Буйлова Л. Н




НазваниеБуйлова Л. Н
страница1/5
Дата29.10.2012
Размер0.62 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗВАНИЯ И НАУКИ РФ

РОССИЙСКИЙ ОБРАЗОВАИТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ


ШКОЛА ПОЛНОГО ДНЯ


Авторы:

Буйлова Л.Н., доцент кафедры педагогики Московского института открытого образования, кандидат педагогических наук

Кленова Н.В., заместитель заведующего отделом развития кадрового потенциала Московского городского дворца творчества детей и молодежи на Воробьевых горах, кандидат философских наук


«Сегодня организация работы общеобразовательных школ в режиме полного дня – веление времени»,- утверждает Самусенко Валентин Иванович, автор инновационной идеи «Школа полного дня», директор Мичуринского лицея - интерната Тамбовской области. Мичуринский лицей-интернат Тамбовской области (393764 Тамбовская обл., г. Мичуринск, ул. Новая, д. 13-а; Тел. 07545-20-346; Е-mail: michlycee@yandex.ru, mlyceum@yandex.ru). Такие учреждения наиболее полно объединяют основное и дополнительное образование, учебную и внеучебную сферы деятельности ребенка в одном образовательном учреждении.

В брошюре представлены материалы Мичуринского лицея – интерната по реализации модели школы полного дня, а также раскрыты вопросы организации дополнительного образования детей в условиях современной школы: требования к его проектированию и организации, условия и способы реализации в практике различных школ.

Брошюра рассчитана на широкий круг читателей из педагогической общественности и адресована заместителям директоров общеобразовательных школ по воспитательной работе, заместителям директоров по дополнительному образованию детей, руководителям детских творческих объединений (кружков, учебных групп, студий, клубов и т.п.), педагогам-организаторам, также оно будет полезным воспитателям групп продленного дня, классным руководителям, вожатым и всем, кто интересуется вопросами организации работы образовательных учреждений в режиме полного дня.


Содержание

Введение

Дополнительное образование детей в современной школе

Модель школы полного дня (на примере развития Мичуринского лицея - интерната, Тамбовской области, г. Мичуринска)

Роль дополнительного образования в реализации профильного обучения

Об альтернативных способах промежуточной и итоговой аттестации школьников

Типичные ошибки при организации дополнительного образования в школе

Заключение


Введение


Более десяти лет прошло с тех пор, как в российском образовании появился новый социальный институт - дополнительное образование детей, выросший из системы внешкольного воспитания и внеурочной работы с учащимися. Активно реализуя идею вариативности образования, ориентации на личностное развитие и самоопределение ребенка, дополнительное образование за эти годы убедительно продемонстрировало свою самоценность и значимость в реформируемом обществе.

Сегодня назрела необходимость освоения массовой школой качественно иной функциональной модели деятельности, базирующейся на принципе полноты образования. Путь к ней – через создание в каждой школе целостного образовательного пространства, в котором базовое (общее) и дополнительное образование детей выступают как равноправные, взаимодополняющие друг друга компоненты. В этих условиях школа, наконец-то смогла бы преодолеть столь свойственный ей интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в меняющемся обществе.

А. Г. Асмолов рассматривает дополнительное образование как зону ближайшего развития образования в России и подчеркивает, что это - вариативное образование, в основе которого лежат идеи педагогики развития1. Вариативное образование – поисковое образование, апробирующее иные, не общие пути выхода из различных неопределенных ситуаций в культуре и предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы. Оно помогает личности обрести иные пути понимания и переживания знаний в изменяющемся мире. Целью вариативного образования является формирование у ребенка такой картины мира в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, которая бы обеспечивала ориентацию личности в различного рода жизненных ситуациях, в том числе в ситуациях неопределенности, стимулировала бы процессы личностного саморазвития.

Школа полного дняобразовательное учреждение, позволяющее наиболее полно объединить учебную и внеурочную сферы деятельности ребенка в условиях учебного сообщества, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, объединить в единый функциональный комплекс образовательные и оздоровительные процессы2. Режим полного дня способствует формированию образовательного пространства школы, объединению в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов. Организация работы общеобразовательного учреждения в режиме полного дня должна способствовать объединению усилий общества и семьи для реализации более качественного духовного и физического развития школьников3.

Школа полного дня может сыграть существенную роль и в повышения безопасности школьников. Работа школы как интегрированного комплекса, доступного детям в течение полного дня, избавит многих из них от каждодневного «испытания улицей», а родителей, часто вынужденных сегодня оставлять детей после уроков без присмотра, - от постоянного беспокойства за жизнь и здоровье своих детей.

Общеобразовательное учреждение, работающее в режиме полного дня, должно4:

  • обеспечивать интеграцию основного и дополнительного образования;

  • заботиться о здоровье обучающихся, устанавливать гигиенический режим и режим питания;

  • организовывать общественно-полезную деятельность и содержательный досуг школьников, предоставлять им возможность в школе реализовать себя в разнообразных внеучебных направлениях и формах деятельности;

  • отвлекать школьников от «влияния» улицы», отрабатывать образовательные технологии по коррекции поведения и социальной реабилитации детей;

  • решать проблемы неуспешности в обучении, создавать условия для самовыражения, самоопределения каждого конкретного обучающегося, способствующие развитию стремления к непрерывному образованию в течение всей активной жизни человека;

  • обеспечивать взаимодействие с семьёй по вопросам образования детей, сохранения их здоровья и реализации комплекса мер по социальной защите детства.

Образовательный процесс в "Школе полного дня" строится на принципах5:

  • оптимизации процесса реального развития детей через интеграцию общего и дополнительного образования;

  • снижения учебной нагрузки школьников за счет создания единого расписания на первую и вторую половину дня;

  • объединения в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов;

  • поляризации образовательной среды школы с выделением разноакцентированных пространств (кабинет, лаборатория, мастерские, библиотека, читальный зал, компьютерный класс, игротека, медиатека, спортивный и тренажерный залы, помещения для работы классов-групп или групп, организованных из обучающихся одной или нескольких параллелей, пространства для общения и уединения, для игр, подвижных занятий и спокойной работы).

Таким образом, сама жизнь приводит к необходимости во многом по-новому взглянуть на место и роль дополнительного образования детей в современной школе. Если в полной мере использовать уникальный потенциал этого вида образования, то оно могло бы стать незаменимой составной частью процесса школьного обучения и личностного развития каждого ребенка.

Действительно, дополнительное образование предоставляет широкие возможности для расширения и углубления знаний учащихся начальной и основной школы. Многие дополнительные образовательные программы могут выступить в роли факультативных курсов, стать прямым продолжением базовых образовательных программ и дать при этом детям необходимые для жизни практические навыки.

Его уникальный образовательный потенциал может быть активно использован в процессе введения профильного обучения на старшей ступени общего образования. В системе дополнительного образования разработаны и в течение ряда лет реализуются образовательные программы, которые могут стать основой как предпрофильных курсов (ориентационных, ознакомительных), позволяющих девятиклассникам составить представление о различных профессиональных сферах и определиться относительно будущего профиля обучения в старшей школе, так и элективных курсов (курсов по выбору) в составе того или иного избранного школой профиля.

Использование в ходе преподавания школьных предметов специфических приемов, присущих дополнительному образованию, может придать изучаемым темам образность и выразительность, способствовать их лучшему усвоению школьниками, повышению их мотивации к обучению.

Чрезвычайно широк спектр возможностей дополнительного образования в плане организации внеурочной деятельности детей через кружки, клубы, студии, спортивные секции, соответствующие многообразию интересов учащихся. Используя разнообразные культурно-досуговые программы, можно научить детей действительно интересно и содержательно проводить свой досуг.

Значительно воспитательное воздействие дополнительного образования. Участие школьников в творческих коллективах по интересам позволяет каждому ребенку найти занятие, соответствующее его природным склонностям, где-то непременно добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время. Массовое участие детей в регулярно проводимых в школе праздниках, фестивалях, спортивных состязаниях приобщает их к процессу появления школьных традиций, формированию корпоративного духа «своей» школы, чувства гордости за нее.

Все эти аспекты сегодня нельзя игнорировать, если мы действительно хотим сделать школу не только официальным заведением, транслирующим знания, но и сферой разностороннего личностного развития ребенка, местом его комфортного бытия. Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы общеобразовательной школы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга - тех, кто связан с предметным обучением в школе, и тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания единого образовательного пространства в школе полного дня.


Дополнительное образование детей в современной школе


Вопрос о настоятельной необходимости возрождения в современной школе когда-то весьма объемного участка деятельности учителей, знакомого многим под названием «внешкольная (внеурочная) работа» в настоящее время ни у кого не вызывает сомнений. Сегодня эту сферу педагогической деятельности называют дополнительным образованием детей, и она выходит далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий, которые обычно были направлены на решение воспитательных задач и организацию досуга школьников. Основу современного дополнительного образования составляет масштабный образовательный блок, компенсирующий удовлетворение когнитивных, коммуникативных и иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения в школе. Сегодня в Российской Федерации насчитывается 18 тысяч таких учреждений различной ведомственной принадлежности, в том числе 8,7 тыс. учреждений системы образования, в которых занимается более 8 млн. детей6.

С 1992 года дополнительное образование детей включено Законом Российской Федерации "Об образовании" в государственную систему образования и именно с этого времени начинается процесс преобразования системы внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей. В марте 1995 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 233 утверждается "Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей". Эти два государственных документа явились знаковыми для определения дополнительного образования детей в качестве новой образовательной подсистемы.

В соответствии с нормативными документами, цель дополнительного образования детей - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.7 Это - вариативная цель в системе образования, которая определяется не столько социальным заказом, сколько индивидуальными потребностями, интересами детей, родителей, семьи и т.д.

Поэтому практические задачи дополнительного образования детей Законом РФ "Об образовании" и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей № 223 от 7 марта 1995 г. определены, как: "обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга".

В настоящее время система дополнительного образования детей развивается по следующим основным направлениям8:

  • художественно-эстетическое;

  • научно-техническое;

  • эколого-биологическое;

  • физкультурно-оздоровительное;

  • туристско-краеведческое;




  • военно-патриотическое;

  • социально-педагогическое;

  • социально-экономическое;

  • естественнонаучное;

  • спортивно-техническое;

  • культурологическое.




Суть проблемы состоит в том, что современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, должна построить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребенка. В этих условиях школа, наконец-то смогла бы преодолеть интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе.

Нетрудно предвидеть сомнение части читателей: в условиях ли кризиса говорить о разностороннем развитии ребенка в школе, когда ей с трудом удается обеспечить подготовку по минимальным базовым стандартам? Да, тяжелое положение, в котором оказалась современная школа, хорошо известно. По данным Госкомстата, в 2000-2001 гг. в России насчитывалось 65,9 тыс. школ, что на 5,5% меньше, чем в 1992 году. В них обучалось 19,8 млн. детей, что на 3,4 % меньше, по сравнению с 1992 годом; работало 1 млн. 520 тыс. учителей, которых, по сравнению с 1995 годом, стало меньше на 4200 человек. Учебно-материальная база большинства российских школ не отвечает современным требованиям: менее 50 % зданий имеют все виды благоустройства; треть школ не имеет центрального отопления, столовых и буфетов. Обеспеченность бюджетным финансированием составляет 25-40% от расчетной нормативной потребности школ.

Вместе с тем хорошо известно и то, что на фоне кризисных явлений российского общества в детской, подростковой и молодежной среде в последние годы произошел катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Наблюдается негативная тенденция повышения криминальной активности детей младших возрастов. Продолжает увеличиваться подростковая преступность (в 2000 году ее рост составил 10% по сравнению с 1998 годом, при этом 80,6% - это тяжкие и особо тяжкие преступления). Увеличивается численность преступных групп, в которых вместе со взрослыми участвуют подростки, что способствует передаче криминального опыта подрастающему поколению. Растет количество антиобщественных молодежных объединений, а также политических организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в фашистские, экстремистские группировки, агрессивно настроенные сектантские движения.

Истоки детской агрессивности кроются в неблагополучной социально-психологической атмосфере общества, которая, в свою очередь, связана с целым комплексом причин. К их числу относятся: разрушение нравственных и семейных устоев, ранняя алкоголизация несовершеннолетних, рост в их среде наркомании, ослабление воспитательной функции школы, нерациональная организация досуговой деятельности школьников, безнадзорность детей в каникулярное время.

Ощущается острая необходимость снизить напряженность, нетерпимость, агрессивность среди детей и подростков. Для этого в первую очередь необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом. В этом плане дополнительное образование детей представляет собой реальную социальную силу, способную последовательно противостоять натиску всевозможных “контркультур”, дестабилизирующих молодое поколение. Дополнительное образование, исходя из своего своеобра­зия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество), с различными формами образователь­ной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

Необходимость полного цикла образования в школе обусловлена и новыми требованиями к образованности человека, в полной мере заявившими о себе на рубеже XX и XXI веков. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека. До тех пор, пока школьная система образования будет сориентирована на трансляцию знаний без учета разностороннего развития личности ребенка, решение проблем индивидуализации и дифференциации обучения, самоопределения и самореализации школьников останется не более чем провозглашенным лозунгом, а реализация личностно ориентированного подхода – недостижимой задачей.

Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием: формализованное базовое образование все больше нуждается в дополнительном неформальном образовании, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.

Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранное развитие личности, раскрытие ее способностей, ранняя профориентация происходит именно в дополнительном образовании. И если школьное образование все дети получают в более-менее одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности, вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом – смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся (А.К. Бруднов). А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей – это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств, в том числе из ситуаций неопределенности; это образование, предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития.

По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. Говоря словами А.С.Макаренко, в идеале весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть заполнен образованием.

Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педа­гогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга - тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. Только их взаимопомощь и совместные проду­манные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства как на уровне отдельной школы, так и целого города, региона, страны.

В каком же состоянии находится сегодня в школе дополнительное образование детей? В отличие от учреждений до­полнительного образова­ния, где трудятся специалисты-профессионалы и где накоплен большой опыт работы с детьми, увлеченными тем или иным видом твор­чества, в общеобразовательных школах дело с организацией данного вида образования обстоит намного сложнее. Непосредственно в школе этот вид образования, как правило, осуществляется на имеющейся базе, причем ее же кадрами, т.е. учителями-предметниками. При этом сам термин "дополнительное образование" многими учителями до сих пор восприни­мается с недоумением. Зачем, мол, какое-то мудреное название для обыч­ной кружковой работы, тем более что популярность школьных секций, клубов, кружков за последнее десятилетие пошла на убыль, а роль классного руководителя, который направлял внеуроч­ные интересы учащихся, и без того снизилась.

На волне вытеснения из школы воспитательной работы, чрезмерно политизированной и пронизанной идеологическими штампами, с конца 80-х годов из жизни школы стала постепенно уходить и внеурочная деятельность. Взамен традиционных кружков в школах стали активно вводиться новые учебные курсы (от экзотических иностранных языков до астрологии), возрождаться некоторые народные традиции. Од­нако ни введение модных дисциплин, ни проведение забытых прежде праздников (Рождества, масленицы и других) еще нельзя назвать созданием школьной системы дополнительного образования детей. При этом так и не удалось восстановить нарушенные в школах межвозрастные связи, которые прежде поддерживались детскими организациями – октябрятской, пионерской, комсомольской. Несмотря на большую долю формализма в их деятельности, они многое давали для реализации общественной активности школьников. Отказ от традиционных "маршей" и "смотров" не помог найти иную, личностно ориентированную форму работы.

Надо признать, что такое положение устраивало многих учителей, считавших, что их основной заботой должны быть уроки. Скудное финансирование по сути дела поддерживало такую точку зрения. Нарастание пассивности учителей, их нежелание знать о внеурочных интересах ребенка сейчас стало особенно заметным и вызывает тревогу. Нужно иметь в виду и такой момент: введенная в 1992 году в систему российского образования специальность "педа­гог дополнительного образования" не получила пока достаточного распро­странения в общеобразовательных школах. Это, конечно, связано с их финансовой нестабильностью. Ди­ректора зачастую идут на сокращение любых "малозначимых", по их мнению, ставок либо используют эти ставки для других целей.

Ситуация усугубляется и тем, что в педагогических институтах до сих пор не готовят специалистов, официально получающих звание "педагог дополнительного образования". Не развернута по-настоящему и переподго­товка кадров на базе институтов усовершенствования учителей. Как обычно, становление нового направления образования зависит от энергии и добросовестности энтузиастов.

Поэтому неудивительно, что среди школьных педагогов пока преобладает настороженное отношение к идее интеграции дополнительного образования в современную школу. Одни заявляют, что дополнительное образование – это прерогатива специализированных детских учреждений, а не обязанность школы; другие утверждают, что в нем вообще нет необходимости; третьи полагают, что сегодня, учитывая сложности социально-экономического положения, вполне достаточно вернуться к прежней кружковой работе. У всех свои резоны, но едва ли нужно впадать в крайности. Наша задача - трезво оценить ситуацию и попытаться ее изменить к лучшему.

И нужно это не педагогам, не Министерству образования; это нужно, прежде всего, нашим детям. Простейшие арифметические подсчеты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. В оставшиеся дни года еще треть его времени не занята уроками. Но ребенок никогда не бывает свободен от самого себя. Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора, которые ему предоставляет естественное течение жизни, среди ценностей и приоритетов быта вполне могут быть и ценности дополнительного образования. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребенка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни, той среде, где разум отступает на дальний план, а деятельность теряет смысловую окраску. Достаточно продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребенка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причем делать это прямо в школе, не обрекая ребенка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне. При этом, в отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения; его можно начать на любом возрастном этапе и в принципе в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь и даже определение будущей профессии.

Педагоги основного и дополнительного образования обязаны знать особенности работы друг друга, понимать специфику, сложно­сти и преимущества друг друга, чтобы пользоваться ими. Именно поэтому необходимо особо ос­тановиться на тех моментах, которые могут помочь разобраться в том, как же организовать дополнительное образование в школе на современном уровне. Тем более что в разных регионах России накоплен опыт интеграции основного и дополнительного образования детей, дающий положительные результаты.

Своеобразие дополнительного образования в школе проявляется:

  • в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;

  • в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;

  • в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;

  • в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;

  • в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);

  • в возможности получить допрофессиональную подготовку.

Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его функции в общеобразовательной школе. К ним относятся:

образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

воспитательная – обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе куль­турной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

креативная – создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

компенсационная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

профориентационная – формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов обна­руженные способности могут получить дальнейшее развитие;

интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;

функция социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

функция самореализации – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей должно быть неотъемлемой частью любой образовательной системы. Поэтому не соперничество и конкуренция за ребенка, а тесное сотрудничество должны характеризовать от­ношения педагогов основного и дополнительного образования.

В современных условиях часть дополнительных образовательных услуг является платными. Это обусловлено низким уровнем финансирования системы образования в целом и дополнительного – в частности, нехваткой высококвалифицированных кадров, недостаточным материально-техническим оснащением этой сферы образования. Возможность предоставления платных услуг заставляет работников дополнительного образования критически осмыслить и оценить свой потенциал, понять свою роль в удовлетворении культурно-образовательных запросов социума, проанализировать свои внутренние резервы. Введение в систему дополнительного образования платных услуг способствует здоровой конкуренции в образовательной сфере, укрепляет и поддерживает материальное состояние образовательного учреждения, повышает его ответственность за результаты образования, содействует развитию многообразия форм и методов обучения, вносит новое в содержание образования.

Современная педагогика характеризует термином "дополнительное образо­вание" всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта.

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.

Реализуя задачи дополнительного образования, школа пытается разрешить существующее противоречие между не­обходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой - создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейше­го принципа реформы образования. Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределе­ние. Оказалось, что именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно по самой своей сути является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего оставаться пред­метно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Только органичное сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь раз­витию как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения. Пони­мание этого – основа преодоления школьными педагогами психологиче­ского барьера на пути восприятия дополнительного образования наравне с основным. Это очень трудно! Трудно, в первую очередь, школьным учителям, которые стараются учитывать содержание основного образования в своей внеурочной деятельности (что важ­но для создания целостного образовательного пространства), но при этом действуют зачастую назидательно, выстраивая и эту работу по классно-урочному принципу. Изменить же способ осуществления дополнительного образования оказывается не всегда им под силу. Но это и неудивительно. Этому надо учить! И пока в педвузах, институтах усовершенствования учителей к этому только готовятся, необходимо создавать совместные методобъединения школьных учителей и педагогов дополнительного образования. Такой опыт накоплен, к примеру, в учебно-воспитательных комплексах; он может быть полезен и учителям-предметникам, и классным руководителям, и педагогам-организаторам, и школьным психологам.

Анализ развития дополнительного образования детей показывает, что сегодня в общеобразовательной школе существует четыре основных модели его организации.

Первая характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеуроч­ная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие детей, детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, "экспедиции", хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ.

Так произошло, например, в школе №79 г. Санкт-Петербурга, где в начале 90-х годов была создана экспериментальная историко-краеведческая Школьная лаборатория юного петербуржца (ШЛЮП). Ее целью стало привлечение учащихся к активной краеведческой деятельности: расширение их знаний по истории и культуре Санкт-Петербурга в целом и Калининского района, в частности; обучение школьников способам проведения экскурсий (исторических, культурологических, экологических); приобретение ими навыков организации туристских походов, прогулок по городу и его окрестностям; вовлечение старшеклассников в учебно-исследовательскую работу; включение детей в деятельность по восстановлению города и охране памятников культуры. Первоначально появившись во внеклассной и внешкольной работе с учащимися, краеведческие программы впоследствии вошли и в учебный план школы. Теперь в школьном расписании можно найти факультативный курс «История Калининского района Санкт-Петербурга»; в ряд разделов по истории – «Историю древнего мира», «Историю средних веков», «Историю религий» и др. - введен краеведческий компонент. Выпускники специализированного класса сдают Государственный экзамен по истории и культуре Санкт-Петербурга и получают удостоверение экскурсовода.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Буйлова Л. Н iconМатериалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 14-15 апреля 2011 года Самара 2011 1
Буйлова Л. Н., к п н., профессор, зав кафедрой педагогики дополнительного образования
Буйлова Л. Н iconПедагогические технологии в дополнительном образовании детей
Кленова Н. В., зам зав отделом развития кадрового потенциала Московского городского Дворца детского и юношеского творчества, кандидат...
Буйлова Л. Н iconМетодические разработки педагогов дополнительного образования Москва 2007
Методические разработки педагогов дополнительного образования. Составители Буданова Г. П., Буйлова Л. Н. – Москва, 2007
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница