Я. Н. Засурский Колонка редактора




НазваниеЯ. Н. Засурский Колонка редактора
страница1/15
Дата18.05.2013
Размер2.08 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2008. № 2

ДИЗАЙН ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

Я.Н. Засурский

Колонка редактора:

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И НОВЫЕ МЕДИА

Развитие в современной России структур гражданского об­щества в средствах массовой информации предполагает уси­ление гражданской ответственности информационно-коммуни­кационных корпораций, создание общественного телевидения и гражданских структур, особенно в новых медиа.

Эти три фактора могут в известной мере компенсировать процесс концентрации, коммерциализации и этатизации СМИ и открывают определенные возможности для развития гражданско­го начала в средствах массовой информации. Особенно большие ресурсы для гражданской активности предоставляют новые медиа.

Корпорации и гражданское общество

Серьезного внимания заслуживает рост числа медийных кор­пораций: в первом номере журнала "Новости СМИ" за 2008 год опубликован список 44 компаний преимущественно в сфере пе­чатных СМИ, но среди них и такие крупные многопрофильные концерны, как "Газпром-медиа" и "Проф-медиа". Концентрация информационно-коммуникационного рынка сокращает его плю­рализм и разнообразие, но при определенных условиях корпо­рации могут сыграть серьезную роль в развитии гражданского общества. При том что корпорации это как раз то, что отде­ляет общество от граждан, у них в то же время имеются осо­бые возможности для того, чтобы этот не самый дружественный по отношению к гражданскому обществу феномен использовать в интересах развития гражданского общества.

Важно сделать корпорации и крупные концерны более про­зрачными и открытыми для граждан, сблизить их с обществом. Как известно, многие частные компании, особенно в сфере ме­дийной, в своих уставах подчеркивают, что служат общественным интересам, хотя они принадлежат частному капиталу. Это осо­бенно характерно для тех компаний, которые выходят на биржу, становятся публичными, открытыми для общества. Речь идет об

3

ответственности корпораций и перед предпринимательским со­обществом, и перед гражданами.

В России наметился поворот к тому, чтобы перевести част­ные компании, корпорации, особенно в сфере медиабизнеса, в категорию публичных путем выхода на предоставление перво­начального публичного пакета акций для их реализации на бирже.

Публичные компании и корпорации

Выходя на биржу, компании берут на себя обязательства быть открытыми, прозрачными, регулярно оповещать общест­венность о своих планах и структуре, доходах и расходах. Про­зрачность публичных компаний делает их союзниками граждан­ского общества, способствует укреплению связи корпораций с гражданами, и это, на мой взгляд, важный шаг к гражданскому обществу.

В России на биржу вышли пока немногие медийные ком­пании. Это прежде всего "РосБизнесКонсалтинг" (РБК) — одна из самых значительных компаний в медийной сфере на нашем экономическом пространстве. Она интересна тем, что опирает­ся на новейшие достижения информационно-коммуникационного развития и стремится к цивилизационным действиям в своей повседневной практике: регулярно публикуются отчеты о своей работе, сообщаются сведения о размерах зарплат ее руководи­телей, ежегодно проводятся открытые заседания руководства, представляются доклады, где анализируются экономическое со­стояние холдинга и планы развития.

Важно отметить, что планы, о которых сообщает "РосБиз­несКонсалтинг", воплощаются в реальность, и это очень важное достоинство компании, сочетающей стремление к открытости, прозрачности своей деятельность с инновациями в сфере биз­неса. К числу таких инноваций можно отнести стремление ука­зать на ближайшие новые шаги в развитии бизнеса, которые, как правило, реализуются. В этом своего рода уникальность "РосБизнесКонсалтинга". Гражданское общество, все еще нахо­дящееся в нашей стране на стадии формирования, безусловно, может опираться на такие публичные компании, которые исполь­зуют капитал на благо развития своего дела, средств массовой информации, стремятся служить общественному интересу. Такая политика способствует и финансовому успеху этих компаний, позволяет им делать инновационные шаги в сфере своего биз­неса, в сфере развития массовой коммуникации. Об этом мы уже писали на страницах "Вестника Московского университета. Серия Журналистика" (2007. № 1). Хотелось бы только напом-

4

нить, что "РосБизнесКонсалтинг" возник в результате активных действий в сфере Интернета.

Само создание информационного агентства "РосБизнесКон­салтинг" было шагом новаторским — это было интернет-агент­ство, которое информировало клиентов о том, что происходит на рынках мира, прежде всего на российских рынках. Созданное в 1993 г., оно укрепляло свои позиции на коммуникационном рынке и шло своим путем, не повторяя и не копируя чужой опыт, начав с самого нового и передового направления в развитии коммуникации — Интернета, создав интернет-ангентство.

Затем РБК проделало путь к использованию традиционных СМИ уже на иной основе, хотя и сопряженной с Интернетом. Создается телевидение РБК, которое явилось развитием интер­нет-портала и было посвящено экономическим проблемам. Мо­жет показаться, что оно повторяет путь телевизионной компании "Блумберг". Но если мы присмотримся к деятельности этой компании, то увидим, что здесь речь идет о новом подходе к ра­боте с экономической информацией.

"РосБизнесКонсалтинг" дает возможность своим пользова­телям получать консультации по самым острым современным событиям на рынке экономических новостей. Появление коммен­таторов на телевизионном экране ускоряет процесс этих кон­сультаций. Конечно, в Интернете можно все быстро написать, передать, но Сеть лишена возможности прямого общения и быст­рой реакции, тогда как телевидение добавляет эффект живого общения. Все это обогащает и наше телевидение, а также расши­ряет возможности работать в сфере экономической информации.

За этим шагом последовала и новая инициатива — создан ежемесячный журнал "РБК". Он интересен своими аналитически­ми статьями. Это один из тех случаев, когда форма ежемесяч­ного журнала оказывается хорошо приспособленной к интере­сам читателей — аналитиков экономической сферы. И, наконец, вслед за этим была создана ежедневная газета "РБК-daily". Это деловое издание не повторяет ни "Коммерсантъ", ни "Ведомо­сти", ни тем более другие газеты, посвященные финансам и бизнесу, которых сегодня довольно много на рынке прессы. От­личие "РБК-daily" в том, что она сосредоточивает свое внимание прежде всего на развитии российского рынка.

Движение РБК шло, казалось бы, по пути от нового к тради­ционному, но каждый раз, обращаясь к новейшим интернет-ре­сурсам информационного агентства, это было не возвращение к традиционным СМИ, а их адаптация к современному информа­ционному пространству, где информация поступает 24 ч в сутки. И чтобы ее понять, конечно, нужен Интернет, но еще и голос

5

специалиста, и диалог со специалистом, и живой взгляд экспер­та, это тоже шаг к гражданскому обществу, где бизнес должен быть прозрачным и служить общественным интересам.

Говоря о гражданском обществе в России и о средствах массовой информации, необходимо уделить специальное внима­ние Интернету, где существуют особенно удобные возможности для самовыражения граждан и их участия в жизни общества.

Примером проявления гражданского общества в обновлении знаний стала созданная пользователями Интернета "Википе-дия" — замечательное детище гражданского общества, — энцик­лопедия, рожденная гражданами, своего рода феномен граждан­ского общества.

Блогосфера

Здесь я хотел бы отметить самый значительный шаг в Ин­тернете к гражданскому обществу — это развитие блогов. Сегод­ня в России более миллиона блогеров — тех, кто ведет блоги.

Это активные люди всех возрастов, стремящиеся к обще­нию, они ведут дневники, открыто обсуждают интересующие их проблемы, часто активно общаясь друг с другом, создавая не только дневники, но и свои издания в "Живом журнале".

Особенно активны в блогосфере студенты, в том числе ино­странные — из Китая и других стран. Блоги создают возмож­ность для развития интернет-сферы как части гражданского общества. Это гражданская журналистика: какие-то события остаются не замеченными СМИ или замалчиваются, а блогеры вольно или невольно привлекают к ним внимание, расширяя уча­стие граждан в жизни общества.

Каждый блог — это усилия личности, стремящейся расска­зать другим о самых разных, часто очень значимых и важных событиях. Эта особого рода журналистика в любом случае важ­ная часть общественной сферы, которая развивает обществен­ное мнение, создает гражданскую журналистику современного общества. Блогосфера не только отражает, но и формирует инте­ресы пользователей Интернета. Новые технологии служат здесь благородным идеям гражданского общества.

Общественное телевидение

И, наконец, не менее важным элементом гражданского об­щества может стать общественное телевидение. К сожалению, в России общественное телевидение пока не стало реальностью. Многие телевизионные журналисты пытаются создать общест­венное телевидение на основе местных телестудий. Такое теле-

6

видение, конечно, не связано с административным ресурсом или с государством. Оно готово выслушивать разные точки зрения, учитывать их, но само это явление — общественное телевиде­ние — служит общественным интересам, предлагая программы без рекламы. Программы создаются на деньги тех, кто хочет смотреть телевидение без рекламы, тех, кто стремится к тому, чтобы телевидение стало подлинно гражданским. Это тоже очень значительный шаг в развитии гражданского общества.

Мы имеем и другие элементы гражданского общества: пись­ма читателей, чаты в Интернете, обмен информацией в теле­визионном и радиоэфире. Все это создает новую атмосферу, в которой живут будущие и действующие журналисты, исполь­зующие новые информационно-коммуникационные технологии. Видение граждан активных, говорящих о волнующих их проб­лемах активного — важный момент, который позволяет открыть и открывает новые возможности для гражданского общества, гражданской журналистики, юного обмена информацией.

Интернет, блоги, движение за публичное, свободное от рекла­мы общественное телевидение, наконец, публичные информаци­онно-коммуникационные корпорации создают сегодня в России предпосылки для усиления и развития гражданского общества.

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2008. № 2

Э.А. Лазаревич

ТИП ЖУРНАЛА И ЕГО ДИЗАЙН

В центре внимания исследователей средств массовой инфор­мации советского периода была газета. Ее функциям агитатора, пропагандиста и коллективного организатора были посвящены книги, брошюры, статьи, докторские и кандидатские диссер­тации.

Журнал же интересовал больше историков журналистики, оставаясь как бы на периферии теории современного издатель­ского дела. Между тем в стране существовала система жур­налов, отражающая социально-экономические, политические и научно-технические реалии. Система эта была закрытой (уч­редителями с разрешения соответствующих организаций могли быть государство, партийные, научные и общественные органи­зации), подцензурной и неполной. Плохо учитывались запросы аудитории, вследствие чего одни типы изданий были немного­численны, другие вообще отсутствовали.

Выходило всего три журнала для женщин ("Работница", "Крестьянка", "Советская женщина"), причем всех их право­мерно отнести к типу общественно-политических. Не было из­даний для мужчин, любителей животных, садоводов и т.п.

Тиражи одних изданий были искусственно завышены, дру­гих — лимитированы. Республиканские и местные журналы в значительной мере дублировали содержание и оформление цен­тральных. При низкой цене и отсутствии рекламы все жур­налы дотировались. На качестве изданий отрицательно сказы­вались отсталость полиграфической базы и нехватка хорошей бумаги. Но при всем при этом можно было говорить пусть о неразвитой, неполной, но системе журналов, так как она вклю­чала издания основных типов: общественно-политические, ли­тературно-художественные, научные, научно-популярные, спе­циальные.

Сохраняющая традиционно уважительное отношение к чи­тателю, обеспеченная профессиональными кадрами, вследствие своей замкнутости, неразветвленности, окостенелости к концу XX в. система журналов не соответствовала социально-эконо­мическим, политическим и научно-техническим характеристи­кам времени.

8

# # #

Отмена цензуры, открытость и капитализация издательского дела вызвали в 90-е годы прошлого века небывалый журналь­ный бум. Можно отметить несколько особенностей этого пе­риода: появление и быстрый рост количества развлекательных журналов и специализированных по интересам читателей (люби­телей фауны, флоры, путешествий, кулинарии, садоводов и т.п.).

Приход на российский рынок международных корпораций, с одной стороны, способствовал расширению типологического диапазона и дизайнерских приемов СМИ, с другой — чуть ли не поставил на конвейер выпуск номеров, что во многих слу­чаях усреднило качество изданий, лишив их индивидуальности.

В условиях жесткой конкуренции многие издания исчезали, другие в погоне за финансированием или массовым читателем превращались в чисто рекламные или "желтели". Как правило, выживали издания международных корпораций, некоторые из которых отвечают высоким эстетическим критериям.

Новизной содержания, качеством стиля, иллюстраций, ди­зайна они привлекали читателей, особенно молодых. Чего нель­зя сказать о клонах этих журналов, бледных копиях оригина­ла, которые появлялись в информационном пространстве, но быстро исчезали.

При небывалом росте количества изданий у руля их стано­вились непрофессионалы, многие из которых оказались бес­помощными при перенесении допечатных процессов в редак­цию. Дизайн, всегда бывший средством раскрытия содержания и эстетического воздействия на читателя, вдруг превратился в воплощение фантазий компьютерщика, никак не связанных с контекстом журнала.

Со временем противоречия журналиста и дизайнера преодо­леваются путем овладения электронной техникой журналистом и пониманием им своей личной ответственности за издание.

Говорить о сложившейся системе журналов сегодня преж­девременно. Еще кипит котел разводов, судов редакций. Еще выходят журналы-близнецы. На одном фланге с трудом выжи­вают СМИ, на протяжении десятилетий влиявшие на духовную жизни народа, на другом процветают те, что воспевают, вне­дряют в сознание идеал жизни без ответственности и морали. Дороговизна СМИ делает их недоступными. К тому же многих отталкивает глянец, гламур, определяющий стиль большинства журналов.

Но считать журнальный мир сегодня хаотичным ошибочно. Есть средство оценить это явление в целом, проанализировать его составляющие. Средство это — типология.

9

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Я. Н. Засурский Колонка редактора iconЯ. Н. Засурский, профессор, доктор филологических наук, зав кафедрой зарубежной журналистики и литературы, президент факультета журналистики мгу имени М. В. Ломоносова Колонка редактора: Пафлет против пошлости о н
Я. Н. Засурский, профессор, доктор филологических наук, зав кафедрой зарубежной журналистики и литературы, президент факультета журналистики...
Я. Н. Засурский Колонка редактора iconЯ. Н. Засурский, профессор, доктор филологических наук, зав кафедрой зарубежной журналистики и литературы, президент факультета журналистики мгу имени М. В. Ломоносова Колонка редактора: Год президентских выборов
Я. Н. Засурский, профессор, доктор филологических наук, зав кафедрой зарубежной журналистики и литературы, президент факультета журналистики...
Я. Н. Засурский Колонка редактора iconРоссийского философского общества 1
Колонка редактора
Я. Н. Засурский Колонка редактора iconРоссийского философского общества 3
Колонка редактора
Я. Н. Засурский Колонка редактора iconНаучно-практическая конференция студентов День открытых дверей в Курском филиале
Колонка редактора
Я. Н. Засурский Колонка редактора iconКолонка редактора 3 глобальные проблемы 90
Вода России: проблемы уходящего тысячелетия и стратегия развития в XXI веке. Н. В. Гапоненко. 92
Я. Н. Засурский Колонка редактора iconКолонка редактора 1
Закон о Госбюджете на 2012 год. Поэтому в новый год мы Алиса Минзар все-таки входим с утвержденным Госбюджетом
Я. Н. Засурский Колонка редактора iconПеречень статей, опубликованных в журнале “Минеральные ресурсы России. Экономика и управление” в 2010 г. Колонка главного редактора / editor-in-chief’s column орлов В. П
Аристов В. В., Некрасов А. И. Верхоянская сереброрудная провинция. Перспективы развития и освоения минерально-сырьевой базы
Я. Н. Засурский Колонка редактора iconИзвестия национальной академии наук грузии
Т. Г. Андроникашвили (редактор), Т. Р. Агладзе, И. Б. Бараташвили, Г. Г. Гвелесиани, Дж. И. Джапаридзе, К. Г. Джапаридзе (заместитель...
Я. Н. Засурский Колонка редактора iconКласса пояснительная записка учебно
«Компьютер», знакомство с фундаментальными понятиями алгоритмизации и основ логики, формирование и развитие пользовательских навыков...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница