Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста




Скачать 55.69 Kb.
НазваниеВлияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Дата29.10.2012
Размер55.69 Kb.
ТипДокументы
Колмакова Галина Ивановна

Воспитатель МДОУ “ЦРР Д/с 162”


Влияние малых форм фольклора на развитие

речи детей старшего дошкольного возраста.


Пословицы, поговорки, скороговорки - особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавший в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношению народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. В.П. Адрианова-Перетц отмечает, что они в обобщенном суждении о типичных явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами. К тому же, как отмечает Н.А. Дмитриева, что выражено словом, то уже в большей или меньшей мере понятно и объяснимо, «определенность, ясность, пластичность» художественной речи - это есть определенность выражаемого духовного состояния: думы, чувства, впечатления, настроения, переживания.

Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Произнесение поговорок и скороговорок – полезно для всех детей, даже если с дикцией у малыша на первый взгляд все в порядке. Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, “проглатывание” окончаний. Наблюдаются и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию. Нужно помнить, что никто от природы не обладает идеальным произношением.

С. С. Бухвостова считает незаменимым материалом для дикционных упражнений пословицы, поговорки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу сравнений, особой ритмической организации, способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Анализируя методические аспекты развития речи средствами малых форм фольклора, я условно выделила два этапа работы:

  1. Подготовительный этап.

  2. Основной этап (непосредственно обучение):

  • на занятиях;

  • в повседневной жизни.

На первом этапе я рассматривала методы и приемы Г. Клименко Она рекомендует завести альбом и записать туда уже известные детям выражения народной мудрости. Затем сделать альбом – передвижку, в которой записывать только новые пословицы и поговорки. Дети узнают их от родителей, из книг. В результате почти каждый ребенок получает право взять альбом – передвижку домой, с помощью родителей записать новую пословицу, нарисовать к ней картинку. В своей работе, следуя этой системе, в первый альбом записали не только пословицы и поговорки, но и все малые формы фольклора, которые дети знали.

Альбом – передвижку сделала по пословицам и поговоркам. Дети с удовольствием рисовали рисунки к этим формам фольклора и поясняли, что они означают и в каких случаях их употребляют. Родители тоже заинтересовались данным вопросом, и сами, если узнавали какие-то новые пословицы и поговорки, просили альбом домой и вместе со своими детьми записывали их.

На втором этапе прежде всего, организовала работу на занятиях. Н. Гавриш рекомендует использовать пословицы и поговорки на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, предлагая такие методы и приемы как:

  • разбор пословицы или поговорки предваряет чтение художественных произведений, подводя детей к осознанию его идеи;

  • правильное понимание идеи произведения, значения пословицы дети могут проявить при обсуждении его названия;

  • когда у дошкольников уже накопится некоторый запас пословиц и поговорок, им можно предложить подобрать соответствующую содержанию и идее определенной сказки.

В своей работе я следовала этим методам и приемам. Например, перед чтением сказки Х.К. Андерсена "Огниво" я выяснила, как понимают дети выражение "настоящий друг". Затем предложила объяснить значение слов "черный день". Дети говорили, как они понимают пословицу "Плохи друзья, коли до черного дня". (Пословица о плохих друзьях, потому что они только до беды дружат, а потом бросают своего друга). После обобщения ответов, предложила внимательно прослушать сказку и решить, были ли настоящие друзья у солдата. В процессе обсуждения содержания сказки уточнила: "Как вы думаете, стали ли жители города настоящими друзьями солдата?". И подчеркнула: "Не даром в народе говорится: "Плохи друзья, коли до черного дня".

Кроме того, знакомила детей с рассказами Б.В. Шергина, в каждом из которых раскрывается смысл пословицы. "Пословицы в рассказах" – так определил их автор. В доступной для детей форме он повествует о том, как старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня, как они украшают нашу речь, в каких случаях их употребляют. Дети познакомились с новыми пословицами и поговорками и узнали каким образом можно по ним составлять рассказы. Это позволило перейти к работе на занятиях по развитию речи, где дети сами пытались составить определенные рассказы по пословице или после составления какого-либо рассказа вспомнить и подобрать ту пословицу, которая бы подошла к этой истории.

 Для совершенствования дикции на занятиях по развитию речи А.С. Бухвостова, А.М. Бородич и другие методисты рекомендуют использовать специфичное упражнение – заучивание скороговорок. Скороговорка – трудно произносимая фраза (или несколько фраз) с часто встречающимися одинаковыми звуками. Дидактическая задача при использовании скороговорок ненавязчива и увлекательна.

В своей работе я придерживаюсь методики А.М. Бородич. Прежде всего, подобрала нужное количество скороговорок на длительный срок, распределив их по трудности. Новую скороговорку читаем, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями, прежде поставив перед детьми учебную задачу: послушать и посмотреть внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить ее очень отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают ее.

Общая длительность таких упражнений – три – десять минут. Постепенно эти занятия разнообразились следующими приемами.

Повторять скороговорку подгруппами: первая подгруппа: "Из-за леса, из-за гор…"; вторая подгруппа: "Едет дедушка Егор!". Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям – группами. Первая группа: "Расскажите про покупки". Вторая группа: "Про какие, про покупки?". Все вместе: "Про покупки, про покупки, про покупочки мои!" Все эти приемы активизируют детей, развивают их произвольное внимание.

Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

По словам А. П. Усовой “словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности”. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.


Литература:



  1. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976. –178с.

  2. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1972. –78с.

  3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. –255с.

  4. 1000 считалок, скороговорок, загадок. Михаил Яснов.

  5. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. В. Иванкова.

  6. Сборник стихов и песенок, считалок и потешек, игр, скороговорок и загадок для детей. Джеки Силберг, Пэм Скиллер.

  7. 100 скороговорок для развития речи. С. А. Шанина, Е. Д. Серова.

  8. Полное собрание стихотворений и песенок, считалок и потешек, игр, скороговорок и загадок для детей. Джеки Силберг, Пэм Скиллер.



Колмакова Галина Ивановна

Воспитатель МДОУ “ЦРР Д/с 162”

Телефон: 26-96-42

Похожие:

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста icon«развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания»
Основные подходы к коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с онр
Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста iconКонкурсные материалы для «Пчёлки 2012» тема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях массового детского сада»
Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста
Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста iconЛевшина Надежда Петровна математическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических и занимательных игр
Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических и занимательных игр
Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста iconЛитература. Приложение
«Организация совместной работы учителя-логопеда и педагогов дошкольного образовательного учреждения по устранению речевых нарушений...
Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста icon«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»
Тема: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»
Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста iconМетодические рекомендации по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста одной из наиболее актуальных проблем в развит
Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. «Апробация моделей образования детей старшего дошкольного возраста...
Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста iconВлияние дидактических игр на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Теоретические основы математического развития детей дошкольного возраста
Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста icon«Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности через сказку и сказочные образы»

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста iconФормирование операций мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
I. Теоретический анализ проблемы формирования операций мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста iconТема:«развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в художественной студии как формы дополнительного образования»

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница