Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования




Скачать 222.6 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дата01.11.2012
Размер222.6 Kb.
ТипПояснительная записка



Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Факультет философии
Отделение востоковедения/кафедра восточной филологии


Программа дисциплины


СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ИЗУЧАЕМОЙ СТРАНЫ (АРАБСКИЙ РЕГИОН)


для направления/специальности 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра


Автор: Мищенко Алексей Иванович

E-mail: mialivan@yandex.ru


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________


Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ ________________________________

«_____» __________________ 20 г. «____»_____________________ 20 г


Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________20 г.


Москва

Пояснительная записка

В настоящее время в обществе все более возрастает потребность в специалистах-востоковедах, способных профессионально ориентироваться в закономерностях и особенностях цивилизационного развития стран Арабского Востока.

Начиная с последнего десятилетия ХХ века, произошли заметные изменения в ценностной оценке арабо-мусульманской цивилизации, что заставляет искать новые современные подходы к подготовке будущих специалистов в этой области.

В современном мире все больший интерес вызывает история и культура арабских стран, составляющих ядро современного мусульманского мира. Одновременно растёт число последователей мусульманской религии, что позволяет говорить о ренессансе исламской цивилизации. В этом контексте развитие разносторонних связей с арабо-мусульманскими странами представляет для нашей страны особый интерес и значимость.

Центральное место в подготовке профильных специалистов арабского направления занимает изучение особенностей процесса формирования единой для народов арабских стран мусульманской культуры, определяющей до настоящего времени их мировоззрение, традиции, жизненный уклад, нравственные нормы и идеалы, психологию, общественные учреждения и модель поведения. Таким образом, в процессе подготовки студентов особую актуальность приобретает изучение курса «Социально-культурные традиции стран Арабского региона».

Освоение данного курса позволит студентам расширить кругозор, повысить свой культурно-эстетический и общий профессиональный уровень, так как культура арабо-мусульманских стран обладает самобытной художественной и нравственной ценностью, глубокими духовными корнями, а её достижения эпохи Арабского Халифата, оказавшие фундаментальное воздействие на культурное развитие европейских стран, становятся в наши дни предметом серьезного изучения и научно-исследовательского интереса .

Методический акцент в структуре курса делается на сопоставительном аспекте, стремлении представить обычаи и традиции арабо-мусульманских народов в контексте мировой культуры. Преподавание курса строится в соответствии с современными требованиями к построению учебного процесса, исходя из принципов плюрализма, необходимости сопоставления различных точек зрения и творческого поиска истины.

Предметом данного курса является изучение традиционного уклада быта и жизни, материального и духовного наследия народов арабо-мусульманского Востока, их верований, культов, обрядов, системы миропредставления и мироощущения, обычаев, которые стали результатом их многовекового развития и взаимовлияния. Для изучения курса не требуется предварительная страноведческая подготовка, однако, его программа подразумевает базовые знания арабского языка в объёме, необходимом для чтения простых арабских текстов. Содержательная структура курса предусматривает распределение учебного тематического материала по двум основным разделам и пяти общим темам с их последующей детализацией в тематическом плане.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032100.62 «Востоковедение, африканистика».

Цель курса  – формирование у обучаемых представления о наиболее важных социально-культурных традициях арабо-мусульманского мира, их развития в исторической перспективе, роли и месте арабо-мусульманской культуры в современном мире и системе ценностей населения стран Арабского региона.

В рамках курса необходимо рассмотреть ту роль, которую сыграли ислам и арабский язык в процессе становления единой цивилизационной общности арабских стран, определить влияние ислама на формирование традиций, обычаев, привычного уклада жизни и поведения, системных психологических особенностей национального характера арабов; их традиционные и культовые верования, а также этические нормы повседневного и делового общения. 

В процессе изучения курса на практических занятиях (семинарах) даются рекомендации и отрабатываются учебные задачи (вводные) для закрепления полученных в ходе лекций и самостоятельной подготовки знаний и выработки необходимых практических навыков поведения, общения в быту и установления деловых связей с местным населением конкретной арабской страны.

Задачи курса:

- изучить и проанализировать состав изучаемого региона, основные исторические этапы формирования арабо-мусульманской общности, а также основные геополитические и культурно-исторические признаки принадлежности различных стран к Арабскому региону;

- изучить фундаментальные вопросы влияния исламской религии на многие стороны жизни арабских стран, на формирование жизненных установок, традиций, обычаев, норм общения;

- детально рассмотреть основные формы проявления социально-культурных традиций изучаемых стран в национальном характере и укладе жизни местного населения, а также в характере отношения современных арабов-мусульман к представителям других цивилизаций;

- дать развернутую характеристику государственного устройства, языковой ситуации в регионе, современного этно-лингвистического и социального состава населения его наиболее важных с позиций геополитики, экономики и культуры стран;

- в исторической ретроспективе изучить основные культурные и научные достижения арабо-мусульманской цивилизации и их влияние на динамику цивилизационного развития европейских стран;

- сформировать представление о состоянии и развитии арабской культуры в различных областях творческой деятельности: в литературе, изобразительном, театральном и киноискусстве; архитектуре, каллиграфии и фольклорных жанрах;

- изучить наиболее распространенные среди арабов традиции, обычаи, особенности быта и общения; семейно-бытовые отношения; суеверия и приметы, в которые верит местное население; особенности отдыха и развлечения арабов; распорядок дня и мусульманский календарь; религиозные и светские праздники.

Предполагается, что в результате освоения курса студент должен:

- знать исторические условия формирования, состав Арабского региона и особенности государственного устройства арабских государств;

- четко представлять себе основные формы функционирования религии в рамках отдельных арабских государств, её влияния на жизнь современного арабского общества и представителей различных социальных и этнических групп;

- знать особенности уклада жизни арабов, наиболее характерные особенности их национального характера и быта;

- разбираться в языковой и этносоциальной ситуации в конкретных странах региона;

- знать основные требования арабского речевого этикета и этики общения;

- знать наиболее важные культурные и научные достижения арабов, имена наиболее известных политических деятелей арабских стран, выдающихся представителей арабской науки, литературы, кино и театра, а также получившие наибольшее развитие современные направления и жанры в различных видах творческой деятельности;

- уметь устанавливать степень влияния арабо-мусульманской культуры на культуру европейцев;

- овладеть понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

- использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.

Объем курса составляет 108 часов, из которых 28 часов отводится на лекции, 14 часов – на практические занятия (семинары), 4 часа – на контрольные работы. 4 часа – на проведение итогового аттестационно-тестового собеседования и 58 часов – на самостоятельную подготовку.

Курс «Социально-культурные традиции стран Арабского региона» изучается на чевёртом модуле первого года обучения Отделения востоковедения и включает два основных тематических блока (раздела):

1. Исторические предпосылки и этапы формирования Арабского региона и арабской культуры в рамках единого арабо-мусульманского пространства;

2. Социально-культурные традиции современного арабского общества.


Содержание программы обучения

(4-й модуль)





Учебная тематика



Учебная литература


Тематический блок I. Исторические предпосылки и этапы формирования Арабского региона и арабской культуры



Раздел 1. Основные этапы формирования региона.

Доисламский период. Эпоха мусульманской экспансии и Арабского халифата. Важнейшие события новейшей истории стран региона. Понятия «арабы», «арабская культура» с позиций истории региона и мира.




1. Ковыршина Н.Б., Арабские страны. Лингвострановедение. (Стр. 131-157)

2. Ланда Р.Г., История арабских стран

(Стр. 11-66; 103-110)

3. Шумов С.А., Андреев А.Р., История Ближнего Востока (Стр. 206-212)


Раздел 2. Общая характеристика региона

Понятийный аппарат. Государства региона. Признаки государственности. Формы государственног устройства и политического режима арабских стран. Этно-конфессиональный, социальный и национальный состав стран региона. Миграционные процессы и языковая ситуация в регионе.




1. Шагаль В.Э., Арабский мир: пути познания. Межкультурная коммуникация и арабский язык. (Cтр. 7-40);

2. Ланда Р.Г., История арабских стран

(Стр. 5-10);

3. Margaret K. Nydell. Understanding Arabs. A guide for modern times (р. XX; 1-12)

4. Доклад ООН о развитии человека. (раздел арабских стран).



Раздел 3. Государство и религия.

Ислам и его роль в государстве. Религия и быт арабов. Конфессиональные меньшинства. Основные течения, секты, религиозно-философ-ские и правовые школы в исламе. Суфизм и суфийские братства.





1. Шагаль В.Э., Арабский мир: пути познания. Межкультурная коммуникация и арабский язык. (Cтр. 170-183);

2. Богучарский Е.М., Мусульманский этикет (Стр. 80-112)

3. Матвеев К.П., История ислама (Стр. 137-163)

4. Биляль Филипс А.А.., Законы жизни мусульман. Эволюция фикха (Стр. 122-166)


Тематический блок II. Социально-культурные традиции современного арабского общества



Раздел 4. Достижения арабов в культурной и научной областях.

Всемирное значение и периодизация достижений арабской культуры. Философия, общественно-политические и естественные науки. Архитектура. Доисламская поэзия. Арабская литература и искусство. Современные виды творчества в арабских странах.




1. Ланда Р.Г., История арабских стран

(Стр. 67-102);

2. Бартольд В.В.,Культура мусульманства (Гл. II-VI);

3. Шумов С.А., Андреев А.Р., История Ближнего Востока (Стр. 206-214);


Раздел 5. Национально-психологические особенности населения.

Повседневная жизнь, быт и культура общения арабов. Черты национального характера. Семейно-бытовые отношения и положение женщины. Деловой этикет. Ситуационный этикет. Особенности летоисчисления. Традиционные обряды и верования. Увлечения и отдых местного населения.


1. Шагаль В.Э., Арабский мир: пути познания. Межкультурная коммуникация и арабский язык. (Гл. II-IV; VI; VIII; IX );

2. Брюс Ингхэм., Дж. Файад. – Арабские страны: обычаи и этикет (Стр. 10-30);

3. Садык-и-Кашкари М., Кодекс приличий на Востоке. Документальное историческое исследование (Стр. 463-564)



Тематический план учебной дисциплины





Название темы

Всего

часов по

дисциплине

Аудиторные часы,

в том числе:


Самостоятельная работа

108

(в т.ч. 4 ч. на итоговое собеседование)

Лекции


28

Семинары (пр. занятия)

к/работы

14/4


58

1.

Основные исторические этапы формирования Арабского региона




2




4

2.

Состав региона, основные географические зоны ареала арабо-мусульманской цивилизации; основные понятия и термины




2

2

4

3.

Ислам – основной закон жизни арабов-мусульман; религия и государство; религия и быт




2




4

4.

Основные течения, секты, религиозно-философские и правовые школы в исламе: хариджиты, шииты, исмаилиты; суфизм и суфийские братства




2

2

6

5.

Особенности государственного устройства стран региона; этно-конфессиональные различия и языковая ситуация в регионе; отношения между мусульманами и другими конфессиями




2

2

(к/работа)

4

6.

Арабский Халифат и достижения арабской культуры; арабское влияние на европейскую цивилизацию




2

2

4

7.

Культура арабов в доисламский период, в средние века и на современном этапе; субкультуры отдельных арабских стран - важнейший составной компонент общеисламской и мировой культуры




2




4

8.

Современная арабская литература, выдающиеся арабские писатели и поэты; наиболее распространенные литературные жанры в современной арабской поэзии и прозе




2

2

4

9

Исторические и современные достижения арабов в архитектуре, кино- и театральном искусстве. Арабские танцы и эстрада .




2




4

10.

Искусство красноречия и культура общения у арабов; речевой этикет; титульные и маркированные обращения в арабском языке; значение невербальных компонентов для актов коммуникации у арабов




2

2

4

11.

Семейно-бытовые отношения, положение женщины в арабской семье и обществе; свадьба и развод по-арабски; похоронные и другие мусульманские ритуалы, обряды и обычаи




2




4

12.

Черты характера араба; бедуинский кодекс чести; этика повседневного и делового общения; арабский юмор




2

2

(к/работа)

4

13.

Мусульманское летоисчисление, распорядок дня, праздники, отдых и развлечения арабов, занятия спортом.




2

2

4

14.

Верования и приметы, отношения между собой, к детям и старшим; особенности арабской одежды, убранства жилища; арабская кухня




2

2

4

15.

Аттестационно-тестовое собеседование

4







Основные виды занятий и особенности их проведения в процессе

изучения дисциплины

Курс предусматривает чтение лекций и параллельное ведение практических занятий (семинаров), которые дополняют нарративную подачу материала на лекциях изучением дополнительной литературы. Подобная система построения обучения позволяет на конкретном историческом и теоретическом материале исследовать закономерности, выявленные в лекционном курсе.



Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины

Освоение курса предполагает, помимо посещении лекций и практических занятий (семинаров), выполнение самостоятельной работы (углубленное изучение отдельных разделов курса, индивидуальные домашние задания, проработка конспектов лекций, а также подготовка целевых докладов на заданную тематику в рамках семинарского занятия).




Техническое и программное обеспечении дисциплины

Курс «Социально-культурные традиции стран Арабского региона» предполагает использование иллюстративного материала в записи на компакт дисках (страноведческие телепередачи и видео программы и сериалы «Золотой глобус», «Вокруг света» и «Дискавери»).


Виды текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов

Промежуточными формами контроля являются: аттестации (аудиторные часы), собеседования (отчеты по результатам выполнения тематических заданий к семинарам и подготовки эссе), контрольные письменные работы (аудиторные часы).

Итоговая форма контроля – зачет, который проводится по результатам подготовки эссе (объем - 3-4 тыс. слов) и аттестационно-тестового собеседования. Список тем письменных творческих работ (эссе) и основные задания контрольных письменных работ предлагается студентам в начале учебного года. Студент вправе выбрать тему из данного списка или предложить свою (согласовав с преподавателем).

Требования к набранным на компьютере творческим работам: двойной интервал, кегль — 14, цитирование и сноски в соответствии с принятыми стандартами, тщательная выверенность грамматики, орфографии, синтаксиса. Текст эссе должен быть объемом не более 10 страниц. Творческая работа не должна быть реферативного, описательного характера, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно выявить их аналитические способности.

Все имеющиеся в творческой работе (эссе) сноски тщательно выверяются и снабжаются «адресами». Не допустимо включать в свою работу выдержки из работ других авторов без указания на это, пересказывать чужую работу близко к тексту без соответствующей ссылки, использовать чужие идеи без указания первоисточника. Это касается и источников из интернет-ресурсов. Необходимо указывать полный адрес сайта. Все случаи плагиата должны быть исключены. В конце работы дается исчерпывающий список всех использованных источников.


Условия и критерии выставления оценок

От студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, обязательное участие в аттестационно-тестовом собеседовании, выполнение контрольных работ и заданий преподавателя. Особо ценится активная работа на семинаре (умение вести дискуссию, творческий подход к анализу учебных материалов и источников, способность четко и емко формулировать свои мысли), а также качество подготовки эссе, контрольных работ, докладов и готовность к итоговому собеседованию. Суммирующая итоговая оценка по дисциплине складывается из результатов работы на практических занятиях и семинарах (доклады, сообщения, участие в обсуждении), оценок за письменные аудиторные контрольные работы, за домашние творческие работы (эссе).


Процентное содержание оценок по формам контроля:

Посещение занятий..……………………………….………. .10 %

Активность на семинаре ……...…………………….……….20 %

Контрольные работы (2x10)………………………………...20 %

Эссе …………………………………………………………. 30 %

Итоговое аттестационно-тестовое собеседование ……… 20 %

Итого….100%


Усредненная шкала критериев оценок (в %)


Неудовлетворительно

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

G

F

E

D

C

B

A

2

3

3+

4

4+

5

5+

1-3

4

5

6

7

8-9

10

менее 40

40

50

60

70

90

100




Пояснения к критериям соответствия процентного содержания оценок

по пятибальной и десятибальной шкале:


A (5+/10)- отличный ответ

F (3/4) - посредственный ответ

B (5/8-9) - очень хороший ответ

С (4+/7) - хороший ответ

D (4/6) - достаточно хороший ответ

E (3+/5) - удовлетворительный ответ

G (2/1-3) - неудовлетворительный ответ (означает повтор курса в установленном порядке, либо основание для отчисления)



Примерный перечень тем для эссе и контрольных работ

1. Основные географические зоны влияния арабо-мусульманской культуры (историческая ретроспектива и современность).

2. Значение религии в современной жизни арабов.

3. Ислам и современная арабская семья.

4. Проблема демократизации арабского общества и современность.

5. Кодекс бедуинской чести и современная культура отношений в арабском мире.

6. Суфизм, его позиции и роль в современном арабском обществе.

7. Дискуссионные проблемы взаимоотношений между арабо-исламской и западной цивилизациями.

8. Наиболее известные из сохранившихся памятников средневековой арабской культуры в Европе.

9. Менталитет и особенности межкультурной коммуникации арабов.

10. Речевой этикет и роль невербальных компонентов в общении арабов.

11. Доисламская поэзия арабов и её значение для общемировой культуры.

12. Основные направления, жанры, наиболее известные представители современной арабской литературы, киноискусства, танцевального и театрального творчества.

13. Фундаментальные ценности морали и жизненные установки современных арабов.

14. Основные религиозные и светские праздники, особенности отдыха арабов.

15. Обрядовая и ритуальная практика арабов-мусульман.

16. Конфессиональные, национально-этнические и социально-классовые различия в странах Арабского Востока, материальное положение различных слоев арабского населения.

17. Особенности арабской кухни и одежды, кулинарные предпочтения арабов.

18. Современная система образования в арабских странах, ее качественные и количественные характеристики.

19. Места паломничества мусульман, памятники арабской архитектуры и зодчества в арабском мире и за его рубежами.

20. Красноречие, образная речь и юмор арабов.

21. Характерные черты арабского менталитета.

22. Понятие «арабы» в разные исторические эпохи.

23. Основные черты доисламской поэзии и прозы.

24. Основные жанры современной арабской литературы и наиболее известные ее представители.

Примерный перечень контрольных вопросов

для итогового собеседования


1. Происхождение и трансформации понятий «арабы» и «сарацины» в исторической перспективе.

2. Происхождение, основные этапы развития и роль арабского языка в формировании Арабского региона .

3. Назовите имена наиболее известных исторических личностей, которых арабы и арабская историография рассматривают как своих национальных героев.

4. Столпы и святыни ислама. Можно ли рассматривать джихад как один из столпов ислама?

5. Перечислите основные богословско-правовые школы (мазхабы) ислама, их основателей, основные отличия. Основные различия между шариатом и фикхом.

6. Сущность суфизма, основные тарикаты и позиции суфизма в современном мире.

7. Назовите основные географические зоны и регионы мира, частично или полностью совпадающие с ареалом Арабского региона.

8. Идентичны ли понятия «Юго-Западная Азия» и «Ближний Восток»? Какие сокращения используются в современной научной литературе и публицистике для обозначения Арабского региона?

9. Состав региона, полные (официальные) и общеупотребительные (сокращенные) названия государств региона, государственная символика.

10. Особенности государственного устройства и арабских политических режимов. Отношения между государственной властью и обществом.

11. Исторические рамки и достижения эпохи расцвета Арабского Халифата и «Золотой эры арабов». Влияние арабской культуры на Европу.

12. Периодизация арабской литературы и наиболее выдающиеся ее представители. Кто из арабских литераторов удостоен Нобелевской премии по литературе?

13. Современный достижения и направления развития литературного, музыкального, фольклорного и других видов творчества в арабских странах.

14. Основные, наиболее общие черты психологического портрета араба, арабский менталитет. Что такое «бедуинский кодекс чести», каковы арабские представления о порядочности человека?

15. Этикетные нормы повседневного и делового общения. Роль невербальных компонентов речи. Арабское красноречие в средневековье и в наши дни.

16.Положение женщины и отношение к ней в арабском обществе.

17. Арабские религиозные и светские праздники, мусульманское летоисчисление, культурно-эстетические и развлекательные предпочтения арабов.

18. Местные верования и приметы, отношения арабов между собой с иностранцами.

Семейно-брачные отношения, отношения к старшим и к детям.

19. Наиболее популярные блюда арабской кухни, элементы национальной арабской одежды, домашнего убранства.


Учебная литература:

Базовые учебники

1. Шагаль В.Э., Арабский мир: пути познания. Межкультурная коммуникация и арабский язык. – М.: ИВ РАН, 2001. – 288с.

2. Мельникова Е.В., Культура и традиции народов мира. Этнопсихологический аспект. – М.: Диалог культур, 2006. – 303 с.

3. Бартольд В.В., Культура мусульманства. – М.: Наука, 1998. – 112 с.

4. Шумов С.А., Андреев А.Р., История Ближнего Востока. Садык-и-Кашкари М.: Кодекс приличий на Востоке. Документальное историческое исследование. – М.: Евролинц, 2002. – 512 с.

5. Ковыршина Н.Б., Арабские страны. Лингвострановедение. Начальный курс. – М.: Восток-Запад, 2006. – 281 с.

6. Богучарский Е.М., Мусульманский этикет. - М.: Рипол классик, 2009. - 227 с.

7. Margaret K. Nydell. (2006, Fourth Edition) Understanding Arabs. A guide for modern times. Intercultural Press, Inc., Nicholas Brealey Publishing 3-5 Spafield Street, Clekenwell.

8. Ланда Р.Г., История арабских стран. – М.: Восточный университет, 2005. - 320 с.


Дополнительная литература

1. Мец А., Мусульманский ренессанс. – М., ВиМ, 1996. - 544 с.

2. Грюнебаум Э.Г. фон., Основные черты арабо-мусульманской культуры. – М.: Наука, 1981. – 228 с.

3. Грюнебаум Э.Г. фон., Классический ислам. Очерки истории. 600-1258. – М.: Наука, 1986. – 210 с.

4. Хрестоматия по исламу. Переводы с арабского, введения и примечания. – М.: Наука, 1994. – 238 с.

5. Биляль Филипс А.А.., Законы жизни мусульман. Эволюция фикха. – М.: Умма, 2002. - 282 с.

7. Васильев Л.С., История Востока. В 2 т. – М.: Высшая школа, 2001. - 559 с.

8. Матвеев К.П., История ислама. М.: Восток-Запад, 2005. - 254 с.

9. Фильштинский И.М., История арабов и Халифата (750-1517 гг.). М.: АСТ, Восток-Запад, 2006. – 349 с.

10. Брюс Ингхэм., Дж. Файад. – Арабские страны: обычаи и этикет, 42 с., http://www.all-ebooks.com/2009/09/30/67219-arabskie-strany.-obychai-i-jetiket.html

11. Х. А. Р. Гибб., Арабская литература. Классический период. http://webreading.ru/nonf/design/h-gibb-arabskaya-literatura.html

12. А. Джилман., Сарацины: от древнейших времен до падения Багдада. – М.: Вече, 2007.-

352 с.

13. Доклад ООН о развитии человека. – М. : Весь мир, 2006. – 422 с.

14. Х.Кеннеди., Великие арабские завоевания. – М.: АСТ, 2010 – 475 с.


Автор программы Мищенко А.И.


Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница