«Средняя общеобразовательная школа №8» г. Калуга




Скачать 466.41 Kb.
Название«Средняя общеобразовательная школа №8» г. Калуга
страница1/9
Дата30.10.2012
Размер466.41 Kb.
ТипРешение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Психолого-медико-педагогический центр

диагностики и консультирования г. Калуга


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Калуга


Индивидуальные психофизиологические особенности школьника как основа организации учебно-воспитательного процесса


Педагог-психолог


Голубович А. А.


Калуга, 2011

На современном этапе развития школы большое значение приобретает идея гуманизации образования. Основной целью образования становится не достижение учащимся определенных знаний, умений и навыков, а обеспечение его индивидуального развития, внимание к его индивидуальности как неповторимому уникальному образованию; не воспитание исполнителя, а формирование творческой личности. В связи с этим возникает необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся при обучении.

Одним из первых шагов в этом направлении стало усиление роли дифференциации в образовании. При этом в качестве индивидуальных особенностей, в основном, рассматривались возрастные особенности, а также общие и специальные способности. Безусловно, это важные моменты, влияющие на процесс образования. Но кроме индивидуальных особенностей, характерных для данной группы людей (возрастной, социальной и т.д.), каждый человек имеет свои индивидуальные психофизиологические особенности и свой субъектный опыт. Ориентируясь на «среднего» ученика, традиционная школа не предполагает акцентирование внимания на индивидуальных особенностях школьников. В то время как, по убеждению психологов, «таланты произрастают из индивидуальности личности, и система воспитания «среднего ребенка» фактически ведет к стиранию индивидуальных особенностей». Развитие человека как личности требует обращения к его психофизиологическим особенностям. В связи с этим становится актуальным применение в процессе обучения психологической дифференциации, так как школьные годы готовят ребенка к взрослой жизни. Важную роль в этом играет образование, которое должно не только передавать детям знания, но и формировать их мировоззрение, а также сохранять и укреплять здоровье. Кроме того, процесс  приобретения знаний должен проходить природно, с учетом возможностей и особенностей развития детей, а также необходимых жизненных потребностей - отдыха, игры, общения, творческой деятельности.

Очень важно заинтересовать ребенка процессом обучения, научить его обучаться, развить в нем трудолюбие. Обучение должно вызывать в нем положительные эмоции, хотя это должен быть труд, а не игра.

Поэтому важно развивать и учить ребенка, ориентируясь на его психофизиологические особенности.

Решение данной проблемы – эффективная организация учебного процесса, а именно – адекватность требований возрастным возможностям и индивидуальным особенностям учащихся, чтобы любой ребенок мог учиться легко и с интересом, творчески развивать свои способности и таланты, а глубокие знания давались ему не в ущерб здоровью - методика обучения и система образования обязательно должны учитывать его возрастные возможности и индивидуальные особенности развития. Так как, воспитывая человека, целостную личность, необходимо опираться не только на его мотивацию, воспитывая трудолюбие, уважение, ответственность. Необходимо знание о более глубинных, но не менее важных особенностях учеников.

К примеру, изучая человека, его личность, многие отечественные психологи (Ковалев А.Г., Мясищев В.Н., Рубинштейн С.Л., Платонов К.К. и др.) характеризовали данное понятие как сложное новообразование, синтез структур, в которое входят не только социально обусловленные характеристики (направленность личности, ее отношения, установки, тенденции, интересы, идеалы и т. п.), но и биологически обусловленные (особенности протекания психических процессов, свойства нервной системы и т. п.).

Приведем структуру личности, предложенную К. К. Платоновым, который учитывая соотношение социального и биологического в качествах личности, выделяет четыре группы свойств (черт), составляющих основные стороны (подструктуры) личности:

 1-я подструктура личности объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты. В нее входят: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных врожденных задатков. Эта подструктура формируется путем воспитания. Она может быть названа социально-обусловленной подструктурой;

 2-я подструктура личности - опыт - объединяет знания, навыки, умения и привычки, которые формируются на основе личного опыта, но имеют заметное влияние и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности.

 3-я – индивидуальные особенности психических процессов, или психических функций, понимаемые как формы психического отражения (ощущение и восприятие, память, мышление и воображение, чувства, воля).

 4-я – биопсихические свойства личности. Активность этой подструктуры, в большей степени, определяется основными физиологическими свойствами нервной системы и включает: темперамент, половые и возрастные особенности личности, включая ее патологические, т. н. органические изменения.

Также, в данном описании структуры личности подчеркивается тот факт, что возможны обусловленные взаимосвязи и взаимовлияния на разных содержательных уровнях. Конечно же, воспитание и образование изменяет человека в лучшую сторону, но если педагогом не будут приниматься во внимание психофизиологические особенности учащихся, результат обучения может быть и совершенно противоположным.

Какие именно особенности надо учитывать педагогу? Конечно же, их множество, но, в первую очередь, это:

1) тип функциональной асимметрии мозга (правополушарность, левополушарность, равнополушарность) и соответственно, тип мышления (логическое, образное); 

2) активность каналов восприятия информации и соответственно, тип памяти (зрительная, слуховая, двигательная);

3) тип темперамента (холерический, меланхолический, сангвинический, флегматический). 

Именно все эти особенности развития ребенка определяют характер его познавательной деятельности (внимание, память, восприятие, мышление, речь), общую активность, темп работы учащихся, различные эмоциональные проявления, как чувствительность, импульсивность, впечатлительность. Кроме того, эти особенности во многом обусловлены генетически, врожденно, но, претерпевают некоторые изменения на начальных этапах развития ребенка (ранний, дошкольный возраста) и окончательно формируются в младшем школьном возрасте, то есть, в период развития основных учебных навыков. Также, наиболее яркая выраженность какой-либо одной психофизиологической особенности (например, доминирует визуальный канал восприятия информации) не означает, что работа должна быть направлена только на его дальнейшее развитие и совершенствование (визуальный канал должен быть основным при обучении и воспитании, но в определенной степени должны быть задействованы аудиальный и кинестетический каналы восприятия информации).

Пренебрежение индивидуально-психофизиологическими особенностями приводит ко многим педагогическим, медицинским и социальным проблемам. Таким как: трудности в обучении, непонимание и механическое заучивание учебного материала, отсутствие интереса к обучению, ухудшение состояния здоровья в процессе обучения, и в будущем, возможно, поведенческие проблемы. 

Данная проблема является актуальной на сегодняшний день. Несмотря на то, что отдельные группы психофизиологических особенностей рассматривались и изучались отечественными и зарубежными психологами и физиологами достаточно давно (например, темперамент), только во 2-й половине 20 века стали предприниматься попытки создать целостный и интегрированный подход к обучению детей в связи с их психофизиологическими особенностями. Подобные идеи содержатся в работах Безруких М.М., Акимовой М. Н., Козловой Т. В., Сиротюк А. Л., Ротенберг В. С., Андрианова О. С., Бондаренко С. М., Абульханова – Славской К. А. и др.


Более детально группы психофизиологических особенностей школьников будут рассмотрены ниже.

Таблица 1. Поведенческие особенности детей с различными типами репрезентативных систем

(разработчики данного направления: Ричард Бендлер, Майкл Гриндер, Г.В. Щекин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и др.).

Визуал

Аудиал

Кинестетик

Дискрет

Хорошо помнит то, что видел.

С трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), при этом - хороший рассказчик.

Организован, наблюдателен, как правило - спокойный.

Имеет живую, образную фантазию.

При разговоре подбородок держит вверх, голос может быть высоким.

Легко повторяет услышанное.

Чувствителен к интонации.

В учебной деятельности предпочитает счет и письмо.
Задумавшись, разговаривает сам с собой.

Шевелит губами при чтении, проговаривая слова.

Говорит ритмически.
Легко отвлекается.

при разговоре взгляд направлен прямо.

В группе часто бывает самым разговорчивым, любит дискуссии.

Лучше обучается, делая.

В начальной школе долго не может избавиться от привычки водить при чтении пальцами по строчкам.

Хорошо помнит общее впечатление о событии.

Отвечает на физическое поощрение.

При общении стоит близко, касается людей.

Обилие движений, много жестикулирует.

Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким.

Воспринимает информацию путем логического осмысления.

встречается довольно редко.

говорить о данном типе восприятия информации можно только в подростковом возрасте.

С позиции нейрофизиологических представлений у каждого человека есть свой основной канал восприятия и хранения информации, индивидуальная репрезентативная система. Именно через ведущий сенсорный канал восприятия поступает к человеку основной поток информации. Репрезентация в НЛП определяет, как организован опыт каждого отдельного человека и как он описывает мир. Если это происходит в образах, то это визуальная система, в звуках – аудиальная система, в ощущениях – кинестетика. Но нет людей, воспринимающих информацию только визуально или только на слух, один из каналов доминирует, и это определяет лишь некоторые особенности восприятия информации. Для эффективного взаимодействия необходимо знать, в каком порядке выстраиваются каналы.

Умелое использование преобладающего сенсорного канала позволяет учителю с большим коэффициентом полезной деятельности передавать ученикам сложную учебную информацию.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

«Средняя общеобразовательная школа №8» г. Калуга iconА дрес школы: 248600, г. Калуга, ул. Дзержинского, 57 Тел./ факс: (4842) 57-54-87
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 им. Г. В. Зимина» города Калуги
«Средняя общеобразовательная школа №8» г. Калуга iconДепартамент образования города Москвы Зеленоградское окружное управление образования Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1740 Публичный доклад директора гоу сош №1740 Средняя общеобразовательная школа №1740
Средняя общеобразовательная школа №1740 функционирует с 1 сентября 1994 года. Директор школы – Деркунская Татьяна Дмитриевна с сентября...
«Средняя общеобразовательная школа №8» г. Калуга icon«Богородская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского муниципального района Пермского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Богородская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту – Школа) является...
«Средняя общеобразовательная школа №8» г. Калуга iconПояснительная записка к учебному плану моу «Ключевская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ключевская средняя общеобразовательная школа»- базовая школа
«Средняя общеобразовательная школа №8» г. Калуга iconОбразовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №76»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №76»
«Средняя общеобразовательная школа №8» г. Калуга iconДоклад муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» поселок Коммунар
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №3»
«Средняя общеобразовательная школа №8» г. Калуга iconДоклад маоу «Средняя общеобразовательная школа №2»
Полное название учреждения Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
«Средняя общеобразовательная школа №8» г. Калуга iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Искровская средняя общеобразовательная школа»
«Средняя общеобразовательная школа №8» г. Калуга iconПубличный отчет директора моу «Средняя общеобразовательная школа №20»
Полное наименование оу: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20»
«Средняя общеобразовательная школа №8» г. Калуга iconПубличный отчёт директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №25»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №25»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница