Педагогические условия совершенствования психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза




Скачать 383.5 Kb.
НазваниеПедагогические условия совершенствования психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза
страница1/3
Дата31.10.2012
Размер383.5 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи


ВРАЧИНСКИЙ Валерий Павлович


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

НАЧИНАЮЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ВОЕННОГО ВУЗА


13.00.08 – теория и методика профессионального образования


Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Калининград – 2007


Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный университет имени Иммануила Канта»



Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Самсонова Надежда Владиславовна


Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук,

кандидат военных наук, доцент

Кондратенко Анатолий Борисович





кандидат педагогических наук, доцент Маслянов Николай Николаевич


Ведущая организация:

Московский пограничный институт

Федеральной службы безопасности России




Защита состоится 30 мая 2007г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.084.03 при ГОУ ВПО «Российский государственный университет им. И. Канта» по адресу: 236041, г. Калининград, ул. А. Невского, 14, административный корпус, конференц-зал.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГУ им. Канта

(236040, Калининград, ул. Университетская, 2).

Автореферат диссертации размещен на сайте www.albertina.ru.


Автореферат разослан “ ” апреля 2007 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Н.В. Самсонова


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. В России начала третьего тысячелетия происходят глобальные перемены во всех сферах жизнедеятельности. В развитии отечественной педагогики в настоящее время также наблюдается качественно новый этап, что сказывается и на высшей военной школе. Высшие военно-учебные заведения помимо проблем, общих для всех отечественных вузов, сталкиваются еще и с трудностями, связанными со спецификой и внутренней жизнью самих военных вузов, учебный процесс в которых с каждым годом становится более сложным по своему содержанию, задачам и интенсивности.

Одно из приоритетных, ключевых мест в ряду задач реформирования системы российского военного образования занимает проблема психолого-педагогической подготовки преподавателей в военном вузе. Постоянно происходящее развитие инновационных процессов в системе военного образования повлекло изменение взглядов на деятельность преподавателя ввуза и предъявление новых требований к его профессионально-педагогической культуре. В соответствии с Федеральной программой «Реформирование системы военного образования в РФ на период до 2010 года», утвержденной постановлением правительства РФ от 27 мая 2002 г. №352, определена цель приведения уровня профессиональной подготовленности преподавателей в соответствие с нормативно-правовыми документами и требованиями военно-профессиональной деятельности. На данном этапе от преподавателя требуется более глубокое осмысление своей деятельности, принципов и методов обучения, воспитания и формирования личности курсантов в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Как в системе образования в целом, в военно-профессиональной школе также важно обеспечить повышение профессионализма педагогов, подготовку педагогического корпуса, соответствующего запросам современных Вооруженных Сил.

Особое значение проблема психолого-педагогической подготовки имеет для начинающих преподавателей, попадающих в среду военного вуза. Социально-психологические, профессиональные, дидактические трудности, переживаемые преподавателями на начальном этапе освоения профессиональной деятельности в новых для себя условиях ввуза, преодолеваются ими, как правило, стихийно, методом проб и личных ошибок, не всегда принося желаемые результаты. Преодоление указанных трудностей, связанных со спецификой военного вуза, зависит от степени разработанности проблемы организации и управления процессом психолого-педагогической подготовки, ее методического обеспечения, достаточности и обоснованности практических разработок путей, способов достижения высокого уровня профессионально-педагогической культуры начинающих преподавателей.

Следует отметить, что проблема психолого-педагогической подготовки преподавателей военных вузов привлекала к себе внимание отечественных педагогов и психологов. Частные вопросы психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей в военном вузе рассматриваются в диссертационных исследованиях А.В. Барабанщикова, А.К. Быкова, И.Ф. Выдрина (характеристика и особенности педагогического мастерства преподавателей военной школы); С.В. Тентилова (формирование стиля педагогической деятельности преподавателя в процессе его становления); В.А. Солоницына (становление молодого преподавателя военного училища); А.В. Паврозина (профессиональная адаптация преподавателя к педагогической деятельности в военном вузе); Г.А. Шабанова (педагогические пути и условия развития педагогического творчества преподавателей ввузов), а также отдельные стороны рассматриваемой проблемы нашли отражение в трудах В.В. Белевцева, С.И. Горбенко, С.П. Дергачева, С.М. Запорожца, Л.В. Калачинской, Т.С. Никитенковой, М.М. Поташкина, П.Я. Савинова, М.Л. Фрушкина и др.

В педагогической науке и практике сложились определенные предпосылки для уточнения сущности психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей к профессионально-педагогической деятельности в вузе и совершенствования этого процесса. Так, учеными разрабатываются отдельные стороны проблемы подготовки начинающих преподавателей к педагогической деятельности: Н.Д. Хмель (основания для определения уровня профессиональной готовности учителя); Я.С. Турбовский (взаимодействие и взаимосвязь между педагогической наукой и практикой); Т.С. Полякова (анализ затруднений в педагогической деятельности) и др. Однако все они раскрывают сущность и особенности подготовки преподавателя гражданской школы.

В свете рассматриваемой проблемы особый интерес представляют диссертационные исследования, в которых внимание уделено развитию педагогического профессионализма преподавателя военного учебного заведения (С.П. Желтобрюх), педагогическим основам подготовки офицеров воздушно-десантных войск (Г.И. Шпак), организационно-педагогическим условиям профессионального становления преподавателя военно-учебного заведения (В.П. Завойстый). Анализ данных и других специальных исследований в области педагогической деятельности преподавателя военного вуза свидетельствует о том, что основным результативным показателем решения проблемы рассматривается профессионализм. В то же время сегодня с учетом возросших требований к подготовке военных кадров важно ориентироваться уже на профессионально-педагогическую культуру преподавателя. Именно культура позволяет педагогу занимать высоконравственную позицию в профессиональной деятельности, обеспечивать качественность этой деятельности, становление культуры у обучающихся. Для высшей военной школы эта задача также актуальна на современном этапе, как и для гражданских вузов. С этих позиций представленные в названных выше исследованиях педагогические основы, организационно-педагогические условия подготовки преподавателя военного вуза к педагогической деятельности требуют уточнений, дополнений и других изменений, направленных на совершенствование этого процесса, на разработку такой модели, которая позволит сформировать у начинающего преподавателя ввуза профессионально-педагогическую культуру.

Таким образом, следует признать, что в теории высшего военного профессионального образования профессионально-педагогическая культура преподавателя недостаточно осмыслена и не обоснованы условия ее развития.

Необходимость разработки теоретических и организационно-методических основ процесса совершенствования психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей в военном вузе предопределяется следующими противоречиями:

- между необходимостью совершенствования психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза и недостаточным теоретическим исследованием данной проблемы в педагогической науке;

- между сложившейся педагогической практикой в системе военного образования и реальными потребностями общества и военных вузов в преподавателях, отличающихся высоким уровнем профессионально-педагогической культуры;

– между темпами погружения начинающих преподавателей в профессиональную деятельность и темпами их психологической адаптации к условиям военного вуза.

Выявленные противоречия требуют рассмотрения следующих вопросов: какова сущность психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей? Каковы особенности психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей в военном вузе? Каковы педагогические условия совершенствования психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей в военном вузе? Какова сущность профессионально-педагогической культуры преподавателя военного вуза?

Выявленные противоречия объективирует проблему исследования: при каких педагогических условиях процесс психолого-педагогической подготовки будет наиболее эффективно способствовать формированию профессионально-педагогической культуры начинающих преподавателей военного вуза?

Поставленная проблема определила выбор темы исследования «Педагогические условия совершенствования психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей в военном вузе».

Решение обозначенной проблемы составляет цель исследования – теоретически выявить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие совершенствованию психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза.

Объект исследования – процесс психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей в военном вузе.

Предмет исследования - педагогические условия, способствующие совершенствованию психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза.

Гипотеза исследования. Процесс совершенствования психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза будет эффективным, если учитываются следующие педагогические условия:

- конкретизировано научное представление о содержании и структуре понятия «психолого-педагогическая подготовка начинающих преподавателей военного вуза»;

- уточнена сущность профессионально-педагогической культуры преподавателя военного вуза, рассматриваемая в качестве цели психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза;

- учитывается комплекс организационных, методических и психологических условий, охватывающих весь процесс психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза;

- на основании целостного, личностно-социально-деятельностного, акмеологического, вариативного и доминантно-позиционного подходов, выступающих в качестве концептуальных к процессу совершенствования психолого-педагогической подготовки, разработана программа, направленная на планомерное повышение уровня профессионально-педагогической культуры начинающих преподавателей военного вуза;

- определены показатели эффективности усовершенствованной психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза (разработана система критериев, показателей и признаков оценки качества психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей).

Задачи исследования:

1. Конкретизировать представление о психолого-педагогической подготовке начинающих преподавателей военного вуза в современных условиях.

2. Уточнить сущность профессионально-педагогической культуры преподавателя военного вуза как цели психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза.

3. Определить концептуальные подходы к совершенствованию процесса психолого-педагогической подготовки начинающего преподавателя военного вуза и комплекс организационных, методических и психологических условий, реализации их возможностей.

4. Обосновать и разработать программу психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза.

5. Экспериментально проверить на эффективность и оптимальность разработанные педагогические условия совершенствования психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей в военном вузе.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили:

- фундаментальные положения о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (К.А. Абульханова, Г.В. Акопов, Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, В.А. Петровский и др.);

- идеи целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, О.С. Гребенюк, М.А. Данилов, B.C. Ильин, Ю.А. Конаржевский, В.В. Краевский и др.);

- современная методология повышения квалификации и становления профессионализма: личностно-социально-деятельностный (Ф.Е. Кравцов, В.Е. Кульчицкий, Н.Ф. Феденко и др.), доминантно-позиционный (М.Т. Громкова, А.К. Маркова и др.), акмеологический (Е.В. Андриенко, А.А. Дергач, И.А. Корниенко, В.Г. Михайловский и др.), вариативный подходы (А.М. Новиков, С.К. Бережная и др.);

- культурологический подход (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, В.А. Разумный и др.);

- исследования системы профессиональной подготовки (Г.В. Акопов, С.И. Архангельский, А.В. Беляев, Ю.Н. Кулюткин, И.А. Малашихина, ВЛ.С. Подымова, В.Д. Путилин, В.А. Сластенин, А.Н. Ходусов, Т.И. Шамова и др.); психолого-педагогической подготовки преподавателей военных вузов (А.В. Барабанщиков, В.Н. Иванов, С.С. Муцынов, И.Г. Панин, А.В.Паврозин и др.).

Выбор методов исследования определялся спецификой объекта и предмета исследования, характером поставленных задач, а также базой исследования. Основными теоретическими методами были: анализ психологической и педагогической литературы, сравнительный анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация. Эмпирические методы: беседа, опросные методы (анкетирование, интервьюирование), анализ результатов деятельности, обобщение независимых характеристик, тестовые методикам, изучение и обобщение педагогического опыта, а также педагогический эксперимент. Для обработки научного материала использовались статистические методы анализа количественных данных.

Диссертационное исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2002 - 2003 гг.) - подготовительный, целью которого было выявление теоретической разработанности проблемы исследования, накопление и систематизация фактического материала, его осмысление, выработка гипотезы исследования.

Второй этап (2003-2004 гг.) - основной. На данном этапе обобщались основные результаты анализа теоретических источников, проводилась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой изучалось влияние различных условий на эффективность психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза, определялся уровень профессионально-педагогической культуры начинающих педагогов. Проводился констатирующий этап эксперимента.

Третий этап (2004 - 2006 гг.) - заключительный. Он состоял в проведении формирующего эксперимента, окончательной обработке, систематизации и обобщении полученных данных, обсуждении результатов исследования, литературном оформлении диссертации, автореферата, подготовке и издании публикаций по исследуемой проблеме.

База исследования. Экспериментальная работа проводилась в Калининградском пограничном институте Федеральной службы безопасности России. Выборка исследования при проведении диагностических замеров составила 257 человек.

Достоверность и обоснованность выводов исследования обеспечивалась: опорой на общенаучные принципы и методы научного исследования; полнотой и системностью анализа предмета исследования; обоснованностью основных методологических позиций; логической структурой теоретического и экспериментального исследования; использованием теоретических и эмпирических методов, соответствующих целям и задачам исследования; корректным использованием методов математической статистики; репрезентативностью выборки и сопоставимостью полученных эмпирических результатов исследования.

Научная новизна исследования. Впервые решение проблемы совершенствования психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей в военном вузе осуществлено с позиций культурологического подхода, что позволило:

- уточнить сущность профессионально-педагогической культуры преподавателя военного вуза и конкретизировать научные характеристики данного явления (структурные компоненты, уровни развития);

- уточнить сущность и особенности процесса психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей в военном вузе;

- обосновать педагогические условия совершенствования психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей в военном вузе.

Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена выявленными и охарактеризованными особенностями процесса психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей в военном вузе, представленным содержанием понятия «профессионально-педагогическая культура военного преподавателя», описанием педагогических условий совершенствования психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей в военном вузе. Данные результаты вносят вклад в теорию и методику профессионального образования, в теорию непрерывного профессионального образования.

Практическая значимость проделанной работы заключается в возможности реализовать выявленные и научно обоснованные педагогические условия совершенствования психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей в практике военного вуза благодаря разработанной программе курса «Школа начинающего преподавателя», а также комплексу диагностических и контрольных средств, выполняющих функцию мониторинга развития профессионально-педагогической культуры.

Практическая значимость результатов исследования обусловлена также повышением уровня профессионально-педагогической культуры начинающих преподавателей военного вуза, достигнутым в результате прохождения курса психолого-педагогической подготовки; возможностью переноса выявленных педагогических условий и разработанной программы психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей в практику гражданских вузов с учетом их специфики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в научно-методических публикациях, которых по теме исследования 14 общим объемом 11,4 п.л. Автор принял участие и выступил с докладами на ряде конференций: IV Международная научно-практическая конференция «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» (Красноярск, 2006); VII Международной конференции «Актуальные проблемы современной науки» (Самара, 2006); III Международная заочная научно-практическая конференция «Наука на рубеже тысячелетий» (Тамбов, 2006); V Всероссийской заочной научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (Челябинск, 2006); Всероссийская научно-практическая (заочная) конференция «Проблемы модернизации и пути развития реализации программ профессионального образования» (Омск, 2006); Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы управления качеством образования в вузе» (Пенза, 2006). Результаты исследования, практические и методические рекомендации, разработанные автором, используются кафедрами КПИ ФСБ РФ (г. Калининград).

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Психолого-педагогическая подготовка начинающего преподавателя военного вуза в современных условиях приобретает направленность на формирование у него профессионально-педагогической культуры, отвечающей возросшим потребностям общества и высшей военной школы в подготовке специалистов для военно-учебных заведений. Данная тенденция требует нового взгляда на содержание и процесс такой подготовки, ее совершенствования.

  2. Психолого-педагогическая подготовка начинающего преподавателя военного вуза представляет собой вид самоценного образования, направленного на формирование его профессионально-педагогической культуры. Это есть педагогический процесс, структурируемый аспектами (педагогический и психологический), компонентами (целевой, содержательный, процессуальный) и этапами (аналитико-поисковый, интеграционный, этап утверждения).

  3. Профессионально-педагогическая культура преподавателя военного вуза представляет собой интегративное динамичное качество личности, отражающее единство проявлений преподавателя в двух сферах деятельности – военной и педагогической; это есть сложное явление, структурируемое компонентами (аксиологический, технологический, эвристический, личностный), характеризующееся уровнями развития (адаптивный, репродуктивный и продуктивный).

  4. Педагогические условия совершенствования психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военных вузов включают три группы условий, направленных на уточнения в организационном аспекте (за счет введения принципов ускоренности подготовки, компактности, открытости, гибкости и др. и учета трудностей педагогического и психологического характера); на обновление в методическом аспекте (вариативность, модульность и др.); на усиление психологического аспекта (за счет интеракции и обмена опытом между участниками педагогического процесса, стимулирования и саморазвития профессионально-педагогической культуры преподавателя).

Структура диссертации соответствует общей логике исследования: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

  1   2   3

Похожие:

Педагогические условия совершенствования психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза iconВасильева Е. Ю. «Развитие педагогической и управленческой компетенций преподавателей и администрации медицинского вуза в системе внутрифирменного обучения» с. 38-41
Анонс материалов Всероссийской научно-методической конференции «Психолого-педагогические аспекты совершенствования качества медицинского...
Педагогические условия совершенствования психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза iconПсихолого педагогические условия формирования конструктивного родительского отношения к наркозависимым юношам
Психолого педагогические условия формирования конструктивного родительского отношения
Педагогические условия совершенствования психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза iconПедагогические условия совершенствования физической подготовки как фактор развития личности учащегося школьного возраста
Ведущая организация: гоу впо «Новосибирский государственный педагогическй университет»
Педагогические условия совершенствования психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза iconОбразовательная программа моу сош с. Звонаревка Марксовского района Общие положения
Она регламентирует усвоение образовательной программы, психолого-педагогические процедуры для диагностики образовательных достижений...
Педагогические условия совершенствования психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза iconБюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» «Психолого-педагогическая и социальная помощь детям,
Система психологической, социальной и педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации
Педагогические условия совершенствования психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза icon«Современные педагогические технологии как фактор совершенствования воспитательного процесса»
Определить возможности, условия и основные направления использования современных педагогических технологий для совершенствования...
Педагогические условия совершенствования психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза iconСтатья посвящена поиску оптимальных путей совершенствования работы вуза в этом направлении, в т ч. и разработки модели системы формирования готовности студентов к использованию информационных технологий и определения педагогических условий успешного ее функционирования.
Педагогические условия формирования готовности студентов автомобильно-дорожного института к использованию информационных технологий...
Педагогические условия совершенствования психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза iconПедагогические условия формирования коммуникативной компетентности преподавателей иностранного языка в вузе

Педагогические условия совершенствования психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза iconДанетай танирбергенкызы педагогические условия совершенствования школьных учебников
Ведущая организация: Жетысуский государственный университет имени И. Жансугурова, г. Талдыкорган
Педагогические условия совершенствования психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза iconОгу «Центр профилактики наркомании» Федеральное агентство по образованию
Психолого-педагогические условия предупреждения подростковой наркомании: теория и практика
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница