А. В. Федоров Таганрогский государственный педагогический институт




Скачать 440.99 Kb.
НазваниеА. В. Федоров Таганрогский государственный педагогический институт
страница1/3
Дата02.11.2012
Размер440.99 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3


Федоров А.В. Современное медиаобразование в Германии и России (2000—2010): сравнительный анализ // Alma Mater. Вестник высшей школы. 2011. № 2.


Современное медиаобразование в Германии и России (2000-2010): сравнительный анализ


А.В.Федоров


Таганрогский государственный педагогический институт, tgpi@mail.ru


Аннотация.

Современное медиаобразование в Германии и России (2000-2010): сравнительный анализ. Автор статьи делает вывод, что основные трудности более широкого внедрения медиаобразования в учебный процесс российских и немецких вузов и школ прежде всего связаны с недостатком целенаправленно подготовленных медиапедагогов; с определенной инертностью руководства учебных учреждений; с традиционной подходами министерских структур, концентрирующих свое внимание на поддержке учебных курсов по информатике и информационным технологиям образования при значительно меньшем внимании к актуальным проблемам медиаобразования. Для того, чтобы дать движению медиаобразования новый импульс необходима консолидация всех образовательных и медиапедагогических организаций, медийного сообщества. В целом сравнительный анализ современной медиаобразовательной политики в Германии и России (2000-2010) показал, что, несмотря на определенные различия, у нее есть общий вектор — стремление к развитию критического и демократического мышления, творческих способностей на медийном материале - на всех уровнях обучения.


Abstract.

Modern Media Education in Germany and Russia (2000-2010): Comparative Analysis. The author of this article thinks, that the basic difficulties of wider introduction of media education in the Russian and German universities & schools first of all are connected with patent defect purposefully prepared of media educators; with the certain inertness of many educational establishments; with traditional approaches of the education ministry structures concentrating the attention on support of training computers’ courses and information technologies and much smaller attention to actual media education problems.

The target to give media education movement a new pulse is connects with the consolidation of all educational and media educational organizations and media communities. As a whole the comparative analysis modern media education in Germany and Russia (2000-2010) has shown that, despite of the certain distinctions, it has common vector - aspiration to development of critical and democratic thinking, creative abilities on media material - at all levels of training.


Ключевые слова:

медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность, сравнительный анализ, школы, вузы, педагоги, Германия, Россия.

Media education, media literacy, media competence, comparative analysis, schools, universities, educators, Germany, Russia.


Федоров А.В. Современное медиаобразование в Германии и России (2000—2010): сравнительный анализ // Alma Mater. Вестник высшей школы. 2011. № 2.


Современное медиаобразование в Германии и России (2000-2010): сравнительный анализ*


А.В.Федоров


Таганрогский государственный педагогический институт, tgpi@mail.ru


*статья написана при поддержке гранта DAAD (Германия), исследования были проведены автором в университете г. Майнца (Германия) в 2010 году.


Вовлеченность аудитории в процесс медиаобразования

Германия. Как и в предыдущие два десятилетия конца XX века, медиаобразование в Германии развивалось достаточно интенсивно и в начале века нынешнего. При этом сохранялось лидерство нескольких медиаобразовательных центров - Ассоциации медиапедагогики и коммуникационной культуры (Gesellschaft für Medienpädagogik und Kommunikationskultur – GMK, http://www.gmk.medienpaed.de), Института исследования и практики медиапедагогики (Institut für Medienpädagogik in Forschung und Praxis - http://www.jff.de), Института прикладных исследований медиа для детей (IFAK: Institut für angewandte Kindermedienforschung - http://www.hdm-stuttgart.de/ifak/startseite), Юго-западный института медиапедагогических исследований (Medienpädagogischer Forschungsverbund Südwest MPFS: http://www.mpfs.de), Центра медиакомпетентности Университета им. Гумбольдта, Берлин - Humboldt-Universität (Humboldt University, Berlin, http://www.hu-berlin.de), Центра медиапедагогики и медиакомпетентности Университета Майнца – Johannes Gutenberg Universitat Mainz, AG Mediaenpadagogic, http://www.aufenanger.de).

Медиаобразование в Германии не носит пока обязательного характера (кроме медийных факультетов вузов) и осуществляется как в интегрированной форме на школьных уроках, так и в процессе дополнительного образования. Медиаобразование вошло в курсы немецкого языка, общественных наук, географии, искусства и т.д. По мысли многих современных педагогов Германии, курсы медиакультуры должны помочь развитию гражданского самосознания и критического мышления учащихся. Сегодня около 72% немецких учителей в той или иной степени регулярно используют элементы медиаобразования на своих уроках.

Медиакультура изучается в большинстве немецких университетов. Помимо этого в Германии существует ряд специальных научно-исследовательских институтов, таких, как Национальный институт кино, науки и образования (Institute fur Film und Bild im Wissenschaft: FWU). Он публикует специальные издания и выпускает наглядные пособия для школ (видеокассеты, брошюры, книги и т.д.).

Центр медиапедагогики и медиакомпетентности Университета Майнца – (Johannes Gutenberg Universitat Mainz, AG Mediaenpadagogic) под руководством одного из лидеров медиаобразования в Германии, профессора С.Ауфенангера вот уже не первый год осуществляет медиаобразовательную подготовку будущих педагогов.

Еще один исследовательский центр по медиаобразованию работает в Мюнхене. Заметное место на карте очагов медиакомпетентности / медиаграмотности в Германии занимает Кассельский университет. Здесь работает центр медиапедагогики, связанный с рядом высших учебных учреждений во Франции, Италии и Испании, осуществляющий научно-исследовательские проекты, суть которых – развитие медиакультуры и медиаобразования студентов европейских университетов («Европейская программа по медиа и изучению культур»).

Другой видный немецкий медиапедагог и исследователь – Х.Ниезито (Horst Niesyto) из университета в Людвигсбурге работает над темой исследования под названием «Видеокультура» (Video Culture). Это международный проект, который исследует потенциальные возможности влияния аудиовизуальной продукции на межкультурную коммуникацию, в котором участвуют деятели медиаобразования и студенты из разных стран (Германии, Великобритании, Чехии и Венгрии).

В целом интегрированное медиаобразование в немецких школах предусматривает цикл заданий и творческих работ с учащимися на материале

- изображений (фотографии, слайды, рисунки, комиксы и т.д.);

- аудиовизуальных медиа (фильмы, видеозаписи, телепередачи);

- прессы (газеты, журналы);

-мультимедиа (CD-ROM, Интернет, электронная почта).

В ходе эксперимента С.Блюмеке опросила 173 немецких старшеклассников [Blömeke, 2003b]. В итоге выяснилось, что наиболее часто на уроках используются такие медиа как видеопроектор, видеомагнитофон (или DVD-плеер), пресса и книги. В меньшей степени - компьютеры и радио. В основном данные виды медиа применяются на занятиях по социальным и гуманитарным дисциплинам. При этом более 90% опрошенных школьников оценили использование медиа положительно.

Однако 2/3 опрошенных немецких школьников объясняли свою положительную оценку только тем, что это позволяет более наглядно представлять материалы уроков. Учащиеся, отметившие важность развития способностей критического анализа медиатекстов или умений, необходимых для создания собственных медиатекстов, оказались в меньшинстве. Это позволяет нам сделать вывод, что медиа в немецких школах в большинстве случаев используются в качестве технических средств обучения, иллюстрирующих содержание уроков.

Выводы немецких учащихся о целях и функциях применения средств массовой коммуникации в школах аналогичны: большая часть ответов сводится к улучшению иллюстративного фактора подачи учебного материала.

Исследование С.Блюмеке [Blömeke, 2003d] показало также, что немецкие студенты считают, что для более успешного применения медиа в школе необходимо знать: как, почему и зачем школьники используют медиа; типологию медиатекстов, создаваемых школьниками; теории влияния медиа на подрастающее поколение; различия между использованием медиа среди школьников различных социальных и гендерных слоев.

По мнению студентов немецких вузов медиаобразование школьников необходимо для:

-использования медиа для собственного образования (48% голосов);

-использования новых видов медиа (48%);

-понимания механизма медиавоздействий (48%);

-распознания медийных манипуляций общественным сознанием (46,5%);

-защиты от опасностей, связанных с использованием медиа (46%);

-возможности аргументированного объяснения своей точки зрения по вопросу о средствах массовой информации (45,5%);

-умений анализировать медиатексты и процессы функционирования медиа в социуме (44,5%);

- понимания языков медиа (42,5%);

- выбора медиатекстов высокого качества (42,5%);

-овладения техническими навыками использования различных медийных носителей (39%);

-выбора медиа, исходя из собственных потребностей (38,5%);

-создания собственных медиатекстов (36,5%);

-выражения своих интересов с помощью медиатекстов (33%);

-оценки художественных ценностей медиатекстов (27%) [Blömeke, 2003d].

Большой популярностью в Германии пользуется метод портфолио
[Blömeke, 2003с]. Например, с 2002 года этот метод был введен во всех университетах федеральной земле Северный Рейн - Вестфалия. В частности речь идет о своего рода медиаобразовательной «автобиографии» ученика, уровне его медиакомпетентности.

Россия. В начале XXI века группа медиапедагогов Таганрогского государственного педагогического института разработала пакет документов для открытия новой вузовской медиаобразовательной специализации. В 2002 году учебно-методическим управлением по специальностям педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации была официально утверждена и зарегистрирована новая специализация для педагогических вузов страны под номером 03.13.30. - «Медиаобразование», которая теперь может осуществляться в любом университете или педагогическом институте России. С сентября 2002 году Таганрогский государственный педагогический институт начал подготовку педагогов по данной специализации. В 2007 году состоялся первый выпуск специалистов -социальных педагогов, прошедших полный курс обучения по данной специализации. С 2008 года вслед за Таганрогским государственным педагогическим институтом новую специализацию «Медиаобразование» открыл Дальневосточный государственный университет (кафедра социальной педагогики и управления образованием).

С 1993 года при Таганрогском государственном педагогическом институте работает научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность» (поддержанный Федеральной Целевой программой «Кадры» Министерства образования и науки России, 2010-2012 и грантом Президента РФ «Ведущие научные школы России», 2003-2005), осуществляющий тесную координацию своей деятельности с Ассоциацией медиапедагогики России (http://edu.of.ru/mediaeducation), журналом «Медиаобразование» (http://edu.of.ru/medialibrary/default.asp?ob_no=34437), лабораторией ТСО и медиаобразования Российской Академии образования (http://www.mediaeducation.ru), факультетами журналистики МГУ и Белгородского университетов, Сибирской Ассоциацией медиаобразования и другими российскими и зарубежными медиаобразовательными организациями.

Проблемами развития медиаобразования и повышения информационной грамотности россиян в последнее время заинтересовалась и Общественная Палата Российской Федерации. В 2006-2008 годах эти вопросы не раз рассматривались на ее рабочих заседаниях.

17 ноября 2008 года Правительство России утвердило Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Среди приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в долгосрочной перспективе Концепция называет расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования [Концепция…, 2008].

В мае 2009 года на заседании Московской городской думы были приняты рекомендации внедрения в столичных школах интегрированного и факультативного медиаобразования. В 2006-2008 годах в России возникли новые организации, поддерживающие и развивающие движение медиаобразования: Сибирская Ассоциация медиаобразования (руководитель - И.В.Жилавская), Уральский научно-методический центр медиакультуры и медиаобразования (httpHYPERLINK "http://www.urfomediacenter.ru/" ://HYPERLINK "http://www.urfomediacenter.ru/" wwwHYPERLINK "http://www.urfomediacenter.ru/" .HYPERLINK "http://www.urfomediacenter.ru/" urfomediacenterHYPERLINK "http://www.urfomediacenter.ru/" .HYPERLINK "http://www.urfomediacenter.ru/" ru) под руководством профессора Н.Б.Кирилловой, Региональный Центр медиаобразования (Екатеринбург, директор центра – А.Р.Кантор, httpHYPERLINK "http://www.omo-ps.ru/" ://HYPERLINK "http://www.omo-ps.ru/" wwwHYPERLINK "http://www.omo-ps.ru/" .HYPERLINK "http://www.omo-ps.ru/" omoHYPERLINK "http://www.omo-ps.ru/" -HYPERLINK "http://www.omo-ps.ru/" psHYPERLINK "http://www.omo-ps.ru/" .HYPERLINK "http://www.omo-ps.ru/" ru), ставший инициатором издания нового российского журнала – «Образование. Медиа. Общество: пространство сотрудничества», который стал регулярно выходить с 2007 года.

Набирает силу научная школа доктора филологических наук, профессора, декана факультета журналистики Белгородского государственного университета, А.П.Короченского, исследующего образовательные процессы на стыке медиакритики и медиаобразования [Короченский, 2003].

При этом все эти новые организации и ассоциации уже успели успешно провести международные и российские конференции по медиаобразованию – в Томске (2006-2010), Белгороде (2006-2010) и Екатеринбурге (2007). С начала XXI века проблемами массового медиаобразования заинтересовался и факультет журналистики МГУ (декан – Е.Л.Вартанова), организовавший две конференции по этой тематике (2003, 2010), проект медиаобразования московских школьников (2009-2010) с вынесением обсуждения этого вопроса на заседании Московской городской Думы (2009).

В России есть немало российских городов и учебных заведений, активно продвигающих идеи медиаобразования – и в теории – и на практике. Конечно, в первую очередь - это известные медийные вузы и факультеты (ВГИК, факультеты журналистики МГУ, Санкт-Петербургского государственного университета и др.), готовящие профессионалов.

Однако учебные курсы по медиаобразованию и медиакультуре на сегодняшний день читаются в Таганрогском государственном педагогическом институте (А.В.Федоров, И.В.Челышева, Е.В.Мурюкина, Н.П.Рыжих, В.Л.Колесниченко и др.), Дальневосточном государственном университете (С.В.Салыкова, И.С.Волков и др.), Тверском государственном университете (О.А.Баранов), Воронежском государственном университете (С.Н.Пензин), Государственном университете управления (Г.А.Поличко), Московском институте открытого образования (М.А.Фоминова), Екатеринбургском государственном университете (Н.Б.Кириллова), Томском институте информационных технологий (И.В.Жилавская), в Челябинском государственном университете (И.А.Фатеева), Южно-Уральском государственном университете (Л.П.Шестеркина, А.В.Минбалеев и др.), Тамбовском государственном университете (В.А.Монастырский), Бийском государственном педагогическом университете (В.А.Возчиков и др.), Иркутском государственном педагогическом институте иностранных языков (Л.А.Иванова и др.), Курганском государственном университете (Н.А.Леготина), Омском государственном университете (Н.Ф.Хилько и др.), Южном Федеральном университете (Л.В.Усенко, Е.А.Столбникова), Ростовском государственном экономическом университете (Г.П.Максимова), в Алтайской государственной академии культуры и искусств (О.П.Кутькина), Поморском государственном университете (О.В.Печинкина), Краснодарском университете культуры и искусств (О.В.Печинкина) и др.

Преподают в различных московских учебных заведениях и заведующие лабораториями экранных искусств и медиаобразования и экспериментальной работы Российской Академии образования – Л.М.Баженова и Е.В.Бондаренко, С.И.Гудилина. Продолжает свою плодотворную медиаобразовательную деятельность на ниве документального кино и арт-хауса кинорежиссер из Перми П.В.Печенкин. Интересные сетевые медиаобразовательные проекты осуществляются школьниками по учебным пособиям и научном руководстве Е.Н.Ястребцевой, Е.В.Якушиной и О.Ю.Латышева (Российская Академия образования). Аналогичные интернет-проекты для школьников создаются педагогами Центра медиаобразования г.Тольятти.

Можно назвать и фамилии наиболее заметных учителей российских средних школ, внедряющих медиаобразование в учебных процесс. Это Е.И.Голубева (московская средняя школе № 1161), Т.П.Кадубец, Л.А.Карепова (средняя школа № 6 г.Саянска), Т.В.Ковшарова (иркутская гимназия №3), Ю.С.Скворцова (средняя школа № 9 г.Воскресенска), Н.Г.Хитцова (иркутская областная детская школа искусств) А.И.Воронин (петербургская средняя школа № 156), И.А.Серикова (лицей «Эрудит» (Рубцовск, Алтайский край) и многих других. Большинство из перечисленных выше коллег – члены Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России.

По данным А.В.Шарикова [Шариков, 2006, с.40], медиаобразование охватывает сегодня 14 % школ российских в городах с населением от 500 тысяч человек и более. Только в Москве в процесс медиаобразования вовлечены десятки средних учебных заведений — от начальной школы до гимназии и лицея.

  1   2   3

Похожие:

А. В. Федоров Таганрогский государственный педагогический институт icon«Интеграция медиаобразования в условиях современной школы» Таганрог 2010
Интеграция медиаобразования в условиях современной школы / Ред. А. В. Федоров, А. С. Галченков. Таганрог: Таганрогский государственный...
А. В. Федоров Таганрогский государственный педагогический институт iconМедиаобразование
Бюро юнеско в Москве, Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, Южно-Уральский Центр медиаобразования, Российская школьная...
А. В. Федоров Таганрогский государственный педагогический институт iconМедиаобразование
Бюро юнеско в Москве, Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, Южно-Уральский Центр медиаобразования, Российская школьная...
А. В. Федоров Таганрогский государственный педагогический институт iconМедиаобразование
Бюро юнеско в Москве, Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, Южно-Уральский Центр медиаобразования, Российская школьная...
А. В. Федоров Таганрогский государственный педагогический институт iconМедиаобразование
Бюро юнеско в Москве, Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, Южно-Уральский Центр медиаобразования, Российская школьная...
А. В. Федоров Таганрогский государственный педагогический институт iconМедиаобразование
Бюро юнеско в Москве, Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, Южно-Уральский Центр медиаобразования, Российская школьная...
А. В. Федоров Таганрогский государственный педагогический институт iconМедиаобразование
Бюро юнеско в Москве, Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, Южно-Уральский Центр медиаобразования, Российская школьная...
А. В. Федоров Таганрогский государственный педагогический институт iconФгбоу впо «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», кафедра общей педагогики
Предметом рассмотрения статьи является генезис и эволюция немецкой художественной педагогики с позиций герменевтического подхода
А. В. Федоров Таганрогский государственный педагогический институт icon4 2008 медиаобразование
Бюро юнеско в Москве, Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, Южно-Уральский Центр медиаобразования, Российская школьная...
А. В. Федоров Таганрогский государственный педагогический институт iconЕ. В. Мурюкина Диалоги о киноискусстве
М 91 Диалоги о киноискусстве: практика студенческого медиаклуба / под ред. А. В. Федорова. – Таганрог: Изд центр гоувпо «Таганрогский...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница