Литература Нельзя научить человека на всю жизнь




Скачать 253.39 Kb.
НазваниеЛитература Нельзя научить человека на всю жизнь
Дата04.09.2012
Размер253.39 Kb.
ТипЛитература


МОУ ВЫЕЗДНОВСКАЯ СОШ


Описание передового педагогического опыта

«Исследовательская деятельность в обучении, как путь формирования творческой активности и самореализации личности школьника»


Работу выполнила:

Банщикова Н.Г.

учитель физики

высшей квалификационной

категории


2008

Содержание

  1. Введение

  2. Теоретическое видение проблемы

  3. Инновационный опыт

  4. Заключение

  5. Литература

Нельзя научить человека на всю жизнь,

Его надо научить учиться всю жизнь.


Введение


Несовершенство многочисленных проблем российского общества (политических, экономических, социальных, экологических) объясняется по-разному. Распространено мнение, что негативная ситуация определяется человеческим фактором, низким уровнем цивилизованности. По мнению экспертов, основная причина заключается в уровне поведенческой культуры, в частности в низкой культуре принятия решений. (1. с. 31-45). Создатели Концепции модернизации российского образования на период до 2010г стремятся к усовершенствованному изменению системы образования, что вызвано ускорением темпов развития общества, расширением возможностей социального выбора, усложнением и увеличением числа глобальных проблем, которые могут быть разрешены лишь при условии формирования у молодого поколения современного мышления, характеризующегося мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Российскому обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Традиционное содержание школьного образования в недостаточной степени обеспечивает формирование у выпускников указанных качеств.

Результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-2000 показали, что российские школьники занимают отстающие позиции (21-25 место из 32 стран, эти показатели статистически ниже средних) в способности к анализу жизненных ситуаций на предмет выявления формулирования проблем, моделирования предложения способов их решения. Аналогичные показатели были получены в исследовании, проводившемся в 1995г. (2. с. 127-157).

Традиционная педагогическая наука складывалась в условиях авторитарного общества на определенной системе социальных ценностей. В новых обстоятельствах прежняя педагогическая теория не всегда срабатывает. Переход на качественно новый этап работы школы обуславливает необходимостью не только глубокого осмысления традиционно существующих способов обучения и себя в них, но и видения перспектив, конкретных путей и условий перехода к адаптивной школе с развивающими процедурами обучения.

Существует много путей развития интеллектуального потенциала личности ребенка. В нашей стране в данном ракурсе становится все более популярной такая форма работы со школьниками, как научно-исследовательская деятельность, включающая все этапы научного исследования.

Исследовательская деятельность - это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных факторов, теоретических знаний и способов деятельности. Исследование может проводиться с целью как получения учащимися новых знаний, так и приобретения умений применять полученные знания при изучении конкретных явлений, процессов.

Процесс обучения - кропотливая исследовательская работа, которую осуществляет каждый ученик, столкнувшийся с новой школьной дисциплиной. Моя задача как педагога организовать процесс обучения, т. е. чтобы каждый урок превратить в маленькое открытие для детей.

Научно – исследовательскую работу в школе я рассматриваю более широко: создание проблемных ситуаций на уроке, поиск решения как теоретический, так и через эксперимент, анализ полученных результатов, наблюдений, затем выводы и обобщения. Такой несложный механизм технологии научно – исследовательской работы в школе.

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне сделать, и я пойму.

Сократ.

Эти слова Сократа дали мне почву для размышлений: как сделать так, чтобы выполнить заказ современного общества – вырастить развитую личность.

70% объема учебного материала учащиеся усваивают, запоминая с помощью практических действий, поэтому развитие общеучебных навыков и умений, посредством лабораторных работ с использованием заданий исследовательского характера является актуальным, и я это использую в своей работе.

Цель работы: обобщить опыт педагогической деятельности по приобщению учащихся к научно-исследовательской деятельности, в ходе которой развиваются умения вычленять и решать наиболее важные проблемы с учетом социальных, экономических, экологических условий, и отражать наибольшие достижения в естественнонаучной области.

Задачи работы:

1.изучить литературу, в которой рассматривается опыт работы ведущих педагогов страны и мира по организации научно-исследовательской деятельности;

2. обобщить свой опыт работы по развитию самостоятельности и активности учащихся, обучению навыков самостоятельной работы с различными источниками, формированию научно-логического мышления.

Теоретическое видение проблемы


Любые образовательные концепции и системы требуют для своей реализации определенной системы действий. Если эта система достаточно вариативна и гибка, ее чаще всего называют методикой, если же она задается в более или менее жесткой алгоритмической последовательности с расчетом на получение гарантированного результата, ее именуют технологией.

Проблема различения технологий и методики является до сих пор дискуссионной. Одни ученые считают технологию формой реализации методики, другие полагают, что понятие технологии шире, чем методика. Понятие методики более традиционно, хотя теперь все чаще обращаются к анализу как традиционных, так и новых технологий. Так Г. К. Селевко охарактеризовано более сорока технологий, используемых в современном обучении, раскрыты их образовательные и развивающие возможности.(8) и многие черты эффективного традиционного обучения. Вот почему их лучше называть современными.

Сущность исследовательского метода

заключается в организации учителем поисковой, творческой деятельности учащихся для решения новых проблем и проблемных задач. Назначение данного метода – полноценное усвоение школьниками опыта творческой деятельности. Исследовательский метод начал формироваться в конце 19 – начале 20в. Его основоположниками считаются А. Я. Герд, А. П. Пинсевич, В. В. Половцев. Целостносная задача требует умений: анализировать условие задачи в соответствии с вопросом; составлять план и этапы решения проблемы; формулировать гипотезу; проверять полученное решение теоретически и экспериментально и т. д. Поэтому именно исследовательский метод является основным методом обучения опыту творческой деятельности.

С помощью исследовательского метода организуется творческое усвоение знаний, т. е. этот метод учит школьников применять известные им знания для решения проблемных задач и добывания новых знаний в результате такого решения. Кроме того, он обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по поиску этих методов. Исследовательский метод является условием формирования интереса, потребности в самостоятельной, творческой деятельности у учащихся. Лабораторные работы, являющиеся неотъемлемой частью учебного процесса по физике, организуются, как правило, по инструкции (чаще всего находящейся в конце учебника). В подобных инструкциях учащимся даются точные указания о действиях с представленными приборами, о необходимости проведения тех или иных измерений и пр. Такие лабораторные работы полезны на начальном этапе обучения физике. Но цели и задачи обучения в современной школе требуют приобщения учащихся к самостоятельному, творческому поиску. Поэтому многие учителя физики организуют сегодня исследовательские лабораторные работы, в инструкциях к которым определяется только цель работы, а этапы исследования (план работы) школьники должны разработать сами.

Особенно целесообразно организовывать исследовательские лабораторные работы во время физического практикума.

Основным условием организации исследовательских заданий любого типа является прохождение учащимися всех или большинства этапов процесса исследования (с учетом требований посильности и доступности предлагаемых заданий). Этими этапами являются:

  1. наблюдение и изучение фактов и явлений;

  2. выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблемы);

  3. выдвижение гипотезы;

  4. построение плана исследования;

  5. осуществление плана, состоящего в выяснении связей изучаемого явления с другими;

  6. формулирование решения, объяснения;

  7. проверка решения;

  8. практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний (9);

Вся группа продуктивных методов обучения (проблемного изложения, эвристический, исследовательский) призвана способствовать усвоению знаний и умений школьников на уровне их творческого применения.

Проблемное изложение материала

основано на показе диалектического противоречия между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами, явлениями.

Цель проблемного обучения: при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии творческих способностей учащихся.

Сформулировать научную проблему - значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что не известно науке о предмете исследования. Проблемное обучение - двусторонний процесс: с одной стороны это проблемное преподавание (сфера деятельности учителя), а с другой стороны проблемная учеба (сфера деятельности учащихся). Проблемное преподавание - это деятельность учителя по постановке учебных проблем и созданию проблемных ситуаций, управление деятельностью учащихся при решении учебных проблем. Становление проблемного метода в традиционном для отечественной психологии и педагогики смысле началось во второй половине 20в. И это связано с именами А. В. Брушлинского, Т. А. Ильиной,

М. Н. Скаткина и др. В рамках единого учебного плана и типовых программ

проблемное обучение не может быть реализовано в «чистом виде» как тип или система обучения, что потребовало бы существенной перестройки не только содержания, но и организации обучения. На деле оно осуществляется в виде проблемного изложения отдельных фрагментов учебного материала, решение познавательных задач «сильными» учениками, а также на факультативах, олимпиадах, конкурсах, т.е. в основном лишь на первоначальных уровнях, когда решающая роль принадлежит учителю. В настоящее время проблемное обучение реализуется как средство активизации мышления учащихся, в частности, как одна из составляющих исследовательского метода обучения(10).

упуская из вида тот факт, что по окончании работы кружка учащиеся должны выступить с защитой результатов своей работы.

- Тема исследовательской работы должна быть интересна ребенку. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, « Особое место в учебном исследовании по физике занимает эксперимент.

Программные исследования учащихся, которые выполняются, как правило, на уроках, важно дополнять исследовательской работой учеников, которую они могут провести дома, в туристическом походе, во время факультативных занятий. Значительно расширяют исследовательское поле учеников и возможности для развития их соответствующих компетенций телекоммуникационные проекты, которые организуют выполнение детьми долговременных исследовательских заданий. Рекомендуется стимулировать учащихся к участию в подготовке школьных, районных, областных олимпиад и конкурсов исследовательских работ.

В отличие от урочных исследований, во внеклассной работе имеется больше возможностей для применения открытых исследовательских заданий.

В кружке ребята учатся выбирать проблему, ставить цели наблюдения, планировать эксперимент, подбирать соответствующее оборудование, проводить эксперименты и обрабатывать их результаты, моделировать физические процессы с использованием информационных технологий, овладевать навыками исследовательской работы. Полученные знания и экспериментаторские навыки помогают учащимся реализовываться, успешно выступая на олимпиадах различного уровня. Ребята, объединенные общими идеями, образуют коллектив единомышленников, учатся решать собственные задачи, активно взаимодействуют друг с другом. Значительная часть программы кружка реализуется без специальных технических средств, оборудование учащиеся конструируют из подручных материалов. Целью, объединяющей все занятия кружка, является применение активных методов обучения, поэтому анализ должен содержать указание выбранных методов, стимулирующих познавательную активность учащихся, эффективность применения данных методов в конкретной учебной деятельности, объем самостоятельной работы. Очень важен практический выход занятий, не навязанная» ребенку какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст. Чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его склонности.

- Тема должна быть оригинальной. В ней необходим элемент новизны, предлагающий нестандартный взгляд на традиционные предметы и явления. В тоже время она должна быть достаточно узкой и конкретной.

- Тема должна быть выполнимой. Выбирая тему работы, необходимо учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы. Отсутствие литературы, необходимой « исследовательской» базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, рождающему « пустословие».(19)


Инновационный опыт

Научно – исследовательская деятельность в школе многоэтапная, содержит много компонентов, составляющих частей, что помогает моим ученикам в дальнейшем использовать полученные навыки и приемы такой деятельности. История науки показывает, что все отрасли научного знания развиваются путем гипотез, роль которых с развитием знаний возрастает. Необходимо особое внимание уделять уяснению учащимися сущности гипотезы, ее роли и места в познании. Выдвигая гипотезу, обычно используют слова: «может быть», «предположим», «возможно». В процессе обучения моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы включить учащихся в познавательный поиск. Для этого необходимо задеть ученика, вскрыть противоречие предстоящего для изучения материала со сложившейся у него системой знаний.

Например, жизненный опыт подсказывает, что 1+1=2(независимо оттого, что складывается: объем, скорость, тела). Об этом напоминаю ученикам 7кл. в начале урока, посвященного изучению темы «Строение вещества».

Затем задаю вопрос:

«Чему равен объем 2 стаканов воды, если объем каждого равен 250см3».

Ученики уверенно отвечают: «500см3».

Проверка показывает, что вода, вылитая из двух стаканов заполняет 0,5л банку.

Далее следует вопрос:

«Чему равен объем смеси, состоящей из 1 стакана гороха и 1 стакана пшена?».

Ученики очень уверенно отвечают: «500см3».

Ученики очень удивляются, что объем смеси, оказывается меньше 500см3.

Учащиеся, озадаченные увиденным, с интересом включаются в изучение нового материала и в конце урока сами объясняют результаты опыта.

За годы изучения курсов «География», « Биология», « Физика», «Химия»

школьники имеют возможность выполнить более 250 наблюдений. Но большое их количество не научит ребенка самостоятельно и целостно проводить наблюдения. В процессе наблюдений необходимо поощрять самостоятельное логическое мышление, надо пробуждать конструктивную мысль, требующую в значительной мере инициативу от учащихся. Нельзя от учащихся требовать только «смотреть». Для школьников пассивное наблюдение имеет лишь подтверждающий и иллюстративный характер, легко заменяемый словесным сообщением факта. Естественно, при такой организации процесса наблюдения у учащихся могут быть сформированы лишь отдельные приемы наблюдения, причем весьма нестойкие. По мнению К. А. Тимирязева сбор фактов без их осмысления приводит к заболачиванию науки. Проблема является формой осмысления фактов, способом перехода от познания отдельных фактов к познанию законов. Поэтому перед демонстрацией многих опытов предлагаю ученикам предположить, а что они увидят. Продемонстрировав опыт, подвожу учеников к тому, что они сами объясняют увиденное.

Например, при изучении темы « Давление газов» в 7кл. в начале изучения нового материала предлагаю следующее задание: «Представьте себе, что вы волшебники можете сделать так, что воздух в классе исчезнет. Изменится ли объем воздушного шарика, лежащего на столе?» Обычно ученики, предполагающие, что объем не изменится, с удивлением видят увеличение объема шарика под стеклянным колоколом, очень внимательно слушают объяснение учителя и могут сами объяснить результаты опыта.

При изучении темы «Плавание тел» (7кл.) перед учениками ставлю проблему: «Пятачок, идя на день рождения к ослику Иа, несет воздушный шарик в подарок. Неожиданно он попадает в безвоздушное пространство. Что с ним произойдет и почему?» Обычно ученики быстро вспоминают, что объем шарика увеличится, зная это они объясняют, что увеличится сила Архимеда, но что произойдет с Пятачком они ответить затрудняются. Выслушав предположения ребят, объясняю новую тему, и ученики сами отвечают, что произойдет с Пятачком, и при каких условиях.

Причинность одна из форм общей взаимосвязи явлений объективного мира и анализ причинно-следственных связей – центральное звено исследований. Но для многих школьников эта процедура является достаточно сложным видом работы, поэтому в своей работе я часто задаю вопросы типа: «Чем это обусловлено? Как это можно объяснить? Отчего зависит?». Например:

- Если длинные волосы погрузить в воду, то они торчат в разные стороны. Почему они слипаются, как только мы вынимаем волосы из воды?

-Почему ветер гасит звук, а туман усиливает?

-Почему человек может бежать по очень тонкому льду, а стоять на нем не

может?

-Где легче запустить искусственный спутник Земли на полюсе или на экваторе?

-Почему не рекомендуется в грозу стоять под одиноко стоящими деревьями?

При подборе вопросов такого типа использую литературу (11; 12; 13;)

Одним из этапов научно – исследовательской деятельности является умение работать с дополнительной литературой. Учащиеся обычно с интересом выступают на уроках, делая сообщения о применении тех или иных явлений, жизни и деятельности ученых. При оценке данного вида работы учитывается не только владение информацией, но и умение преподнести материал, умение выделять главное, способность ученика отвечать на вопросы слушателей по теме сообщения. Кроме того, практикую в своей работе групповую работу в классе при изучении дополнительной литературы. Например, при изучении темы « Примеры теплопередачи в природе и технике» урок провожу следующим образом. Класс разбиваю на группы по 4-5 человек. Каждой группе дается дополнительная литература, по которой они прорабатывают применение одного из видов теплопередач в природе и технике, а затем делают сообщение классу. После выступления содокладчики из группы задают вопросы классу, для того, чтобы проверить, как они поняли материал. При подготовке такого урока использую следующую литературу (14; 15; 16; 18). По моему мнению, этот метод можно успешно применять в 7-8кл, т.к. материал доступен для изучения всеми учениками за небольшой промежуток времени. Если данное задание задать на дом, то изучать дополнительную литературу будут в основном наиболее заинтересованные, организованные ученики, а остальные останутся в стороне. В старших классах материал более сложный и за 10-15 минут детям подготовиться сложно, поэтому работу с дополнительной литературой переношу на дом.

Очень важно на уроке создать условия для развития творческой, критически мыслящей личности, способной найти свое место в жизни. Эта задача успешно реализуется на уроках- исследованиях.

Урок- исследование включает в себя несколько этапов:

- постановка проблемы;

-обсуждение условий и методов ее решения;

-планирование и проведение эксперимента;

-анализ и обобщение полученных результатов;

-выводы и обмен информацией.

Проблема урока ставится в начале урока по теме «Преломление света» ( 11-й физмат-класс) в виде фронтального эксперимента:

На каждом столе стоит стакан с водой, пробирка с трубочкой. Учащиеся рассматривают пробирку, опущенную в воду через стекло (сбоку) и из воздуха (сверху). Если смотреть сверху из воздуха, то можно обнаружить «исчезновение» той части трубочки, которая находится в пробирке, и пробирка при этом кажется зеркальной. Если же налить воду в пробирку, то эффект исчезает. Таким образом, перед учащимися после выполнения фронтального эксперимента ставится общая цель: что происходит с лучами света при встрече с преградой? Ответ на этот вопрос ученики находят, работая в группах. Первая группа получает задание, цель которого выяснить, что происходит с лучом света при прохождении через плоскопараллельную пластинку. Цель работы второй группы: определить показатель преломления стекла с помощью плоскопараллельной пластины. Цель работы третьей группы: выяснить, что происходит с лучом света при его прохождении через трехгранную призму. Каждая группа через 30 минут работы делает отчет о проделанной работе, подтверждая его чертежами, расчетами, делает вывод по результатам эксперимента, а затем делается общий вывод. Уроки- исследования позволяют прививать учащимся начальные практические навыки в обращении с экспериментальной установкой, дают им почувствовать вкус к исследовательской работе, развивают познавательный интерес и главное, что в работу включается весь класс.

Все описанные методы использую при работе с детьми на уроке. Для ребят, проявляющих интерес к практическому применению физики, организую во внеурочное время работу кружка «Юный исследователь». Специфика работы кружка состоит в том, что он должен служить дополнительным ресурсом для воздействия на личность ученика с целью развития его интеллектуальных способностей и подготовки его к дальнейшему обучению в вузе.

Цель работы кружка: развивать у учащихся интерес к изучению физики. Для этого предлагается знакомство ребят с особенностями естественнонаучной исследовательской деятельности на материале простых и увлекательных задач и опытов. Главным содержанием курса является естественнонаучная деятельность. Содержание программы определяется следующими требованиями:

-исследовательские задачи должны иметь четкую постановку, которая сама бы мотивировала учащихся к исследованию;

- задачи не должны требовать дорогостоящего оборудования. В основном оборудование должно быть изготовлено из подручных средств.

Т. к. программа в основном состоит из исследовательских задач, то в ней отсутствует лекционная форма занятий. Ученики под моим руководством подбирают литературу и обсуждают в группах изученный материал.

В результате работы кружка ученики осваивают следующие умения:

-строить план исследования;

-фиксировать данные в виде таблиц и графиков;

-предлагать и проводить эксперименты или наблюдения, позволяющие

выявить новые характеристики явлений;

-сотрудничать с товарищами, работая в группах;

-представлять работы в форме короткого сообщения с использованием

визуальных средств демонстрации (графиков, диаграмм, рисунков);

-уметь оформлять работу с учетом требований к работе.

Темы исследовательских работ на данном уровне развития предлагаю сама.

Темы относятся чаще всего к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается естественная интеграция знаний. Например, в настоящее время очень остро стоит проблема загрязнения окружающей среды отходами быта. Проблема заключается в том, чтобы добиться полной переработки отходов. По данной теме необходимы знания и по экологии, и по химии, и по биологии, и по социологии, и по физике. Теоретически известно, что загрязнение атмосферы твердыми частицами, углекислым газом, усиление магнитного поля Земли за счет магнитного поля техногенного происхождения отрицательно сказывается на здоровье человека. Исходя из выше сказанного, я подбираю темы работ. На первом занятии кружка « Юный исследователь» мною было предложено 8 тем для исследования. Учащиеся 8, 10кл. после краткого знакомства с объектами исследования выбрали следующие темы:

  1. Влияние магнитного поля Земли на здоровье человека» (ученик работает над темой второй год.)

  2. Влияние мобильного телефона здоровье человека.

  3. Получение и исследование биогаза.

  4. Влияние изменения атмосферного давления на погоду и здоровье человека.

  5. Что нам стоит дом построить (исследование теплопроводных свойств материалов, используемых при строительстве дома).

  6. Исследование статических свойств материалов, используемых для шитья одежды.

Три первые работы направлены на областной конкурс научно-исследовательских работ, все шесть работ будут направлены на районный конкурс научно-исследовательских работ. Все исследовательские работы оформлены соответствующим образом. Работы будут защищаться на научно-практической конференции, посвященной дню рождения А. Куликова, чье имя носит наша школа.

Все темы конкретны, выполнимы, для всех работ есть соответствующая литература. Исследования в группах проводятся на простейшем оборудовании, только горение биогаза наблюдалось на базе оборудования педагогического института им. А. П. Гайдара, т. к. в школе нет бунзенской горелки.

Работа над каждой темой проводилась по следующему плану.

№ этапа

Цель

Форма работы учителя и учеников

1

Мотивационный

Привлечь внимание учащихся 8, 10кл. к исследовательской работе. Обеспечить мотивационную готовность к исследовательской деятельности.

  1. Встреча с учениками уже принимавшими участие в конкурсе исследовательских работ.

  2. Демонстрация наиболее успешных работ прошлых лет.

  3. Знакомство с перечнем предполагаемых работ, с целями и задачами, стоящими перед каждой работой.



2

Организационный

Усиление мотивационной готовности, обеспечение теоретической готовности к исследовательской деятельности.

  1. в течение недели ученики группируются и выбирают интересующую их тему

  2. На 1-ом занятии с каждой группой подробно обсуждается предполагаемое содержание работы и набрасывается предварительный план работы.

  3. Ученики каждой группы самостоятельно подбирают литературу, работая в библиотеке и читальном зале.

  4. На 2-ом занятии в каждой группе после обсуждения подборки литературы, подобранной учениками, я предлагаю список дополнительной литературы.

3

Практический



Обеспечить практическую готовность к выполнению исследовательской работы.

1)Ученики самостоятельно работают с литературой, составляя теоретическое обоснование работы.

2) Ученики самостоятельно дома или во 2-ой половине дня в кабинете физики проводят исследования и делают соответствующие выводы. Работая в школе, они могут получить консультацию учителя, поделиться своими идеями, скорректировать свои действия, как это было в работе «Что нам стоит дом построить». В начале определив уд. теплоемкость материалов из которых строят стены дома, получили данные противоречащие практике (стены из дерева должны быть толще, чем из кирпича), План работы был изменен: толщину стен стали сравнивать, используя закон Фурье. Результаты опытов не противоречат практике.

3) Работа над оформлением работы

3

Контрольно-оценочный

Выявить рассогласование между реальным и желаемым. Выяснить причины рассогласований. Подготовить к дальнейшей работе в исследовательской деятельности.

  1. Подготовка презентации работы.

  2. Защита работы.

Организация научно-исследовательской работы в школе имеет большой

воспитательный потенциал, формируя такие качества у ребят, как трудолюбие, наблюдательность, такт, умение вести научную дискуссию, отстаивать свое мнение, уважительно относиться к своим товарищам по работе, обеспечивает занятость ребят в свободное время. Участие ребят в научно-исследовательской деятельности повышает интерес к изучению физики, практическая направленность работ лишний раз доказывает важность предмета физики.

Наблюдения за школьниками, посещавшими кружок « Юный исследователь» показали, что их работоспособность при проведении программных лабораторных работ поддерживается на достаточно высоком уровне. При этом вся работа, включая дополнительное задание, выполняется самостоятельно, без какой-либо помощи учителя, почти всегда оценка за лабораторную работу 4 или 5. Учащиеся, посещавшие кружок, умело пользуются дополнительной литературой при подготовке домашних заданий.

О повышении уровня познавательной активности школьников свидетельствует рост количественного состава учащихся, занимающихся научными исследованиями в кружке « Юный исследователь».


Год

Число участников в исследовательской работе в школе

Количество работ участвующих в районном конкурсе

Количество работ участвующих в областном конкурсе

2004-2005

4

-

-

2005-2006

4

2 (2 место)

1

2006-2007

7

3 (1; 3 место)

3(1 работа – призер )

2007-2008

10

6 (итоги не подведены)

3(итоги не подведены)


Все темы исследовательских работ имеют прикладной характер. Выводы, сделанные в работах, имеют практическое применение в жизни.

В 2004-2005г.: а) Киселев К. и Петелин А. самостоятельно сконструировали электрифицированный стенд « Подумай-ответь» и разработали задания для проверки знаний учащихся 7кл.

б) Быстров Д., Похлебкин И. изготовили устройство, извещающее о приближении наводнения жителям, живущим в зоне возможного затопления. Данный прибор был проверен в действии жителями улицы 2-ая Набережная р.п. Выездное во время весеннего паводка.

В 2005-2006г. а) Фролова С., Бобина Ю.написали реферат с элементами исследования « Отчего люди не летают, как птицы». Работа заняла 2-ое место в районе и была участником областного конкурса « Хочу все знать».

б) Похлебкин И., Быстров Д. изготовили прибор для изучения законов равноускоренного движения, который используется на уроках физики.

в) Фролова С., Бобина Ю. изготовили прибор для демонстрации конвекции в газах. Прибор используется на уроках физики в 8кл.

В 2006-2007г. а) Школин В. написал работу «Влияние магнитного поля Земли на здоровье человека». Работа заняла 1место в районном конкурсе научно-исследовательских работ и была отмечена в областном конкурсе. Выводы, сделанные в работе подтвердили, что усиление магнитного поля Земли отрицательно сказывается на здоровье человека.

б) Четнев Р. работал над темой «Изучение деформации растяжения». Работа была участницей районного и областного конкурсов.

в) Работа Курносова А., Блажиевской Г., Фроловой С., Бобиной Ю. « Исследование экологической обстановки в Арзамасском районе» заняла 3 место в районе и была представлена на областной конкурс. В ходе работы над темой ребята выяснили, что вблизи автодорог снег больше загрязнен, чем вдали от них. Также было выяснено, что большинство хронически больных детей в Арзамасском районе живут в р.п.Выездное. Это они объяснили тем, что поселок ближе расположен к городу.

В 2007-2008г. на областной конкурс представлено 3 работы.

а) Чугунова М., Киселева Е. работали над темой «Влияние сотового телефона на здоровье человека» В начале работы было проведено тестирование учащихся 8, 10кл. по ряду вопросов, в т.ч.: «Где вы носите телефон», « Отключаете ли вы телефон во время урока». В результате изучения литературы, проведения опыта был сделан вывод о вреде сотовых телефонов, была выпущена газета, на классных часах ученицы выступили с результатами своих исследований. После этого был проведен повторный опрос учащихся. После обработки результатов тестов стало ясно, что число учеников, которые носят телефон в кармане брюк, уменьшилось, а число учеников, которые отключают телефон во время урока, увеличилось.

б) Школин В. продолжил работу над темой «Влияние магнитного поля Земли на здоровье человека». Объектом его исследования стало магнитное поле техногенного происхождения. Он выяснил, что вблизи трансформаторов, работающих электроприборов, сотовых телефонов магнитное поле усиливается, что отрицательно сказывается на здоровье человека. Данные скорой помощи Арзамасской районной больницы подтвердили, что в дни магнитных бурь число вызовов к больным сердечно сосудистыми заболеваниями увеличивается. Описанный способ определения приближающейся магнитной бури был предложен однокласснику, страдающему гипертонической болезнью, на классном часе было сделано сообщение о том, как уменьшить в квартире магнитную составляющую поля техногенного происхождения.

в) Лашенкова А., Курлышева А. исследовав получение биогаза, высказали ряд предложений, как улучшить экологическую обстановку в р.п. Выездное.

Кроме этих работ на районный конкурс будут представлены еще 3 работы.

г) Клюшкина К., Андреева К., выполнявшие работу «Что нам стоит дом построить», (исследование теплопроводных свойств материалов, использующихся при строительстве дома) промежутки между оконным блоком и стеной заполнили строительной пеной, что позволило увеличить температуру воздуха в классе.

д) Хохрин А. исследовал влияние изменения атмосферного давления на здоровье человека. Он сделал вывод, что в те дни, когда атмосферное давление меньше нормы, не только больные люди, но и здоровые чувствуют недомогание.

е) Ростунова М. исследовала статические свойства материалов, из которых сшита одежда, и пришла к выводу, что использование антистатика и увеличение влажности уменьшает степень электризации тканей.

О том, что ученики на уроках физики получают глубокие, прочные знания свидетельствуют следующие данные:

1) более половины учеников физико-математических классов, поступая в вузы сдают экзамены по физике и успешно обучаются там.

2004-2005г. 7 из16

2005-2006г. 9 из 15

2006-2007г. 7 из 15

2) Ежегодно ученики нашей школы принимают участие в районных олимпиадах по физике и занимают призовые места.

2005г. Суханова М. 3 место

2006г. Денисова И. 3 место


Заключение

В настоящее время развитие человечества существенно зависит от уровня образования. Переход в режим последовательного общества предполагает внедрение новых образовательных технологий с расчетом на 2-3 поколения вперед. Системы образования, которые медленно меняют и развивают свой уклад, становятся тормозом развития общества.

Для решения современных психолого-педагогических задач на первый взгляд следует выдвигать развивающую функцию обучения, в большей степени обеспечивающую становление личности обучающегося, раскрытие его индивидуальных способности, развитие умственной активности.

Переход на технологии развивающего обучения обеспечивает не только превращение ребенка в субъекты учащего себя, но и в человека, знающего механизм самообучения, заинтересованного в саморазвитии и способного к этому.

Теоретики развивающего обучения уверенны, что подготовка такой личности должна работать на цели устойчивого развития общества. Развитие умственной и творческой активности школьников в процессе усвоения знаний становится важным условие их психологической подготовки к труду как умственному, так и физическому. Через развитие этой активности происходит становление важных качеств личности: ответственности за свой труд, умение его организовать, критически осмыслить и оценить.

Исследовательский метод, заключающийся в организации учителем поисковой, творческой деятельности учащихся для решения новых проблем и проблемных задач, дает хорошие результаты. Учащиеся школы показывают хорошие результаты на районных и областных конкурсах исследовательских работ, районных олимпиадах по физике, хорошо сдают экзамены по физике в вузы и успешно учатся в них.


Литература

  1. Савельзон О. «Культура принятия решения как фактор прогресса России». Вопросы философии. 2003, №10

  2. Ковалева Г.С., Красновский П.А., Краснокутская Л.П. «Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся». RISA-2000. Педагогическая диагностика,2003, №1

  3. Теория и методика обучения физики в школе. Общие вопросы. Под ред. Каменецкого С.Е., Гурышевой Н.Г. Москва, ACADEMA,2003, СТР.267

  4. Теория обучения. Современная интерпретация. Загвязинский В.И. Москва. ACADEMA,2001, стр.186

  5. Научно-теоретический журнал. Педагогика, №10,2005. Д.С. Ермаков. Учить школьников решать проблемы. Стр33-36

  6. Перспективные школьные технологии. Уч.-мет. Пособие, М.:2001, стр.219

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Докторо пед. Наук профессора Полаг Е.С. Москва. ACADEMA,2003, стр.267.

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Уч-пос. М.:1998.

9. Лернер И.Я. Дидактические основы обучения.М.:1991

10. Особенности преподавания математики в педагогическом лицее. Брейтигам Г.К.. Былкова Т.Л. и др. Математика. Приложение к газете 1-ое сентября, 1994, №18

11. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. М.:Просвещение,1972.

12. Фурсов В.К. Задачи-вопросы по физике. М.: Просвещение,1977.

13. Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием. М.:Просвещение,1980.

14. Алексеева М.Н. Физика юным. М.:Просвещение,1980.

15. Ергомышева-Алексеева М.Н. Физика-юным, М.:Просвещение, 1969

16. Балашов М.М. О природе. 8класс. М.:Просвещение, 1991.

17. Перельман Я.И. Занимательная физика. Ч.1-2. М.:наука,1996.

18. Сахаров А.В. Задания по физике экологической направленности. Киров,2006.

19. Савенков А.И. Теоретические, эмпирические и фантастические темы в домашнем обучении.


Похожие:

Литература Нельзя научить человека на всю жизнь iconМ. С. Спирина Поволжский государственный университет сервиса
Достижение нового качества в жизни невозможно без реформирования существующих методов образования. Государство поставило перед работниками...
Литература Нельзя научить человека на всю жизнь iconОбразовательная программа «от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь»
Гбоу сош №1248 образовательного пространства, реализующего современные требования к организации образовательного процесса
Литература Нельзя научить человека на всю жизнь iconВсегда возвращайтесь. Рассказ розанны
Дело в том, что всю свою жизнь я страдаю от переедания, и почти всю жизнь, был человеком тучным. Однако по-настоящему, я не понимал,...
Литература Нельзя научить человека на всю жизнь icon1. 1 Применение алгоритма Евклида
Один из героев великого французского писателя Мольера, месье Журден, был страшно удивлён, узнав, что всю жизнь пользуется прозой....
Литература Нельзя научить человека на всю жизнь icon1. 1 Понятие алгоритма
Таким образом, все мы живем в мире алгоритмов. Алгоритмы экономят силы и время человека, так как однажды усвоенным правилом (алгоритмом)...
Литература Нельзя научить человека на всю жизнь iconФиона Нилл Тайная жизнь непутевой мамочки
Каждая женщина — наука, которую можно изучать всю жизнь, а потом обнаружить, что так ничего и не узнал о ней
Литература Нельзя научить человека на всю жизнь iconМук "цбс чеховского района" Центральная районная библиотека Сокровища родного языка. Информационно библиографический указатель. Чехов, 2007. К читателю! В язык есть исповедь народа в нём слышится его природа Его душа и быт родной Вяземский П. А
А ведь сказки, прибаутки, песенки – это часть языка. И так всю жизнь, до глубокой старости, человек находится в мире языка. Без языка...
Литература Нельзя научить человека на всю жизнь iconЕ. В. Тимошина ( Из опыта работы с одаренными детьми)
Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного...
Литература Нельзя научить человека на всю жизнь iconОсновой всех учебных занятий по литературе является чтение произведения. Литература способна отображать всю многогранность жизни человека и общества. И в этом
И в этом плане ведущая роль принадлежит прозе. Именно проза раскрывает, с одной стороны, все глубины и все многообразие человеческой...
Литература Нельзя научить человека на всю жизнь iconЛитература: Вебер М. Социология религии. М., 1991
Даже если человек не имеет религиозной веры, он верит в то, что Бога нет, поскольку знать это как эмпирический факт нельзя. В любом...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница