Метод проекта как новационный метод обучения




Скачать 70.98 Kb.
НазваниеМетод проекта как новационный метод обучения
Дата30.10.2012
Размер70.98 Kb.
ТипДокументы
Метод проекта как новационный метод обучения

Проект есть всякое действие, совершаемое

от всего сердца и с определенной целью.

Е.Г. Кагаров


Метод проектов есть способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанников между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей (И.В. Цветкова)[1]. Это определение, на наш взгляд, наиболее точно характеризует метод проектов.

Существует несколько определений, для характеристики проекта [2]:

  • проект – предварительный текст какого-либо документа;

  • проект – совокупность мероприятий, объединенных одной программой или в организационную форму целенаправленной деятельности;

Под педагогическим проектированием в образовании мы понимаем деятельность по определению условий реализации определенной педагогической системы, которая рассматривается как совокупность знаний, описывающая конкретный педагогический объект, явление, процесс; как способ трактовки педагогической действительности, выявляющей его качественной своеобразие.

Д. Джонсон определяет проектирование как один из аспектов творчества человека – это создание образа будущего, предполагаемого явления. Проект – есть «прыжок в будущее из реалий настоящего».

По мнению В. Слободчикова «… образовательный проект – оформленный комплекс инновационных идей в образовании (в социально-педагогическом движении, в образовательных системах и институтах, в педагогических технологиях и деятельностях)». Проектирование в данном случае определяется как «идеальное промысливание» и практическое воплощение того, что возможно и того, что должно быть.

Рассматривая проектирование, В.Э. Штейнберг говорит о процессе конструкторско-технологической деятельности преподавателя (рис.1), «идеально конечным результатом», который необходимо считать модель-эталон, имеющий каркасный, обобщенный характер, задающий траекторию процесса, допускающий вариативность, детализацию и дополнительное развертывание в необходимых направлениях [3].

Рисунок 1

Схема конструкторско-технологической деятельности









Проектирование, с точки зрения теоретических позиций, направлено на создание моделей планируемых (будущих) процессов и явлений в отличие от моделирования, которое может распространяться и на прошлый опыт с целью его более глубокого осмысления. Компонентами проектной деятельности могут выступать конкретные модели или модули (функциональные узлы, объединяющие совокупность элементов).

В теории педагогического проектирования выделяют:

  • прогностическую модель для оптимального распределения ресурсов и конкретизации целей;

  • концептуальную модель, основанную на информационной базе данных и программе действий;

  • инструментальную модель, с помощью которой можно подготовить средства исполнения и обучить преподавателей работе с педагогическими инструментами;

  • модель мониторинга – для создания механизмов обратной связи и способов корректировки возможных отклонений от планируемых результатов;

  • рефлексивную модель, которая создается для выработки решений в случае возникновения неожиданных и непредвиденных ситуаций [3, 4].

Автор учебника «Проективная педагогика» В.С. Безрукова определяет три возможных этапа проектирования: моделирование, собственно проектирование, конструирование (рис.2).


Рисунок 2

Этапы проектирования по В.С. Безруковой, 1996




Проектирование – сложная многоступенчатая деятельность. Любой педагог принимает участие в проектировании трех типов объектов: педагогических систем, процессов и ситуаций, которые проектируются взаимозависимо, с учетом их целостности и внутреннего единства, т.е. от построения педагогической системы зависит качество педагогических процессов и ситуаций.

Рассмотрим более подробно этапы педагогического проектирования по В.С. Безруковой [1, 5]:

  • педагогическое моделирование (создание моделей) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

  • педагогическое проектирование (создание проекта) – это дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

  • педагогическое конструирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования его в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.

Проектирование предполагает создание частных моделей, моделирование, в свою очередь, состоит из совокупности элементов, в том числе включает теорию проектирования [6].

Любое проектирование в области образования начинается с уточнения структуры образовательной парадигмы, ее методологических основ. Таким образом, образовательная парадигма представляет собой основополагающую модель для любой научной деятельности, в том числе и для теории проектирования. Образовательная парадигма – это модель научно-педагогической деятельности, представляющая собой совокупность теоретических положений, методологических оснований, понятий и ценностных критериев.


Ниже представлена структурная схема логической взаимосвязи моделирования и проектирования по А.Н. Дахину [7].




Рис.3. Структурная схема логической взаимосвязи

моделирования и проектирования


В ответ сформулируем основные положения педагогического моделирования [8,9,10].

Этапы:

  1. вхождение в процесс и выбор методологических оснований для моделирования, качественное описание предмета исследования;

  2. постановка задач моделирования;

  3. конструирование модели с уточнением зависимости между основными элементами исследуемого объекта, определением параметров объекта и критериев оценки изменений этих параметров, выбор методик измерения;

  4. исследование валидности модели в решении поставленных задач;

  5. применение модели в педагогическом эксперименте;

  6. содержательная интерпретация результатов моделирования.



Представим логику процесса педагогического проектирования в системе образования, отметим, что некоторые ее утверждения подобны моделированию:

  • анализ развития педагогической ситуации и формулировка проблемы экологического исследования;

  • выдвижение идей в рамках определенной системы ценностей и подходов, которые могут способствовать разрешению противоречий и проблем;

  • построение модели педагогического объекта в соответствии с ведущими идеями и ценностями;

  • формулировка предположения о способах достижения целей, а также варианты поэтапной деятельности;

  • установление критериев оценки ожидаемых результатов, выбор оптимального варианта конструируемого проекта в общей модели педагогической деятельности;

  • конкретизация задач, которые необходимо решить для реализации замысла;

  • этап реализации проекта при непрерывной диагностике, анализе и корректировке проектной деятельности;

  • заключительный этап, обобщение результатов, выводы, представление опыта педагогической общественности.

В заключение следует отметить, что проектирование, точнее непосредственно сам процесс реализации проекта учениками, обязательно должен проходить под чутким контролем учителя [5].

Кроме того, для проекта характерны:

  • временные рамки

  • ресурсные рамки

  • специальная организация для осуществления проекта

  • четко определенная группа, на которую направлено влияние проекта

Также проект как способ организации образовательного процесса характеризуется:

  1. взаимодействием педагогов и учащихся между собой и с окружающей средой

  2. поэтапной практической деятельностью по достижению поставленных целей

  3. возможностью для ребенка предвидеть результат и планировать свои дальнейшие шаги, проявить способности, самостоятельность, реализовать свои возможности, почувствовать себя успешными

  4. предоставлением ученикам различных видов деятельности по их собственному усмотрению

  5. наличием конкретного практического результата

Участие в работе по проекту позволяет учащимся проявить максимальную активность, так как интерес ребенка (а, следовательно, его активность) порождается осознанием полезности для него всего, что он сделал сам.

Обобщая вышесказанную теорию, проект – серия видов деятельности, связанных друг с другом, которые приведут к достижению заранее четко определенных целей в ситуации, где стремятся к разрешению проблемы или усовершенствованию какой-либо деятельности.


Литература:

  1. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. – Екатеринбург.: Север, 1978. – 152 с.

  2. Безрукова В.С. Проективная педагогика. – Екатеринбург.: Деловая книга, 1996. – 344 с.

  3. Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. – М.: Педагогическое сообщество России, 2004

  4. Дахин А.Н. Эффективность педагогического моделирования.

  5. Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И., Титова Е.Л. Ресурсосбережение в школе: как организовать проект по экономии энергии. Методическое пособие для учителей: СПб, 2002.-80 с.

  6. Джонс Дж. К. Методы проектирования. / Изд. Второе, дополнительное. Пер. с англ. Бурмистровой Т.П., Фриденберга И.В. Под редакцией д-ра психол. наук Венды В.Ф., канд. психол. наук Мунипова В.М. / - М.: Мир, 1986. – 326 с.

  7. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: сущность состав, механизм реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. – Свердловск: 1990. – С.5-26.

  8. Белкин А.С. Ситуация успеха (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения). Кн. для учителя. – Ек-г: УрГПУ, 1997. - 185с.

  9. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте (Психологическое наследие). М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

Похожие:

Метод проекта как новационный метод обучения iconГоувпо «Самарский государственный архитектурно-строительный университет» Факультет информационных систем и технологий
Исследование, нлу, методы решения нелинейных уравнений, метод Ньютона, метод касательных, метод хорд, метод половинного деления,...
Метод проекта как новационный метод обучения iconВиды и стили обучения
В историческом наследии первым видом систематического обучения считают метод постановки наводящих вопросов в процессе поиска истины....
Метод проекта как новационный метод обучения iconПроекта
Название проекта, тип инновации (новый товар, новая услуга, новый метод производства, новый метод управления, новый рынок, новый...
Метод проекта как новационный метод обучения iconПроекта
Название проекта, тип инновации (новый товар, новая услуга, новый метод производства, новый метод управления, новый рынок, новый...
Метод проекта как новационный метод обучения iconПредседатель Ученого Совета Физического факультета спбгу чирцов А. С
Нахождение экстремумов функции одной переменной. Использование производной, метод золотого сечения, метод параболического приближения...
Метод проекта как новационный метод обучения iconИнтервью как метод сбора информации в журналистике. Наблюдение как метод сбора информации в журналистике. Изучение документов как метод сбора информации в журналистике. Предмет публицистики. Категории «факт»
Принципы редакционной деятельности. Структура редакционного коллектива. Методы управления редакцией
Метод проекта как новационный метод обучения iconФизика, 11 класс Гаврилов Андрей Владимирович, двггу
При решении задач, в которых необходимо провести расчет электрической цепи, наиболее часто используются следующие методы: метод свертывания,...
Метод проекта как новационный метод обучения iconМетод проектов – активный метод обучения иностранным языкам
Новая политическая обстановка, расширение международного сотрудничества и международных контактов требуют сегодня глубокого и, даже...
Метод проекта как новационный метод обучения iconОсновы кейс-метода когда возник кейс-метод и как развивался
Как специфический метод обучения, применяется для решения свойственных ему образовательных задач. Основными проблемами кейс-метода...
Метод проекта как новационный метод обучения iconИгровой метод обучения английскому языку
Существует много различных способов обучающего взаимодействия учителей с учащимися, способствующих достижению эффективных результатов....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница