В. П. Абрамов Кубанский государственный университет




НазваниеВ. П. Абрамов Кубанский государственный университет
страница1/13
Дата29.10.2012
Размер1.54 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Лексикология, фразеология и лексикография русского языка

Теория ассоциативного поля

В. П. Абрамов

Кубанский государственный университет

семантическое поле, ассоциативное поле, языковое поле, парадигматическое поле, синтагматическое поле

Summary. This issue deals with the associative fields. Their external and internal connections are under consideration. There are held the differentiation of fields according to its carriers’ character, actuality, structure, the way of forming, the sphere of usage and the degree of motivation.

Едва ли найдется психолог или лингвист, который бы не сталкивался прямо или косвенно с проблемами семантических ассоциаций. Количество работ, посвященных этой те­ме, неизбежно перешло в качество, расширив круг поставленных задач и создав прочную эмпирическую и теоретическую базу для ассоциативно-семантических исследований. История развития семантики увенчалась появлением оформившейся отрасли в лингвистике — ассоциативной семантики, вобравшей в себя не только вопросы языкового значения, но и неразрывно связанные с ней аспекты физиологии, психологии, семантики и философии. Сложились общие представления о том, что существенной чертой любого вида языкового общения является языковой акт, построенный на семантических связях. Однако, вопреки распространенному мнению, основной единицей языкового общения является не символ, не слово, не предложение и не конкретный экземпляр символа, слова или предложения, а производство этого конкретного экземпляра в ходе совершения речевого акта, основанного на ассоциативных связях слов. [Сёрль, 845].

В современной лингвистике предметом исследования в те­ории поля являются лексические единицы, объединенные на основе общности выражаемого ими значения (семан­тический принцип) или по общности выполняемых ими функций (функциональный принцип) или на основе комбинации двух признаков (функционально-семантический принцип).

Поля, выраженные на основании этих признаков, представляют собой семантические системы образования характеризующихся специфическими связями и отношениями элементов. Следует отметить, что многочисленные исследования в области семантического поля, основанные на лингвистическом подходе, выделяют его структуру, определяют характер семантических отношений между элементами, но не объясняют характер функционирования языковых единиц в языковой деятельности.

Среди множества подходов к изучению лексики как системы выделяется психолингвистический подход, который предполагает изучение ассоциативных полей, представляющих собой классические множества, объединенные ин­форматом по ассоциации со словом-стимулом.

Наличие у данного стимула тех или иных ассоциатов нередко объясняется структурными связями слова-стимула с его ассоциантами. Все стереотипные (социально значимые) вербальные ассоциации возникают и закрепляются в языковом сознании людей в значительной мере под влиянием текстов как естественный итог постоянного существования человека не только в мире вещей (прежде всего — биосфере), но и в мире слов (лингвосфере).

Основные расхождения лингвистических и психологических представлений о полевой организации языковых единиц сводится к трактовке характера объединения элементов и определению оснований их связи, при этом само наличие связей между изучаемыми единицами предполагается обеими науками. Хотя результаты экспериментальных дан­ных свидетельствуют о том, что структура памяти может иметь много различных вариантов внутренней организации, одним из таких вариантов, по всей видимости, является полевая структура.

В лингвистике интерес к ассоциативным полям и в частности к ассоциации слова-стимула обусловлен самой природой языкового значения: слово как знак связано со всем обозначаемым прежде всего по ассоциации, эта связь на современном уровне развития языка зачастую не мотивирована.

Ф. де Соссюр, подчеркивая возможность исследования отношений, существующих в языке, выделяет два типа отношений: синтагматическое (состоящее, как правило, из двух единиц, основанных на принципе линейности, что со­ответствует естественному ходу мыслей и уместна при описании семантических полей).

Он отмечает, что два или несколько последовательно идущих единств, соединяясь друг с другом, вступают между собой в отношения, основанные на линейном характере языка, который исключает возможность произнесения двух элементов одновременно. Такие элементы выстраиваются один за другим в потоке речи. Одновременно с этим линейным характер означающего предполагает временную линейность, т. е. размещение на временной оси. И ассоци­а­тив­ные (количество членов которых и их последовательность появления в памяти нельзя предсказать). Вне процесса речи слова, имеющие между собой что-либо общее, ассоциируется в памяти так, что из них образуются группы, внутри которых обнаруживаются отношения, весьма разнообразные.

Другое важное замечание Ф. де Соссюра касается того зна­чения, которое он придает типу отношений между словами: образуемые в нашем сознании ассоциативные группы не ограничиваются сближением членов. Отношения, имеющие нечто общее: ум схватывает характер связыва­ю­щих их в каждом случае отношений и тем самым создает столько ассоциативных рядов, сколько есть различных отношений [Соссюр, 155–159].

Когда мы говорим об ассоциативных полях, то имеем в виду отражение в сознании индивидуума (как реакции на определенные ключевые слова) «сложной системы связей, которая является центром целой семантической сети, актуализирует определенные семантические поля и характеризует важный аспект психологической структуры слова».

Термин ассоциативное поле впервые ввел в лингвистику Ш. Балли. При этом он говорил о разном объеме ассоциа­тивных групп у разных индивидуумов: «…Сущность полностью мотивированного знака состоит в том, что он опирается на одну обязательную внутреннюю ассоциацию, а сущность полностью произвольного знака — в том, что он мысленно связывается со всеми другими знаками с помо­щью факультативных внешних ассоциаций». Кроме того, Ш. Балли различал б л и ж н и е и д а л ь н и е ассоциации. Существование таких типов ассоциаций, по его мнению, объясняется тем, что «небо скорее наводит на мысли о звезде, туче, синем и т. д., чем о дороге или доме». (Со­вре­менные же исследователи в этом случае гораздо охотнее говорили бы о семантическом пространстве между приведенными ассоциациями.)

Прежде чем перейти к рассмотрению функционирования ассоциативных полей, необходимо определить их типологию, которая учитывает структуру поля, степень мотивированности, обязательности и актуальности ассоциаций, а также способ формирования данного поля и сферу его функционирования. На основании перечисленных признаков можно предложить следующую классификацию анализируемых объектов. Ассоциативные поля могут быть дифференцированы так:

— общие и персональные — по характеру носителей;

— постоянные (традиционные) и временные — по актуальности;

— простые (элементарные) и сложные — по структуре;

— естественные и искусственные — по способу формирования;

— наивные и научные — по сфере применения;

— обязательные и произвольные — по степени мотивированности ассоциаций.

Нетрудно заметить, что некоторые характеристики взаимосвязаны. Так, общие поля одновременно должны быть постоянными, естественными и обязательными, а персональные (кроме того, что они опираются на общие ассоциации) могут быть еще и временными, искусственными и произвольными. Разумеется, языковая система находится в постоянном развитии, поэтому ассоциативные поля имеют свою динамику, при которой временные связи могут стать постоянными, произвольные — обязательными, искус­ствен­ные — естественными. И это зависит главным образом от характера социального и коммуникативного взаимодействия носителей ассоциативных полей. В результате постоянного информационного воздействия люди начинают переосмысливать некоторые значения слов, происходит трансформация значений, обладающих большой коммуникативной активностью, которая во многом зависит от ассоциативного восприятия данных лексем носителями языка, что может способствовать изменению их когнитивно-информационной значимости и образованию определенных ассоциаций у человека.

Проводимые нами в настоящее время психолингвистические эксперименты по воздействию определенного ассоциативного поля (текста) на человека позволяют выделить определенные тематические группы, а также закономерную зависимость степени воздействия (уровня восприятия) информации от системы ценностей конкретной языковой личности.

Наши наблюдения позволили сделать вывод, что ближними ассоциациями, как правило, выступают семантические связи, а дальними — парадигматические.

Особенности функционирования общих и индивидуальных ассоциативных полей в плане восприятия речи имеют терминалы от «понимания друг друга с полуслова» до «говорения на разных языках». Причем простейшие, парные ассоциации могут широко варьироваться у разных людей, а вот сложные семантические множества, понятийные сферы, как правило, имеют довольно большие площади пересечения. Причем ближними ассоциациями обычно выступают синтагматические связи, реже — парадигматические. Например, слово стакан у всех ассоциируется со словом пить, но у одного человека в первую очередь возникает связь «стакан — вода», у другого — «стакан — пиво», редко у кого ближайшей ассоциацией будет «стакан — посуда» и т. д. Если же поставить испытуемым задачу очертить весь круг связей данного слова, то полученный список у разных людей будет более ли менее сходным.

На пересечении общих (традиционных, естественных, обя­зательных) полей, с одной стороны, и персональных (вре­менных, искусственных и произвольных) полей, с другой стороны, построены все телевизионные языковые игры. При этом площадь пересечения названных полей прямо пропорциональна степени их сложности, игра же предполагает операции с элементарными полями, что значительно уменьшает вероятность совпадения ответов.

Подводя итоги сказанному, заметим, что изучение, описание и применение ассоциативно-семантических полей имеет методологическое, общенаучное значение и лингвисты, психологи и философы находятся еще в самом начале на пути исследования этого механизма взаимодействия человеческого мышления и языка.

Ономастические единицы — связующее звено культур

М. Ю. Авдонина

Московский государственный лингвистический университет

ономастические единицы, языковое сознание, обучение, лингвокультурология

Summary. Important link of European cultures and russian cultures presentins at the same time difficulties (devides in the present paper in 4 parts patterns). A short scries of excercies are proposert to form scills of persepsions and enterpreting of the French names fnd person memes place names.

Проведенное

нами исследование текстов современных переводов с французского и английского языков на русский показывает, что затруднения при интерпретации имен собственных связаны как с восприятием знака-формы, так и с различиями в наборе фоновых знаний, на которых люди основывают свои позиции в общении. Ономастические единицы (ОЕ), казалось бы, должны быть адекватно поняты при переводе, так как имеют в основе одно-однозначные соответствия и единый обозначаемый географический объект или лицо, однако это не всегда так.

Первый класс трудностей связан с опознанием известного объекта в тексте перевода: шоколадка «Milky way» (Млечный путь) связалась в рекламе только с коровой, несмотря на звезды на этикетке. Трудности появляются и в том случае, если ОЕ одного иностранного языка находится в тексте, написанном и особенно произнесенным на другом иностранном языке. Так, когда во французском фильме обсуждалось творчество Иеронима Босха или действие происходило в Буэнос-Айресе, плохо подготовленный переводчик сохранил французскую форму «Жером Бош» и «Бюэнозэр», и смысл фраг­мента утратился полностью. Французский вариант имени маршала Жукова «Юков» не опознается русскими. Европейские языки требуют трансформации исторических ОЕ в обычную форму данного языка, имена королей, пап, святых имеют собственно английскую или французскую форму имени, такую же, как и обычные люди: Джон — Жан, Джеймс — Жак, Пол — Поль. Так, император Австро-Венгрии Франц-Иосиф во французском тексте станет Франсуа-Жозефом. «Мощи Св. Иакова привлекают в Сантьяго де Компостелла паломников из Франции, Англии, Германии. Путь указывается даже в названии улиц Парижа: улицы Сен-Жак, Фобур Сен-Жак…» — во французском все три раза звучит одна форма Сен-Жак, а в английском варианте — два первых «Сен-Джеймс», но улицы Парижа сохраняют французскую форму. При этом парк в Лондоне положено называть по-русски Сент-Джеймским, а не парком Св. Иакова.

Второй класс трудностей включает те случаи, когда исторические и мифологические ОЕ требуют эрудиции переводчика. Например, «Hфtel de Sens» в книге А. Ка­стело «Королева Марго» серии ЖЗЛ (М.: Палимпсест, 1999) присутствует дважды: в подписи под фото «Из окон этой гостиницы Санс в Париже Маргарита наблюдала за казнью…» и в тексте на с. 210: «…за каз­нью которого наблюдала из окошка своего дворца в Сансе», — и оба раза осмыслен переводчиком ошибочно, так как этот знаменитейший дворец в Париже принадлежал епископу Санскому (когда Париж принадлежал его епархии) и потом перешел в собственность королевской фамилии (королева в своей столице в гостиницах не живет).

Третья группа трудностей связана с библейскими и античными ОЕ. В некоторых случаях различия так велики, что русским слушателем или читателем французский вариант имени не идентифицируется: Ulysse (Улисс) — Одиссей, Leucippe (Лесип) — Левкипп, Cyrus (Сирюс) — Кир, Augias (Ожьас) — Авгий; Ceres (Серес) — Церера, Jason (Жазон) — Ясон, Hйphaпstos (Эфаистос) — Гефест; St Barnabй, Bethsabйe, Barthйlйmy (Св. Варнава, Вирсавия, Варфоломей). Само заимствование произошло в разные эпохи: в европейские языки — через латынь, а в русский — на тысячу лет позже, из новогреческого языка, произношению которого мы и подражаем в большинстве случаев: «ви» вместо «бе» и «фи» вместо «те» (Вифлеем вместо Бетлеема, Афин- вместо Атен-). Фивы в фильме «Мумия» превратились в неопознаваемый «Тэбес»; древний океан, покрывавший территорию до Каспия включительно, носит имя древней и могучей богини Фетиды, матери Ахилла, в нашей же научной литературе он называется Тетис — и вложенное культурологическое звучание выплеснуто. Русская форма передает греческий межзубный глухой как «ф, французы же во всех случаях произносят «т», поэтому граф де ла Фер, взяв прозвище в честь священной горы Афон (в русском — от основы косвенного падежа), стал в русском переводе Атосом (Athos — именительный падеж — имя горы в языках Европы). В романе объясняется происхождение этого прозвища (гл. XXXI: «Англичане и французы»), но русские читатели не видят этой связи. Те же «гре­ческие» трудности и у героя А. Кристи Эркюля (Hercule) Пуаро: в русском переводе цикл рассказов озаглавлен «Подвиги Геракла», и связь с именем утратилась..

Четвертая группа трудностей понимания ОЕ связана с отсутствием объекта в сознании русского реципиента: «овернский сепаратист» не будет смешно (Овернь — в самом сердце Франции, и там не может быть такого движения), а «иезуит» (член ордена Святого сердца Иисуса Христа) из-за своего польского оформления не осознается производным от Иисуса и приобретает в русском дополнительные отрицательные оценочные смыслы.

Мы предлагаем небольшое пособие, включающее спра­вочный материал по отобранным нами единицам. Например:

William / Wilhermina (англ.) — Guillaume (фр.) — Wilhem / Wilhelmina (нем.) — Guglielmo (ит.); сокр. англ. имена: Will, Bill, Willie, Billie, etc.

Происхождение (герм): воля (wil) + шлем (helm).

Известные личности: Guillaume le Grand, duc d’Aquitaine IX (Вильгельм Великий, герцог Аквитан-
ский, победитель сарацинов, основал монастырь Saint-Guilhem-du-Desert, причислен к лику святых); Guillaume le Conquйrant (Вильгельм Завоеватель, герцог Норманский, король Англии после победы при Гастингсе); Guillaume Apolinaire (Гийом Аполинер, фр. поэт, автор известных строк «Под мостом Мирабо течет Сена…»), William Shakespeare (Вильям Шекспир, луч­ший драматург всех времен); Wilhelmina (Вильгель­ми­на, 1880–1962, королева Нидерландов, царствовала с 1890 по 1948); легендарный национальный герой Швей­царии Вильгельм Телль…


Представляется важным включать обсуждение соответствий имен собственных в программы различных гуманитарных дисциплин для того, чтобы обеспечить возможности самообразования студентов, использования ими иноязычных учебных материалов. Наше исследование позволяет выделить устные переводы видеофильмов с английского языка как важный и интересный объект исследования благодаря их формирующей роли для сознания реципиентов. Сопоставление вариантов исторически важных географических названий и имен в разных языках имеет большой потенциал в деле развивающего обучения, так как эта работа помогает установить логические связи между разными областями культурологических знаний.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

В. П. Абрамов Кубанский государственный университет iconРостовский государственный университет путей сообщения научно техническая библиотека
Абрамов В. М. Поездом управляет автоматика / В. М. Абрамов // Локомотив. 2009. № C. 7-8
В. П. Абрамов Кубанский государственный университет iconОсновная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая филиалом фгбоу впо «Кубанский государственный университет»
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая филиалом фгбоу впо «Кубанский государственный университет» в ст....
В. П. Абрамов Кубанский государственный университет iconКубанский государственный аграрный университет
Одобрена на заседании кафедры органической и физколлоидной химии (протокол № от декабря 2009г.)
В. П. Абрамов Кубанский государственный университет iconСовершенствование технологии пивоварения с использованием со 2 -экстракта хмеля
Работа выполнена в гоу впо ”Кубанский государственный технологический университет”
В. П. Абрамов Кубанский государственный университет iconБелгородский государственный
Абрамов, К. И. История 223-го Гвардейского стрелкового полка, 78-й Гвардейской Висленской ордена Суворова 2-й степени стрелковой...
В. П. Абрамов Кубанский государственный университет iconФедеральное агентство по образованию
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» (далее...
В. П. Абрамов Кубанский государственный университет icon2 семестр – 2011/2012 уч год
Семестровое выполнение учебного плана в филиале фгбоу впо «Кубанский государственный университет» в ст. Отрадной
В. П. Абрамов Кубанский государственный университет iconМорфометрический анализ рельефа большого кавказа
Работа выполнена на кафедре геоинформатики географического факультета фгбоу впо «Кубанский государственный университет»
В. П. Абрамов Кубанский государственный университет iconРазработка инструментального средства и нечетких моделей для многокритериального выбора рациональных инвестиционных решений
Ведущая организация Кубанский государственный аграрный университет
В. П. Абрамов Кубанский государственный университет icon«кубанский государственный университет» Физико-технический факультет Кафедра оптоэлектроники
Баранник В. Г. Архетектура ngn и ip телефония. Курсовая работа: 49 с., 18 рис., 1 табл., 12 использованных источников
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница