Программа практики Направления 030300. 62 «психология» Научно-исследовательская практика




Скачать 172.42 Kb.
НазваниеПрограмма практики Направления 030300. 62 «психология» Научно-исследовательская практика
Дата01.11.2012
Размер172.42 Kb.
ТипПрограмма
Современная


Гуманитарная


Академия


Дистанционное образование

________________________________________________________

2274.х1.01;2


Программа практики


Направления 030300.62 «ПСИХОЛОГИЯ»


Научно-исследовательская практика


Москва 2007

Разработано И.В. Сыромятниковым, канд. психол. наук, доц.;

В.Н. Фокиной, канд. социол. наук, доц.

Под ред. В.В. Сысоева, д-ра психол. наук, проф.


Рекомендовано Учебно-методическим

советом в качестве учебного пособия

для студентов СГА


Программа практики


НАПРАВЛЕНИЯ 030300.62 «ПСИХОЛОГИЯ»


Программа научно-исследовательской практики студентов СГА направления 030300.62 «Психология» разработана в соответствии и на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления 030300 «Психология», приказа Минобразования России от 25.03.2003 № 1154, а также нормативных документов СГА.

Настоящая программа научно-исследовательской практики разработана для степени (квалификации) выпускника – бакалавр психологии.


Для студентов Современной Гуманитарной Академии


____________________________________________________________________________________

© СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ



Общие положения 6

1 Цели и задачи научно-исследовательской практики 6

2 Места прохождения научно-исследовательской практики 7

3 Обязанности студентов на практике 7

4 Документы, регламентирующие проведение практики 7

5 Формы отчета о прохождении практики 8

6 Требования к содержанию и оформлению отчета о прохождении научно-исследовательской практики 8

7 Подведение итогов и оценка практики 12

8 Темы научно-исследовательской практики 13

Приложение Б 15



Общие положения



Объектом профессиональной деятельности бакалавра являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом - их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне.

Бакалавр по направлению «Психология» должен уметь решать задачи, соответствующие его степени и квалификации:

- участвовать в практической прикладной деятельности. Владеть основными методами и приемами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;

- грамотно ставить и решать научные проблемы в соответствии с кодексом профессиональной этики психолога;

- вести педагогическую деятельность в общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях.

В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками бакалавр психологии может осуществлять научно-исследовательскую профессиональную деятельность.

Научно-исследовательская практика направлена на:

- углубление и закрепление теоретических знаний, приобретенных на учебных занятиях, и получение навыков их применения в процессе подготовки научных работ;

- формирование мировоззрения психолога, его профессиональной позиции, стиля поведения и освоение профессиональной этики.

Научно-исследовательская практика, как завершающий этап основной образовательной программы обучения студентов направления подготовки «Психология», является преддипломной и имеет свои цели и задачи.

Продолжительность и сроки прохождения практики определяются учебным планом.


1 Цели и задачи научно-исследовательской практики




Научно-исследовательская практика сопряжена с темами дипломных работ практикантов, формирует у студентов-психологов навыки исследовательской деятельности и способствует более качественной разработке и выполнению бакалаврской работы.

Данный вид практики предусматривает обобщение и анализ опыта, приобретенного в процессе подготовки и написания курсовых работ, предшествующих практик, реализацию приобретенных знаний и умений в период учебы, а также подготовку к написанию ВКР (выпускная квалификационная работа).

Целями научно-исследовательской практики являются:

- формирование у студентов навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;

- углубление профессиональных знаний;

- подготовка к написанию выпускной квалификационной работы.

Задачами научно-исследовательской практики являются:

- ознакомление с различными этапами научно-исследовательской работы (постановка задачи исследования, литературная проработка проблемы с использованием современных информационных технологий, накопление и анализ теоретического материала, формулировка выводов по итогам исследований, оформление результатов работы в виде отчета);

- ознакомление с различными методами научного поиска, выбор оптимальных методов исследования, соответствующих задачам исследования.


2 Места прохождения научно-исследовательской практики



Научно-исследовательская практика студентов проводится для овладения первоначальным профессиональным опытом, для проверки профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности и для сбора материалов к выпускной квалификационной работе.

По выбору студента, в зависимости от его профессионального интереса, практика может проходить на базе различных предприятий, учреждений системы народного хозяйства, отделов внутренних дел, здравоохранения, социальной защиты населения, организаций с различными формами собственности, образования (в том числе и непосредственно в СГА или филиале СГА), на психологических факультетах других вузов, в школах, учебно-производственных комбинатах (УПК), средних специальных учебных заведениях.




3 Обязанности студентов на практике



Студенты при прохождении практики обязаны:

  • подчиняться внутреннему распорядку работы по месту прохождения практики;

  • выполнять все виды работ, которые не противоречат функциям учреждения и не угрожают здоровью практикующихся студентов;

  • выполнять программу и конкретные задания практики и представить отчет в установленный срок;

  • отработать программу практики в другие сроки в случае болезни или других объективных причин.



4 Документы, регламентирующие проведение практики



Проведение практики студентов регламентировано определенными документами. К ним относятся:

а) руководящие документы, которые расположены в телекоммуникационной двухуровневой библиотеке (ТКДБ) СГА:

- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (направление 030300 «Психология»);

- Положение о практике студентов Современной Гуманитарной Академии;

б) документы, определяющие порядок и специфику научно-исследовательской практики:

- программа научно-исследовательской практики студентов по направлению 030300.62 «Психология»;

- направление на прохождение практики (форма НП-1/7, приложение А);

- оформленный студентом отчет о прохождении практики, сброшюрованный вместе с титульным листом (форма ТП-1, приложение Б);

- отзыв о прохождении практики, оформленный на бланке «Направление на практику» (форма НП-1/7, приложение А).


5 Формы отчета о прохождении практики



В качестве отчетных материалов выступают:

1 отзыв о прохождении практики студентом, составленный руководителем практики. Для составления характеристики используются данные наблюдений за деятельностью студента во время практики, результаты выполнения заданий, а также беседы со студентом. Отзыв оформляется на бланке «Направление на практику» (форма НП-1/7, приложение А);

2 отчет о прохождении практики, составленный по утвержденной форме. Аттестацию осуществляет АЦ (аттестационный центр).

В установленный срок (не позднее семи дней после окончания практики) студент составляет письменный отчет в формате Microsoft Word (в рукописном виде отчеты не принимаются), оформленный в соответствии с методическими указаниями СГА и отражающий степень выполнения программы, и представляет его в сброшюрованном виде вместе с другими отчетными документами учебному менеджеру учебного центра.

Все оформленные отчетные документы по практике сброшюровываются в следующей последовательности (1 – самый верхний отчетный документ, 3 – самый низший отчетный документ).

1 «Направление на практику» (форма НП-1/7).

2 «Титульный лист отчета о прохождении практики» (форма ТП-1).

3 Письменный отчет о прохождении практики.


6 Требования к содержанию и оформлению отчета о прохождении научно-исследовательской практики



В отчет по научно-исследовательской практике должны входить следующие составляющие.

1 «Направление на практику» (форма НП-1/7, приложение А);

2 Титульный лист (форма ТП-1, приложение Б).

В бланке «Направление на практику» необходимо заполнить графы: тема, задание (перечень работ), организация (место прохождения практики), срок начала и срок окончания практики, продолжительность практики, навыки (приобретенные за время практики).

В отзыве руководителя практики от предприятия по месту прохождения практики необходимо дать оценку отношению студента к работе (с подписью ответственного лица), поставить дату завершения практики и круглую печать предприятия. По итогам аттестации прохождения практики преподаватель-экзаменатор оформляет рецензию-рейтинг отчета практики студента (форма РР-05).

Текст отчета по практике набирается в Microsoft Word и печатается на одной стороне стандартного листа бумаги формата А-4, содержит, примерно, 1800 знаков на странице (включая пробелы и знаки препинания): шрифт Times New Roman – обычный, размер 14 пт; междустрочный интервал – полуторный; левое, верхнее и нижнее – 2,0 см; правое – 1,0 см; абзац – 1,25 см (отчеты, выполненные в рукописном виде, не принимаются).

Объем отчета должен быть для научно-исследовательской практики – 15-30 страниц
(в формате Microsoft Word в соответствии с требованиями, изложенными выше).

Исходя из указанного объема текста отчета, он должен включать следующие основные структурные элементы и соответствовать основным требованиям, предъявляемым к содержанию отчета и его структурным элементам.

Введение:

- цель, место, дата начала и продолжительность практики;

- перечень основных работ и заданий, выполняемых в процессе практики.

Основная часть:

- описание организации работы в процессе практики;

- описание практических задач, решаемых студентом за время прохождения практики;

- перечень невыполненных заданий и неотработанных запланированных вопросов.

Заключение:

- необходимо описать навыки и умения, приобретенные за время практики;

- дать предложения по совершенствованию и организации работы предприятия;

- сделать индивидуальные выводы о практической значимости для себя проведенного вида практики.

Отчет должен быть иллюстрирован таблицами, графиками, схемами, заполненными бланками, рисунками.

Качество напечатанного текста и оформление иллюстраций, таблиц, распечаток с ЭВМ должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения (электрографическое копирование, микрофильмирование).

При оформлении отчета необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему тексту. В отчете должны быть четкие, нерасплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки, одинаково черные по всему тексту.

Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм и другие имена собственные приводят на языке оригинала.

Страницы отчета нумеруют арабскими цифрами, с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер проставляется в центре нижней части листа (выравнивание от центра) без точки в конце номера.

Схемы, рисунки, таблицы и другой иллюстративный материал, расположенный на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц, но не засчитываются в объем работы. Если они не могут быть приведены в варианте компьютерной графики, их следует выполнять черными чернилами или тушью.

Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, однако номер страницы на титульном листе не проставляется.

Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все приводимые таблицы должны быть ссылки в тексте отчета. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста отчета. Номер следует размещать над таблицей слева без абзацного отступа после слова «Таблица». Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается в одну строку с ее номером через тире.

Рисунки (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

На все рисунки должны быть даны ссылки в работе.

Иллюстрации / рисунки следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Название и нумерация иллюстраций, в отличие от табличного материала, помещаются под ними внизу посередине строки. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1».

На все приводимые иллюстрации должны быть ссылки в тексте отчета. Например, «см. рисунок 1», «… в соответствии с рисунком 2».

При необходимости в отчете могут быть приведены перечисления.

Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте отчета на одно из перечислений, строчную букву (за исключением е, з, й, о, ч, ь, ы, ъ), после которой ставится скобка.

Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано на примере.

Пример:

а) ____________

б) ____________

1) ______

2) ______

в) ____________


Примечания приводят в отчетах, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала. Примечания не должны содержать требований.

Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзаца и не подчеркивать.

Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруется. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

Пример:

Примечание - _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Несколько примечаний нумеруются по порядку арабскими цифрами без проставления точки.

Пример:

Примечания

1 _______________________________________________________________________________

2 _______________________________________________________________________________

3 _______________________________________________________________________________

Подстрочные ссылки также имеют сплошную нумерацию.

Перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов должен располагаться столбцом. Слева в алфавитном порядке приводятся сокращения, условные обозначения, символы, единицы и термины, справа – их детальная расшифровка.

Приложения, используемые в отчете, следует применять только те, на которые есть ссылка в тексте отчета. Приложения даются в конце отчета, располагаются в порядке появления ссылок на них в тексте. В приложения обычно входят различные схемы, графики, таблицы, данные исследований и т.п. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения и степени, иметь содержательный заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением Е, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая ее последовательность. Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.

Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».

Если в качестве приложения в отчете используется документ, имеющий самостоятельное значение и оформляемый согласно требованиям к документу данного вида, его вкладывают в отчет без изменений в оригинале. На титульном листе документа в центре печатают слово «Приложение» и проставляют его буквенное обозначение, а страницы, на которых размещен документ, включают в общую нумерацию страниц отчета.

При написании текста отчета кроме навыков, приобретенных за время практики и предложений по организации учебного процесса, важно показать проблемы и противоречия, возникшие в ходе практики и предложить пути разрешения этих проблем.

Наиболее общими недостатками при прохождении практики и составлении отчета по ней являются:

- нарушение правил оформления отчетных документов (отчета о практике);

- невыработка положенного по Государственным образовательным стандартам времени, отводимого на практику;

- отсутствие вспомогательных документальных материалов, подтверждающих проведение (выполнение) в ходе практики различных задач (например, материалов проведенного под руководством педагога-технолога коллективного тренинга);

- невыполнение выданного индивидуального задания на практику и плана прохождения практики;

- неудовлетворительное состояние личной дисциплины во время прохождения практики;

- расплывчатость заключений студента о прохождении практики.




7 Подведение итогов и оценка практики



Аттестацию практики по представленным отчетам, отзыву организации, предприятия или учреждения, оформленному в бланке «Направление на практику», и другим фактическим материалам и документам осуществляют квалифицированные преподаватели.

Результаты аттестации практики фиксируются в экзаменационных ведомостях.

Получение студентом «неудовлетворительной» оценки за аттестацию любого вида практики является академической задолженностью. При наличии академической задолженности по любому виду практики студент не может быть переведен приказом на следующий курс, так как перевод на следующий курс оформляется после выполнения студентом всего учебного плана данного периода обучения.

Ликвидация академической задолженности по практике осуществляется путем ее повторной отработки по специально разработанному графику. При нарушении графика ликвидации академической задолженности по практике студент может быть отчислен из института.

Заинтересованное отношение студента к практике, активное овладение профессиональными навыками помогут студенту-выпускнику при трудоустройстве на работу.




8 Темы научно-исследовательской практики



Научно-исследовательская практика должна проходить в соответствии со списком тем курсовых, выпускных квалификационных работ студентов направления «Психология».

В отдельных случаях, тема научно-исследовательской практики может быть выбрана не из представленных перечнем тем, а предложена самим студентом. Тему практики, предложенную студентом, необходимо согласовать в базовом вузе по системе IP-хелпинг.

IP-хелпинг – индивидуальная асинхронная консультация через Интернет, в процессе которой студент задает вопросы, возникающие у него в ходе прохождения практики, а преподаватель (предметный специалист) готовит ответ, который размещается на специальном сайте СГА.

Студенты в учебных центрах в индивидуальном режиме осуществляют ввод вопросов в
IP-систему. Они также могут передать вопросы по интересующей их тематике администратору программы для централизованного ввода вопросов в систему IP.

Срок представления ответов зависит от сложности вопроса и составляет от 3-х до 5-ти дней.

В свою очередь студент может получить ответы на поставленные вопросы посредством электронной почты на сайте СГА, что позволяет оперативно взаимодействовать с ППС (профессорско-преподавательским составом).

При прохождении научно-исследовательской практики и подготовке к написанию ВКР студент СГА имеет возможность работать с литературой по теме, используя телекоммуникационную двухуровневую библиотеку (ТКДБ) СГА, при этом не имеет значения местонахождение выпускника, т.е. доступ к ресурсам ТКДБ имеется в любом учебном центре. Кроме информационных ресурсов, размещаемых на серверах базового вуза и учебного центра, ТКДБ предоставляет доступ в режиме виртуального читального зала к полнотекстовым ресурсам следующих библиотек:

- Центральной библиотеки образовательных ресурсов (ЦБОР);

- Электронной библиотеки диссертаций Российской Государственной Библиотеки;

- Научной электронной библиотеки Российского Фонда Фундаментальных исследований (НЭБ).


Требования к содержанию и оформлению отчета


Основными требованиями, предъявляемыми к содержанию отчета по практике, являются следующие.

Введение:

  • цель, место, дата начала и продолжительность практики;

  • перечень основных работ и заданий, выполненных в процессе практики.

Основная часть:

  • описание организации работы в процессе практики;

  • описание практических задач, решаемых студентом за время прохождения практики;

  • перечень невыполненных заданий и неотработанных запланированных вопросов.

Заключение:

  • необходимо описать навыки и умения, приобретенные за время практики;

  • дать предложения по совершенствованию организации работы предприятия;

  • сделать индивидуальные выводы о практической значимости для себя проведенного вида практики.


Основными требованиями, предъявляемыми к оформлению отчета по практике, являются:

  • отчет должен быть отпечатан на компьютере через 1,5 интервала, номер шрифта – 14 пт, объемом не менее 5 страниц машинописного текста;

  • в отчет могут входить приложения (таблицы, графики, заполненные бланки, прайс-листы, фотографии и т.п.) объемом не более 20 страниц. Приложения (иллюстрационный материал) в общее количество страниц отчета не входят.



Приложение Б


Форма ТП-1

НАЧОУ ВПО


СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ


Филиал _________________________________________________


Отчет по практике


Вид практики _______________________________________________


ТЕМА: ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________


Выполнил студент __________________________________________________________

фамилия, имя, отчество

№ контракта ___________________________________________

Направление подготовки _________________________________

№ группы ______________________________________________

№ семестра _____________________________________________


Подпись студента: __________ Дата сдачи отчета: «___» ____________200 __ г.

подпись


Отчет принят: _______________________________________________________________

Ф.И.О. ответственного лица, должность


«____»____________________ 200 __ г.


Оценка ____________________________________________________ _____________

Ф.И.О. преподавателя-экзаменатора АЦ подпись


«____»____________________ 200 __ г.

Похожие:

Программа практики Направления 030300. 62 «психология» Научно-исследовательская практика iconПрограмма практики направления 030300 «психология» Учебно-ознакомительная практика москва 2007 Разработано И. В. Сыромятниковым, канд психол наук, доц
Программа учебно-ознакомительной практики студентов сга по направлению подготовки «Психология» разработана в соответствии и на основе...
Программа практики Направления 030300. 62 «психология» Научно-исследовательская практика iconПрограмма практики направления 030300. 62 «психология» Педагогическая практика москва 2007 Разработано И. В. Сыромятниковым, канд психол наук, доц
«Психология» Современной Гуманитарной Академии педагогической практики в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Программа практики Направления 030300. 62 «психология» Научно-исследовательская практика icon2210. 01;2 программа практики направления 030300. 62 «психология»
Сга направления 030300. 62 «Психология» разработана в соответствии и на основе требований Государственного образова-тельного стандарта...
Программа практики Направления 030300. 62 «психология» Научно-исследовательская практика iconПрограмма дисциплины Психология бизнеса  для направления 030300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 68 «Психология»...
Программа практики Направления 030300. 62 «психология» Научно-исследовательская практика iconПрограмма дисциплины Психология конфликта Для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 «Психология»...
Программа практики Направления 030300. 62 «психология» Научно-исследовательская практика iconПрограмма дисциплины Психология межкультурных отношений для направления/ специальности 030300. 68 Психология подготовки магистра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа практики Направления 030300. 62 «психология» Научно-исследовательская практика iconПрограмма дисциплины Психология делового общения для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 «Психология»,...
Программа практики Направления 030300. 62 «психология» Научно-исследовательская практика iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Экономическая психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа практики Направления 030300. 62 «психология» Научно-исследовательская практика iconПрограмма дисциплины Теория организации для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 «Психология»...
Программа практики Направления 030300. 62 «психология» Научно-исследовательская практика iconПрограмма дисциплины «Психолингвистика» для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница