Дипломное проектирование




НазваниеДипломное проектирование
страница1/10
Дата30.10.2012
Размер1.17 Mb.
ТипДиплом
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10





В.Ф.АЛЕКСЕЕВ


Дипломное проектирование


Материалы собрания по дипломному проектированию

студентов специальностей «Моделирование и компьютерное

проектирование РЭС» и «Техническое обеспечение безопасности»


Минск 2011

УДК 621.396.6.002 (075.8)






Алексеев, В.Ф.

Дипломное проектирование. Материалы собрания по дипломному проектированию студентов специальностей «Моделирование и компьютерное проектирование РЭС» и «Техническое обеспечение безопасности» [Электронный ресурс]. − 2011.









Представлена электронная версия основных вопросов, которые были обсуждены на собраниях по дипломному проектированию студентов специальностей «Моделирование и компьютерное проектирование РЭС» и «Техническое обеспечение безопасности» Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники: 26.02.2011 − для студентов заочной формы обучения и 24.03.2011 − для студентов очной формы обучения.
















 В.Ф.Алексеев, 2011

СОДЕРЖАНИЕ







стр.

1.Выдержки из инструкции по подготовке, оформлению и представлению к защите дипломных проектов (работ) в высших учебных заведениях




5

2.О консультировании студентов




11

3.Некотрые рекомендации по оформлению пояснительной записки




12

4.Основные стандарты, которые могут быть использованы при выполнении дипломных проектов




28

5.Опроцентовки выполнения и защита дипломных проектов




79

6.Календарный план мероприятий по организации преддипломной практики и дипломного проектирования в БГУИР




80
















































Кафедра радиоэлектронных средств


1.ВЫДЕРЖКИ ИЗ ИНСТРУКЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ, ОФОРМЛЕНИЮ

И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ К ЗАЩИТЕ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ)

В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ


УТВЕРЖДЕНО

Приказ Министерства образования

Республики Беларусь

от 27 июня 1997 г. № 356


ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ, ОФОРМЛЕНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ


К ЗАЩИТЕ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ)

В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ1


1.Выполнение дипломных проектов (работ) является заключительным этапом обучения студентов в высшем учебном заведении и имеет своей целью:

−закрепление и углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности и применение их для решения конкретных задач;

−формирование навыков ведения самостоятельной проектно-конструкторской или исследовательской работы и овладение методикой проектирования или научного исследования и эксперимента;

−приобретение навыков обобщения и анализа результатов, полученных другими разработчиками или исследователями;

−выяснение подготовленности студента для самостоятельной работы в условиях современного производства, прогресса науки, техники и культуры.


2. Дипломный проект (работа) является квалификационной работой выпускника. По уровню выполнения дипломного проекта (работы) и результатам его (ее) защиты Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК) делается заключение о возможности присвоения выпускнику соответствующей квалификации.

Тематика дипломных проектов (работ) должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, техники и культуры, по своему содержанию отвечать задачам, изложенным в п.1 настоящей Инструкции.

Тематика дипломных проектов (работ) и их руководители определяются выпускающими кафедрами и утверждаются советом факультета. При определении тематики следует учитывать конкретные задачи в данной области подготовки. Общий перечень тем дипломных проектов (работ) ежегодно обновляется и доводится до сведения студентов в установленном вузом порядке.

Темы дипломных проектов (работ) и их руководители утверждаются приказом ректора по представлению декана факультета. В случае необходимости изменения или уточнения темы дипломного проекта (работы) декан факультета на основании представления кафедры возбуждает ходатайство о внесении соответствующих изменений в приказ ректора.


3.В соответствии с темой дипломного проекта (работы), руководитель дипломного проекта (работы) выдает студенту задание по изучению объекта практики и по сбору материала к дипломному проекту (работе). Одновременно студенту выдается задание на дипломный проект (работу), составленное руководителем и утвержденное заведующим кафедрой, с указанием срока окончания. Форма задания устанавливается приказом ректора по представлению декана факультета (применительно к прилагаемому образцу). Это задание вместе с проектом представляется в ГЭК.


4.Руководителями дипломных проектов (работ) назначаются лица из профессорско-преподавательского состава данного вуза, как правило, профессора и доценты, а также научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты данного вуза и других учреждений и предприятий.

Дипломный проект (работа) выполняется студентом в течение промежутка времени, отведенного для этого учебным планом по соответствующей специальности. Рекомендуется включить в этот промежуток времени также время нахождения студента на последней производственной практике.


5. Руководитель дипломного проекта (работы) обязан:

−составить и выдать задание на дипломный проект (работу);

−оказать студенту помощь в разработке календарного плана-графика на весь период выполнения дипломного проекта (работы);

−рекомендовать студенту необходимую основную литературу, справочные и архивные материалы, типовые проекты и другие источники по теме дипломного проекта (работы);

−проводить систематические, предусмотренные планом-графиком беседы со студентом, давать студенту консультации, контролировать расчетные и экспериментальные результаты;

−контролировать ход выполнения работы и нести ответственность за ее выполнение вплоть до защиты дипломного проекта (работы);

−составить отзыв о дипломном проекте (работе).


6.По предложению руководителя дипломного проекта (работы) в случае необходимости кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным узконаправленным разделам дипломного проекта (работы) за счет лимита времени, отведенного на руководство дипломным проектом (работой).

Консультантами по отдельным разделам дипломного проекта (работы) могут назначаться профессора и преподаватели высших учебных заведений, а также высококвалифицированные специалисты и научные работники других учреждений и предприятий. Консультанты проверяют соответствующую часть выполненной студентом работы и ставят на ней свою подпись.


9. В дипломном проекте (работе) в соответствии с заданием должны быть детально освещены вопросы темы, включая критический анализ литературных данных и проведение самостоятельных теоретических и (или) экспериментальных исследований изучаемого вопроса или разрабатываемого объекта. В дипломных проектах, кроме того, должны быть отражены вопросы технологии, стандартизации, экономики, охраны труда и т.п., свойственные особенностям специальности.


10.Дипломный проект состоит из двух частей: пояснительной записки и комплекта конструкторских документов и другого графического и (или) иллюстративного материала. Дипломная работа оформляется, как правило, в виде пояснительной записки и может сопровождаться графической частью.


11.Общими требованиями к пояснительной записке к дипломному проекту (работе) являются: четкость и логическая последовательность изложения материала, убедительность аргументации, краткость и ясность формулировок, исключающих неоднозначность толкования, конкретность изложения результатов, доказательств и выводов. Пояснительная записка к дипломному проекту (работе) должна в краткой и четкой форме раскрывать творческий замысел проекта (работы), содержать методы исследования, принятые методы расчета и сами расчеты, описание проведенных экспериментов, их анализ и выводы по ним, технико-экономическое сравнение вариантов и при необходимости сопровождаться иллюстрациями, графиками, эскизами, диаграммами, схемами и т.п. В тех случаях, когда в проектах (работах) содержатся сложные математические расчеты, для их проведения, как правило, применяется электронно-вычислительная техника.

Пояснительная записка к дипломному проекту (работе) должна включать:

−титульный лист,

−задание (для дипломного проекта),

−содержание (оглавление),

−перечень условных обозначений, символов и терминов (если в этом есть необходимость),

−введение,

−разделы, представляющие собой обзор литературных источников по теме, используемые методы и (или) методики, собственные теоретические и экспериментальные исследования, результаты расчетов и другие, определенные заданием,

−экономическое обоснование принятого решения, определение экономической эффективности внедрения полученных результатов, требования охраны труда и техники безопасности при эксплуатации разработанного объекта для дипломных проектов (для работ производственного направления),

−заключение (выводы),

−список использованных источников,

−приложения (при необходимости).

Текстовый материал пояснительной записки к дипломному проекту (работе) должен быть оформлен в соответствии с действующими стандартами на оформление текстовых документов. Пояснительная записка должна быть выполнена на стандартной белой бумаге формата А4 и написана четким почерком чернилами (пастой) одного цвета, либо отпечатана на пишущей машинке или с помощью компьютерных средств с шагом в два интервала. Если текст отпечатан, то отдельные слова и формулы вписываются в текст черными чернилами (пастой, тушью) с соблюдением правил латинской и греческой орфографии. При использовании стандартных текстовых редакторов допускается оформление формул с помощью средств этого редактора. Чертежи к дипломным проектам выполняются по формату тушью, карандашом, а в части условных обозначений и масштаба должны соответствовать требованиям действующих стандартов.

Пояснительная записка к дипломному проекту (работе) должна быть переплетена или помещена в стандартную папку для дипломного проектирования (дипломной работы).


12.Студент может по рекомендации кафедры представить дополнительно краткое содержание дипломного проекта (работы) на одном из иностранных языков, которое оглашается на защите и может сопровождаться вопросами к студенту на этом языке.


14.Перед началом выполнения дипломного проекта (работы) студент должен разработать календарный график работы на весь период с указанием очередности выполнения отдельных этапов и после одобрения руководителем представить на утверждение заведующему выпускающей кафедрой.


15.Декан факультета устанавливает сроки периодического отчета студентов по выполнению дипломного проекта (работы). В установленные деканом сроки студент отчитывается перед руководителем и заведующим кафедрой, которые фиксируют степень готовности проекта (работы) и сообщают об этом декану факультета.


16.За принятые в дипломном проекте (работе) решения, правильность всех данных и сделанные выводы отвечает студент - автор дипломного проекта (работы).


17. Законченный дипломный проект (работа), подписанный студентом и консультантами, представляется руководителю, который составляет на него (ее) отзыв.

В отзыве руководителя дипломного проекта (работы) должны быть отмечены:

−актуальность темы дипломного проекта (работы),

−степень решенности поставленной задачи,

−степень самостоятельности и инициативности студента,

−умение студента пользоваться специальной литературой,

−способности студента к инженерной или исследовательской работе,

−возможность использования полученных результатов на практике,

−возможности присвоения выпускнику соответствующей квалификации.


18. Дипломный проект (работа) и отзыв руководителя представляются заведующему кафедрой, который решает вопрос о возможности допуска студента к защите дипломного проекта (работы). Для решения этого вопроса на кафедре может создаваться рабочая комиссия (комиссии), которая заслушивает сообщение студента по дипломному проекту (работе), определяет соответствие дипломного проекта (работы) заданию и выясняет готовность студента к защите.

Допуск студента к защите фиксируется подписью заведующего кафедрой на титульном листе пояснительной записки к дипломному проекту (работе).

Если заведующий кафедрой на основании выводов рабочей комиссии не считает возможным допустить студента к защите, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя дипломного проекта (работы). При отрицательном заключении кафедры протокол заседания представляется через декана факультета на утверждение ректору, после чего студент информируется о том, что он не допускается к защите дипломного проекта (работы).


19.Дипломный проект (работа), допущенный выпускающей кафедрой к защите, направляется заведующим выпускающей кафедрой на рецензию.

Рецензенты дипломных проектов (работ) утверждаются деканом факультета по представлению заведующего кафедрой не позднее одного месяца до защиты из числа профессорско-преподавательского состава других кафедр, специалистов производства и научных учреждений, педагогического состава других вузов.


20.Порядок защиты дипломного проекта (работы) определяется Положением о Государственных экзаменационных комиссиях.


21.Дипломный проект (работа) после защиты хранится в вузе, в котором она выполнялась на протяжении пяти лет.


2.О КОНСУЛЬТИРОВАНИИ СТУДЕНТОВ


Руководители дипломных проектов − еженедельно по 2 часа (согласно утвержденному графику) и индивидуально по мере необходимости по предварительной согласованности с руководителе ДП (см. сайт кафедры и объявления на информационном стенде «Дипломное проектирование»).


Кураторы специальностей:

МиКПРЭС − АЛЕКСЕЕВ Виктор Федорович

1, 3 суббота каждого месяца (субботы календарные, а не учебные) с 10.00 до 13.00 час. в ауд. 415-1 корп.;

по предварительному согласованию по электронной почте или Skype;

по Skype − alexvikt_minsk


ТОБ − АЛЕФИРЕНКО Виктор Михайлович

по предварительному согласованию по электронной почте


По разделам экономического обоснования и охраны труда (экологической безопасности) − еженедельно по утвержденному графику (см. сайт кафедры и объявления на информационном стенде «Дипломное проектирование» кафедры РЭС и кафедр экономики и ИПиЭ).


По нормоконтролю

Специальность МиКПРЭС − проводят ассистенты ШОКУРОВА Александра Павловна (ауд. 412-1 корп.) и ТОЛСТАЯ Алла Ивановна (ауд. 412-1 корп.).

Распределение студентов утверждено распоряжением по кафедре РЭС.

Консультации проводятся весь период дипломного проектирования еженедельно по утвержденному графику (см. сайт кафедры и объявления на информационном стенде «Дипломное проектирование»).

Специальность ТОБ − проводят ст.преподаватель СЕРЕНКОВ Валентин Юрьевич (ауд. 37-1 корп.) и ассистент БЕРЕСНЕВИЧ Андрей Игоревич (ауд. 405-1 корп.).

Распределение студентов утверждено распоряжением по кафедре РЭС.

Консультации проводятся весь период дипломного проектирования еженедельно по утвержденному графику (см. сайт кафедры и объявления на информационном стенде «Дипломное проектирование»).

Прохождение нормоконтролястрого по графику (см. задание на дипломное проектирование, сайт кафедры и объявления на информационном стенде «Дипломное проектирование»).

3.НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ

ЗАПИСКИ


Пояснительная записка должна быть оформлена в соответствии с ГОСТ 2.105-95 Общие требования к текстовым документам, а также СТП 01-2010 Дипломные проекты (работы). Общие требования.

Кроме этого можно также руководствоваться следующими положениями, которые дополняют, но не изменяют положений, изложенных в перечисленных выше документах.


Оформление текста

  1. Параметры страницы должны быть одинаковыми по всей работе (верхнее – 2 см; нижнее – 2 см; левое – 3,0 см; правое – 1,5 см). Установить поля страницы можно с помощью следующей команды Файл→Параметры страницы (рисунок 1).





Рисунок 1 − Окно Параметры страницы


  1. Шрифт текста – Times New Roman, размер шрифта – 14 пт.

Междустрочный интервал − одинарный. Одинаковый междустрочный интервал можно установить с помощью следующей команды Формат → Абзац → Интервал → междустрочный (рисунок 2) или на панели инструментов Форматирование нажать кнопку Междустрочный интервал и в раскрывающемся списке выбрать необходимый интервал (рисунок 3).




Рисунок 2 − Выбор междустрочного интервала




Рисунок 3 − Панель инструментов Форматирование

  1. В тексте (кроме заголовков) должны быть обязательно расставлены переносы. Расставить переносы можно с помощью следующей команды: Сервис → Язык → Расстановка переносов и установить флажок Автоматическая расстановка переносов (рисунок 4).





Рисунок 4 − Окно Расстановка переносов


  1. Номера страниц следует располагать внизу листа. Расставить номера страниц можно с помощью следующей команды: Вставка → Номера страниц (рисунок 5).





Рисунок 5 − Окно Номера страниц


  1. Абзацный отступ следует делать одинаковым по всей работе. Рекомендуемый абзацный отступ – 1,27 см (или 1,25 см). Одинаковый абзацный отступ можно установить следующим образом: меню Формат → окно Абзацв поле Первая строка установить отступ на…(см. рисунок 2).



Оформление сокращений в тексте

ГОСТ 7.12-93 устанавливает общие требования и правила сокращения слов и словосочетаний на русском языке. ГОСТ 7.11-2004 определяет правила сокращения слов и словосочетаний на иностранных европейских языках. При использовании сокращений для всех грамматических форм одного и того же слова применяется одно и то же сокращение, независимо от рода, числа, падежа и времени. Необходимо также руководствоваться следующими соображениями:

  1. Падежное окончание в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, должно быть однобуквенным, если последней букве предшествует гласный звук, а если согласный – двухбуквенным.

Например: 5-й (пятый), 5-го (пятого).

  1. При обозначении крупных круглых чисел используются сокращения: для тысяч – с точкой (тыс.), для миллионов, миллиардов – без точки (млн, млрд).

Знаки в тексте

  1. Знак процентов (%) отделяют от предшествующего числа пробелом.

  2. Знаки №, § пишут слитно с последующим числом.

  3. Знаки градуса (º), минуты (′) секунды (″) пишутся слитно с предшествующим числом. Но в выражениях типа «16 ºС» знак градуса отделяют пробелом от предшествующего числа и пишут слитно с обозначением шкалы.

  4. В тексте используют только типографские кавычки вида « » (ёлочкой). Другие кавычки (“ ”) и (" ") допустимы только при записи программных кодов, html и др.

  5. Следует различать знаки тире (–) и дефис (-) в тексте.

Тире (–) ставится:

а) перед каждой позицией перечисления, если в тексте имеется ненумерованный список, например:

б) в пояснениях к математическим формулам после каждого символа перед его расшифровкой (примеры см. в подразд. «Набор математических формул»);

Учебный курс «Прикладные системы обработки данных» ориентирован на то, чтобы в результате его освоения:

−сформировать у студентов фундамент современной информационной культуры;

−обеспечить устойчивые навыки работы на персональном компьютере в условиях локальных и глобальных вычислительных сетей и систем телекоммуникации;

−освоить современные пакеты прикладного программного обеспечения.


в) между двумя или несколькими словами для обозначения пределов:

– временных: массовые отпуска в июле – августе;

– количественных: сопротивление не должно превышать 3–5 Ом;

(Тире при цифрах, заменяющее по смыслу фразу «от…до…», не отделяют пробелами);

г) в словосочетаниях типа база – эмиттер, ввод – вывод, сток – исток, затвор – исток;

д) между двумя или несколькими фамилиями, если это название какого-либо закона, явления, теории: теория Канта – Лапласа, закон Бойля – Мариотта, постоянная Стефана – Больцмана.



Дефис (-) ставится:

а) как знак сокращения:

– при выкидке середины слова: д-р техн. наук;

– при сокращении сложного слова, которое пишется через дефис: инженер-механик инж.-механик;

б) между частями двойной фамилии (Склодовская-Кюри);

в) в сложных прилагательных:

– типа вертикально-сверлильный; поперечно-строгальный; зубчато-реечный; ступенчато-симметричный.

Примечание. Прилагательные, образованные от иноязычной фамилии

с частицами типа де, фон, ван, пишутся слитно (фон Нейман → фоннеймановская концепция; де Бройль → дебройлевская гипотеза).


Набор математических формул

  1. Цифры в формулах набирают прямым шрифтом.

  2. Буквенные символы латинского алфавита рекомендуется набирать курсивным шрифтом, греческого, готического и русского – прямым шрифтом.

Например: .

  1. Сокращенные тригонометрические и математические термины sin, cos, tg, arcsin, ln, lg, lim, const, min, max набирают прямым шрифтом.

Например: , sin x.

  1. Размер и вид знаков в формулах должен быть одинаковым по всей работе. Размеры символов: основные – не менее 14 пт; индексы и степенные знаки – не менее 10 пт, индексы второго уровня – не менее 9 пт; знаки , 

и т.п. – не менее 18 пт.

Установить необходимые параметры можно следующим образом:

4.1. В MathType (рисунок 6): в меню редактора формул выбрать Size (Размер) → Define (Определить):




Рисунок 6 − Подготовка к установке размерности знаков в формулах

В появившемся окне Define Sizes (Размеры) задать для первых трех параметров соответствующий размер и единицу измерения, а затем нажать кнопки ApplyOK (рисунок 7).



Рисунок 7 − Установка размерности знаков в формулах

4.2. Для создания формул рекомендуется использовать редактор формул Microsoft Equation (рисунок 8), который вызывается с помощью команды Вставка → Объект → Создание Тип объектаMicrosoft Equation 3.0 (если редактор формул недоступен, его необходимо установить) или с помощью соответствующей кнопки, расположенной, например, на панели форматирования (рисунок 9).





Рисунок 8 − Окно Вставка объекта




Рисунок 9 − Вызов редактора формул с помощью кнопки Редактор формул


Кнопка редактора формул (см. рисунок 9) может быть добавлена на панель инструментов следующим образом:

− выполните команду Сервис → Настройка;

− в диалоговом окне Настройка выберите закладку Команды (рисунок 10);

− в поле Категории выберите Вставка;

− в поле Команды выберите Редактор формул;

− удерживая правую кнопку мыши перетащите выбранную команду на панель инструментов, например, на панель форматирования (см. рисунок 10)2;

− закройте диалоговое окно.




Рисунок 10 − Окно Настройка

При создании формул необходимо использовать математический стиль (рисунок 11). При этом размер шрифтов, интервалы и форматы автоматически регулируются в соответствии с правилами записи математических выражений.





Рисунок 11 − Окно Редактора формул

Интервалы в редакторе формул могут быть установлены с помощью команды Формат Интервалы (рисунок 12).





Рисунок 12 − Окно Интервал

  1. Знаки математических действий и соотношений (=, ≠, <, >, +, −) отделяют от предыдущих и последующих цифр и знаков пробелом (рисунок 13). В тоже время при числах, встречающихся в тексте, знаки «+» и «–» от числа не отделяют: ±5.




Рисунок 13 − Установка пробелов в редакторе формул


  1. Расшифровку формулы рекомендуется начинать со слова «где» с новой строки с абзацного отступа.

  2. Символы раскрываются в расшифровке в порядке следования в формуле.

Например:


В общем виде характеристики полевого транзистора могут быть аппроксимированы степенным полиномом

, (3.1)

где Р – выходные параметры ПТ, например, ток стока , крутизна S,

проводимость G;

– максимальное значение выходного параметра;

– напряжение затвор – исток транзистора;

– напряжение отсечки;

– степень аппроксимирующего полинома.


Следует избегать многоярусного написания формул. Во избежание переноса допускается уменьшение пробелов между элементами формулы. Если уменьшением пробелов не удается разместить формулу на строке целиком, то переносы допускаются на знаках =, <, >, +, −, (знак умножения «» при переносе меняется на «×»), при этом знак повторяют в начале следующей строки.

Например:



  1. Формулы рекомендуется нумеровать в пределах раздела, к которому они относятся. Номер формулы должен состоять из порядкового номера раздела и отделенного от него точкой порядкового номера формулы, например: формула (2.7). Если в разделе одна формула, ее также нумеруют, например: формула (1.1).



Оформление таблиц

Цифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблиц, что позволяет более наглядно представить для сравнения полученные результаты.

Все приводимые в таблицах данные должны быть достоверны, однородны и сопоставимы, в основе их группировки должны лежать существенные признаки.

Таблицы рекомендуется нумеровать в соответствии с принятой системой нумерации формул и рисунков, например: «Таблица 2» при сквозной нумерации или «Таблица 1.2» при нумерации по разделам пояснительной записки. Как правило, целесообразно использовать однотипную (сквозную или по разделам) нумерацию рисунков и таблиц по всей пояснительной записке.

При оформлении таблиц следует руководствоваться следующими правилами:

1. Таблицы следует набирать в Microsoft Word с помощью команды Таблица Вставить Таблица. В диалоговом окне Вставка таблицы установить необходимое число столбцов и строк. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.


После того как таблица создана рекомендуется ее выделить и выполнить команду Таблица → Автоподбор → Фиксированная ширина столбца. Данная команда позволяет исключить «плавание» размеров ширины столбцов.

После выполнения указанных действий можно сформировать необходимую ширину столбцов.

2. Размер шрифта для табличных данных – такой же, как и во всей пояснительной записке. Допускается применять в таблице шрифт, на 1–2 пт меньший, чем шрифт основного текста.

3. Таблицы снабжают тематическими заголовками. Основной текст пояснительной записки и заголовок таблицы должны быть разделены пробельной строкой. Пробельной строкой отделяют от таблицы следующий за ней текст. Заголовок и фактический материал таблицы пробельной строкой не разделяют (см. пример построения таблицы).

Пример построения таблицы

Таблица 1.1 − Сравнительный анализ результатов теплового моделирования проектируемого изделия различными программными средствами






 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 































 

 

 

 

 
















 



Заголовки в «шапке» таблицы выравниваются по центру ячейки (по горизонтали и вертикали) и набираются с прописной буквы, при этом обозначение единицы измерения величины отделяется от текста заголовка запятой.

Согласно ГОСТ 2.105-95 таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

4. Цифровая информация может выравниваться по разрядам, по запятой, либо по центру ячейки (в случае разнородности данных).

5. При построении таблиц графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается. Если же нумерация данных необходима, порядковый номер следует указывать в первой графе боковика таблицы непосредственно перед их наименованием.

Графа «Примечания» допускается лишь в тех случаях, когда она содержит ссылки, относящиеся к нескольким строкам таблицы. Во всех остальных случаях примечания лучше давать в виде сноски под таблицей отдельной строкой.

6. Все слова в «шапке» и боковике таблицы следует писать полностью, без сокращений. Допускаются сокращения и буквенные обозначения, принятые в тексте, или стандартные сокращения, устанавливаемые ГОСТ 7.12-93 и ГОСТ 7.11-2004.

7. В таблицах не допускается оставлять пустые (незаполненные) ячейки. Пропуски (если данные отсутствуют) заменяют знаком тире.

8. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист. При переносе таблицы, на следующую страницу го­ловку таблицы можно повторить и над ней поместить слова «Продолжение таблицы <номер таблицы>». Если головка громозд­кая, допускается ее не повторять. В этом случае прону­меровывают графы и повторяют их нумерацию на сле­дующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.

9. На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте документа, при ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота или с поворотом по часовой стрелке.

10. Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется ее головка, во втором случае − боковик.

11. Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух или более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее − кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается.


Оформление графического материала

Количество иллюстративного материала (графического материала, схем, рисунков, диаграмм, фотографий и т.п.) должно быть достаточным для пояснения излагаемого материала.

Рисунки располагают как можно ближе к соответствующим частям текста в порядке ссылок. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами в пределах раздела, например «Рисунок 3.4» . На все рисунки в тексте должны быть ссылки, например (рисунок 7.2), или при повторной ссылке (см. рисунок 7.2)3. В ссылках рекомендуется использовать обороты «в соответствии с рисунком 2», «на рисунке 5.1 изображены…» и т. п.

При оформлении рисунков следует руководствоваться следующими рекомендациями:

  1. Рисунки должны быть четкими.

  2. Подрисуночная подпись отделяется от рисунка пробелом в одну строку, размер букв подрисуночной подписи – 14 пт.

Согласно СТП 01-2010 допускается выносить в подрисуночную подпись расшифровку условных обозначений, частей и деталей иллюстрации. Все пояснительные данные помещают между рисунком и подрисуночной подписью.

Расшифровки пишут в подбор, отделяя их друг от друга точкой с запятой. Цифры, буквы, другие условные обозначения позиций в расшифровке приводят, отделяя от расшифровок знаками тире, например, «1 – измерительный преобразователь; 2 – усилитель; или а – корректирующее звено; б – …». Длина строк с пояснениями не должна выходить за границы рисунка. Стандартные буквенные позиционные обозначения, приведенные на рисунке, не расшифровывают.

Если обозначения, приведенные на иллюстрации, разъясняются в тексте пояснительной записки, то расшифровки в подрисуночных подписях не допускаются.

Не разрешается часть деталей иллюстрации пояснять в тексте, а другую расшифровывать в подрисуночной подписи.

Все подрисуночные подписи в пояснительной записке следует выполнять единообразно.


  1. Размер шрифта надписей и обозначений на рисунке – не менее 12 пт.

  2. Рисунок вместе с подрисуночной подписью должен быть отделен от предыдущего и последующего текста пробелом в одну строку.

  3. В подрисуночной подписи, состоящей из нескольких строк, перенос слов не допускается.

  4. Подрисуночная подпись не должна выходить за границы рисунка.

Например:


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Дипломное проектирование iconДипломное проектирование
Дерябкин, В. П. Информационные системы в технике и технологиях. Ч. Дипломное проектирование. Ч. Автоматизированные информационные...
Дипломное проектирование iconДипломное проектирование

Дипломное проектирование iconДипломное проектирование

Дипломное проектирование iconО. Г. Лунин «Курсовое и дипломное проектирование технологического оборудования пищевых производств». М.: Агропромиздат. 1990г. 269с
О. Г. Лунин «Курсовое и дипломное проектирование технологического оборудования пищевых производств». М.: Агропромиздат. 1990г. –...
Дипломное проектирование iconРуководство к практическим занятиям «Проектирование плис с использованием сапр orcad 1»
Руководство к практическим занятиям «Проектирование плис с использованием сапр orcad 1» по курсам «Применение микросхем и микропроцессоров»,...
Дипломное проектирование iconДипломное проектирование константинову Андрею Андреевичу
Тема проекта: «Системы управления технологическим оборудованием буровой установки»
Дипломное проектирование iconДипломное проектирование
С дополнительной подготовкой: Педагог-организатор групп социального развития школьников (социально-педагогическая деятельность)
Дипломное проектирование icon230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»
...
Дипломное проектирование iconДипломное проектирование
План-график проведения лабораторно-экзаменационных сессий и графики выполнения контрольных работ по 6-ти летней форме обучения (на...
Дипломное проектирование iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
К дипломное проектирование: учеб пособ./ А. В. Тамьяров, М. В. Тамьярова, Д. О. Чуянов, Е. А. Шумилов; – Самара. Самар гос техн ун-т.,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница