Методические рекомендации для учителей иностранного языка «Активизация речемыслительной деятельности учащихся в процессе изучения немецкого языка»




Скачать 493.91 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для учителей иностранного языка «Активизация речемыслительной деятельности учащихся в процессе изучения немецкого языка»
страница1/4
Дата30.10.2012
Размер493.91 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4


МОУ «Северная средняя общеобразовательная школа»

Северный район


Методические рекомендации для учителей

иностранного языка


«Активизация речемыслительной деятельности учащихся в процессе изучения немецкого языка»


Радаев Михаил Антонович


учитель немецкого языка


2006 год


Актуальность работы выводится мной из ведущих принципов реформирования образования гуманизации и регионализации. Методические рекомендации конкретизируют различные способы решения поставленных учебно–воспитательных задач, через систему учебных заданий для учащихся.

Перспективность работы, его практическая значимость предназначена для повышения качества учебно–воспитательного процесса, связана с выявлением философских, психологических, педагогических положений, касающихся активизации речемыслительной деятельности учащихся в процессе изучения немецкого языка в условиях сельской школы. Результаты апробации могут быть использованы учителями немецкого языка при составлении календарно – тематического и поурочного планирования.

Методические рекомендации помогают учителю активизировать речемыслительную деятельность учащихся в процессе изучения немецкого языка, имеют большую практическую значимость. Дает возможность соединять при обучении устно – речевому общению урочную и внеурочную работу. Последовательно реализуют коммуникативную направленность обучения, создают собственно коммуникативную мотивацию; увеличивают число задаваемых ситуаций общения. Оптимально дается организация разных режимов работ.


Cодержание


Введение……………………………………………………………………………………. 4

  1. Философские, психологические и педагогические взгляды учёных на теоретические основы активизации речемыслительной деятельности школьников в учебном процессе…………………………………………………………………… 6



  2. Нетрадиционные формы обучения…………………………………………………. 11

  3. Условия организации речемыслительной деятельности учащихся………………. 13

  4. Результативность развития речемыслительной деятельности учащихся………… 18

  5. Заключение…………………………………………………………………………… 21

  6. Список используемых ресурсов ……………………………………………………. 22

  7. Приложения………………………………………………………………………… .. 23



Введение


Гумманизация общественного сознания и демократические реформы, происходящие в нашем обществе, затронули и сферу образования. Общее среднее образование ушло от единообразных типов учебных заведений и учебных планов. Главная тенденция современного развития образования состоит в изменении государственной политики в сторону свободного развития личности (Закон Российской федерации «Об образовании» Москва 1992г.), что отражено в Конституции Российской Федерации (Конституция Российской Федерации. Москва 1993г.)


Реализация реформы школы не может быть успешной без серьёзной научно-методической и метологической проработки основных моментов образовательного процесса с использованием таких наук, как философия, психология, педагогика. В современных условиях, когда объём научной информации огромен, а время обучению ограничено, одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование относится к каждому уроку.

Регионализация образования отвечает насущной потребности практики. К сожалению, авторы, И.Л. Бим, Л.В.Садомова учебников немецкого языка, мало обращают внимания на проблему активизации речемыслительной деятельности школьников в условиях сельской школы. Такая особенность речемыслительной деятельности, как переработка полученных сведений, недостаточно представлена сегодня на уроках иностранного языка, которое во многом ещё остаётся организованной формой развития речемоторных, а не речемыслительных навыков. Однообразность методов и приёмов, применяемых учителем на уроке, в совокупности с увеличением времени прямых контактов учитель-ученик вызывает эмоциональную перегрузку учащихся и повышает их утомляемость.

Эффективное усвоение знаний предполагает такую организацию познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого учащегося. Для реализации этого важнейшего принципа обучения в последние годы созданы новые программы и учебники, трактующие учебный материал на уровне обобщений и глубокого проникновения в сущность явлений, ведутся поиски методов обучения, которые усиливали бы активизирующее влияние на процесс обучения.

Новизна данной работы заключается в выявлении комплекса условий, средств, методов и форм организации обучения, которые в максимальной степени способствуют развитию речемыслительной активности учащихся в учебном процессе.

В соответствии с проблемой и целью работы мною были поставлены следующие задачи:

1.

Изучить сущность активизации речемыслительной деятельности и влияние её на развитие мышления школьников, на познавательную деятельность учащихся.

2.

Выявить формы работы, способствующие активизации речемыслительной деятельности школьников.

3.

Проанализировать современную практику и педагогический опыт в изучении данной проблемы.

4.

Обеспечить организацию активного общения учащихся на изучаемом языке с целью подготовки их к практическому использованию, полученных знаний в естественных ситуациях.


Методическую основу данной работы составляют достижения педнауки, труды учёных педагогов, психология и личный 29- летний опыт преподавания немецкого языка в сельской школе.

Практическая значимость этой работы связана с выявлением философских, психологических, педагогических положений, касающихся активизации речемыслительной деятельности учащихся в процессе изучения немецкого языка в условиях сельской школы.

Результаты апробации могут быть использованы учителями немецкого языка при составлении календарно- тематического и поурочного планирования.

Базой для апробации служила средняя общеобразовательная школа с.Северное Северного района (10а – 10б классы).

Апробация результатов обсуждалась на методическом объединении учителей немецкого языка района, на педагогическом Совете школы.


1. Философские, психологические и педагогические взгляды ученых на теоретические основы активизации речемыслительной деятельности школьников в учебном процессе.

Речемыслительная деятельность - единый процесс порождения мысли и речи - составляет материальную базу общения. Овладение учащимися основами общения, непосредственного и опосредованного (чтение и письмо), является сегодня главной практической целью обучения иностранным языкам в школе. Это обусловливает потребность в глубоком изучении речемышления и поиска возможностей его активизации.

Сущность понятия активизации, дидактические условия и средства её обеспечение в учебном процессе изложены в работах И.Я.Лернера, А.М.Матюшкина, М.И.Махмутова, М.Н.Скаткина, Г.И.Шамова, Т.И. Шукина и других..

Однако процессы активизации применительно как к познаватель­ной, так и к речемыслителъной деятельности учащихся недостаточно исследованы в методике преподавания иностранных языков в условиях сельской школы.

Активность ( от французского aktivite сила действия) -действенность, деятельное поведение. Противоположность-пассивность (Краткая философская энциклопедия. М.1994,с.13).

Философы рассматривают активность человека, исходя из понимания их смысла жизни, ценностей, взглядов, идей, убеждений и пр.

Современная отечественная и зарубежная психология в лице крупных учёных в области теории познавательной деятельности (Талызина Н.Ф.,Гальперина П.А. и др.) установили законы формирова­ния умственных действий, взаимоотношения между процессами обучения и развития (Л.С. Выготский). Активность человека, а тем более позна­вательная, может изменяться и расти, если будут созданы для этой цели специальные условия:

  1. внутренние побуждения личности;

  2. мотивы;

  3. желания;

  4. познавательный интерес;

  5. развитие волевых качеств;

  6. умственные способности;

  7. наличие специальным образом созданных ситуаций;

Ситуация поиска является главной и основополагающей в разработ­ке различных педагогических положений, касающихся проблемы акти­визации речемыслительной деятельности (Махмутов М. И.,Матюшкин А..М.)

Основным условием успешности организации речемыслительной деятельности чаще всего выступает мотивизация учащихся к повышению их уровня активности.

Р.К.Миньяр-Белоручев формулирует на основе принципа активности принцип комплексной мотивации, который он называет одним из общих и ведущих методических принципов в обучении иностранным языкам.

Мотивом речемыслительной деятельности всегда является осозна­ние проблемы и способа её решения речевыми средствами. В этих условиях нормальное речемыслительное действие включает три стадии: получение речевой и неречевой информации, переработку информации и передачу информации.

В силу своей слецифики речемыслительная деятельность всегда носит причинно-следственный характер. Она стремится к глубокому проникновению в сущность предмета или явления, выявлению его особенностей, мысленному соединению с другими предметами или явлениями, пониманию скрытых связей между ними, объяснению резуль­татов и прогнозированию последствий. Именно эта особенность речемыслительной деятельности нередко недостаточно представлена на уроке иностранного языка, который во многом пока ещё остается организационной формой для развития скорее речемоторных, чем речемыслительных назыков.

При традиционной практике обучения получение информации не всегда носит проблемный характер и не требует мыслительных усилий для переработки полученных сведений.

Главным считается понять и передать информацию, для чего нередко предлагается готовое содержание и форма. Поскольку при этом, естественно, снижается мотивация говорения, используются доступные стимулы в виде учебной задачи запомнить слова, фразы или текст. Для изучения способов стимулирования речемыслительной деятельности на иностранном языке важно проанализовать средства, формы, функции, операции, стратегию, тактику речемыслительной деятельности, а также индивидуальные особенности учащихся.

Общепризнано, что одним из первых сторонников активного учения школьников был Я.Коменский. Его "Великая дидактика" содержит указания на необходимость "воспламенять в мальчике жажду знания и пылкое усердие к учению", она направлена против словесно-догмотического обучения, которое учит детей "мыслить чужим умом".

Речемыслительная активность характеризуется в психолингвистике рядом таких понятий, как " мотив-цель-условие-направленность на результат, которые составляют "энергетическую основу активности человека,её предметность, целенаправленность,зависимость способа выполнения действия от внешних условий". (Ахутина Т.В., Горелов И.Н., Залевская А.А. Исследование речевого мышления в психолингвистике.-Москва.Наука,1985, стр.26).

За развитие умственных способностей ребёнка вёл борьбу французский философ Ж.Ж.Руссо."...сделайте вашего ребёнка,- писал он,- внимательным к явлениям природы….. . Ставьте доступные его пониманию вопросы и представьте ему решать их. Пусть он узнает не по тому, что вы сказали, а по тому, что сам понял...".

Психолого-педагогический аспект активизации личности в обучении исследовал А.А.Вербицкий. Он писал, что, проявляя активность даже в простейших ситуациях, таких, например, как ситуация выбора из двух альтернатив, человек добивается реализации сознательно поставлен­ных им самим или принятых извне от преподавателя целей. И если объективная ситуация препятствует достижению этих целей, субъект переструктурирует её в мышлении и практическом действии, осуществля­ет интеллектуальную и практическую деятельность, преломляет внешнее через внутреннее.

Следовательно, стремление повысить статус учащегося как субъекта обучения должно быть связано с позицией личности в отношении цели учения, ситуации, в которой она может быть достигнута и действии, ведущих к её достижению.

Ни философия , ни психология в отрыве от педагогической практики не способны решить проблему развития мыслительных способностей школьников. Внедрение в практику общих положений философии и психологии – дело чрезвычайно сложное.

Идею активизации обучения с помощью наглядности, путём наблюдения, обобщения и самостоятельности выводов в начале ХIХ в. развивал швейцарский педагог И.Г.Песталоцци. Он полагал, что применение наглядности – лучший способ развития мышления учащихся.

Г.В. Рогова отмечает самостоятельное значение принципа активности и подчёркивает необходимость учитывать в обучении иностранным языкам внешнюю и внутреннюю активность.

Если к внешней активности относят, как правило, тренировочные упражнения, то к внутренней – умственную активность учащихся. Внутреннюю активность часто связывают с познавательной активностью, физиолгической основой которой считают рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. (Шамова Т.И. Активизация учения школьников.-Москва. Просвещение, 1982). Внутренняя активность может иметь место и в том случае, если ученик молчит, но его «речемышление» работает, ибо в нём появилось своё собственное отношение к происходящему, к сказанному. Такая активность является, прежде всего, предпосылкой развития инициативности речи, а, во – вторых, совершенно с неожиданной стороны решает проблему увеличения времени говорения каждого ученика.

Теория словесно-наглядного типа обучения получила своё даль­нейшее развитие в трудах Ф.А.Дистервега. Он утверждал, что хорош только тот метод обучения, который активизирует познавательную деятельность ученика, и плох тот, который ориентирует его на запоминание изучаемого материала. "То, чего человек не приобрёл путём своей самостоятельности,- не его". Совершенствование теории словесно-наглядного обучения связано с деятельностью К.Д.Ушинского, который создал дидактическую систему, направленную на развитие умственных сил учащихся, будучи сторонником активного обучения, он выдвинул идею познавательной самостоятельности учащихся. "Ученикам следует передать" не только те или другие познания, но и способ­ствовать самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания. Обладая такой учственной силой, извлекающей отовсюду полезную пицу, человек учится всю жизнь,что, конечно, и составляет одну из главней­ших задач школьного обучения" - писал К.Д.Ушинский. Опираясь на теорию К.Д.Ушинского, П.Ф.Коптерев призывал учителей развивать у учащихся логическое мышление и формировать их познавательную само­стоятельность. "Объясняйте учащимся сколько угодно какое-либо правило, но если он сам не поймет, в чем дело, т.е. не проявит необходимой собственной умственной деятельности, то всё объяснение будет напрасно, правило останется чуждым учащимся, будет находиться вне его сознания, не войдет в него.

Опора на «принцип сознательности» не может ассоциироваться с использованием формально-схоластических методов обучения, так как всё изучаемое и осваиваемое неизбежно проходит через мыслительную деятельность учащихся. Даже так называемое механическое или непосредственное усвоение материала, если учащийся в дальнейшем пользуется этим материалом целенаправленно и осознанно, не могло не пройти через его мыслительную деятельность.

Сознательность заключается в целенаправленном сопоставлении родного и иностранного языков для более глубокого проникновения в структуры. (Л.В.Щерба, И.В.Рахманов).

Сознательность есть постижение теории и умение применить её на практике (А.С. Шкляева).

Сознательность - роль и место знаний/правил/ в обучении. (Е.И. Пассов).

Сознательность заключается не только в знании, но и в отноше­нии к нему, в направленности, в активном использовании языкового материала в речевой деятельности (А.А. Леонтьев).

Какой же основной путь осознания лежит в основе деятельности человеческого мозга? Данные психологии показывают, что в основе познания лежат схемы. Человек стремится осмыслить окружающее, выделяя из массы явлений определенные цепочки-схемы, построенные на последовательных, взаимосвязанных, повторяющихся ассоциациях. При овладении речью ребёнок выделяет основные схемы высказывания. Причём, эти схемы построены на наиболее рациональной коммуникатив­ной основе: Петя - дать. Пить. Молоко. Схемы, лежащие в основе речевой деятельности, основываются на определенных умозаключениях. Серия последовательных ассоциативных умозаключений порождают мыслительную деятельность. Греческое слово logos означает мысль, поэтому можно сказать, что в основе естественной мыслительной деятельности лежит определенная логика - логика познания и логика развёртывания деятельности, функционирующих на базе определённых схем. Кроме того, в основе как логики познания, так и логики развёртывания деятельности лежат определенные понятия, без овладения которыми трудно решить основные задачи обучения данному учебному предмету, развития мыслительной деятельности учащихся, а следовательно, и внешнего проявления.

Внимательный учет конкретных форм воздействия на активную мыслительную деятельность учащихся, на осознанность познавательной и творческой деятельности, поможет не только успешно осуществить учебный процесс, но и оптимизировать его.

В педагогике 20-х годов развёртывается борьба за новые, активные методы обучения. В.В.Половцев, В.Е. Райков, К. П. Ягодовский универсальным считали исследовательский метод. Но это было ошибкой: увлекаясь активностью учащихся, педагоги упускали из виду активность их мысли, в теории и практике преувеличивали значение индукции в усвоений теории, формированию системы обобщенных поня­тий как базы для самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Начиная со второй половины 50-х годов, советские дидакты по-новому и более остро ставят вопрос о необходимости активизации учебного процесса. М.А.Данилов и В. П. Есипов в «Дидактике» сформи­ровали некоторые правила активизации процесса обучения: вести учащихся к обобщение, а не давать им готовых определений, понятий, развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий.В качестве творческих заданий могут выступать материалы прессы, реальные события, сюжетные картинки.

Однако самая значительная роль отводится текстам. Говоря о тексте, мы представляем его как модель речевого общения. Такой текст является и отправной точкой процесса общения, и постоянной опорой для учеников на протяжении всего периода изучения программ­ной темы. В этой связи к тексту предъявляются определенные требо­вания. Он должен:

1. Содержать значимую» для учащихся проблему и основной объем знаний, необходимых для её решения.

2. Содержать основные и необходимые словосочетания, с помощью которых можно выразить своё отношение к суждению, например: «Я хотел бы, «мне кажется, что …», «Я уверен, что …», «потому что», «это важно, так как…».

3. Иметь личностно-направленный характер: автор текста - личность. Его адресат- то же личность. В этой связи текст целесообразно строить в форме рассуждений, обращений, размышлений. Кроме того подобная форма изложения вызывает интерес учеников, усиливает мотивы для выражения своего отношения, снижает в какой-то мере стремление к однообразию, однозначности высказывания, убеждает в возможности свободного выбора речевого поведения, усиливает эффект чтения вообще.

4. Соответствовать основным показателям речевых высказываний учащихся данной возрастной группы.

5. Отражать мировоззренческие идеи, нравственные явления, доступные для понимания и сознания.

Текст, отвечающий перечисленным требованиям, уже является одним из средств управления исследуемым процессом, так как в нём заложена, с одной стороны, модель речевого общения, а с другой – определённый объём знаний. Теперь важно правильно научить учащихся использовать полученные знания. Решению данной задачи служат разнообразные логико-коммуникативные программы (Л.К.П.), которые составляются с учётом заложенной в тексте информации. О.С. Богданова. г.Иркутск).

Работа по Л.К.П. начинается с постановки проблемной задачи, содействующей появлению коммуникативного намерения, и завершается выражением личностного отношения участников речевого общения к высказываемым суждениям.

Таким образом, логико-коммуникативная программа даёт возможность управлять деятельностью учащихся на всех трёх фазах:

Логико-коммуникативная программа состоит из трёх частей:

I – начало высказывания;

II – главная его часть;

III – завершение высказывания. Сформировав умения иноязычного общения в управляемой ситуации, мы содействуем переносу умений на иные, в том числе, возможно, реальные, непредвиденные жизненные ситуации.

Структура Л.К.П. позволяет вовлекать в работу по ней большое количество учеников одновременно и организовывать коллективную деятельность школьников по текстам. Использование текстов позволяет ученикам формулировать свои речевые поступки без каких либо опор на завершающих уроках. Суждения, высказывания достаточно логичны, целенаправленны, личностны.

Активизация речемыслительной деятельности школьников тесно связана с проблемой активизации познавательной деятельности одной из основных проблем современной дидактики. В ней лежат истоки множества других проблем: воспитание познавательных интересов, познавательной активности как качества личности, развитие умственных сил и способностей, глубины и прочности знания, проблемы отношений школьников к миру и людям и т.д.

Познавательная активность обуславливает эффективность процесса обучения. Воспитание её в процессе обучения происходит под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. С одной стороны, познавательная активность учащихся зависит от умения учителя создавать установку у каждого школьника на процесс учения. Активность учащихся отражает уровень педагогического мастерства учителя «определённым образом направлять творчество, помогать ему выявляться, отливаться в определённую форму». С другой стороны, познавательная активность является показателем познавательных возможностей школьника, уровней развития его мышления, памяти, устойчивости внимания, волевых усилий. Взаимодействие внутренних возможностей учащихся и внешнего влияния педагогического мастерства учителя, творчески организующего учебную деятельность, и порождает познавательную активность в совместной деятельности учителя и учащихся.

Познавательная деятельность складывается из многих психологических процессов: мышления, памяти, речи, внимания, воображения.

Психологи отмечают, что доминирующей стороной познавательной деятельности является мышление. Мыслительная деятельность совершается в коре головного мозга и связана с высшей нервной деятельностью.

Деятельность человека складывается из множества поведенческих актов, а каждый акт представляет собой совокупность сложных нейрофизиологических процессов, связанных с корой головного мозга. Здесь происходит переработка полученных раздражений: анализ, синтез, сопоставление их с накопленным запасом знаний, абстракция, обобщение. Мышление проявляется при условии взаимодействия познающего субъекта с познаваемым объектом.


2. Нетрадиционные формы обучения.

Речевая деятельность - явление сложное. Оно связано с понятием языковой

системы, речевого общения, речевого взаимодействия, деятельности человека в целом. Ещё совсем недавно при обучении иностранному языку обращали особое внимание на систему языка, но это редко давало положительные результаты. Следующим шагом был переход к коммуникативному обучению. Содержанием коммуникативного обучения является такое владение языком, которое позволяет обмениваться идеями, значимой информацией. Коммуникация стала не только целью, но и средством обучения.

В современной методике всё большее внимание уделяется идее рассмотрения коммуникации в широком контексте человеческой деятельности, как-то: познании, овладении духовными ценностями, труде, учении, игре. Включение речевой деятельности в качестве средств выполнения самой разнообразной работы, интересующей школьника, позволяет полнее учитывать его интересы и склонности в учебном процессе, развивать стремление к самообразованию, связывать обучение с жизнью. В любой ситуации общения присутствует говорящий или пишущий, слушающий или читающий. Отсюда выделение выделение основных видов речевой деятельности: продуктивных (говорения и письма) рецептивных (аудирования и чтения). Говорение и слушание составляют устные виды деятельности, а письмо и чтение письменные. Взаимосвязь и взаимообусловленность разных видов речевой деятельности при рациональном обучении предполагает обязательный учёт особого, специфического, соотносимого с сущностными характеристиками каждого отдельного вида речевой деятельности.

Таким образом, в методике различают четыре коммуникативных умения: аудирование, говорение, чтение, письмо. Однако ошибочно было бы думать, что каждому умению можно было бы обучить в отрыве от других коммуникативных умений. Как в реальном общении сочетаются четыре вида речевой деятельности, так и в учебном процессе обучения любому виду речевой деятельности должно быть интегративным.

Это значит, что целенаправленно обучая, например, чтению мы одновременно создаём базу для обучения краеведения.

Одним из действенных способов, помогающих успешному усвоению немецкого языка, является активные формы уроков в старших классах. К таким урокам относятся: уроки – конференции, пресс – конференции, урок – диспут, дискуссия, экскурсия и урок – заочное путешествие и т.д.

Указанные уроки включаются в общий цикл уроков, проводятся на завершающем этапе работы над темой или параграфом. Их цель – совершенствование ранее приобретённых учащимися навыков и умений устной речи (говорения и слушания). Например, в ходе урока пресс- конференции ученики тренируются в монологической речи, в умении задавать проблемные вопросы дискуссионного характера, аргументировано отвечать на вопросы.

Следует подчеркнуть что активные формы проведения уроков способствуют повышению качества обучения, усиливают «личностную сопричастность» каждого ученика к происходящему на уроке, создают общий побудительные фон к деятельности, учат школьников работать с книгой.

Говоря об эффективности речемыслительной деятельности учащихся, следует не забывать о привлечении лексико- семантических схем в учебный процесс, в основе этих схем лежит идея В.Ф.Шаталова об опорных сигналах ( Шаталов В.Ф. «Куда и как исчезли тройки». – М. 1989г.).

Известный советский психолог Н.И. Жинкин подчёркивал, что «отобранный простой сигнал или наглядный образ позволяет удержать часть текста. Вследствие этого, текст сокращается и фиксируется, как по вехам, в этих простых сигналах. Следуя по этим фиксированным сигналам, можно заново восстановить текст». ( Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958г, стр. 364). Творчески можно привлечь эти схемы в учебный процесс при изучении тем: « В школе», « Школьная библиотека» и т.д.

Привлечение к обучению лексических схем облегчает учащимися усвоение большого объёма лексического материала, позволяет представить себе отдельные звенья новой информации, логически перерабатывать языковой материал и перевести его в долговременную память.

При обучении говорению очень важно соблюдать принцип новизны. Ни одна речевая ситуация при развитии умения не должна повторяться дважды в одном и том же виде. Только в таком случае учение будет динамичным, высказывание продуктивным, а речевая деятельность говорящего адекватной любой новой ситуации.

При обучении чтению новизна может быть реализована через тексты краеведческого характера. Эта новизна может быть обеспечена и использованием для чтения и аудирования материалов о своём селе (городе), о природе родного края, о животном мире. Прочитав такие тексты, школьники смогут обмениваться на уроке новой информацией. Мотивация работы над текстом существенно возрастает при условии, если она специально приурочена к планируемому в классе событию и значит реально нужна для успешного его проведения. А также должна соблюдать новизна организационных форм работы на уроке (групповое общение, парная работа, коллективная речевая деятельность во всех видах).

Подлинное общение возможно и на учебном занятии, если обсуждаются актуальные и интересные для учащихся вопросы. В этом случае обучающийся высказывается от своего лица, исполняя любую присущую ему роль. А преподаватель берет на себя роль организатора общения, либо его участника. Все участники общения равноправны, каждый может говорить, о чем хочет и что он считает нужным. Каждый выражает своё личное мнение, говорит о том, что его интересует, поэтому он всегда сообщает что-то новое своим партнёрам. Этот тип общения отличается высокой мотивацией, вытекающей из значимости обсуждаемых вопросов. Содержанием общения может быть любая проблема реальной жизни. Например. Обсуждение проблемы защиты окружающей среды. Таким образом, в процессе аутичного общения разрешаются различные жизненные проблемы. Творчество ученика является одним из самых характерных признаков коммуникативно ориентировочного метода (И.Л. Бим). Именно творческие задания, а не воспроизведение заранее выученных диалогов являются сегодня признаком современности. Они позволяют по-новому организовать работу не только над устным высказыванием, но и над текстом для чтения, восприятия на слух.


3. Условия организации речемыслительной деятельности учащихся.

Для успешного осуществления активизации речемыслительной деятельности учащихся необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Создание благоприятного психологического климата при обучении общению на иностранном языке.

Как показывает практика, интерес к иностранному языку снижается у учащихся с годами обучения. Если на начальном этапе учащиеся проявляют большую заинтересованность к изучению этого предмета, мотивом тому является его новизна и специфика данного этапа обучения, то на средней ступени необходим дополнительный поиск мотивации. Как показывают наблюдения, одной из причин потери интереса у большинства учащихся к данному предмету является отсутствие естественной потребности и реальной возможности его применения. Естественная потребность в общении на иностранном языке в классе может быть вызвана с помощью ситуаций, в основу которых положены общественно значимые ценности (социальные, нравственные, эстетические и т.д.). Эти ситуации должны способствовать формированию различных мнений у учащихся и не давать однозначного решения. Обсуждение подобных ситуаций позволит сталкивать различные мнения, вызовёт у школьников потребность отстоять свою точку зрения, т.е. потребность в общении на иностранном языке.

  1. Постоянное внимание должно уделяться организации различных форм работы: парной, групповой, коллективной. Работа в парах вызовёт активность учащихся только при соблюдении некоторых условий:

  1. учащиеся сами выбирают речевых партнёров в зависимости от темы разговора;

  2. каждый получает определённую речевую задачу- убедить, объяснить, ответить, уточнить и т.п.

  3. учитель попеременно включается в беседу той или иной пары, но обязательно тактично, поддерживая беседу, а не нарушая её резкими исправлениями языковых ошибок.

Активность в групповой работе возникает в том случае, если:

  1. группа (3-5 человек) составлена учителем (или организована самими учащимися) в зависимости от предстоящего задания: это может быть группа однородная или разнородная по интересам, уровню успеваемости, умению работать, положению в классе, профессиональным намерениям и т.п.;

  2. роли в группе распределены соответственно целям работы и индивидуальным особенностям учащихся;

  3. успех каждого зависит от работы всех членов группы.

  1. Работа по гибким учебным планам и программам, широкое использование индивидуально подбираемых для учащихся учебных пособий.

  2. Переход на творчески ориентировочное обучение.

Творческие задания, а не воспроизведение заранее выученных диалогов, являются сегодня признаком современности. Они позволяют по-новому организовать работу не только над устными высказываниями, но и над текстом для чтения, восприятия на слух и т.п. Творческая сущность метода означает, что в процессе учения усложняется, прежде всего, творческая задача ученика.

Творческий элемент коммуникативно-ориентировочного метода позволяет организовать в учебном процессе применение иностранного языка в продуктивной деятельности, включающей общение, научно-техническую сферу, бизнес и менеджмент, труд переводчика, занятия искусством, самообразование.

  1. Создание «производимого» содержания обучения.

Это означает, что ученик сам, а также с помощью учителя, учебников и пособий создает своё содержание в виде текста монологического или диалогического высказывания, фактов и сведений, самостоятельных решений. Это формирует способность не только приобретать, но и создавать знания.

  1. Создание условий для дифференцированного подхода к учащимся.

Как и успех учебного процесса в целом, успех дифференцированного подхода зависит от познавательной активности школьников, от того, насколько они будут заинтересованы в своей деятельности. Ясное знание конкретных целей при условии их посильности, возможность выполнить требования учителя активизуруют познавательные способности школьников.

Если цели известны и посильны ученику, а их достижение поощряется, то для подростка нет ничего естественнее, как стремиться к их выполнению. Поэтому открытость является механизмом формирования положительных мотивов учения, сознательного отношения к учебной работе, позволяет привлечь самооценку ученика.

  1. Одним из важных условий активизации речевой деятельности учащихся является самостоятельность школьников.
  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации для учителей иностранного языка «Активизация речемыслительной деятельности учащихся в процессе изучения немецкого языка» iconПлан работы секции учителей немецкого языка школ округа
Формирование профессиональной компетенции учителей немецкого языка в условиях реализации фгос нового поколения
Методические рекомендации для учителей иностранного языка «Активизация речемыслительной деятельности учащихся в процессе изучения немецкого языка» iconУрок иностранного языка это перекресток культур
Целью урока являлось предъявление нового культурологического материала, а также активизация и закрепление фоновых знаний учащихся...
Методические рекомендации для учителей иностранного языка «Активизация речемыслительной деятельности учащихся в процессе изучения немецкого языка» iconПаньшина И. А., учитель немецкого языка, моу сош 32 с углубленным изучением иностранных языков Использование интерактивных методов обучения для формирования у учащихся устойчивого интереса к изучению иностранного языка
Использование интерактивных методов обучения для формирования у учащихся устойчивого интереса к изучению иностранного языка
Методические рекомендации для учителей иностранного языка «Активизация речемыслительной деятельности учащихся в процессе изучения немецкого языка» iconОтчет о работе методического объединения
В 2010-2011 учебном году в составе методического объединения учителей иностранного языка работало 4 учителя немецкого языка
Методические рекомендации для учителей иностранного языка «Активизация речемыслительной деятельности учащихся в процессе изучения немецкого языка» iconОтчет о работе методического объединения
В 2011-2012 учебном году в составе методического объединения учителей иностранного языка работало 4 учителя немецкого языка
Методические рекомендации для учителей иностранного языка «Активизация речемыслительной деятельности учащихся в процессе изучения немецкого языка» iconГостиной
Это мероприятие проводится одновременно в Сообществе учителей английского языка, Сообществе творческих учителей немецкого языка и...
Методические рекомендации для учителей иностранного языка «Активизация речемыслительной деятельности учащихся в процессе изучения немецкого языка» iconПодготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе (методические рекомендации)
Методические рекомендации составлены для учителей русского языка и литературы в целях совершенствования процесса преподавания русского...
Методические рекомендации для учителей иностранного языка «Активизация речемыслительной деятельности учащихся в процессе изучения немецкого языка» iconМетодические рекомендации по преподаванию иностранного языка с учетом особенностей образовательного процесса в базовой школе общая характеристика предмета «Иностраныый язык»
«Организация учебного процесса в базовых школах: особенности преподавании иностранного языка на основной ступени образования»
Методические рекомендации для учителей иностранного языка «Активизация речемыслительной деятельности учащихся в процессе изучения немецкого языка» iconМетодические рекомендации для учителей иностранного языка Разработка Южаниной А. Н
Обеспечь коммуникативно-психологическую адаптацию школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического...
Методические рекомендации для учителей иностранного языка «Активизация речемыслительной деятельности учащихся в процессе изучения немецкого языка» iconАнализ работы рмо учителей немецкого и французского языков Балашовского района за 2011 2012 учебный год
Рмо учителей немецкого и французского языков работало по теме: «Повышение профессиональной компетентности педагогов иностранного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница