Социально-педагогический центр




НазваниеСоциально-педагогический центр
страница1/4
Дата04.11.2012
Размер0.54 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4


Министерство образования и науки

Российской Федерации

Тавдинский городской округ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

__________________________________________________________________

623950 г. Тавда Свердловской области ул. Омская, д.1 тел. 3-20-91, 2-22-16


Социально-педагогический центр:

содержание и организация

профилактической работы

в образовательном учреждении


Социально-педагогический проект


БЛОК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ


Актуальность СП центра в школе


Нет более древней идеи, чем идея взаимосвязи развития и образования, но именно поэтому мы можем говорить об особой значимости комплексного индивидуального сопровождения развития ребенка как новой технологии, обеспечивающей превращение этой идеи из декларации в реальность.

Д. п. н., проф Е.И. Казакова


В процессе обучения и воспитания ребенка, в ежедневной практике, педагоги оказывают помощь ученику в преодолении различного рода трудностей. Когда проблемы решаются не за ребенка, а педагогическое взаимодействие направлено на обучение самостоятельному поиску пути решения и осознанному выбору наиболее эффективного способа преодоления трудности самим учеником, тогда речь идет о сопровождении. «Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора…» (Казакова Е. И.).

Изменения, которые в течение последних лет происходят в системе образования, требуют от современной школы новых подходов к организации психолого-педагогических условий внутри образовательного учреждения. Внутришкольное сопровождение учащегося, как показывает практика, позволяет успешно решать задачи, стоящие в настоящее время перед школой.

Основная цель сопровождения – обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации ребенка попавшего в трудную ситуацию.

Основные принципы сопровождения полностью согласуются с базовыми принципами современного педагогического процесса: принципом развития личности за счет ее собственной активности, ориентации на субъект-субъектное взаимодействие, принципам непрерывности, открытости, гуманизации, индивидуализации.

Почему мы считаем организацию сопровождения в школе необходимым условием эффективного обучения и воспитания ребенка?

Перечислим несколько типичных для школы проблем. Переход на новый этап обучения, также как и поступление ребенка в 1 класс, обостряет проблемы адаптации не только детей, но и их родителей. Ученики первых и пятых классов, привыкая к новым для них условиям, чувствуют себя не всегда уверенно в школе, у них часто возникают проблемы в учебе и общении. С такими же трудностями сталкиваются ученики, перешедшие из других школ.

Ряд проблем, возникающих у учащихся в процессе обучения, связан с набором в 10 класс. Здесь зачастую источником трудностей у учеников являются амбиции родителей и их стремление сделать выбор за своего ребенка, тем самым лишая его самостоятельности, тормозя процесс его естественного развития.

Что чувствует ребенок, подросток, запутавшийся в своих проблемах? Скорее всего, одиночество, беспомощность… Он словно песчинка в океане в огромной школе. Как и кто может помочь ученику справиться с трудностями в учебе и общении? Как помочь старшекласснику добиться успеха на важном, но очень сложном этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения? К кому он может обратиться?

Для этого в школе нужен СП-центр, который сопровождает ряд специалистов: педагог-психолог, логопед, социальный педагог, школьный инспектор, педагоги и администрация школы.

Задачи СП-центра:

  • Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления.

  • Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения. Сопровождение предполагает взаимодействие сотрудников СП-центра, учителей, родителей и ученика в процессе разработки и реализации индивидуально-ориентированных программ сопровождения.

  • Проведение комплекса мероприятий для выявления и сопровождения учащихся «группы риска».

    • Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка.

    • Реализация системно-ориентированных программ сопровождения, направленных на профилактику проблем в учебной, социальной и эмоционально-волевой сферах, сохранение здоровья учащихся.

    • Содействие обеспечению условий для обучения в массовой школе детей с проблемами в развитии.

    • Осуществление информационной поддержки учащихся, учителей, и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах; а также правовое консультирование.

    • Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлений и устранение причин и условий, способствующих этому.

    • Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

    • Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении.

    • Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

    • Распространение опыта сопровождения учащихся, повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.


Основные принципы работы СП-центра:

  • «Всегда на стороне ребенка!».

  • Непрерывность сопровождения.

  • Комплексный подход.

  • Законность.

  • Демократизм.

  • Гуманное обращение с несовершеннолетними.

  • Поддержка семьи и взаимодействие с ней.

  • Индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации.

  • Обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

  • Концептуальной основой деятельности центра является педагогика успеха.


Основные направления работы СП-центра:

  • Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учебе.

  • Сопровождение учащихся с социально-эмоциональными проблемами. Сопровождение социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение учащихся «группы риска». Профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся.

  • «Здоровье и здоровый образ жизни».

Сопровождение учащихся с проблемами в развитии.


Основные направления деятельности центра сопровождения
и системно-ориентированные программы






ПОЗИЦИОННЫЙ БЛОК


Структура СП- центра


С целью совершенствования содержания программ комплексного сопровождения учащихся на всех этапах обучения в школе, а также с целью накопления и систематизации современных технологий сопровождения, информационного обеспечения учащихся, педагогов и родителей, диагностического обеспечения сотрудников СП-центра разработан и систематически пополняется информационно-методический и диагностический комплекс (ИМДК).


Структура ИМДК:

  • информационный блок (инфотека);

  • диагностический блок (тестотека);

  • библиотека;

  • видеотека;

  • методический блок;

  • инструментарий;



Инфотека СП-центр – это информация:

  • о школах, средних профессиональных и высших учебных заведениях (классификаторы профессий, папки с информацией о профессиях и учебных заведениях);

  • о службах социальной помощи;

  • о центре “Золушка” и т. п.;

  • о центрах досуга и отдыха;


Тестотека

представляет собой систематизированную подборку различных тестов.

Необходимо отметить, что диагностика чаще проводится по запросу.

Обычно специалисты работают по схеме:

  • наблюдение за ребенком;

  • обсуждение проблемы;

  • решение вопроса: нужно ли тестирование?

  • если да, выбор инструмента.


Библиотека содержит литературу по педагогике, психологии, дефектологии и др. смежным дисциплинам. Выделены специальные подборки книг:

  • «Учителю»;

  • «Классному руководителю»;

  • «Ты не один» (ребенку и подростку).



Методический блок

содержит технологии, программы и методические разработки по СП-сопровождению.


Инструментарий

  • карта индивидуального сопровождения;

  • карта СП-сопровождения класса;

  • карта изучения развития ребенка;

  • диагностическая карта класса и др.


Карта индивидуального сопровождения.

Заводится на детей «группы риска» и состоит из 4 основных листов:

  1. Фамилия, имя ребенка, дата рождения, адрес, телефон; класс, Ф. И. О. классного руководителя; особенности развития (анамнез); состояние здоровья; индивидуальные особенности; данные об успеваемости, выявленные проблемы.

  2. Сведения о семье (информация о родителях, жилищных условиях, стиле семейного воспитания);

  3. Данные диагностики.

  4. Описание работы специалистов СП-центра по сопровождению учащегося (лист сопровождения).


Технология построения ИМДК:

  • изучение опыта моделей и технологий сопровождения;

  • адаптация и внедрение технологий;

  • разработка системно ориентированных и индивидуально ориентированных программ сопровождения;

  • систематизация и пополнение материалов информационного, диагностического и методического блоков ИМДК.


Условия применения ИМДК:

  • СП-центр или

  • школьная служба помощи детям, оказавшимся в СОП, группа специалистов которой осуществляет комплексное непрерывное сопровождение.



Пользователи ИМДК:

  • специалисты СП-центра;

  • учителя и классные руководители, администрация;

  • учащиеся школы и их родители;



ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК


Уровни организации помощи ребенку


С момента поступления ребенка в школу сотрудники центра сопровождения непрерывно наблюдают за процессом его развития, выявляя проблемы в ходе диагностики или получая сигналы о наличии трудностей в результате обращения учеников, учителей, родителей, представителей администрации.

Карта индивидуального сопровождения заводится на детей "группы риска" школы и пополняется данными диагностики, проводимой на определенных этапах обучения. Однако карту сопровождения нельзя рассматривать только лишь как «копилку информации» о ребенке. Если ученик нуждается в индивидуальной программе сопровождения, то сама программа и мониторинг ее эффективности найдут свое отражение в карте.

Детальный анализ проблемы, сбор информации позволяют разработать программу индивидуального сопровождения, включающую планирование конкретных шагов, направленных на оказание помощи ребенку в решении проблемы.

Помощь ребенку в преодолении различного рода проблем оказывается на трех уровнях:

1 уровень - помощь со стороны ближайшего окружения ребенка (родители, родственники и друзья), помощь в классе (одноклассники, учителя, классный руководитель);

2 уровень - СП-центр;

3 уровень - специалисты других организаций и служб города (рис.1).

Сотрудники СП-центра, оказывая помощь на втором уровне, сотрудничают с различными организациями и службами города в необходимых случаях.


Рис.1. Уровни организации помощи ребенку





Многоуровневая модель сопровождения позволяет осуществлять эффективное взаимодействие специалистов учреждений и служб разных ведомств в интересах ребенка и его семьи. На «первом уровне» помощи находятся представители ближайшего окружения ребенка: его родители и друзья, классные руководители и учителя. Специалистами «второго уровня» являются: школьный педагог-психолог и социальный педагог, школьный инспектор, группы педагогов, реализующие те или иные программы предупреждения или решения проблем детей, сотрудники центра сопровождения, которые во взаимодействии с представителями «первого уровня» помощи реализуют программы сопровождения. Перед педагогами, осуществляющими сопровождение, стоит важная задача информирования всех участников образовательного процесса о возможностях социальных и медицинских служб (приютов, социальных учреждений, реализующих специализированные программы в системе социального обеспечения населения) по оказанию помощи ребенку и его семье на «третьем уровне» сопровождения.

Данная многоуровневая модель сопровождения предполагает реализацию еще одного важного принципа сопровождения, который заключается в необходимости обеспечения помощи ребенку, начиная с первого уровня, т. е. с наименее специализированных служб, организуя более специализированную помощь ребенку только в том случае, если проблема не была успешно решена ранее. Для активизации помощи на первом уровне специалистами «второй линии» разрабатываются системно-ориентированные программы профилактики проблем, о которых речь пойдет ниже.

Сопровождение предполагает создание условий для выявления «группы риска» (то есть учащихся, находящихся под воздействием одного или нескольких неблагоприятных факторов) и гарантированную помощь тем, кто в ней нуждается.

В соответствии с концепцией Е. И. Казаковой, носителем любой проблемы является не только сам ребенок, но и его близкое окружение. То есть любая проблемная ситуация в развитии ребенка создается несколькими участниками – им самим, его семьей, педагогами, ближайшим дружеским и социальным окружением. Задача специалиста по сопровождению заключается в организации и координации усилий всех заинтересованных лиц, направленных на преодоление проблемы

(рис. 2).


Рис.2. Координация усилий всех участников
проблемной ситуации специалистом сопровождения



(субъектный четырехугольник Е. И. Казаковой)


Ребенок Родители



Одноклассники, друзья учителя, классный руководитель


Сопровождение, таким образом, может быть направлено на основного носителя проблемы, на кого-либо из его окружения, на всю систему в целом.

Процесс индивидуального сопровождения можно описать через последовательную реализацию следующих шагов:

1) проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, ее истории и потенциальных носителей;

2) информационный поиск методов и ресурсов, которые могут помочь решить проблему;

3) обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбор наиболее целесообразного пути решения;

4) оказание первичной помощи ребенку и другим носителям проблемы на начальных этапах реализации плана действий.

Основные методы сопровождения:

– диагностический,

– информационный,

– проектировочный,

– консультативный.

Участниками процесса индивидуального сопровождения выступают: сопровождающий, сопровождаемый и его ближайшее окружение.

Этапы процесса сопровождения:

– диагностика сущности проблемы;

– построение программы сопровождения: проектирование путей решения проблемы; отбор содержания, средств; распределение ролей и функциональных обязанностей;

– реализация программы;

– анализ качества программы индивидуального сопровождения.

Рассмотрим эти этапы подробнее. На этапе получения сигнала о проблеме фиксируется запрос на сопровождение от субъекта или субъектов проблемы. Как уже отмечалось ранее, инициатором взаимодействия может быть сам носитель проблемы, представитель его ближайшего окружения, сотрудник службы сопровождения. В качестве сигнала о наличии проблемной ситуации могут выступать: состояние общего неблагополучия, испытываемого ребенком/подростком; данные скрининговых исследований; прогностический анализ потенциальных трудностей. Принципиально важным является вопрос о доверии ребенка (подростка) – носителя проблемы – к сопровождающему взрослому. Получение «мандата доверие» возможно только при соблюдении строгой конфиденциальности, этических норм, при наличии взаимного уважения со стороны сопровождающего и сопровождаемого. Принцип «всегда на стороне ребенка» гарантирует защиту его интересов даже в тех случаях, когда педагог сталкивается с негативным поведением учащегося.

Целью диагностического этапа является осознание сути проблемы, определение ее носителей и потенциальных возможностей решения.

Сбор информации предполагает поиск различных источников информации о возможных в данной ситуации путях преодоления проблемы. На этом этапе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения, выявляют позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности. На данном этапе важнее всего проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые называет сам ребенок/подросток. Стимулирование самостоятельной активности носителя проблемы – одна из важнейших задач правильно организованного процесса сопровождения.

На этапе разработки программы сопровождения в результате анализа полученной информации о путях и способах решения проблемы, создаются условия для осознания проблемы самим сопровождаемым, распределяются обязанности по реализации плана действий, определяется последовательность шагов, уточняются сроки исполнения и возможность корректировки программы.

На этапе реализации программы сопровождения особенно важной является первичная помощь ребенку/подростку, всем участникам проблемной ситуации в реализации плана действий со стороны специалистов СП-центра. Необходимо фиксировать любые, даже минимальные, успехи на пути к поставленной цели.

Разрешение проблемы часто требует оказания помощи на третьем уровне, то есть активного вмешательства внешних служб. В этой ситуации специалист сопровождения принимает на себя координационные функции.

Оценочные этапы. Сопровождение предполагает выделение двух этапов оценки: промежуточной, которая позволяет выявить общую целесообразность выбранного плана решения проблемы и итоговой, которая позволяет оценить, приобрел ли сопровождаемый опыт решения подобных проблем. Этот этап может стать заключительным в отношении программы индивидуального сопровождения, а может стать стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и решения проблем, типичных для значительных групп учащихся.

На заключительном этапе индивидуального сопровождения необходимо предоставить возможность ученику – носителю проблемы – реализовывать приобретенный собственный опыт, укрепляя уверенность в своих силах в процессе дальнейшего развития.

Рассмотрим конкретный пример индивидуально-ориентированной программы сопровождения.

Программа индивидуального сопровождения ученика 9 класса Михаила.

В конце сентября в школьную службу сопровождения обратились ученик 9 класса Михаила и его классный руководитель и представители КДН. Проблема была сформулирована следующим образом: у мальчика возникли трудности во взаимоотношениях с некоторыми одноклассниками, что влияет на эмоциональное благополучие Миши и в школе.

В процессе первой беседы с Мишей выяснилось следующее:

1. Миша плохо учится, на протяжении всех лет обучения возникают проблемы в учебе.

2. Миша не единственный ребенок в семье. Родители не уделяют ему достаточно внимания, их вообще не волнует его эмоциональное благополучие.

3. В последние полтора года Миша очень переживает из-за своего внешнего вида, болезненно реагирует на безобидные шутки одноклассников (эмоциональное неблагополучие часто сопровождается соматическими реакциями: боли в животе, недомогание). Мама Миши очень обеспокоена эмоциональным состоянием своего сына.

4. Миша общается в классе с группой мальчиков, но их не связывают общие интересы, поэтому он хотел бы поддерживать более тесные отношения с другими одноклассниками, но те по какой-то причине не допускают его в свой круг общения.

5. В 9 классе Миша условно осуждён за кражу, от него отвернулись одноклассники и учителя.

Миша попросил помочь ему наладить контакт с одноклассниками и преодолеть неуверенность в себе.

Дальнейший сбор информации (беседы с Мишей, его мамой, классным руководителем, одноклассниками; наблюдения) и анализ проблемы позволили сделать вывод о том, что Миша пытается разобраться в сложившейся ситуации, стремится справиться с ней.

В процессе беседы с мамой выяснилось, что развитие ребенка происходило в неблагоприятных условиях (родители употребляют спиртные напитки; в первые годы жизни развивался нормально; материальные условия семьи – удовлетворительные). Взаимоотношения в семье неровные, недоброжелательные и строятся на основе насилия. Мальчик предоставлен самому себе. Режим дня в семье не соблюдается. Папа осуждён, мама не работает, но при этом не уделяет должное внимание своему ребенку. Мама обратила внимание на то, что Миша всегда была не очень общительным человеком. В 8 классе у него был один друг, и Миша надеялась, что, перейдя в 9 класс, у него появится много новых друзей. Он интересуется музыкой и спортом. В сложных ситуациях Миша обычно советуется с мамой, обращается к ней за помощью. Неуверенность в себе, которая проявилась у Миши в последние полтора года, мешает ему комфортно чувствовать себя в коллективе одноклассников, отражается на эмоциональном самочувствии.

В ходе беседы с Мишей была собрана следующая информация: Миша общается в классе с несколькими мальчиками, но их не связывают общие интересы. Он хотел бы более тесно общаться с другой группой мальчиков, но те по какой-то причине не принимают его в свой круг. Миша очень болезненно относится к своему внешнему виду.

Из беседы с классным руководителем выяснилось, что в общении с одноклассниками Миша достаточно доброжелателен. К учебе относится несерьезно. Семья безответственно подходит к проблемам воспитания сына, родители не следят за его здоровьем, учебой, эмоциональным благополучием. Родители не посещают родительские собрания, не приходят на индивидуальные консультации к классному руководителю и учителям. Классный руководитель обратила внимание, что в последнее время появилась некоторая «натянутость» в общении между Мишей и одноклассниками.

Наблюдения на уроках и во внеурочное время показали, что Миша на переменах общается с несколькими одноклассниками. Интерес к учебе у Миши не проявляется практически на всех уроках; отношение к учителям уважительное, любит беседовать с ними.

В процессе анализа проблемы на основе полученной информации были сформулированы следующие гипотезы, ориентированные на поиск способов решения проблемы:

1. Анализ проблемы совместно с Мишей, использование алгоритма принятия решения позволит мальчику «увидеть проблему со стороны», убедиться в том, что она решаема, рассмотреть разные варианты ее решения и сделать правильный выбор стратегии поведения в проблемной ситуации (включая анализ и коррекцию собственного отношения к окружающим и к самой себе).

2. Аналогичная работа, проведенная с одноклассниками Миши (если они захотят принять помощь сопровождающих), может способствовать примирению с одноклассниками.

3. Мать Миши, осуществляя поддержку дома, будет способствовать тому, что мальчик поверит в возможность решения проблемы и предпримет необходимые шаги для преодоления проблемной ситуации.

В соответствии с выдвинутыми гипотезами был разработан следующий план действий:

  1. Индивидуальная работа с Мишей (школьный инспектор). Обучение выбору правильной стратегии поведения в проблемной ситуации социального взаимодействия. Использование алгоритма анализа ситуации и принятия решения (педагог-психолог)

  2. Беседа с одноклассниками (школьный инспектор).

  3. Еженедельное обсуждение эффективности программы действия (школьный инспектор, классный руководитель, Миша, мама).

Уже к концу 2 четверти были отмечены значительные улучшения в эмоциональном состоянии мальчика, также положительные изменения произошли во взаимоотношениях с одноклассниками. Эффективность программы сопровождения подтверждается улучшением психологического климата в классном коллективе: социометрическое исследование показало отсутствие отвергаемых учеников в классе (Миша помогал украшать классный кабинет к новому году).

В следующем разделе на этом примере мы рассмотрим программы системно-ориентированного внутришкольного сопровождения, направленные на предупреждение проблем у учащихся «группы риска».


НОРМАТИВНЫЙ БЛОК


Правовою основу социально-педагогической деятельности по профилактике правонарушений в образовательном учреждении составляют:

  • Конституция РФ;

  • Общепризнанные нормы международного права;

  • Закон РФ от 10 июля 1992 № 3266 – 1 «Об образовании»;

  • ФЗ от 24 июня 1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  • ФЗ от 10 июля 2001 №87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (с изменениями от 31.12.2002, 10.01.2003);

  • ПП РФ от 25 апреля 1995 № 420 «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» (с изменениями от 8 января 1997, 23 декабря 2002);

  • ПП РФ от 3 октября 2002 № 732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003 – 2006 гг.» (подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»);

  • Законы и нормативные правовые акты Свердловской области;

  • Ведомственные и межведомственные нормативные правовые документы, в частности:

- Инструкция по организации работы подразделений ПДН, ОВД, утверждённая приказом МВД РФ от 26 мая 2000 № 569;

- Письмо Министерства образования и науки РФ, МВД РФ, Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков от 21 сентября 2005 № ВФ-1376/06 « Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в образовательных учреждениях»,


Функциональные обязанности руководителя СП-центра

  1. Обеспечивает эффективную работу всех сотрудников СП-центра (режим работы, распределение функциональных обязанностей, планирование работы).

  2. Организует взаимодействие специалистов центра с учителями и классными руководителями, зам. директора по ВР, педагогами ЦТР «Гармония», заместителем директора по УВР, школьным инспектором, социальным педагогом. Руководит процессом реализации программ сопровождения.

  3. Руководит работой по разработке новых технологий сопровождения, системно и индивидуально ориентированных программ комплексного сопровождения.

  4. Организует работу по пополнению информационно-методического и диагностического комплекса СП-центра (ИМДК).

  5. Осуществляет консультирование учащихся, родителей и классных руководителей по проблемам учащихся.

  6. Проводит психолого-педагогические консилиумы.

  7. Участвует в Педагогическом совете школы.

  8. Организует работу по оказанию помощи учащимся в преодолении психоэмоциональных и логопедических проблем. Организует повышение профессиональной компетентности сотрудников.

  9. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

  10. Анализирует, обобщает и распространяет собственный опыт, опыт работы СП-центра.

  11. Ведет необходимую документацию, пополняет ИМДК ПС-центра.


Функциональные обязанности учителя-логопеда

  1. Организует и проводит обследование учащихся с целью определения структуры и степени выраженности имеющихся дефектов устной и письменной речи.

2. Принимает участие в разработке и реализации программ индивидуального сопровождения учащихся начальной школы.

3. Организует и осуществляет работу по комплектованию групп учащихся для логопедических занятий по результатам проведенного обследования.

4. Организует и осуществляет работу по коррекции звукопроизношения, дисграфии и развитию речи учащихся (индивидуальную и групповую).

5. Ведет речевые карты учащихся с логопедическими проблемами.

6. Взаимодействует с учителями по предупреждению и преодолению учебных затруднений у учащихся на уроках русского языка.

7. Консультирует учащихся, педагогов и родителей по логопедическим проблемам.

8. Участвует в работе психолого-педагогических консилиумов, Педагогическом совете школы, в организации и проведении семинаров и конференций по проблемам сопровождения.

10. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

11. Анализирует, обобщает и распространяет собственный опыт, опыт работы СП-центра.

12. Ведет необходимую документацию, пополняет ИМДК СП-центра.

13. Проводит индивидуальные занятия по коррекции заикания, расстройства темпа речи, преодолению функциональных состояний, связанных с нарушением дыхания.

14.Посещает родительские собрания, информируя родителей о логопедических проблемах учащихся и возможных способах оказания помощи детям.

Функциональные обязанности социального педагога


В круг функциональных обязанностей социального педагога входит:

  • Взаимодействие с классными руководителями по выявлению:

-детей «группы риска»;

-детей из многодетных семей;

-опекаемых учащихся;

-детей-инвалидов;

-учащихся, состоящих на учете у врачей;

-детей из социально-уязвимых семей (в т.ч. малообеспеченных);

  • Разработка программ сопровождения учащихся с социально – эмоциональными проблемами, учащихся «группы риска» и социально-уязвимых семей во взаимодействии со всеми специалистами СП-центра, классными руководителями и учителями.

  • Сопровождение учащихся с социально – эмоциональными проблемами, «группы риска» и социально-уязвимых семей (реализация программ сопровождения).

  • Взаимодействие с районными и городскими социальными службами, центром «Золушка» и другими организациями.


На основании этого в обязанности входит:

  1. Осуществляет комплекс мероприятий по выявлению и организации сопровождения учащихся группы социального риска.

  2. Осуществляет индивидуальное сопровождение учащихся «группы риска», учащихся с социально-эмоциональными проблемами.

  3. Взаимодействует с учителями и классными руководителями по индивидуальному сопровождению учащихся с социально-эмоциональными проблемами, сопровождению социально-уязвимых семей, детей «группы риска».

  4. Взаимодействует с медицинской службой ДРП с целью выявления и сопровождения детей с ослабленным здоровьем.

  5. Консультирует учащихся, родителей и классных руководителей по проблемам в учебной и социально-эмоциональной сферах.

  6. Участвует в работе психолого-педагогических консилиумов, Педагогическом совете школы, в организации и проведении семинаров и конференций по проблемам сопровождения.

  7. Взаимодействует с государственными и общественными социальными организациями с целью оказания помощи детям и семьям.

  8. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

  9. Анализирует, обобщает и распространяет собственный опыт, опыт работы СП-центра.

Ведет необходимую документацию, пополняет ИМДК СП-центра.


Функциональные обязанности педагога-психолога

  1. Организует работу по определению уровня готовности к обучению в школе, проводит встречи-знакомства с дошкольниками, родителями с целью оказания помощи в выборе образовательного маршрута.

  2. Взаимодействует с учителями начальной школы в процессе разработки и реализации программ сопровождения учащихся.

  3. Принимает участие в разработке и реализации индивидуально и системно ориентированных программ сопровождения.

  4. Проводит диагностику эмоционально-волевой, социально-эмоциональной и интеллектуальной сферы учащихся начальной школы с целью разработки программ сопровождения, рекомендаций по выбору образовательного маршрута.

  5. Консультирует учащихся, родителей и учителей по проблемам воспитания, обучения и развития ребенка.

  6. Способствует осуществлению преемственности в работе начальной и средней школы.

  7. Участвует в реализации программ сопровождения: «Преемственность. Адаптация», «Профилактика учебных затруднений»; «Дружный класс» и др.

  8. Проводит диагностику социально-психологических особенностей личности, эмоционально-волевой, интеллектуальной сферы учащихся 5-7 классов с целью разработки программ сопровождения, рекомендаций по выбору образовательного маршрута.

  9. Осуществляет индивидуальное сопровождение учащихся 8-11 классов.



  10. Ведет карты индивидуального сопровождения учащихся, карты сопровождения класса.

  11. Организует и проводит тренинги для родителей.

  12. Участвует в работе психолого-педагогических консилиумов, методических объединений учителей, в Педагогическом совете школы; в организации и проведении семинаров и конференций по проблемам сопровождения.

  13. Посещает родительские собрания, информирует родителей о возрастных особенностях детей, о проблемах учащихся.

  14. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

  15. Анализирует, обобщает и распространяет собственный опыт, опыт работы СП-центра.

  16. Ведет необходимую документацию, пополняет ИМДК СП-центра.



СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК


Информационно-методический комплекс школьного инспектора


Ведение документации, пополнение информационной базы данных – важные составляющие в работе школьного инспектора.

Информационно-методический комплекс школьного инспектора включает в себя следующие материалы:

Папка школьного инспектора:

  • Модуль 1: «Информационное обеспечение»: городское ПДН, микрорайон школы, информация об учреждениях системы профилактики;

  • Модуль 2: «Индивидуальное сопровождение»: списки учащихся: из многодетных семей, опекаемых детей, детей «группы риска» и потенциальной «группы риска», учащихся с ослабленным здоровьем.

  • Модуль 3: «Сопровождение классов» (списки, карты сопровождения классов и др.)

  • Модуль 4: «Инструментарий»: карта индивидуального сопровождения, диагностическая карта класса, социальный портрет класса, акт обследования жилищно-бытовых условий и т.д.


Материалы по направлению «Формирование культуры здорового образа жизни».

Материалы по направлению «Преодоление и профилактика социально- эмоциональных проблем».

Рабочая папка «Профилактика правонарушений несовершеннолетних и скрытого отсева»:

  • нормативно-правовая база;

  • план работы ОУ по правонарушениям несовершеннолетних;

статистические данные (на учете в КДН, на учете в ОППН, группа риска, соц. срезы классов…).


«Взаимодействие школьного инспектора, других сотрудников СП-центра: классного руководителя, учителей и социального работника»





Программы профилактики социально-эмоциональных проблем


С целью обеспечения условий, необходимых для профилактики социально-эмоциональных проблем, школьным инспектором во взаимодействии с другими сотрудниками СП-центра реализуются следующие системно-ориентированные программы сопровождения (Программа «Дружный класс. Без агрессии» (профилактика агрессивного поведения); «Развитие социальных навыков подростка»; «Город разных точек зрения», «Город без наркотиков» и др.)

Содержание данных программ включает в себя обучение подростка самостоятельному осознанному выбору адекватных стратегий поведения в различных социальных ситуациях. Основной метод, используемый в работе по данным программам - сопровождение становления и саморазвития личности учащегося, которое предполагает:

  1. обучение поиску альтернативных вариантов решения любой проблемы (выбора в отношении употребления или неупотребления алкоголя, наркотиков, курения; совершения или несовершения правонарушений и т.д.)

  2. обучение осознанному самостоятельному выбору позитивного варианта решения любой проблемы


В ходе реализации программы сопровождения учащимся предлагается «Алгоритм принятия решения».

  1   2   3   4

Похожие:

Социально-педагогический центр iconМоу дпос «Методический центр» профилактика социально обусловленных заболеваний среди подростков
Отв за выпуск – Е. Н. Вишнякова, методист по социально-педагогическим вопросам моу дпос «Методический центр»
Социально-педагогический центр iconСоциально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (гост р 52498-2005)
...
Социально-педагогический центр iconПедагогический диалог субъектов образовательного процесса как фактор социально-культурного развития студентов-первокурсников
Работа выполнена на кафедре педагогики ноу впо «Вятский социально-экономический институт»
Социально-педагогический центр iconГоу впо московский гуманитарный педагогический институт
Целью конкурса является привлечение внимания детей, подростков, молодежи и педагогических работников к здоровой жизни, формированию...
Социально-педагогический центр iconУстав бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Удмуртской Республики
«Ижевский педагогический колледж» переименовано в государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования...
Социально-педагогический центр iconВысшего профессионального образования «Благовещенский государственный педагогический университет» отче т
Центр организации довузовского образования. С 2001 года начал функционировать психолого-педагогический факультет, а с 2002 – года...
Социально-педагогический центр iconПоложение о всероссийском конкурсе «содержание, технологии и методики подготовки к егэ и предметным олимпиадам»
Кафедра педагогики и психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Академия социального управления...
Социально-педагогический центр iconПубличный отчет Государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центра психолого-медико-социального сопровождения “Психолого-педагогический центр” городского округа Тольятти
Ения “Психолого-педагогический центр” городского округа Тольятти основан в 1998 г в соответствии с Постановлением Правительства РФ...
Социально-педагогический центр iconДоклад «Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2011 году» подготовлен государственным казенным учреждением Астраханской области «Центр социально-экономического мониторинга и аналитики»

Социально-педагогический центр iconГау ро «Региональный информационно-аналитический центр» Проект стратегии социально-экономического развития
Вызовы, угрозы, ограничения и условия базового сценария социально-экономического развития Ростовской области 35
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница