Техническое задание на модуль «Семестровое планирование»




Скачать 154.05 Kb.
НазваниеТехническое задание на модуль «Семестровое планирование»
Дата01.11.2012
Размер154.05 Kb.
ТипТехническое задание


СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

Тольяттинского государственного

университета

Ректор Тольяттинского

Государственного университета




___________________ Дергун Л.И.



__________________ Жилкин С.Ф.



«___» ____________ 2007 г.



«___» _______________2007 г.




СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора ЦНИТ ТГУ

по информационным образовательным

технологиям

Директор Центра новых

информационных технологий ТГУ



___________________ Боюр Р.В.



__________________ Ефросинин В.В.



«___» ____________ 2007 г.



«___» _______________2007 г.




СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Начальник учебно-методического управления ТГУ

Начальник отдела внедрения новых образовательных технологий



_________________ Козлякова В.В.



_________________ Хамидуллова Л.Р.



«___» ____________ 2007 г.



«___» _______________2007 г.



ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

на модуль «Семестровое планирование» в составе образовательного портала ТГУ,

обеспечивающего учебными сайтами ЭП 30/70 и БФГ

(Модуль «Семестровое планирование» v2.0)

СОДЕРЖАНИЕ



1. Общие сведения 3

1.1. Полное наименование модуля и его условное обозначение 3

1.2. Наименование разработчика и заказчика 3

1.3. Определения и сокращения 3

1.4. Плановые сроки начала и окончания работы по созданию модуля 4

1.5. Рамки разработки 5

1.6. Требования к документированию модуля 5

1.7. Порядок контроля и приёмки модуля 5

2. Требования к функционированию модуля 5

2.1. Общее описание модуля 5

2.2. Используемые данные 7

2.3. Группы пользователей 8

2.4. Функции модуля и роли в нём 8

2.5. События и реакция на них 9

2.6. Требования к выдерживаемой нагрузке 10


1. Общие сведения

1.1. Полное наименование модуля и его условное обозначение


Модуль «Семестровое планирование» в составе образовательного портала ТГУ, обеспечивающего учебными сайтами ЭП 30/70 и БФГ.

Условное обозначение системы: Модуль «Семестровое планирование» v2.0

1.2. Наименование разработчика и заказчика


Заказчик: ГОУ ВПО "Тольяттинский государственный университет" в лице ректора Жилкина С.Ф.

Исполнитель: Центр новых информационных технологий Тольяттинского государственного университета в лице заместителя директора по информационным образовательным технологиям Боюра Р.В.

1.3. Определения и сокращения


Государственный стандарт ВПО (государственный образовательный стандарт, ГОС) – требования государства к содержанию обучения по программе высшего профессионального образования. ГОС формулирует состав дисциплин, обязательных для изучения, количество лет обучения, циклы дисциплин, ограничения на количество часов изучения отдельных дисциплин и их циклов, состав обязательных дидактических единиц в отдельных дисциплинах.

Специальность (направление) – «комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии» (БСЭ). Каждая специальность имеет отдельный учебный план и соответствующий государственный стандарт.

Специализация – дополнительное по отношению к специальности уточнение «типа деятельности в рамках той или иной профессии». Для вуза специализация означает несколько иной учебный план, изменения, как правило, касаются дисциплин из цикла ДС. Специализация также может означать отличия в программах практик, тематике курсовых и дипломных работ и т.д.

Учебный план – один из ключевых и наиболее мощных механизмов управления учебным процессом в российском образовании. Учебный план определяет перечень дисциплин, подлежащих изучению, их объём в часах, распределение часов между лекционными, семинарскими, лабораторными и консультационными занятиями, порядок изучения дисциплин, по семестрам, формы контрольных мероприятий по ним, количество и сроки курсовых работ, практик, госузарственных экзаменов и выпускной квалификационной работы. Учебный план в соответствии с государственным стандартом разделяется на циклы дисциплин, внутри каждого из которых выделяются компоненты.

Дисциплина – по Брогкаузу и Эфрону, «самостоятельная отрасль какой-либо науки». В учебном плане дисциплиной называют один или несколько учебных курсов, знаниевая компонента которых относится к одной научной отрасли.

Цикл дисциплин – крупная группа дисциплин учебного плана. Государственные стандарты ВПО определяют следующие циклы: ГСЭ (гуманитарные и социально-экономические дисциплины), ЕН (общематематические и естественнонаучные дисциплины), ОПД (общепрофессиональные дисциплины), СД (специальные дисциплины), ДС (дисциплины специализации), Ф (факультативы).

Компонент – один из механизмов учебных планов, разделяющий обязанности вуза по выполнению требований Госстандарта, его свободу в формировании собственных учебных планов и возможности студентов в формировании индивидуальных учебных планов. Почти в каждом цикле дисциплин предусмотрен федеральный компонент (перечень дисциплин, обязательных для изучения), региональный компонент (обязательные для изучения дисциплины, предлагаемые вузом) и дисциплины по выбору (из которых студент должен выбрать одну или несколько в рамках часов, предусмотренных стандартом).

Нагрузка – закрепление за кафедрами и отдельными преподавателями состава дисциплин, которые они проводят в учебном семестре, и объемов их изучения. Существуют нормы аудиторной нагрузки преподавателей, поэтому в настоящее время в ТГУ нагрузка является основным механизмом формирования штатного расписания профессорско-преподавательского состава.

Форма обучения означает различные способы получения высшего образования и, соответственно, различные учебные планы. Существуют следующие формы обучения – очная (раньше называемая дневной), заочная, очно-заочная (на эту форму в ТГУ набора уже нет, но ряд старших курсов продолжают по ней учиться), сокращённая очная и сокращённая заочная (применяются для получения высшего образования выпускниками колледжей, училищ и техникумов и вузов за более короткое время), второе высшее. Из всех перечисленных форм только последняя не имеет оформленных учебных планов, поскольку для каждого студента, получающего второе высшее образование, составляется индивидуальный учебный план, и студент проходит его, будучи прикреплённым к другим группам.

Образовательная программа – инструмент управления учебным процессом, использующий обратную связь от потребителей выпускников, как отдельных работодателей, так и города и региона в целом, как сферы социальных практик. Образовательная программа позволяет осуществлять содержательное управление учебным процессом через систему направленных методических разработок, обеспечивая тем самым более оперативное реагирование на изменение в сфере социальных практик, чем система государственных стандартов.

Академическая группа – группа в базе данных Отдела кадров студентов, в которую студент зачисляется распоряжением деканата о распределении в группы. Академическая группа (например, ВИВ-101 или МАХПз-302) привязана к специальности. Студент может учиться в нескольких группах, но всегда есть только одна основная академическая группа, в которой он числится, в остальных он может находиться только в статусе слушателя.

Группа в Обучении - группа студентов, назначенная для прохождения определенного курса. Изначально группы в Обучении создаются из академических групп, назначенных к прохождению курса через семестровые учебные планы, но в дальнейшем в их состав могут вноситься изменения (например, студенты-колледжники или находящиеся в академическом отпуске могут сниматься с курса, а слушатели приписываться к группам). Группы в Обучении также отличаются от академических в случае курсов по выбору, а также в курсах, где по ходу обучения могут формироваться виртуальные группы из студентов разных специальностей (разные уровни в иностранных языках, разные секции в физвоспитании).

1.4. Плановые сроки начала и окончания работы по созданию модуля


Плановое начало выполнения работ: 01.10.2007 г.

Плановое окончание работ: 30.11.2007 г.

1.5. Рамки разработки


Модуль «Семестровое планирование» разрабатывается в составе Образовательного портала. Основания для разработки системы, требования к системе в целом, к её режимам функционирования и надёжности, к видам обеспечения, состав и содержание работ по созданию системы и требования к персоналу определены в Техническом задании на разработку Образовательного портала v1.0.

1.6. Требования к документированию модуля


Для модуля «Семестровое планирование» должна быть разработана следующая документация:

  • общее описание модуля;

  • модель данных, используемых модулем, выполненная в методологии IDEF1X;

  • документация по прикладному программному интерфейсу;

  • электронная помощь для всех ролей пользователей, интегрированная в Образовательный портал.

1.7. Порядок контроля и приёмки модуля


После завершения разработки модуля комиссией устанавливается соответствие разработанного модуля техническому заданию и оформляется акт выполненных работ.

После обучения персонала и завершения опытной эксплуатации модуля оформляется акт сдачи-приемки модуля в промышленную эксплуатацию.

2. Требования к функционированию модуля

2.1. Общее описание модуля


Модуль «Семестровое планирование» разрабатывается как один из блоков комплекса модулей, автоматизирующих процессы учебного планирования, методической работы и составления расписания. Основная задача модуля – предоставить рабочее место для сотрудников учебно-методического управления для решения следующих задач:

  • управление семестрами в модуле «Обучение» – выбор активного (текущего семестра), планируемого семестра и семестров, данные о которых временно остаются на портале (для ликвидации задолженностей), перенос данных старых семестров в архив;

  • импорт в планируемый семестр графиков учебного процесса, учебных планов и данных об учебной нагрузке из шахтинских «Планов» и АИСУ «Кафедры»;

  • выбор состава учебных курсов, которые будут проходить с поддержкой образовательного портала;

  • уточнение при необходимости академических групп, проходящих курсы, потоков, лекторов, преподавателей и академических консультантов (тьюторов) с синхронизацией уточненных данных с нагрузками в АИСУ «Кафедры»;

  • создание при необходимости виртуальных учебных групп, добавление и снятие с курса отдельных студентов (эта возможность становится актуальной при планировании курсов по выбору и в кредитно-модульной системе управления учебным процессом);

  • проверка наличия и корректности технологических карт курсов;

  • уточнение при необходимости номера недели, с которой учебный курс начинается для той или иной группы либо потока;

  • распределение аудиторных занятий по неделям семестра и предварительный просчет загруженности учебных ресурсов – аудиторий (отдельных и по типу), преподавателей, дополнительных ресурсов (проекторы, микрофон, маркерная доска и т.д.);

  • текущий мониторинг загруженности ресурсов в течение всего семестра – аудиторий, преподавателей, дополнительных ресурсов;

  • при необходимости – изменение технологических карт и перераспределение аудиторных занятий между учебными неделями;

  • вывод на печать единых технологических карт курсов, списков групп, проходящих курсы, их потоков, прикрепленных преподавателей в форме приложения к приказу о внедрении (апробации) курсов по технологии 30/70 и БФГ;

  • отслеживание изменений в семестровом планировании с тем, чтобы при необходимости сформировать приложения к дополнительным приказам о внедрении (апробации) курсов по технологии 30/70 и БФГ;

  • перевод планируемого семестра в состояние «Активный»;

  • при необходимости – внесение текущих изменений в течение активного семестра (добавление и снятие групп и отдельных студентов с курса, замена руководителей, лекторов, преподавателей и академических консультантов)

  • текущий мониторинг и вывод отчета о реальном исполнении семестрового плана в конце и во время семестра как в целом, так и для отдельных курсов.

На схеме показано устройство семестров в модуле «Обучение», управление которыми происходит из модуля «Семестровое планирование»:

Схема 1. Возможные статусы семестров, управление
которыми производится в модуле «Семестровое планирование

По мере того, как будет внедрена либо разработана собственная система, позволяющая составлять расписание в автоматизированном режиме, модуль «Семестровое планирование» должен формировать и передавать в неё всю необходимую информацию.

2.2. Используемые данные


Модуль «Семестровое планирование» использует следующие данные из других модулей, шлюзов и заглушек:

  • «Пользователи» (из ядра Образовательного портала). Параметры – идентификатор (0 означает, что пользователь не аутентифицирован), фамилия, имя, отчество, пол;

  • «Студенты» (от шлюза «Отдел кадров студентов»). Параметры – идентификатор, год обучения, учебная группа, в которой он учится, специальность, по которой он учится, статус (студент/слушатель/академотпуск/отчислен), форма обучения (очная/вечерняя/заочная, бюджетная/коммерческая, полная/сокращённая/второе высшее);

  • «Учебные группы» (от шлюза «Отдел кадров студентов»). Параметры – идентификатор, код, год обучения, специальность по которой сформирована, форма обучения (очная/вечерняя/заочная, бюджетная/коммерческая, полная/сокращённая/второе высшее);

  • «Сотрудники» (от шлюза «Отдел кадров сотрудников»). Параметры – подразделение, в котором он работает (идентификатор и полное название), должность, учёная степень (если есть), учёное звание (если есть), статус (штатный/совместитель/договор, работает/отпуск/отчислен);

  • «Технологические карты курсов» (из модуля «Методическая работа»). Параметры – состав учебных занятий и заданий, ориентировочные сроки проведения и длительность, ссылка на требуемые учебные и методические материалы, требования к ресурсному обеспечению, включая ППС;

  • «Аудитории» (из заглушки «Аудиторный фонд»). Параметры – код, корпус, этаж, вместимость, тип (аудитория, лаборатория, компьютерный класс и т.д.);

  • Графики учебного процесса, Семестровое планирование специальностей и направлений и учебная нагрузка преподавателей кафедр. Данные принимаются через шлюз с шахтинскими «Планами», «Нагрузками» и АИСУ «Кафедры».

Модуль «Семестровое планирование» формирует следующие данные в модуле «Обучение»:

  • «Учебные курсы планируемого семестра» - технологические карты всех выбранных курсов копируются в модуль «Обучение». Параметры – курс, состав его технологических единиц, привязка тестов, заданий и учебных материалов, требования к аудиториям и дополнительным ресурсам;

  • «Привязка групп и студентов» - для каждого учебного курса формируется список проходящих его групп на основе данных из семестровых учебных планов, отдельные студенты могут быть индивидуально добавлены в группы / сняты из групп, могут заводиться собственные виртуальные группы;

  • «Привязка преподавателей к курсу» - для каждого учебного курса формируется список его лектора(-ов), преподавателей и тьюторов и то, к каким группам или потокам они прикреплены;

  • «Привязка преподавателей к занятиям» - в зависимости от роли тот или иной преподаватель привязывается к конкретным занятиям для конкретной группы;

  • «Предварительное расписание» – аудиторные занятия для всех запланированных учебных курсов, предварительны расставленные по неделям семестра. Параметры – аудиторное занятие курса, привязанные к нему группы, преподаватель, номер недели, на которой это занятие нужно выставить в расписание.

2.3. Группы пользователей


Модуль «Семестровое планирование» пользуется информацией об академических группах, предоставляемой шлюзом «Отдел кадров студентов», при предварительном планировании учебных курсов в семестр. В модуле «Обучение» при этом формируются собственные группы, которые в результате дополнительных допусков и отчислений с курса могут отличаться от академических.

2.4. Функции модуля и роли в нём


В модуле «Семестровое планирование» должны быть реализованы следующие роли (все роли существует в контексте всего модуля):

  • «Администратор» – пользователь, имеющий право выполнять любые операции в модуле, в том числе осуществлять управление семестрами и выдачу другим пользователям прав;

  • «Аудитор» – внешний наблюдатель, который может видеть всю информацию о планируемых, текущем и прошлых семестрах, получать любые отчеты, в том числе о понедельной нагрузке на ресурсы и Приложения к приказам о внедрении / апробации курсов;

  • «Оператор» – пользователь, осуществляющий техническое планирование очередного семестра – импорт данных из «Планов» и «Кафедр», уточнение состава преподавателей и групп, индивидуальные допуски / недопуски к курсу и т.д.

В модуле «Семестровое планирование» должен быть реализован прикладной программный интерфейс с авторизацией, позволяющий внешним АИСУ осуществлять функции «Аудитора».

Ниже приведён полный список всех функций, предоставляемых модулей «Обучение» различным пользователям:

  1. Смена активного семестра.

  2. Перевод прошлого семестра в архив.

  3. Импорт графиков учебного процесса на очередной учебный год, учебных планов, нагрузок (потоков и прикрепления к группам и потокам преподавателей).

  4. Уточнение семестровых планов поверх импортированных данных (состав курсов, групп, преподавателей, неделя начала курса для группы) с автоматической синхронизацией уточненных данных с АИСУ «Кафедры».

  5. Создание виртуальных групп.

  6. Персональное планирование курсов для отдельных студентов.

  7. Просмотр понедельной загрузки ресурсов в планируемом, проводимом и прошедших семестрах.

  8. Понедельное планирование, включая перестановку занятий между неделями.

  9. Просмотр текущего семестрового плана, включая понедельную нагрузку на ресурсы.

  10. Подготовка Приложений к Приказу о внедрении/апробации и изменений к ним.

  11. Внесение текущих изменений в семестровый план течение активного семестра.

  12. Просмотр отчета о выполнении плана семестра в реальном режиме времени и по итогам семестра.

Ниже приведена таблица ролей, которые определяются в модуле «Обучение» и прав, которые предоставляются этим ролям. Допускается назначение одному пользователю сразу нескольких ролей, при этом ему становятся доступными все функции этих ролей.



№ п/п

Функции


«Оператор»

«Аудитор»

«Администратор»

1

Смена активного семестра







+

2

Перевод прошлого семестра в архив







+

3

Импорт графиков учебного процесса, учебных планов, нагрузок

+




+

4

Уточнение семестровых планов

+




+

5

Создание виртуальных групп

+




+

6

Персональное планирование курсов для отдельных студентов

+




+

7

Просмотр понедельной загрузки ресурсов в семестре

+

+

+

8

Понедельное планирование и перестановка занятий между неделями

+




+

9

Просмотр текущего семестрового плана

+

+

+

10

Подготовка Приложений к Приказу о внедрении/апробации

+

+

+

11

Внесение текущих изменений в течение активного семестра

+




+

12

Просмотр отчета о выполнении плана семестра

+

+

+

2.5. События и реакция на них


Модуль «Семестровое планирование» генерирует следующие системные события для других модулей:

  • об обнаружении некорректной технологической карты курса либо её отсутствии при попытке спланировать данных курс в семестр;

  • о некорректном статусе курса (не «Готов») при попытке спланировать данных курс в семестр;

  • о завершении планирования очередного семестра;

  • о смене активного семестра.

Модуль «Семестровое планирование» автоматически отнимает права «Оператора», «Аудитора», «Администратора» у сотрудников после их увольнения из ТГУ.

Модуль «Семестровое планирование» присылает информационное сообщение Администраторам в случае, если увольняется какой-либо сотрудник, запланированный в текущий семестр как лектор, преподаватель либо тьютор. Сообщение присылается руководителю подразделения, ответственного за проведение курса (заведующему кафедрой), который должен провести соответствующие действия в АИСУ «Кафедры».

2.6. Требования к выдерживаемой нагрузке


При внесении изменений в семестровый план модуль «Семестровое планирование» должен производить перерасчет понедельной загрузки ресурсов за время не большее чем 1 минута.

Центр новых информационных технологий ТГУ

Тольятти 2007

Похожие:

Техническое задание на модуль «Семестровое планирование» iconЗадание на 1 семестр
Необходимо написать техническое задание к проекту «Решатель систем линейных алгебраических уравнений». Техническое задание должно...
Техническое задание на модуль «Семестровое планирование» iconТехническое задание на модуль «Тесты, тренинги и задания»
Модуль «Тесты, тренинги и задания» в составе образовательного портала тгу, обеспечивающего учебными сайтами эп 30/70 и бфг
Техническое задание на модуль «Семестровое планирование» icon2. Техническое задание > Техническое задание содержит исчерпывающий перечень требований к веб-сайту
«Заказчик», совместно именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем
Техническое задание на модуль «Семестровое планирование» iconТематическое планирование по «Технологии. Модуль «Информатика и икт» 3 4 классы 2010-2011 учебный год
Настоящее тематическое планирование разработано применительно к учебной программе «Технология. Модуль «Информатика и икт»
Техническое задание на модуль «Семестровое планирование» iconТехническое задание на выполнение работ по разработке Стандарта организации
Настоящее техническое задание (ТЗ) предусматривает разработку стандарта организации «Устройство обстановки дороги»
Техническое задание на модуль «Семестровое планирование» iconЗадание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание 7 Задание 8 Задание 9 Задание 10 Задание 11 Задание 12 Задание 13 Задание 14
Д. Кэмпбелл описал 16 основных схем (планов) эксперимента (3 доэкспериментальных, 3 экспериментальных, 10 квазиэкспериментальных...
Техническое задание на модуль «Семестровое планирование» iconТехническое задание утверждаю: Главный инженер зао «твсз»
Данное техническое задание определяет требования к документации, подготовке, проведению и приемке выполненных/оказанных работ по...
Техническое задание на модуль «Семестровое планирование» iconТехническое задание на выполнение работ по диагностике энергетического оборудования кс, дкс
Настоящее техническое задание разработано на основе технических заданий по диагностике энергетического оборудования, утвержденных...
Техническое задание на модуль «Семестровое планирование» iconИтоговое задание по математике модуль №6 для 9 класса
...
Техническое задание на модуль «Семестровое планирование» iconТехническое задание Техническое обслуживание и ремонт вспомогательного оборудования
Перечень организаций осуществляющих поставку товаров (выполнения работ, оказывающих услуг)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница