Образования ленобласти автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования




НазваниеОбразования ленобласти автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/11
Дата02.11.2012
Размер0.85 Mb.
ТипДипломная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНОБЛАСТИ

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А.С ПУШКИНА

Дефектологии и социальной работы

Кафедра коррекционной педагогики и коррекционной психологии





«Утверждаю»____________

Зав.кафедрой коррекционной педагогики и коррекционной психологии Логинова Е.Т.

«______»________________200_____


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

050716.65 Специальная психология


Выполнила:

Студентка VI курса ОЗО

Кузьмина Валентина Александровна

Научный руководитель

Доктор медицинских наук, профессор

Белов Василий Георгиевич


Санкт-Петербург

2011

Оглавление


Оглавление 2

Введение 3

Глава 1. Основные свойства внимания и их проявление в старшем дошкольном возрасте у детей с ЗПР 6

1.1.Общие сведения о детях с задержкой психического развития 6

1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 9

1.3. Общие сведения о развитии внимания у детей дошкольного возраста 17

1.4.Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 33

Выводы по первой главе 35

Глава 2. Глава 2. Организация и методики исследования 37

2.1.Организация исследования 37

2.3. Обоснование выбора методик исследования и их краткая характеристика 40

2.3.Статистическая обработка данных 45

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 46

Выводы 60

Заключение 61

Список литературы 62



Введение



На современном этапе развития школьного образования наблюдаются негативные тенденции роста числа детей с задержкой психического развития, обусловленные, с одной стороны, неблагоприятной микросредой развития детей, с другой стороны, недостаточным уровнем готовности специалистов школьных учреждений.

Проблема воспитания и обучения школьников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В группу риска по всем показателям попадают дети с задержкой психического развития [1,5,8,14].

Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению. У детей этой категории наряду с нарушениями различных психических функций, в той или иной степени оказываются несформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей [3-5,9,11].

В специальной литературе, несмотря на многочисленные указания на наличие конкретных нарушений внимания у старших дошкольников с ЗПР (М. С.Певзнер, Т.А.Власова, Э.Я.Пекелис, И.Ф.Марковская, К.С.Лебединская, У.В.Ульенкова и др.), на дифференциальные признаки проявлений нарушений внимания (Л.И.Переслени, Г.М.Понарядова, В.П.Мусина и др.), на природу и механизмы нарушений с клинической, нейрофизиологической и психологической точек зрения (Е.Д.Хомская, А.Р.Лурия, И.П.Павлов, А.В.Снежневский, В.В.Лебединский, К.К.Платонов, И.Л.Баскакова и др.), вопросы коррекционной работы по преодолению нарушений внимания освещены достаточно скромно [2,12,15-18].

Следует отметить, что своевременное выявление, изучение и коррекция нарушений познавательной сферы, и прежде всего внимания у детей с ЗПР именно в старшем дошкольном возрасте является необходимым условием их дальнейшего успешного обучения в школе.

В связи с актуальностью данной тематики цель работы была следующая: исследовать особенность внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Гипотеза: Мы предполагаем, что внимание детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития отличается от внимания детей с нормой в развитии. Внимание детей с ЗПР характеризуется неустойчивостью, низкой концентрацией и переключаемостью, что приводит к снижению их готовности к школьному обучению.

Объект: 20 детей старшего дошкольного возраста в возрасте 6 - 7 лет, 10 девочек, 10 мальчиков. Дети имели диагноз ЗПР, поставленный ПМПК.

Предмет: особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи:

1.Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

2.Определить уровень развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

3. Определить особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

4. Сравнить развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и детей с задержкой психического развития.

5. Провести коррекционные занятия по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и оценить изменения внимания у данного контингента детей.

Методики исследования

  1. Методика на изучение свойств внимания, «Перепутанные линии», предназначена для изучения свойств внимания: устойчивости и концентрации;

  2. Методика на изучение объема внимания, определяет объем внимания у дошкольника.

  3. Методика для изучения переключаемости внимания «Расставь значки». Предназначена для изучения переключаемости внимания

Статистическая обработка результатов исследования (расчет параметров вариации признаков (среднее арифметическое значение, стандартное отклонение, стандартная ошибка среднего значения), расчет критерия Манна-Уитни для оценки достоверности различий внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР до и после проведения коррекционных мероприятий.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Образования ленобласти автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге (тти южного федерального университета)
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Образования ленобласти автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге (тти южного федерального университета)
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Образования ленобласти автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге (тти южного федерального университета)
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Образования ленобласти автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге (тти южного федерального университета)
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Образования ленобласти автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге (тти южного федерального университета)
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Образования ленобласти автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге (тти южного федерального университета)
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Образования ленобласти автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге (тти южного федерального университета)
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Образования ленобласти автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге (тти южного федерального университета)
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Образования ленобласти автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге (тти южного федерального университета)
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Образования ленобласти автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «казанский (приволжский) федеральный университет» отчет о научно-исследовательской работе
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница