Моу «сош №2» г. Воскресенск. …Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо




Скачать 62.37 Kb.
НазваниеМоу «сош №2» г. Воскресенск. …Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо
Дата29.10.2012
Размер62.37 Kb.
ТипДокументы
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.

(Рождественские чтения - 2008).

Крылова О.Е. учитель истории, педагог-психолог

МОУ «СОШ №2» г. Воскресенск.

…Влияние нравственное составляет

главную задачу воспитания, гораздо

более важную, чем развитие ума вообще,

наполнение головы познаниями.

К.Д.Ушинский.


Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый ущерб, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно.

Изменения в молодёжной субкультуре – игнорирование опыта предыдущих поколений, мнения взрослых, недоверие к идеалам, приоритет материальных ценностей над духовными, эгоизм и индивидуализм – существенно повлияли на содержание и структуру воспитательной деятельности современной школы.

Вот почему духовно-нравственное воспитание школьников сегодня обретает не меньшую, если не большую значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому нельзя не согласиться с В.Г.Белинским:

«Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное».

Психолог А.З.Рахимов считает, что после школы все школьные науки забудутся, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело – этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности.

Современная школа может существенно помочь обществу, если решение данной проблемы посчитает одной из важнейших задач. Учебно-воспитательный процесс - системообразующий фактор организации жизнедеятельности детей, и этическое воспитание должно стать его органичной составной частью.

Сегодня особенно нужна активная работа разума школьника, его души. Нужны особо выделенное время и специальные усилия, чтобы процесс освоения нравственных принципов не стал кратковременным и поверхностным, а был глубоким, осмысленным и долговременным.

Сегодня практически в каждой школе есть психолог, который способен решать подобные задачи. Однако, мы с вами прекрасно понимаем, что насколько бы талантлив не был данный человек, сколь не было бы огромным его желание, "один в поле не воин». Поэтому усилия для решения нравственных задач должны быть совместными.

Мне очень повезло. Я работаю в коллективе единомышленников. Задачи нравственного воспитания в нашей школе стоят на первом плане. Мы сегодня чувствуем, что назрела острая необходимость в целостной системе нравственно-этического воспитания учащихся с 1-го по 11 класс, с помощью которой ученик мог бы постичь важность и справедливость гуманистических основ жизни человека, почувствовать меру своей ответственности в их реализации в обществе, осознать значимость чувства собственного достоинства в моральном самоопределении.

Разговор о нравственности может и должен быть составляющей частью любого предмета – математики, химии, физики. И тем более предметов гуманитарного цикла – истории, литературы и других.

Осмысливая проблему нравственно-этического воспитания, мы опираемся на такие ключевые понятия как этика, мораль, нравственность, этическая культура, нравственная культура, общечеловеческие ценности, образ жизни, духовность. В нашей работе мы черпаем знания о человеке из трудов выдающихся мыслителей, из народной педагогики, вобравшей в себя этическое содержание народных традиций, праздников, фольклорного наследия. Из нравственного потенциала православия, на протяжении тысячелетий игравшего существенную роль в усвоении народом общечеловеческих ценностей. Мы опираемся на духовное богатство произведений искусства, в которых художники воплотили своё представление о должном, об идеале.

Приобщение ребёнка с раннего детства к этической культуре должно вылиться в процесс активного познания и усвоения ребёнком общечеловеческих ценностей. Который построен на тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения, приоритетности подхода к ребёнку, как субъекту воспитания. Во главу воспитательного процесса мы ставим личность. Именно личности в нашей системе духовно-нравственного воспитания отводится значимая роль в нравственном совершенствовании общества.

Нормы общечеловеческой морали призваны регулировать поведение людей. Они не допускают лживости, предательства, вероломства, грубости, высокомерия, трусости, осуждая их как зло.

Несколько лет назад мы познакомились с системой этического воспитания подрастающего поколения, разработанной А.И.Шемшуриной, доктором педагогических наук, профессором, зав.лабораторией воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО. Данная система органично включена в учебно-воспитательный процесс работы школы и представляет собой целостное образование составляющих её компонентов, направленное на создание психолого-педагогических условий для личностного роста ребёнка, становления и развития его этической культуры.

Система воспитания этической культуры школьников построена на логической взаимосвязи следующих структурных компонентов:

  1. Этический курс факультативных занятий с сюжетно-игровой основой.

  2. «Этический заряд», построенный на сочетании этической установки на доброжелательность и уважение, предупреждение конфликтных ситуаций или достойный выход из них.

  3. Общеколлективная внеклассная деятельность с этической направленностью.

Каждый из этих компонентов призван осуществлять определённую часть общей педагогической задачи, предусматривающей охват всей жизнедеятельности школьника.

Целевая установка курса – приоритетность духовности и культуры в ценностных ориентациях ребёнка.

С 1-го по 8-й класс предмет этики называется «ЭТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА» и выполняет функцию постепенного погружения детей в мир этических понятий и категорий. Он рассчитан на регулярную работу с детьми в процессе этических занятий по предлагаемой для каждого возраста программе.

Курс этической грамматики включает 4 раздела, углубляющие и расширяющие знания, представления и опыт нравственного поведения по мере увеличения возраста учащихся: этика общения, этикет, этика человеческих отношений, этика отношений в коллективе.

Курс 9-го класса назван «ЭТИКА». Он построен на принципах диалогового взаимодействия уже подготовленных школьников к изучению предмета этики со сложным миром категорий и понятий.

В 10-м классе в эту логическую цепочку образования введён курс «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ», а в 11 классе – «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЭТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ», методически выстроенной в канве диалогов с философами.

Цикл философских бесед с самыми знаменитыми россиянами, представлен на видеокассетах и заставляет старшеклассников задуматься над извечными проблемами, будоражащими умы людей во все времена. О том, что такое милосердие вместе с ребятами рассуждает Патриарх Московский и всея Руси Алексий-2. Лео Бокерия, выдающийся кардиохирург, делится с юношеством своими мыслями о том, что такое сострадание. О патриотизме рассуждает Герой Советского Союза, прошедший дорогами войны от стен Сталинграда до парада Победы, командовавший нашей армией в Афганистане, Валентин Иванович Варенников. По этим людям подрастающее поколение сверяет свои мысли и взгляды, учится выражать собственную гражданственность, сопричастность собственной судьбы с судьбой Родины.

«Этический заряд».

«Этический заряд» - это эмоциональный импульс доброжелательно начатого учебного дня младших школьников, недели – для среднего и старшего звена.

Учитель с оптимистических позиций прогнозирует поведение ребят, их отношения в коллективе. Это своеобразная психологическая установка, ориентирующая школьников на доброжелательность, уважение к окружающим и друг к другу, на добрый эмоциональный климат взаимоотношений. Это итоговая моральная пятиминутка в конце дня у малышей, недели в среднем и старшем звене. Это время посвящено анализу нравственных конфликтов с целью совместного поиска путей их предотвращения и определения достойного выхода из них.

Внеурочная деятельность с этической направленностью.

Главное здесь – организация разностороннего общения, взаимодействия, взаимовлияния школьников. Композиционно такая деятельность строиться по-разному. В начальных классах в качестве «Школы вежливости» («Доброе слово, что ясный день», «Ежели вы вежливы» и т.д.). В средней школе как этические диалоги («Золотое слово народной мудрости», «Как наше слово отзовётся»), как дискуссионный клуб общения («Ищи себя, пока не встретишь», «Судьба и Родина едины»). В старших классах как вечера этических размышлений, романтические беседы «при свечах», разговоры «у костра», встречи в литературно-музыкальной гостиной («Живу я в мире только раз», «Интеллигент – это русское понятие», «Волшебное слово любви» и т.д.).

В младшей и средней школе дети стали меньше конфликтовать между собой, драться, чаще реально оценивают собственные поступки. Улучшаются отношения между мальчиками и девочками, между детьми и родителями. Позитивное настроение стало значительно выше. Поступки детей осознанны. Мы понимаем, что говорить о глобальных результатах ещё очень рано, но тот факт, что в тех классах, где ведётся этическая грамматика, нет детей, стоящих на учёте в ИДН нет, хотя в начале нашей работы претенденты были.

Закончить своё выступление хочу обращением Патриарха Всея Руси Алексия II к юношеству: «Хочется пожелать всем детям, которые каждый день и каждый час взрослеют, чтобы они ценили драгоценное время детства, отрочества, юности, время, которое дано, чтобы человек обогатился бы знаниями, приобрёл этические навыки, нашёл своё призвание и построил храм своей души, доставляя радость окружающим!»




Похожие:

Моу «сош №2» г. Воскресенск. …Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо iconЗаседание гмо председатель Скурко М. В
Шорохов А. А. (Моу “сош №39” им. Г. А. Чернова), Скурко М. В. (Моу “сош №38”). (Кошкина А. П. (Моу “сош №35 с уиоп”), Янактаев Е....
Моу «сош №2» г. Воскресенск. …Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу кирсинская сош
Цель и общие задачи духовно-нравственное развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образовани. 116
Моу «сош №2» г. Воскресенск. …Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо iconПрограмма воспитания школьников
Анализ работы моу сош №3 г. Маркса Саратовской области и приоритеты воспитания на предстоящий период
Моу «сош №2» г. Воскресенск. …Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо iconИнтервью с самим собой
Духовное окружение, в которое попадает человек, гораздо важ­нее и оказывает на него гораздо большее влияние, чем факты и конкретные...
Моу «сош №2» г. Воскресенск. …Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо iconСогласовано Утверждаю Председатель Управляющего Совета Директор моу «Трёхбалтаевская сош» моу «Трёхбалтаевская сош»
Высшее образование имеют 84 человека, что составляет 0,06 всего населения, соответственно среднее специальное -100 – 0,07 %, среднее...
Моу «сош №2» г. Воскресенск. …Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо iconАнализ результатов районной олимпиады по английскому языку в 2009-2010 учебном год
ОШ, Кирсинской сош, моу сош №1, моу сош й2, Бабарыкинской сош, Форштадтской сош, Петропавловской сош, Сурменевской сош, Краснинской...
Моу «сош №2» г. Воскресенск. …Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо iconПрограмма воспитания школьников муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Кировское Марксовского района
Анализ работы моу сош с. Кировское Саратовской области и приоритеты воспитания на предстоящий период
Моу «сош №2» г. Воскресенск. …Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо iconПрограмма экологического воспитания в моу сош №3 разработана на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды»
Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность...
Моу «сош №2» г. Воскресенск. …Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо icon«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3» города Магнитогорска духовно – нравственное воспитание младших школьников с особыми образовательными потребностями
Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, И. Гербарт; К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и др. Многие из них обращались к проблеме единства...
Моу «сош №2» г. Воскресенск. …Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу комаровской сош
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся моу комаровской сош на ступени начального общего образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница