Возрастные особенности учащихся. Как помочь детям успешно преодолеть возрастной кризис




Скачать 33.29 Kb.
НазваниеВозрастные особенности учащихся. Как помочь детям успешно преодолеть возрастной кризис
Дата30.10.2012
Размер33.29 Kb.
ТипДокументы
Возрастные особенности учащихся. Как помочь детям успешно преодолеть возрастной кризис.


У многих подростков наблюдается обостренное протекание нормативного кризиса, мешающее успешности обучения в школе, повышающее конфликтность взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная форма проявления возрастного кризиса - это поведенческие проявления, свойственные детям трех лет. В чем это проявляется? Стремление действовать наперекор нормам поведения, даже если это происходит во вред собственным желаниям. Обида на любое действие взрослого, нередко сопровождающая агрессивными выпадами против взрослого. Основной жизненный лозунг подростков «Я так хочу!»

В отношениях со сверстниками повышается конфликтность за счет поиска изгоев и коллективного объединения против них, сопровождающегося насмешками, кличками или открытой агрессией. Как правило, такие проявления кризиса свойственны подросткам из благополучных семей, в которых присутствует некоторая гиперопека(сверх) и сверхконтроль ,поэтому борьба за самостоятельность, невозможная дома, переносится в школу и осуществляется в социально приемлемых формах.

Надо знать, что дети сейчас находятся на пике возрастного кризиса и от позиции родителей зависит, насколько быстро ребята пройдут этот пик т и не останется ли кто- нибудь в нем надолго, а иногда и навсегда.

Важнейшим новообразованием подросткового кризиса должно стать формирование у учащихся ответственности за свою жизнь в области учебы и общения.

Второй ступенью к ответственности является приобретение самостоятельности. А первой – протестные реакции в отношении любого рода контроля: за уроками, одеждой, чистотой, передвижением, свободным временем, питанием.

Какие протестные реакции они встречают у своих детей? Протестные реакции – это хорошо или плохо?

Протестные реакции – это сигнал, который говорит, что ребенок взрослеет и необходимо менять стиль взаимодействия с ним. Протестные реакции могут быть прямыми или косвенными, например, уход в болезнь.


Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы НЕ:

НЕ хотят учиться так, как могут

НЕ хотят слушать никаких советов

НЕ убирают за собой

НЕ делают домашние задания

НЕ приходят вовремя

Встает вопрос : ПОЧЕМУ? Мы стараемся, работаем, все им отдаем, покупаем разные вещи.

А они …НЕ….

Что делать, чтобы «НЕ» приходило реже. Попробуем разобраться.

Основное содержание возрастного периода можно сравнить с прививкой. Что происходит во время прививки? В организм попадают некие вредные вещества, которые заставляют его вырабатывать иммунитет, поэтому, когда возникает угроза реального заболевания, организм уже будет знать, как реагировать на него. Также и с подростками. В это время они бросаются в активное узнавание различных аспектов жизни. , иногда представляющих даже реальную угрозу, а также в активное опробование своих новых ролей. Им не нужны ничьи советы, ведь им необходимы собственные.

Как это выглядит? Подростки могут пробовать курить, целоваться, обниматься, употреблять ненормативную лексику, пробовать спиртные напитки.Обратим внимание, что целью является сам факт опробования, познания, а не получение удовольствия. Именно через опробование они познают себя, свои возможности, а что будет, если не дать им пробовать (ведь это вредно для здоровья, вдруг привыкнут)? Здесь возможны различные варианты. Самым распространенным является «ядерный взрыв» в более позднем возрасте, когда молодой человек ударяется в употребление алкоголя, в секс, занимается рискованными видами спорта, не имея к этому иммунитета, не зная, как оно делается, не обладая самоконтролем. Последствия таких действий легко представить. Другой вариант – страх вплоть до внутренней паники. Отказ от вечеринок, от межполового общения вплоть до ухода к виртуальным партнерам. Так значит, давать им пробовать?

ДА. Но одновременно и нет.

Одного опробования для дальнейшей успешной жизни недостаточно. Необходимо, чтобы подросток осваивал взрослую позицию. Нужно, чтобы подросток имел возможность вносить реальный вклад в жизнь своей семьи.

Поэтому полезно прописать устный договор о правах и обязанностях подростка, а на каникулах предоставить возможность где-нибудь поработать. И тогда многие НЕ, с которыми мы начали разговор, будут постепенно отходить из жизни подростка. Он будет учиться не потому, что его заставляют, а понимая, что это ему нужно. Будет сообщать, когда задерживается, потому что, будучи во взрослой позиции, пожалеет маму.

НЕОБХОДИМО:

- работать с собственной тревогой по поводу того, что ребенок может ускользнуть, что теряется контроль над ним;

- уменьшить области и степень контроля, например, не проверять уроки, а обсуждать рациональность их выполнения;

- предоставить право на выбор, перейти от запретов к убеждениям, доказывать подросткам необходимость каких – либо действий, а не декларировать их.

Предоставлять право на одиночество.

Похожие:

Возрастные особенности учащихся. Как помочь детям успешно преодолеть возрастной кризис iconВозрастные особенности детей младшего школьного возраста
Практически всех детей к школе готовят дома или в детском саду: учат читать, считать, иногда и писать. Но как бы ни был ребенок подготовлен...
Возрастные особенности учащихся. Как помочь детям успешно преодолеть возрастной кризис iconВозрастные особенности учебной деятельности старшеклассников
«спокойную» его фазу. Типично возрастные характеристики развития здесь не выступают так выпукло и ярко, как прежде, во многом затушевываясь...
Возрастные особенности учащихся. Как помочь детям успешно преодолеть возрастной кризис iconРазвитие творческих способностей учащихся через активные формы обучения русскому языку и организацию внеклассной деятельности
Й деятельности наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Критический период детского творчества...
Возрастные особенности учащихся. Как помочь детям успешно преодолеть возрастной кризис iconКак помочь детям, чтобы они почувствовали себя защищенными, сильными и свободными?

Возрастные особенности учащихся. Как помочь детям успешно преодолеть возрастной кризис iconСоветы психологов родителям Как помочь детям подготовиться к экзаменам
Егэ основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки...
Возрастные особенности учащихся. Как помочь детям успешно преодолеть возрастной кризис icon«Занимательная математика»
Программа предназначена для обучения учащихся 5классов, в содержании которой учитываются возрастные особенности детей, их интерес...
Возрастные особенности учащихся. Как помочь детям успешно преодолеть возрастной кризис icon2. Памятка родителям первоклассников
Рекомендации для родителей о том, как помочь детям справиться со сложностями, возникающими при выполнении домашнего задания
Возрастные особенности учащихся. Как помочь детям успешно преодолеть возрастной кризис iconЛегко ли быть младшим школьником?
Рекомендации для родителей о том, как помочь детям справиться со сложностями, возникающими при выполнении домашнего задания
Возрастные особенности учащихся. Как помочь детям успешно преодолеть возрастной кризис iconЭкзаменационные вопросы для студентов заочного отделения по «Возрастной анатомии, физиологии и гигиене»
Общие закономерности роста и развития детей и подростков. Возрастные периоды, их характеристика
Возрастные особенности учащихся. Как помочь детям успешно преодолеть возрастной кризис iconОбразовательная программа образовательного учреждения
Особенности обучения на первой ступени общего образования, возрастные особенности младших школьников
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница