Скачать 394.67 Kb.
|
Г для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, “Детский дом №4” г. Усинска Составитель: Щурховецкая Людмила Вячеславовна педагог 1 квалификационной категории ул. Молодежная 20, тел. 8 (82144) 46206 Усинск 2010 Пояснительная записка Уже несколько лет воспитатели нашего детского дома работают в направлении воспитания чувства патриотизма и толерантного отношения воспитанников к культуре и быту коми народа. Педагоги планомерно, целенаправленно ведут работу по приобщению детей к культуре, быту, традициям русского и коми народа. Начав работу с 2007 года по программе «Толерантность» педагоги детского дома проанализировали разделы данной программы и разработали перспективные планы. Моя программа составлена по тематике культура и быт народов коми. Дети в детском доме - это особые дети, которые в связи с проблемами в речевом и социальном развитии трудно адаптируются, тяжело вступают в контакт. Поэтому работа по народному творчеству дает детям возможность в игровой форме развивать речь, вступать в социальное взаимоотношение со сверстниками. О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Наш регион исторически сложился как многонациональный. Известно, что на территории Коми края проживают представители 130 народностей и национальностей. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знании истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Не секрет, что представления выпускников детского дома о русской и тем более коми культуре были отрывочны и поверхностны. В чем же дело? Возможно, это происходило потому, что в Программе задачи по знакомству воспитанников детского дома с родной культурой были сформулированы слишком обобщённо. Например: «Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу»; «Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства» и т. п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность (особенно в городе) также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре. Эти пробелы могли быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее — краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского дома это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для детей требуется большая грамотная переработка материала. Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускали в них очень важные смысловые оттенки или пересказывали русские народные сказки на современном языке. Воспитатели зачастую недооценивали присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры, плохо их знали наизусть и поэтому не всегда могли использовать к месту. Музыкальные руководители, воспринимая народные песенки как попевки-распевки, почти не включали их в игры и праздники, увлекаясь современным материалом. А как донести до понимания детей-горожан особенности крестьянского труда? На практике такая задача, кстати, предусмотренная типовой Программой, решалась формально, содержательно не связывалась с природными явлениями, обрядами, пословицами и поговорками. И это вполне объяснимо, так как большинство педагогов сами плохо знали традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, не были проникнуты чувством понимания ее древности и величия. Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своих корней – того, что близко знакомо и понятно. Для этого нужно время. Поэтому задачи по патриотическому воспитанию детей в нашем учреждении реализуются в течение всего периода нахождения детей в стенах детского дома, а задачи по ознакомлению с культурой и бытом коми народа мы начинаем реализовывать с дошкольного возраста. В процессе работы педагоги решают следующие задачи:
К концу обучения ребёнок должен знать: Что в Коми республике живут люди коми национальностей, но у каждого народа коми республики свой диалект, язык, обычаи, традиции, искусство и архитектура; Коми народ богат умелицами, музыкантами, художниками. В работе использованы не только художественная литература, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого в своей работе я использовала такие формы организации как экскурсии, походы. С этой же целью в детском доме организован уголок коми избы, где находится утварь, одежда, элементы быта русского и коми народов.
Каждая тема программы включает в себя как специально организованные занятия, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры и т.д. Между тем опыт показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы воспитателей и педагогов в детском доме. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы воспитатели и педагоги являлись равноправными участниками развивающего процесса. Они с большим интересом «открывают» для себя замечательные праздники, которые учат не только веселиться, но и сообща осмысливать содержание праздника и становиться активным его участником. Знакомство детей с материалом каждой темы проводится в течение недели, для этого проводятся семейные часы, как правило, все это проходит в совместной деятельности ребенка со взрослым. Также я включаю материал в различные виды деятельности, предусмотренные базисной программой «Истоки» (речевую, музыкальную, познавательную и т.д.). Дети знакомились с картой Коми края, разнообразием природного мира, красотой и богатством края с помощью иллюстраций, гербариев, фотографий. Детям рассказывалось о людях разных национальностей, проживающих на территории нашего края. Огромное место в ознакомлении с культурой коми народа мы отводим фольклору, т.к. он является исторической памятью народа, его верований, поэтического видения не только природы, но и человека в ней с его проявлениями, это его надежды и мечты. Коми народу удалось, создав письменность, зафиксировать неповторимый опыт прошлого, дошедший до настоящего времени через устное народное творчество, оставив тем самым заметный след среди других народов человечества. Самыми древними в эпосе коми народа, как и других народов, являются мифы, так называемый народный эпос, или, как называет их В. Климов, народные рассказы (отирлон висьтассез) — народные сказания, которые складывались как правила или законы для поколений, объяснение, осмысление того, что происходило с людьми и рядом с ними. В самых ранних эпических произведениях прослеживаются три начала: рождение земли, рождение человека, рождение семьи. Самыми яркими в эпосе коми народа являются легенды «Кудым-Ош», «Пера-богатырь», о заступниках и защитниках увтыра (рода). В легендах рассказана жизнь их от рождения до смерти со всеми славными делами на благо своего народа. На основе фольклора путем художественно-поэтического изложения созданы авторские произведения эпоса. Наиболее богатыми не только по образности, но и по языку являются написанные Василием Климовым эпические произведения-жемчужины: поэма «Кок синва» («Кукушкины слезы»), «Нёль вон йылкь легенда» («Легенда о четырех братьях»), «Кудым-Ош йылкь кыв» («Слово о Кудым-Оше»). Педагоги используют в работе с детьми и малые фольклорные формы: пословицы и поговорки, загадки, колыбельные песни. Все это дает возможность «погрузить» ребенка в языковую среду, почувствовать специфику культуры коми народа. Сроки реализации программы:1 год. Участники программы: воспитанники детского дома в возрасте от 3 до 18 лет. Форма проведения: групповая. Мероприятия проводятся 2 раза в месяц. Продолжительность мероприятия: в зависимости от выбранной формы мероприятия и контингента воспитанников. Ожидаемые результаты реализации программы. Реализация программы позволит:
- повысить активность, грамотность и сознательность детей в условиях детского дома. Таким образом, разработанная система работы по ознакомлению детей с культурой и бытом коми народа позволяет добиться следующих результатов:
Работа, построенная таким образом, позволяет воспитанникам значительно расширить знания о своей малой родине, воспитывает в нем чувство гордости и уважения к культуре коми народа, воспитывает настоящего патриота. С ![]() ![]() |
![]() | 1. Пояснительная записка стр А в старших классах планировалось обращение к мировой художественной культуре, но уже на уровне исследовательской деятельности, через... | ![]() | Пояснительная записка программа «Юный турист-краевед Республики Коми» Работая по ней, представляется возможность не только сообщить обучающимся необходимые знания по истории, культуре города, Коми края,... |
![]() | Дипломная работа по предмету: «Педагогика» на тему: «Опыт православного воспитания детей Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих» История Сергиево-Посадского детского дома и храма пр. Сергия Радонежского, находящегося на его территории 15 | ![]() | Конкурс существует всего несколько лет, но уже имеет свою историю. В 2006 году премия присуждалась впервые. Тогда она называлась «Люди в истории заповедников и заповедники в человеческих судьбах» «врага народа», он уже в 16 лет выбрал «дело жизни» и навсегда остался ему верен. Доктор биологических наук, автор книг о природе,... |
![]() | Пояснительная записка Образовательная программа курса по выбору «Биодизайн нашего дома» ... | ![]() | В сборник статей вошли материалы, посвященные различным сторонам повседневной истории крестьян и горожан Коми: торговле в Коми в первой половине XIX в., быту Усть-Сысольска в XIX – начале ХХ в., тому, как питались коми крестьяне в 1920-е гг. Подробно рассказано о жизни обитателей столицы... |
![]() | Задачи: углублять знания школьников по истории Великой Отечественной войны 1941-1945гг Цель: воспитание чувства патриотизма, формирование уважительного отношения к героическому прошлому своей страны | ![]() | Презентация книги «Дети древней земли», организованная Центральной детской библиотекой в рамках проведения Международного дня семьи Авторы книги – Наталья Макарова и заслуженный работник Республики Коми, член Союза писателей России Елена Габова – в занимательной... |
![]() | О порядке проведения конкурса-аукциона детского рисунка Великой Отечественной войны непосредственно, актуализации значимости Победы советского народа в Великой Отечественной войне, формирования... | ![]() | Пояснительная записка Актуальность Дом детского творчества имеет огромный потенциал для работы в этом направлении. Он предоставляет широкий спектр видов творческой... |