«Детский сад №223 комбинированного типа «Лебёдушка» Опыт работы по теме




Название«Детский сад №223 комбинированного типа «Лебёдушка» Опыт работы по теме
страница1/7
Дата30.10.2012
Размер0.79 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

муниципальное образование г.Краснодар

«Детский сад № 223 комбинированного типа «Лебёдушка»


Опыт работы по теме:


Использование дидактических игр и упражнений в формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи


Работы выполнила

воспитатель Кононенко Г.Н.


Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3

1. Понятие фонематического восприятия………………………………….. 7

1.1. Роль фонематического восприятия в развитии речи детей дошкольного возраста ………………………………………………………………….……… 7

1.2. Особенности развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста………………………………………………………… 11

1.3. Коррекция фонематического восприятия у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………… 15

2. Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи …………………….……………………………………………………… 18

2.1. Характеристика речи и других психических процессов у детей с общим недоразвитием речи………………………….………………………………… 18

2.3. Особенности коррекционно-педагогической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……….…………………………………………... 24

3. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ……………………………………………………………………………..27

3.1. Цели, задачи и этапы констатирующего эксперимента………………… 27

3.2. Разработка перспективного плана по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………….…………………………………………… 31

3.3. Результат и анализ коррекционной работы…………………………… 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 36

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………… 38

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 40


Введение


Актуальность исследования. По данным отечественных и зарубежных исследований, общее недоразвитие речи является одной из наиболее частых форм нарушений в онтогенезе. Например, в России до 70% детей дошкольного возраста имеют проблемы в речевом развитии [3, с.25].

Речь - ведущая функция, определяющая готовность ребенка к школьному обучению. Наряду с правильным звукопроизношением, способностью различать и дифференцировать акустические признаки звуков, достаточным уровенем сформированности словаря, речевую готовность во многом определяет умение ребенка логично и связно высказываться. Академик В.В.Виноградов назвал грамматический строй «организующим центром языка» (25).

Как отмечают в своих исследованиях Ю.Г.Демьянов (1967) Т.А.Власова (1984), С.Г.Шевченко (1987), Р.И. Лалаева (1992), С.В.Зорина (1998) и др., речь детей с ОНР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы. Особенности речевого развития данной категории детей могут проявляться неравномерно: у одних преобладают фонетико-фонематические расстройства (нарушение звукопроизношения в сочетании с дефектами звукоразличения), у других - лексико-грамматические.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущих проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОНР включает в себя специальные занятия для развития фонематического слуха, эти занятия так и называются «Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте». Программа обучения рассчитана на несколько лет. Дети, поступающие в группы для детей с общим недоразвитием речи, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе. Занятие по «Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте» ведет учитель-логопед, для этих занятий разработана специальная программа. Но нигде в литературе не описывается, что должен делать воспитатель, который работает с детьми с общим недоразвитием речи, для осуществления более эффективной коррекции фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Обозначенные проблемы обусловили выбор данной темы: «Педагогическая работа по развитию фонематического восприятия детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

Цель: создание системы педагогической работы, необходимой для эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми ОНР, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие.

Объект исследования: процесс коррекции фонематического восприятия речи у детей с ОНР, с применением дидактических игр в педагогической работе.

Предмет исследования: роль применения дидактических игр в коррекционной работе по развитию фонематического восприятия с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Гипотеза – нормализация фонематического восприятия у детей с ОНР будет проходить быстрее, если в коррекционной педагогической работе использовать не только занятия, предусмотренные программой, но и применять в работе воспитателя комплекс дидактических игр и упражнений.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно сформулировать задачи:

  1. Изучение теоретических аспектов по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

  2. Проанализировать особенности фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

  3. Провести диагностику фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

  4. Обобщить различные методы для коррекционной работы с детьми с фонематическими нарушениями и создать перспективное планирование дидактических игр для педагогической работы по развитию фонематического восприятия у детей с ОНР.

  5. Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием системы педагогической работы.

  6. Проведение контрольного эксперимента с целью выявления эффективности применения системы педагогических мер в при коррекции фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • анализ научно-методической литературы;

  • изучение психолого-педагогической документации;

  • беседа;

  • наблюдение;

  • эксперимент;

  • качественный и количественный анализ полученных результатов.

1. ПОНЯТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ


1.1. Роль фонематического восприятия в развитии речи детей дошкольного возраста.

Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения. Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие - это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Умение сосредоточиться на звуках речи – очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь – основное средство общения между людьми. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить – произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать все возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи).

Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Развитие фонематического восприятия лежит в основе работы по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений, обучению чтению и письму.

Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Р.М.Боскис, Г.А.Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать звуки речи (фонемы). Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.

Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Р.Е.Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ» (2; 346).

У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.

Р.М.Боскис, Р.Е.Левина, Н.Х.Швачкин, Л.Ф.Чистович, А.Р.Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.

Ведущие учёные (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.Е.Чиркина, И.К.Колпоковская, А.В.Ястебова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой.

Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать.

Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукопроизношения у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.

Одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет, то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами, для них, звучат одинаково, например: сами-сани, луг-лук, лиса (животное) - леса (мн. число слова лес). Значит, язык у ребёнка нарушен на фонемном уровне. Здесь нарушены, как перцептивная, так и сигнификативная функции, т.е. восприятие недоразвито, отсюда нет способности различать значимые единицы языка (морфемы, слова и т. д.).

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Остановимся подробнее на связи фонематического восприятия и произношения.

По данным Р.Е.Левиной, Р.М.Боскис, Н.Х.Швачкина, в период от одного года до четырёх лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи.

А.Н.Гвоздев и Н.И.Красногорский отмечают, что особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой – с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребёнком. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образа совпадают.

Р. Е. Левина замечает, что акт произношения в норме следует рассматривать как завершение акустического процесса, направленного на выделение соответствующего звука и его различия среди других.

В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков (например, гласных – согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких – глухих или мягких – твёрдых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребёнка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом». Итак, ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением (Д.Б.Эльконин, Н.Х.Швачкин, С.Н.Ржевкин).

Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным С.Бернштейна, «безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить».

Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи.

Таким образом, без способности ребенка к осуществлению фонематического восприятия, ребенок не может овладеть речью, понимание обращенной речи затрудненно, у него не формируются правильное звукопроизношение, грамматический строй и не пополняется словарный запас ребенка. Сформированность фонематического восприятия является необходимым условием для обучения грамоте дошкольника.


1.2. Особенности развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.


Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи (15; 8).

К концу первого года жизни (по данным Н.Х.Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).

А.Н. Гвоздев в своих работах отмечал, что фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения. Н.Х.Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

Исследователь детских речевых нарушений профессор Р.Е.Левина, изучая закономерности формирования речи детей в норме и патологии, выделяет пять этапов, которые проходит ребенок в овладении речью. На первом, дофонемном этапе у ребенка полностью отсутствует дифференциация звуков, понимание речи и собственно активная речь.

На втором этапе возникает различие наиболее контрастных или далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких фонем. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Он не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает особенностей своего произношения. Ребенок одинаково реагирует на правильно произносимые слова и на те искаженные слова, которые взрослые произносят так, как их произносит сам ребенок.

На третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен замечать различие между правильным и неправильным произношением. Речь еще остается неправильной. Однако начинает наблюдаться приспособление к новому восприятию, выражающемуся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми.

На четвертом этапе получают преобладание новые образцы восприятия звуков. Однако у ребенка еще не вытеснена предшествующая форма, и он узнает неправильно сказанные слова. Активная речь достигает почти полной правильности.

На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребёнок слышит и говорит правильно. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

Правильное развитие речи ребенка характеризуется не только уровнем фонематического восприятия и произносительной стороной речи, но и, главное, способностью различать звуки в своей речи и в речи окружающих. Звуковой состав слова является центральным моментом как при овладении грамматическим строем родного языка, так и при обучении грамоте. Сам процесс обучения грамоте, при котором развивается четкое представление о звуковом составе слова, когда ребенок овладевает умением анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков, в свою очередь оказывает влияние на более тонкое и осознанное восприятие звуковой стороны речи.

Ученые установили, что ребёнок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усваивать артикулярные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом и заключается усвоение системы фонем данного языка.

В процессе овладения системой фонем родного языка, важное значение имеют речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Таким образом, в процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют:

  1. слух и фонематическое восприятие;

  2. моторика речевого аппарата, т.е. подвижность органов речи.

Рассмотрим подробнее роль слуха в частности фонематического восприятия, в формировании речи детей.

Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.

С трехлетнего возраста ребёнок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками. Дети уже почти не смешивают слова, близкие по звучанию, порой отличающиеся только одним звуком.

Ближе к четырем годам речевой слух ребенка совершенствуется. Несмотря на то что малыш еще не может правильно произносить некоторые звуки, он подмечает неправильность в произношении и у своих сверстников , но еще не может осознать, в чем причина неправильного звукового оформления слов («лепа» - репа), хотя и легко различает на слух близкие по звучанию звукосочетания, слова (15; 10).

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Все это возможно лишь в том случае, если в предыдущих возрастных группах у детей развивали фонематическое восприятие. К пяти годам достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять в фразах отдельные слова и синтагмы, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому.

Пятилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов, производить подбор слов на определенные звуки, выполнять другие, более сложные задания. Однако некоторые дети могут еще смешивать звуки близкие по акустико-артикуляторным свойствам: звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, шипящие и свистящие.

Ребенок 6 – 7 лет имеет достаточное фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа слов: умеет выделять звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки, требующие тонкой дифференцировки (например, звонкие и глухие, твердые и мягкие пары звуков, свистящие и шипящие), устанавливать последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, предложения на слова и т.д.

Таким образом, фонематическое восприятия развивается поэтапно от самого рождения. Ребенок постепенно научается воспринимать шумы и звуки, различать их высоту длительность и т.д. Потом происходит распознавание и дифференциация речевых звуков далеких друг от друга по акустико-артикуляторным свойствам, а ближе к пяти годам, ребенок должен уметь осуществлять тонкую дифференцировку звуков.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

«Детский сад №223 комбинированного типа «Лебёдушка» Опыт работы по теме icon«Детский сад комбинированного вида №8 «Якорек» согласовано утверждаю
Детский сад №8 «Якорек» – детский сад комбинированного вида с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления...
«Детский сад №223 комбинированного типа «Лебёдушка» Опыт работы по теме iconПлан работы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №177»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №177» города Краснодара
«Детский сад №223 комбинированного типа «Лебёдушка» Опыт работы по теме icon«Детский сад комбинированного вида №183 «Огонёк» согласовано заведующий мдоу детский сад №183
Уважаемые педагоги и родители воспитанников муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного...
«Детский сад №223 комбинированного типа «Лебёдушка» Опыт работы по теме iconПрограмма развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №36»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №36»
«Детский сад №223 комбинированного типа «Лебёдушка» Опыт работы по теме iconО деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка детский сад №66 «Лебедушка» г. Волжского Волгоградской области
Центр развития ребёнка детский сад №66 «Лебедушка» г. Волжского Волгоградской области
«Детский сад №223 комбинированного типа «Лебёдушка» Опыт работы по теме iconПрограмма развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №202»
Божко Елена Васильевна – заведующий мдоу «Детский сад комбинированного вида №202»
«Детский сад №223 комбинированного типа «Лебёдушка» Опыт работы по теме iconПрограмма развития мдоу «Детский сад комбинированного вида №113» на 2010 2015 г г
Краткое обоснование программы развития муниципального образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида
«Детский сад №223 комбинированного типа «Лебёдушка» Опыт работы по теме iconЦентральное окружное управление образования ресурсный центр «детский сад для всех» государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1465
Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1465
«Детский сад №223 комбинированного типа «Лебёдушка» Опыт работы по теме iconМкдоу «Детский сад комбинированного вида №95 «Улыбка»
Муниципальное казённое детское образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №95 «Улыбка»
«Детский сад №223 комбинированного типа «Лебёдушка» Опыт работы по теме iconОбразовательная программа мдоу детский сад комбинированного вида №404 «ростки»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №404 «Ростки»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница