Восточное окружное управление образования




Скачать 481.95 Kb.
НазваниеВосточное окружное управление образования
страница1/2
Дата03.11.2012
Размер481.95 Kb.
ТипДокументы
  1   2


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное образовательное учреждение

города Москвы Лицей №1598

Регистрационный номер № 1047718008040

107589, г.Москва, ул. Хабаровская, д. 18 стр.2, тел. 466-34-14, E-mail: info-1598@yandex.ru, admin@1328.ru, http://www.1598.me




Проект по литературе

«Я часть той силы, всегда желавшей зла, творившей лишь благое»

(образ Сатаны в произведениях мировой литературы)


Выполнила: ученица 11 класса Субботина Ольга

Руководитель проекта: Дмитриева Е.В.


Содержание

  1. Цель, задачи, гипотеза………………………………………………..2

  2. Вступление……………………………………………………………..3

  3. Кто же такой Сатана в Библии и Коране?.............................................3

  4. Образ Дьявола в мировой литературе………………………………6

    1. Портреты героев……………………………………………………6

    2. Как появляются герои?..................................................................9

    3. С какой целью появляются герои в каждой из книг?.....................11

    4. Какими средствами герои достигают поставленной цели?.............12

    5. Что представляют собой герои?....................................................14

    6. В чем же смысл того, что происходит в этих произведениях?

Что авторы хотели сказать, создавая свои образы?.....................19

  1. Выводы……………………………………………………………………29

  2. Глоссарий………………………………………………………………....31

  3. Литература………………………………………………………………...32



Цель: на основе произведений мировой литературы (Библии, Ален Рене Лесаж «Хромой бес», Гете «Фауст», М.Ю. Лермонтов «Демон», Л.Н.Андреев «Дневник Сатаны», М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита») исследовать природу зла, воплощенного в образах Сатаны, сравнить их и понять отличие изображения этого образа в русской и иностранной литературе.


Задачи:

  1. Прочитать названые произведения мировой литературы и проанализировать их с позиции поставленной проблемы.

  2. Сравнить изображения Сатаны в разных произведениях, исходя из их природы, сущности, времени, принадлежности к разным культурам.

  3. Сопоставить образы Сатаны с особенностями жизни и характера разных авторов.

  4. Сделать выводы по поставленным вопросам.



Гипотеза: Природа зла одинакова и воплощена в облике Сатаны. Но образы Сатаны в произведениях литературы различны и зависят от личности писателя, исторической эпохи, национальных особенностей и идеи произведения.



  1. Вступление

Многих писателей давно волнует происхождение зла, образ Дьявола и его влияние на человека и общество. Я решила исследовать природу зла на примере художественных произведений мировой литературы, понять отличие образа Дьявола в них, сравнить произведения русской и иностранной литературы. И начну с Библии. Почему? Именно там мы впервые встречаемся с образом зла. Но Библия как таковая не наделяет демона какими-то конкретными качествами. В Библии говорится лишь о том, что Сатана – это полная противоположность Бога, конкретное его описание отсутствует.

  1. Кто же такой Сатана в Библии и Коране?


Евреи и христиане предполагают, что сатана был фактически Ангелом, даже притом, что Библия этого никогда непосредственно не утверждала. Кроме того, Библия никогда не говорила о том, как Сатана стал плохим и почему? По крайней мере, Библия фактически не говорила о Сатане в течение времен Адама и Евы. Она начала говорить о Сатане позже.

Посмотрим на первое возникновение Сатаны в Библии:

«Паралипоменон», гл. 21

«И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян».

Я буду рассматривать немного большее количество деталей о Сатане, где он, как предполагают (без реальных фактов) евреи и христиане, является Ангелом:

«Иов», гл. 1

«И был день, когда пришли сыны (ангелы) Бога предстать перед Господа; между ними пришел и сатана».

«И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее».

Евреи и христиане предполагают, что Сатана был Ангелом от стиха 1:6. Заметьте, в том стихе Сатана действительно не идентифицировался как Ангел. Но говорится, что Бог призывал Ангелов и что Сатана шел с ними. Он мог (исходя из этого места) быть чем-нибудь другим, кроме Ангела, из сонма Джиннов, например, как утверждает Ислам (Псалом 103:4 "Ты творишь ангелов духами, своих служителей – огнём пылающим"), и он выдвигал себя с толпой Ангелов.

Сатана в Исламе отличен, чем Сатана в Библии. Библия испытывает недостаток в большом количестве информации об истории Сатаны с Всевышним Богом и Адамом (первое создание Человечества). Кроме того, книги Библии 1 «Паралипоменон» и «Иов», которые говорят о Сатане, - ненадежные и очень сомнительные. "Согласно древней еврейской традиции, Ездра написал Паралипоменон, Езрау и Нееемию, но это не может быть установлено с уверенностью. (Из Комментария Библии НИВ, страница 569)"

Основа для размышления - изображение Сатаны христианами, предполагая, что Исламский сатана является тем же самым, что христианский "монстр" с рожками и крыльями. Исламский сатана отличен. В Христианстве сатана - дьявол. Но в Исламе сатана может быть Дьяволом (Иблис), или неким злым человеком, или синонимом общего зла. Вот - некоторые аяты из Корана, показывающего, что сатана Корана - не всегда Иблис:

4/76. «Те, которые уверовали, сражаются на пути Аллаха, а те, которые не уверовали, сражаются на пути тагута (т.е. сатаны). Посему сражайтесь с помощниками сатаны. Воистину, козни сатаны слабы».

28/15. «Войдя в город, когда его жители были невнимательны, он (Моисей) встретил двух мужчин, которые дрались друг с другом. Один был из числа его сторонников (еврей), а другой был из числа его врагов. Тот, кто был из числа его сторонников, попросил его помочь ему против того, кто был из числа его врагов. Муса (Моисей) ударил его кулаком и прикончил. Он сказал: «Это – одно из деяний сатаны. Воистину, он (сатана) является явным врагом, вводящим в заблуждение».

114/1. «Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей, от зла искусителя (дьявол, который шепчет зло в сердцах людей), исчезающего при поминании Аллаха, который наущает в груди людей, от джиннов и людей».

Сатана шепчет свою ложь человеку, и человек передает это другим людям, как он, так дьяволы человечества и джиннов - оба участвуют в дьявольском вдохновении и в шептании. Аят указывает, что люди должны искать убежище с Аллахом от зла обоих типов дьяволов - дьяволов среди людей и дьяволов среди джинов.

Слова «от джинов и людей» обращаются к шепотам, которые могут прибыть от джинов или могут прибыть от сыновей Адама.

В Библии, насколько я знаю, всего раз упоминается о созданиях из огня. В Псальмах 103

4 "Ты творишь ангелов духами, своих служителей – огнём пылающим"

Несколько не понятен смысл предложения, ибо духи Его и служители в принципе одно и то же: и те и другие - Его рабы. Вопрос можно разрешить тем, что служители, которые из огня, имеют некую свободу воли, наподобие человека, и они могут также выбирать между Подчинением Богу или противлением, что Ангелы не имеют, ибо они из Божьего света. Поэтому нужно отделять тех от других. Кто же эти загадочные служители из огня? Ислам даёт ответ.


15/26. «Мы сотворили человека из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи».


15/27. «А еще раньше Мы сотворили джиннов из палящего пламени».


55/15. «…и создал джиннов из чистого пламени».


То есть джинны были созданы и существовали до создания человека. Господь поведал: 51/56 «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне».

Исламская традиция говорит, что Иблис (который джинн) в своё время, когда ещё был маленьким, был взят ангелами Господа к себе, он находился среди сонма Ангелом и также служил Господу в полной отдаче, он стал сильным и праведным до момента, когда Всевышний сказал ангелам, что Он сотворит человека: «Я установлю на земле наместника», который был создан "Руками Господа" и был в нём "Дух от Бога" (не часть Бога! а созданное, душа, созданная для него).

Итак, Господь сказал, что на земле появится (новый) наместник. После создания человека Господь сказал:

18/50. «Вот сказали Мы ангелам: «Падите ниц перед Адамом! (в знак почитания нового творения Господа)» Все они поклонились, кроме Иблиса. Он был одним из джиннов и ослушался воли своего Господа».

2/34. «Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих».

38/73. Все ангелы без исключения пали ниц, кроме Иблиса, который возгордился и стал одним из неверующих. Он (Аллах) сказал: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворили Своими обеими Руками? Ты возгордился или же принадлежишь к числу превозносящихся?»

Он сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины».

Иблис, и другие джины, и люди, имеют добрую волю и свободу выбора: повиноваться Аллаху или не повиноваться Ему, так вот Иблис стал старейшиной среди существ, который по своему высокомерию отказался подчиниться Богу.

Чем отличаются в исламском предании джины от "бесов» в христианской традиции?

Бесы, можно сказать, это фактически неверные Господу существа. Иблис был благородным джинном и стал сатаной (шайтаном) в момент, когда Господь сказал: 38/74 «Иблис, который возгордился и стал одним из неверным».

То есть, когда существо Божие становится неверующим, его можно назвать шайтаном из партии Иблиса. Итак, если человек или джинн не верит в Господа и не повинуется ему по своей причине, то он становится шайтаном или Дьяволом, как угодно. Вот, собственно, разница.

Итак, проанализировав всё выше сказанное, можно прийти к выводу, что Дьявол - падший ангел, воплощение зла, и главная его черта – гордость. Не случайно он изгнан из рая, и в языке есть выражение «сатанинская гордость».


  1. Образ Дьявола в мировой литературе


Испокон веков образ Дьявола интересует человека. Что такое зло? Как с ним бороться? Есть ли сила, противостоящая злу? Для ответа на эти вопросы необходимо познать природу зла, приоткрыть тайную завесу над образом Дьявола.

Писатели всего мира обращались к этой загадке: Лесаж в «Хромом бесе», Гете в «Фаусте», Лермонтов в «Демоне», Булгаков в «Мастере и Маргарите», Андреев в «Дневнике Сатаны».

Итак, мы пришли уже к выводу о том, что Сатана – воплощение зла и главная его черта – гордость. Но, если бы все герои всех книг были одинаковы, не было бы разнообразия в произведениях. А значит, несмотря на общую природу, все образы Сатаны имеют свои различия. От чего это зависит? Проанализируем разные произведения.

Все эти образы (Хромой бес – Асмодей, Мефистофель, Демон, Сатана, Воланд) – отрицательные персонажи. Это однозначно. Но что их различает?

Давайте посмотрим на их портрет.


4.1. Портреты героев


Хромой бес имеет необыкновенный голос, одет в плащ, «около двух с половиной футов ростом, опирается на костыли. У хромого уродца были козлиные ноги, длинное лицо и острый подбородок. Цвет его лица был изжелта-черный, нос сильно приплюснут, глаза, казавшиеся крошечными, походили на два горящих уголька; непомерно большой рот со страшно отвислыми губами обрамляли длинные рыжие усы, закрученные кверху.

Голова этого прелестного Купидона была повязана красным крепом в виде тюрбана с пучком петушиных и павлиньих перьев. Шею его охватывал широкий воротник из желтого полотна, разрисованный разными бусами и сережками. Он был в короткой белой атласной одежде, опоясанной широкой лентой из нового пергамента, испещренного волшебными письменами. На его платье были изображены различные предметы дамского обихода; красивые ожерелья, шарфы, пестрые фартуки, модные прически, одна замысловатее другой. Но все это было ничто по сравнению с белым атласным плащом, покрытым бесчисленным множеством фигурок, нарисованных китайской тушью таким широким

мазком и так выразительно, что не оставалось сомнения в том, что дело здесь не обошлось без нечистого».

В облике Мефистофеля Гете подчеркивает резкие угловатые черты, острый нос, скулы, бородку-эспаньолку.

Демон предстает перед нами лирическим существом без определенных черт, но с пламенной душой, выраженной в глазах:

И, чудо! из померкших глаз

Слеза тяжелая катится…


Сиял  он  тихо,  как  звезда;
Манил  и  звал  он...  но  куда?..


Сатана приобретает черты американского миллиардера Генри Вандергуда, в тело которого вселяется.

Портрет Воланда показан перед началом Великого бала:
«Два глаза упёрлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и чёрный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут к низу, на высоком облысевшим лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто навеки сжёг загар» [1, c.522-523].

Истинное лицо Воланда Булгаков скрывает лишь в самом начале романа, дабы читателя заинтриговать, а потом уже прямо заявляет устами Мастера и самого Воланда, что на Патриаршие точно прибыл дьявол: «… ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой — золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зёленый. Брови чёрные, но одна выше другой».

Это с одной стороны. А с другой мы можем наблюдать интересные детали в постоянно меняющемся внешнем облике Воланда. Такая чисто житейская деталь, как больная нога, не только не вяжется с представлением о всемогущем Князе тьмы, но и делает этот образ по-человечески близким. Упоминание Воланда о рецепте, который достался ему от бабушки, окончательно опровергает версию о его идентичности с Сатаной. Ведь самая первая в истории человечества бабушка — праматерь наша Ева — приобрела такое свое качество именно благодаря сатанинским козням; и все мы хорошо знаем, что Сатана существовал уже тогда, когда будущая первая бабушка пребывала еще Первой девой.

Таким образом, путем тщательного подбора характерных черт Булгаков еще задолго до финала опровергает открыто декларируемую версию. Воланд предстает перед читателем не как Сатана, а едва ли не как "самый человечный человек" из всех персонажей романа. Не говоря уже ещё об одной интересной детали. Воланд прямо и открыто говорит об одной своей болезни: "Приближенные утверждают, что это ревматизм,.. но я сильно подозреваю, что эта боль в колене оставлена мне на память одной очаровательной ведьмой, с которой я близко познакомился в тысяча пятьсот семьдесят первом году в Брокенских горах, на Чертовой Кафедре". Воланд и сифилис? Интересно.

Итак, портреты разные у наших героев, но их объединяет одно – их необычность. Хочется отметить, что персонажи Лесажа и Гете нарисованы в сатирическом свете, Демон – больше в трагическом, а Воланд, Сатана – в реалистическом. Почему это происходит? Могу предположить, что это зависит от менталитета и от времени написания произведения.

Творчество выдающегося французского писателя Лесажа (1668–1747) относится к тому времени, когда во Франции началось разложение феодализма и стали возникать новые капиталистические отношения. На место феодальной аристократии, занимавшей в течение нескольких столетий господствующее положение, начинает постепенно выдвигаться буржуазия. Социальные сдвиги в стране находят отражение и у Лесажа: героическая, возвышенная тематика, характерная для эпохи классицизма, начинает сменяться тематикой бытовой, отражающей явления современной общественной жизни. А отсюда и появление «Хромого беса».

«Фауст» относится к эпохе Просвещения, во главе которой – разум, отрицающий суеверия и ставящий под сомнение существование Бога, а значит, и Сатаны.

Демон – герой первой половины 19 века, где вера – основа жизни людей. Поэтому его черты трагичны и даже человечны. Кроме этого, Демон – воплощение мучительных раздумий Лермонтова о себе и о времени, поэтому он так неоднозначен. Все герои, в той или иной степени, отражали жизненные коллизии своего времени, но лермонтовский герой превосходит их в этом отношении, мифологический образ становится символом современного Лермонтову человека с его мятущейся душой, пороками и лучшими устремлениями. Демон Лермонтова - это его мука, предельный концентрат ее, все противоречия и странности его души, злой гений "безочарованья существа его поэзии", как отметил ее особенность Жуковский вместе с Гоголем.

Лермонтов был максималистом, его демон разрывал его на части. И в результате он вобрал в себя всю боль и безнадежность человечества, стал символом вечной его неустроенности.

В творчестве Леонида Андреева нашли отражение мотивы Апокалипсиса. Их появление является следствием того, что писатель как раз жил в одну из переломных эпох мировой истории, и к тому же эта эпоха совпала по времени с рубежом двух столетий - концом XIX-го и началом ХХ века. Причем век ХХ оказался особенно кровавым и страшным: углубился мировой экономический кризис, начавшийся в конце XIX века; войны, одна за другой, сотрясали Европу; революции в России начала века эхом отдавались по всему миру, и их отголоски будут слышны еще долгие годы… Таким образом, грозовая атмосфера начала ХХ столетия, небывалые потрясения, войны и революции предельно обострили и изменили все процессы как в самой России, так и во всем мире. Возникла необходимость переосмыслить происходящее, по-новому взглянуть на действительность и свершающиеся исторические события. Не остался в стороне и Леонид Андреев. Эти процессы и нашли отражение в его романе «Дневник Сатаны» (1919), и именно в нем в связи с апокалиптическими событиями, происходящими в России и во всем мире, воплотились некоторые Откровения святого Иоанна Богослова. Андреевское восприятие мира в начале XX века проникнуто тревогой, ощущением близости катастрофы, отражает в себе сознание неизбежности крушения старого мира, и гибель эта ассоциируется у писателя с картиной конца света, нарисованной Иоанном Богословом, то есть воспринимается Андреевым как последний бой добрых (божественных) и злых (дьявольских) сил за власть на земле. Но, по мнению Леонида Андреева, положение в этом мире достигло наивысшей трагической точки. Трагизм заключается в том, что мир настолько погряз в грехах, преуспел и усовершенствовался в делах преступных и темных, что далеко обогнал в этом самого «отца» всего зла - дьявола. Именно эта мысль писателя нашла отражение в его последнем произведении.

Булгаков – представитель страшного времени, когда не только говорить о свободе, но и думать о ней считалось преступлением. Его роман – это размышление автора о своей стране, о ее прошлом, настоящем, будущем, о вечности, о добре и зле, о жизни и смерти.


    1. Как появляются герои?


Как же появляются наши герои? Асмодей из бутылки, которую разбивает Леандр-Перес фон Клеофас, Мефистофель – в образе пуделя, Демон - в своем обличье. Сатана добровольно (а не по велению Бога) спускается на землю. Перед ним стоит определенная цель: познать людей и их мир. Необычен путь, который избирает андреевский дьявол для появления среди людей - он «вочеловечивается». Для достижения этой цели он использует человеческое тело - материальную оболочку для своей бессмертной души. Причем способ, с помощью которого сатана овладевает этим временным «помещением», полностью соответствует его дьявольской природе - это убийство. Его жертвой становится 38 - летний американский миллиардер Генри Вандергуд, мечтающий «облагодетельствовать человечество своими миллиардами». Предпосылкой для возникновения этого образа послужил реальный факт - разрекламированное намерение американского миллиардера Альфреда Вандербильта филантропически облагодетельствовать старую Европу. Вандербильт гибнет вместе с пассажирами «Лузитании», которая была потоплена немецкой подводной лодкой. Это произошло 7-го мая 1915 года. Действие романа происходит с 18 января по 27 мая 1914года. Таким образом, Андреев в своем произведении изображает буржуазную Европу накануне первой мировой войны.

Итак, бывший «всемогущий, бессмертный, повелитель и властелин», а ныне американский миллиардер Вандергуд едет в Рим. Движимый высокими альтруистическими побуждениями, он пересекает Атлантический океан и вступает на камни «вечного города». Генри Вандергуд полагает, что облагодетельствовать своими капиталами бедствующую Европу - дело более почетное, чем открыть еще один университет в Чикаго. Ажиотаж вокруг трех миллиардов Вандергуда и составляет сюжетную основу романа Андреева. Это позволяет писателю показать представителей разных классов и социальных сословий: католическое духовенство, свергнутых народом монархов, интеллигенцию, прислуживающую денежному мешку.

И, наконец, Воланд – в образе иностранца на Чистых прудах. Булгаковский сатана появляется в час небывало жаркого заката у Патриарших прудов не случайно, перечисление всех тайных реалий, связанных с данной точкой входа сатаны, позволяет сказать, что дьявол мог появиться в Москве только здесь, на пустой липовой аллеи у Патриарших прудов.
"Вы - немец?- спрашивает Бездомный подозрительного интуриста. - Я-то?- переспрашивает тот и, подумав, отвечает: да, пожалуй, немец" [1, c.283].

Садовое кольцо - память былой защиты, остаток магического охранительного круга, в месте разрыва которого внутрь, к человеку, и проникает нечистая сила. Кроме того, Воланд появляется в точке абсурда: Патриаршая слобода, которая находилась здесь в средние века, называлась раньше еще и Козьей, по местному болоту; Патриаршая козья в семантике булгаковского романа легко читается и как Богочертовское место, а если учесть, что коза по символике была животным сатаны, то в данном узле топономических сопоставлений прочитывается два знака глумления: дьявол въехал в столицу мирового атеизма на козе, пародируя въезд Христа в Иерусалим на белой "осляти", в его свите единственное четвероногое - кот Бегемот - парафраз к той же священной евангельской ослице. Далее, сатана появляется в Москве с запада, у болота, ставшего прудом, из которого к тому же нельзя напиться (литераторы умирают от жажды), притянутый идеальным квадратом Патриарших прудов, чародейским остатком средневекового Козьего болота, по сути, следом чертова копыта, он является по голосу богохульства, в тот самый миг, когда Берлиоз доказывает Бездомному, что бог - миф, выдумка, что, с точки зрения Воланда, является абсурдом, ибо абсурд - отрицать Провидение за час до того, как самому отрицателю отрежет трамваем голову. И недаром въезд Воланда происходит со стороны площади Маяковского, бывшей (до 1935 г.) Триумфальной, на которой через Триумфальную арку ("Царские врата") в Москву въезжали цари, а ныне в "пролетарскую первопрестольную" через незримую снесенную триумфальную арку въезжает Царь преисподней, проникая в точке пересечения максимального поражения униженных идеями наименований.

Разные формы прихода в мир людей, но все они опять же необычны. Почему? Не будем забывать, что это – не обычный человек, а Сатана, на мой взгляд, фантастический персонаж. И его появление – это ещё один подтекст, необходимый писателю для идейного содержания произведений.

    1. . С какой целью появляются герои в каждой из книг?

В романе А.Р.Лесажа "Хромой бес"Асмодей заявляет студенту, что хочет научить его всему, « чему вы только захотите: вы познаете все, что делается на свете: я открою вам человеческие слабости, я стану вашим бесом-хранителем, а так как я образованнее, чем Сократ, то берусь сделать вас умнее этого великого философа. Словом, я отдаю себя в ваше распоряжение со всеми моими достоинствами и недостатками: и те и другие будут вам одинаково полезны». Бес любострастия, азартных игр и распутства, "изобретатель каруселей, танцев, музыки, комедии и всех новейших мод" поднимает крыши мадридских домов, открывая взору спутника-студента тайное и интимно-личное, тщательно оберегаемое от посторонних глаз и ушей.

Мефистофель должен дать Фаусту момент полного удовлетворения жизнью и собой, когда бы Фауст мог воскликнуть: «Мгновение, повремени!»

Только в этом случае Мефистофель завладеет душой Фауста, потому что тогда подтвердится его уничижительное мнение о человеке как о жалком существе, — и выиграет пари, заключенное с Господом, суть которого – «скотина ли человек или нет». Ели он таков, каким представляет себе Мефистофель, – он сильнее. И Фауст – лучший из рабов божьих, поэтому Мефистофелю нужно доказать, что именно он – «скотина из скотов».

Сатана у Андреева, вселившийся в ничего не подозревающего Вандергуда, спускается с небес для того, чтобы зло подшутить над доверчивыми людьми. Таким образом, Генри Вандергуд приобретает свою «вторую реальность». Он получает своего собственного комментатора, не оставляющего камня на камне от филантропической проповеди американского миллиардера - благотворителя, который мнит себя эмиссаром «молодой Америки» и намерен лечить устаревшую Европу, внедряя в ее сознание идеалы заокеанской республики.

Страсть к Тамаре заставляет Демона явиться к ней с целью добиться ею взаимности. Демон приходит к Тамаре с «умыслом жестоким», его поцелуй приносит ей гибель — но даже это не снимает убежденности и искренности Демона. В самой этой ситуации, возможно, проявляется до конца не осознанный автором, но вполне ощутимый символ трагического характера самой любви. Восстание Демона против установленного богом миропорядка, горькие слова о земле, «где преступленья лишь да казни», соединяются в страстных речах Демона с утопической картиной, с мечтой об осуществлении всех возможностей, которые заключены в его натуре, со стремлением свести вместе «все, все земное» с красотою, многоцветностью и полнотою природы, всего сущего (закаты, облака, звезды, морское дно — все стихии вселенной). А встреча Тамары с Демоном позволила ей избежать «судьбы печальною рабыни», освободиться от внутреннего рабства: «душа рвала свои оковы».

Воланд устраивает проверку московскому обществу тридцатых годов на нравственность, сострадание, правду. Воланд говорит Левию Матвею: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли все тени?» [1, c.632]. Должно быть некое равновесие между добром и злом, которое в Москве было нарушено: чаша весов резко склонилась в сторону последнего, и Воланд пришел как главный каратель, чтобы восстановить его. Он пришел на Землю, чтобы восстановить гармонию там, где она была нарушена в пользу зла, которое включало в себя ложь, глупость, лицемерие и, наконец, предательство, заполонившее Москву. Земля изначально как бы прочно установилась между адом и раем, и на ней должно быть равновесие добра и зла, а если ее жители попытаются нарушить эту гармонию, то рай или ад (в зависимости от того, в какую сторону люди «склонили» свой Дом) «засосут» Землю, и она перестанет существовать, слившись с тем из царств, которое заработают люди своими поступками.

Воланд разным персонажам, с ним контактирующим, даёт разное объяснение целей своего пребывания в Москве. Берлиозу и Бездомному он говорит, что прибыл, чтобы изучить найденные рукописи Геберта Аврилакского. Сотрудникам Театра Варьете Воланд объясняет свой визит намерением выступить с сеансом чёрной магии. Буфетчику Сокову уже после скандального сеанса сатана говорит, что просто хотел «повидать москвичей в массе, а удобнее всего это было сделать в театре». Маргарите Коровьев-Фагот перед началом Великого бала у сатаны сообщает, что цель визита Воланда и его свиты в Москву – проведение этого бала, чья хозяйка должна носить имя Маргарита и быть королевской крови.


    1. Какими средствами герои достигают поставленной цели?


У каждого демона есть своя цель, ради осуществления которой он и появляется в определенном месте в определенный час. Но какими средствами будет достигнута цель? Все Демоны избрали один и тот же путь, а именно путь искушений.

Асмодей искушает студента знанием. Знанием всего и вся, все секреты мира обещает раскрыть Бес. В результате ослепительная по своей пестроте картина нравов и страстей, которую наблюдал студент этой ночью, сделала его мудрее и опытнее на тысячу лет. Ему открылись сокровенные пружины, которыми определялись повороты судеб, тайные пороки, запретные влечения, скрытые побуждения. Самые интимные подробности, самые потаенные мысли предстали перед Клеофасом как на ладони с помощью его гида. По сути, весь роман — это ночной разговор студента и Асмодея, по ходу которого нам рассказывается масса историй, то незамысловатых, то причудливо-невероятных. Часто это истории влюбленных, которым не дают соединиться то жестокость и подозрительность родителей, то неравенство происхождения. Одна из таких историй, к счастью, заканчивается счастливой свадьбой, но многие другие печальны.

Мефистофель искушает Фауста многим плотскими страстями, вином, знанием. Он пытается соблазнить Фауста вечной молодостью, деньгами, любовью, властью, силой красоты… Нужно отметить, что для Фауста именно искушение знанием было самым страшным. Но Фауст не может остановиться в своих исканиях; он всегда будет идти вперед. Мефистофель же станет ему и помощником, и помехой на этом пути. Именно Мефистофель становится проводником Фауста в его жизненных странствиях. Он нужен Фаусту, потому что нельзя двигаться вперед, не оставляя позади того, что уже изжило себя. Но, чуждый созиданию, Мефистофель способен помогать Фаусту лишь до известных пределов. В первой части трагедии вехи странствий героя — это погреб Ауэрбаха в Лейпциге, кухня ведьмы, встреча Фауста с Гретхен и ее трагическая утрата. Мефистофель хочет прельстить Фауста маленькими радостями жизни, ибо прекрасно понимает, что отказ от творчества, от действия – конец для Фауста. Поэтому хочет заставить его забыть высокие стремления, опьянив ученого разгульной, чувственной жизнью. Потому он вначале приводит его в трактир (сцена 5), в компанию бражничающих студентов, где слышен «рев глоток и стаканов звон», устраивая там разные чудеса: вино начинает литься из дыр в крышке стола, пьяницы принимают носы друг друга за гроздья винограда и т.п. Но это совсем не то, чего ищет Фауст, еще в момент заключения договора предупредивший Мефистофеля:

Не радостей я жду, - прошу тебя понять!

Я брошусь в вихрь мучительной отрады,

Влюбленной злобы, сладостной досады;

Мой дух, от жажды знанья исцелен,

Откроется всем горестям отныне» [3, c.90].

В трактире Фаусту скучно, и Мефистофель ведет его в кухню ведьмы (сцена 6). Фаусту нравится здесь еще меньше: к бессмысленным их чарам отвращенье «пытаю я: найдется ль исцеленье

Здесь, в этом тьме безумства, для меня? [3, c.113]

Он, однако, не отказывается от предложенного ему ведьмой омолаживающего напитка и получает вторую, данную волшебством, жизнь.

Демон искушает Тамару страстью, выдаваемой за любовь. Демон говорит о самой страшной тайне человека — мгновенности его бытия. Бессмертие, которым Демон томится как «дух зла», обреченный на одиночество, впервые перестает быть для него ужасом, а обещание дать Тамаре «вечность за миг» отвечает сокровенной мечте человека — избавлению от смерти.

В романе Леонида Андреева Сатана искушает деньгами, богатством. Только искушение это странное. Его деньги пробуждают в людях низменные чувства, со всех сторон к миллиардам тянутся жадные руки. Католический кардинал Х., один из алчных претендентов на вандергудовские миллиарды, похож то на «старую бритую обезьяну», то на «говорящего попугая», то на «волка», «лисицу» (2004 г, с. 370-371). Он меняет личины в зависимости от обстоятельств и служит единственному «Богу» - наживе, охотно вступая в долю с темным авантюристом Фомой Магнусом при дележе денег американца. Не любя людей, считая любовь бессилием и предоставляя ее тем, кто «на низу», кардинал пародийно излагает доводы о пользе «тайны - обмана»: пока есть смерть, нужна церковь, проповедующая бессмертие души, иначе кто же спасет человека от смерти, - и делает вывод о том, что мир хочет быть обманутым.

Воланд искушает московскую публику деньгами, одеждой, косметикой, легкой наживой, то есть всеми страстями человеческими. Но главное искушение он преподносит Маргарите. Искушение любовью, причем любовью настоящей.

Разумеется, демоны искушают, но если человек поддался этому искушению, можно ли говорить о том, что во всем виноват только искуситель? На мой взгляд, нет. Может быть, задача Демонов спрашивать с человека урок жизни, ведь каким бы строгим ни был экзаменатор, сдача экзамена возможна. Разумеется, Демон идет отнюдь к не благой цели, но, на мой взгляд, гораздо важнее, что человек, существо, подобное Богу, не может устоять против соблазна.


    1. Что представляют собой герои?

  1   2

Похожие:

Восточное окружное управление образования iconДепартамент образования г. Москвы юго-восточное окружное управление образования гбоу центр образования №1877 «люблино»

Восточное окружное управление образования iconДепартамент образования восточное окружное управление образования
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №273 Восточного окружного управления образования Департамента...
Восточное окружное управление образования iconДепартамент образования восточное окружное управление образования
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №273 Восточного окружного управления образования Департамента...
Восточное окружное управление образования iconЮго-восточное окружное управление образования государственое образовательное учреждение
Показатели оценки результатов и качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся
Восточное окружное управление образования iconПубличный отчетный доклад
...
Восточное окружное управление образования iconВосточное Окружное Управление образования Государственное образовательное учреждение гимназия №1554
Формирование коммуникативного пространства, как основы мыследеятельностной педагогики 20
Восточное окружное управление образования iconВосточное Окружное Управление образования Государственное образовательное учреждение гимназия №1572
Тема эксперимента: «Инфраструктурная платформа Школы будущего: мыследеятельностная педагогика» 29
Восточное окружное управление образования iconВосточное окружное управление образования
...
Восточное окружное управление образования iconПрограмма развития информационной службы на 2010-2012 гг. «Создание единого информационного пространства»
Юго-восточное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр...
Восточное окружное управление образования iconПлан мероприятий, празднованию встречи Нового 2012 года и Рождества Христова в Северо-Восточном административном округе №
Северо-Восточное окружное управление образования Департамента образования города Москвы
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница