Программа деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся мбоу «сош №41»




НазваниеПрограмма деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся мбоу «сош №41»
страница1/5
Дата01.11.2012
Размер0.77 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5

Программа деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся МБОУ «СОШ №41»


Управление образования Администрации города Норильска

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 41» г. Норильска


Утверждена на заседании

Педагогического совета школы

«___»_______________ 2010 года

Протокол № _________________

Директор МБОУ «СОШ № 41»

_________________ А.В.Симонова

ПРОГРАММА

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ

ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ

ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ


«Средняя общеобразовательная школа № 41» г. Норильска





г. Норильск

2011 г.


СОДЕРЖАНИЕ


Паспорт

Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………………….. 3


I Концепция программы

1.1 Отрицательные факторы воздействия на здоровье………………………………………………………………………….…………..7

1.2 Принцип здоровье сберегающей педагогики……………………………………………………………………………………………8

1.3 Применение здоровье сберегающих технологий в УВП………………………………………………………………………………..9

1.4 Урок – главное поле реализации здоровье сберегающих технологий

и педагогического мастерства учителя………………………………………………………………………………………..……… .10

1.5 Гигиенические условия обеспечения образовательного процесса…………………………………………………………………….11


II. Обеспечение программы


    1. Нормативно-правовые……………………………………………………………………………………………………………..……12

    2. Условия внедрения здоровье сберегающих технологий………………………………………………………………………..…….12

    3. Организация и обеспечение реализации программы……………………………………………………………………..…………...13

    4. Программно-методическое и информационное обеспечение………………………………………………………….……………13

    5. Финансовое обеспечение ……………………………………………………………………………………………….…………...…14




  1. Ожидаемые результаты……………………………………………………………………………………………………………………15


III. Механизм отслеживания и критерии эффективности ……………………………………………………………………………….16


  1. Основные мероприятия реализации программы ………………………………………………………………….…………………..17



ПАСПОРТ

целевой программы


Наименование программы

Программа деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся МБОУ «СОШ №41»

Сроки и этапы реализации программы

Общие сроки исполнения 2010-2015 гг.

Этапы реализации:

I этап (2010-2011 год) - подготовительный этап, включающий диагностическую, прогностическую и организационную деятельность

II этап (2012-2014 годы) - основной практический этап, включающий реализацию, анализ, обобщение результатов повседневной работы и организационной экспериментальной деятельности

III этап (2015 год) - обобщающе-аналитический этап, включающий реализацию, анализ, обобщение результатов повседневной работы и организационной экспериментальной деятельности, прогнозирование и конструирование дальнейших путей развития.

Исполнители программы

Педагогический коллектив МБОУ «СОШ №41», учащиеся и родители, медицинская сестра школы, зав. школьной столовой.

Источники финансирования

Финансирование работ по реализации программы предполагается осуществлять за счет средств бюджета и внебюджетных средств МБОУ «СОШ №41».

Цель программы

  • создание в МБОУ «СОШ №41» организационно - педагогических, материально - технических, санитарно - гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся;

  • усиление контроля за качеством медицинского обслуживания учащихся МБОУ «СОШ №41»;

  • создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;

  • развитие организационного, программного и материально- технического обеспечения дополнительного образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;

  • разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья работников МБОУ «СОШ №41».

Задачи программы

  • системное отслеживание санитарно - гигиенического состояния МБОУ «СОШ №41»;

  • нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня согласно требованиям СанПиНа 2.4.2.1178-02;

  • освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование

  • здоровьесберегающих технологий;

  • обеспечение 100% охвата горячим питанием учащихся в МБОУ «СОШ №41»;

  • развитие психолого-логопедо-медико-педагогической службы МБОУ «СОШ №41»;

  • для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;

  • привлечение системы дополнительного образования к формированию здорового образа жизни учащихся;

  • участие в работе научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме.

  • проведение мониторинга здоровья учащихся; анализ полученной информации.

Контроль за реализацией программы

Контроль за ходом реализации программы осуществляет администрация МБОУ «СОШ №41», Управление Общего и Дополнительного Образования города Норильска.

Нормативно-правовая и документальная основа Программы

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  • Локальные акты МБОУ «СОШ №41».





Пояснительная записка

Здоровье, на протяжении жизни человека, формируется независимо от возрастных особенностей развития органов и систем, от характера взаимодействия организма со средой деятельности человека. Именно в период детства закладываются основы здоровья человека, следовательно, на коллектив гимназии ложится ответственность не только за развитие и образование детей, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, в итоге – формирование целостной личности, с активным, созидательным отношение к миру, здорового, конкурентоспособного гражданина. Гармоничное развитие личности возможно при условии развития духовного и физического здоровья подрастающего поколения.

Состояние здоровья детей - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.

В последнее десятилетие возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для школьных врачей, педагогов, родителей учащихся. Рост учебной нагрузки в школе, неправильное питание, просмотр негативно влияющих на психику детей видеофильмов и компьютерных игр, приводят к витаминодифициту, гиподинамии, нарушению осанки, зрения. Проблему роста числа юных курильщиков, массовом потреблении подростками пива, распространение токсикомании и наркомании в среде подростков необходимо решать и родителям, и педагогам, и медикам.


Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это составная часть комплексной программы развития школы, способствующая сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся.

формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени среднего общего образования являются:


Проблема сохранения здоровья учащихся очень актуальны сегодня. Для успешного решения данной проблемы необходимо создать определенные условия, направленные на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни; сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы руководствовались данными мониторинга по объективной информации о здоровьесберегающей активности школы, учебной и внеучебной нагрузке и состоянии здоровья учащихся.
Статистические данные за последние годы свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в несколько раз. В качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья воспитанников и учителей.


  1. Концепция программы.

Охрана здоровья населения РФ является одним из приоритетных направлений деятельности и политики государства. Среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья людей являются: снижение качества жизни значительной части населения, чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня жизни населения, распространение вредных привычек и нездорового образа жизни.

Ответственность за то, что лишь 10% школьников можно признать здоровыми (от 1-го до 11 класса здоровье детей резко ухудшается), принимает на себя и школа. Педагогическая общественность осознает, что именно учитель иногда может сделать для здоровья ребенка гораздо больше, чем врач.

К выводу, что образовательный процесс оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье учеников, приходили многие ученые и педагоги-практики. Еще в 50-60-х годах XIX века в результате наблюдений врачи установили распространение среди школьников близорукости, нарушения осанки, неврастении и анемии, гастрита, так называемые «школьные болезни». По сравнению с XX веком, среди причин неблагоприятного влияния учебного процесса на здоровье учащихся, в современных условиях усилилась роль внутри школьного фактора.

1.1 Отрицательные факторы воздействия на здоровье.

Неблагоприятные факторы, воздействующие на здоровье ребенка:

  • Недостаток витаминов, микроэлементов в рационе питания;

  • Неблагоприятная экологическая среда, несоблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм приготовления и приема пищи;

  • Неправильный режим дня детей;

  • Гиподинамия;

  • Неблагополучная семья;

  • Учебно-психологические нагрузки;

Разрушительное воздействие системы образования на здоровье школьников:

  • Стрессогенные (дидактогенные) технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;

  • Недостаток физической активности учащихся;

  • Несоблюдение гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса;

  • Неправильная организация питания учащихся в школьной столовой;

  • Недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний педагогов;

  • Низкий уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.


1.2 Принципы здоровье сберегающей педагогики.

Здоровье сберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно ориентированной педагогике и др.). Её отличительная особенность – приоритет здоровья, грамотная забота о здоровье учеников, как обязательном условии ведения образовательного процесса. Это определяет последовательное формирование в школе здоровье сберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся, их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье детей, и принимают на себя солидарную ответственность за результаты. Благодаря этому обеспечивается не только защита здоровья учащихся и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, воспитание у них и у учителей культуры здоровья.



  1. Принцип гарантий: реализация конституционных прав детей и подростков на получение образования и медицинского обслуживания.

  2. Принцип участия: привлечение детей и подростков к здоровому образу жизни.

  3. Принцип педагогической поддержки: вовлечение учителей и воспитателей в широкое движение по созданию здоровой педагогической среды.

  4. Принцип открытости функциональных и методических действий: все, что делается в процессе внедрения и становления здоровьесберегающей системы образования и воспитания, должно быть понятным, логически обоснованным и информационно открытым для учащихся и учителей, является осознанной их деятельностью.

  5. Принцип объективной оценки конечного результата: один из главных принципов, лежащих в основе здоровьесберегающих образовательных технологий; только при выполнении этого требования возможен продуктивный контроль и коррекция, поиск способов управления и допущенных ошибок.

  6. Принцип преемственности и завершенности: данный принцип состоит в согласованности не только содержания, но и технологической модели, форм учебной деятельности на разных ступенях образования как в макро-, так и в микроструктуре; на каждой следующей ступени расширяются и углубляются представления, знания, умения и навыки, происходит переход с низкого уровня на более высокий.

  7. Принцип вариативности средств, методов и организационных форм внедрения здоровъесберегающих технологий в образовании: широкий спектр и разнообразие средств, методов, организационных форм и видов здоровьесберегающих технологий обеспечивает полноценность образовательной системы, предоставляет свободу творчества, инициативы и деятельности.

  8. Принцип оптимизации: данный принцип требует в каждом конкретном случае выбора наилучшего варианта плана деятельности, то есть наилучшего варианта содержания средств, форм, методов внедрения и функционирования здоровьесберегающих технологий, затрат времени, усилий, степени трудности, научности, создания оптимальных условий для деятельности (учебно-материальных, санитарно-гигиенических, морально-психологических, культурно-эстетических); умелого стимулирования и регулирования действий; оперативного контроля и коррекции деятельности.

  9. Принцип совместной профессиональной деятельности: предполагает, что построение открытой здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения должно рассматриваться как коллективный «продукт» деятельности всех участников образовательного процесса и требует формирование единых ценностно-мотивационных оснований деятельности и метапредметного профессионального мышления специалистов учреждения.

  10. Принцип командного взаимодействия (кооперации): предполагает создание единой команды специалистов общеобразовательного учреждения, способной принципиально изменить качество образовательной среды на основе целенаправленности, мотивированности, распределение функций и ответственности, взаимной обусловленности действий, подчиненности определенному порядку деятельности, единого пространственно-временного функционирования участников.

  11. Принцип сетевого взаимодействия: требует выстраивания взаимосвязей между образовательными учреждениями города, создание единого коммуникационного пространства.

  12. Принцип социального партнерства: выражается в координации разнонаправленной взаимовыгодной деятельности общеобразовательных учреждений с родителями обучающихся, общественностью, органами и организациями, деятельность которых непосредственно связана с решением проблем здоровья участников образовательного процесса; усилении общественно-государственного управления общеобразовательного учреждения.


Здоровьесберегающая организация учебного процесса осуществляется через:


  • Мониторинг здоровья учащихся

  • Интеграция предмета и здоровье сбережения

  • Учет анатомо-физиологических особенностей возраста детей

  • Личностно-ориентированный подход в обучении

  • Формирование представлений, а не передача зданий

  • Предупреждение переутомления учащихся

  • Позитивные воздействия и успешность урока

  • Оценка не только по результату, но и по процессу его достижения

  • Высокий уровень общей и коммуникативной культуры учителя


Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технологии работы учителя на уроке – сердцевина здоровье сберегающей педагогики.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся мбоу «сош №41» iconПрограмма здоровья
Направления деятельности школы по сохранению, укреплению и развитию здоровья учащихся
Программа деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся мбоу «сош №41» iconУчебно-методический комплекс по здоровьесбережению включает достаточную подборку брошюр, сборников по профилактике табакокурения, наркотизма, психологической коррекции, воспитанию толерантности, разработок тематических бесед с детьми, родителями, материалов для физминуток;
В моу сош №52 разработана и реализуется Программа деятельности моу сош №52 по сохранению и укреплению здоровья учащихся
Программа деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся мбоу «сош №41» iconДоклад «о состоянии и результатах деятельности мбоу сош №82 кировского района г. Екатеринбурга»
Состояние здоровья обучающихся, меры по охране и укреплению здоровья обучающихся
Программа деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся мбоу «сош №41» icon5. Образовательная программа школы. Учебный план
Состояние здоровья учащихся. Меры по охране и укреплению здоровья учащихся и педагогов
Программа деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся мбоу «сош №41» iconГоу спо
Я аналитическое обобщение результатов деятельности гоу спо за период 2010–2011 учебного года по реализации государственных образовательных...
Программа деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся мбоу «сош №41» iconПрограмма деятельности моу менделеевская средняя общеобразовательная школа Солнечногорского района Московской области по сохранению и развитию здоровья учащихся «Здоровый ученик». Разработчики программы
Программа разработана педагогическим коллективом школы. Активное участие в разработке программы приняли: администрация школы, учителя...
Программа деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся мбоу «сош №41» iconИнформация о проведенных мероприятиях по профилактике наркомании
Проблема укрепления и сохранения здоровья молодого поколения является одной из ведущих задач образовательных учреждений Знаменского...
Программа деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся мбоу «сош №41» iconПрограмма работы по оздоровлению школьников, и контролю за их самочувствием во время учебного процесса. Разработана зам директора по нмр кульбянок О. Ю. и старшей медсестрой школы
В нашей школе постоянно ведется работа по сохранению и укреплению здоровья школьников, обеспечению нормального роста и развития детей....
Программа деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся мбоу «сош №41» iconПубличный доклад о деятельности маоу сош №1 с углубленным изучением математики, физики и литературы
Состояние здоровья школьников, деятельность по охране и укреплению здоровья
Программа деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся мбоу «сош №41» iconТема: «Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся и педагогов»
Анализ здоровьесберегающей среды в гбоу сош №2029 в 2011-2012 уч году Маслова И. Г. 10 мин
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница