Модель системы оценки качества образования




Скачать 182.17 Kb.
НазваниеМодель системы оценки качества образования
Дата30.10.2012
Размер182.17 Kb.
ТипДокументы



Модель системы оценки качества образования

Развитие государственно-общественных отношений в сфере образования, изменение механизмов финансирования образовательной деятельности, обострение конкуренции между образовательными учреждениями, дальнейшее развитие принципа автономности их деятельности существенно меняют всю систему образования, т.к. она должна быть адекватной сегодняшним социальным и экономическим потребностям общества.

При реализации данного направления разработчики Проекта исходили из того, что в процессе формирования системы оценки качества образования существуют следующие проблемы:

привлечение больших инвестиций в систему образования невозможно без обеспечения прозрачности и адекватности полученного образования потребностям общества;

отсутствие технологий перевода данных о результатах функционирования образовательной системы в контекст представлений потребителей о качестве этих результатов для представления им;

непонимание и отрицание попытки оказания влияния на содержание образования со стороны общественности;

глубокое недоверие традиционной образовательной среды к попытке оценить результаты образования.

Для решения данных проблем необходимо усиление ответственности всех участников образовательного процесса за результат и, как следствие, развитие самодиагностики саморазвития как отдельно взятого преподавателя, так и образовательного учреждения; переход на новые стандарты образования, разработанные на компетентностной основе; создание единой информационной и экспертной системы; обеспечение управления образованием по результатам через обеспечение «устойчивости образования»; привнесение в образование методов и приемов управления, успешно зарекомендовавших себя в бизнесе; разработка модели мониторинга образовательных достижений учащихся, обеспечивающей всех потребителей необходимой информацией для корректировки образовательного процесса и принятия управленческих решений разного уровня.

Значимость реализации направления РКПМО «Развитие региональной многоуровневой системы оценки качества образования» (далее- РСОКО )подчеркивается уже тем, что Положение о РСОКО Тамбовской области утверждено постановлением администрации области. Данным документом устанавливаются единые требования к системе оценки качества на территории области, определяются цели, задачи, принципы и основные составляющие РСОКО.

Для обеспечения единых подходов к построению и развитию РСОКО при администрации области создан Координационный совет (Постановление администрации области от 18.01.2008 г. №57 «Об оценке учебных достижений обучающихся в условиях построения региональной системы оценки качества образования»). В состав Координационного совета вошли представители органов законодательной и исполнительной власти, образовательных учреждений всех уровней образования, общественных организаций и институтов.

Организационная структура РСОКО включает: управление образования и науки области, ТОГУ «Центр экспертизы образовательной деятельности», муниципальные органы управления образованием, методические службы, образовательные учреждения и организации, центры и службы по оценке качества образования муниципального уровня и уровня образовательного учреждения.

В РСОКО Тамбовской области оценка качества образования происходит на тех уровнях: уровень образовательного учреждения, муниципальный и региональный.


Уровень образовательного учреждения

На уровне образовательного учреждения основным объектом оценивания выступают образовательные достижения обучающихся на разных ступенях обучения.

Для получения полной и объективной информации о состоянии школьного образования и динамике его развития в области формируется единая база данных показателей качества учебных достижений обучающихся с первого по одиннадцатый класс на основе результатов различного рода диагностик, мониторинговых исследований, выпускных аттестационных процедур, традиционных и инновационных форм промежуточного контроля качества знаний. Проведение мониторинга образовательных достижений учащихся на различных ступенях обучения дает информацию о состоянии образовательной системы и тенденциях ее развития. При этом качество данной информации (ее содержание, степень объективности и надежности) в значительной степени определяет и эффективность управленческих решений, и само качество образовательного процесса.

Данные, полученные в процессе мониторинга образовательных достижений, позволяют интерпретировать и объяснять результаты мониторинга или планировать проведение дополнительных исследований качества образования. Создаваемая в рамках региональной системы оценки качества образования модель мониторинга образовательных достижений учащихся должна отвечать системе требований, значительная роль в которой отводится экономическим и технологическим требованиям.


«Начальная точка» модели мониторинга - «стартовая диагностика».

Стартовая диагностика представляет собой обследование, проводимое в начале обучения на каждой новой ступени школьного образования или в начале изучения определенного учебного предмета. Она проводится с целью изучения готовности учащихся к обучению на данной ступени школы или к изучению данного предмета.

В сентябре в области проводится мониторинговое исследование «Изучение готовности первоклассников к обучению в школе». В нем принимают участие все общеобразовательные учреждения области, учителя начальных классов, первоклассники и их родители. Цель проведенного исследования - изучение стартовых возможностей детей, пришедших в школу. Исследование проводится при поддержке Центра оценки качества образования Федерального института педагогических измерений (ЦОКО), которым предоставляются методика проведения исследований, показатели готовности первоклассников к обучению в школе, инструментарий обследования готовности первоклассников к обучению в школе, формы представления результатов на различных уровнях системы образования, а также рекомендации для организации целенаправленной индивидуальной работы учителя и школьного персонала с учащимися первых классов. Данные мониторинга позволяют выявить уровни готовности детей к обучению в школе.

На основе обобщенных результатов мониторинга педагоги начальных классов получают рекомендации по корректировке модели обучения в первом классе и планирования взаимодействия семьи и школы.

В мае в этих же первых классах проводится повторное исследование, целью которого являлись выявление уровня адаптации обучающихся к школе на конец учебного года и проверка качества формируемых у них компетенций. Основные задачи, решаемые в ходе данного мониторингового исследования:

выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о качестве образования обучающихся и уровне их адаптации к школе;

информационное обеспечение анализа и планирования дальнейшей работы в области повышения качества знаний обучающихся.

Еще одним механизмом оценки учебных достижений обучающихся является независимая внешняя экспертиза уровня учебных достижений по русскому и математике обучающихся 4 классов на основе бланочного тестирования с последующей автоматизированной обработкой и проверкой на региональном уровне.

Мониторинг на промежуточных этапах обучения решает другие задачи. Прежде всего, в рамках такого мониторинга успешно осуществляется методическая поддержка учителей, использующих различные учебные планы, учебники и методики.

На начало учебного года в 5 классе проводится исследование готовности учащихся 5 классов к обучению в основной школе. В школьной практике преобладает изучение качества подготовки учащихся основной и старшей ступени обучения, что не позволяет выявить причины низкой успеваемости и снижения интереса к учению у школьников, обусловленные ранними ступенями обучения (начальной школой или переходом со ступени начального обучения – на основную) и, следовательно, предвосхитить затруднения и проблемы у учащихся при последующем обучении. Регион разработал технологию организации и проведения диагностических процедур оценки готовности учащихся 5 классов к обучению в основной школе в рамках проекта, реализуемого ЦОКО по ФЦПРО. Основной задачей данного проекта является создание комплексной системы сопровождения адаптационного процесса выпускников начальной школы на этапе их вхождения в основную школу с максимальным использованием имеющихся в школе и семье ресурсов оказания помощи ребенку. Оценка готовности ребенка к обучению в основной школе должна не только констатировать уровень его знаний, умений, навыков, но и быть составным элементом системы оказания действенной помощи ребенку со стороны педагогов, психологов, медиков, родителей. Проведение данного исследования также является ежегодным.

В ноябре 2009 года в рамках развития региональной системы оценки качества образования Тамбовская область приняла участие в апробации технологии и инструментария, разработанного специалистами ЦОКО для проведения оценки качества начального общего и среднего (полного) общего образования.

Предложенный инструментарий нацелен на выявление образовательных достижений группы учащихся, представляющих конкретное образовательное учреждение, муниципальный орган управления образованием регион, применительно к требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее - ФК ГОС). Ведущим элементом данного мониторинга является контроль общеучебных умений, навыков и видов познавательной деятельности (связанных с анализом объекта познания, решением познавательных и практических задач, информационно-коммуникативной деятельностью) на материале конкретных предметов.

Цель мониторинга: оценка уровня сформированности математической, языковой, естественно-научной компетентностей и компетентности в области социально-гуманитарных наук у обучающихся начальной, основной и средней школы.

Мониторинг в начальной, основной и средней школе проводится по 4 направлениям – математике, русскому языку, естественным и социально-гуманитарным наукам. Тесты для различных классов в рамках одного направления являются преемственными и могут адекватно показать динамику образовательных достижений обследуемых групп учащихся.

Инструментарий апробирован в 27 общеобразовательных учреждениях области, находящихся в 11 муниципалитетах области (15000 человеко/тестов).

Следующей базовой процедурой оценки качества образовательного процесса является проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в новой форме.

Если в 2007 году выпускники 9 классов (93,5% от общего числа обучающихся данной категории) впервые в области прошли государственную (итоговую) аттестацию в новой форме только по русскому языку, то в 2009 году (а соответственно и в 2009) государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов в новой форме уже проводилась по 9 предметам: русский язык и алгебра (обязательные предметы), геометрия, география, физика, химия, биология, история, обществознание (предметы по выбору).

Проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме обеспечило, с одной стороны, соблюдение информационной безопасности и независимости экспертной оценки, с другой стороны – соблюдение объективности, достоверности и открытости полученных результатов.

Следует отметить, что полученные результаты используются в качестве основания для зачисления в профильные классы и учреждения начального и среднего профессионального образования, о чем свидетельствует востребованность этими учреждениями базы данных результатов экзаменов в новой форме в 9 классах.

Завершающий этап оценки качества обучения в школе - процедура ЕГЭ.

Многоаспектный анализ результатов ЕГЭ за пять лет, а также накопленный в области опыт организации и проведения ЕГЭ позволяют всесторонне оценить возможности ЕГЭ как одного из основных средств оценки качества образования на старшей ступени.

С 2006 года ЕГЭ в области проводится по двум обязательным предметам (русский язык и математика) и по одиннадцати предметам по выбору.

Анализ статистических данных ЕГЭ за пять лет показывает устойчивую тенденцию роста как результативности по ряду предметов.

Вместе с тем итоговая аттестация, в том числе и в форме ЕГЭ, являясь важным элементом системы оценки качества образования, все же не дает исчерпывающей информации для управления его качеством. Возникает необходимость в дополнительных данных, полученных по результатам диагностических обследований, международных исследований, их отборе и анализе для создания единой критериальной системы оценки качества образования.

Мы не отказываемся и от традиционных форм проведения контроля и оценки знаний. Поэтому важной для нас задачей является разработка контрольно-измерительных материалов различного типа на основе компетентностного подхода.

Нельзя не сказать, что участие в международных сравнительных исследованиях качества общего образования TIMSS, SITES и PIRLS позволило получить не только масштабный материал для анализа деятельности образовательных учреждений и системы образования в целом, но и инструментарий для проведения подобных исследований в области.

Данные всех проведенных исследований внесены в имеющуюся в каждом общеобразовательном учреждении базу данных АИАС управления образовательным учреждением «АРМ Директор» и размещены на сайтах Центра и управления образования и науки Тамбовской области.

Современное понимание качества образования в отношении индивидуальных достижений учащихся включает не только учебные, но и внеучебные достижения, а также и степень социализации обучающихся. В настоящее время идет отработка механизмов учета внеучебных достижений обучающихся посредством технологии «портфолио».

Выпускник школы при переходе в систему профессионального образования должен иметь и свидетельство по результатам ЕГЭ, и полный набор своих достижений, по которым можно сделать вывод о его способностях.


Вторым объектом оценивания на уровне образовательного учреждения является профессиональная компетентность педагога.

Ключевая процедура оценивания – аттестация педагогических кадров.

С 2007 года в области апробируется новая модель аттестации педагогических и руководящих кадров. Разработана соответствующая нормативная правовая база. Основное отличие новой модели аттестации от действовавшей ранее заключается в том, что она базируется на компетентностном подходе, более технологична, в ней максимально снижен риск субъективного подхода к оценке профессиональной компетентности педагога. Комплексная экспертиза деятельности осуществлялась в три этапа:

1 этап- оценка материалов самоанализа;

2 этап – квалификационные испытания по определению уровня квалификации и профессионализма;

3 этап – определение продуктивности (результативности) практической деятельности.

Аттестация включала в себя инвариантную часть, обязательную для аттестуемых, и вариативные формы.

При аттестации педагога учитываются как все полученные результаты деятельности обучающихся, так и деятельность самого педагога по организации учебного процесса, в т.ч. владение современными педагогическими технологиями, и особенно в области использования ИКТ.

По сути, в области запущен механизм государственной сертификации педагогических и руководящих работников. Разработан регламент аттестации педагогических и руководящих кадров.

квалификационные категории переданы от органов местного самоуправления и образовательных учреждений областной аттестационной комиссии.

Анализ результатов прохождения аттестационных процедур комплексной экспертизу позволил выявить следующие проблемы:

недостаточный уровень сформированности у аттестуемых аналитической компетентности;

невысокий уровень общеметодических умений педагогических работников;

низкий уровень сформированности компетентности в области методологии проектной, исследовательской деятельности;

низкий уровень профессионально-ценностных ориентаций и управленческих умений у руководящих работников.

Результаты анализа аттестации послужили основой для обновления содержания и структуры повышения квалификации.

Основным механизмом оценки качества образовательного процесса являются процедуры лицензирования и государственной аккредитации ОУ.

В области разработан и апробирован административный регламент исполнения государственной функции «Лицензирование и государственная аккредитация общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Тамбовской области».

Процедура внешней экспертизы образовательной деятельности предполагает полный отказ от сложившихся оценочных стереотипов в управленческой практике, т.е. отказ от тотального контроля. Управление образования и науки области и его эксперты при проведении внешней экспертизы работают в соответствии с принципом «не навреди». Все этапы внешней экспертизы и материалы открыты для изучения, совершенствования и постоянной корректировки. Основным этапом внешней экспертизы является самоанализ деятельности образовательного учреждения. Самоанализ деятельности образовательного учреждения – это коллегиальное выявление проблем, путей их решения по целому ряду направлений. Самоанализ помогает образовательному учреждению выявить наиболее сильные стороны работы: определить области, где хорошее качество работы следует поддерживать или где требуется его улучшение; определить приоритеты для развития; составить отчет о стандартах и качестве работы.

Таким образом, в процессе самоаттестации образовательное учреждение проделывает большую работу по анализу качества образования. Экспертная комиссия затем устанавливает соответствие самооценки реальным показателям, полученным в ходе внешней экспертизы.

Следующий документ, который готовит образовательное учреждение, - это информационная карта. Она представляет собой сведения об общеобразовательном учреждении и оформляется педагогическим коллективом при подготовке к государственной аккредитации. Представляемая информация включает сведения по определенным разделам, в том числе и по качеству подготовки выпускников. Все показатели оцениваются экспертной комиссией в баллах. В случае выявления недостоверной информации процедура внешней экспертизы прекращается.

И как еще один из механизмов внешней оценки деятельности образовательного учреждения в процессе его аккредитации в нашей области с 2006 года использовалась технология «КАСДОУ-Аттестация». Проводится независимая, комплексная оценка, на основании которой определяется эффективность образовательной, воспитательной, экономической деятельности, а также состояние психологического климата в ученическом и педагогическом коллективах. И если при экспертизе деятельности педагога учитываются учебные достижения обучающихся, то при аккредитации образовательного учреждения учитываются как результаты деятельности педагога, так и индивидуальные достижения обучающихся. По завершении экспертизы образовательной деятельности областная аккредитационная комиссия выносит решение о праве школы на образовательную деятельность.

Оценивая результаты проведенной аккредитации образовательных учреждений Тамбовской области в 2006 -2009 годах, можно сделать вывод о том, что данная процедура является одним из действенных современных управленческих инструментов, обеспечивающих объективность, независимость и открытость внешней экспертизы деятельности образовательных учреждений. Это эффективный механизм управления образованием, повышения качества образовательной деятельности.

Таким образом, в области реализуются три взаимосвязанные процедуры внешней оценки качества образования: «ученик» - «учитель» - «школа».

Принцип открытости образовательных учреждений достигается также путем подготовки ежегодных публичных докладов. На региональном уровне разработано и утверждено Положение о публичном докладе ОУ и муниципалитета.

С 2007 года в области проводится конкурс публичных докладов среди образовательных учреждений и муниципалитетов.

В современных условиях повышается степень ответственности руководителей образовательных учреждений за качество предоставления образовательных услуг, а результаты всех экспертных оценок деятельности школы дают возможность руководителю школы принять обоснованное решение о том, какой уровень образования способно обеспечить данное образовательное учреждение (начальный, основной, общий) и выбрать ту модель образования, которую школа и коллектив, в ней работающий способен реализовать.

Данные, полученные в результате оценочных процедур в рамках РСОКО, используются при определении направлений оптимизации сети образовательных учреждений.

Второй уровень оценивания в РСОКО – муниципальный, на котором оцениваются условия функционирования и развития муниципальных образовательных систем с учетом социально-экономических условий муниципалитета. Оптимизация связи с внешней средой, обеспечение открытости, развитие механизмов социального партнерства - основные задачи данного уровня.

Основной оценочной процедурой становится рейтинговая оценка, направленная на комплексную сравнительную оценку деятельности муниципальных образовательных систем Тамбовской области, отражающей развитие системы образования по основным направлениям:

  • «Доступность получения образования»;

  • «Инфраструктура сферы образования»;

  • «Качество образования»

  • «Кадровый потенциал сферы образования» и другие.

Принципиально новые управленческие потребности на муниципальном уровне возникли в связи с необходимостью принятия решений об оптимизации сети образовательных учреждений, создании учреждений нового типа и вида.

Третий уровень РСОКО – региональный.

В 2006 году создано областное государственное учреждение «Центр экспертизы образовательной деятельности». Основными направлениями работы ТОГУ «Центр экспертизы образовательной деятельности» являются: организационно-технологическое обеспечение процедур контроля и оценки качества образования, информационное обеспечение РСОКО, организация сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования в регионе, оказание информационных услуг. Именно в Центре формируется информационно-сервисная система, аккумулирующая информацию о качестве образовательных услуг в образовательных учреждениях всех уровней и организационно-правовых форм, реализующих образовательные программы на территории области, о результатах всех аттестационных и мониторинговых процедур.

К потребителям информации о качестве образования относятся следующие категории населения области: органы исполнительной и законодательной власти, в т.ч. органы управления образованием всех уровней, профессиональное сообщество, потенциальные и реальные клиенты региональной системы образования, представители предприятий/организаций экономики региона и т.д. Сутью удовлетворения информационных потребностей и информационных запросов является восполнение имеющегося у пользователя дефицита информации о качестве образования, необходимой для принятия обоснованного решения: личного, управленческого.

С марта 2008 года в ТОГУ «Центр экспертизы образовательной деятельности» начала функционировать служба «одно окно», обеспечивающая прием и выдачу документов заявителям по вопросам лицензирования и государственной аккредитации, аттестации педагогических и руководящих работников образования, оценки индивидуальных достижений обучающихся. Информирование заявителей о прохождении и контроле исполнения документов, консультативная помощь по интересующим заявителей вопросам в пределах своих полномочий – далеко не все функции, выполняемые службой «одно окно». Работа данной службы позволила взять под контроль и, как результат, сократить время оформления документов, а также способствовала устранению коррупции и бюрократических препон.

В структуре управления образования и науки создана Служба по надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере образования.

Только в первом полугодии 2009 года проведено 125 плановых и внеплановых проверок соблюдения законодательства в сфере образования, из них 91 выездная (инспекционная) проверка (73%) и 34 камеральные проверки (27%).

115 проверок (92 % от общего числа проведенных проверок) проведено в отношении образовательных учреждений и 10 проверок (8 %) в отношении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

Основной проблемой в организации и проведении мероприятий по контролю и надзору в сфере образования является практически полное отсутствие на федеральном уровне нормативного правового регулирования этого вида деятельности.

Непрерывно ведется подготовка специалистов системы образования, способных решать задачи РСОКО.

Проведена серия семинаров с работниками сферы образования по вопросам оценки качества образования, аттестации педагогических и руководящих работников, государственной аккредитации общеобразовательных учреждений.

Проведена подготовка в рамках курсов повышения квалификации: экспертов по оценке профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников (КПК «Экспертная деятельность в системе образования - аттестация педагогических и руководящих работников»), экспертов по оценке образовательной деятельности учреждений (КПК «Экспертная деятельность в системе образования- аккредитация ОУ»), оценке условий осуществления образовательного процесса (КПК «Экспертная деятельность в системе образования- лицензирование ОУ»).

Еще одной проблемой, которая требует своего решения, выступает подготовка экспертов, осуществляющих мероприятия по надзору и контролю за соблюдением законодательства.


Становление РСОКО стимулировало в системе образования множество позитивных процессов:

сформирован кадровый потенциал учителей, владеющих технологией тестирования, специалистов–организаторов, способных осуществлять мониторинговые исследования качества знаний;

значительно повысился уровень технического и программно-методического обеспечения образовательного процесса;

выстраивается трехуровневая автоматизированная информационно-аналитическая система мониторинга образования области, позволяющая осуществлять персонифицированный учет педагогов, учащихся и их достижений.

Существует и ряд проблем, которые требуют своего решения.

Отсутствие федеральных нормативных актов, регламентирующих ОСОКО, затрудняет продвижение СОКО в регионе в части ее организации на муниципальном уровне.

Существует риск получения недостоверной информации при проведении мониторинговых исследований

В целях дальнейшего развития системы оценки качества общего образования будет продолжена работа по следующим направлениям:

стандартизация способов и средств мониторинга, разработка контрольных измерительных и диагностических материалов на основе компетентностного подхода с целью формирования банка КИМ для 1-11 классов;

разработка технологического обеспечения аттестационных процедур общеобразовательных учреждений с целью использования результатов указанных процедур для оценки качества образования при принятии управленческих решений, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;

расширение общественного участия в управлении образованием и введение независимой общественной экспертизы качества образования;

создание портала региональной системы оценки качества образования распределенного доступа.

Формирование государственно-общественного характера управления качеством образованием – задача, которую необходимо решать уже в ближайшем будущем вслед за созданием многоуровневых, вариативных, информационно-обеспеченных, открытых систем оценки качества образования.

Нормативно-правовая база и методические материалы размещены на сайте комплексного проекта модернизации образования Тамбовской области и сайте Тамбовского областного государственного учреждения "Центр экспертизы образовательной деятельности".


Похожие:

Модель системы оценки качества образования iconПриказ от 31 августа 2010 года №195 о работе школьной системы оценки качества образования
Положением «О школьной системе оценке качества образования моу «Алябьевская сош», Регламентом функционирования школьной системы оценки...
Модель системы оценки качества образования iconПоложение о системе оценки качества образования мбоу сош №14
Настоящее Положение о системе оценки качества образования мбоу сош №14 определяет основные цели, задачи и принципы функционирования...
Модель системы оценки качества образования iconО системе оценки качества образования Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16
Настоящее Положение о системе оценки качества образования определяет цели, задачи, принципы функционирования системы оценки качества...
Модель системы оценки качества образования iconПоложение о системе оценки качества образования гоу лицей №1571
Положение о системе оценки качества образования в гоу лицей №1571 (далее система оценки качества образования) определяет цели, задачи,...
Модель системы оценки качества образования iconПроект концепция республиканской системы оценки качества образования
Осоко). В целях реализации направлений развития образовательной системы Российской Федерации должна быть выстроена республиканская...
Модель системы оценки качества образования iconПоложение о РСОКО положение о республиканской системе оценки качества образования
В соответствии с Комплексным проектом модернизации образования, в целях формирования системного подхода к оценке качества образования,...
Модель системы оценки качества образования iconИспользование ресурсов Центра оценки качества образования Томской области для создания элементов региональной системы оценки качества образования

Модель системы оценки качества образования iconОсновные задачи муниципальной системы оценки качества образования
Под муниципальной системой оценки качества образования мы понимаем совокупность способов, средств и организационных структур для...
Модель системы оценки качества образования iconО внутришкольной системе оценки качества образования в государственном бюджетном образовательном учреждении города Москвы средней общеобразовательной школe №
Положение о внутришкольной системе оценки качества образования (далее шсоко) в гбоу сош №1028 (далее — Положение) определяет единые...
Модель системы оценки качества образования iconКонцепция содержит следующие основные разделы: Введение I. Основные положения осоко II. Внешняя оценка качества образования III. Внутренняя оценка качества образования IV. Механизмы организации и проведения оценки качества образования
Российской Федерации на период до 2010 года, одобренных Правительством Российской Федерации, предусмотрено создание моделей организации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница