Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) безопасность жизнедеятельности (дисциплина в рамках модуля «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть»




Скачать 168.86 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины (модуля) безопасность жизнедеятельности (дисциплина в рамках модуля «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть»
Дата04.09.2012
Размер168.86 Kb.
ТипРабочая программа


Министерство образования и науки РФ

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С.М. КИРОВА


«УТВЕРЖДАЮ»


Декан физико-математического

факультета

______________ Медведева И.Н.

«__»__________________2010 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(дисциплина в рамках модуля
Б3.Б3. «Профессиональный цикл.

Базовая (общепрофессиональная) часть»)

_________________________________________________________________
(наименование дисциплины (модуля)


Направление подготовки – 050100 Педагогическое образование

Профиль подготовки – Математическое образование

Квалификация выпускника – бакалавр

Форма обучения – очная


Псков, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи освоения дисциплины 3

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО 3

3. Требования к результатам освоения дисциплины 3

4. Структура и содержание дисциплины 5

5. Образовательные технологии 6

Направления самостоятельной работы студентов 7

Примерная тематика рефератов для самостоятельной работы 7

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 9

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 9

Рекомендуемая литература 9

Интернет-ресурсы 10

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 10

Наглядные пособия 10

Раздаточные материалы 11

Видео и мультимедийные материалы 11

1. Цели и задачи освоения дисциплины


Цель освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - выработать у студентов алгоритм безопасного поведения.

Задачи дисциплины:

  • сформировать знания, о наиболее распространенных чрезвычайных и опасных ситуациях, умения и навыки их идентификации, предупреждения и выхода из них;

  • сформировать знания, умения и навыки организации и оказания первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО


Дисциплина изучается в рамках модуля Б3.Б3. «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» во 2-м семестре. Дисциплина Б.3.Б3. «Безопасность жизнедеятельности» логически и содержательно взаимосвязана с другими частями ООП: Б.2.Б3. «Естественно-научная картина мира»; Б.4. «Физическая культура».

Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее для педагогической практики.

3. Требования к результатам освоения дисциплины


В процессе изучения дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие, предусмотренные ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» и компетентностной моделью подготовки бакалавра по профилю «Математическое образование»:

общекультурные компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО)

  • готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

  • готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

  • способен понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

  • готов использовать нормативные документы в своей деятельности (ОК-13);

общепрофессиональные:

  • способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК- 4).

в области педагогической деятельности:

  • способен организовать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК- 6);

  • готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК- 7).

компетенциями, добавленными вузом:

общекультурными (ОКВ):

  • способен понимать особенности правового статуса человека в условиях укрепления межэтнических, межнациональных, межгосударственных связей и в условиях приграничья (ОКВ-1).

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

  • государственную политику в области подготовки и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций (ОК-13, ОКВ-1);

  • права и обязанности граждан по обеспечению безопасности жизнедеятельности (ОК-13, ПК-7);

  • единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее структуру и задачи (ОК-13, ОК-11);

  • характеристики опасностей природного, техногенного и социального происхождения (ОК-11, ПК-7);

  • неблагоприятные и опасные природные явления (НОЯ), характерные для Псковской области;

  • социальные угрозы и способы защиты от них (ОК-12, ОК-13, ПК-6, ОКВ-1);

  • признаки неотложных состояний (ПК-7);

уметь:

  • грамотно применять практические навыки обеспечения безопасности в опасных ситуациях, возникающих в учебном процессе и повседневной жизни (ОК-11, ОПК-4, ПК-7);

  • идентифицировать, классифицировать ЧС (ОК-11, ОК-12);

  • распознать неотложные состояния, возникшие при ЧС (ПК-7);

  • организовать повышение адаптационных резервов организма учащихся для укрепления здоровья (ОК-5, ПК-6).

владеть:

  • правилами безопасного поведения и защиты в различных условиях и чрезвычайных ситуациях (ОК-11, ОПК-4, ПК-7);

  • способами защиты от НОЯ (поражающих факторов неблагоприятных и опасных природных явлений) (ОК-11, ПК-7);

  • средствами индивидуальной защиты (ОК-11, ПК-7);

  • методами оказания доврачебной медицинской помощи при травмах (ПК-7);

  • методами и средствами повышения безопасности учебных коллективов (ОК-11, ПК-6, ПК-7).

4. Структура и содержание дисциплины


Общая трудоемкость дисциплины составляет 2,5 зачетных единицы, 90 часов.



п/п

Раздел
учебной
дисциплины

Трудоемкость (в зач. ед.)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Распределение компетенций по разделам учебной дисциплины

(коды компетенций)

всего

аудиторная

СРС

всего

лк

пр

лб

1

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

0,25

9

4

4







5

ОК-12, ОК-13, ОКВ-1

2

Организация и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности

0,25

9

4

2

2




5

ОК-11,

ОК-13, ОПК-4, ОПК-3, ПК-6, ПК-7.

3

Безопасность жизнедеятельности в ЧС природного характера


0,5

18

8

4

4




10

ОК-11, 12,

ОК-13, ОПК-4, ОПК-3, ПК-6, ПК-7.

4

Безопасность жизнедеятельности в ЧС техногенного характера

0,5

18

8

3

5




10

ОК-11, 12,

ОК-13, ОПК-3,4, ПК-6, ПК-7.

5

Безопасность жизнедеятельности в ЧС социального характера

0,5

18

8

3

5




10

ОК-11, 12,

ОК-13, ОПК-3, 4, ПК-6, ПК-7, ОКВ-1

6

Первая медицинская помощь при травмах и повышение адаптационных резервов организма

0,5

18

9




9




9

ОК-11, ПК-7, ОК-5.




ВСЕГО

2,5

90

41

16

25

0

49





В процессе преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» используются следующие технологии и методы:

  • лекции;

  • самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение домашних заданий, выполнение творческой работы, подготовка к текущему и итоговому контролю.

5. Образовательные технологии


В процессе обучения дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» используются различные современные технологии обучения.

Лекции читаются с применением схем, таблиц, графиков, по возможности, с использованием проектора и интерактивной доски. В соответствии с ФГОС ВПО лекции составляют не более 40% от аудиторных занятий (в данной программе – 39%).

На практических занятиях используется кейс-технология, кластерная технология и другие практико-ориентированные технологии обучения:

  • семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях;

  • обсуждение подготовленных студентами докладов и эссе;

  • проектная технология (рекламные и антирекламные плакаты, компьютерные презентации);

  • кейс-технология (ситуационные задачи, алгоритмы безопасного поведения);

  • и др.

Отдельные практические занятия проводятся ведущими специалистами Главного Управления (ГУ) МЧС России по Псковской области. Эти занятия могут проводиться как на базе университета, так и на базе учебного центра ГУ. Такие занятия будут проводиться в форме пресс-конференции и других интерактивных формах. Студенты знакомятся с организацией и практикой предупреждения и ликвидации последствий ЧС на территории Псковской области, участвуют в обсуждении наиболее насущных проблем социальной безопасности с ведущими специалистами.


Самостоятельная работа студентов организуется с использованием проектной технологии.

Занятия, проводимые в интерактивных формах, составляют не менее 20% (в соответствии с ФГОС ВПО).

Система организации самостоятельной работы студентов включает в себя:

  1. Систему заданий для каждого студента по курсу (включая самостоятельное изучение отдельных вопросов).

  2. Систему заданий по работе с литературой, включая школьные учебники по ОБЖ, журнал «Безопасность жизнедеятельности», а также интернет-источниками.

  3. Участие в ролевых играх.

  4. Изготовление средств обучения (наглядных пособий, слайдов или компьютерных продуктов).

Направления самостоятельной работы студентов





  1. Теоретическое осмысление изученного материала и последующее углубление изучения материала путем подготовки реферата по проблеме.

  2. Подготовка к тестированию и решению ситуационных задач.

  3. Самостоятельное повышение психологической устойчивости к стрессорам, возникающим в повседневной жизни и ЧС.

  4. Физическое совершенствование навыков действий в экстремальных ситуациях. Рекомендуемые направления:

    • туризм;

    • единоборства;

    • кружки, секции, группы, развивающие творческие и коммуникативные способности.



Результаты самостоятельной работы оцениваются по итогам контроля уровня развития безопасного поведения на заключительном занятии, по раскрытию темы реферата и его оформлению.

Примерная тематика рефератов для самостоятельной работы





  1. РСЧС, структура и задачи.

  2. Система ГО, структура и задачи.

  3. Оползни, обвалы. Характеристика, история, защита.

  4. Сели, лавины. Характеристика, история, защита.

  5. Землетрясения. Характеристика, история, защита.

  6. Извержения вулканов. Характеристика, история, защита.

  7. Цунами. Характеристика, история, защита.

  8. Наводнения. Характеристика, история, защита.

  9. Бури, ураганы (тайфуны). Характеристика, история, защита.

  10. Смерчи. Характеристика, история, защита.

  11. Природные пожары. Характеристика, защита.

  12. Радиационные аварии. Характеристика, защита.

  13. Химические аварии. Характеристика, защита.

  14. Транспортные аварии.

  15. Толпа. Массовые беспорядки.

  16. Разбой, грабеж.

  17. Мошенничество.

  18. Как избежать изнасилования.

  19. Как защитить ребенка от посягательств.

  20. Терроризм. Характеристика, история, защита.

  21. Религиозные секты. Характеристика, история, защита.

  22. Средства индивидуальной защиты.

  23. Электробезопасность. Правила пользования электроприборами.

  24. Правила пользования газовым оборудованием.

  25. Пожары в быту. Пожарная безопасность.

  26. Городская среда как источник опасности.

  27. Ситуации вынужденного автономного существования. Причины возникновения, алгоритмы поведения.

  28. Стрессоры выживания. Классификация.

  29. Способы ориентирования на местности.

  30. Способы получения и сохранения огня. Виды костров.

  31. Способы получения и очистки воды.

  32. Виды временных укрытий, их сооружение.

  33. Знаки бедствия. Способы подачи сигнала о помощи.

  34. Библиографический обзор по опасным ситуациям социального происхождения.

  35. Дезадаптация детей и национальная безопасность России.

  36. Отравления химическими веществами, используемых в быту. Профилактика отравлений.

  37. Психологические аспекты здорового образа жизни.

  38. Школьный стресс: причины, проявления и пути профилактики.

  39. Суицидальное поведение у подростков.

  40. Компьютер и здоровье школьников

  41. Детский потенциал обучения здоровью.

  42. Формы и методы классной и внеурочной работы по формированию здорового образа жизни детей в школе.

  43. Токсикомания среди школьников: причины, последствия, пути профилактики.

  44. Алкоголизм среди детей и подростков: причины, последствия, пути профилактики.

  45. Новые технологии в генетике: генная инженерия, клонирование.

  46. Социально-экономический кризис.

  47. Этнические конфликты.

  48. Конфликты в бытовой сфере, в сфере услуг, на транспорте.

  49. Социальная деградация личности, потерявшей работу.

  50. Массовые беспорядки.

  51. Социальный вандализм.

  52. Религиозные верования в России.

  53. Безнадзорность.

  54. Демография.

  55. Наркомания.

  56. Алкоголизм.

  57. Табакокурение.

  58. Сектантство.

  59. Экологические проблемы современности.

  60. Международное сотрудничество в борьбе за безопасность.

  61. Глобальные проблемы современности.

  62. История становления ВС РФ.

  63. Функции Совета безопасности.

  64. Порядок прохождения службы по призыву и по контракту

  65. Порядок применения средств самозащиты

Возможен выбор реферата на свободную тему в рамках обеспечения безопасности жизнедеятельности.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины



Аттестация по дисциплине формируется согласно балльно-рейтинговой системе оценивания результатов обучения студентов.

В процессе обучения проводится вводный, текущий и итоговый контроль знаний посредством тест-контроля по завершении каждого из 6 разделов.

В начале и в конце курса проводится контроль уровня развития безопасного поведения, который определяется по данным тестирования и подсчитывается по формуле:

БП = (З + В + К) : 3

Где, БП – уровень безопасного поведения, З – знания по ОБЖ, В – сила воли, К – конфликтность.

З – знания по ОБЖ определяются по тесту для учащихся 11 классов средней школы.

В ряде случаев (по решению деканата и УМУ) зачет заменяется Интернет – экзаменом.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература


А) Основная:

  1. Акимов В. А., Лесных В. В.,Радаев Н. Н. Риски в природе, техносфере, обществе и экономике.- М.: Деловой экспресс, 2004.- 352 с.

  2. Арустамов А.Э. Безопасность жизнедеятельности. М.:2006 – 476 с.

  3. Афанасьев В.Г. Мир живого. Системность, эволюция и управление — М: Изд. Полит. Л-ры, 1986.

  4. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. Для вузов./Под ред. С. В.Белова; 5-е изд.,испр. И доп. – М.: Высш. Шк., 2005.- 606 с.

  5. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. Для средних проф. Учеб.заведений/ Под. Ред.С.В. Белова; 5-е изд., исп. И доп. – М.: Высш. Шк., 2006.- 424с.

  6. Кирюшкин А.А. Введение в безопасность жизнедеятельности. – СПб.: Гос. Ун-т,2001.- 204 с.

  7. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учебник для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / Б.С. Мастрюков. – М.: «Академия», 2003. – 336 с.

  8. Урсул А.Д. Путь в Ноосферу. М.: 1993 – 248 с.

  9. Хван Т. А. , Хван П. А. Безопасность жизнедеятельности. Ростов. 2000.

  10. Назарова Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие\ М.: Академия, 2007.

  11. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: Уч. пособие. – М.: Академия, 2006.


Б) Дополнительная:

  1. Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М. и др.; Теория государства и права. М-1998 г.

  2. Березин С.В. Наркомания глазами семейного психолога: учеб. пособие для вузов. СПб.: Речь, 2005. – 240 с.

  3. Гаткин Е.Я. Безопасность женщины. Жизнь без риска. – М.: ТОО «Лист-Нью», 1997.

  4. Дуриков А.П. Радиация вокруг нас.- М.: Библиотека журнала «Военные знания», 1992.

  5. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском Пространстве. – М.: Аспект-Пресс, 1996.

  6. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 3-е изд., доп. – М.: Аспект-Пресс, 1996.

  7. Зорин А.М. Действия населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.- М.:ГУП МО « Коломенская типография», 2004.

  8. Иванич Ю. Наркотики и терроризм. Паутина зла. М.: Вече, 2005 – 460 с.

  9. Ильичев А.А. Большая энциклопедия городского выживания. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс. Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000.

  10. Купас З.Н. Природные катастрофы. М.: Знание, 1986.

  11. Минко А.И. Наркология. Новейший справочник. М.: Эксмо, 2004. – 735 с.

  12. Осипов В.И. Природные катастрофы на рубеже 21 века. – Вестник российской академии наук. , 2001, том 71, №4, с. 291-302.

  13. Практика реализации программ первичной профилактики наркопотребления в учреждениях профессионального образования: научн. – метод. Пос. для препод. и рук. учрежд. Проф. Образ. – Псков: ПГПУ, 2005 – 104 с.

  14. Соковня И.И. Социальное взросление и здоровье школьников: Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2005.

  15. Тарантул В.З. Имя ему СПИД. Четвертый всадник Апокалипсиса. – М.: Языки славянской культуры, 2005. – 398 с.

  16. Удар по «кайфу». Сборник сценариев и методических материалов, посвященных профилактике наркомании, курения и СПИДа. (сост. М.В. Бродская). – М.: ИМХО, 2005. – 116 с.

  17. Хватова Н.В. Неотложные состояния у детей. Экстренная медицинская помощь. Уч.-мет. Пособ. для студ.- М., 1989.

Интернет-ресурсы


1. http://leary.com – Сектоведение, деструктивные культы

2. http://sektoved.ru – Сектоведение, деструктивные культы

3. http://ust-razvitie.narod.ru – Экологические проблемы

4. http://www.mchs.gov.ru – Официальный сайт МЧС

5. http://www.bezopasnost.edu66.ru – УГПУ, все о БЖ и ОБЖ

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Наглядные пособия





  1. На занятиях используются и демонстрируются:

  2. Средства метрологии

  3. Средства индивидуальной защиты

  4. Плакаты по правилам поведения в ЧС природного, техногенного и социального характера.

  5. Плакаты по правилам работы с приборами РХБЗ

  6. Плакаты по оказанию первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим в ЧС

Раздаточные материалы


1. Тесты и ситуационные задачи по правилам поведения в ЧС

2. Иллюстративный материал по видам ЧС

3. Иллюстративный материал о деятельности МЧС и ГО

Видео и мультимедийные материалы


1. Видео фильмы по видам ЧС

2. Видео «Азбука безопасности», «Антитеррор».


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, профиль Математическое образование.


Авторы:

    1. Степанов И.О.старший преподаватель кафедры БЖ и МБД Псковского государственного педагогического университета им. С.М. Кирова;

    2. Артюнина Г.П.д.м.н., профессор кафедры БЖ и МБД Псковского государственного педагогического университета им. С.М. Кирова.


Программа одобрена на заседании кафедры Ученого совета факультета от 14 октября 2010 года, протокол2.



Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) безопасность жизнедеятельности (дисциплина в рамках модуля «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современный русский язык и культура речи Рекомендуется для направления подготовки
...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) безопасность жизнедеятельности (дисциплина в рамках модуля «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в литературоведение Рекомендуется для направления подготовки
Данная учебная дисциплина входит в раздел «б общепрофессиональный цикл. Базовая часть» фгос-3 по направлению подготовки впо 032700–...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) безопасность жизнедеятельности (дисциплина в рамках модуля «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения б. 3 Профессиональный цикл. Б. 00 Базовая часть Модуль 2 «Медико-биологические основы дефектологии»
Только в этом случае специалист способен понять этиологию, и патогенез речевых и неречевых нарушений при различного рода патологиях,...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) безопасность жизнедеятельности (дисциплина в рамках модуля «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» iconРабочая программа дисциплины актуальные проблемы уголовно-процессуального права м (Профессиональный цикл. Базовая часть) ооп «уголовный процесс и криминалистика»
М (Профессиональный цикл. Базовая часть) ооп «уголовный процесс и криминалистика» по направлению 030900 Юриспруденция (квалификация...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) безопасность жизнедеятельности (дисциплина в рамках модуля «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» iconРабочая программа дисциплины (модуля) б в 10. Безопасность жизнедеятельности (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 030200. 62 «Политология»
Актуальность и значимость дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» основана на том, что современная окружающая среда и...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) безопасность жизнедеятельности (дисциплина в рамках модуля «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» iconРабочая программа дисциплины «Деонтология социальной работы»
Данная дисциплина относится к федеральному компоненту профессионального цикла Б. 3 Базовая (общепрофессиональная) часть
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) безопасность жизнедеятельности (дисциплина в рамках модуля «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) б безопасность жизнедеятельности Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция
Рецензент: Янгуразова З. А., д б н., зав кафедрой безопасности жизнедеятельности и охраны природы БашГУ
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) безопасность жизнедеятельности (дисциплина в рамках модуля «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) б безопасность жизнедеятельности Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция
Рецензент: Янгуразова З. А., д б н., зав кафедрой безопасности жизнедеятельности и охраны природы БашГУ
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) безопасность жизнедеятельности (дисциплина в рамках модуля «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» iconРабочая программа учебной дисциплины
Данная учебная дисциплина входит в раздел «б общепрофессиональный цикл. Базовая часть» фгос-3 по направлению подготовки впо 031000–...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) безопасность жизнедеятельности (дисциплина в рамках модуля «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» iconПрограмма учебной геологической и геодезической практики ч. 1 Геодезическая подготовки студентов по специальностям «Горное дело»
Дисциплина «Геодезия» и в том числе прохождение учебной геодезической практики, входят в состав дисциплины (модуль) «Геодезия и маркшейдерия»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница