Образовательная программа моу «Средняя общеобразовательная школа п. Витим» мо «Ленский район»




НазваниеОбразовательная программа моу «Средняя общеобразовательная школа п. Витим» мо «Ленский район»
страница1/10
Дата04.09.2012
Размер1.06 Mb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Образовательная программа

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

п.Витим» МО «Ленский район»

Республики Саха (Якутия)


Принята на

Утверждена

педагогическом совете

протокол №1 от31. 08.2010г.

Директор МОУ «СОШ п. Витим»

Б.В.Гурьянов

 

 

 

 

 


1. АДРЕСНОСТЬ 

Концептуальная записка

Образовательная программа МОУ  «Средняя общеобразовательная школа п.Витим» является общей программой деятельности администрации школы, учителей, родителей и самих детей.

Назначение настоящей образовательной программы - организовать взаимодействие между компонентами учебного плана, учебными программами, этапами изучения предметов, ступенями образования. Педагогический коллектив выявил общую, значимую  для обучающихся  научно-педагогическую проблему  и предусмотрел ее комплексное решение на занятиях по различным дисциплинам. Такой проблемой для МОУ «СОШ п.Витим»  является реализация личностно ориентированного подхода с целью создания условий для формирования личности, обладающей  толерантностью, высоким культурным (и поликультурным) цензом, способной к  саморазвитию, к успешной социализации и самоопределению в отношении  будущей профессии. Такая  миссия осуществляется педагогическим коллективом в рамках работы на базе школы, а также  на этапах предпрофильного и профильного обучения. Важная роль в образовательном пространстве школы  отводится внеурочному времени.


2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 

Стратегическая цель образовательной программы школы - установить предметное и надпредметное содержание образования в школе, развитие личностных способностей ребенка, становление его способности быть полноценной, социально активной, конкурентоспособной личностью, обладающей набором ключевых компетенций.

 

Собственно учебные цели:

  • выполнить государственный заказ  на достижение учащимися уровня знаний, предписанного Государственными образовательными стандартами;

  • сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, имеющих надпредметный характер и обеспечивающих успешность интегративной по содержанию деятельности;

  • постоянно повышать качество и уровень образования  учащихся.

 

Социально-ориентированные цели:

  • формировать высокий уровень мотивации и технологической готовности учащихся к  выполнению исследований в своей деятельности, требующих использования знаний и умений из разных предметных областей;

  • создать условия для приобретения школьниками опыта самостоятельного разрешения проблем в процессе образования на основе использования собственного и социального опыта;

 

Координирующие цели:

  • обеспечить целенаправленность, системность и единство деятельности всего педагогического коллектива в сфере содержания  образования;

  • установить связь «предметных» целей (зафиксированных в образовательных стандартах по предметам) с общими целями школьного образования;

  • обеспечить единство образовательного процесса в школе как в области интеллектуального, так и нравственно-личностного развития ребенка, как в учебной, так и внеучебной деятельности, как в  школе, так и в семье.

Предлагаемая система педагогических целей напрямую способствует выполнению одной из главных задач  школы - обновлению структуры и содержания образования, развитию практической направленности образовательных программ, а также миссии школы - ориентации содержания образования на приобретение учащимися основных компетенций, особенно навыков самоопределения и социализации, - в предметных и надпредметных  образовательных областях.

 


3.НОРМАТИВНАЯ БАЗА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ


Конвенция о правах ребенка.

Закон РФ «Об образовании».

Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования.


4.Ожидаемые результаты реализации:


Качественные показатели.

Реализация образовательной программы позволит заложить основы: - достижения заданного качества образования; обновления содержания и технологий обучения с учетом современных требований к ним.

Количественные показатели.

Каждый педагог пройдет профессиональную переподготовку и повышение квалификации.

Выпускник школы:

- обладает положительной жизненной установкой, активной гражданской позицией («Я хочу быть достойным любви и уважения человеком»);

- обладает развитым интеллектом, дающим возможность самореализации как творческой личности («Я хочу быть не только исполнителем чужих идей и планов, но и творцом собственных»);

- способен к дальнейшему продолжению образования в учреждениях университетского типа («Я уверен в своих знаниях и умении их применять»);

- коммуникабелен, толерантен, обладает навыками организатора, умеет работать в коллективе («Я умею подчиняться правилам коллективной работы, но могу быть лидером, если этого потребует жизнь»);

- владеет умениями и навыками поддержки собственного здоровья, знаком с современными системами саморегуляции («Я умею контролировать свое физическое состояние и осознательно исключаю из своей жизни негативные факторы риска»);

- сделал свой профессиональный выбор, способен к успешной социализации в обществе и на рынке труда («Я знаю, на что способен, берусь за невыполнимые для меня задачи, умею организовать свою жизнь и работу»).

В результате освоения регионального компонента общеобразовательных программ выпускник школы:

-владеет системой знаний о природе, населении, хозяйстве, экологических проблемах ;

- умеет пользоваться информационной нормативной и правой базой

- знает географию, историю, экономику и культуру, современные достижения науки, основные потребности, интересы и направления развития .


5.Срок реализации: 2010 – 2011 г.г


6. Проблемно-ориентированный анализ работы школы.


Социально-экономические преобразования, характерные для России последних десятилетий, резко изменили экономические и ценностные ориентиры российского общества, что, естественно, повлекло за собой изменение целей т задач, стоящих перед образованием.

Человек в современном мире должен уметь творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования.

В связи с этим, важным представляется требование к такому результату образования, как сформированность учебно-познавательной деятельности, которая являясь совместной деятельностью, формой сотрудничества взрослого и школьника, обеспечивает протекание познавательных процессов, а также социализацию подрастающих поколений.

В соответствии с этим должна измениться роль учителя и ученика в учебно-воспитательном процессе. Ученик должен стать не объектом, а субъектом, активным соучастником процесса приобретения знаний. Учитель из информатора должен превратиться в организатора учения. Правильно организованная учебно-познавательная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, решению задач научно-технического прогресса, развитию духовных ценностей народа. Данный вывод вытекает из анализа функционального назначения познавательной деятельности, задачами которой являются:

- приобретение и пополнение знаний;

- подготовка к эффективному дальнейшему самообразованию;

- развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся;

- подготовка учащихся к сознательному выбору собственной позиции, целей и средств достижения планируемых результатов в конкретных обстоятельствах жизни.

Данные проведенного исследования показали, что уровень сформированности учебно-познавательной деятельности у учащихся нашей школы не соответствует требованиям.

Не умеют планировать свою деятельность 46% старшеклассников, контролировать и планировать ход своей деятельности на предметах естественно-математического цикла – 51% учащихся, на предметах гуманитарной направленности – 45% . При этом преобладающими формами контроля являются сличение полученного результата с образцом, применение теоретического материала для проверки знаний.

Показатели самостоятельности мышления являются умение учащихся свою точку зрения, критически подходить к фактам. По данным наблюдениям, у семиклассников оно формировано на 24% - на уроках естественно-математического цикла, на 31% - на уроках гуманитарного цикла, соответственно на 19 % и 44% - в старших классах.

Ведущим показателем самостоятельности является умение учащихся выполнять самостоятельную работу без помощи учителя в отведенное время.

Наблюдения показали, что только половина учащихся 5-11 классов справляется с работой в срок. При этом замечено, что 80% учащихся недостаточно владеют навыками рациональной деятельности. Несформированность специальных и общеучебных умений и навыков также тормозит выполнение самостоятельной работы.

Другим показателем самостоятельности может служить степень включенности учащихся в самостоятельную работу без специальных мер стимулирования. По полученным в ходе наблюдения данным, активно включаются в работу примерно 60% учащихся, а к старшим классам данный показатель даже снижается до 49%.

По нашему мнению, это объясняется следующими обстоятельствами:

Учащимся не всегда понятна цель их деятельности (23% опрошенных учителей испытывают затруднения в целеполагании, и 31% старшеклассников подтверждают это). По данным наблюдения, учителя не стремятся вместе с учащимися формировать цель их деятельности, учитывая интересы и потребности, отсутствует мотивация деятельности, учитывая интересы и потребности, отсутствует мотивация деятельности, не происходит сдвига мотива на целью В результате более 40% учащихся остаются пассивными. Данные опроса показали, что 84% учителей испытывают затруднения в организации мотивации учения. Огорчает и тот факт, что более 60 % учителей затрудняются в определении зоны ближайшего развития, 38% старшеклассников при выборе заданий руководствуются советом учителя.

При организации познавательной деятельности также необходим инструктаж учителя.

Успешность учебно-познавательной деятельности во многом зависит от уровня сформированности общеучебных умений и навыков, главными из которых являются планирование, контроль и умение работать по времени. Однако ни на одном уроке не замечено формирования общеучебных умений, организованного специально , до 70% времени учащиеся заняты пассивным слушанием учителя. Необходима преемственность в формировании общеучебных умений и навыков.

Рефлексивно-оценочный этап в деятельности учащихся или умение осуществлять контроль за ходом своей деятельности является не менее важным, но более 80% учителей затрудняются в организации самоконтроля и рефлексии.

И,тем, не менее, по данным, полученным в ходе опроса преподавателей,установлено, что 82% учителей из числа опрошенных признают сформированность учебно-познавательной деятельности одним из главных результатов образования.

Учителя отмечают, что возможности учебно-познавательной деятельности реализуются ими не в полной мере, т.к.:

- учебно-познавательная деятельность не обеспечена современными дидактическими средствами (отстает индустрия образования);

- методические журналы слабо ориентируют на решение вышеобозначенной проблемы и рассматривают, в основном, узкопрактические вопросы;

- недостаток в школе современной оргтехники затрудняет процесс тиражирования дидактических материалов, необходимых для организации дифференцированной самостоятельной работы на уроке.

Кроме того, сам по себе процесс учебно-познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, что удается далеко не каждому, поскольку и подготовка его к осуществлению интеллектуальных операций довольно сложна. Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и сам процесс длительного устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий, сосредоточия на главном и необходимом.

Вместе с тем, к объективным трудностям прибавляются и проблемы субъективного плана: учителям старшего поколения62%) трудно ломать себя, уходить от методов вербального общения, строить учебный процесс, исходя из интересов, потребностей и возможностей учащихся. А молодых специалистов больше волнуют проблемы выживания, чем оттачивание педагогического мастерства.

В школе отсутствует стратегическая программа преобразований, коллектив не ставит перед собой цель формировать субъективную позицию учащихся в учебно-познавательной деятельности. Внутришкольный контроль нацеливает учителей лишь на выполнение содержательного компонента образовательной программы и преодоление возможной неуспеваемости.

Система стимулирования, созданная в школе, не учитывает результаты, достигнутые учителями в организации учебно-познавательной деятельности, и не активирует усилий, вкладываемых в устранение выявленных проблем. Так, например, в системе стимулирования предусмотрена только дополнительная оплата работы в классах коррекционно-развивающего обучения, но отсутствуют вознаграждения, поощряющие усилия педагогов, направленные на внедрение элементов развивающего обучения в обычных классах.

Следовательно, учебно-воспитательный процесс в школе организуется без учета требований к сформированности учебно-познавательной деятельности, что и обусловливает достаточно высокий уровень пассивности учащихся, отсутствие у них знаний о деятельности, низкий уровень сформированности общеучебных умений и самостоятельности мышления.

Таким образом, с одной стороны, требуется, чтобы выпускник школы свободно владел знаниями и умениями для осуществления познавательной деятельности, проявлял творческую активность, обладал потребностью применять знания на практике и способностью сознательно выбирать собственную позицию. С другой стороны, школа не обеспечивает подготовку выпускника с данными качествами, что не отвечает и потребностям общества.


Проблемы школы и их решения.

Изучая возможности реализации основных направлений развития школы, нами были выявлены основные проблемы образовательного учреждения и определены способы их решения

Проблемы

Способы решения

1

2

1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса

Недостаточная осведомленность педагогов об основных направлениях модернизации школьного образования

Необходимо создание такого информационного пространства в школе, которое будет способствовать повышению не только информированности педагогов, но и их профессиональной компетентности

Отсутствие механизма комплектования профильных классов. Неразработанность содержания профильного обучения и предпрофильной подготовки

Разработка механизма комплектования профильных классов. Изучение заказа на профильное обучение и создание соответствующих профилей. Конструирование содержания предметов профильного и базового уровней. Разработка системы элективных курсов.

Неготовность учителей, работающих на третьей ступени школы, полноценно организовать образовательный процесс в профильных классах

Повышение квалификации учителей, работающих на третьей ступени школы в профильных классах. Разработка собственных методических рекомендаций по организации образовательного процесса в профильных классах и в ходе предпрофильной подготовки

Приоритет традиционных форм и методов организации образовательного процесса в школе, низкий процент использования инновационных технологий обучения

Апробация и внедрение современных образовательных технологий

Невозможность использования традиционной системы оценивания (5-балльной ) учебных достижений учащихся начальной и старшей ступени школы

Поиск и апробация новых подходов к оцениванию учебных достижений учащихся

Сложность апробации новых учебно-методических комплексов ввиду отсутствия полного методического обеспечения

Повышение квалификации учителей, работающих по новым учебно-методическим комплексам

2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса

Личностный рост учителя. Повышение профессионализма педагогов как условие личностной самореализации в рамках культурно-образовательного пространства школы

Неготовность части учителей работать в условиях эксперимента

Организация постоянно действующего семинара «Методологические основы экспериментальной работы в школы», разработка и реализация индивидуальных программ экспериментальной деятельности; научно-педагогическое сопровождение учителя в ходе эксперимента


Недостаточная осведомленность части учителей о результатах современных исследований в области педагогики, педагогической психологии и частных методик

Повышение компетентности педагогов в процессе их включения в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальной деятельности, консультирование учителей, сопровождение профессионально-педагогической деятельности педагогов

Узкопредметная направленность деятельности многих учителей, отсутствие стремления интегрировать деятельность и создавать совместные творческие проекты

Мотивация на разработку индивидуальных и совместных творческих проектов в рамках методических объединений, их защита

Преобладание субъект-объектных отношений в образовательном процессе, неготовность учителей к реализации технологий сотрудничества

освоение и внедрение на практике технологий личностной ориентации, сотрудничества, диалога

Личностный рост учащихся. Создание в рамках школы культурно-образовательного пространства как условие личностной самореализации и проявления детских инициатив

Унификация как содержания, так и форм деятельности учащихся, ориентация на «среднего» ученика

Внедрение технологий дифференцированного обучения, развивающего обучения

Преобладание репродуктивных форм организации учебной деятельности школьников, не способствующих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала личности

Внедрение технологий проблемного обучения, проектного обучения, игрового обучения

Знаниеориентированный подход к содержанию образования и оценке учебных достижений учащихся

Оценивание результатов обучения не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и по совокупности компетенций и личностных качеств, приобретенных школьниками

Недостаточная направленность образовательного процесса на формирование функциональной грамотности: языковой, информационной, гражданской и др.

Внедрение технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффектному участию в общественной и профессиональной жизни

Отсутствие возможности свободного выбора и самореализации в образовательном процессе школы

Внедрение вариативных программ, учебников, технологий, расширение спектра образовательных услуг

Преобладание субъект-объектных отношений в образовательном процессе, недостаточное внимание к субъектному опыту ученика

Использование диалоговых форм обучения, технологий сотрудничества с учетом субъективного опыта ученика

3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства

Неготовность учителей к использованию в образовательном процессе информационных технологий

Прохождение учителями курсов по освоению современных информационных технологий, по использованию персонального компьютера и ресурсов глобальных информационных сетей

Отсутствие необходимой материально-технической базы для развития функциональной информационной грамотности учащихся

Укрепление материально-технической базы школы и организация целенаправленной работы по формированию функциональной грамотности школьников

Отсутствие программно-методического обеспечения, позволяющего внедрить информационные технологии в образовательный процесс

Создание банка программно-методических материалов, мультимедиа программ, пособий, учебников для организации эффективной работы по внедрению информационных технологий. Подключение к глобальной информационной сети и использование ее ресурсов

Несформированность сети учреждений, обеспечивающих формирование информационной функциональной грамотности населения

Создание в школе системы дополнительного образования, ориентированной на освоение населением персонального компьютера и современных информационных технологий

Низкий уровень информационной культуры населения, связанный с отсутствием свободного доступа к глобальной информационной сети

Использование возможностей школы для предоставления свободного доступа населения к ресурсам глобальной информационной сети

4. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся

Низкий уровень включенности педагогического коллектива школы в работу по физическому воспитанию учащихся; недостаточная подготовленность учителей по вопросам охраны и укрепления здоровья школьников

Принятие педагогическим коллективом категории здоровья как профессиональной и личностной ценности. Повышение информированности и технологической грамотности учителя в вопросах здоровьесбережения

Отсутствие специфических критериев оценки деятельности педагогис\ческого и медицинского персонала школы по профилактике заболеваемости и укреплению здоровья учащихся

Разработка системы критериев и показателей качества медико-психолого-социально-педагогического сопровождения учащихся

Недостаточность материальной базы для создания необходимого, здоровьесберегающего пространства и стимулирования условий, обеспечивающих физическое развитие школьников

Развитие спортивной базы школы. Создание в рамках школы целостной здоровьесберегающей среды, охватывающей физический, психический, нравственный аспекты жизни школьника

Слабая психологическая подготовка учителя, неадекватные восприятие и оценка результатов работы психолога со стороны педагогов

Психологическое сопровождение деятельности учителя, включающее консультирование по вопросам организации диагностики и мониторинга различных аспектов профессиональной деятельности педагогов; информирование учителей о результатах психологических исследований в школе.

Неготовность психологической службы школы участвовать в решении задач, стоящих перед педагогическим коллективом

Повышение профессионального методического уровня педагогов-психологов в школе через участие в семинарах, курсах повышения квалификации, научно-практических конференциях. Создание программ исследований

Отсутствие методических рекомендаций и практического опыта по организации медико-социально-педагогического сопровождения учащихся

Изучение методических рекомендаций по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся, разработка пакета диагностических методик и методических материалов по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Образовательная программа моу «Средняя общеобразовательная школа п. Витим» мо «Ленский район» iconИсследовательский проект по биологии
Учитель биологии моу «Средняя общеобразовательная школа п. Витим» мо «Ленский район» Республики Саха(Якутия)
Образовательная программа моу «Средняя общеобразовательная школа п. Витим» мо «Ленский район» iconОбразовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Жиздринская средняя общеобразовательная школа №2»
Учредителем моу «Жиздринская средняя общеобразовательная школа №2» является муниципальный район «Жиздринский район». Школа является...
Образовательная программа моу «Средняя общеобразовательная школа п. Витим» мо «Ленский район» iconОбразовательная программа муниципального образовательного учреждения Романовская средняя общеобразовательная школа
Моу романовская средняя общеобразовательная школа р п. Романовка Романовский район Саратовская область создана с целью реализации...
Образовательная программа моу «Средняя общеобразовательная школа п. Витим» мо «Ленский район» iconОбразовательная программа II iii ступени обучения моу «Общеобразовательная средняя (полная) школа №3»
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Общеобразовательная средняя (полная) школа №3» (далее –...
Образовательная программа моу «Средняя общеобразовательная школа п. Витим» мо «Ленский район» iconОбразовательная программа моу «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа»
Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального образовательного учреждения «Хвастовичская...
Образовательная программа моу «Средняя общеобразовательная школа п. Витим» мо «Ленский район» iconПрограмма развития моу «Зеленорощинская средняя общеобразовательная школа им. М. Горького» на 2011 2015 годы Программа утверждена Советом
Программа развития моу «Зеленорощинская средняя общеобразовательная школа имени М. Горького» муниципального образования «Лениногорский...
Образовательная программа моу «Средняя общеобразовательная школа п. Витим» мо «Ленский район» iconОсновная образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7»
Основная образовательная программа (ооп) моу средняя общеобразовательная школа №7 является нормативным документом, определяющим стратегические...
Образовательная программа моу «Средняя общеобразовательная школа п. Витим» мо «Ленский район» iconМоу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2» Дидактический материал по теме
Классен Светлана Викторовна, учитель математики моу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2», Оренбургская область,...
Образовательная программа моу «Средняя общеобразовательная школа п. Витим» мо «Ленский район» iconОбразовательная программа моу «Средняя общеобразовательная школа с. Аряш»
Моу «Средняя общеобразовательная школа с. Аряш» Новобурасского района Саратовской области»
Образовательная программа моу «Средняя общеобразовательная школа п. Витим» мо «Ленский район» iconМоу гранитная средняя общеобразовательная школа
Моу гранитная средняя общеобразовательная школа 457617 Челябинская область, Кизильский район п. Гранитный, пер. Школьный, 3 Тел....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница