Иноязычные слова в русской речи конца хх-начала ХXI вв.: Проблемы освоения и функционирования




НазваниеИноязычные слова в русской речи конца хх-начала ХXI вв.: Проблемы освоения и функционирования
страница1/5
Дата30.10.2012
Размер0.7 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. В.В.ВИНОГРАДОВА


На правах рукописи


МАРИНОВА Елена Вячеславовна


ИНОЯЗЫЧНЫЕ СЛОВА В РУССКОЙ РЕЧИ

КОНЦА ХХ-НАЧАЛА ХXI вв.:

ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ


Специальность 10.02.01 - русский язык


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

доктора филологических наук


Москва 2008




Работа выполнена в Отделе современного русского языка Института русского языка им. В.В.Виноградова РАН.

Научный консультант: доктор филологических наук, профессор Е.А.Земская


Официальные оппоненты:


доктор филологических наук, профессор Максим Анисимович Кронгауз (Институт лингвистики Российского государственного гуманитарного университета)


доктор филологических наук, профессор Дмитрий Олегович Добровольский (Институт русского языка им. В.В.Виноградова РАН)



доктор филологических наук, профессор Михаил Александрович Грачёв (Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова)


Ведущая организация: Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова


Защита состоится «____»_________________ 200_ г. _________ часов

на заседании диссертационного совета Д 002.008.01 при Институте русского языка им. В.В.Виноградова РАН по адресу: г. Москва 119019, ул. Волхонка, 18/2.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института русского языка им. В.В.Виноградова РАН (Москва 119019, Волхонка, 18/2).


Автореферат разослан «____» __________________200_ г.


Учёный секретарь диссертационного совета,

канд. филол. наук Б.Л.Иомдин


Общая характеристика работы


Актуальность исследования. Необходимость изучения иноязычной лексики на современном этапе развития русского языка объясняется причинами собственно языковыми (внутренними) – состоянием языка на рубеже XX-XXI вв. – и причинами гносеологическими – состоянием современной лингвистической науки, описывающей и осмысливающей данный процесс.

Языковые причины, по которым изучение иноязычных слов является актуальным, связаны с характером современного лексического заимствования. Оно, безусловно, отличается не только масштабом, численностью поступающих в язык единиц – в Петровскую эпоху их было не меньше, но и другими особенностями, которые необходимо учитывать при анализе исследуемого материала. Важнейшими являются следующие1:

– интернациональный характер современного заимствования (активный приток новых слов из других источников наблюдается во многих других развитых языках мира);

– преимущественно один язык-источник (американский английский);

– проникновение иноязычной лексики в разные области человеческой деятельности, вплоть до бытовой сферы, и в разные варианты общенародного языка – литературный язык (как книжный, так и разговорный) и субстандарт (жаргоны);

– активизация калькирования;

– сильнейшее взаимодействие процессов внешнего заимствования (заимствования из чужого языка) и внутреннего заимствования (заимствования из других вариантов этноязыка, преимущественно жаргонов);

– параллельное заимствование наряду со словом его производных (см.: пицца, пиццерия; пейджер, пейджинг и др.);

– ставшее регулярным заимствование аббревиатур.

Кроме того, заимствование слов проходит на фоне чужеземного влияния на другие языковые сферы (синтаксис, интонация, графика), а в области лексики, помимо притока новых иноязычий, наблюдаются активное использование в речи ранее заимствованных слов, нередко их переосмысление или/и стилистическая «переработка».

Существуют и гносеологические причины, объясняющие актуальность исследования.

По-прежнему важными остаются многие теоретические и терминологические вопросы, связанные с проблемой лексического заимствования. Одним из таких вопросов является вопрос о содержании и объёме понятия, обозначаемого термином иноязычное слово. Отметим также, что в научной и учебной литературе недостаточно строго и последовательно разграничиваются и другие терминологические наименования (и соответственно понятия), относящиеся к сфере заимствования, такие, как варваризм, экзотизм, иноязычное вкрапление, иноязычное заимствование и т.п.

Терминологическая неупорядоченность затрудняет объективную оценку последствий заимствования. Так, в отечественной русистике наблюдается заметный разнобой в определении статуса того или иного чужеземного слова с точки зрения его необходимости или, наоборот, избыточности для системы русского языка. К примеру, слова имидж, импичмент, менеджер, мониторинг, ноу-хау, рейтинг, эксклюзивный, электорат в работах одних авторов рассматриваются как оправданные заимствования, в других – как избыточные элементы, засоряющие родной язык и нарушающие его дух.

Недостаточно разработаны в современной науке вопросы, связанные с типологией иноязычных слов (в частности неологизмов). Типологическое описание иноязычной лексики должно основываться на многомерной классификации. При этом должны учитываться: тип лексического значения заимствуемого слова (экзотическое/неэкзотическое, терминологическое/нетерминологическое), стилевая принадлежность, словообразовательные возможности, графика (кириллица/латиница), особенности функционирования в различных речевых сферах и др.

Важно рассмотреть особенности включения иноязычного неологизма в языковую парадигматику: «встраивание» его в определённую лексико-семантическую группу, синонимический ряд, словообразовательное гнездо и т.п. – и синтагматику (этот вопрос менее всего изучен). К примеру, специального рассмотрения заслуживает процесс образования новой фразеологической единицы на базе иноязычного неологизма. Сам по себе этот факт свидетельствует о вхождении нового иноязычного слова в систему языка, и, очевидно, его можно рассматривать как критерий освоенности иноязычного слова, что, по нашим данным, ещё не отмечалось в специальной лингвистической литературе.

Своеобразные парадигматические отношения выстраиваются между формальными разновидностями (вариантами) одного и того же иноязычного слова. При этом в одних случаях различия вариантов обнаруживаются как в письменной, так и в устной речи (ланч – ленч), а в других – только в письменной или только в устной речи (Интернет – ИнтерНет – интернет – Internet; мáркетинг – маркéтинг). Изучение разных типов вариантности иноязычных заимствований является актуальным для решения вопросов речевой культуры, а также проблем лексикографической фиксации варьирующегося слова.

В связи с вышеизложенными положениями, цели исследования можно представить следующим образом: определить лингвистические особенности адаптации и функционирования иноязычных слов, поступающих в русский язык (в различные его варианты – стандарт и субстандарт) на рубеже XX-XXI веков; выявить закономерности в ассимилировании иноязычного лексического материала; отметить тенденции в развитии языка, т.к. заимствование и освоение иноязычных слов нередко проявляет эти тенденции, делает их более заметными, а их действия – более интенсивными.

Задачи исследования:

– уточнить объём и содержание понятия иноязычное слово; определить системные связи данного термина с другими терминами, именующими слова неисконного происхождения в русском языке (заимствованное слово, иностранное слово и др.);

– на основе многомерной типологии иноязычных слов (по тематическому признаку, с точки зрения частеречного состава, происхождения, наличия/отсутствия эквивалентных лексических единиц в языке-реципиенте и др.) представить системное описание иноязычной лексики, употребляющейся в русской речи на рубеже веков;

– описать условия и способы адаптации иноязычных слов в русском языке – семантической и формальной, а также сопутствующие процессы (варьирование);

– описать парадигматические отношения: а) между иноязычными словами и их синонимами, б) между иноязычными словами и их словообразовательными дериватами и др.;

– уточнить некоторые «показатели» закрепления иноязычных слов в системе языка-реципиента, поскольку освоение иноязычного слова в период языковой нестабильности имеет свои особенности, по сравнению с периодом стабильности;

– определить словообразовательные возможности иноязычных слов разных типов;

– исследовать переходные явления в сфере иноязычной лексики (переход эквивалентной лексики в лексику безэквивалентную, лексики экзотической в лексику неэкзотическую и др.);

– сопоставить процессы функционирования и русификации иноязычных слов в литературном языке и субстандарте, описать специфические для субстандартной речи способы языковой обработки иноязычной лексики.

Материал исследования представляет собой массив иноязычных лексем, включающий: 1) единицы, заимствованные или заимствуемые русским языком на рубеже XX-XXI вв. (например: пиар, бутик, спам, Интернет и др.); 2) единицы, заимствованные русским языком в более ранние периоды и ставшие актуальными на рубеже веков после некоторого «забвения» (истеблишмент, дансинг, колледж); 3) производные слова, образованные на русской почве от иноязычных слов первой и второй групп. Всего исследовано свыше 2000 лексем.

Для иллюстративного материала привлекались контексты Электронного корпуса русских газет конца ХХ – начала XXI вв., отобранные (в соответствии с представленным нами словником иноязычных неологизмов и их производных) в Лаборатории общей и компьютерной лексикологии и лексикографии МГУ им. М.В.Ломоносова.2 Ещё один авторитетный источник, откуда черпался иллюстративный материал, – электронно-поисковая система «Интегрум».3 По «Интегруму» уточнялись хронологические данные, а именно время появления того или иного неологизма в русской речи. Благодаря «Интегруму» были получены примеры употребления исследуемых единиц в радио- и телеэфире. Источником исследования послужили также массмедийные тексты, выставленные на различных сайтах Рунета, и «электронная» речь посетителей форумов, конференций и т.п. В диссертации использовались и наблюдения за употреблением иноязычных слов в устной разговорной речи; в некоторых случаях привлекались художественные тексты современных авторов.

Методика исследования. Исследование проводилось в русле системно-описательного метода лингвистики. При изучении активных процессов и современных языковых тенденций мы опирались на традиции Московской школы функциональной социолингвистики.

В ходе работы использовались как общенаучные методики (наблюдение, описание, классификация, сопоставление), так и специальные методики, обеспечивающие решение тех или иных задач.

При описании иноязычных неологизмов, не зафиксированных словарями, использована методика лексикографического описания.

При описании особенностей функционирования неологизмов в речи проводился стилистический анализ.

При исследовании парадигматических отношений лексических единиц использована методика дефиниционного анализа и методика формализации описания морфемной структуры.

В изучении некоторых аспектов исследуемой проблемы проводились количественные подсчёты. В описании материала использовались результаты опроса респондентов, отражающие особенности восприятия и употребления ряда иноязычных неологизмов.

Новизна исследования заключается в том, что оно основано на многоаспектном изучении новой иноязычной лексики рубежа XX-XXI вв. и строится как описание основных типов адаптации иноязычных неологизмов в современном русском языке. Ранее изучались (по отдельности) некоторые типы адаптации иноязычной лексики в тот или иной период истории русского языка. Нас интересовала общая картина, позволяющая увидеть особенности освоения современных заимствований на территории исконного распространения русского языка.

Впервые на значительном (почти исчерпывающем) массиве новой лексики проанализированы традиции и новации в освоении иноязычных слов на разных языковых уровнях (фонетическом, грамматическом, лексическом, словообразовательном) и на разных «участках» языка (графика, орфография); определены причины изменений в адаптационных процессах иноязычной лексики.

Методологически описание всех типов адаптации в одной работе стало возможным потому, что в анализе языкового материала был использован системный подход. Его можно сформулировать следующим образом: особенности освоения (русификации) слова как на начальной стадии, так и на последующих стадиях зависят от того, к кому типу иноязычной лексики оно относится. Важнейшие особенности формальной и семантической адаптации заимствуемых слов рассматриваются в диссертации с учётом многомерной типологии иноязычной лексики (используется, в частности, предложенная нами классификация иноязычных неологизмов с точки зрения номинации).

Новизна исследования состоит также в том, что в описании адаптации иноязычной лексики выявлены межуровневые связи, позволяющие представить адаптационный механизм языка как систему, в которой особенности освоения иноязычного неологизма на том или ином языковом уровне оказываются взаимосвязанными.

Новым является и сопоставительный аспект той части исследования, которая посвящена функционированию и языковой обработке иноязычных слов и их производных в различных языковых сферах: стандарт и субстандарт.

Наконец, новизна исследования определяется и новизной анализируемого материала. В работе представлено типологическое описание именно новой иноязычной лексики (критерием новизны считаем время вхождения той или иной лексической единицы в русскую речь в период языковой нестабильности, т.е. с конца 80-х гг. XX в. до настоящего времени).

Положения, выносимые на защиту.

1. Активизация лексического заимствования приводит к тому, что адаптационный механизм русского языка становится в высшей степени динамичным. Об этом свидетельствуют ускоренный переход иноязычного неологизма на кириллицу или его одновременное функционирование в двух графических вариантах (нередко в пределах одного текста) и активное участие нового слова в деривационных процессах, в особенности в словопроизводстве.

2. Ускоренная адаптация иноязычной лексики тем не менее не является основанием для прогнозирования результатов заимствования. Стремительная русификация слова (включение в систему русского языка, «обработка» на всех языковых уровнях) ещё не делает его полноценной единицей языка – в том смысле, который вкладывался в это понятие традиционной теорией заимствования, т.е. общеупотребительным, стилистически нейтральным словом. Множество слов прошли фонетическую адаптацию, пишутся кириллицей, имеют своё строго индивидуальное значение, имеют производные, но при этом остаются на периферии языка в пределах какой-либо языковой микросистемы (обычно обслуживающей ту или иную профессиональную сферу).

3. Для закрепления слова в ядерной части лексики значимым на современном этапе является вхождение слова в состав интернациональной лексики.

4. На характер адаптации заимствуемых слов оказывает сильнейшее влияние окончательная смена к концу ХХ в. доминирующего языка-источника (в подавляющем большинстве случаев, как и во многих других языках-реципиентах, это американский вариант английского языка). В результате среди поступающих в русский язык новых иноязычных слов формируются группы идентичных по структуре лексем, освоение которых проходит в общем русле, по одинаковым или похожим схемам.

5. В процессе освоения иноязычного слова на разных языковых уровнях решающими оказываются его связи с уже существующими в русском языке единицами. Ведущим принципом в адаптации иноязычной лексики в исследуемый период является принцип аналогии.

6. Общее направление адаптационных процессов проявляется в конкуренции иноязычных слов с лексическими единицами заимствующего языка, в стремлении органично влиться в систему и стать «своими».

7. Одна из наметившихся тенденций рубежа XX-XXI веков – стремление говорящих к множественности наименований. Интенсивность многих языковых процессов в период языковой нестабильности способствует активному накоплению обозначений одного и того же денотата, в результате чего носители языка получают огромный запас как однословных, так и составных номинаций, необходимых им в постоянно усложняющейся жизни, связанной с дальнейшей дифференциацией сфер человеческой деятельности.

Теоретическая значимость диссертации состоит в следующем: в ней уточняется понятие иноязычного слова (раскрываются диахронический и синхронический аспекты данного понятия); выявляются группы одноструктурных лексических единиц, вызывающих трудности при определении этимологического статуса; предлагаются конкретные критерии для разграничения собственно заимствований и слов, созданных на русской почве из иноязычного материала.

Самостоятельное научное значение имеет теоретический раздел работы, посвящённый систематизации различных форм, или способов, заимствования (с указанием их особенностей в исследуемый период). Впервые в научной традиции последовательно разграничиваются такие виды скрытого заимствования, как вторичное заимствование и семантическое калькирование. По-новому освещаются и некоторые другие вопросы заимствования: вопрос о графическом заимствовании; функции лексического заимствования (в их сопоставлении с функциями словообразования) и др.

Практическая значимость работы. В исследовании реализован принцип системного (многомерного) описания иноязычной лексики. Опыт подобного описания может быть использован в дальнейшем в научных работах, посвященных иноязычным словам.

Представленные в диссертации приложения являются эмпирической базой для частных исследований в области неологической лексики, как иноязычной, так и образованной на русской почве.

Идеи и результаты исследования отражены в разработанных автором спецкурсах «Проблемы отечественной неологии» (2002-2003 гг.), «Активные процессы в лексике современного русского языка» (2004-2007 гг.) и в лекционном курсе «Современный русский язык. Лексикология» (2005-2007 гг.).

С 2003 г. в Нижегородском государственном университете им. Н.И.Лобачевского при кафедре современного русского языка и общего языкознания автором организована научно-исследовательская работа студентов по изучению инновационных процессов в русской лексике. Результаты этой работы опубликованы («Новые слова XXI в.: словарные материалы к спецкурсу по неологии» / Под ред. Е.В.Мариновой. – Н.Новгород: изд-во ННГУ, 2007).

Материалы исследования использованы автором при составлении «Словаря новых слов» для бюллетеня Совета по русскому языку при губернаторе Нижегородской области; отражены в авторской колонке портала для журналистов «Живое слово» (www.zhivoeslovo.ru). Отдельные положения диссертации послужили базой для ряда выступлений автора по проблемам культуры речи современных языковых изменений в различных СМИ г. Нижнего Новгорода, а также перед аудиторией учителей и преподавателей техникумов г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

Апробация исследования.

В полном объёме диссертация обсуждалась на заседании Отдела современного русского языка Института русского языка им. В.В.Виноградова РАН (ноябрь 2007 г.).

Вопросы, разработанные в диссертации, обсуждались на международных и всероссийских конгрессах, конференциях и семинарах, в том числе: Международная научная конференция «Аванесовские чтения» (Москва, 2002); Международная научная конференция «Социальные варианты языка» (Нижний Новгород, 2002; 2003); IV Всероссийская научно-практическая конференция РОПРЯЛ (Москва, 2002); Международная научная конференция «Русистика на пороге XXI века: проблемы и перспективы» (Москва, 2002); II Международная научная конференция «Язык и культура» (Москва, 2003); II Международный конгресс русистов «Русский язык: исторические судьбы и современность» (Москва, 2004; Москва, 2007); III Международная научно-методическая конференция «Текст: проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного» (Москва, 2004); Международная научная конференция Седьмые и Восьмые Шмелёвские чтения (Москва, 2006; Москва, 2008); Международная научная конференция «Научное наследие Б.Н.Головина и актуальные проблемы современной лингвистики» (Нижний Новгород, 2006), а также на ряде региональных и зональных конференциях и семинарах.

Автором опубликованы монография («Иноязычные слова в русской речи конца ХХ-начала ХХI вв.: проблемы освоения и функционирования». – М., изд-во «Элпис», 2008. – 496 с.), а также 62 печатные работы (статьи, материалы докладов, тезисы). Две статьи изданы за рубежом.

Структура работы. Диссертация состоит из «Введения», пяти глав, «Заключения», списка литературы и приложений. Общий объём работы – 509 стр. (основной текст – 458 стр.). Библиография включает более 500 наименований.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Иноязычные слова в русской речи конца хх-начала ХXI вв.: Проблемы освоения и функционирования iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История русской литературы конца XIX начала XX века» по специальности 021400 «Журналистика» для 3 курса дневного и заочного отделений Ростов-на-Дону
...
Иноязычные слова в русской речи конца хх-начала ХXI вв.: Проблемы освоения и функционирования iconВолодина Т. Модерн: Проблемы синтеза. «Вопросы искусствознания» 2-3/94, М., 1994
Кириченко Е. И. Проблемы развития русской архитектуры середины XIX — начала ХХ вв. М., 1989
Иноязычные слова в русской речи конца хх-начала ХXI вв.: Проблемы освоения и функционирования iconПрограмма элективного курса по русскому языку для учащихся 8-11 классов Название курса «Пером и словом»
Дополнительная литература: Альманах «Журналистика и культура речи», Виноградов С. И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура...
Иноязычные слова в русской речи конца хх-начала ХXI вв.: Проблемы освоения и функционирования iconСпецкурс «Проблемы русской орфоэпии и орфографии» (18 ч.)
Цель этого практического по своей направленности спецкурса – рассмотреть основные проблемы орфографии и орфоэпии в историческом аспекте...
Иноязычные слова в русской речи конца хх-начала ХXI вв.: Проблемы освоения и функционирования iconПрограмма курса «история русской литературы» (Х х1Х вв.) Автор ст преподаватель Петровицкая Ирина Викторовна Введени е
Х1Х в. В нем освещаются древнерусская литература (X xvii вв.), литература XVIII века, основное внимание уделено русской литературе...
Иноязычные слова в русской речи конца хх-начала ХXI вв.: Проблемы освоения и функционирования iconУрок 23. Новые идеи в искусстве конца 19 начала 20 века
Цели: рассмотреть многообразие направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века
Иноязычные слова в русской речи конца хх-начала ХXI вв.: Проблемы освоения и функционирования iconТворчество и. Д. Сазанова в контексте русской литературы конца XIX начала XX века
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального
Иноязычные слова в русской речи конца хх-начала ХXI вв.: Проблемы освоения и функционирования iconСумерки серебряного века
На основании исторического материала, литературных произведений определить влияние исторических событий конца ХIХ – начала ХХ веков...
Иноязычные слова в русской речи конца хх-начала ХXI вв.: Проблемы освоения и функционирования iconТатарская общественно-политическая мысль в литературе и публицистике конца XIX начала XX вв
Охватывают главным образом Поволжье и Приуралье. Выбор территориальных рамок связан, во-первых, со спецификой развития татарской...
Иноязычные слова в русской речи конца хх-начала ХXI вв.: Проблемы освоения и функционирования iconСерия романов д. М. Балашова «государи московские» как цикл
Работа выполнена в Тверском государственном университете на кафедре русской литературы ХХ-ХXI вв
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница