Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «основы менеджмента»




НазваниеМетодические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «основы менеджмента»
страница1/4
Дата29.10.2012
Размер0.73 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (СИБСТРИН)


КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА


РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ


методические указания

к выполнению курсового проекта по дисциплине

«основы менеджмента»


для студентов специальности 06.08.00 всех форм обучения


Новосибирск, 2004


Методические указания разработаны
старшим преподавателем А.А. Шерстяковым


Утверждены методической комиссией института экономики и менеджмента


Рецензенты:


к.т.н., доцент Заруева Л.В.

доцент Лось В.А.


© Новосибирский государственный
архитектурно-строительный университет, 2004

Введение

Для выживания в меняющемся мире строительные организации должны пересматривать свои цели и стратегии, приводить их в соответствие с изменениями внешней среды и самих организаций. Разработка и пересмотр стратегии – реальная необходимость при значительных переменах во внешней среде, также как и в целях и политике самих организаций. Любая отдельно взятая организация обладает спецификой, уникальностью, и такой же уникальностью отличается ее окружение. Поэтому при стратегических преобразованиях необходимо принимать во внимание множество ситуационных факторов, значительное внимание уделять их анализу и прогнозированию. Именно поэтому в настоящем проекте аналитическим моменты составляют большую часть.

Невозможно разработать единую унифицированную стратегию, пригодную для всех строительных организаций, не менее трудно найти ее оптимальный вариант для конкретной организации на долгосрочную перспективу. Менеджер должен свободно ориентироваться в возможных вариантах стратегий, понимать взаимосвязь ситуационных факторов и стратегического выбора и осознавать его последствия. Вместе с тем, разработка стратегии на практике – процесс творческий.

Цели настоящего курсового проекта – закрепление теоретического материала и приобретение навыков разработки стратегии развития организаций.

Задачи:

  • изучение существующих методик стратегического анализа и выбора, их достоинств, недостатков и ограничений;

  • осмысление процесса стратегического управления, его составляющих во взаимосвязи;

  • изучение типологии стратегий, практики их применения;

  • практическое применение полученных знаний для разработки стратегии развития строительной фирмы.

ОПИСАНИЕ КОНТЕКСТА

Строительная корпорация специализируется на жилищном строительстве и включает в себя штаб-квартиру и пять бизнес-единиц (отделений), действующих автономно на различных региональных рынках. Таким образом, организационная структура управления корпорации — дивизиональная.

Процесс стратегического управления в фирме происходит на трех уровнях – корпоративном, уровне бизнесов, функциональном. Разработка стратегии начинается с анализа состояния внешней и внутренней среды, проводимого в каждом из отделений. Результаты и годовые отчеты отделений направляются в штаб-квартиру корпорации, где после изучения всей информации, разрабатывается и принимается корпоративная стратегия. Корпоративная стратегия относится к организации как к единому целому и определяет те направления деятельности, которыми она занимается. Эта стратегия включает генеральную стратегическую линию корпорации, стратегические решения в отношении каждой существующей и вновь создаваемой бизнес-единицы (отделения), решения о перераспределении инвестиционных ресурсов между отделениями.

В рамках корпоративной стратегии, руководство отделения формирует стратегию бизнеса, которая направлена на достижение определенного конкурентного положения на рынке. Стратегия бизнеса включает товарно-рыночную стратегию, стратегию конкурентной борьбы, стратегию интеграции/дезинтеграции и другие направления. Затем стратегия бизнеса конкретизируется на функциональном уровне— т.е. на уровне специализированных отделов в виде стратегий маркетинга, производства, сбыта, управления персоналом и т.д.

ЗАДАНИЕ

1. Провести SLEPT–анализ внешней макросреды для строительного бизнеса в России на основе самостоятельного изучения публикаций (раздел 1).

2. В роли руководителя одного из отделений корпорации на основе условных исходных данных (таблицы 1 и 2 индивидуального задания) провести анализ внешней и внутренней среды бизнеса (раздел 2 ).

3. В роли руководителя отдела развития штаб-квартиры корпорации, используя результаты раздела 2 (по одному отделению), а также данные по другим отделениям, приведенные в таблице 3 индивидуального задания, провести матричный анализ и определить варианты стратегического развития (раздел 3).

4. В роли руководителей корпорации выбрать и обосновать корпоративную стратегию (раздел 4).

5. В роли руководителя отделения обосновать выбор стратегии бизнеса в рамках корпоративной стратегии.

6. В роли начальника кадровой службы разработать программу управления персоналом при реализации стратегии бизнеса.

СОСТАВ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

(соответствует оглавлению)

Введение

  1. Стратегический анализ внешней макросреды (SLEPT-анализ)

  2. Стратегический анализ на уровне бизнеса (отделения) корпорации

    1. Отраслевой стратегический анализ внешней среды

      1. Характеристика и основные показатели бизнес-области

      2. Анализ конкурентных сил по модели М.Портера

      3. Ключевые факторы успеха

      4. Комплексная оценка долгосрочной привлекательности отрасли

    2. Анализ внутренней среды бизнеса

      1. Анализ основных показателей бизнеса

      2. Стратегические ресурсы и потенциал бизнеса

      3. Сводная оценка конкурентной позиции отделения

    3. SWOT- анализ

  3. Матричный анализ бизнес-портфеля корпорации

    1. Матрица GE/McKinsey

    2. Матрица Hoffer/Shendel

    3. Варианты стратегического развития корпорации

  4. Обоснование выбора стратегии развития корпорации.

  5. Стратегия развития бизнеса (отделения)

    1. Товарно-рыночная стратегия

    2. Стратегия конкуренции

    3. Стратегия внутреннего развития

  6. Программа управления персоналом при реализации бизнес-стратегии

    1. Основные положения кадровой политики отделения

    2. ....

    3. ....

Заключение

Литература


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


Во введении (1-2 страницы, трудоемкость 2%) обосновывается актуальность темы (подчеркнуть важность стратегического управления как такового и в частности для строительного бизнеса), цели и задачи, краткое содержание по главам.


1. Стратегический анализ внешней макросреды (SLEPT-анализ)

Объем –5-7 страниц, трудоемкость - 12%.

Традиционно внешняя среда бизнеса разделяется на макро- и микросреду. Макросреда включает институты и факторы, косвенным образом действующие на уровне страны или региона на все хозяйствующие субъекты на их территории. Микросреда (или непосредственное окружение) напротив оказывает непосредственное влияние на организацию, включая в себя физических и юридических лиц, непосредственно взаимодействующих с организацией в процессе ее текущей деятельности (конкуренты, поставщики, потребители и т.д.)

Анализ макросреды чаще всего выполняется по схеме SLEPT, которая предполагает выделение 5 групп факторов влияния макросреды. Рекомендуется оформить результаты этого анализа в виде таблицы (см. табл.1).

Таблица 1

Форма SLEPT-анализа

Группа факторов

Факторы


Значения

Оценка

Вес

Взвешенная оценка

S (Social )Социальные
















L (Legal) Юридические
















E (Economical) Экономические
















P (Political) Политические
















T (Technological) Технологические
















Примеры социальных факторов: прирост населения, продолжительность жизни, децильный индекс, среднедушевой доход, плотность населения, уровень образования и квалификации, социальные гарантии, социальная напряженность, конфликты.

Примеры юридических факторов: уровень развития законодательной базы (полнота, завершенность, качество), ее стабильность, уровень развития правовой инфраструктуры (судебная и исполнительная системы). Примеры экономических факторов: темп роста ВВП, уровень инфляции, учетная ставка ЦБ РФ, характер экономики страны, экономическая политика правительства, система налогообложения, развитие экономической инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика и т.д.), инвестиционная привлекательность.

Примеры политических факторов: стабильность политической власти, распределение власти между партиями и группами, уровень коррупции.

Примеры технологических факторов: внедрение принципиально новых («закрывающих») технологий, инновационный потенциал, рост в области науки и технологии.

Анализ необходимо начать с выявления наиболее существенных для российского бизнеса факторов по каждой группе. Для этого рекомендуется воспользоваться публикациями в периодических изданиях, таких как газета «Экономика и жизнь», журналы «Эксперт», «Коммерсант», в особенности выпусками за конец прошедшего и начало текущего года, где публикуются сводные аналитические материалы и приводятся важнейшие макроэкономические показатели.

Выявленные факторы и анализ их состояния оформляется в виде обзора объемом 4-5 страниц. Затем факторы заносятся в таблицу (по форме табл.1).

В графе таблицы «значение фактора» указывается, если возможно, количественное значение (например, для факторов «уровень инфляции», «темп роста ВНП» и т.д.), либо краткое текстовое описание состояния фактора. Оценка общего влияния каждого фактора для России производится студентом самостоятельно по шкале от -5 (максимально негативное влияние фактора на бизнес) до +5 баллов (максимально позитивное влияние).

Вес фактора отражает степень его значимости для строительной организации (специализирующейся в области жилищного строительства). Сумма весов по каждой группе факторов должна быть равна единице.

Средневзвешенная оценка определяется по каждой группе факторов, как средняя арифметическая взвешенная (сумма произведений оценки на вес по всем факторам в группе).

В выводах по разделу определяется, какие группы факторов и какие отдельные факторы оказывают наиболее существенное позитивное и негативное влияния и какие возможности и ограничения для строительного бизнеса определяются состоянием макросреды.


2. Стратегический анализ на уровне бизнеса

(отделения) корпорации


2.1. Отраслевой стратегический анализ внешней среды


2.1.1. Характеристика и основные показатели бизнес-области

Отраслевой стратегический анализ представляет собой анализ внешней микросреды, непосредственного окружения фирмы. Прежде всего, это анализ конкурентной среды. Однако он невозможен без понимания того, к какой бизнес-области принадлежит фирма и какие особенности этой бизнес-области присущи.

Под бизнес-областью (или отраслью) понимается совокупность стратегически автономных, выступающих на открытом рынке производителей однородной продукции, ориентированных на одинаковый круг потребителей и удовлетворение одной и той же потребности. Их продукция полностью взаимозаменяема, а структура издержек сходна. Таким образом, они являются непосредственными конкурентами. Термин «отрасль» в стратегическом менеджменте употребляется в значении «бизнес-область», понимание отрасли здесь отличается от общепринятого.

В настоящем курсовом проекте в зависимости от варианта рассматриваемый бизнес (отделение) строительной корпорации присутствует в одной из четырех бизнес-областей: строительство квартир экономического класса, строительство квартир повышенной комфортности, строительство элитных квартир и строительство коттеджей. Основные отличия продукции приведены в таблице 2. Эти особенности, а также целевой круг потребителей, необходимо охарактеризовать в начале п. 2.1.1.

Таблица 2

Основные характеристики жилья

Характеристики

Экономический класс

Жилье повышенной комфортности

Элитное жилье

Коттеджи

Местоположение

«Рабочие» районы, окраины

Центральные районы, линия метро.

Центр, престижные районы

Окраинные районы, пригород

Проект

Типовой

Индивидуальный

Технология

панель, монолит

кирпич, монолит

Кирпич, монолит

Кирпич

Комнат

1-4

1-4

1-5

более 4

площади квартир

27 -100

38 -137

56-165

более 160

Высота потолка

менее 2,7

2,7-3

3 и более

более 2,7

Соотн. нежилой и жилой площади

от 0,5 (4 комн.) до 1 (1 комн.)

0,7-1,3

0,7 (5 комн) – 1,1

более 0,9

Площадь кухни, кв.м

менее 12

10-15

13-17

15 и более

Санузлы

1.

1-2

по числу спален

по числу спален + 1

Балкон

0-1

1-2

2

2 и более

Отопление и водоснабжение

Центральное

Центральное

Центральное и автономное горячее.

Центральное и автономное горячее и холодное.

Вентиляция

Естественная

Естественная

Кондиционирование.

Естественная или кондиционеры

Качество

Стандартное

Инд.планировка и дизайн

Эксклюзивное

Эксклюзивное

Прочие особенности

Нет




Огороженная территория

Земельный участок

Инфраструктура (сервис)

Нет

Ограниченная

Развитая, эксклюзивная

Как правило, ограниченная

Гараж

Нет

Чаще нет

Да

Да

Охрана

Нет

Нет

Да

Да

  1   2   3   4

Похожие:

Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «основы менеджмента» iconМетодические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине «Ремонт автомобилей»
Методические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине Ремонт автомобилей. Специальность 190604. 51 Техническое обслуживание...
Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «основы менеджмента» iconМетодические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Защита в чс»
Методические указания предназначены для оказания помощи студентам в выполнении курсовой работы по дисциплине «Защита в чрезвычайных...
Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «основы менеджмента» iconМетодические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Микропроцессорные устройства систем управления»
Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Микропроцессорные устройства систем управления» для студентов...
Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «основы менеджмента» iconМетодические указания по разработке курсового проекта по дисциплине
Цель курсового проекта – углубить теоретические и конкретизировать практические знания студентов по изучаемой дисциплине, полученные...
Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «основы менеджмента» iconМетодические указания по выполнению курсового проекта для студентов специальности 260902 «Конструирование швейных изделий»
Конструирование одежды: Методические указания по выполнению курсового проекта / Захватова Е. В., Наноо иим, 2005, 31 с
Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «основы менеджмента» iconМетодические указания к выполнению курсовых проектов по дисциплине «системы защиты среды обитания»
Содержание курсового проекта и методические указания к его выполнению, оформлению, защите
Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «основы менеджмента» iconМетодические указания к выполнению контрольных работ и курсового проекта Факультет информатики и систем управления
Сети ЭВМ и телекоммуникации: Рабочая программа, задания и методические указания к выполнению контрольных работ и курсового проекта....
Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «основы менеджмента» iconМетодические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине "Проектирование обогатительных фабрик"
Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине “Проектирование обогатительных фабрик ” для студентов
Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «основы менеджмента» iconМетодические указания По выполнению курсового проекта Для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 062100
Методические рекомендации по выполнению курсового проекта обсуждены и утверждены на заседании кафедры «Экономика труда и управление...
Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «основы менеджмента» iconМетодические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине "Приятие решений в бизнесе"
Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине "Принятие решений в бизнесе" / Сост. А. П. Романов, Г. Г....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница