Яковлева Т. В. Взаимосвязь агрессивности с просмотром художественных фильмов в старшем подростковом возрасте // Ученые записки. 2010. № С. 123-127




Скачать 106.45 Kb.
НазваниеЯковлева Т. В. Взаимосвязь агрессивности с просмотром художественных фильмов в старшем подростковом возрасте // Ученые записки. 2010. № С. 123-127
Дата29.10.2012
Размер106.45 Kb.
ТипУченые записки
Яковлева Т.В. Взаимосвязь агрессивности с просмотром художественных фильмов в старшем подростковом возрасте // Ученые записки. 2010. № 6. С.123-127.

http://lesgaft-notes.spb.ru/files/arxiv/uz64.pdf#page=123.




Page 123

123

УДК 159.922; 159.922. 6; 159.923


ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИВНОСТИ С ПРОСМОТРОМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

ФИЛЬМОВ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ


Татьяна Витальевна Яковлева, аспирант,

Московский педагогический государственный университет (МПГУ)


Аннотация

Анализируется проблема агрессивности старших подростков как возрастная проблема.

Выявляется зависимость выбора художественных фильмов со сценами агрессии и насилия от общей агрессивности подростков. Приводятся корреляционные связи агрессивности с различными индивидуально-психологическими особенностями личности.

Ключевые слова: агрессия, агрессивность, акцентуации характера, нейротизм, эмпатия,

самооценка.


CORRELATION OF THE AGGRESSION WITH VIEWING THE ART FILMS IN

SENIOR TEENAGE AGE

Tatyana Vitalevna Yakovleva, the post graduate student,

The Moskow Pedagogical State University


Annotation

The problem of senior teenagers aggression is analyzed as an age-specific problem. The de-

pendence of the choice of art films containing scenes of aggression and violence on general aggressiveness of teenagers is brought out. Different correlation links between aggressiveness and individual psychological peculiarities of the personality are shown.

Keywords: aggression, aggressiveness, accentuation of character, neurotizm, empathy, self-

appraisal.


В настоящее время в России наблюдается ряд негативных проявлений. Одной из

таких тенденций является деструктивная направленность молодежи, проявляющаяся в

различных вариантах, в том числе в повышении общей агрессивности подрастающего

поколения. Агрессивность среди подростков проявляется в форме озлобленности про-

тив человечества, негативизма к окружающим, подростковой преступности. Различ-

ные уровни и разновидности агрессии неотделимы от жизни людей, и, по словам А.

Налчаджяна,«если мы хотим знать об истоках человеческих поступков, которые оце-

ниваются как иррациональные и деструктивные, мы должны исследовать человече-

скую агрессивность и ее взаимосвязи с другими психическими явлениями»[2]. Имен-

но поэтому крайне значимым является поиск объективных и субъективных причин,



Page 124

Научно-теоретический журнал «Ученые записки», № 6 (64)–2010 год. С.124


влияющих на формирование девиантного поведения у подростков.

Американские и отечественные исследователи проблемы агрессивности утвер-

ждают, что в последние годы во много раз возросло число преступлений, скопирован-

ных с экрана телевизора. В отечественной науке вопросом влияния демонстрации об-

разцов насилия на психику детей и подростков занимаются КА Тарасов [3], АВ Фе-

доров [4].

Ученые сходятся на том, что существует высокое совпадение между демонстра-

цией сцен насилия в развлекательной индустрии и агрессивным поведением подрост-

ков. По данным исследования СГ Кара-Мурзы [1], из 44 художественных фильмов,

обозначенных кинокомпаниями как «содержащие сцены насилия», 35–нацелены на

детей до 17 лет. В наши дни с развитием компьютерной техники для аудитории поя-

вился новый источник трансляции видеоинформации–электронные носители. Появи-

лась возможность скачивать любой фильм из сети Интернет. Просмотр сцен насилия

на экране (по телевизору или с других аудиовизуальных источников)–фактор, исходя

из которого, можно спрогнозировать жестокое или агрессивное поведение в дальней-

шей жизни. Между тем, существуют определенные внутренние психологические фак-

торы, которые обусловливают выбор материала для просмотра у зрителя-подростка.

Эта проблема многосторонняя и требует дальнейшего как теоретического, так и экспе-

риментального изучения.

В своем исследовании мы выдвинули следующие гипотезы:

1. Существует связь между уровнем агрессивности и выбором художествен-

ных фильмов в старшем подростковом возрасте. Подростки с высоким уровнем агрес-

сивности чаще, чем подростки с нормальным уровнем ее проявлений, выбирают для

просмотра фильмы агрессивного содержания.

2. Некоторые индивидуально-психологические особенности, которые влияют

на агрессивность старших подростков, также оказывают влияние на выбор художест-

венных фильмов. В свою очередь, просмотренные ими фильмы усиливают вышеука-

занные индивидуальные особенности их личности и могут вызывать тенденцию к де-

виантным формам поведения.

Экспериментальной базой исследования послужили общеобразовательные шко-

лы г. Чебоксары Чувашской Республики и г. Москвы. В исследовании приняло уча-

стие 445 подростков в возрасте 14–16 лет.

На теоретическом этапе исследования проведен анализ научной литературы по

проблеме влияния агрессивности на просмотр художественных фильмов и был сделан

вывод, что одним из факторов, детерминирующих агрессивность в подростковом воз-

расте, являются СМИ (художественные фильмы, транслирующиеся по телевизору, в

кинотеатрах и с электронных носителей).

В ходе пилотажного эксперимента, проведенного посредством наблюдения, бе-

седы, изучения личных карт учащихся, были выявлены подростки, которые проявляют

стабильно высокий уровень агрессивности во всех видах деятельности. Это позволило

перейти к следующей части исследования, где мы ставили задачу выявить уровень

проявления агрессивных реакций среди старших подростков. По основной выборке (г.

Чебоксары) было обнаружено 14% подростков с низким, 53%–с нормальным (сред-

ним) и 33%–с высоким уровнем агрессивности. На основании полученных результа-

тов были сформированы две группы: со средними показателями агрессивности (Груп-

па 1) и с высокими показателями агрессивности (Группа 2) по 107 испытуемых в каж-

дой. Для изучения телевизионных предпочтений подростков была использована анкета

«Мой выбор», составленная на основе анкеты АВ Федорова «Проблема насилия на

экране». Выборы, сделанные подростками в отношении художественных фильмов,

были разделены на группы по жанровой принадлежности. В данном исследовании нас

интересовали жанры «боевик» и «ужасы», которые, по нашему мнению, содержат

больше всего сцен, связанных с жестокостью.



Page 125

Научно-теоретический журнал «Ученые записки», № 6 (64)–2010 год

125


Таблица 1.

Выбор художественных фильмов в старшем подростковом возрасте

Жанр

Группа 1

(подростки с нор-

мальным уровнем

агрессивности)

(в%)

Группа 2

(подростки с

высоким уров-

нем агрессивно-

сти)(в%)

Фильмы

Бригада

Квант милосердия

Такси

Форсаж

Боевик 11, 7 21, 9

9 рота

Драма 3, 5 6, 7 Сволочи

Бриллиантовая рука

Комедия 16, 3 10, 5

Девчата

Мелодрама 8, 6 4, 2 Гордость и предубеждение

Кадетство

Моя прекрасная няня

Сериал 22, 4 16, 7

Счастливы вместе

Триллер 0, 6 2, 6 Ганнибал Лектор

Звонок

Комната 1408 Ужасы 3, 3 21, 7

Пила

Гарри Поттер

Иллюзионист

Матрица

Пираты Карибского моря

Приключенческая фан-

тастика

27, 9 42, 7

Трансформеры

Как показано в Таблице 1, в Группе 1 фильмы с агрессивным сценарием выбрали 15% испытуемых, в Группе 2 жанры «боевик» и «ужасы» были выбраны подростками в 43, 6% случаев (f= 4, 73, при p≤ 0, 01).

Наиболее выбираемый жанр художественных фильмов–приключенческая фантастика. В экспериментальной группе фантастику предпочитают 42, 7% испытуемых.

А между тем, по нашему мнению, в данной группе также имеются фильмы с агрессивным сценарием. К таковым мы отнесли фильмы «Матрица» и «Пираты Карибского моря»(31, 7%).

Далее мы проанализировали отношение подростков к сценам насилия и агрессии, транслируемых в различных телепрограммах (в частности, художественных

фильмах). В Группе 1 подростков, которых «привлекают сцены насилия на телевидении» 17, 8%, в то же время в Группе 2 этот показатель равен 32, 7%(с помощью угло-

вого преобразования Фишера был получен коэффициент различий f= 2, 53, значимо

при p≤ 0, 01).

Среди подростков двух групп, которые положительно относятся к сценам наси-

лия на экране, выявлялось, что именно их привлекает в фильмах с агрессивными сю-

жетами. По данному пункту получены сопоставимые результаты. В обеих группах бе-

зоговорочно на первое место ставились две функции сцен насилия–развлекательная и

рекреативная (рекреационная). Эти два компонента частично перекликаются, так как

характеризуют гедонистическую направленность подростка при выборе кинопродукта.

Другими словами, названные функции направлены на удовлетворение потребности в

получении удовольствия.

Кроме того, в Группе 2 в ответах встречались идентификационная (11, 2%) и

компенсаторная функции (13, 1%), которые практически не были представлены в

Группе 2 (2, 4% и 4%). Различия значимы при p≤ 0, 01.

Идентификация возникает в результате глубокого сопереживания и эмпатийно-

Page 126

Научно-теоретический журнал «Ученые записки», № 6 (64)–2010 год 126


го проникновения к герою картины. В отрицательных персонажах обычно привлекает

их развязность, безнаказанность, легкость, с которой они совершают преступления.

Идентифицируя себя с отрицательным героем, подросток примеряет к себе эту роль и

со временем она начинает ему нравиться. Вероятность того, что в следующий раз он

выберет аналогичный сценарий, во много раз возрастает.

Компенсаторная функция выражает стремление подростка компенсировать аг-

рессивные потребности личности через просмотр аналогичных сюжетов на экране.

Чем более преобладают в личности агрессивные порывы, тем более кровавые и жесто-

кие сцены выбирает подросток.

Дальнейшее исследование строилось на выявлении особенностей подростков,

которые способствуют повышению вероятности выбора художественных фильмов с

агрессивным содержанием. В качестве инструментария были выбраны следующие ме-

тодики:

1. Исследование акцентуаций характера по методике Леонгарда-Шмишека.

2. Использование опросника Г. Айзенка по определению темперамента.

3. Оценка способности к эмпатии (по ВВ Бойко).

4. Изучение самооценки старших подростков.

Математическая обработка была проведена с помощью корреляционного ранжирования Спирмена.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. В результате изучения агрессивности было выявлено, что одна треть (33%)

старших подростков имеют высокий уровень агрессивности. При сравнении выборок

г. Чебоксарсары и Москвы были выявлены количественные различия по уровням аг-

рессивности. У московских школьников уровень агрессивности выше: в выборке че-

боксарских школьников высокий уровень агрессивности имели 33% испытуемых, в

московской–49, 2%(значимо при р≤ 0, 01). Этот факт мы связываем с национальным

характером подростков из Чебоксар. Кроме того, в отношении московских школьни-

ков, факт высокой агрессивности, скорее всего, свидетельствует о большей доступно-

сти в социальной среде столицы образцов насильственного и агрессивного поведения.

2. В ходе изучения телевизионных предпочтений у старших подростков, было

выявлено, что испытуемые экспериментальной группы, имеющие высокий уровень

агрессивности, проявляли тенденцию к выбору телевизионных передач и художест-

венных фильмов, содержащих сцены насилия и жестокости. Испытуемые, показавшие

высокие результаты по агрессивности (Группа 2), чаще выбирали жанры «боевик» и

«ужасы», по сравнению с испытуемыми Группы 1.

Подростки с высоким уровнем агрессивных реакций (32, 7%) в два раза чаще

выбирали сцены насилия на экране как привлекательные для просмотра, в сравнении с

подростками со средним уровнем агрессивных реакций (17, 8%).

3. Анализ экспериментальных данных, полученных в ходе изучения акцентуа-

ций характера старших подростков с высокой агрессивностью показал, что они акцен-

туированы по гипертимическому (76, 6%), возбудимому (42, 9%) и демонстративному

(35, 5%) типам. Обнаружены значимые корреляционные связи вышеуказанных акцен-

туаций с физической, косвенной и вербальной агрессией. Анализ предпочтений в от-

ношении художественных фильмов подтвердил наличие связей между интересом к

просмотру сцен насилия на экране и вышеперечисленными акцентуациями. Так, жан-

ры «боевик» чаще выбирали возбудимые (73, 9%) и гипертимические (52, 4%) акценту-

анты; передачам с «негативной моралью» отдавали предпочтение подростки возбуди-

мого (63%), гипертимического (53, 7%) и демонстративного (31, 5%) типов.

4. Среди подростков экспериментальной и контрольной группы выявлено

практически одинаковое количество испытуемых, имеющих тенденцию к экстравер-

тированным формам поведения. Существенными являются различия по уровню ней-

ротизма: в экспериментальной группе (34, 6%) чаще, чем в контрольной (16, 8%) встре-

Page 127

Научно-теоретический журнал «Ученые записки», № 6 (64)–2010 год. 127


чались экстраверты-нейротики (различия значимы при p≤ 0, 01 (f= 3, 02). Следователь-

но, уровень агрессивности и нейротизма в данной группе находятся в прямой зависи-

мости и подтверждается корреляционным анализом (rs= 0,337).

Экстраверты-нейротики имели вышеуказанные акцентуации характера и тен-

денцию к просмотру фильмов с агрессивным содержанием. Среди экстравертов-

нейротиков больше всего встречались возбудимые и циклотимические акцентуанты

(вероятно, с выраженным гипертимным полюсом). Экстравертированные нейротики,

проявляющие агрессивные тенденции, в большинстве своем (75%) считали сцены на-

силия на экране привлекательными.

5. Выявлена обратная корреляционная связь показателей агрессивности и эм-

патии у старших подростков: чем выше индекс агрессивных реакций, тем ниже эмпа-

тические тенденции (rs= 0,182). Низкоэмпатийных подростков в экспериментальной

группе чаще, чем в контрольной, привлекали в сценах насилия рекреационная и раз-

влекательная функции. Анализ эмоциональной стороны кинопросмотра показал, что у

низкоэмпатийных подростков (72, 5%) демонстрация сцен насилия вызывала безразли-

чие, что, по нашему мнению, может свидетельствовать о тенденции к латентным фор-

мам агрессивности, которая при неблагоприятных условиях может проявиться в деви-

антных формах поведения.

6. В ходе математической обработки данных с помощью коэффициента ранго-

вой корреляции Спирмена были получены значимые связи между самооценкой и

уровнем негативизма (rs= 0,222), а также косвенной (rs= 0,157) и вербальной агрессией

(rs= 0,291, при p≤ 0, 01).

Итогом исследования стала разработка психолого-педагогических рекоменда-

ций, которые могут быть полезны в работе школьных психологов, учителей общеобра-

зовательных школ, социальных педагогов, так как указывают направление, в котором

может идти коррекция подростков с асоциальными формами поведения. Разработан-

ные рекомендации могут использоваться в работе психологов профессионально-

технических училищ для работы с подростками, у которых нарушены механизмы со-

циальной адаптации. Кроме того, информация, полученная в ходе исследования, мо-

жет быть использована работниками средств массовой информации для планирования

телепередач и художественных фильмов в масс-медиа.

Результаты, полученные в ходе теоретического и экспериментального исследо-

вания, могут быть успешно применены в практике психологического консультирова-

ния.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. – М.: Эксмо, 2009.–526 с.

2. Налчаджян, А. Агрессивность человека /А.Налчаджян. – СПб.: Питер,2007.–736 с.

3. Тарасов, КА Глобальное кино как школа насилия // Кино в мире и мир кино.– М.: Материк, 2003.–С. 116–133.

4.Федоров, А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране / А.В.Федоров. Таганрог: Кучма, 2004. 414 с.


Контактная информация: melnik777@ list. ru

Похожие:

Яковлева Т. В. Взаимосвязь агрессивности с просмотром художественных фильмов в старшем подростковом возрасте // Ученые записки. 2010. № С. 123-127 iconИсследование особенностей развития мышления в подростковом возрасте
Одним из условий успешной самореализации является высокий уровень развития логического мышления. Этот вид мышления как основное новообразование...
Яковлева Т. В. Взаимосвязь агрессивности с просмотром художественных фильмов в старшем подростковом возрасте // Ученые записки. 2010. № С. 123-127 iconУченые записки Выпуск 3
Ученые записки. Выпуск Сборник научных трудов Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия (г. Томск). Изд-во: цнти,...
Яковлева Т. В. Взаимосвязь агрессивности с просмотром художественных фильмов в старшем подростковом возрасте // Ученые записки. 2010. № С. 123-127 iconУченые записки Выпуск 9 Благовещенск 2009 п 50 Печатается по решению ученого совета Амурского государственного университета Политика и право. Ученые записки. Выпуск Благовещенск: АмГУ, укц «Юрист»
Политика и право. Ученые записки. Выпуск – Благовещенск: АмГУ, укц «Юрист», 2009. – 233 с
Яковлева Т. В. Взаимосвязь агрессивности с просмотром художественных фильмов в старшем подростковом возрасте // Ученые записки. 2010. № С. 123-127 iconУченые записки таврического национального
«Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского»
Яковлева Т. В. Взаимосвязь агрессивности с просмотром художественных фильмов в старшем подростковом возрасте // Ученые записки. 2010. № С. 123-127 iconОценка мозговой гемодинамики мальчиков и девочек, употребляющих пиво
Первые пробы алкогольных напитков, как правило, происходят в раннем подростковом возрасте, в семье или в группах сверстников, употребление...
Яковлева Т. В. Взаимосвязь агрессивности с просмотром художественных фильмов в старшем подростковом возрасте // Ученые записки. 2010. № С. 123-127 iconАмурского государственного университета политика и право ученые записки Выпуск 8 Благовещенск 2008
Политика и право. Ученые записки. Выпуск – Благовещенск: укц «Юрист», 2008. – 195 с
Яковлева Т. В. Взаимосвязь агрессивности с просмотром художественных фильмов в старшем подростковом возрасте // Ученые записки. 2010. № С. 123-127 iconАмурского государственного университета политика и право ученые записки Выпуск 5 Благовещенск 2005
Политика и право. Ученые записки. Выпуск – Благовещенск: укц «Юрист», 2005. – 258 с
Яковлева Т. В. Взаимосвязь агрессивности с просмотром художественных фильмов в старшем подростковом возрасте // Ученые записки. 2010. № С. 123-127 iconСодержание введение 3
Экспериментальное исследование по изучению проявления агрессии в подростковом возрасте 25
Яковлева Т. В. Взаимосвязь агрессивности с просмотром художественных фильмов в старшем подростковом возрасте // Ученые записки. 2010. № С. 123-127 iconУченые записки таврического национального
Подписано в печать 18. 06. 2010. Формат 60х84 1/8 усл изд л. 10 Тираж 500. Заказ №17/a
Яковлева Т. В. Взаимосвязь агрессивности с просмотром художественных фильмов в старшем подростковом возрасте // Ученые записки. 2010. № С. 123-127 iconПримерная программа родительского просвещения по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании в подростковом возрасте

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница