1. Пояснительная записка стр




Название1. Пояснительная записка стр
страница1/3
Дата04.09.2012
Размер300 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3
Обращение к читателям


Эта программа была разработана ещё в 1992 году, как специализация курса МХК. Автору хотелось из курса мировой художественной культуры выделить раздел русской культуры, детализировать и преподавать в 5 – 8 классах. А в старших классах планировалось обращение к мировой художественной культуре, но уже на уровне исследовательской деятельности, через осмысление культуры своего народа.

В процессе работы обозначилась необходимость преподавания материала в историческом контексте. И весь курс, абсолютно органично, как жемчужины на нитку, нанизался на православный календарь. И эта самая нить – православие – связала все направления в русской культуре: объяснила загадочные полотна русских художников, открыла пласты духовной музыки, расшифровала высказывания героев классической литературы. По сути, преподавание истории русской культуры стало преподаванием основ православной культуры, но без обозначения.

Потому и захотелось предложить эту программу коллегам, как путь к преподаванию основ православной культуры. Если вы сами, ваша школа ещё не готовы – начните с преподавания истории русской культуры - и не сомневайтесь, она вас приведёт к преподаванию основ православной.


С уважением, учитель МХК и ОПК

МОУ гимназии № 44 г. Ссчи,

победитель ПНПО - 2008

Шевцова Татьяна Ивановна


г. Сочи 2008 г.

Управление по образованию и науке

Администрации г. Сочи

МОУ гимназия № 44


авторская программа


История русской культуры

Составитель Шевцова Т.И.

учитель МОУ гимназии № 44


Сочи 2005


СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка …………………………………………………………………. 3 - 9 стр.

2. Программа 1 года обучения…………………………………………………………. 10 стр.

3. Календарно – тематический план 1 года обучения…………. 11 – 14 стр.

4. Программа 2 года обучения ……………………………………………………….. 15 стр.

5. Календарно – тематический план 2 года обучения ………… 16 – 19 стр.

6. Программа 3 года обучения ……………………………………………………….. 20 стр.

7. Календарно – тематический план 3 года обучения…………. 21 – 23 стр.

8. Программа 4 года обучения ……………………………………………………….. 24 стр.

9. Календарно – тематический план 4 года обучения…………. 25 – 27 стр.

10. Заключение ………………………………………………………………………………………… 28 стр.

11. Анализ результатов работы………………………………………………………... 29 – 33 стр.

12. Список используемой литературы ………………………………………….. 34 – 35 стр.

13. Рецензия …………………………………………………………………………………………………. 36 - 37стр.


Пояснительная записка


В настоящее время Отечество наше переживает сложный период. Делаются попытки найти новые пути развития. В экономике и политике - хоть и наделали много ошибок - будущее уже приобретает определённые черты. Гораздо хуже обстоят дела с духовной жизнью. Всё перепуталось в умах до такой степени, что не можем определить национальную идею. Мы так часто и радикально порывали со своим прошлым, что страна оторвалась от исторических корней. Дети не помнят имён своих бабушек и дедушек, и тем более, не помнят, чем они занимались в своей жизни. Мало кого интересуют этнические корни и откуда же взялись наши традиции! А не зная своей культуры, варварски разрушаем её.

Личная память человека формирует его совесть, точно так же историческая память народа формирует нравственность нации. Культура народа – это активная память народа – вот почему необходимо восстанавливать утраченные связи современного человека с древней культурой своего народа.

Кому-то эти слова покажутся высокопарными, но не тем, кто занимается с детьми традиционными промыслами, разучивает колядки перед Рождеством, составляет генеалогическое древо – это и есть пути восстановления нравственности. Наша попытка перекинуть мостик между прошлым и будущим состоит в разработке и реализации программы «История русской культуры», которая составлена на основе государственной «Мировая художественная культура» (автор А. Предтеченская) и реализуется в школах России с 1985 года.

Основной идеей программы «История русской культуры» является формирование у детей «памяти поколений», стремления познать культуру своего народа и стать её носителем. Постепенно, по мере изучения программного материала, учитель подводит учащихся к пониманию истории отечественной культуры, как неотъемлемой части мировой художественной культуры.

Программа построена по историко-тематическому принципу, что позволяет интегрировать изучаемый материал с другими предметами, дополнять их образную структуру и влиять на формирование у детей художественного вкуса.

Следующий важный принцип – развивать самостоятельную творческую деятельность учащихся. На начальной стадии обучения – тематическое чтение, исследование объектов культуры. На следующих этапах - составление рефератов, проектная деятельность, просветительская и научная работа.

Образное представление культуры как колосса, стоящего на «трёх китах», - науке, религии и искусстве – помогает осмыслить понятие КУЛЬТУРА. В школьных учебниках истории культура представлена как искусство, а вот религия, как неотъемлемая часть культуры, совершенно выпадает. И особенно этим грешит история последних 70 лет – легкомысленно освободившись от религии, советские исследователи не могут правильно истолковать многих вопросов культуры. Без знания Священной Истории нельзя понять доброй половины полотен изобразительного искусства, разобраться в орнаментальных узорах средневековой архитектуры и до конца понять Гоголя и Достоевского. Потому изучение истории русской культуры в ракурсе Священной Истории совершенно очевидно.

В процессе освоения программы, наряду с традиционными уроками, используются разные формы обучения - экскурсии, исследование музейных объектов, экспедиции и путешествия в каникулярное время, совместные походы в кино, на концерты, на спектакли, выставки, встречи с интересными людьми. Руководствуемся «Золотым правилом дидактики» Каменского - «ВСЁ, ЧТО МОЖНО, ПРЕДОСТАВЛЯТЬ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ».


Но никакой поход в музей или на балетный спектакль сам по себе воздействовать на ребёнка не будет, если не провести специальную подготовку. Каждое путешествие, даже если оно в места уже знакомые, становится в десятки раз интереснее, в сотни полезнее, если прошёл длительный процесс исследования исторического материала, разглядывания фотографий, планирования и обсуждений; и чем дольше идет процесс погружения ребёнка в атмосферу предстоящего, ТЕМ ПРОДУКТИВНЕЕ РЕЗУЛЬТАТ.


Программа расчитана на 4 года обучения.


1 год обучения. 5класс. З4 часа.

КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВАЯ КУЛЬТУРА. ДРЕВНЯЯ РУСЬ.


2 год обучения. 6 класс. 34 часа.

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ. ЕДИНСТВО МИРОЗДАНИЯ.


3 год обучения. 7 класс. 34 часа.

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ЧЕЛОВЕК-СЕМЬЯ-ОБЩЕСТВО.


4 гол обучения. 8 класс. 34 часа.

ЕВРОПЕИЗАЦИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ.


На первом году обучения, который носит название КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВАЯ КУЛЬТУРА. ДРЕВНЯЯ РУСЬ, происходит знакомство с важнейшими годовыми праздниками. На протяжении тысячилетий люди выполняли одни и те же операции, в которых закодированы правила поведения и отношения к окружающему миру. Их можно назвать календарно-обрядовыми традициями – вот и живём по древнему календарю, в котором год начинался в сентябре: празднуем начало года, величаем Матушку-Осенину, а вслед за ней и Богородицу – подходит день её Рождества. А придут тёмные зимние деньки – наступит время рукодельничать и сочинять сказки, а там и Рождество Христово, и Пасха, и Троица – весь год как на ладони!

Знакомство с годовыми христианскими праздниками позволит понять традиционную русскую православную культуру. Выявим, как органично произошло слияние древних языческих и новых христианских правил. Научимся сами «играть» народные песни, потому что каждая из них – целое тетрализованное представление, которое надо только играть – пения мало! Познакомимся с народными промыслами и попробуем свои силы в хохломской росписи, новгородской вышивке или резьбе по дереву. И закончим год замечательным праздником – Днём рождения церкви – Троицей, который станет добрым итогом году – и обрядовому, и учебному.

Усвоенный во время первого года обучения календарный цикл расширяется до понимания внутреннего смысла жизни. И на втором году обучения, который носит название КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ. ЕДИНСТВО МИРОЗДАНИЯ, попытаемся осмыслить понятия: ДОМ, СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВО; познать их духовный смысл и подняться на более высокую ступеньку нравственных отношений, с которой хорошо видно, что общество не может достичь духовных вершин без участия каждого.

Единство мироздания и круга человеческой жизни открывает биосоциальные связи в обществе. Жизнь представляется в важнейших этапах: рождение, как начало, свадьба, как решающий узел и смерть, как закономерный итог жизни. Каждое из этих событий

наполнено глубинным смыслом, который постигается трудом души.

Помошником в решении таких вопросов является Священная История

Картины духовной истории нашей страны необычайно богаты. Великая княгиня Ольга, князь Владимир Святой, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и многие другие герои земли русской являют примеры истинного служения Отечеству. Заканчивается год праздником, посвящённым великому русскому иконописцу, гению русской культуры, Андрею Рублёву.


Третий год обучения носит название ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ и позволит разобраться в мифологеме ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВО Принято делить время на прошедшее и будущее, но благодаря памяти

прошедшее входит в настоящее и предугадывает будущее. Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Поэтому важно воспитывать детей в моральном климате памяти. Семейные фотографии – очень важное наглядное пособие. Затем начнём составлять генеалогическое древо. От памяти семейной перейдём к памяти народной. Исследование родовой памяти поколений одно из важнейших свойств бытия, через это создаются традиции, навыки, общественные институты. Временные деления условны, они существуют только в нашей психике, а на самом деле идёт единый процесс жизни, в котором ребёнок должен самоопределиться.

Человеческая культура обладает памятью по преимуществу, а памятники истории и культуры – это сгустки памяти, опредмеченная нравственность и красота. И когда мы с детьми исследуем экспонаты музеев, посещаем памятники природы, любуемся архитектурными сооружениями, идёт процесс накопления нравственной памяти нации. Итогом году являютя творческие работы по эпохе Просвещения в России – рефераты, анализы репродукций, отчёты о путешествиях и подготовка к летней поездке в Москву, как итогу 3 лет изучения ИРК.

Четвёртый год обучения называетя ЕВРОПЕИЗАЦИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ. Во время изучения этого непростого периода русской культуры, попытаемся вместе с детьми создать целостное представление о путях развития культуры, осмыслить переломные факты истории – от патриархальной Руси к современному европейскому государству – и подготовиться к летней поездке в Петербург.

Наука и просвещение, религиозные традиции, искусство – как основные части единого целого, отражающего народный взгляд на жизнь, должны утвердить современного молодого человека в единстве русского народа.

Наш регион, являясь окраинным для России, но центральным для Евразии, с древних времён обитаем человеком и необыкновенно богат историческими и культурными памятниками. Анализируя взаимосвязь местной истории и истории Отечества, учащиеся становятся не посторонними созерцателями, а участниками истории нации.

Практические встречи с русской православной культурой, посещения главных христианских святынь Отечества, изучение Священной Истории, должны сделать нас просветителями русской культуры; и к концу учебного года выпускаем книгу «Современные православные традиции народов Северного Причерноморья».


ПРОГРАММА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ


5 КЛАСС


1. Календарно – обрядовая культура. 5 ч.

2. Этническая культура. 7ч.

3. Культура Древней Руси. 4 ч.

4. Православный календарь. 15 ч.

5. Эпоха возрождение русской духовности.

З Ч.

ВСЕГО З4 ЧАСА


1. Календарно- обрядовая культура

1. Вводное занятие. Определение задач.

Формирование интереса через местную историю, современные проблемы, окружающую природу.

2.Календарно-обрядовая культура народа, как форма развития взаимоотношений в природе.

3. Понятие времени в истории. Юлианский и Григорианский календари.

Древний земледельческий календарь.

«С Новым годом, Новым урожаем!» Начинаем жить по-старинному земледельческому календарю.

4. Народные приметы, поговорки о природе. Энциклопедия естествознания.

5. Взаимопроникновение старинного земледельческого и христианского православного календарей.

Празднуем Матушку-Осенину и Рождество Богородицы.

5 часов

II. Этническая культура

1. «Три кита» культуры – отправляемся в плавание.

2. Русская летопись. Предание об основании русского государства.

3. Дохристианская духовность. Кумиры.

Свидетельства дохристианской культуры, летописания греков и арабов 5-6 в.

4. Тьмутаракаские памятники письменности.

5. Прикладное искусство. Виды народных промыслов. Древние знаки красоты: берегини и обереги.

Экскурсия на выставку народных промыслов.

6. Русская дружина. Исследуем куртину В.Васнецова «Богатыри».

7.Влияние географического и исторического положения на формирование материальной и духовной культуры нации. Понятие этноса.

7 часов


111. Культура Древней Руси

1.Священная История Отечества: подвиг Равноапостольной княгини

Ольги и внука ее князя Владимира.

2. Православные обряды – Филипповский пост.

Слияние двух культур: северной (славянской) и восточноевропейской (византийской).

3. Первые проповедники. Андрей Первозванный. Симон Канонит.

«Вечера долгие, головушки умные, думы крепкие…» Картина мира, представляемая нашими предками.

4.Древнейшая устная поэзия. Историческая песня.

Духовная и паломническая литература.

4 часа

IV. Православный календарь

1. Готовимся к встрече Рождества. Понятие о духовном смысле праздника.

Разучиваем колядки, продумываем костюмы, составляем сценарий.

2. Рождественский Сочельник. Украшаем кабинет, рядим елку, изучаем обряды и традиции православного Сочельника.

3. Занятие – праздник: рождествуем, водим Звезду, ряженых, колядуем.

Знакомимся с народной святочной культурой – слушаем святочный концерт Кубанского казачьего хора.

4. Дед Мороз или Святой Василий? Как встречали новый год на Руси – слияние дохристианских и православных традиций.

5. Приемы русской деревянной архитектуры. Сруб-терем-храм.

Понятие «НЕБА» в русской церкви.

Экскурсия на строительство деревянного дома. Изучение приемов на макете.

6. Масленица .Понятие об образе праздника, как предверия большого труда. Собираем и заучиваем масленичные песни, игры, заклички.

Изучаем народную кухню: учимся печь блины и блинчики, «жаворонков» и «куличков».


7. «Прощай Масленица! Заступай, Великий пост!». Духовный смысл Великого поста – времени подготовки к Пасхе, главному празднику православного календаря.

Практическое занятие, составление постного меню.

8. Пути проникновения и продвижения христианства на Русь. Византийские торговые и проповеднические пути через Черное море.

9. Православная История Северного Причерноморья и нашего города Сочи.

Экскурсия на раскопки древнего православного храма 8 века в поселке Лоо.

10. Мифологема «жизнь и смерть». Понятие «тот свет».

Святые русской истории.

11. Андрей Боголюбский – великий радетель и строитель земли русской.

12. Архитектура Владимиро-Суздальской Руси.

Принципы каменного зодчества.

13. Православный календарь – «Вербное воскресенье», «Страстная седьмица».

Изучаем обряды и обычаи «страстной недели».

Практическое занятие: учимся печь куличи и изготовляем формы для пасок.

14. «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» Занятие праздник.

Обряды Родуницы, Красной горки.

15. «Не бывать весне на Святой Руси без Егория…» Образ Георгия Победоносца в духовных стихах, иконописи и в общем русле культуры.

15 часов
  1   2   3

Похожие:

1. Пояснительная записка стр iconПояснительная записка 3 стр. Требования к уровню подготовки учащихся 4 стр. Тематическое планирование 6 стр. Содержание курса 7 стр. Список литературы 9 стр. Пояснительная записка. Элективный курс «От простых неравенств к замечательным»
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов»
1. Пояснительная записка стр iconПояснительная записка 3 стр. Общие положения 3 стр. Общая характеристика учебного предмета. 3 стр. Цели и задачи изучения геометрии в основной школе 4 стр
Организация учебно-воспитательного процесса (особенности методики преподавания предмета) – 6 стр
1. Пояснительная записка стр iconПояснительная записка к образовательной программе стр. 3 Организация учебно-воспитательного процесса стр. 4
Мониторинг полноты и качества реализации образовательной программы стр. 5
1. Пояснительная записка стр iconI. Пояснительная записка стр. 6-9
Приоритетные направления деятельности по реализации основной общеобразовательной Программы мбдоу стр. 16-20
1. Пояснительная записка стр iconПояснительная записка стр
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования стр
1. Пояснительная записка стр iconПояснительная записка > Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении. Стр. 5 Стр. 13 Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей: «Физическая культура»
Обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования
1. Пояснительная записка стр iconПрограмма формировании универсальных учебных действий стр. 33 42 Раздел Программа отдельных учебных предметов, включенных в умк «Школа России»
Пояснительная записка стр. 3-9
1. Пояснительная записка стр iconЗакон за висшето образование
Сборник закони апис, кн. 1/96 г., стр. 7; кн. 5/96 г., стр. 509; кн. 8/97 г., стр. 17; кн. 8/99 г., стр. 133; кн. 8/2000 г., стр....
1. Пояснительная записка стр iconПояснительная записка стр
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования…9 – 40
1. Пояснительная записка стр iconОсновная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения
Пояснительная записка стр. 3
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница