Классный час 10 класс Ведущий 1




НазваниеКлассный час 10 класс Ведущий 1
Дата31.10.2012
Размер74.4 Kb.
ТипКлассный час



(классный час – 10 класс)


Ведущий 1: Стыд – одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен многого стыдиться, если он человек. Сегодня мы поговорим о стыде перед словом.

Чтец: Язык народа и богат, и точен,

Но есть, увы и бранные слова,

Они растут, как сорная трава,

У плохо перепаханных обочин.

( Н. Рыленков.)

Ведущий 2: В языке есть слова, которых нужно стыдиться. О таких словах и пойдет речь.

Чтец 2: - Что самое плохое?- объясни.

- Дурные мысли, губящие душу…

Ты на замок тяжелый их замкни

И ни за что не выпускай наружу.

- А хуже что? Скорее говори!

- Слова дурные: заглуши их песней!

Мелодии с зари и до зари

Пускай звучат – что может быть прелестней!..

( Р. Газманов «Что самое плохое?- объясни…»)


Ведущий 1: Что такое сквернословие – порок или болезнь? Вопрос этот поставлен не совсем правильно. Так же как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда еще можно остановиться, не сказать, не произнести (аналогично – не выпить, не закурить), безусловно, порок. Потом постепенно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить самое простое предложение, не употребив плохих слов.

Ведущий 2: Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искаженного сознания. Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубое слово. В медицине известен синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить. Нам всем следует понимать опасность тотального распространения сквернословия, которое в последнее время принимает угрожающий характер.

Ведущий 1: Сквернословие охватило почти все возрасты. Сквернословие охватило все ипостаси речи: его можно услышать не только от пьяного, но и при всякой задушевной беседе.

Чтец: Слова – дрова. Нас греет речь,

Нас мыслей обжигает пламя.

душа пытливая как печь,

Все время топится словами.

И сырость слов, и сырость дров

Один и тот же грех имеют:

Трещат, дымят, но мало греют

И душу в непогодь, и кров.

Слова бывают и скверны,

И дым от них такого рода,

Как будто у живой души

Забиты сажей дымоходы.

(В. Федоров.)

Ведущий 2: Ругательства стали выполнять роль заменителей пауз. Когда-то не очень грамотные люди насыщали свою речь бесконечными «вот», «значит», «так сказать». Теперь их место занимают грязные, постыдные слова или их эквиваленты.

Ведущий 1: Если, не куря сами, мы просто вдыхаем запах чужой сигареты, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас. Известны случаи, когда, будучи под наркозом, ругаются люди, от которых никто никогда не слышал ни одного скверного слова.

Ведущий 2: Иностранцы, приезжая на учебу или работу в Россию, попадая в студенческие общежития, на первых же занятиях спрашивают у преподавателя, что означает тот или иной «артикль». Они не верят, что такие слова могут так спокойно, бесстыдно и буднично звучать в речи студентов высшей школы.

Ведущий 1: Не следует заменять ругательства их начальными буквами. Нет принципиальной разницы, произнесли ли вы слово целиком или ограничились его знаком – начальной буквой. Все равно это сквернословие., ведь ваш сигнал интерпретирован развернуто, полностью!

Ведущий 2: Как избавляться от сквернословия? Как беречь чистоту русского языка? Надежных рецептов тут нет, но есть несколько правил, с которыми, если их принять, легче преодолеть эту беду.

Чтец 3: Правило Первое: Не говорить плохих слов самому. Вспоминаются слова А.И. Соженицына. Они сказаны им по другому поводу, но очень подходят и к нашему случаю: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, - но не через меня».

Ведущий 1: Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Не нужно бояться быть белой вороной. «Все - пусть говорят, а я не буду». Конечно, для этого требуется мужество. Позиция «Я – исключение» трудна, но и притягательна. Трудна, потому что над тобой будут смеяться, подтрунивать, шутить. Возможна и такая реакция. Ах, ты не пьешь? Ты до сих пор не куришь? Не ругаешься? Так я заставлю тебя выпить, куплю тебе сигарет. Я не позволю тебе быть чище, чем я.

Ведущий 2: Попробуйте устоять в такой позиции. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения, даже одиночества. Молодой человек должен знать, что в жизни бывают периоды – в год, в два, и в пять лет, - когда рядом нет друзей, но есть семья, есть учеба, работа. Отсутствие таких «Друзей» можно и нужно выдерживать, не хватаясь за первого встречного.

Ведущий 1: Позиция «Я – исключение!» притягательна, потому что позволяет личности проявить свою индивидуальность. Древнейшее требование «Познай самого себя» означает «задай себе высоту, соверши, попробуй, сотвори свой образ!».

Ведущий 2: Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Есть такое понятие - «целомудрие». нравственная ценность целомудрия огромна. Точно также можно беречь и целомудрие собственной речи. Если кто-нибудь один раз услышит от нас нехорошее слово, незримую планку нашего авторитета на прежнюю высоту мы уже не поднимем.

Ведущий 1: Итак, давайте коротко сформулируем первое правило: «Не говорить плохих слов самому!». попробуйте устоять на этой позиции.

Ведущий 2: Желание достойной среды несовместимо с недостойным словом. Нужно осознавать и меру своего авторитета. Восьмиклассник стал плохо учиться, пропускать уроки. Отец привел его на стройку. Мальчик стал электриком. Прошло время. Юноша ушел со стройки. «Володя, почему ты ушел со стройки?» - «Я познакомился и повстречался на дискотеке с очень милыми и симпатичными девушками, а утром на работе слышал от них такие слова… И мне захотелось вырваться из этой среды. Я поступил на подготовительное отделение в институт». Сейчас этот человек – профессор, специалист в области экологии. Сквернословие стало причиной неприятия среды, желания изменить жизнь.

Ведущий 1: Когда родители противятся желанию детей идти в рабочие, то отцов и матерей пугает не профессия даже, а среда, в которую попадает их ребенок. Очень непросто бывает не играть в поддавки, не подражать, не ронять себя.

Ведущий 2: Не думайте, что никто вас не обидит, не выругает. Но это можно снести и порой дать достойный ответ. «Не то , что входит в уста, оскверняет человека; но то , что выходит из уст, оскверняет человека» - сказано в древней книге - Библии. Если же копировать других, говорить «как все», то нечего потом удивляться, что у вас не все в жизни ладится: не вас послали в загранкомандировку, не вас повысили в должности, не вас поощрили. Человек виден даже тогда, когда он говорит.

Чтец 4: Второе правило мы сформулируем так: «Желание достойной среды несовместимо с недостойным словом. Нужно осознавать и ценить меру своего авторитета».

Ведущий 1: Очень часто сквернословие объясняют так: «Я расслабился», - говорит человек. Мы действительно не умеем расслабляться, не владеем всем спектром прекрасных возможностей расслабляться. Умение сильно и ярко мечтать, спортивное напряжение, занятие музыкой, рисованием, коллекционирование, качественное исполнение домашних дел – это далеко не полный перечень возможности расслабляться.

Ведущий 2: Расслабляться – совсем не значит пить вино и сквернословить. Можно услышать такое заявление: «А что собственно, плохого, если ко мне пришел друг, выплеснул наболевшее, выругался?» Но ведь никто из нас не захочет, чтобы его дети так расслаблялись. Поэтому третий тезис такой…

Чтец 5: «Сквернословие не есть способ расслабления, а расслабление не означает вседозволенности».

Ведущий 1: Как же быть с теми, кто сквернословит? Нереально стоять на улице и хватать за рукав всех бранившихся людей.

Ведущий 2: Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь как бы не пристает, есть на кого опереться, с кем вместе противостоять злу.

Чтец 6: Отсюда следует четвертое правило: «Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы – можно».

Чтец 7: В речевом поведении следует установить приоритет настоящего времени. Я провозглашаю следующее правило: «Сегодняшний день – мой главный день. Сегодняшнее мое слово – мое лучшее слово». Нельзя рассуждать так: «пусть плохо сегодня, завтра будет лучше». Такая мораль оправдывает и грязь в быту, и недобрые взаимоотношения и сквернословие.

Ведущий 1: Элементы несогласия, спора, ссоры, гнева. обиды в жизни неизбежны. Ни разу не высказать своего огорчения, не поругать даже очень любимого человека, не выплеснуть обиду – возможно ли это? Безусловно, нет.

Чтец 8: Так давайте научимся просить прощения, если с языка что-то сорвалось! Пусть это станет еще одним нашим правилом.

Ведущий 2: Подводя итог, повторим как своеобразное кредо: «Я – исключение. Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри».

Ведущий 1: Современные поэты и писатели являются настоящими борцами за чистоту русского языка. Послушайте стихотворение Эдуарда Асадова «О брани».


Чтец 1:

Это будут стихи не о том,

Что взволновано в душу просится,

А совсем о другом, о таком,

И писать-то о чем не хочется.


Но молчанием зла не пресечь.

И без длительных предисловий

Скажем коротко: эта речь,

Уж простите, о сквернословии.


Существует оно давно,

Злое, грубое озорное.

И отнюдь не секрет, что оно

Где-то в древности рождено

Горем, пьянством и все такое.


Почему же теперь, когда

Человек, оседлав надежды,

сел в могучие поезда,

Взмыл на спутнике, как звезда,

Сквернословье живет, как прежде?


Да еще обрело сейчас

И такие, увы, тенденции:

Отходя от народных масс,

Зреет в сферах интеллигенции.


Видно, ругань, ее оттого:

От пропойцы услышать тошно,

А с ученостью ничего,

При высокой культуре можно!


В общем, чуть ли не высший шик:

Как узор на дорожке скатертной,

Как второй иностранный язык,

Скажем, русский, французский и матерный!



Человек, даже очень важный,

верх учености и культуры,

Так вдруг брякнет многоэтажно,

Что такой в чертежах бумажных

Не бывало архитектуры…


Раньше в семьях, смиряя плач,

Говорили: «Пьет как сапожник!»

Скоро скажут: «Он пьет, как врач»

«Он ругается как художник!»



Говорят, в технический век

Человек – это мысль и дерзание.

Значит, должен такому званию

Соответствовать человек!


Ведущий 1: Любить русский язык, бережно относиться к нему учат нас многие известные писатели, композиторы, художники, ученые, общественные деятели. Так давайте прислушаемся к советам мудрых, к тому, о чем они говорили и говорят.


Высказывания о языке.

«Язык – это орудие мышления…Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». (Л.Н.Толстой).


«Когда язык ничем не стесняется, все бывают стеснены» (Ж. Ру).


«Язык многих людей выдает развязность их хозяев» (У. Шекспир).


«Язык – самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем рана от слова».

(П. Кальдерон).



Похожие:

Классный час 10 класс Ведущий 1 iconКлассный час «Международный день прав человека» Кабинет №42 Учащиеся 8а класса Классный руководитель Краснова Н. П. 14. 25 Классный час «Главная книга страны»
Сдача сведений из пк "Школьный офис" о выбывших/прибывших учащихся в ноябре 2011 года
Классный час 10 класс Ведущий 1 iconКлассный час «Шире круг»
Он включается в училищное расписание и проводится два раза в месяц в определенный день. Обычно классный час проходит в форме лекции,...
Классный час 10 класс Ведущий 1 iconКлассный час на тему: "Хорошие и вредные привычки"
Сегодня наш классный час я хочу начать словами из стихотворения В. В. Маяковского
Классный час 10 класс Ведущий 1 iconКлассный час «Путешествие в страну профессий»
Существенным моментом классного часа является участие в его проведении родителей и учащихся. Классный час проводится в форме игры-путешествия...
Классный час 10 класс Ведущий 1 iconОбразовательная программа муниципального казенного общеобразовательного учреждения
СанПиНом 4 1178-02 и составляет по классам: при пятидневной неделе- 1 класс – 20 часов, 2 класс – 22 часа, 3 класс – 22 часа, 4 класс...
Классный час 10 класс Ведущий 1 iconКлассный час "Воспитание толерантности" (10-11-х класс)
...
Классный час 10 класс Ведущий 1 icon«Пластилиновой вороны»
Для проведения последнего звонка 2006 приглашаются 11 а класс – классный руководитель Григорьева Мария Петровна, 11 б класс – классный...
Классный час 10 класс Ведущий 1 iconКлассный час «Судьба и Родина едины!»
Классный руководитель раскрывает понятия «Родина», «гражданин», «патриот», обозначая их взаимосвязь
Классный час 10 класс Ведущий 1 iconКлассный час в 5 классе. Классный Полукеева С. В
Подготовка подарков для детей (мыло детское, зубная щётка, расчёска, зубная паста детская)
Классный час 10 класс Ведущий 1 iconКлассный час «Старый Оскол». 4 класс
Цель: дать представление о заводе оэмк, обогащать знания о профессиях и их разнообразии, воспитывать любовь к родине, гордость за...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница