Программа по литературному чтению для 4 «Г» класса маоу «сош №8»




НазваниеПрограмма по литературному чтению для 4 «Г» класса маоу «сош №8»
страница1/5
Дата30.10.2012
Размер0.66 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по литературному чтению для 4 «Г» класса МАОУ «СОШ №8» разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №8», Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, типовой программы по литературному чтению и рассчитана на работу по учебному комплексу под редакцией Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Голованова (3 часа в неделю – 105 часов в год).


Цели и задачи изучения курса:

Изучение литературного чтения на третьем году обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; умение работать с разными видами информации;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными научно-познавательными текстами.

  • воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Курс литературного чтения направлен на решение следующих задач:

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

  1. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

Учитывая особенности художественной литературы, ее нравственную сущность, влияние на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.


Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).

Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс прочтения доступных по объему и жанру произведений, осмысления цели чтения и выбора вида чтения (ознакомительное, просмотровое, выборочное); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений - логического и др., соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения: участвовать в диалоге (задавать вопросы по тексту и отвечать на них); создавать монолог (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания); воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), написание отзыва.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текстов. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Настоящая программа предусматривает знакомство ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений по работе с книгой: ориентирование в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, знакомство с разными видами и типами книг, выбор книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника. Этот отбор обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6 - 10 лет, читательских предпочтений младших школьников. В предполагаемом содержании представлены малые и большие фольклорные формы; литературные произведения разных жанров отечественных и зарубежных писателей, классиков детской литературы XIX-XX вв., а также современных авторов.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения обучаемыми с целью ознакомления их с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим звеном содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа; созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их литературного развития, который характеризуется умениями:

  • осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;

  • работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусства) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);

  • применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создания различных форм интерпретации текста;

  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;

  • работать со справочно-энциклопедическими изданиями.


Место учебного предмета в учебном плане

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.


Ценностные ориентиры содержания курса

В соответствии с заявленными задачами и направлениями базовыми ориентирами при составлении программы являются:

  • выделение ценностных установок образования как института социализации личности, отражающих требования к образованию семьи, общества и государства;

  • определение в качестве ведущей цели образования в информационную эпоху мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни и формирование «компетентности к обновлению компетенций»;

  • понимание стандартов общего образования как конвенциональных норм, гарантирующих доступность, качество, эффективность образования и фиксирующих требования к результатам образования, набору образовательных областей и объему нагрузки на различных уровнях и ступенях образования с учетом возрастных и индивидуально- психологических особенностей развития учащихся, срокам обучения, структуре примерных образовательных программ, процедуре контроля за образовательными достижениями учащихся на разных возрастных этапах развития личности школьников;

  • проектирование вариативных психолого-педагогических технологий формирования универсальных действий, обеспечивающих развитие личности и построение картины мира на разных ступенях образования, достижения целей образования и ценностных ориентиров образования как института социализации подрастающих поколений в информационную эпоху.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.


Программно-методическое обеспечение:

Учебные пособия для учащихся:

1. Литературное чтение. Учебник для 4 класса в 2 ч. Сост. Л.Ф. Климанова.– М.: Просвещение, 2009г

Методические пособия для учителя:

1. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – М., 1997.

2. Светловская Н.Н., Пиче-оол. Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение. – М., 1999.

3. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков, Е.А. Шкловский. – М., 1998.

4. Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. – М., 1992.

5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1966.

6. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984.

7. Капинос В.И. Культура речи / Под ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд. – М., 1997.

8. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М., 1985.

9. Львов М.Р. Школа творческого мышления. – 2-е изд. – М., 1997.

10. Сборник проверочных работ в тестовой форме. Чтение, диагностика читательской компетентности. 4 класс. / Долгова О.В., Маркова С.Д., Татур А.О. - М.: «Интеллект-Центр», 2009


Особенности построения программы по литературному чтению в классе компенсирующего обучения

Анализ психолого-педагогических наблюдений выявил, что большинство учащихся класса не справляются с программными нормативами почтению (низкая скорость, ошибки при чтении, трудности в понимании содержания и пересказе). Отмечается также низкая познавательная активность, узкий кругозор и запас представлений об окружающем мире, специфические нарушения чтения по типу дислексий. С целью коррекции и преодоления выявленных затруднений в усвоении программы по литературному чтению, в данном планировании предусмотрено увеличение количества уроков внеклассного чтения (за счёт резерва) для расширения читательского и общего кругозора учащихся. На каждом из уроков планируется целенаправленная работа по преодолению специфических нарушений чтения, совершенствования техники и правильности чтения, развития навыков читательской деятельности. А также планируются мероприятия по совершенствованию основных когнитивных функций (внимание, память, мышление, восприятие).

Матрица основного содержания программы по литературному чтению в 4 «Г» классе



Наименование раздела

Кол-во часов

Элементы содержания

Планируемые предметные результаты

Примечания

1.

Летописи. Былины. Жития



10 ч

Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений. Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Тема, главная мысль, события, последовательность. Образные языковые средства. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Знать жанр «летопись»; жанр устного народного творчества «былина»; произведение «Житие Сергия Радонежского».

Уметь проводить сравнительный анализ летописи
и стихотворения А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст,

использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг; анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план.




2.

Чудесный мир классики




19 ч



Различные виды чтения. Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Осознанное, выразительное чтение текста. Чтение по ролям. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Понимание основного содержания услышанного. Устное изложение текста по плану. Декламация произведений. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Произведения классической литературы. Жанры литературных произведений. Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка на основе сравнения персонажей. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Тема, главная мысль, события, последовательность Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний, иллюстрация, и ее роль в понимании произведения.

Иметь представление о классической литературе.

Знать название и основное содержание изученного произведения; отличие рассказа от сказки; творчество П. Ершова; сказки А. С. Пушкина; творчество
М. Ю. Лермонтова.

уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; различать жанры произведений; различать сказки народные и литературные; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности; отвечать на вопросы по тексту; создавать небольшой устный текст на заданную тему,





3.

Поэтическая тетрадь


10 ч

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Настроение лирического героя.

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Осознанность и выразительность чтения Связь литературы с музыкой и живописью Образные языковые средства.

Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета,

Е. Баратынского, Н. Некрасова, И. Никитина,
И. Бунина; названия, основное содержание изученных литературных произведений о ребятах-сверстниках; лирические произведения о весне; произведения о Родине; книги о жизни трудового народа

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины, участвовать в обсуждении текста; читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы; читать осознанно и выразительно текст художественного произведения «про себя», определять тему и главную мысль произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; выделять и анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений.




4.

Литературные сказки

12 ч

Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Тема, главная мысль, события, последовательность. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. Выражение личного отношения к прочитанному. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Оценка иллюстрации к произведению.


Знать названия, основное содержание изученных произведений; делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя; творчество
В. М. Гаршина, П. П. Бажова; книги, рассказывающие об истории нашей Родины.

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту; читать осознанно и выразительно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев характер, мотивы поведения; работать с иллюстрациями; пересказывать по плану; отвечать на вопросы; использовать приобретенные знания и умения для самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные; анализировать

выделять фантастические события, отвечать на вопросы; создавать небольшой устный текст на заданную тему




5.

Делу время – потехе час




7 ч


Литературная сказка. Рассказ. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Осознанность и выразительность чтения, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них Рассказ о своих впечатлениях о произведении Умение составлять простейшие задания для викторины.

Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном; определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему, пересказывать доступный по объему текст; анализировать образные языковые средства; использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг.




6.

Страна детства

7 ч

Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой. Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа, ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них Рассказ о своих впечатлениях о произведении. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению.

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии); пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы; определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора; анализировать образные языковые средства;




7.

Поэтическая тетрадь


5 ч

Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. Тема, главная мысль. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Знать основное содержание изученных литературных произведений о ратных подвигах родного народа.

Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы; различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию; читать стихотворные произведения наизусть




8.

Природа и мы


10 ч

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Понимание содержания литературного произведения. Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях). Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения.

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе; творчество Д. Н. мамина-Сибиряка, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, Е. И. Чарушина.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, работать с иллюстрациями; создавать небольшой устный текст на заданную

тему; различать жанры произведений; анализировать образные языковые средства; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация), виды информации, опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал




9.

Поэтическая тетрадь


7 ч

Связь произведений литературы с другими видами искусств. Сопоставление произведений художественной литературы и произведений
живописи. Декламация произведений. Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, работать с иллюстрациями; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) выразительно и осознанно, отвечать на вопросы; пересказывать содержание произведения по иллюстрациям; использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг




10

Родина

5 ч

Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям. Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация произведений.

Связь литературы с другими видами искусства. Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией. Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

Знать произведения о Родине.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного; анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений; работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы; сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту.




11

Страна Фантазия



3 ч

Система событий, составляющих основу художественного произведения. Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг; определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по
ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев; составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;




12

Зарубежная литература



10 ч

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления. Герои произведения – восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Рассказ о своих впечатлениях о произведении. Взаимоотношения людей.

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений, творчество Г.-Х. Андерсена.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы, составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения; пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы; делить текст на части, составлять план; использовать полученные знания для самостоятельного чтения книг.




В том числе 15 ч – внеклассное чтение

  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа по литературному чтению для 4 «Г» класса маоу «сош №8» iconПрограмма по русскому языку для 4 «Г» класса маоу «сош №8»
Ош №8» создана на основе «Основной программы начального общего образования», Федеральных государственных стандартов общего образования...
Программа по литературному чтению для 4 «Г» класса маоу «сош №8» iconПрограмма по литературному чтению (1 4 классы) Система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова
Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными...
Программа по литературному чтению для 4 «Г» класса маоу «сош №8» iconАнализ предметной недели по литературному чтению в 1-4 классах
С 23 января по 30 января в классах начальной школы была проведена неделя по литературному чтению (ответственные Колганова Е. А. и...
Программа по литературному чтению для 4 «Г» класса маоу «сош №8» iconРабочая учебная программа по литературному чтению класс (параллель) 3, 4
Примерной программы начального общего образования по литературному чтению, обеспечивающей выполнение требований Федерального государственного...
Программа по литературному чтению для 4 «Г» класса маоу «сош №8» iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» начального общего образования составлена на основе примерной программы по литературному чтению (Письмо мон РФ от 07.
На основе примерной программы по литературному чтению (Письмо мон РФ от 07. 07. 2005г. №03-1263 «О примерных программах по учебным...
Программа по литературному чтению для 4 «Г» класса маоу «сош №8» iconТематическое планирование по литературному чтению, 1 класс
Учебно-тематическое планирование по литературному чтению, 1 класс, автор учебника В. Г. Горецкий
Программа по литературному чтению для 4 «Г» класса маоу «сош №8» iconРабочая программа по литературному чтению для 1 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Начальные классы. Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина по курсу «Литературное чтение» для 1 – 4 классов ( Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина...
Программа по литературному чтению для 4 «Г» класса маоу «сош №8» iconПрограмма разработана на основе авторской программы по литературному чтению Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской «Программы по учебным предметам»
Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской «Программы по учебным...
Программа по литературному чтению для 4 «Г» класса маоу «сош №8» iconРабочая программа литературному чтению для 2 класса составлена на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов
Приказ мо РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного)...
Программа по литературному чтению для 4 «Г» класса маоу «сош №8» iconРабочая программа по литературному чтению для 3,4 классов на 2009-2010
Охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница