Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к реализации региональной языковой образовательной политики




Скачать 95.98 Kb.
НазваниеФормирование готовности будущих учителей иностранного языка к реализации региональной языковой образовательной политики
Дата02.11.2012
Размер95.98 Kb.
ТипДокументы
УДК 371

ЧИЛИНГАРЯН Марина Валентиновна,
аспирант кафедры английского языка
Карельской государственной педагогической академии,
преподаватель кафедры германской филологии Северодвинского филиала
Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Автор 11 научных публикаций


ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
К РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ


В статье дано описание опытно-экспериментальной работы по формированию готовности будущих учителей иностранного языка к реализации региональной языковой образовательной политики. Автор акцентирует внимание на принципах подготовки будущих учителей к данному виду деятельности и на результатах эксперимента, который проводился в Северодвинском филиале Поморского государственного университета в 2009–2010 годах.

Региональная языковая образовательная политика, принципы профессиональной подготовки, методическая компетенция, иноязычная коммуникативная компетенция

Практически все страны, имеющие федеральное устройство, рано или поздно сталкиваются с необходимостью уравновешивания федеральных и региональных принципов управления образовательными системами. Российской действительности в условиях многонационального, поликультурного и поликонфессионального пространства свойственны эти тенденции. Введение в государственный образовательный стандарт двух компонентов – федерального и регионального – отражает федеративный характер устройства России и предполагает разделение компетенций между федеральным центром и субъектами Российской Федерации в области разработки содержания образования. Поиск эффективных подходов к обеспечению оптимального баланса между соотношением федеральной и региональной составляющих до сих пор остается актуальной дискуссионной проблемой.

Разработка содержания регионального компонента государственного образовательного стандарта по иностранному языку, создание региональных программ, учебных пособий и наглядных материалов, в полной мере учитывающих особенности региона, а также запуск процессов, в рамках которых осуществляются конкретные мероприятия по обучению иностранному языку на региональном уровне, все это позволяет говорить о формировании образовательной политики региона в предметной области «иностранный язык».

Успешность формирования и реализации региональной языковой образовательной политики зависит от того, насколько в данную деятельность вовлечены широкие массы учителей иностранного языка. Только учителя могут быть реальными субъектами этих процессов, поскольку внедряют в учебный процесс идеи языковой политики, а также соответствующие документы, определяющие деятельность всех структур и организаций по поддержанию и развитию образовательной системы в отношении изучаемых языков1. Решая стратегические и тактические задачи в рамках региональной языковой образовательной политики, учитель информирует, обобщает, структурирует знания, организует самостоятельную работу, создает атмосферу конструктивного сотрудничества, консультирует, помогает отстающим учащимся, побуждает детей и подростков к творчеству. За счет обратной связи с учителями-практиками языковая образовательная политика региона постоянно уточняется, получает различные варианты воплощения через творческий подход преподавателей, реализующих ее. Поэтому подготовка кадров, способных осознать идеи языковой политики в предметной области «иностранный язык» и внести свой вклад в ее реализацию, является важнейшей задачей, стоящей перед языковыми факультетами педагогических вузов.

Общие вопросы профессиональной подготовки учителя исследованы в работах О.А. Абдулиной, Ю.В. Еремина, А.К. Макаровой, В.А. Сластенина2 и многих других авторов. Мнения исследователей совпадают в том, что профессиональная подготовка означает готовность будущих специалистов к индивидуально-творческому выполнению производственных функций. Профессиональная готовность педагога – устойчивая характеристика личности. Она действует постоянно, ее не надо каждый раз формировать в связи с поставленной задачей. Будучи заблаговременно сформированной, эта готовность – существенная предпосылка успешной деятельности.

С целью формирования готовности будущих учителей к реализации региональной языковой образовательной политики на базе Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова в 2009–2010 учебных годах проводился обучающий эксперимент. В процессе экспериментального обучения были диагностированы два компонента профессионально-педагогической компетентности учителя иностранного языка: методическая (МК) и иноязычная коммуникативная (ИКК) компетенции, поскольку первая из них позволяет спроектировать весь учебный процесс, синтезируя все его элементы – цели, задачи, содержание, формы контроля, ожидаемый результат, вторая – приобрести умения представлять родную культуру средствами иностранного языка.

Обучение студентов было организовано в соответствии со следующими принципами:

принцип целенаправленного обогащения образовательной среды за счет реконструкции содержания образования, означающий, что кроме учебных дисциплин, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, в содержание высшего профессионального образования вводится региональный компонент, который включает в себя знания о профессиональной деятельности по специальности в условиях региона и о способах учета этих особенностей в практической профессиональной деятельности;

принцип интеграции целей и содержания обучения, согласно которому профессиональная подготовка студентов к педагогической деятельности в условиях регионализации школьного образования должна осуществляться на основе взаимосвязи учебных дисциплин языкового и педагогического блоков, что будет содействовать комплексному внедрению приобретенных знаний в профессиональной деятельности учителя по реализации регионального компонента в содержание иноязычного образования;

принцип «двуплановости» обучения в формировании профессиональной компетентности реализуется в условиях, когда студенты, с одной стороны, выступают в роли преподавателя в процессе подготовки к проектировочной деятельности на практических занятиях по «Теории и методике преподавания иностранного языка», с другой – в роли обучаемого на занятиях по «Практике устной и письменной речи иностранного языка» с целью развития коммуникативных умений, обеспечивающих использование иностранного языка в ситуациях иноязычного общения, связанных с региональной культурой;

принцип расширения сферы действия общих методических и коммуникативных умений подразумевает, что процесс формирования методических и коммуникативных умений в профессиональном обучении иностранному языку на региональном материале осуществляется на основе уже сформированных компетенций и реализуется за счет их переноса в новые условия;

принцип творческой активности студентов означает, что организация учебного процесса предполагает использование на практических занятиях системы разноуровневых творческих задач, учебных и наглядных пособий, Интернет-ресурсов и др. с целью формирования готовности будущих учителей к творческой деятельности по внедрению регионального компонента в языковое образование.

Условия развития МК были одинаковы для всех студентов, участвующих в эксперименте. Вариативным условием являлось формирование ИКК: в контрольных группах применялась традиционная форма обучения, в экспериментальных – современные образовательные технологии.

Для количественной и качественной оценки уровня сформированности МК и ИКК нами были выделены следующие критерии:

Методическая компетенция

1. Сохранение структуры рабочей программы показывает понимание последовательности обязательных элементов рабочей программы: пояснительной записки, учебно-тематического плана, содержания, требований к уровню подготовки обучающихся, списка литературы.

2. Постановка учебных целей и задач с учетом регионального компонента позволяет определить ясность планируемого результата и тех ожиданий, которые призваны обеспечить региональный компонент языкового образования.

3. Разработка содержания программы выявляет умения выстраивать тематический материал в правильной последовательности с ориентацией на все виды речевой деятельности, отбирать языковые средства.

4. Выбор адекватных технологий обучения и соответствующих технических средств позволяет оценить умение учителя выбирать соответствующие формы, приемы и режимы работы.

5. Определение форм контроля знаний и умений обучающихся показывает, умеет ли учитель систематизировать и обобщать знания учащихся, закреплять умения и навыки.

Иноязычная коммуникативная компетенция

1. Объем высказывания складывался из количества слов в минуту и продолжительности высказывания.

2. Логическая последовательность показывает уровень владения сложными монологическими умениями связного высказывания мыслей, описания фактов, событий.

3. Наличие элементов творчества и новизны оценивалось с точки зрения умений устанавливать междисциплинарные связи, соединять воедино знания, полученные в ходе изучения различных дисциплин.

4. Информационная насыщенность высказывания определялась наличием толкования лексических единиц с культурным компонентом значения.

5. Наличие лексических единиц, отражающих культурное своеобразие региона: количество лексики с региональным компонентом значения в речи студентов в процентном соотношении определялось к общему количеству использованных лексических единиц.

Оценка осуществлялась по трехбалльной шкале (каждый из баллов соответствовал одному из уровней сформированности МК и ИКК: критический, допустимый, оптимальный). Затем выводился средний показатель, принимавшийся за общую оценку уровня сформированности регионального аспекта названных компетенций.

По окончании эксперимента уровень готовности у студентов экспериментальной группы по всем показателям достиг оптимального, а у студентов контрольных групп – допустимого.

Опираясь на принципы, положенные в основу формирования готовности будущих учителей к реализации региональной языковой образовательной политики, были сделаны следующие выводы:

1. Взаимосвязанное развитие МК и ИКК применительно к региональному компоненту содержания региональной языковой образовательной политики дает более высокие результаты, чем развитие только МК. Овладевая методическими умениями организовывать учебный процесс с учетом особенностей региона и параллельно овладевая коммуникативными умениями выражать свои мысли на иностранном языке в рамках регионального содержания, студенты получают собственный опыт с двух сторон: с одной стороны, в роли обучающего в процессе проектирования рабочей программы регионального содержания, с другой стороны, в роли обучаемого, при формировании коммуникативных умений с целью использования иностранного языка для передачи региональной культуры (принцип «двуплановости» обучения в формировании профессиональной компетентности).

2. Если в процессе обучения будущих учителей иностранного языка целенаправленно развивается только МК относительно регионального содержания, а формирование ИКК на базе регионального материала происходит фрагментарно, то в результате коэффициент уровня подготовки будущих учителей иностранного языка к реализации региональной языковой образовательной политики не поднимется выше среднего (допустимого). Достигнуть максимальных (оптимальных) показателей при подготовке студентов можно только в том случае, когда у обучающихся происходит одновременное развитие МК и ИКК, причем последняя формируется с помощью современных образовательных технологий (принцип интеграции целей и содержания обучения).

3. Важным условием достижения оптимальности уровня развития готовности будущих учителей к реализации региональной языковой образовательной политики является обогащение образовательной среды за счет введения в программу подготовки будущих учителей спецкурса «Учет регионального компонента в методике преподавания английского языка в школе», цель которого – способствовать освоению методики преподавания английского языка и формированию готовности студентов к практической деятельности по внедрению регионального компонента в языковое образование (принцип целенаправленного обогащения образовательной среды за счет реконструкции содержания образования).

4. Формирование МК и ИКК осуществляются с опорой на имеющийся опыт студентов как в методической науке, так и в общении на иностранном языке, и реализуется за счет их переноса в новые условия, когда обучающиеся проектируют рабочую программу по иностранному языку в соответствии с региональными особенностями и учатся адекватно описывать культуру региона средствами английского языка (принцип расширения сферы действия общих методических и коммуникативных умений).

5. Принцип творческой активности студентов в ходе эксперимента реализовывался через вовлечение студентов в проектирование собственных рабочих программ по иностранному языку с учетом регионального компонента, текстов на иностранном языке региональной тематики, наглядных материалов, выполнение тематических проектов и разработку собственных уроков регионального содержания.

Таким образом, опыт работы по формированию готовности будущих учителей к реализации региональной языковой образовательной политики свидетельствует о необходимости комплексного характера подготовки, интеграции ряда дисциплин предметного и общепедагогического блоков, деятельностного характера обучения, что соответствует требованиям новых федеральных стандартов.

Примечания


1 Чилингарян М.В. Модель профессиональной подготовки будущих учителей к реализации региональной языковой образовательной политики // Вестн. Помор. ун-та // Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2010. № 4. С. 155−159.

2 Абдулина О.А. Мониторинг качества профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1998. № 3. С. 6 – 8.

Еремин Ю.В. Теоретические основы профессионально-коммуникативной подготовки будущего учителя в условиях педагогического университета: (Предметная область иностр. яз.): автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2001.

Макарова А.К. Психология профессионализма: кн. для учителя. М., 1996.

Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластtнина. М., 2002. Это относится ко второй сноске?

Chilingaryan Marina

The Formation of the Student Teachers` Readiness
to Implement the Regional language Policy


This article is devoted to the description of experimental work in formation preparedness of Future Foreign Languages Teachers to realization of regional language politics. The author focuses on the related principles and highlights the results of the experiment carried out at the Severodvinsk Branch of the Pomor State University in 2009–2010.

Контактная информация:
e-mail: marinachili@yandex.ru

Рецензент – Чичерина Н.В., доктор педагогических наук, доцент кафедры современных языков и методики преподавания иностранных языков Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова




Похожие:

Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к реализации региональной языковой образовательной политики iconФормирование готовности будущих учителей иностранного языка к работе в системе дистанционного обучения

Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к реализации региональной языковой образовательной политики iconФормирование готовности будущих учителей начальной военной подготовки к военно-патриотическому воспитанию старшеклассников

Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к реализации региональной языковой образовательной политики iconХимия
Формирование готовности будущих учителей химии к применению информационно-коммуникационных технологий в обучении химии
Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к реализации региональной языковой образовательной политики iconТического факультета кгпи
Цель спецкурса: формирование у студентов – будущих учителей физики готовности к системному проектированию образовательного процесса...
Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к реализации региональной языковой образовательной политики iconПлан работы секции учителей немецкого языка школ округа
Формирование профессиональной компетенции учителей немецкого языка в условиях реализации фгос нового поколения
Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к реализации региональной языковой образовательной политики iconАнализ работы методического объединения учителей иностранного языка за 2011-2012 учебный год
Согласно плану работы лицея и плану работы методического объединения учителей иностранного языка было проведено
Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к реализации региональной языковой образовательной политики iconФормирование готовности будущих учителей биологии к использованию средств икт
Учебный модуль «Методика использования цор и икт при обучении биологии в общеобразовательной школе»
Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к реализации региональной языковой образовательной политики iconАнализу методической работы Анализ работы кафедры учителей иностранного языка за первое полугод
Анализ работы кафедры учителей иностранного языка за первое полугодие 2011-2012 уч года
Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к реализации региональной языковой образовательной политики iconПрограмма учебной дисциплины «Языковая политика СССР и рф»
Определение субъекта (государство, общественные организации) и объекта (миноритарные языки, государственные языки, мировые языки)...
Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к реализации региональной языковой образовательной политики icon«Формирование профессиональной готовности будущего педагога к работе с иностранной литературой посредством информационных технологий» Подготовлено
Гулидова, Ирина Викентьевна Педагогические основы адаптации будущих учителей к информационным технологиям в образовании : Дис канд...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница