Учебное пособие Для студентов высших педагогических учебных заведений Рекомендовано




НазваниеУчебное пособие Для студентов высших педагогических учебных заведений Рекомендовано
страница1/33
Дата03.11.2012
Размер4.29 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ




Е.Н.ШИЯНОВ, И.Б. КОТОВА


РАЗВИТИЕ

ЛИЧНОСТИ
В ОБУЧЕНИИ


Учебное пособие


Для студентов высших педагогических учебных заведений


Рекомендовано

Южным отделением

Российской Академии образования





УДК 37.0:004(075.8)

ББК 74.202.5я73

Ш65


Федеральная целевая программа книгоиздания России


Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор, ректор университета

Российской Академии образования, академик РАО Б. М. Бим-Бад;

доктор психологических наук, академик РАО А. В. Петровский


Шиянов Е.Н., Котова И. Б.

Ш 65 Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 288 с. ISBN 5-7695-0356-0

В учебном пособии представлены современные теоретические подходы к процессу обучения, в том числе концепции развивающего и личностно-ориентированного обучения. Основное внимание авторы уделяют гуманистически ориентированному подходу, цель которого - гармоничное развитие личности.

Авторами представлены сущность, природа, закономерности, принципы и концепции личностноразвивающего обучения. Рассматриваются формы, методы и технологии обучения, стимулирующие развитие личности.

Учебное пособие может быть интересно также аспирантам педагогических вузов, учителям и руководителям учреждений образования.


УДК 37.0:004(075.8)

ББК 74.202.5я73


Учебное издание


Шиянов Евгений Николаевич

Котова Изабела Борисовна


Развитие личности в обучении


Учебное пособие


Редактор М. А. Степанова. Оформление серии: В.И. Феногенов.

Технический редактор Р. Ю. Волкова. Компьютерная верстка: Д. В. Поляченко.

Корректор Э.Г. Юрга


Подписано в печать 30.08.99. Формат 60x90/16. Гарнитура «Таймс». Печать офсетная.

Бумага газетная. Усл. печ. л. 18,0. Тираж 20000 экз. (1-й завод 1-7000 экз.).

Заказ № 4324.

ЛР № 071190 от 11.07.95. Издательский центр «Академия».

105043, Москва, ул. 8-я Парковая, 25. Тел./факс: (095) 165-4666, (095)367-0798

Отпечатано с готовых диапозитивов в ГИПП «Нижполиграф».

603006, г. Нижний Новгород, ул. Варварская, 32.



ISBN 5-7695-0356-0

© Шиянов Е.Н., Котова И. Б., 1999

© Издательский центр «Академия», 1999



ПРЕДИСЛОВИЕ



Среди факторов развития личности обучение - один из самых значимых и определяющих, поскольку оно является единственным способом получения систематического образования. Именно в обучении происходит зарождение и развитие основных психических и личностных новообразований, приобретение опыта осуществления учебной, познавательной, исследовательской деятельности, совместных действий, общения, достижения успехов и преодоления неудач, апробация своей самостоятельности и состоятельности.

Однако обучение на протяжении столетий остается самым сложным процессом, изучаемым такой отраслью педагогики, как дидактика (теория обучения), основы которой были изложены чешским педагогом-гуманистом Я.А. Коменским (1592-1670) в его всемирно известной «Великой дидактике»*. Ее цель - выявление общих закономерностей обучения, составляющих его теоретические основы.

См.: Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1955.


Отражая все существенные признаки педагогического процесса (двусторонность, субъект-субъектный характер, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия. Оно находится в прямой зависимости от целей образования, которые определяют его содержание, ведущие принципы и структуру. Цели образования воплощаются в деятельности педагогов, осуществляющих процесс обучения, в учебных программах, учебниках, методических пособиях.

Традиционно обучение рассматривают как совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение обучаемыми системы знаний, умений и развитие их познавательных способностей. Это обусловлено тем, что в дидактике исторически складывались концепции обучения, в которых утверждалось положение о необходимости передачи учителем знаний учащимся, шла речь о «естественном» развитии ребенка в процессе приобретения собственного опыта или о непрерывном умственном развитии в процессе активного и содержательного усвоения основ наук и их последующего практического применения (С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, П.Н. Груздев и др.).

В работах Б.П. Есипова, Ш.И. Ганелина, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, И.Т. Огородникова, М.Н. Скаткина нашло подтверждение выдвинутое прогрессивными дидактами прошлого требование активного усвоения знаний в процессе обучения и доказано, что развитие активности и самостоятельности учащихся происходит в познавательной деятельности.

Благодаря теоретическим и экспериментальным исследованиям были раскрыты сложные связи между обучением и развитием детей.

Представление о том, что прочное усвоение знаний возможно лишь в том случае, когда оно опирается на достигнутый учащимся уровень психического развития, было пересмотрено в трудах Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и др. Они доказали, что обучение становится более эффективным тогда, когда оно ориентируется не на завершенные циклы умственного развития, а, наоборот, подталкивает это развитие, прокладывает ему дорогу.

Активная разработка и внедрение этой идеи в образовательную практику начались только в условиях новой социальной ситуации в России. Она отразилась как на парадигмальном строе отечественной педагогики в целом, так и на понимании сущности процесса обучения, его целей, содержания и технологий.

Положение о том, что развитие учащихся зависит от характера обучения, сегодня уже стало аксиоматичным. При этом приоритеты отдаются такому обучению, в котором происходит развитие самопознания, самодеятельности, саморегуляции.

Заметный акцент на субъектности обусловлен не новыми теоретическими веяниями, а пониманием того, что личность - есть феномен субъектности. Это изменяет позицию обучаемого в учебном процессе. Вместо традиционного рассмотрения его как объекта обучения формируется отношение к учащемуся как субъекту учения.

В этой связи изменяются роль и характер деятельности учителя (преподавателя) в процессе обучения. С первых этапов включения ребенка в обучение педагог транслирует в совместной с ним деятельности не только предусмотренные учебными программами знания, но и свой личностный потенциал, понимание, видение мира, оценку событий, фактов истории и современности.

Именно педагог формирует у учащихся в повседневных актах обучения концептуальное видение мира, способы преодоления стрессовых и напряженных ситуаций, стремление сохранять собственную субъектность («самость»), намечает зоны личностного и профессионального роста, демонстрирует образцы конструктивного поведения.

Отраженная учащимся, субъектность учителя эстафируется дальше умножая «человеческое в человеке», воспроизводя эталоны достойного нравственного поведения, способы решения не только учебных, но и жизненных задач, формируя доверительное отношение к людям и к самому себе.

Речь идет о гуманизации образования, идеи которой находя свое отражение в сущности, принципах и технологиях личностно-развивающего обучения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

Похожие:

Учебное пособие Для студентов высших педагогических учебных заведений Рекомендовано iconУчебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим советом Академии «Кокше» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений экономических специальностей
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям, магистрантов,...
Учебное пособие Для студентов высших педагогических учебных заведений Рекомендовано iconУчебное пособие Для студентов высших педагогических учебных заведений Рекомендовано Южным отделением Российской Академии образования
Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учеб пособие для студ пед вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1999....
Учебное пособие Для студентов высших педагогических учебных заведений Рекомендовано iconУчебное пособие для педагогических учебных заведений
Рекомендовано умо вузов РФ в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов
Учебное пособие Для студентов высших педагогических учебных заведений Рекомендовано iconДмитриев А. В. Конфликтология: Учебное пособие
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Учебное пособие Для студентов высших педагогических учебных заведений Рекомендовано iconУчебное пособие для вузов
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Учебное пособие Для студентов высших педагогических учебных заведений Рекомендовано iconУчебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям университет
Г17 Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. М.: «Книжный дом «Университет», 1999. 332 с
Учебное пособие Для студентов высших педагогических учебных заведений Рекомендовано iconЯковлев Е. Г. Я47 Эстетика: Учебное пособие
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Учебное пособие Для студентов высших педагогических учебных заведений Рекомендовано iconУчебное пособие Для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений 2-е издание, исправленное
Издательская программа «Специальная педагогика и специальная психология» для педагогических вузов и колледжей. Руководитель программы...
Учебное пособие Для студентов высших педагогических учебных заведений Рекомендовано iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., Гуманитарный издательский центр «Владос»
Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений....
Учебное пособие Для студентов высших педагогических учебных заведений Рекомендовано iconУчебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обу- чающихся по специальностям «Управление качеством»
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обу
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница