Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»




Скачать 118.63 Kb.
НазваниеМеждународная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
Дата02.11.2012
Размер118.63 Kb.
ТипДокументы


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» г. Брянска


Международная научно-практическая конференция

«Первые шаги в науку»


Патриотическое воспитание детей в объединении «Керамика» через выполнение творческих работ с геральдической символикой

Предметная область: педагогика

(дополнительное образование)





Автор:

Лебедева Анна Владимировна

педагог дополнительного образования


Брянск 2012

«В последние годы мы отвыкли гордиться тем, что «земля наша велика и обильна», а многие дети и вовсе не знакомы с этим чувством. Слова об этом, произнесенные с тактом и к месту, как сетка параллелей и меридианов, задают человеку координаты в пространстве и времени, позволяют ему прочувствовать свою общность с Родиной, у которой великое прошлое и большой будущее»

(Из социального проекта «Мы живем в России»)


Введение

В последнее время я столкнулась с тем, что многие дети однобоко или вообще неправильно трактуют понятие «патриотизм». Каким образом педагог дополнительного образования, работающий по программе художественной направленности, может воспитывать патриотизм в подрастающей личности? В моей личной практике таким примером может служить написание учащимися объединения «Керамика» творческого проекта по декоративно-прикладному творчеству, где был использован герб города. (Приложение 1). Творческий проект «Для самых любимых» был нацелен на выполнение подарка для близких родственников. После анализа первоначальных идей было принято решение выполнить керамический подсвечник. Дети были подведены к необходимости изображения на подсвечнике герба Брянска – города, в котором родились, познакомились и живут люди, для которых и предназначен подарок.

В связи с этим у ребят возникло много вопросов: как правильно изображается герб нашего города, что за элементы на нем присутствуют, как корректно выполнить их на задуманном сувенире? Дети с большим энтузиазмом принялись за разрешение интересующих их моментов.

Все выше сказанное натолкнуло меня на мысль отследить формирование патриотических качеств личности ребенка на занятиях в объединении «Керамика».

Итак, цель исследования: отследить формирование патриотических качеств личности ребенка под влиянием геральдических средств и доказать, что с использованием этих средств у детей, занимающихся в объединении, можно развить патриотические чувства, воспитать любовь к культуре своего народа, любовь к своей малой родине.

Объект исследования: геральдические средства как фактор развития патриотизма современных школьников.

Предмет исследования: формирование патриотических качеств личности ребенка.

Гипотезой исследования является предположение о том, что воспитание патриотических чувств в детском объединении наиболее доступно и ненавязчиво возможно через выполнение работ творческого характера с геральдической символикой.

В ходе выполнения исследование предполагается решить следующие задачи:

1. Рассмотреть и проанализировать содержание документов государственного уровня, затрагивающих вопросы патриотического воспитания граждан.

2. Определить и проанализировать содержание понятия «патриотизм» в детском коллективе объединения «Керамика».

3. Рассмотреть геральдику как средство воспитания патриотизма формирующейся личности ребенка.

4. Выделить влияние метода творческого проектирования с элементами геральдики на формирование патриотических качеств личности ребенка.

В исследовании использовались следующие методы:

1.Теоретический анализ: изучение литературных источников по указанной теме.

2. Анкетирование учащихся.

3. Анализ, обобщение собранного материала.

4. Метод творческих проектов.

Указанные методы исследования просты и доступны, а также наиболее эффективны в рамках данного исследования.


Понятие патриотизма в современном обществе

Современная ситуация развития российского общества оценивается как кризисная, что с точки зрения воспитания подрастающего поколения, связано с потерей нравственных ориентиров. В этих условиях обращение к идее патриотизма может стать той ценностной основой, на которой возможно формирование и развитие личности российского гражданина.

В конце XX – начале XXI в. в России в очередной раз на фоне острого социально-экономического и политического кризисов разразился духовный кризис, в частности, кризис патриотических чувств, сознания, поведения.

О значимости гражданского и патриотического воспитания молодежи неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ. Нормативно-правовые аспекты патриотического воспитания определяются в государственных документах Российской Федерации – Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования в РФ, постановлениях Правительства РФ, федеральных программах.

Потребность, в первую очередь государственная, в патриотическом воспитании граждан зафиксирована в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Продолжением этой программы являются программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». В этой программе патриотическое воспитание определяется как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. А главная цель патриотического воспитания сформулирована как возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие подрастающего поколения.

В связи с этим развитие патриотического воспитания в системе образования, в том числе и дополнительного, представляется особенно актуальным.

В широком общепринятом смысле патриотизм понимается как общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение граждан к своей стране. В жизни это отношение проявляется в сложном комплексе чувств, знаний, ценностных ориентаций, установок, действий, обычно понимаемым как любовь к Родине. Словарь В.Даля дает определение патриота как «любителя отечества, ревнителя о благе его, отчизнолюба…». Ключевое слово в этом определении, найденное В.И. Далем – ревнитель, то есть усердный защитник, поборник интересов Родины.

Среди детей, занимающихся в объединении «Керамика» было проведено анкетирование, в котором приняло участие 40 человек. Анкетирование проводилось на первом году обучения в объединении и на третьем году обучения. Дети должны были ответить на вопрос, о том, что для них означает слово «патриотизм». Из предложенных в анкете вариантов им необходимо было выбрать то понятие патриотизма, которое, по их мнению, наиболее полно раскрывает значение этого слова. Предложенные понятия и определения патриотизма, циркулируют в массовой информации, применяются политическими и общественными организациями, зафиксированы в учебной, научной, справочной литературе и электронных источниках. Итак, понятие «патриотизм» отражается в сознании детей следующим образом (см. приложение 2).

У детей первого года обучения патриотизм связан, главным образом, с любовью к своей семье, родным, близким. У детей третьего года обучения самым востребованным оказался вариант ответа «Патриотизм – это любовь к Родине», а вариант «любовь к своей семье, родным, близким» – на втором месте. Далее предпочтения разнятся по рангам: «любовь к русской культуре» на третьем месте у детей третьего года обучения и на четвертом у детей первого года обучения; «любовь к родному городу, дому» – на втором месте у детей первого года обучения и на третьем - у детей третьего года. «Любовь к народу» и «гуманизм» занимают у детей первого года обучения последние места, а «возрождение традиций российского государства» и «любовь к русской культуре занимают ступень выше». «Любовь к народу» и «возрождение традиций российского государства» занимают у детей третьего года обучения предпоследнее место. А «гуманизм» - последнее.

Сложившееся распределение ответов имеет свое объяснение. Для большинства детей первого года обучения патриотизм связан в первую очередь с самыми близкими для них людьми, их семьей. Занимаясь в объединении «Керамика», дети отвечают на этот вопрос уже по-другому, границы этого понятия для них более широки. Конечно, в первую очередь это любовь к Родине, к ближнему социальному окружению: семье, родным, близким, родному городу, дому. Именно эти ценности дети усваивают на занятиях в объединении. Привнесение в жизнь подрастающего поколения государственной символики, использование региональных и муниципальных символов существенно влияет на патриотическое воспитание детей.


Геральдика, применение в декоративно-прикладном творчестве

Геральдика – наука о гербах. Так кратко характеризуется эта историческая дисциплина. Но значение ее выходит за рамки простого изучения гербов – она является также источником правил использования геральдических символов. Геральдика, кроме гербов, отвечает также за эмблемы, флаги, вымпелы и прочие знаки отличия, кроме современных военных знаков. К геральдическим знакам относятся и символы государственной власти – герб и флаг.

Какой он из себя, герб, знают все. Гербы окружают нас со всех сторон: на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах, даже на различного рода рекламной продукции можно увидеть герб. Само присутствие герба в нашей жизни, а не только в исторических источниках, говорит о том, что геральдика - это не только вспомогательная историческая дисциплина, но и "отрасль прикладного знания".

Все губернские города Российской империи и большинство уездных имели свои гербы. Существовали также гербы губерний и областей. Их официальное описание помещалось в Полном собрании законов Российской империи. Помимо этого был издан ряд альбомов с рисунками городских и губернских гербов. В настоящее время из них наиболее известен “Гербы городов, губерний, областей и посадов, внесенные в Полное собрание законов Российской империи за 1649-1900 гг.” (Спб., 1900), составленный в конце XIX века Павлом Павловичем фон Винклером – русским геpбоведом,  истоpиком немецкого происхождения. Этот труд чрезвычайно популярен среди работников архивов, библиотек и музеев, коллекционеров, художников, краеведов и просто любителей истории. В одном альбоме собрано несколько сотен изображений гербов, извлеченных из многотомного собрания законов. Под каждым рисунком помещено описание герба, указана дата его официального утверждения. Правда, геральдические цвета обозначены штриховкой, соответствующей цвету, а не краской.

Составленный и раскрашенный согласно правилам геральдики городской герб украшал жалованную грамоту, которую получал русский город согласно “Городовому положению” 1785г. Пункт 28 этого Положения предписывал каждому городу «иметь герб… и оный герб употреблять во всех городовых делах». Эти законодательные акты в отношении городских гербов появились, как теперь говорят, в контексте общегосударственных мероприятий, которые в последней четверти XVIII в. осуществило правительство Екатерины II. Альбом Винклера вместил практически все утвежденные монархами к этому времени гербы.

Когда дети объединения «Керамика» в рамках выполнения творческого проекта искали ответы на вопросы, связанные с изображением брянского герба, они выяснили, что на нем (на гербе), оказывается, изображена не пушка, а мортира, не ядра, а пирамиды бомб, а золотые стрелочки на зеленом фоне внизу щита – это стилизованное реальное зеленое поле. И теперь эти учащиеся (а вместе с ним – их родители, друзья, одноклассники) знают и наверняка не забудут, какое количество бомб в каждой из пирамид. Конечно, всегда найдутся люди, которым эти факты покажутся несущественными. Но это в любом случае часть истории нашего родного города, нашей культуры, нашего патриотического сознания.

Метод творческих проектов очень удобен для работы с детьми в рамках объединения. Никто не требует от ребенка в ходе работы «изобретать велосипед». Самое ценное и замечательно при выполнении творческих проектов учащимися – самостоятельность в решении поставленной проблемы, развитие познавательных интересов. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве. Потому роль педагога нисколько не отрицается. Педагог планирует, координирует, обсуждает с ребенком его работу. Но эта деятельность становится более интересной и насыщенной, если в ребенке педагог сможет увидеть не просто своего подопечного, а маленького ученого с его собственными концептуальными идеями, задумками, открытиями.


Заключение

Патриотизм имеет сложную многогранную структуру. Хочется, чтобы это явление не было просто «громким» словом, которое некоторые почему-то даже стесняются произносить. Патриотизм имеет довольно широкие границы, и это позволяет трактовать его как нравственный принцип, как установку, как личностное качество, как состояние, результат воспитания, как поведенческую модель, как ценность.

Воспитание патриотизма средствами геральдики в детском объединении возможно и необходимо. Мне кажется, что наиболее доступно и ненавязчиво этого удается достичь при выполнении работ творческого характера. Таким образом, гипотеза, выдвинутая вначале исследования, подтвердилась.

Использование в обучении метода творческих проектов позволяет приобщить даже небольших детей (возраст учащихся, занимающихся в объединении 7-13 лет) к элементам государственной символики.

В рамках объединения «Керамика» мы с детьми только начинаем осваивать этот метод (выше кратко рассказывалось о проекте «Для самых любимых»). Но в наши планы входит также создание керамического панно, состоящего из гербов городов Брянской области. И это не последняя наша задумка.

В 2004 году стартовал крупный отечественный анимационный проект «Гора самоцветов», созданный по сказкам народов, населяющих Россию. Заставка каждого мультфильма коротко, но очень тепло, доходчиво и ненавязчиво рассказывает зрителю о народе, сказку которого ему предстоит увидеть. Каждую серию предваряют одни и те же слова – «Мы живем в России» и на экране возникают российские государственные символы – герб и флаг.

Хочется, чтобы также тепло и ненавязчиво, как в этом проекте, до каждого ребенка как представителя подрастающего поколения современного общества была донесена мысль о том, что он может и должен быть патриотом, «любителем» и «ревнителем» своего отечества.


Литература

 1. А.Г.Силаев. Возрождение русской геральдики. Историческая библиотека. Олма-Пресс. 2005. 768 с.

2. Брянск через тысячелетие. Брянская городская администрация. Издательство «Читай-Город», 2003.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001- 2005 годы». – М., 2001.


4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866.

5. Лебедовских Н.П. Патриотизм и гражданственность в системе русского образования 18-19 веков// Краеведческие аспекты воспитания гражданина России. Тезисы докладов научно-практической конференции. – Рязань, 2001. – 45 с.

6. Лисецкая Е.В. социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма у современных школьников: Автореф. дис. канд. пед наук. М.: 2002. – 19 с.

7. Лутовинов В.И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию. М.: 2006. – 32 с.

8. Соболева Н.А., Артамонова В.А. Символы России. М.: Панорама, 1993. – 186 с.

9. Суздальцев Е.Л. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). – М.: 2009. 260 с.


Приложение 1

Творческий проект «Для самых любимых»




Проработка окончательного варианта








Готовое изделие

Приложение 2

Диаграмма ответов детей объединения «Керамика» на вопрос о том, что для них означает слово «патриотизм»





Приложение 3

Работы, выполненные детьми объединения «Керамика»







Сувениры ко Дню города


«Медаль для папы», сувениры к 23 февраля




Композиция «Никто не забыт, ничто не забыто»


Похожие:

Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» iconМеждународная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» качество пищевых продуктов: микробиологический и химический анализ
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» iconМеждународная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
Часто науку математику характеризуют как «сухую» логическую дисциплину, развивающую интеллект, но не душу
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» iconНазвание работы
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» iconКомплексный анализ качества питьевой воды в
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» iconМеждународная научно-практическая конференция "Первые шаги в науку"
Эффективность использования игровых технологий на занятиях объединения "загадочный мир природы"
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» iconОценка экологической составляющей туристско-рекреационного потенциала брянской области
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» iconНаучно-исследовательская работа по теме «Исследование коэффициента трения подошв школьной сменной обуви о различные поверхности»
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» iconМеждународная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
Руководители проекта: учитель биологии Бородуля А. А., учитель биологии и географии Данченко Л. С
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» iconМеждународная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
Эта любовь постепенно расширяясь, переходит в любовь к своей стране к ее истории, ее прошло­му и настоящему, а затем ко всему чело­вечеству,...
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» iconМеждународная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» История улицы Большой Московской в конце XIX нач. XX века
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №52 с углубленным изучением отдельных предметов»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница