Программа коррекционной работы




НазваниеПрограмма коррекционной работы
страница1/2
Дата29.10.2012
Размер1.75 Mb.
ТипПрограмма
  1   2

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ*

Т.Г. Неретина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа коррекционной работы школы в Образовательной системе «Школа 2100» создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции «Школа

2100».

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является «учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), т.е. детей, имеющих недостатки в физическом и (или) психи- ческом развитии (с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно- двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным пара- личом (ДЦП), с задержкой психического развития (ЗПР), нару- шениями эмоционально-волевой сферы, сложными и комплексными дефектами развития).

Целевая направленность программы заключается в разработке и обосновании основных положений, направленных на оказание помо- щи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образова- ния.

Основу данной программы составляют принципиальные положе- ния:

• во-первых, коррекционная работа включается во все направле- ния деятельности образовательного учреждения;

• во-вторых, содержание коррекционной работы – это программа оптимальной педагогической, психологической и медицинской под- держки детей, направленной на преодоление и ослабление недостат- ков психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель программы коррекционной работы школы – организация работы педагогов и специалистов образовательного учреждения в направлении создания оптимальных психолого-педагогических усло- вий для обеспечения коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здо- ровья и оказания помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Корректировка некоторых недостатков физического развития осу- ществляется также в рамках Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Методические принципы построения образовательного процесса, направленные на обеспечение освоения обучающимися с ОВЗ основ- ной образовательной программы, включают

– усиление практической направленности изучаемого материала;

– выделение сущностных признаков изучаемых явлений;


* Программа подготовлена при участии Совета координаторов Образовательной системы «Школа 2100».

– опору на жизненный опыт ребёнка;

– опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемо- го материала как в рамках одного предмета, так и между предмета- ми;

– соблюдение в определении объёма изучаемого материала прин- ципа необходимости и достаточности;

– введение в содержание учебных программ коррекционных раз- делов, предусматривающих активизацию познавательной деятельно- сти, усвоенных ранее знаний и умений детей, формирование школьно- значимых функций, необходимых для решения учебных задач.

Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:

комплексности: при составлении плана работы по коррекции здоровья каждого ребёнка учитываются его медицинские показатели (школьный врач, медсестра), результаты психологической (школь- ный психолог, дефектолог) и педагогической (учитель) диагностик;

достоверности: оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учётом социального статуса ребёнка, семьи, условий обучения и воспитания;

гуманистической направленности: опора на потенциальные возможности ребёнка, учёт его интересов и потребностей; создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми;

педагогической целесообразности: интеграция усилий педагоги- ческого коллектива (учитель, врач, психолог, дефектолог, социаль- ный педагог и др.) и родителей.

Программа коррекционной деятельности образовательного учреж- дения позволяет оценить усилия коллектива и изменения, произо- шедшие в развитии обучающегося.

Существенной чертой коррекционно-развивающего образователь- ного процесса является индивидуально-групповая и индивидуально ориентированная работа, направленная на коррекцию индивидуаль- ных проблем развития ребёнка.


Таблица 1


Содержание психолого-медико-педагогического обследования детей

с ограниченными возможностями здоровья





Содержание обследова- ния

Ответственный

Сроки

Примечание (использу- емые диагно- стики)

Медицинское обследование













Обследование психолога













Педагогическое обследование (учитель)













Таблица 2


Система индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий





Урочные мероприятия

Внеурочные мероприятия

Внешкольные мероприятия

Задачи мероприя- тий

• Общеразвивающие задачи индивидуально ориентированных занятий – повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуаль- ного развития, памяти, внимания, коррекции зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой мотори- ки.

• Задачи предметной направленности – подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предше- ствующего обучения и т.д.

Содержа- ние кор- рекцион- ных меропри- ятий

• Совершенствова- ние движений и сен- сомоторного разви- тия

• Расширение пред- ставлений об окру- жающем мире и обо- гащение словаря

• Развитие различ- ных видов мышле- ния

• Развитие основ- ных мыслительных операций

• Совершенствова- ние движений и сенсомоторного раз- вития

• Расширение пред- ставлений об окру- жающем мире и обогащение слова- ря

• Развитие различ- ных видов мышле- ния

• Развитие речи, овладение техни- кой речи

• Коррекция отдель- ных сторон психи- ческой деятельно- сти

• Коррекция нару- шений в развитии эмоционально-лич- ностной сферы

• Расширение пред- ставлений об окру- жающем мире и обогащение слова- ря

• Развитие различ- ных видов мышле- ния

• Развитие речи, овладение техникой речи

Формы работы

• Игровые ситуа- ции, упражнения, задачи, коррекци- онные приёмы и методы обучения

• Элементы изотвор- чества, танцеваль- ного творчества, сказкотерапии

• Психогимнасти- ка

• Элементы кукло- терапии

• Театрализация, драматизация

• Валеопаузы, мину- ты отдыха

• Индивидуальная работа

• Использование специальных про- грамм и учебников

• Внеклассные заня- тия

• Кружки и спор- тивные секции

• Индивидуально о р и е н т и р о в а н н ы е занятия

• Часы общения

• Культурно-массо- вые мероприятия

• Родительские гос- тиные

• Творческие лабо- ратории

• Индивидуальная работа

• Школьные празд- ники

• Экскурсии

• Речевые и ролевые игры

• Литературные ве- чера

• Консультации спе- циалистов

• ЛФК, лечебный массаж, закалива- ние

• Посещение учреж- дений дополнитель- ного образования (творческие круж- ки, спортивные сек- ции)

• Занятия в центрах диагностики, реа- билитации и кор- рекции

• Семейные празд- ники, традиции

• Поездки, путеше- ствия, походы, экс- курсии

• Общение с род- ственниками







Урочные мероприятия

Внеурочные мероприятия

Внешкольные мероприятия




• Контроль межлич- ностных взаимоот- ношений

• Дополнительные задания и помощь учителя

• Уроки доброты

• Субботники

• Коррекционные занятия по форми- рованию навыков игровой и комму- никативной дея- тельности, по фор- мированию со- циально-коммуни- кативных навыков общения, по кор- рекции речевого развития, по разви- тию мелкой мото- рики, по развитию общей моторики, по социально-бы- товому обучению, по физическому развитию и укре- плению здоровья

• Общение с друзья- ми

• Прогулки

Диагности- ческая направлен- ность

Наблюдение и педа- гогическая характе- ристика основного учителя, оценка зо- ны ближайшего раз- вития ребёнка

Обследования спе- циалистами школы (психолог, логопед, медработник)

Медицинское обсле- дование, заключе- ние психолого- медико-педагоги- ческой комиссии (ПМПК)

Коррекци- онная направлен- ность

Использование спе- циальных про- грамм, учебников, помощь на уроке ассистента (помощ- ника).

Стимуляция актив- ной деятельности самого учащегося

Организация часов общения, коррек- ционных занятий, и н д и в и д у а л ь н о о р и е н т и р о в а н н ы х занятий; занятия со специалистами, соблюдение режима дня, смены труда и отдыха, полноцен- ное питание, про- гулки

Соблюдение режи- ма дня, смена интеллектуальной деятельности на эмоциональную и двигательную, се- мейная игротера- пия, сказкотера- пия, изотворчество, танцевальное твор- чество, психогим- настика, занятия ЛФК, массаж, об- щее развитие ребён- ка, его кругозора, речи, эмоций и т.д.

Профилак- тическая направлен- ность

С и с т е м а т и ч е с к и е валеопаузы, мину- ты отдыха, смена режима труда и отдыха.

Сообщение учаще- муся важных объек- тивных сведений об окружающем мире, предупреждение негативных тенден- ций развития лич- ности

Смена интеллекту- альной деятельно- сти на эмоциональ- ную и двигатель- ную и т.п., контак- ты со сверстника- ми, педагогами, с п е ц и а л и с т а м и школы.

Социализация и интеграция в обще- ство ребёнка Стимуляция обще- ния ребёнка

Чтение ребёнку книг Посещение занятий в системе дополни- тельного образова- ния по интересу или ф о р м и р о в а н и е через занятия его интересов







Урочные мероприятия

Внеурочные мероприятия

Внешкольные мероприятия










Проявление роди- тельской любви и р о д и т е л ь с к и х чувств, заинтересо- ванность родителей в делах ребёнка

Развива- ющая направлен- ность

Использование учи- телем элементов к о р р е к ц и о н н ы х технологий, специ- альных программ, проблемных форм обучения, элемен- тов коррекционно- развивающего обу- чения

Организация часов общения, группо- вых и индивидуаль- ных коррекцион- ных занятий, заня- тия со специалиста- ми, соблюдение режима дня

Посещение учреж- дений культуры и искусства, выезды на природу, путе- шествия, чтение книг, общение с разными (по возра- сту, по религиоз- ным взглядам и т.д.) людьми, посе- щение спортивных секций, кружков и т.п.

Ответствен- ные за индивиду- ально ори- ентирован- ные меро- приятия

Основной учитель, учителя-предметни- ки

Педагоги (основной учитель, учитель музыки, учитель физической куль- туры, учитель труда и т.д.)

Воспитатель груп- пы продлённого дня

Психолог Школьные работ- ники

Специалисты узко- го профиля (сурдо- педагог, дефекто- лог, логопед и др.) Медицинский ра- ботник (массажист)

Родители, семья Гувернантки, няни Репетиторы Специалисты (сур- допедагог, дефекто- лог, логопед и др.) Медицинские работ- ники

Педагоги дополни- тельного образова- ния

Таблица 3


Специальные условия обучения и воспитания детей с ОВЗ





Особенность ребёнка (диагноз)

Характерные особенности развития детей

Рекомендуемые условия обучения

и воспитания

1

Дети с за- держкой пси- х и ч е с к о г о развития

1) снижение работоспо- собности;

2) повышенная истощае- мость;

3) неустойчивость вни- мания;

4) более низкий уровень развития восприятия;

5) недостаточная продук- тивность произвольной памяти;

6) отставание в развитии всех форм мышления;

7) дефекты звукопроиз- ношения;

8) своеобразное поведе- ние;

9) бедный словарный запас;

10) низкий навык само- контроля;

11) незрелость эмоцио- нально-волевой сферы;

12) ограниченный запас общих сведений и пред- ставлений;

13) слабая техника чте- ния;

14) неудовлетворитель- ный навык каллигра- фии;

15) трудности в счёте через 10, решении задач

1. Соответствие темпа, объёма и сложности учебной програм- мы реальным познавательным возможностям ребёнка, уров- ню развития его когнитивной сферы, уровню подготовленно- сти, то есть уже усвоенным зна- ниям и навыкам.

2. Целенаправленное развитие общеинтеллектуальной дея- тельности (умение осознавать учебные задачи, ориентиро- ваться в условиях, осмысли- вать информацию).

3. Сотрудничество с взрослы- ми, оказание педагогом необ- ходимой помощи ребёнку, с учётом его индивидуальных проблем.

4. Индивидуальная дозирован- ная помощь ученику, решение диагностических задач.

5. Развитие у ребёнка чувстви- тельности к помощи, способно- сти воспринимать и принимать помощь.

6. Малая наполняемость клас- са (10–12 человек).

7. Щадящий режим работы, соблюдение гигиенических и валеологических требований.

8. Организация классов кор- рекционно-развивающего обу- чения в стенах массовой школы.

9. Специально подготовленный в области коррекционной педа- гогики (специальной педагоги- ки и коррекционной психоло- гии) специалист – учитель, способный создать в классе осо- бую доброжелательную, дове- рительную атмосферу.

10. Создание у неуспевающего ученика чувства защищённости и эмоционального комфорта.

11. Безусловная личная под- держка ученика учителями школы.

12. Взаимодействие и взаимопо- мощь детей в процессе учебной деятельности







Особенность ребёнка (диагноз)

Характерные особенности развития детей

Рекомендуемые условия обучения

и воспитания

2

Дети с лёг- кой степенью у м с т в е н н о й отсталости, в том числе с проявления- ми аутизма (по желанию родителей и в силу дру- гих обстоя- т е л ь с т в могут учить- ся в общеоб- разователь - ной школе)

Характерно недоразви- тие

1) познавательных инте- ресов: они меньше испы- тывают потребность в познании, «просто не хотят ничего знать»;

2) недоразвитие (часто глубокое) всех сторон психической деятельно- сти;

3) моторики;

4) уровня мотивиро- ванности и потреб- ностей;

5) всех компонентов уст- ной речи, касающихся фонетико-фонематичес- кой и лексико-грам- матической сторон; воз- можны все виды речевых нарушений;

6) мыслительных про- цессов, мышления – мед- ленно формируются обобщающие понятия; не формируется словес- но-логическое и аб- страктное мышление; медленно развивается словарный и граммати- ческий строй речи;

7) всех видов продуктив- ной деятельности;

8) эмоционально-волевой сферы;

9) восприятии, памяти, внимания

1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности в процессе воспи- тания, обучения и коррекция их недостатков.

2. Формирование правильного поведения.

3. Трудовое обучение и подго- товка к посильным видам труда.

4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация как итог всей работы.

5. Комплексный характер кор- рекционных мероприятий (совместная работа психиатра, если это необходимо, психоло- га, педагога и родителей).

6. Поддержание спокойной рабочей и домашней обстанов- ки (с целью снижения смены эмоций, тревоги и дискомфор- та).

7. Использование метода отвле- чения, позволяющего снизить интерес к аффективным фор- мам поведения.

8. Поддержание всех контак- тов (в рамках интереса и актив- ности самого ребёнка).

9. Стимулирование произволь- ной психической активности, положительных эмоций.

10. Развитие сохранных сторон психики и преобладающих интересов, целенаправленной деятельности.

11. Применение различных методов, способствующих раз- витию мелкой моторики и про- извольных движений (ритми- ка, гимнастика, ручной труд, спорт, бытовые навыки).

3

Дети с откло- нениями в психической сфере (состо- ящие на учё- те у психо- н е в р о л о г а , п с и х и а т р а , п с и х о п а т о - лога и др.)

1) повышенная раздра- жительность;

2) двигательная растор- моженность в сочетании со сниженной работоспо- собностью;

3) проявление отклоне- ний в характере во всех жизненных ситуациях;

4) социальная дезадапта- ция

Проявления невропатии у детей:

1. Продолжительность коррек- ционных занятий с одним уче- ником или группой не должна превышать 20 минут.

2. В группу можно объединять по 3–4 ученика с одинаковыми пробелами в развитии и усвое- нии школьной программы или со сходными затруднениями в учебной деятельности.

3. Учёт возможностей ребёнка при организации коррекцион- ных занятий: задание должно лежать в зоне умеренной труд- ности, но быть доступным.







Особенность ребёнка (диагноз)

Характерные особенности развития детей

Рекомендуемые условия обучения

и воспитания







1) повышенная нервная чувствительность в виде склонности к проявлени- ям аффекта, эмоциональ- ным расстройствам и бес- покойствам;

2) нервная ослабленность в виде общей невыносли- вости, быстрой утомляе- мости при повышенной н е р в н о - п с и х и ч е с к о й нагрузке, а также при шуме, духоте, ярком свете;

3) нарушение сна, умень- шенная потребность в дневном сне;

4) вегетососудистая дис- тония (головные боли, ложный круп, бронхи- альная астма, повышен- ная потливость, озноб, сердцебиение);

5) соматическая осла- бленность (ОРЗ, тонзил- литы, бронхиты и т.п.)

6) диатезы;

7) психомоторные, кон- ституционально обуслов- ленные нарушения (эну- рез, тики, заикания и др.)

4. Увеличение трудности зада- ния пропорционально возрас- тающим возможностям ребён- ка.

5. Создание ситуации достиже- ния успеха на индивидуально- групповом занятии в период, когда ребёнок ещё не может получить хорошую оценку на уроке.

6. Использование системы условной качественно-коли- чественной оценки достиже- ний ребёнка

4

Дети с нару- шениями ре- чи

1) речевое развитие не соответствует возрасту говорящего;

2) речевые ошибки не являются диалектизма- ми, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

3) нарушения речи свя- заны с отклонениями в функционировании пси- хофизиологических ме- ханизмов речи;

4) нарушения речи носят устойчивый характер, самостоятельно не исче- зают, а закрепляются;

5) речевое развитие тре- бует определённого лого- педического воздей- ствия;

6) нарушения речи ока- зывают отрицательное влияние на психическое развитие ребёнка

1. Обязательная работа с лого- педом.

2. Создание и поддержка раз- вивающего речевого простран- ства.

3. Соблюдение своевременной смены труда и отдыха (рассла- бление речевого аппарата).

4. Пополнение активного и пас- сивного словарного запаса.

5. Сотрудничество с родителя- ми ребёнка (контроль за речью дома, выполнение заданий логопеда).

6. Корректировка и закрепле- ние навыков грамматически правильной речи (упражнения на составление словосочета- ний, предложений, коротких текстов).

7. Формирование адекватного отношения ребёнка к речевому нарушению.

8. Стимулирование активности ребёнка в исправлении рече- вых ошибок







Особенность ребёнка (диагноз)

Характерные особенности развития детей

Рекомендуемые условия обучения

и воспитания

5

Дети с нару- шением слу- ха (слабо- слышащие и позднооглох- шие дети)

1) нарушение звукопро- изношения (или отсут- ствие речи);

2) ребёнок не может само- стоятельно учиться гово- рить;

3) ребёнок старается уйти от речевых контактов или «не понимает» обра- щённую к нему речь;

4) ребёнок воспринимает слова собеседника на слухо-зрительной основе (следит глазами за дви- жениями губ говорящего и «считывает» его речь);

5) возможны отклонения в психической сфере: осознание, что ты не такой как все и как след- ствие – нарушение пове- дения, общения, психи- ческого развития;

6) пассивный и активный словарный запас по объё- му совпадает (ребёнок хорошо понимает лишь то, о чём он может ска- зать);

7) характерны наруше- ния звуко-буквенного состава слов;

8) трудности в освоении учебной программы;

9) ребёнок нуждается в дополнительной коррек- ционной помощи, под- борке индивидуального слухового аппарата

1. Стимулирование к общению и содержательной коммуника- ции с окружающим миром.

2. Правильная позиция педаго- га: не поворачиваться спиной к слабослышащему ученику во время устных объяснений; ста- раться контролировать пони- мание ребёнком заданий и инструкций до их выполне- ния;

3. Правильная позиция учени- ка (поставить ребёнка с нару- шенным слухом так, чтобы он мог видеть не только педагога и доску, но и большинство детей; посадить за первую парту сбоку от педагога (спра- ва от него).

4. Помощь ребёнку в освоении в коллективе слышащих детей (постараться подружить его со сверстниками).

5. Избегание гиперопеки: не помогать там, где ребёнок может и должен справиться сам.

6. Развитие слухового внима- ния: требовать от ребёнка с нарушенным слухом, чтобы он всегда смотрел на говорящего, умел быстро отыскать говоря- щего, для этого его необходимо контролировать, например:

«Повтори, что я сказала»,

«Повтори, о чём рассказала Оля», «Продолжи, пожалуй- ста» и т.п.

7. Активное включение ребён- ка с нарушенным слухом в работу класса (группы), не задерживая при этом темп ведения урока (занятия).

8. Требование от ребёнка повто- рять вслух задания, предло- женные в устной форме, или заданные вопросы.

9. Включение слабослышащего ребёнка в учебную деятель- ность непосредственно на уроке, специально организовы- вая эту деятельность (в течение первых лет обучения учитель должен менять или дополнять инструкции к упражнениям из учебника, учитывая возможно- сти ученика).







Особенность ребёнка (диагноз)

Характерные особенности развития детей

Рекомендуемые условия обучения

и воспитания










10. Корректировка и закрепле- ние навыков грамматически правильной речи (упражнения на составление словосочета- ний, предложений, коротких текстов).

11. Учёт конкретных ошибок, допускаемых ребёнком при письме, использование соот- ветствующих заданий с приме- нением словаря (письменная

«зарядка»).

12. Поддержка при написании изложений, диктантов, при составлении пересказов и дру- гих видах работы.

13. Расширение словарного запаса слабослышащего ребён- ка; пояснение слов и словосо- четаний, несущих дополни- тельную, например математи- ческую нагрузку (поровну, дали по..., раздали каждому, больше на..., меньше на... и др.).

14. Обязательное сотрудниче- ство с сурдопедагогом (логопе- дом) и родителями ребёнка.

6

Дети с нару- ш е н и я м и зрения (сла- б о в и д я щ и е дети)

1) основное средство познания окружающего мира – осязание, слух, обоняние, др. чувства (переживает свой мир в виде звуков, тонов, рит- мов, интервалов);

2) развитие психики имеет свои специфиче- ские особенности;

3) процесс формирования движений задержан;

4) затруднена оценка пространственных при- знаков (местоположение, направление, расстоя- ние, поэтому возникают трудности ориентировки в пространстве);

5) тенденция к повышен- ному развитию памяти (проявляется субъектив- но и объективно);

6) своеобразие внимания (слуховое концентриро- ванное внимание);

7) обострённое осяза- ние – следствие иного, чем у зрячих использова- ния руки (палец никогда

1. Обеспечение дифференциро- ванного и специализированно- го подхода к ребёнку (знание индивидуальных особенностей функционирования зритель- ной системы ученика).

2. Наличие технических средств и оборудования, обе- спечивающих процесс обуче- ния и воспитания.

3. Наличие методического обе- спечения, включающего спе- циальные дидактические посо- бия, рассчитанные на осяза- тельное или на зрительно- осязательное восприятие сле- пого и слабовидящего; специ- альные учебники, книги, рельефно-графические пособия по изучаемым предметам и для проведения коррекционных занятий по ориентированию, развитию зрения, осязания.

4. Выделение ребёнку специ- ального шкафчика для хране- ния этих приспособлений.

5. Правильная позиция учени- ка (при опоре на остаточное зрение сидеть ребёнок должен за первой партой в среднем ря-







Особенность ребёнка (диагноз)

Характерные особенности развития детей

Рекомендуемые условия обучения

и воспитания







не научит слепого видеть, но видеть слепой может своей рукой);

8) особенности эмоцио- нально-волевой сферы (чувство малоценности, неуверенности и слабо- сти, противоречивость эмоций, неадекватность воли;

9) индивидуальные осо- бенности работоспособно- сти, утомляемости, ско- рости усвоения информа- ции (зависит от характера поражения зрения, лич- ных особенностей, степе- ни дефекта), отсюда огра- ничение возможности заниматься некоторыми видами деятельности;

10) обеднённость опыта детей и отсутствие за сло- вом конкретных пред- ставлений, так как зна- комство с объектами внешнего мира лишь формально-словесное;

11) особенности обще- ния: многие дети не умеют общаться в диало- ге, так как они не слуша- ют собеседника;

12) низкий темп чтения и письма;

13) быстрый счёт, знание больших по объёму сти- хов, умение петь, наход- чивы в викторинах;

14) страх, вызванный неизвестным и не познан- ным в мире зрячих (нуж- даются в специальной ори- ентировке и знакомстве).

ду, при опоре на осязание и слух – за любой партой).

6. Охрана и гигиена зрения (повышенная общая освещён- ность (не менее 1000 люкс), освещение на рабочем месте (не менее 400–500 люкс); для детей, страдающих светобояз- нью, установить светозатемни- тели, расположить рабочее место, ограничивая попадание прямого света; ограничение времени зрительной работы (непрерывная зрительная нагрузка не должна превышать

15–20 мин. у слабовидящих учеников и 10–20 мин. для уче- ников с глубоким нарушением зрения); расстояние от глаз ученика до рабочей поверхно- сти должно быть не менее

30 см; работать с опорой на ося- зание или слух.

7. При работе с опорой на зре- ние записи на доске должны быть насыщенными и кон- трастными, буквы крупными, в некоторых случаях они долж- ны дублироваться раздаточным материалом.

8. Создание благоприятного психологического климата в коллективе, усиление педаго- гического руководства поведе- нием не только ребёнка с нару- шением зрения, но и всех окру- жающих людей, включая педа- гогов разного профиля.

9. Взаимодействие учителя с тифлопедагогом, психологом, офтальмологом и родителями

7

Дети с нару- ш е н и е м опорно-дви- г а т е л ь н о г о а п п а р а т а (способные к самостоя - т е л ь н о м у передвиже - нию и само- обслужива - н и ю , с с о х р а н н ы м интеллектом)

У детей с нарушениями ОДА ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, наруше- ние или утрата двигатель- ных функций). Основную массу среди них состав- ляют дети с церебраль- ным параличом (89%). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и рече- выми нарушениями, поэ- тому большинство из них

1. Коррекционная направлен- ность всего процесса обучения.

2. Возможная психолого- педагогическая социализация.

3. Посильная трудовая реаби- литация.

4. Полноценное, разноплановое воспитание и развитие лично- сти ребёнка.

5. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы.







Особенность ребёнка (диагноз)

Характерные особенности развития детей

Рекомендуемые условия обучения

и воспитания







нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого- педагогической и логопе- дической коррекции. Все дети с нарушениями ОДА нуждаются в особых условиях жизни, обу- чения и последующей трудовой деятельности

6. Раннее начало онтогенетиче- ски последовательного воздей- ствия, опирающегося на сохранные функции.

7. Организация работы в рам- ках ведущей деятельности.

8. Наблюдение за ребёнком в динамике продолжающегося психоречевого развития.

9. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружени- ем ребёнка

8

Дети с нару- шением пове- дения, с эмо- ционально- в о л е в ы м и расстройства- ми, с ошибка- ми воспита- ния (дети с девиантным и деликвент- ным поведе- ние, со- ц и а л ь н о - запущенные, из социально- неблагопо- л у ч н ы х семей)

1) наличие отклоняюще- гося от нормы поведе- ния;

2) имеющиеся наруше- ния поведения трудно исправляются и корри- гируются;

3) частая смена состоя- ния, эмоций;

4) слабое развитие силы воли;

5) дети особенно нужда- ются в индивидуальном подходе со стороны взрос- лых и внимании коллек- тива сверстников

1. Осуществление ежедневно- го, постоянного контроля как родителей, так и педагогов, направленного на формирова- ние у детей самостоятельности, дисциплинированности.

2. Терпение со стороны взрос- лого, сохранение спокойного тона при общении с ребёнком (не позволять кричать, оскор- блять ребёнка, добиваться его доверия).

3. Взаимосотрудничество учи- теля и родителей в процессе обучения (следить, не образо- вался ли какой-нибудь пробел в знаниях, не переходить к изу- чению нового материала, не бояться оставить ребёнка на второй год в начальной школе, пока он не усвоил пройденное).

4. Укрепление физического и психического здоровья ребёнка.

5. Развитие общего кругозора ребёнка (посещать театры, цирк, выставки, концерты, путешествовать, выезжать на природу).

6. Своевременное определение характера нарушений у ребён- ка, поиск эффективных путей помощи.

7. Чёткое соблюдение режима дня (правильное чередование периодов труда и отдыха).

8. Ритмичный повтор опреде- лённых действий, что приво- дит к закреплению условно- рефлекторной связи и форми- рованию желательного стерео- типа.

9. Заполнение всего свободного времени заранее спланирован- ными мероприятиями (ввиду отсутствия умений организо- вывать своё свободное время), планирование дня поминутно.







Особенность ребёнка (диагноз)

Характерные особенности развития детей

Рекомендуемые условия обучения

и воспитания










10. Формирование социально приемлемых форм поведения и трудовых навыков.

11. Чёткие и короткие инструк- ции, контроль выполнения заданий (усложнять задания по ходу коррекционных меро- приятий).

12. Чередование различных видов деятельности (ввиду малой привлекательности для таких детей интеллектуально- го труда его необходимо чере- довать с трудовой или художе- ственной деятельностью).

13. Общественно значимый

характер деятельности,, кото- рая должна занимать большую

часть времени. Созидательный труд позволяет снизить при- страстие этих детей к разруше- нию.

14. Объединение детей в груп- пы и коллектив


  1   2

Похожие:

Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы учащихся
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного...
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы
Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования...
Программа коррекционной работы iconПримерная программа коррекционной работы
Программа подготовлена сотрудниками кафедры коррекционной педагогики и здоровьеформирующего образования Волгоградской государственной...
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения, направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального
Его главная задача: защита прав интересов ребенка; диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов;...
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы
Вместе с тем, в определенной коррекционной работе нуждаются и «сильные» дети. В этом случае главная забота учителя – не задержать...
Программа коррекционной работы iconПлан коррекционной работы моу «Центр образования с. Алькатваама» на 2011 2012 учебный год. Пояснительная записка
План коррекционной работы предусматривает специальные условия обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые образовательные...
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной образовательной школы
Данная рабочая программа «Технология. Технический труд» разработана на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной...
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы
На обеспечение коррекции недостатков в физической и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы
Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом...
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы
Характеристики обучающихся с отклонениями в речевом развитии, включающая основные направления коррекционно-развивающего обучения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница