Урока: систематизировать знания по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета




Скачать 68.61 Kb.
НазваниеУрока: систематизировать знания по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
Дата03.11.2012
Размер68.61 Kb.
ТипУрок

Художественный мир лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета


Цели урока:

  • систематизировать знания по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета;

  • научить ребят находить общее в творчестве поэтов;

  • прививать любовь к русской поэзии.

Оборудование:

  • репродукции “Зимний пейзаж”, “Гроза”;

  • портреты Ф.И.Тютчева<Рисунок 1> и А.А.Фета<Рисунок 2>;

  • магнитофон, кассеты с романсами, выставка книг о Ф.И.Тютчеве и А.А.Фете; у каждого учащегося на столе лежат распечатки стихотворений, которые будут звучать на уроке.



Ход урока

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы рассмотрим художественный мир лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Наша задача - систематизировать те знания, которые вы получили при изучении творчества этих поэтов.

Кроме того, сегодняшний урок поможет вам подготовиться к сочинению.

Мы поговорим с вами о (план урока на доске):

  1. пейзажной поэзии Тютчева и Фета;

  2. философской лирике;

  3. лирике любви.

Запишите пункты плана в тетрадь!

1. Пейзажная лирика.

- Откуда были родом Тютчев и Фет?

(оба из Орловской губернии: Фет - Новосёлки Мценского уезда, Тютчев – Овстуг на Брянщине)

- Каких ещё вы знаете поэтов и писателей, выходцев Орловской губернии?

(Кольцов, Тургенев, Лесков)

- Какой теме уделяли оба поэта много внимания?

(теме природы)

Тютчев и Фет – певцы природы средней полосы России.

- А Воскресенск (город, в котором проходит урок) - средняя полоса? (Да)

- Значит, Фет и Тютчев могли наблюдать примерно такой же пейзаж, который мы видим за окном и на репродукции (на доске прикреплена репродукция с изображением зимы).

Давайте послушаем стихотворение Тютчева “Зима недаром злится”.

Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

(1836)

- Чем удивило вас это стихотворение? Каковы его особенности?

(Природа оживает, олицетворения)

А теперь послушайте стихотворение А.А.Фета.

Пришла, - и тает всё вокруг,
Всё жаждет жизни отдаваться,
И сердце, пленник зимних вьюг,
Вдруг разучилося сжиматься. (Замерло от восторга)

Заговорило, зацвело
Всё, что вчера томилось немо,
И вздохи неба принесло
Из растворённых врат эдема. (Рай)

- О чём стихотворение? (О приходе весны)

- Что объединяет стихотворения Тютчева и Фета? (одна тема)

- Обратите внимание, что очень часто Тютчева и Фета интересуют переходные моменты: оба ждут весну.

А с чем у вас ассоциируется весна? (Приближение весенних дождей, весенней грозы)

- С чем связан образ грозы? Каков его смысл?

(Гроза как очищающая сила, природа оживает после грозы)

Докажите мне это.

Давайте посмотрим, как раскрывается образ грозы у Тютчева.

(Читает ученик наизусть стихотворение “Весенняя гроза”)

Весенняя гроза.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Всё вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

(1828,1854)

- Какое художественное средство помогает передать красоту природы? (Олицетворение)

- Найдите эпитеты в этом стихотворении.

- А сейчас я прочту самое известное стихотворение Фета:

Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!

- Какая особенность в этом стихотворении?

(Много назывных предложений)

- Л.Н.Толстой заметил: “В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение- картина…”

2. Философская лирика.

- Тютчева и Фета часто называют певцами природы. Но подумайте, они рассматривают природу отдельно или она связана с чем-то ещё?

(Тютчев и Фет – певцы природы, но они не рассматривают её отдельно, для них важна гармония души человека и природы, взаимодействие природы с душой человеческой.)

- Природа часто заставляет поэта задуматься, размышлять о жизни. Как называются стихотворения, в которых поэт размышляет о жизни и смерти, о месте человека в мире, о красоте и безобразном? (Философская лирика)

Так у Тютчева:

Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь – в заключении, там – на просторе,
Тот же всё вечный прибой и отбой,
Тот же всё призрак тревожно-пустой. (“Волна и думы”)

- Между чем Тютчев проводит параллель в этом стихотворении?

(Движения в природе совпадают с волнением человеческой души, мысли)

- И у Фета описание природы передаёт состояние человека. Например, в стихотворении “Какая грусть! Конец аллеи…” (1862)

На небе ни клочка лазури,
В степи всё гладко, всё бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом.

- Мы видим тоже параллель природы и состояния души человека.

Сравните, как рассматривают природу оба автора.

Любому поэту свойственно подводить итог своему творчеству. Фет прославляет в конце жизни смерть, надеясь на покой после неё. Это обусловлено противоречиями его жизни.

- Какие вы помните противоречия в жизни Фета, на что он потратил много сил?

(Много сил Фет положил, чтобы доказать, что он дворянин Шеншин)

Фет устаёт от этого, ищет покоя в потустороннем мире в стихотворении “Смерть” (1878)

Слепцы напрасно ищут, где дорога,
Доверясь чувств слепым поводырям;
И если жизнь – базар крикливый бога,
То только смерть – его бессмертный храм.

У Тютчева другое восприятие жизни и смерти.

Когда дряхлеющие силы
Нам начинают изменять
И мы должны, как старожилы,
Пришельцам новым место дать, -
Спаси тогда нас, добрый гений,
От малодушных укоризн,
От клеветы, от озлоблений
На изменяющую жизнь…

(Тютчев не сожалеет о прожитом, хотя его жизнь была полна страданий. Смерть он воспринимает не как спасение от жизни, а как закономерное, естественное явление)

3. Лирика любви.

- Ребята, а какие вы помните противоречия в жизни Тютчева и Фета, отразившиеся в лирике любви? Что объединяет личную жизнь Фета и Тютчева?

(Оба пережили трагедию. У Тютчева первая жена Элеонора Петерсон умерла рано; поздняя, осуждаемая обществом любовь к Елене Александровне Денисьевой привела к тому, что бедная женщина тоже погибла.

Самоубийство Марии Лазич, девушки, любившей Фета и оставленной им из-за её бедности, оставило неизгладимый след в душе поэта)

- Следовательно, это чувство носит в лирике трагический характер.

Послушайте воспоминание Тютчевым последних часов Е.А.Денисьевой:

Весь день она лежала в забытьи,
И всю её уж тени покрывали,
Лил тёплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.

И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала – увлечена,
Погружена в сознательную думу…

И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой): (Почему?)
“О, как всё это я любила”

Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому ещё не удавалось!
О господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…

1864, Ницца

- Радостного в любви почти нет.

- Послушайте отрывок из романса. На чьи стихи он положен? <Приложение 1>

(Звучит романс “Я встретил Вас – И всё былое…” на стихи Тютчева.)

Посвящен романс Амалии Лерхенфельд (баронессе Крюденер).

- Какое ощущение возникает при его прослушивании?

(Лёгкой грусти, печали по ушедшей молодости)

- Послушайте ещё один романс (на стихи Фета “На заре ты её не буди”).

На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка её горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.

Мы видим, что образ любимой может вызывать у поэта не только трагические воспоминания, но и светлые чувства.

Выводы:

Наш урок подходит к концу.

Мы сегодня ещё больше узнали о творчестве великих поэтов. Доказательством их величия и таланта являются пророческие слова самого Тютчева о России:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

Ещё Пушкин говорил, что поэт должен быть пророком. И мы всё чаще убеждаемся, насколько пророческими были стихи Тютчева о России.

О значении А.А.Фета хорошо сказал его современник Алексей Михайлович Жемчужников в своём стихотворении:

Он в мире грёзы и мечты,
Любя игру лучей и тени,
Подметил беглые черты
Неуловимых ощущений,
Невоплотимой красоты.
И пусть он в старческие лета
Менял капризно имена
То публициста, то поэта –
Искупят прозу Шеншина
Стихи пленительные Фета.

А теперь запишите темы домашних сочинений:

1. Лирика Ф.И.Тютчева в моём восприятии.

2. Лирика А.А.Фета в моём восприятии.

3. Свободная тема по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета (тему формулирует сам учащийся).

Итоги урока, выставление оценок.

Похожие:

Урока: систематизировать знания по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета iconКонспект учебного занятия
Тема урока по учебно-тематическому плану: Этапы биографии А. А. Фета. Основные мотивы лирики Фета
Урока: систематизировать знания по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета iconПлан-конспект открытого урока по биологии в 8 классе
Цель урока: Повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Анализаторы»
Урока: систематизировать знания по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета iconПриложение 1 форма плана-конспекта урока
Цель урока: Систематизировать, обобщить и углубить знания по теме «Кислород», продолжить формирование умений
Урока: систематизировать знания по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета iconУрока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Углеводороды»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний с организацией проектной деятельности учащихся
Урока: систематизировать знания по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета iconРазработка урока алгебры. 8 класс. Л. В. Рогоева., учитель математики, Ягодинская сош. Цели: Образовательная: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Квадратные уравнения»
Образовательная: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Квадратные уравнения» Создать условия для применения этих...
Урока: систематизировать знания по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета iconУрока Обучающая
Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Экология» по проблемам и способам защиты окружающей среды, готовить учащихся...
Урока: систематизировать знания по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета icon-
Цель урока: углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей
Урока: систематизировать знания по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета iconКонспект урока по русскому языку
Расширить и систематизировать знания обучающихся о лицейском периоде жизни А. С. Пушкина
Урока: систематизировать знания по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета iconУрока урок обобщения и систематизации знаний
Обобщить и систематизировать знания о свойствах основных классов неорганических соединений
Урока: систематизировать знания по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета iconПлан урока. Историческая справка. «Развитие электричества в селе Ново-Николаевка»
Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания учащихся о применении электричества в сельском хозяйстве. Побудить учащихся...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница