Организация исследовательской работы учащихся старших классов на базе вуза




Скачать 76.06 Kb.
НазваниеОрганизация исследовательской работы учащихся старших классов на базе вуза
Дата02.11.2012
Размер76.06 Kb.
ТипДокументы
Организация исследовательской работы учащихся

старших классов на базе вуза

Исследовательская деятельность учащихся по физике – это изучение физических явлений, процессов, зависимостей между физическими величинами и т.д. Если результат исследования является объективно новым, то работа учащегося называется научно-исследовательской, а если полученный результат субъективно новый, то – учебно-исследовательской.

В настоящее время организация в школах исследовательской деятельности учащихся по физике становится весьма актуальной. Это связано со многими факторами: введение системы портфолио для учащихся и учителей стимулирует их участие в различных конкурсах; приток научных и инженерных кадров в педагогическую среду; реализация задачи развития у учащихся ключевых компетенций (информационной, коммуникативной, познавательной и т.д.), способности к самообразованию. В старших классах всегда можно найти учащихся способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний по физике, а самое главное, не боящихся трудностей.

Важно и то, что за последние годы сильно расширился список конкурсов исследовательских работ учащихся по физике разного уровня (окружные, городские, региональные, всероссийские). Вот лишь небольшой их перечень:

  1. Городской конкурс исследовательских и проектных работ для учащихся 5-7 классов «Открытие».

  2. Открытая Московская естественнонаучная конференция школьников «Потенциал» в ГОУ лицее № 1502. http://www.lyceum1502.ru/pages/overtime/potential/

  3. Городская Междисциплинарная конференция старшеклассников в ГОУ гимназии № 1569 «Созвездие». http://sch1569.edusite.ru/p49aa1.html

  4. Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся "Научный потенциал-XXI". http://unk.future4you.ru/

  5. Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги» http://www.rospedclub.ru/

  6. Всероссийский конкурс рефератов "Атомная наука и техника". http://www.cdcrus.com/

  7. Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов «Технологии повышения эффективности на производстве и в жизни» проводится в рамках реализации социальных программ компании «Сименс». http://www.science-award.siemens.ru/contest_info/

  8. Московская открытая конференция «НТТМ-Москва» в рамках Всероссийской программы «Шаг в будущее». http://www.step-into-the-future.ru/nttm_006.php

Смысл исследовательской деятельности заключается в том, чтобы помочь ученику усвоить её алгоритм, научить оформлять полученные результаты и формулировать выводы, работать с разными источниками информации (литературой, материалами сайтов Интернета, справочниками и словарями), проводить наблюдения, опыты, строить модели, использовать разные формы сбора информации (делать фотографии, проводить видеосъёмку, беседовать с научными работниками и т.д.), организовывать и планировать свою деятельность.

Процесс исследовательской деятельности учащихся можно разбить на следующие этапы:

  1. Выбор, формулирование и обоснование актуальности темы исследования.

  2. Определение проблемы, выдвижение гипотезы, выделение предмета и объекта исследования, формулирование задачи и методов исследования.

  3. Изучение теоретического материала по данному вопросу, анализ, обработка и систематизация собранного материала.

  4. Изучение экспериментальной установки, физических приборов, технологического процесса, техники безопасности.

  5. Планирование эксперимента.

  6. Проведение эксперимента.

  7. Представление результатов в виде таблиц и графиков, их анализ.

  8. Формулирование выводов.

  9. Оформление работы на компьютере в программе Word.

  10. Написание тезисов доклада.

  11. Подготовка доклада и презентации для выступления на конференции.

Работа должна иметь титульный лист, содержание, введение, основной текст, обычно разделённый на главы или параграфы, заключение, список литературы, включая сайты Интернета и приложение, в котором размещаются таблицы, схемы, графики, иллюстрации, диаграммы и т.д.

Многие этапы работы являются сложными, поэтому необходимо учитывать возраст учащихся, их способности, степень подготовки и оказывать им необходимую помощь.

Учащимся ГОУ СОШ № 546 г.Москвы повезло. Они имеют возможность посетить Учебно-научный радиофизический центр при кафедре общей и экспериментальной физики МПГУ, основателем и первым научным руководителем которой был профессор Е.М. Гершензон, а в настоящее время ею руководит профессор Г.Н. Гольцман, узнать над какими проблемами работают учёные, ознакомиться с устройством и принципом работы разных установок и приборов, наблюдать технологический процесс производства SSPD (сверхпроводящий детектор одиночных фотонов).

С
Фото 2
2006 по 2009 гг. на базе Учебно-научного радиофизического центра учащимися было выполнено 6 учебно-исследовательских работ:

  1. Изучение технологического процесса изготовления сверхпроводящих детекторов.

  2. Измерение температуры перехода тонких плёнок в сверхпроводящее состояние.

  3. Измерение толщины тонких плёнок.

  4. Нанотехнологии. Приборы, изготовленные на основе тонких плёнок. Измерение толщины тонких плёнок.

  5. Измерение и исследование основных параметров сверхпроводящих тонких плёнок.

  6. Использование растрового электронного микроскопа для получения изображения и контроля качества нанообъектов.

Результаты работ были представлены на конференциях разного уровня. Доклады учащихся по таким сложным вопросам, как технология получения тонких плёнок, сверхпроводимость, нанотехнологии и т.д. всегда вызывали большой интерес.

Для поддержания интереса учащихся к научной деятельности в кабинете физики оформлен стенд, на котором размещены фотографии, сделанные в Учебно-научном центре, темы работ на новый учебный год, грамоты и дипломы победителей.

Все учащиеся, выполнявшие работы на базе Учебно-научного центра отмечают, что они прониклись духом исследовательской деятельности, осознали её важность, увидели применение физических знаний на практике, приобрели очень полезный опыт публичного выступления, и это уже пригодилось или пригодится им в вузе даже, если выбранный ими профиль не связан с физикой. Приобретённый опыт исследовательской работы послужит им хорошим стартом в дальнейшей учебной, а может быть и научной деятельности.

Интервью с учащимися и выпускниками ГОУ СОШ № 546 г. Москвы,

выполнявшими исследовательские работы

на базе Учебно-научного радиофизического центра МПГУ


Учащиеся и выпускники

Что мне дал приобретённый опыт научно-исследовательской работы?



Лилеёв Николай,

студент 3 курса,

будущий менеджер

Когда Юлия Владимировна предложила мне познакомиться с работой настоящей радиофизической лаборатории и провести на её базе исследование, я сразу согласился, хотя в дальнейшем и не планировал связывать свою судьбу с физикой. То, что я там увидел, меня поразило. Столько сложной техники и приборов! Люди, которые там работают, очень доброжелательно ко мне отнеслись, всё объяснили и показали. В процессе выполнения работы мне пришлось подробно изучить некоторые физические процессы и явления. Это очень пригодилось при изучении школьного курса физики. Я научился планировать и проводить исследование, оформлять результаты и делать доклад. Это очень пригодилось мне при обучении в вузе, а главное, в качестве экзамена по выбору при окончании школы я выбрал физику и на защите своей работы получил оценку «отлично».



Самсонов Дмитрий,

студент 2 курса

Московской государственной академии тонкой химической технологии

им. М.В. Ломоносова

В процессе выполнения научно-экспериментальной работы в Учебно-научном радиофизическом центре я научился пользоваться установкой для измерения температуры перехода вещества в сверхпроводящее состояние, проводить измерения с помощью сложных приборов, что в дальнейшем мне пригодилось при выполнении лабораторных и практических работ на занятиях в институте. Очень полезной оказалась практика выступления перед аудиторией. Это помогло мне успешно справляться с экзаменационными испытаниями в вузе. Полученные в ходе работы теоретические знания помогли мне лучше воспринимать и понимать некоторые физические процессы, изучаемые в курсе физики в институте.



Рудых Александр

(собирается поступать в МГУ на экономический факультет)

Физика никогда не была для меня главным предметом, но я не жалею, что воспользовался возможностью и посетил радиофизический центр, на базе которого затем и выполнял свою исследовательскую работу. Я узнал много нового из области физики (изучил явление сверхпроводимости) и нанотехнологий. На меня обрушился большой объём информации. Самым сложным было научиться структурировать материала, грамотно оформить результаты исследования. Я научился вести исследования, оформлять работу, работать на различных установках (измерять параметры тонких плёнок). Я думаю, что приобретённый опыт мне очень пригодится в будущем.



Максименко Анна

(собирается поступать

В Московский психолого-педагогический институт)

Когда я попала в лабораторию, меня поразило количество всевозможной сложной техники. Чтобы на ней работать надо очень много знать и уметь. Не верилось, что я смогу сама провести исследование, но когда разобралась, то всё оказалось не очень сложно. У меня была очень интересная тема, особенно практическая часть (измерение толщины тонкой плёнки и изучение изображений нанообъектов). Это была моя первая исследовательская работа. Я многого не знала, но поняла, что всего можно добиться, если приложить усилия и разобраться. А ещё мне очень понравилось выступать на конференции. Очень обрадовало, что мне дали диплом Лауреата и прислали книгу с моими тезисами. Я испытала удовлетворение от результатов своего труда.



Утеалиева Нина

(собирается поступать в МПГУ на химический факультет)

Я узнала много нового о нанотехнологиях, увидела сложные установки и приборы, на которых работают учёные. Большое впечатление произвёл на меня растровый электронный микроскоп. Поразили размеры приборов (SSPD), которые производят в лаборатории (толщина 3 – 10 нм, ширина полос около 100 нм). Но самое главное, я научилась проводить исследования и грамотно оформлять результаты. Надеюсь, при обучении в вузе мне это очень пригодится.


К
Фото 2
сожалению, не у всех учителей есть возможность организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся на базе научного центра или лаборатории. Не все учителя готовы к такой работе. Это трудоёмкая работа. Она не может быть массовой. Часто держится на энтузиазме, как учителя, так и сотрудников лабораторий и научных центров. Но, если есть хоть один учащийся, интересующийся наукой, готовый пройти по её тернистому пути, то ему надо дать шанс самореализоваться.





Похожие:

Организация исследовательской работы учащихся старших классов на базе вуза iconМетодические рекомендации для самостоятельной и аудиторной работы учащихся старших классов моу «Лицей №21»
Ными на формирование и совершенствование соответствующих навыков, и развитие речевых умений. Фонетические упражнения позволяют развить...
Организация исследовательской работы учащихся старших классов на базе вуза iconМетодика развития деятельностной компоненты медиакомпетентности учащихся старших классов средствами информационных технологий
Одним из важнейших факторов, способствующих успешной социализации выпускника средней школы в новом информационном обществе, мы рассматриваем...
Организация исследовательской работы учащихся старших классов на базе вуза iconСамостоятельная работа учащихся старших классов с источниками информации
Особенно актуально значение этой работы в условиях модернизации содержания образования и при переходе к профильному обучению в старших...
Организация исследовательской работы учащихся старших классов на базе вуза iconСамостоятельная работа учащихся старших классов с источниками информации
Особенно актуально значение этой работы в условиях модернизации содержания образования и при переходе к профильному обучению в старших...
Организация исследовательской работы учащихся старших классов на базе вуза iconСборник программ элективных курсов для профильного обучения биологии и химии учащихся старших классов
Использование элективных курсов как новое направление естественнонаучной подготовки учащихся старших классов
Организация исследовательской работы учащихся старших классов на базе вуза iconОрганизация работы научного общества учащихся
...
Организация исследовательской работы учащихся старших классов на базе вуза iconОрганизация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время
Степанова Елена Анатольевна, Начальная школа детский сад №7, учитель начальных классов
Организация исследовательской работы учащихся старших классов на базе вуза iconПояснительная записка Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Данная программа рассчитана на учащихся разных возрастных категорий – учащихся 5-6-х классов. Однако может быть использована для...
Организация исследовательской работы учащихся старших классов на базе вуза icon«Основы исследовательской деятельности учащихся»
Данный спецкурс предназначен для учащихся 7-11-х классов, проявляющих интерес к занятиям исследовательской деятельностью
Организация исследовательской работы учащихся старших классов на базе вуза iconОбразовательная программа для учащихся старших классов кемерово 2007
Обучение по данной программе проводится на базе специально оборудованного кабинета Дома детского творчества Рудничного района г....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница