О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году




Скачать 479.85 Kb.
НазваниеО преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
страница1/4
Дата04.09.2012
Размер479.85 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4

Согласовано

Начальник

Управления общего образования

и социальной поддержки детей

Министерства образования и науки

Челябинской области

___________________ Т.В. Абрамова




Утверждаю

Ректор ГОУ ДПО

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации

работников образования»


_________________ В.Н. Кеспиков
















Руководителям

муниципальных органов

управления образованием

Руководителям

муниципальных методических служб

Руководителям

муниципальных общеобразовательных

учреждений

О преподавании учебного предмета

«Химия» в общеобразовательных учреждениях

Челябинской области

в 2008/2009 учебном году









Преподавание химии в общеобразовательных учреждениях области в 2008-2009 учебном году осуществляется на основе принципов, определенных Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, Национальным проектом «Образование». Определяющим из этих документов является Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, которая изначально предполагает реализацию четырех направлений: переход на 12-летнее школьное обучение, разработку новых стандартов на основе концентрической системы образования, введение единого государственного экзамена, профильное обучение на старшей ступени общего образования.

Реализация вышеуказанных направлений модернизации российского образования определяет место и роль химии как учебного предмета в образовательной программе общеобразовательного учреждения.

Школьный курс химии состоит из трех концентров: пропедевтического, базового и профильного.


Пропедевтический концентр курса химии может быть реализован за счет компонента образовательного учреждения с 7 (6) класса в объеме 1 час в неделю. Пропедевтический курс способствует формированию у учащихся естественнонаучной картины мира, преемственности химического образования на различных ступенях общего образования.

Первое направление реализации пропедевтического этапа – введение интегрированного курса естествознания, предваряющего изучение предметов естественного цикла. Наиболее известен курс «Естествознание», разработанный под руководством А.Г. Хрипковой (Естествознание: Учеб. для 6–7 кл. общеобразоват. учреждений/ А.Г. Хрипкова, Р.Г. Иванова, Т.В. Иванова и др.; Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Просвещение, 1997). Химическая составляющая курса представлена первоначальным знакомством с веществами (знаками химических элементов, химическими формулами, валентностью), классами неорганических соединений (кислотами и основаниями) и химическими явлениями, происходящими с ними (условиями протекания химических реакций, основными типами химических реакций – разложения, соединения, горения).

Идею интеграции учебных предметов «Физика» и «Химия» реализует пропедевтический курс А.Е. Гуревича и др. [Физика. Химия. 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. – М.: Дрофа, 2005.]. Этот курс знакомит учащихся 5-6 классов с учебным предметом «химия», строением вещества и химическими явлениями, научными методами познания, применяемыми в химии.

Курсы А.Г. Хрипковой и А.Е. Гуревича обеспечены полным учебно–методическим комплектом.

Второе направление реализации пропедевтического этапа соответствует названию учебного пособия, предназначенного для пропедевтического изучения предмета, «Введение в химию» (Чернобельская Г.М., Дементьев А.И. Введение в химию: мир глазами химика: 7 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Владос, 2003).

Это учебное пособие знакомит семиклассников практически со всеми разделами школьного курса химии основной и средней школы, а также с началами химического эксперимента. Пособие включает в себя 27 лабораторных опытов.

Курс «Введение в химию» (авт. Г.М. Чернобельская) дает учащимся представление о химии, как науке о веществах и их превращениях. Курс составлен из отдельных логически завершенных учебных блоков.

Блок «Вещество» дает учащимся представление: о чистых веществах и смесях, способах их разделения; о химическом элементе и химической символике (знаках и формулах), об относительной атомной и молекулярной массах.

Блок «Химическая реакция» знакомит учащихся с признаками химических реакций и химическими уравнениями; дает первоначальное представление о скорости химической реакции.

Блок «Химические вещества и планета Земля» содержит информацию о кислороде (химическом элементе и веществе), воде и составе воздуха; на примере кислорода рассматривается явление аллотропии.

Блок «Химия в быту» содержит первоначальные сведения об органических соединениях (белках, углеводах, жирах, витаминах, лекарствах), препаратах бытовой химии и косметики. Содержание учебного материала позволяет осуществлять профилактику алкоголизма и наркомании.

Вышеназванный учебник обеспечен соответствующим методическим пособием [Шипарева Г.А., Тригубчак И.В. Методические рекомендации к изучению пропедевтического курса «Введение в химию»: 7 кл. – М.: Владос, 2004].

Третье направление реализации пропедевтического этапа реализует авторский коллектив под руководством О.С. Габриеляна [Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Химия.7 кл. Вводный курс – М.: Дрофа, 2007; Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. 7 класс: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2007].

Курс состоит из четырех тем.

Первая тема курса – «Химия в центре естествознания» - позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. Параллельно проводится мысль об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных предметов. В конечном счете, такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии. Рассматриваются такие понятия, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод. Для отработки практических умений и навыков авторы отобрали несложные и психологически доступные для семиклассников лабораторные и практические работы (устройство физического штатива, нагревательных приборов, элементарной химической посуды, которую они применяли на более ранних этапах обучения, выращивание кристаллов, наблюдение за коррозией металлов и др.).

Вторая тема курса «Математика в химии» позволяет формировать у учащихся расчетные умения и навыки, необходимые при решении химических задач (определение массовой доли химического элемента в сложном веществе, нахождение массовой и объемной долей компонентов в смеси).

Раздел курса «Явления, происходящие с веществами» актуализирует знания учащихся о физических и химических явлениях, готовит их к изучению химических процессов на старшей ступени обучения.

Тема курса «Рассказы по химии» описывает яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития химии (этюды о великих русских химиках, рассказы об отдельных химических веществах и химических реакциях), что способствует формированию у школьников интереса к изучению предмета.

Четвертое направление реализации пропедевтического этапа реализует идею раннего систематического изучения химии как составной части школьного курса химии, разгруженного за счет перенесения части учебного материала из курса 8-го класса в 7-ой. Этот курс разработан авторским коллективом под руководством И.Г. Остроумова [О.С. Габриелян, Остроумов И.Г. Химия. 7 кл.: Введение в химию: Вещества.: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Сиринъ, 2006; Остроумов И.Г., Аксенова И.Б. Химия. 7 кл.: Методические рекомендации к изучению курса «Введение в химию. Вещества». – М.: Сиринъ, 2006].

Перенесение части учебного материала из 8-го класса в 7-ой позволяет:

  • уменьшить интенсивность прохождения учебного материала курса химии;

  • добиться возможности изучать, а не проходить этот материал, иметь время для отработки и коррекции знаний учащихся;

  • формировать устойчивый познавательный интерес к предмету.

Курс включает шесть разделов.

Первый раздел «Предмет химии и методы ее изучения» знакомит учащихся с краткой историей и содержанием предмета, понятиями «физическое тело» и «химическое вещество». В разделе дается представление о физических и химических явлениях, об естественнонаучных методах познания.

Раздел «Строение веществ и их агрегатные состояния» продолжает межпредметную интеграцию с физикой, биологией и географией, формируя устойчивое представление о частицах вещества (атомах, ионах, молекулах), основных характеристиках веществ в газообразном, жидком и твердом состояниях, о взаимных переходах веществ из одного агрегатного состояния в другое.

Следующий раздел «Смеси веществ и способы их разделения» знакомит учащихся с чистыми веществами и смесями, вводит количественное выражение состава смесей и расчеты на их основе, рассматривает способы разделения смесей и очистки веществ.

Четвертый раздел «Состав веществ. Химическая символика» рассматривает понятия «химический элемент», «простые и сложные вещества», «химические формулы и расчеты на их основе».

Раздел «Простые вещества» дает представление о классификации простых веществ, о важнейших представителях металлов и неметаллов.

Шестой, заключительный раздел «Сложные вещества» содержит информацию об основных классах неорганических соединений и важнейших представителях этих классов.

Базовый концентр химического образования реализуется в основной школе. Инвариантной частью ОБУП (приказ ГУОиН от 01.07.2004 г. №02-678) на изучение базового систематического курса химии 8-9 класса отводится 2 часа в неделю.

Профильный этап изучения курса химии на старшей ступени школы (10-11 классы) может осуществляться в нескольких вариантах.

Вариант 1 – химия может изучаться на базовом уровне как самостоятельный курс в объеме 70 учебных часов (1 час в неделю). Этот вариант рекомендуется для следующих профилей: социально-экономический, гуманитарный, информационно-технологический, художественно-эстетический.

Вариант 2 – курс химии может изучаться на профильном уровне в объеме 140 учебных часов (2 часа в неделю). Этот вариант рекомендуется для физико-математического, агротехнологического и биолого-географического профилей.

Вариант 3 – изучение химии как профильного предмета в объеме 210-350 учебных часов, т.е. 3-5 часов в неделю (за счет компонента общеобразовательного учреждения). Этот вариант рекомендуется для классов химико-биологического и физико-химического профилей.

Преподавание общеобразовательного курса в непрофильных по отношению к химии классах предполагает двухкомпонентную структуру содержания химического образования: инвариантное ядро и вариативную составляющую.

Инвариантное ядро содержания включает в себя основные химические понятия, законы, теории, факты, которые необходимы для объяснения явлений живой и неживой природы.

Вариативная составляющая содержания школьного курса химии для гуманитарных классов предполагает нравственный, историко-мировоззренческий, эстетический, искусствоведческий, прикладной, экологический, региональный компоненты. При реализации данных компонентов целесообразно включать литературные фрагменты при формировании различных систем знаний школьного курса химии:

– о веществе (напр. Ф. Романцева «Рожденная атомом», В. Брюсов «Мир электрона»);

– об элементе (И. Сельвинский «Изотопы», Л. Кар «О природе вещей», А. Куприн «Суламифь», Г. Уэллс «Человек, который делал алмазы...», И. Ефремов «Алмазная труба», А. Дойль «Случай с переводчиком», И. Федосеев «Вода»,

К. Паустовский «Кара-Бугаз», А. Беляев «Продавец воздуха», Н.Г. Чернышевский «Что делать?», Ж. Верн «Таинственный остров»);

– о химической реакции (К. Паустовский «Бросок на юг», Г. Хаггард «Клеопатра», Г. Адамов «Тайна двух океанов», Л. Буссенар «Похитители бриллиантов»);

– о производстве (Ж. Верн «Таинственный остров», Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»).

Гуманитарный компонент должен проявиться при отборе химического эксперимента и содержания химических задач.

В классах с углубленным изучением химии особое внимание нужно уделить следующим разделам: «Агрегатные состояния вещества», «Газовые законы», «Физико-химические закономерности протекания химических реакций», «Окислительно-восстановительные реакции в неорганической и органической химии».

Подробные методические рекомендации об особенностях вариативного содержания химического образования для классов разного профиля даны в инструктивно-методическом письме «О преподавании химии в средних общеобразовательных учреждениях области в 2007-2008 учебном году». – Челябинск: ИДППО, 2007. В данном письме представлен банк программ элективных курсов по химии, которые занимают важное место в предпрофильной подготовке и профильном обучении старшеклассников.

Преемственность преподавания предмета на различных ступенях общего образования обеспечивается государственными образовательными стандартами на основе концентрического подхода, а также итоговой аттестацией в форме ЕГЭ.

Концентризм на уровне пропедевтики предполагает изучение материала, затрагивающего вопросы химии, в курсах природоведения или естествознания, а также тем, касающихся химии, в курсах биологии (например, химическая организация клетки), географии (например, химический состав минералов и горных пород), физики (например, основные положения молекулярно-кинетической теории).

В 8-9 классах этот материал изучается в базовом курсе химии системно, то есть на другом уровне. При изучении базового систематического курса химии в старшей школе происходит развитие, расширение и углубление знаний, полученных учащимися в основной школе. В первую очередь, это касается сведений об органических веществах, с которыми выпускники основной школы познакомились в 9-м классе.

В рамках принятой в РФ концентрической системы построения учебной дисциплины «Химия», разработано три стандарта химического образования:

  • стандарт основного общего образования (8-9 классы);

  • стандарт базового среднего общего образования (10-11 классы);

  • стандарт профильного среднего образования (10-11 классы ).

Стандарт основного общего химического образования включает шесть содержательных блоков:

  • методы изучения веществ и химических явлений;

  • вещество;

  • химическая реакция;

  • элементарные основы неорганической химии;

  • первоначальные представления об органических веществах;

  • химия и жизнь.

В связи с введением в практику работы школ нормативного документа «Федеральный компонент образовательного стандарта для основной школы (приказ МОиН РФ № 1089 от 05.03.04 г.) учителя химии должны знать, что из содержания учебных программ в основной школе исключены следующие разделы.

  1. Электронные орбитали. Стандарт предусматривает лишь знакомство со строением электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы – распределение электронов по энергетическим уровням и строение внешнего электронного слоя. Например, для серы:

16S 2e,8е,6е. или 16S 2)8)6)

  1. Химические производства. Учащиеся рассматривают лишь химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты, аммиака и.т.д.

  2. Скорость химической реакции, химическое равновесие и способы его смещения. О скорости химической реакции дается лишь представление, как о быстроте протекания химического процесса, которым можно управлять с помощью катализатора.

  3. Некоторые типы расчетных задач: на выход продукта реакции, на избыток одного из реагентов, на вывод формул.

  4. Минеральные удобрения.

  5. Коррозия металлов.

  6. Гидролиз солей.

  7. Окислительно-восстановительные реакции рассматриваются только на уровне общих представлений: процессы окисления и восстановления, вещества (элементы) окислители и восстановители. Понятие об электролизе расплавов солей дается на примере хлорида натрия.

  8. Значительно сокращено содержание концентра “Органические вещества” в 9-м класс.


Стандарт базового среднего общего химического образования структурирован по пяти содержательным блокам:

  • методы познания химии;

  • теоретические основы химии;

  • неорганическая химия;

  • органическая химия;

  • химия и жизнь.

Введение раздела «Химия и жизнь» обеспечивает усиление практической направленности химического образования.


Нормативно-правовые основы, определяющие структуру и содержание общего химического образования:

    1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001, № 1756-р.).

    2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МОиН РФ № 2783 от 18.07.2002).

    3. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (приказ Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004 г.).

    4. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России .№322 от 9 февраля 1998 г).

    5. Областной базисный учебный план общеобразовательных учреждений Челябинской области (приказ ГУОиН Челябинской области № 02-678 от 01.07.2004 г.).

    6. Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (приказ МОиН РФ №1089 от 5 марта 2004 г.).

    7. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263).

    8. Перечни учебного оборудования по химии для общеобразовательных учреждений по химии./Назарова Т.С., Лаврова В.Н., Зазнобина Л.С., Куприянова Н.С. М.: Центр средств обучения Института общего и среднего образования РАО, 1998.


Нормативно-правовые основы проведения государственной (итоговой) аттестации по химии:

      1. Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX-XI (XII) классов общеобразовательных учреждений РФ (приказ МОиН РФ №1075 от 03.12.1999 г.

      2. О внесении дополнений в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX-XI (XII) классов общеобразовательных учреждений РФ (приказ МОиН РФ от 11.04.2001 г. № 2658).

      3. О признании утратившим силу п. 2.7. Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX-XI (XII) классов общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Минобразования России от 03.12.1999 г. №1075 (приказ МОиН РФ от 25.06.2002 г.№ 2398).

      4. О внесении изменений и дополнений в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX-XI (XII) классов общеобразовательных учреждений РФ (приказ МОиН №135 от 21.01.2003 г.).

      5. Положение о проведении единого государственного экзамена (приказ МОиН РФ от 09.04.2002 г. №1306).

      6. Положение о проведении единого государственного экзамена в 2008 г. Утверждено к приказу МОиН РФ от 05 февраля 2008г. № 36.

      7. Об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX-XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Челябинской области в 2008 г. (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 7.04.2008 г. №02-282).


Учителю химии необходимо ознакомится с документами, регламентирующими вопросы обеспечения государственного контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров:

  1. Федеральным законом от 08 января 1998г. №3-Ф3 «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

  2. Правилами ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 644;

  3. Правилами предоставления юридическими лицами отчетов о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 644;

  4. Списком прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (постановления правительства РФ от 08.07.2006 г. №421; от 04.07.2007 г. №427).

С целью сохранения единого образовательного пространства и обеспечения учащихся учебниками приказом МОиН Российской Федерации от 13 декабря 2007г. №349 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2008/2009 учебный год» утвержден федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе (таблица 1).

Ориентируясь на этот перечень, учителя могут выбрать учебно-методические комплекты, соответствующие специфике образовательного учреждения и контингенту учащихся.

Таблица 1
  1   2   3   4

Похожие:

О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Химия» в 2008-2009 учебном году
«Химия» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Государственного образовательного стандарта общего образования, завершения перехода на Областной базисный учебный план в общеобразовательных...
О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «История» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2008-2009 учебном году
Составитель: Харитонова Людмила Алексеевна, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин
О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Технология» в 2008/2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2008-2009 учебном году
В 2008-2009 учебном году общеобразовательные учреждения области будут работать в 1-3х, 5-7х, 10-11х классах по базисному учебному...
О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее...
О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Обществознание» в 2008-2009 учебном
«Обществознание» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Музыка» в 2008-2009 учебном году
«Музыка» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Обществознание» в 2008-2009 учебном году
«Обществознание» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Математика» в 2008-2009 учебном году
«Математика» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
На базовый курс в 10-11-х классах вместо прежних 105 часов отводится 140 часов, что позволяет успешнее решать современные задачи...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница