Текст выступления на городской научно-методической конференции педагогов




Скачать 70.48 Kb.
НазваниеТекст выступления на городской научно-методической конференции педагогов
Дата03.11.2012
Размер70.48 Kb.
ТипДокументы
Текст выступления на городской

научно-методической конференции педагогов

«Инновации и традиции в современном образовании»

27 марта 2012 года.


Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики


Актуальность

Важным и актуальным на сегодняшний день является разработка методики использования электронных образовательных ресурсов на уроках математики, определения результативного места новых компьютерных средств в современном процессе обучения математике, проведение классификации электронных образовательных ресурсов, определения преимущества их использования по сравнению с традиционными средствами обучения, и иллюстрация их применения на уроках математики

Программные средства для математического и имитационного моделирования позволяют расширить границы экспериментальных и теоретических исследований, дополнить физический эксперимент вычислительным экспериментом. Данные средства часто применяются в старшей школе, как на уроках алгебры и геометрии, так и на других учебных предметах. Однако разработаны простые и удобные программные продукты и для младших классов.

Задачи:

рассмотрение содержательно-методической характеристики электронных средств обучения по математике;

определение возможностей использования компьютерных средств на уроках математики.

Электронные учебники (ЭУ) являются основными электронными средствами обучения. Такие учебники создаются на высоком научном и методическом уровне и должны полностью соответствовать составляющей дисциплины образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой. Кроме этого, ЭУ должны обеспечивать непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения при условии осуществления интерактивной обратной связи. Одним из основных свойств ЭУ, является то, что его редукция к "бумажному" варианту (распечатка содержания ЭУ) всегда приводит к потере специфических дидактических свойств, присущих ЭУ.

Рассмотрим частный случай ЭСО - электронные образовательные ресурсы.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы в своем исследовании остановимся более подробно


Классификация электронных образовательных ресурсов.

Существует большое количество электронных ЭОР, поэтому для удобства их необходимо классифицировать.

Возможно проводить классификацию по разным признакам.

Самая простейшая, хотя и не являющаяся официальной, классификация по степени отличия от традиционных полиграфических учебников

Самые простые ЭОР - текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций - материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.

ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту.

Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя, таким образом, так называемую линейную навигацию. При этом достаточно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество страниц.

В ЭОР это можно сделать гораздо комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне, или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу ключевое словосочетание - аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в основной текст.

В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием). Такой текстографический продукт называется гипертекстом. А связи между фрагментами - гиперссылками.

Третий уровень ЭОР - это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.

Но, с другой стороны, стоит заметить, что такие ЭОР по существу не отличаются от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плеере.

Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты, и они заслуживают отдельного рассмотрения.

Английское слово multimedia в переводе означает «множество сред» или «множество способов». В нашем случае это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.

Сегодня термин «мультимедиа» применяется достаточно широко, поэтому важно понимать, к чему именно он относится. Например, хорошо известный мультимедиа плеер называется мультимедийным потому, что он может по очереди воспроизводить фотографии, видеофильмы, звукозаписи, текст. Но при этом каждый воспроизводимый в данный момент продукт является «одномедийным» («двухмедийным» можно назвать только озвученный видеофильм).

То же самое можно сказать про «мультимедиа коллекцию»: в совокупности коллекция мультимедийная, но каждый отдельно используемый её элемент не является мультимедийным.

Когда мы говорим о мультимедиа ЭОР, имеется в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, речь идет не о бессмысленном смешении, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других. Такую связную совокупность объектов справедливо называть «сценой». Использование театрального термина вполне оправдано, поскольку чаще всего в мультимедиа ЭОР представляются фрагменты реальной или воображаемой действительности.

Степень адекватности представления фрагмента реального мира определяет качество мультимедиа продукта. Высшим выражением является «виртуальная реальность», в которой используются мультимедиа компоненты предельного для человеческого восприятия качества: трехмерный визуальный ряд и стереозвук. Она не используется в программных продуктах по математике, поэтому рассматривать её мы не будем.

На данном этапе было рассмотрено, что такое электронные образовательные ресурсы и проведена их классификация. А теперь - рассмотрим подробнее, что представляет собой мультимедиа курс.

В ряду электронных средств учебного назначения особое значение имеют мультимедийные курсы, входящие в состав учебно-методических комплектов (УМК). Каждый курс предназначен для оказания помощи в изучении и систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков работы как в предметной области, так и в системе дистанционного образования или в традиционной образовательной системе с использованием информационных технологий. Учебный курс содержит не только теоретический материал, но и практические задания, тесты, дающие возможность осуществления самоконтроля, и т.п. Создание таких материалов имеет особое значение, так как позволяет комплексно подходить к решению основных дидактических задач.

Современный учебный мультимедиа курс - это не просто интерактивный текстовый (или даже гипертекстовый) материал, дополненный видео- и аудиоматериалами и представленный в электронном виде. Для того чтобы обеспечить максимальный эффект обучения, необходимо, чтобы учебная информация была представлена в различных формах и на различных носителях.

В комплект курса рекомендуется включать видео- и аудиокассеты, а также печатные материалы. Это обусловлено не только техническими и экономическими соображениями (оцифрованное "живое" видео требует весьма больших объемов памяти, видеомагнитофон существенно доступнее по цене, чем мультимедиа-компьютер, работа с печатным материалом более привычна для учащихся), но и соображениями психологического характера. Наличие у учащегося ведущей сенсорной модальности (основного канала восприятия информации) приводит к тому, что одни легче усваивают видеоинформацию (визуалы), для других важную роль играет звук (аудиалы), третьим для закрепления информации необходима мышечная активность (кинестетики).

Определяя таким образом мультимедиа курс, мы определяем и структуру учебно-методических комплектов, подготовка которых является наиболее важной для преподавателя задачей в системе открытого и дистанционного образования.

Основой мультимедиа курса является его интерактивная часть, которая может быть реализована только на компьютере. В нее входят:

  • электронный учебник,

  • электронный справочник,

  • тренажерный комплекс (компьютерные модели, конструкторы и тренажеры),

  • задачник,

  • электронный лабораторный практикум,

  • компьютерная тестирующая система.

Данная структура может быть скорректирована с учетом специфики гуманитарных, естественнонаучных и физико-математических дисциплин.

Вывод:

Электронные образовательные ресурсы существенно упрощают работу учителя. Они позволяют полноценно использовать новые педагогические инструменты - интерактив, мультимедиа, моделирование. Ученику становится интересно изучать математику. Причём ученик, может двигаться в индивидуальном темпе. Если какой-либо материал ученик не понял или пропустил, то повторить материал становится гораздо проще - достаточно просто перейти к нужной теме и ему будет еще раз рассказана теория по этой теме. Ученик может пользоваться электронным учебником и дома.

Список литературы:

  1. Арифметика учебник для 5 кл. / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, Шевкин А.В.- М.: Просвещение, 2005.

  2. Арифметика: дидактические материалы для 5 кл. / М. К. Потапов, А. В. Шевкин.- м.: Просвещение, 2005.

  3. CD «Математика 5 - 11. Практикум», ООО «Дрофа», 2003, ООО «ДОС», 2003, подготовленный при содействии НФПК - Национального фонда подготовки кадров.

  4. http://eorhelp.ru/node/487

  5. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=16

  6. http://fcior.edu.ru/

  7. http://fcior.edu.ru/catalog/meta/4/mc/class/p/page.html?fc-discipline OO=4.05&fv-type=I&fv-type=P



Похожие:

Текст выступления на городской научно-методической конференции педагогов icon2 Выступления на научно-методических конференциях и публикации по учебной и научно-методической работам (авторы, название, место выступления, сведения о публикации и копии опубликованных докладов или тезисов)
Читаемые в весеннем и осеннем семестрах конкурсного года лекционные курсы (название, объем в часах, учебные группы, кол-во студентов...
Текст выступления на городской научно-методической конференции педагогов iconПрограмма XXVIII городской конференции учащихся
Минского государственного дворца детей и молодежи приглашают Вас принять участие в работе I тура XXVIII городской конференции учащихся...
Текст выступления на городской научно-методической конференции педагогов iconЗадачами дисциплины является
Подготовка выступления на научной конференции с рассказом о научно-исследовательской деятельности
Текст выступления на городской научно-методической конференции педагогов iconСписок литературы и интернет-ресурсы о школьных медиацентрах, дистанционном обучении, телекоммуникационной деятельности
Бондарев В. И. Школьный медиацентр. // Тезисы докладов городской научно-практической конференции «Информатизация городской системы...
Текст выступления на городской научно-методической конференции педагогов iconСборник научных трудов по материалам научно-методической конференции «Новые технологии обучения в профессиональной школе»
Перечень учебно-методической и научной литературы, изданной ппс технического института (филиала)
Текст выступления на городской научно-методической конференции педагогов iconПрограмма ХХХI открытой городской научно-практической конференции научного общества учащихся «Сибирь»
Хххi открытой городской научно-практической конференции научного общества учащихся «Сибирь»
Текст выступления на городской научно-методической конференции педагогов iconНаучно практическая конференция ноу «Поиск» проводится ежегодно в январе феврале и является подготовительным этапом к городской научно практической конференции.
Научно – практическая конференция ноу «Поиск» проводится ежегодно в январе феврале и является подготовительным этапом к городской...
Текст выступления на городской научно-методической конференции педагогов iconКалендарный план работы гоу сош №629 на январь 2011 года №
Запись на участие в окружной методической конференции по бисероплетению для педагогов
Текст выступления на городской научно-методической конференции педагогов iconОбразования и медиапедагогики. Неоднократная участница научных конференций
«Литературный медиамир». Принимала участие в подготовке и проведении первой городской научно–практической конференции по медиаобразованию....
Текст выступления на городской научно-методической конференции педагогов iconПрограмма всероссийской научно-практической конференции «Народы Южного Урала на страже Родины»
Комментарии, дополнения, вопросы, дискуссия в ходе работы секций – до 3 минут после каждого выступления
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница