Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются




Скачать 123.06 Kb.
НазваниеМы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются
Дата02.11.2012
Размер123.06 Kb.
ТипДокументы
ИКТ в образовании


Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.

Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.

Процессы обновления системы образования, целью которых является поиск наиболее эффективных форм ее функционирования, связаны с целым рядом тенденций, определяемых развитием современной науки. В их числе - концептуальный подход к комплексу проблем образования, как к сложной системе взаимосвязанных компонентов, а также рассмотрение их через призму требований информационного общества начала ХХI века. Указанные тенденции детерминируют развитие одного из направлений педагогической инноватики, а именно, активное включение в образовательный процесс информационных технологий.

Применяя ИКТ в различных формах, мы способствуем всестороннему развитию ребёнка, формированию интереса к познанию окружающего мира.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества». Модернизацию образования в современном обществе невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, инструментом, обуславливающим эффективность всех процессов школьной деятельности от управления образованием до воспитания.


Приоритетные направления реализации программы развития ДОУ

Модернизация структуры и содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ.

- Введение новых авторских программ педагогов ДОУ.

- Введение программ интеграции по совместной деятельности в организации образовательного процесса:

- Дворец творчества детей и юношества,

- Краеведческий музей,

- Музей изобразительных искусств,

- Детско-юношеская библиотека

- Библиотека для слепых.

- Создание концепции и программы для работы с одаренными детьми в условиях детского сада с нарушением зрения.

. Разработка схемы мониторинга качества образования.

- Система мониторинга качества условий, результатов и качества эффективности работы детского сада.

- Изучение заказа родителей на образовательные услуги в ДОУ и разработка нормативно-правовой основы его реализации.

- Разработка анкеты для всех участников образовательного процесса для системы оценивания результатов работы ДОУ.

- Систематизации внутрисадикового мониторинга реализации общеобразовательной программы.

Разработка концепций укрепления здоровья детей

- Укрепление здоровья детей - приоритетное направление ДОУ.

- Разработка научно-методических и организационных основ мониторинга состояния здоровья детей информационного и медицинского обеспечения оздоровительной работы на всех стадиях ортоптического лечения детей.

- Создание условий для развития материальной базы, физкультурно-оздоровительной работы в группах и медицинского блока.

Разработка программы экологического образования.

- Разработка программы по формированию экологической культуры детей в рамках

международного проекта "Экологическое образование как механизм приграничного сотрудничества".

- Построение вертикали экологического сознания детей, обеспечивающее экологическую культуру личности ребенка.

Воспитательная работа ДОУ.

- Совершенствование взаимодействия семьи и детского сада по вопросам воспитания и коррекции детей.

- Обновление содержания, технологий воспитательной деятельности на основе традиций ДОУ и современных потребностей общества.

Информационно-образовательное пространство ДОУ.

- Оценка эффективности ИКТ в воспитательно-образовательном процессе, компетентность педагогов в области использования ИКТ.

- Технологические аспекты процесса информатизации ДОУ (программное обеспечение, инженерное обслуживание)

- Организация условий доступа средств ИКТ родителям.

- Детский сад как ресурсный центр по использованию ИКТ для педагогов г.Петрозаводска.

. Развитие системы непрерывного профессионального роста педагогов.

- Самодиагностика профессиональной деятельности.

- Исследовательская проектная работа педагогов.Альтернативные программы повышения квалификации.

Мультимедийная презентация – одна из форм использования ИКТ в работе с дошкольниками.При проведении занятий используются различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большой потенциал. В игровой форме можно познакомить детей, например, со звуками, используя «Веселую азбуку» С. Маршака, или показать звуки, какие издает человек. Использование «Веселого счета» помогает ребенку легче освоить счет. А как необходимы презентации при ознакомлении с окружающим миром. Темы «Деревья», «Чудеса света», «Животные», «Вода» и другие не только продемонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздадут необходимые слуховые ассоциации. Еще очень интересны презентации с использованием загадок. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление ребенка.

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что развивающие компьютерные игры можно использовать как при групповой работе, так и при индивидуальной. Особенно они важны в работе психолога. Это могут быть игры обучающего и развивающего характера. Использование их способствует развитию сенсомоторных функций; повышению эффективности обучения детей, развитию интеллектуальных и творческих возможностей. Например, для развития самоконтроля детей 5-7 лет могут быть использованы такие игры, как «Собери домик», «Собери пирамиду», «Рассади пассажиров».

Для воспитания полезных привычек детей можно использовать презентации на стихи детских поэтов, например, «Волшебные слова» М. Дружининой, или песни, например «Бабушка» в исполнении группы «Любэ».

Работа с родителями – еще одно поле деятельности для педагога, и здесь компьютер может оказать неоценимую роль. Создание презентаций « Моя семья» и дальнейший показ на родительских собраниях помогают ближе познакомиться с семьями воспитанников, узнать их интересы, увлечения, воспитывают гордость за сою семью. Мы фотографируем детей на занятиях, во время игровой деятельности, на прогулке, на всех общешкольных мероприятиях. Создаем фотогалереи и размещаем в детском саду и на школьном сайте.


Стремительное развитие информационного общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ в школе.

Современные средства информационных и коммуникационных технологий дают возможность повышения эффективности и качества образовательного процесса в самых разных его аспектах, играя существенную роль в формировании новой системы образования, целей и содержания, педагогических технологий.

Начиная с 2001 года, Правительством Российской Федерации было принято несколько программ, призванных изменить коренным образом ситуацию с оснащением компьютерами и подключением учебных заведений к Интернет, сложившуюся в системе образования за последние 5-10 лет. Практически одновременно с этими программами, нацеленными преимущественно на компьютеризацию и информатизацию российского образования, была определена новая стратегия на модернизацию образовательной системы в целом. Была принята Национальная доктрина образования до 2025 года и Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждены программы «Дети России на 2001-2002 годы», «Молодежь России (2001 - 2005 годы), программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001 - 2005 гг.», и др. Значительный раздел по образованию, где речь идет о средствах ИКТ, включен в Федеральную целевую программу «Электронная Россия на 2002 - 2010 гг.». Практически завершилась «Программа компьютеризации сельских школ», «Программа компьютеризации городских и поселковых школ - 2002» и т.д. В результате реализации этих программ российские вузы почти сравнялись по основным показателям оснащенности средствами ИКТ с европейскими образовательными учреждениями, о чем свидетельствуют данные международных социологических исследований. При этом на уровне средних школ все еще наблюдается значительное отставание России от стран ЕС.

По данным на 2002 год всего современными компьютерными классами оснащено около 11% российских школ, при этом в городах доля школ, имеющих компьютерные классы, составляет 32,5%, а на селе только 4% от всех школ. Если учесть, что в среднем в российской общеобразовательной школе учатся 705 учащихся, то на каждую российскую школу приходится не более 12 компьютеров, что дает соотношение 60 учащихся на 1 компьютер или один компьютерный класс на школу. В отдельных, наиболее хорошо обеспеченных компьютерами школах (а это, чаще всего, городские школы) может быть два и более компьютерных класса, при этом один класс может находиться в начальной школе, а другой - в помещении, где учатся средние и старшие классы. В этом случае в начальной школе, в среднем, на один компьютер приходится 20 учащихся, а в старших классах - 34 учащихся. В сельских школах на каждый компьютер в школах, оснащенных компьютерными классами, приходится меньше учащихся, чем в городских - 40 учащихся, что объясняется, в целом, меньшим наполнением классов в этих школах.

Компьютеры и другие средства ИКТ поступают в школы различными путями. При этом, участие государства на уровне поставок современной техники в средние школы явно занижено по сравнению с поставками средств ИКТ в вузы. При этом, в последние два-три года наблюдается тенденция к снижению доли расходов регионального консолидированного бюджета на образование.

Можно сделать вывод о том, что доступ средних общеобразовательных школ Российской Федерации к средствам ИКТ, в целом, улучшился по сравнению с предыдущими годами в связи с реализацией одновременно нескольких важных государственных целевых программ по оснащению сельских и городских школ современной компьютерной техникой и их подключением к Интернету. Обновился парк компьютеров и программного обеспечения. Наметилась положительная тенденция в изменении финансирования системы образования, где часть расходов начинают принимать на себя местные бюджеты и негосударственные российские фирмы и организации.

Пока еще недостаточное количество учителей средних общеобразовательных школ РФ прошли специальное обучение по использованию в преподавательской деятельности компьютера (32,4% учителей) и Интернет (6,3%). Эффективность подобного обучения оказывается велика только в том случае если курсы по основам компьютерных технологий проводятся по специальным программам, раскрывающим дидактические свойства данных средств ИКТ, то есть показывающие учителям конкретные направления применения средств ИКТ в учебном процессе, самообразовании учителей и т.д. Подобную систему обучения выстраивают специалисты Федерации Интернет Образования, корпорации Intel и др.

К негативным чертам ситуации с доступом к ИКТ на уровне средних школ можно считать диспропорцию в соотношении количества учащихся и количества компьютеров, которыми оснащены школы. Незначительно количество школьных локальных сетей (что препятствует формированию информационно-образовательного пространства внутри школы) в школах. Из-за сохраняющейся неразвитости телекоммуникационной инфраструктуры удаленных от центра регионов в сельских школах все еще проблематичен выход в Интернет и пр.

Наиболее продвинутые школы в области внедрения ИКТ в учебный процесс имеют школьную информационную систему, включающую, как правило: компьютерные классы, информационно-технический центр, через который обеспечивается доступ к Интернет по высокоскоростному каналу, мини-издательство, телерадиоцентр с эфирным вещанием, медиатеку.

В целом российские учителя положительно оценивают значение Интернет как средства для поддержания учебного процесса. Практика показывает, что дети с большим успехом, чем взрослые, осваивают компьютер и технологии.более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития подростков и взрослых.Стратегия внедрения ИКТ в образовании на уровне средней школы зависит от таких глубинных причин как выбор приоритетной модели образования и принципов, на которых это образование строится. В настоящее время (и особенно остро это проявляется в последние пять-семь лет) в российском образовании происходит борьба двух направлений, двух моделей образования - «классической» и «прагматической». От выбора модели зависит и то, в каком объеме и насколько эффективно будут использоваться средства ИКТ в учебном процессе.


Первая, «классическая» модель образования, очень наглядно проявляется на примере учебных программ по информатике и вычислительной техники. В подавляющем большинстве средних школ России учащимся старших классов преподают основы программирования в ущерб формированию пользовательских навыков по работе с операционной системой, прикладными офисными программами, т.е. происходит явный крен в сторону теории в ущерб практике, реальным навыкам, которые как раз и требуются учащимся на выходе из школы.


Вторую модель условно называют «американской», и базируется она на конструктивистской теории. «Американская» модель прагматична, максимально интернационализирована и личностно - ориентированна. Эта модель более чутко реагирует на реальные потребности общества, педагог в ней выполняет функции тренера, руководителя группы учащихся, но не основного (и тем более единственного!) носителя информации. Учащиеся не приобретают глубокие и систематизированные знания, зато они в полной мере развивают навыки самостоятельной, исследовательской деятельности, навыки критического мышления, они умеют общаться и работать совместно с другими. Именно в случае использования «американской» образовательной модели средства ИКТ используются и в школах, и в вузах в максимальной степени.


Формирование первичных базовых навыков по работе со средствами НИТ начинает системно закладываться на уровне средней школы. При оценке готовности российских школ очень важно учитывать такой индикатор, как наличие ИКТ в учебных планах и программах. ИКТ постепенно становятся обязательным компонентом содержания среднего образования. Обычно, цели изучения ИКТ на уровне средней школы включают: формирование навыков программирования, обучение использованию базовыми офисными программами (текстовым редактором, электронными таблицами, графическим редактором и пр.), обучение поиску информации в Интернет, на CD-ROM и т.д., обучение общению в сети Интернет.

Обучение программированию осуществляется на различных уровнях, в зависимости от выбранной программы и квалификации преподавателя информатики, причем в основном в старших классах средней школы. ИКТ, как правило, изучается как отдельный предмет и носит название «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ). Официально на это отводится 72 часа в год, то есть в среднем один урок в неделю.


Помимо уроков информатики, учащиеся средних школ получают представление об отдельных сторонах ИКТ в ходе участия в различных образовательных проектах, как внутришкольных, так и межшкольных - региональных и международных. Пока образовательные проекты с использованием средств ИКТ проводятся в не более чем 10% российских школ. Но, по мере внедрения новых педагогических технологий и повышения уровня популярности проектной методики обучения число таких школ неуклонно растет. Разновидность проектов - телекоммуникационные проекты - неизменно сопровождаются активной перепиской участников проектов, осуществляемой по электронной почтой. По статистике на 2002 год 4% российских школ участвуют в совместных образовательных проектах с другими учебными заведениями Российской Федерации, а 2% - со школами других стран.


Как правило, если в школе есть один компьютерный класс, то он используется преимущественно для обучения учащихся средних и старших классов основам информатики и вычислительной техники (это характерно для 65% российских школ). По данным Министерства образования РФ, опубликованных в официальных источниках, примерно в 50% школ компьютеры используются не только для изучения информатики, но и в других предметах (тесты, тренажеры, игры, оформление рефератов, справочные системы, Интернет, комплексно - для проведения образовательных проектов).


Интенсивность использования компьютеров в предметном изучении во многом зависит от уровня развития рынка программных средств учебного назначения. Спрос на качественные электронные энциклопедии, учебные тренажеры, симуляции, модели и игры, выполненные на высоком методическом и эргономическом уровне, пока в России превышает предложение. Из фирм - производителей программного обеспечения, ориентированного на использование в школах, стабильно работает на рынке только одна фирма - «Кирилл и Мефодий», которая помимо выпуска электронных энциклопедий по практически всем основным предметам школьного цикла создает «Виртуальную школу» в Интернет.

Наиболее продвинутые школы в области внедрения ИКТ в учебный процесс имеют школьную информационную систему, включающую, как правило: компьютерные классы, информационно-технический центр, через который обеспечивается доступ к Интернет по высокоскоростному каналу, мини-издательство, телерадиоцентр с эфирным вещанием, медиатеку.

Усиление социальной, гуманистической направленности процессов информатизации в школе, расширение и конкретизация духовного, социального, культурного контекста применения ИКТ, формирование информационной культуры призваны преодолеть существующий «технократизм» образования по информатике, сделать его более гуманным.

Применение новых информационных технологий раскрывают неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребёнка. Учебный процесс направлен на развитие мышления и воображения, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Информационные компьютерные технологии необходимы современному учителю, чтобы обучать детей навыкам компьютерной грамотности на практике. Это помогает ученикам в работе над текстовым редактором, компьютерной графикой, электронными таблицами и мультимедийными приложениями. У детей появляется возможность использовать компьютер в обучении не только для поиска информации в Интернете, но также для того, чтобы рисовать, писать, решать математические задачи и создавать презентации. Одновременно с развитием компьютерной грамотности у детей развивается критическое мышление, которое подразумевает умение решать проблемы. Он дает учащимся возможность развивать и демонстрировать решение, формулировать свою точку зрения, возможно, отличную от мнения других.

Однако недостаточно активное использование программных средств учебного назначения и ресурсов Интернет на уроках объясняется прежде всего тем, что учителя-предметники не имеют достаточной подготовки в области использования средств ИКТ в образовании, а также отсутствием должной мотивации по переводу учебного процесса на современный уровень. По данным социологических опросов 32% российских учителей прошли специальную подготовку по использованию компьютеров в учебной деятельности и только 6% - использованию Интернет. Эти данные свидетельствуют о недостаточном внимании, которое уделялось подготовке преподавателей российских школ в сравнении с аналогичными показателями по учителям, работающим в школах ЕС.

Похожие:

Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются iconНазвание: Информационные технологии в социально-экономическом и политическом анализе
Информационные технологии все больше и больше вторгаются в нашу жизнь, проникают во все процессы (социальные, экономические, политические),...
Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются iconСтудент XXI века (вместо заключения)
Время идет, мы живем в 21 веке. Автор решил дополнить отдельные страницы истории техникума, появились новые факты, новые документы....
Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются iconВопрос 1: Информатизация общества?
Тест зачёт: Информатизация общества. Средства информатизации. Новые информационные технологии. Информационные ресурсы России
Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются iconРайонный конкурс учебно- исследовательских работ Секция: информационные технологии Создание Web страниц c помощью языка гипертекстовой разметки html
Интернет все активнее входит в нашу жизнь. Возможности, представленные им, привлекают все больше и больше пользователей. Многие люди...
Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются iconУрок с использованием арм учителя или интерактивной доскиАлександрова Мария МихайловнаИнформатика и икт, «Вероятностный подход к измерению информации»
Цели урока: Задачи урока: Оборудование: 1 объективность2 достоверность3 полнота4 актуальность, своевременность5 понятность6 полезностьНоситель...
Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются iconСценарий театрализованного представления
Ведущий. В нашем районе увлечение молодежи наркотиками приняло угрожающие размеры. Мы больше не хотим мириться с этим злом и пассивно...
Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются iconМаркетингові інформаційні системи І технології бондаренко С. В., Коробка Ю. А
Актуальность данной темы состоит в том, что все больше и больше людей покупают в интернете – это удобнее, дешевле и быстрее
Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются icon«Информационная система рейтингового мониторинга учебного процесса в семестре»
В современном мире вокруг человека постоянно находится огромное количество информации, разной по своей сути, правдивости, необходимости...
Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются iconОмск, Омская область, Россия
На современном этапе привычные всем бумажные носители все больше и больше вытесняются электронными носителями. Но информационная...
Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются iconПрограмма «информатика и икт (информационные и коммуникационные технологии)»
Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница