Урок- деловая игра. Как «работает»




Скачать 76.79 Kb.
НазваниеУрок- деловая игра. Как «работает»
Дата02.11.2012
Размер76.79 Kb.
ТипУрок
УРОК- ДЕЛОВАЯ ИГРА.

КАК «РАБОТАЕТ» ОБРАЩЕНИЕ.

РОЛЬ ОБРАЩЕНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНА.


Цели: 1.Обобщить и развить известные учащимся сведения об обращении.

Закрепить навык интонационного выделения обращений в устной

речи и пунктуационного-в письменной.

2.Познакомить учащихся с обращением как средством для повышения

образности, эмоционального настроя речи; средством оценки и того, кто говорит,

и того, к кому обращаются с речью.

3.Воспитывать любовь к русскому слову, интерес к классической лит-ре;

самостоятельность и умение «добывать» знания; орфографическую и

пунктуационную зоркость.

4.Повторить различные виды орфограмм и пунктограмм, различные виды

сказуемого и односоставные предложения.

Оборудование: Толковый словарь Ожегова, произведения А.С.Пушкина, карточки, тесты.


ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.



Ребята! Представьте себе, что мы находимся не в классе, а в лаборатории научно-исследовательского института, который занимается вопросами изучения русского языка. Сегодня исследуется интересная тема «Как работает обращение» в произведениях А.С.Пушкина.

Итак, наш кабинет-именно та лаборатория и есть. А учёные-исследователи-мы с вами.

А эпиграфом к уроку очень подойдут стихи Пушкина:


О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух:

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, Бог изобретатель…

А.С.Пушкин

С вашего позволения я возьму на себя роль заведующей лаборатории, а вы будете старшими и младшими научными сотрудниками.


3.Первый этап работы:

  • Пять младших научных сотрудников работают по своим индивидуальным темам

(карточки№1,2,3,4,5.) за партами.


Карточка№1.

Задание: определи, подлежащим или обращением являются выделенные слова

и расставь запятые.

А) С чего начинается РОДИНА?

Я вернусь к тебе РОДИНА.

Б) Платком взмахнула у ворот МОЯ ЛЮБИМАЯ.

Поклон-привет тебе он шлёт МОЯ ЛЮБИМАЯ

Карточка№2.

Задание: укажите, чем выражены обращения (не забудьте расставить знаки препинания).


А) Кто товарищи знаком с этим видным моряком?

Б) Угости меня хорошая водой.

В) Атаками, морозами, пургой прошедшее ты оживаешь снова.

Г) Ты всё та же моя нежная в этом синем платьице.


Карточка№3.

Задание: найдите обращение, укажите, распространённое оно или нет (не

забудьте о знакопрепинания.)


А) Сыпь ты черёмуха снегом.

Б) Выноси меня тройка усталых коней!

В) Привет вам милые картины прежних лет.

Г) Пой гармоника вьюге назло.

Д) Русый ветер какой ты счастливый!


Карточка№4.

Задание: расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

А) Здравствуйте сосновые леса солнечные чистые сухие!

Б) Для тебя единственная ласковая я нашёл хорошие слова лучшие из словарей

вытаскивая.

В) Серебристая дорога ты зовёшь меня куда//


Карточка№5.

Задание: подготовься отвечать по плану.


ПЛАН ОТВЕТА:

  • Что обозначают обращения и для чего они служат в устной речи, с какой интонацией произносятся?

  • Чем могут быть выражены?

  • Место обращений в предложении. Являются ли они членами предложения?

  • Особенность употребления обращений в поэтической речи.

  • Знаки препинания при обращении.



ДВА «старших научных сотрудника» получают задания для работы у ДОСКИ.


Карточка№6.

Лингвистическая задача

  • Как отличить обращение от подлежащего, которое тоже имеет форму И.п?

  • Реши задачу, используя предложения:

А) Ребята оберегают природу.

Б) Ребята, оберегайте природу!


Карточка№7.

Задание: частичный анализ текста:


Большое зло корыстолюбие. Корыстолюбивый не может быть ни правдивым ни принципиальным ни мужественным. С малых лет учитесь жить бескорыстно друзья.

  • Расставьте знаки препинания, объясни их постановку графически и устно.

  • Подчеркните основы предложений, определите вид сказуемого.

  • Дайте характеристику 3-ему предложению.

  • Выделите и объясните орфограммы в словах: БЕСКОРЫСТНО, НЕ МОЖЕТ,
    МУЖЕСТВЕННЫМ.

  • Объясни лексическое значение слова ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ, сделай его морфемный и морфологический разбор.


ВСЕ остальные заняты словарно-лексической работой: знакомимся с происхождением и лексическим значением слова «КОРЫСТЬ». (Работа со словарём)


Запись на доске и в ТДП:


КОРЫСТЬ-(общеславянское): 1.Первоначальное значение-добыча.

2.Современное-выгода, материальная польза.

Употребляется в польском, болгарском, украинском, словацком.


БЕСКОРЫСТИЕ (антоним)- помощь без каких-либо выгод для себя.


КОРЫСТОЛЮБИВЫЙ(прил.)- стремящийся к личной выгоде, чрезмерно любящий деньги.

4.ВТОРОЙ этап работы.

А) Опрос уч-ся по карточке№5.


Вывод: обращение-это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью, оно служит для привлечения внимания собеседника к сообщению и для выражения отношения говорящего к собеседнику.


Б) За строкой учебника.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

В русском языке существуют обращения-метафоры и обращения-олицетворения.

ВОПРОС: что называется МЕТАФОРОЙ?

что называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ?

Метафора – это слово или выражение, употреблённое в переносном смысле

(скрытое сравнение).

Олицетворение – изображение неживых предметов в виде живых существ.


Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.


Звезда печальная, вечерняя звезда,

Твой луч осеребрил увядшие равнины.


Шуми, шуми, послушное ветрило.

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.


Д/З: выписать обращения-метафоры и обращ.- олицетворения из стихотворений .

А.С.Пушкина.

В) Опрос уч-ся по карточкам №6, №7.

5. ТРЕТИЙ ЭТАП РАБОТЫ.


Учитель: сегодня в своей творческой лаборатории мы наблюдаем « за работой» обращений. А какова роль обращений в творчестве А.С.Пушкина?

О своих научных наблюдениях по данному вопросу расскажет старший научный сотрудник…


ДОКЛАД.


Изучая тему «Обращение», мы почувствовали, как «работает» обращ., как повышает образность, эмоциональный настрой речи, как становится средством оценки и того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью. Часто только одним обращением можно выразить ласку, доброжелательность говорящего или, наоборот, злость, недовольство, порицание. И яркий пример этому – классическая лит-ра. Особенно произведения А.С.Пушкина, которые я очень люблю. Исследуя поэзию поэта, я пришла к выводу, что Пушкин любил работать с обращением и отводил ему значительную роль в своём творчестве.

Обращения, использованные поэтом, я разделила на несколько групп:


  • Авторские обращения (к современникам Пушкина).

  • Обращения с положительной оценкой героя, предмета, события.

  • Обращения с отрицательной оценкой героя, предмета , события.

  • Обращения- олицетворения.

  • Обращения-метафоры.


« Мой первый друг, мой друг бесценный!» - так обращается Пушкин к своему лицейскому другу Ивану Пущину в стихотворении, рассказывающем о том, как Пущин посетил опального поэта в Михайловской ссылке.

Трогательно относился поэт к своей няне Арине Родионовне. И много авторских обращений посвящено именно ей:

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена…

* * *

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

* * *

В этих обращениях чувствуется искренняя любовь, неподдельное внимание и забота о родном человеке. И когда мы читаем стихи, посвящённые А.Р., в нас пробуждаются светлые, добрые чувства. У Пушкина мы учимся любить по-настоящему! Надо сказать, что и А.Р. платила поэту за его внимание и заботу о ней тем же и обращалась к нему:

МОЙ АНГЕЛ, МОЙ БАТЮШКА, ДРУЖОЧЕК.


В произведениях Пушкина очень часто встречаются обращения с положительной оценкой героя, предмета, события:


Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

* * *

«Бабушка, постой немножко!»-

ей кричит она в окошко.

* * *

Смилуйся, государыня рыбка,

Ещё пуще старуха бранится.

* * *

Пора,брат,пора…

Используя такие обращения, А.С. помогает читателю разобраться в характере героя, правильно оценить его роль в произведении.


Встречаются в произведениях А.С. и обращения с отрицательной оценкой героя, предмета, события:


Воротись, дурачина, ты к рыбке;

Поклонись ей, выпроси уж избу.

* * *


Ах ты, мерзкое стекло,

Это врёшь ты мне назло.

Интересно, что данные обращения отрицательно характеризуют того, кто обращается.

А именно, завистливую, ворчливую старуху и злую царевну-мачеху.

Я не буду сейчас говорить об обращениях-метафорах и обращениях-олицетворениях, т.к.

мы будем работать с ними дома.

Итак, вывод: А.С.Пушкин использует в своих стихах обращения всех видов: авторские,

с положительной и отрицательной характеристикой героев, метафоры, олицетворения.

Очень умело вводит их в стихи. Обращения делают произведения поэта образными, эмоциональными, запоминающимися и просто красивыми. Для его поэтической речи свойственны обращения к неживым предметам, к явлениям природы. С помощью обращений Пушкин создал яркие, запоминающиеся художественные образы.

Читая Пушкина, мы учимся правильному общению с людьми, повышаем культуру речи,

что очень важно для адаптации в современном обществе.


6. ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП РАБОТЫ.

Практическая работа.

Задание: спишите, найдите обращения, расставьте знаки препинания.

Любезный именинник

О Пущин дорогой

Пришёл к тебе пустынник

С открытою душой.

* * *


Страшись о рать иноплемённых

России двинулись сыны

Утешься мать градов России

Воззри на гибель пришлеца

* * *

Зачем из облака выходишь

Уединённая луна

* * *

Друг Дельвиг мой парнасский брат

Твоей я прозой был утешен

* * *

Ты солнце святое гори

* * *

Товарищ верь: взойдёт она

Звезда пленительного счастья

* * *

Простите мирные долины

И вы знакомых гор вершины

И вы знакомые леса

Прости небесная краса

Прости весёлая природа

* * *

Похожие:

Урок- деловая игра. Как «работает» iconПравила проведения деловой игры для школьников города Тюмени
Деловая игра «своя игра» (далее – «деловая игра») проводится среди учащихся 9-11 классов школ города Тюмени. Организатор деловой...
Урок- деловая игра. Как «работает» iconУрок по истории древнего мира в 5 классе тема : Рабство в Древнем Риме. (деловая игра с элементами ретроспективности и маршрута)
Тема: Рабство в Древнем Риме. (деловая игра с элементами ретроспективности и маршрута)
Урок- деловая игра. Как «работает» iconУрок деловая игра по химии
Цель урока: Обобщить знания учащихся о научных принципах производства аммиака в современной технологии
Урок- деловая игра. Как «работает» icon«Введение. Биология – наука о жизни»
Лекция, семинар, практическая работа, экскурсия, конференция, деловая игра, консультация, комбинир урок (изучение нового материала,...
Урок- деловая игра. Как «работает» iconДеловая игра «Менеджер» или
Каждая команда делится на две части. Игра проводится для каждой «половинки» по 4 станциям. На первой станции ведущий объясняет игровую...
Урок- деловая игра. Как «работает» iconУрок деловая игра «Слет специалистов»
Демонстрации: взаимодействие г-образной трубки с движущейся водой в ней, движение воздушного шарика при выходе воздуха из него, таблицы...
Урок- деловая игра. Как «работает» iconУрок технологии Тема: «Предприниматель и фирма» (деловая игра)
Дать обучающимся знания о понятиях форма предпринимательской деятельности, торговый знак, учредительные документы по теме "Основы...
Урок- деловая игра. Как «работает» icon«Различные способы решения тригонометрических уравнений» (урок деловая игра) на республиканском семинаре учителей математики, организованном Институтом развития образования Республики Татарстан по теме: «Личностно-ориентированное обучение на уроках математики» (2005г.)
Образовательное учреждение: моу «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №23 с углубленным изучением отдельных предметов»...
Урок- деловая игра. Как «работает» iconДеловая игра для детей и родителей
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Ачинска
Урок- деловая игра. Как «работает» iconУрок истории в 7 классе
Эпиграф: «Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра». Й. Хейзинг
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница