологии. В-третьих, в каждой работе почти полностью сохранен перечень ли­тературных источников, к которым апеллировали авторы. Помимо требования точности, необходимой во всякой научной публикации, мы исходили и из других соображений, сохраняя эти обширные пе­речни. Внимательное прочтение списка литературы представляется весьма полезным делом, и не только потому, что задает опредеден-ные нормы обращения к работам и цитирования других авторов. На фоне отсутствия в отечественных библиотеках систематической под­борки специальных книг и западной научной периодики это позво­ляет составить представление о более широком круге авторов, наи­более известных трудах по кавдому конкретному вопросу, названи­ях основных специальных журналов я других формах активной на-учиой жизни* в которых будущие специалисты смогут принять уча* егие. Кроме того, в заголовках публикаций отражена та "живая" терминология, которая характеризует ключевые моменты в той или иной постановке исследуемых проблем.

Все вышесказанное позволяет нам надеяться, что подготовленная хрестоматия в какой-то мере составляет ориентировочную основу в той области знаний, которая сейчас называется психологией труда и организационной психологией.

Хрестоматия предназначена, в первую очередь, для студентов и аспирантов, специализирующихся в прикладных отраслях психоло­гии, эргономики, физиологии и гигиене труда. Ее материалы могут быть использованы в общих курсах по психологии труда, инженер­ной психологии» социальной психологии, эргоношяси, организации производства и менеджмента, а также при проведении специальных семинаров и практических занятий в рамках указанных дисциплин.

При отборе материалов для хрестоматии мы ориентировались на проект общеевропейской университетской программы по подготовке психологов труда и организационных психологов, разработанный ENOP (Европейская сеть по Психологии труда и организационной психологии). Мы искренне признательны членам этой организации - профессорам Бернарду Вштеру, Шарлю де Волффу, Питеру Дрен-

ту, Роберту Ру ^ за ценные советы и присылку оригиналов текстов, отобранных для перевода.

В работе над переводами текстов принимали участие сотрудники факультета психологии МГУ, профессионально занимающиеся соот­ветствующей научной проблематикой: нх. Бурмистров ИЗ,, м.н.с. Евсикова Н.И., м.н.с, Журбина Е.Э., к-п.н. Капица М.С., к.п.н. Куз­нецова А.С, д.п.н. Леонова А,Б., кл.н. Мдивани М.О., н.с. Нитра-Хов А.А., к,п,н. Солнцева Г.Н+, дл.н. Стрелков КХК,, м.н,с, Френки-на ЛЗ., кл1.н, Чернышева О.Н* Кроме того, мы выражаем глубокую Признательность сотрудникам лаборатории психологии труда фа­культета психологии МГУ Бельшпсину А.А,, Бурмистрову И.В., Ка-^е М*С, Кузнецовой А.С, Френкиной Л.Э, за большую помощь, оказанную при подготовке рукописи к печати.

Леонова А.&, Чернышева О.Н.

РАЗДЕЛ I

ТЕОРИЯ, МЕТОДЫ И ПРАКТИКА АНАЛИЗА

ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Питер Дж. Дрент,

Хенк Тиерру,

Паул Дж. Уиллемс,

Шарль де Волфф

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ?

--

Психология труда и организационная психология как наука

Психология труда и организационная психология является науч­ной дисциплиной, которая занимается изучением поведения рабо­тающих людей и тем, как они выполняют деятельность в рамках оп­ределенных организационных структур, или организаций. В таком определении выделяются два аспекта: сама трудовая деятельность (или работа) и функционирование в организации. Может показать­ся, что первый аспект в большей степени ассоциируется с психологи­ей труда, а второй - с организационной психологией и что поэтому они как бы связаны с двумя отдельными дисциплинами, различаю­щимися областью исследований. Однако можно привести много ар­гументов в пользу объединения их в единую научную область. Ко­нечно, термины "психология труда" и "организационная психоло­гия" можно использовать независимо, но объекты их изучения все равно будут в значительной степени пересекаться. В общем смысяе термин "психология труда31 применяется, когда акцент ставится на особенностях индивида как детерминантах поведения (склонности, мотивация, отношения и др.), тогда как в организационной психо­логии первостепенное внимание уделяется характеристикам органи­зационных структур. Но, по мере развития исследований, стало со­вершенно очевидным, что существуют всевозможные формы взаимо­действия между этими двумя группами детерминант и поэтому их четкое разграничение невозможно.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

Похожие:

Программа обновление гуманитарного образования в россии iconПрограмма обновление гуманитарного образования в россии
Подписано в печать 08. 06. 95. Формат 60x90/16. Бумага офсетная. Гарнитура "Таймс". Печать офсетная. Объем 18,5 усл п л. Тираж 3000...
Программа обновление гуманитарного образования в россии iconПрограмма обновление гуманитарного образования в россии г. Г. Дилигенский
Понятно, что подобная, свободная от какихлибо сложностей и сомнений схема общественной жизни, не оставляла много места для раздумий...
Программа обновление гуманитарного образования в россии iconПрограмма «обновление гуманитарного образования в россии» москва
Данное издание представляет собой авторскую работу, вошедшую в число побе­дителей в открытом конкурсе "Гуманитарное образование в...
Программа обновление гуманитарного образования в россии iconБеларусь, Украина, Молдова
Молдова ориентирована на обновление содержания и методологии научных исследований и системы высшего образования в области социально-гуманитарного...
Программа обновление гуманитарного образования в россии iconБеларусь, Украина, Молдова
Молдова ориентирована на обновление содержания и методологии научных исследований и системы высшего образования в области социально-гуманитарного...
Программа обновление гуманитарного образования в россии iconУчебная программа
Цель программы – повышение квалификации и научного потенциала преподавателей вузов России в области гуманитарного образования
Программа обновление гуманитарного образования в россии iconПрограмма трансформация гуманитарного образования в Кыргызской Республике Т. Чоротегин
Данное издание подготовлено в рамках программы "Трансформация гуманитарного образования в Кыргызской Республике"
Программа обновление гуманитарного образования в россии icon«Обновление образования в условиях введения фгос»
«Обновление образования в условиях введения фгос». Участниками проекта являлись общеобразовательные учреждения, реализующих фгос...
Программа обновление гуманитарного образования в россии iconГуманитарный университет профсоюзов
«Человек в современной социокультурной ситуации»; «Гуманитарная культура как фактор преобразования России»; «Культура как фактор...
Программа обновление гуманитарного образования в россии icon«Высшее образование в России» (перечень статей) Выпуск №8
В журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница