Биология




Скачать 95.18 Kb.
НазваниеБиология
Дата28.10.2012
Размер95.18 Kb.
ТипДокументы

БИОЛОГИЯ


Введение.

Биология как наука, методы исследования, связи с другими науками, ее достижения и значение для познания природы, формирования научного миропонимания, повышения уровня культуры, решения практических задач. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный. Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные. Человек и его биосоциальная природа.

Клетка как биологическая система.

Цитология – наука о клетке. М. Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории, ее основные положения.

Клеточное строение организмов – основа единства органического мира. Методы изучения строения и функций клетки.

Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ, воды и других неорганических веществ. Сходство химического состава клеток разных организмов как доказательство их родства.

Клетка – единица строения организмов. Строение и функции клетки. Роль оболочки, плазматической мембраны, ядра, цитоплазмы и ее органоидов в жизнедеятельности клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности. Хромосомы и гены.

Клетка – единица жизнедеятельности организмов. Метаболизм. Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме. Энергетический и пластический обмен. Генетический код, матричный характер реакций биосинтеза. Особенности пластического обмена веществ у растений – фотосинтез. Роль хлорофилла в поглощении энергии света. Использование энергии света в процессе образования органических веществ из неорганических.

Клетка – единица роста и развития организмов. Соматические и половые клетки, набор хромосом в них. Видовое постоянство числа, формы и размера хромосом. Митоз – деление соматических клеток. Развитие половых клеток; мейоз. Сходство и отличия митоза и мейоза, их значение.

Анатомия человека.

Предмет и методы изучения анатомии человека. Ткани человека. Строение и функции опорно-двигательного аппарата. Внутренняя среда организма, гомеостаз. Состав и функции крови. Строение и функции сердечно-сосудистой системы. Круги кровообращения. Строение и функции дыхательной системы. Строение и функции пищеварительной системы. Обмен веществ в организме. Строение и функции выделительной системы. Строение и функции нервной системы (спинной и головной мозг). Понятие о вегетативной нервной системе. Рефлексы. Органы чувств. Строение и функции кожи. Строение и функции эндокринной системы. Строение и функции половой системы.

Организм как биологическая система.

Одноклеточные и многоклеточные организмы; организмы разных царств живой природы. Вирусы – неклеточные формы, их открытие Т.И. Ивановским. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь – основа целостности организма. Организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы, хемотрофы, гетеротрофы (сапрофиты, паразиты, симбионты).

Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения организмов. Оплодотворение, его формы и значение. Мейоз и оплодотворение – основа видового постоянства числа хромосом.

Онтогенез (индивидуальное развитие) и присущие ему закономерности. Специализация клеток, образование тканей, органов в процессе онтогенеза организмов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов.

Генетика – наука о наследственности и изменчивости – свойствах организмов, их проявление в онтогенезе. Методы изучения наследственности и изменчивости организмов, генетики человека. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности, установленные Г.Менделем и Т. Морганом, их цитологические основы. Хромосомная теория наследственности. Модификационная, мутационная и комбинативная изменчивость признаков организма. Значение разных форм изменчивости для жизни организма и эволюции. Причины модификационной, мутационной и комбинативной изменчивости. Норма реакции, ее генетические основы.

Вредное влияние мутагенов, употребления алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Меры защиты среды от загрязнения мутагенами. Значение генетики для профилактики наследственных заболеваний человека.

Селекция, ее задачи. Методы выведения новых сортов растений и пород животных, их генетические основы. Чистые линии, гетерозис, полиплоидия, экспериментальный мутагенез. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений, открытие им закона гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Биотехнология, генная и клеточная инженерия, клонирование. Значение биотехнологии для развития селекции, народного хозяйства, охраны природы.

Ботаника.

Ботаника – наука о растениях. Классификация растений. Бактерии, цианобактерии. Грибы. Особенности растительного организма. Водоросли. Высшие споровые растения: хвощи, плауны, мхи, папоротники. Семенные растения: отдел Голосеменные, отдел Покрытосеменные. Ткани высших растений. Корень, побег (стебель, лист), цветок, формула цветка, плод. Классы Однодольные и Двудольные растения. Значение растений.

Зоология.

Зоология – наука о животных. Общая характеристика царства животных. Простейшие: тип Саркомастигофоры, тип Споровики, тип Инфузории. Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип Членистоногие: класс Ракообразные, класс Паукообразные, класс Многоножки, класс Насекомые. Основные отряды насекомых. Тип Моллюски. Тип Хордовые: класс Рыбы, класс Земноводные, класс Пресмыкающиеся, класс Птицы, класс Млекопитающие (общая характеристика). Эволюция животного мира.

Надорганизменные системы.

Вид, его критерии. Разнообразие видов растений и животных. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Движущие силы эволюции и ее результаты: приспособленность организмов к среде обитания, биологическое разнообразие. Творческая роль естественного отбора в образовании новых видов и приспособленности организмов к среде обитания. Формы естественного отбора. Синтетическая теория эволюции. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира, А.Н.Северцов и И.И.Шмальгаузен об основных направлениях эволюции. Причины процветания одних видов и вымирания других в современную эпоху. Происхождение человека.

Экосистема, ее структура. Разнообразие экосистем. Создание В.Н. Сукачевым учения о биогеоценозе. Популяция – основная единица биогеоценоза. Разнообразие популяций в экосистеме. Пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов – основа целостности экосистем. Колебания численности популяций, их причины. Меры, обеспечивающие сохранение популяций.

Круговорот веществ в экосистемах. Роль организмов (продуцентов, консументов и редуцентов) в круговороте веществ в экосистемах. Пищевые связи – основа цепей и сетей питания, их звенья. Роль растений как начального звена в цепях питания. Правила экологической пирамиды.

Саморегуляция в экосистеме. Развитие экосистем, их смена. Биологическое разнообразие – основа устойчивого развития экосистем. Регуляция численности популяций как основа их сохранения. Меры сохранения биологического разнообразия.

Агроэкосистемы, их разнообразие, основные отличия от экосистем.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере, живом веществе, его функциях, ноосфере. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере, роль живого вещества в нем. Космическая роль растений на Земле. Глобальные изменения в биосфере (расширение озоновых дыр, парниковый эффект, кислотные дожди и др.), вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы.

Описание тестовых заданий

По темам, представленным в программе по «Биологии» для поступающих в ВУЗы, составлены тестовые задания. Первая часть из них посвящена проверке базового уровня знаний по дисциплине. К каждому заданию предложены 4 варианта ответа, один из которых верный. При полном выполнении этой части теста абитуриент получает оценку «три».

Вторая часть заданий среднего уровня сложности. В ней проверяется умение оперировать знаниями: выбор нескольких правильных ответов из списка представленных ответов; определение соответствия; установление последовательности биологических процессов, явлений. При выполнении первой и второй частей теста абитуриент получает оценку «четыре».

Третья часть тестовых заданий со свободным ответом высокого уровня сложности. В ней проверяется умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, решать задачи по генетике. При выполнении данной части теста вместе с предыдущими абитуриент получает оценку «пять».


ОБРАЗЕЦ ТЕСТА

1. Молекулы ДНК находятся в хромосомах, митохондриях и хлоропластах клеток:

А. бактерий;

Б. прокариот;

В. эукариот;

Г. бактериофагов.

2. Все прокариотические и эукариотические клетки имеют:

А. митохондрии и ядро;

Б. вакуоли и комплекс Гольджи;

В. ядерную мембрану и хлоропласты;

Г. плазматическую мембрану и рибосомы.

3. Промотор – это:

А. участок иРНК, обозначающий конец синтеза белка;

Б. участок ДНК, обозначающий конец транскрипции;

В. участок иРНК, обозначающий начало синтеза белка;

Г. участок ДНК, обозначающий начало транскрипции.

4. При скрещивании гетерозиготного по одной паре признаков растения с гомозиготным доля гомозигот в потомстве составит:

А. 0 %;

Б. 25 %;

В. 50 %;

Г. 100 %.

5. Белок состоит из 100 аминокислот. Установите, во сколько раз молекулярная масса участка гена, кодирующего данный белок, превышает массу белка, если средняя молекулярная масса аминокислоты – 110, а нуклеотида – 300. Ответ объясните.

6. Мутации могут быть обусловлены:

А. новым сочетанием хромосом в результате слияния гамет;

Б. перекрестом хромосом в ходе мейоза;

В. новыми сочетаниями генов в результате оплодотворения;

Г. изменениями генов и хромосом.

7. Определите фенотип растения с генотипом АаBb, если пурпурный стебель доминирует над зеленым, а рассеченные листья – над цельными:

А. пурпурный стебель с цельными листьями;

Б. зеленый стебель с рассеченными листьями;

В. пурпурный стебель с рассеченными листьями;

Г. зеленый стебель с цельными листьями.

8. У растений, полученных путем вегетативного размножения:

А. повышается адаптация к новым условиям;

Б. набор генов идентичен родительскому;

В. проявляется комбинативная изменчивость;

Г. появляются новые признаки.

9. Распределите перечисленные явления по их принадлежности:

1. в жизненном цикле преобладает гаметофит

А. у водорослей

Б. у папоротников

2. в жизненном цикле преобладает спорофит

В. у хвощей

Г. у плаунов




Д. у бактерий




Е. у мхов

10. Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. и др. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы Изд. 2-е/ 4-е. М.: Дрофа, 2002. 668 с.

  2. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс. В 3 тт. М.: Оникс, 2007.

  3. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология для поступающих в вузы. М.: Оникс 21 век, 2004. 1088 с.

  4. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология для поступающих в вузы. Интенсивный курс. М.: Оникс, 2007.

  5. Биология для поступающих в вузы: Способы решения задач по генетике / Сост. Киреева Н.М. Волгоград: Учитель, 2007. 50 с.

  6. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы: Полный курс подготовки к выпускным и вступительным экзаменам. Изд. 2-е, перераб., доп. М.: АСТ-Пресс, 2007. 816 с.

  7. Большой энциклопедический словарь: Биология: Для школьников и поступающих в вузы / Войлова К.А., Леденева В.В., Тихонова В.В. и др. М.: Дрофа, 1999. 912 с.

  8. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитуриентов, участников олимпиад и школьников. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 128 с.

  9. Вахненко Д.В., Павлов И.Ю., Москвичев Д.В. Биология. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 604 с.

  10. ДмитриеваТ.А., Гуленков С.И., Суматохин С.В. и др. 1600 задач, тестов и проверочных работ по биологии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999. 432 с.

  11. Заяц Р.Г. Биология для абитуриентов. Минск: Юнипресс, 2005. 820 с.

  12. Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Бутвиловский В.Э., Давыдов В.В. Биология для абитуриентов. Вопросы, ответы, тесты, задачи. Минск: Юнипресс, 2008. 816 с.

  13. Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М. Пособие по биологии для абитуриентов. Минск: Юнипресс, 1998. 512 с.

  14. Каменский А.А., Соколова Н.А., Чепурнова Н.Е. Биология. Тесты для старшеклассников и абитуриентов: Учебное пособие. М.: УНЦ ДО, 2002. 154 с.

  15. Колесников С.И. Биология. Пособие-репетитор. М.: Март, 2004. 544 с.

  16. Колесников С.И. Биология. Учебное пособие для поступающих в вузы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 448 с.

  17. Колесников С.И. Общая биология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 283 с.

  18. Колесников С.И. Подготовка к итоговой аттестации по биологии. Тестирование. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 192 с.

  19. Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология для поступающих в вузы: Учебное пособие / Под ред. Лемезы Н.А. Изд. 4-е, испр., доп. Минск: Юнипресс, 2008. 624 с.

  20. Лемеза Н.А. Камлюк Л.В. Лисов Н.Д. Биология в экзаменационных вопросах и ответах: Наиболее сложные вопросы программы вступительных экзаменов. Справочник для учителей, репетиторов и абитуриентов Изд. 6-е, испр. Рольф Айрис-Пресс. 2003. 512 с.

  21. Мамонтов С.Г. Биология для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. Изд. 4, 5, 6, 7, 8, 9-е. М.: Дрофа, 2007. 544 с.

  22. Тесты по биологии для поступающих в вузы Изд. 4-е - 384 с. {Домашний репетитор} (Шалапенок Е.С., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д.)

  23. Цибулевский А.Ю., Мамонтов С.Г. Биология для поступающих в вузы. Структурированный курс: Учебное пособие. М. Академия, 2004. 712 с.

  24. Чебышев Н.В., Кузнецов С.В., Зайчикова С.Г. Биология для поступающих в вузы. В 2 тт. М.: Новая волна, 2007.

Похожие:

Биология iconКалендарно-тематическое планирование уроков: биология Класс: 7 Учитель: Дмитриенко Константин Евгеньевич
Программно-методические материалы: «Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Биология (Природоведение 5 класс. Биология...
Биология iconЛитература Билич Г. Л. Биология. Полный курс. 2002. Биология
Биология. Руководство к практическим занятиям. Под ред. В. В. Маркиной, геотар-медиа, 2010
Биология iconБиология фчз А618157 Биология с основами
Биология с основами экологии : учебник / ред. А. С. Лукаткин. М. Академия, 2008. 397 с
Биология iconБюллетень новых поступлений 2010 г
Методические рекомендации по использованию инновационного учебно-методического комплекта «Навигатор». «Биология. Живой организм....
Биология iconЛитература: «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс»
«Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс» В. И. Сивоглазов И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова. Москва «Дрофа»2007
Биология iconМетодические указания к самостоятельной работе студентов По дисциплине: Молекулярная биология для специальностей 020201. 65 «Биология»
Методические указания предназначены для студентов биологического факультета очной формы обучения для изучения дисциплины «Молекулярная...
Биология iconБиология. Экология. Природоведение школьная биология важное звено в общей системе образования. Как учебный предмет биология входит в образовательную область
Школьная биология – важное звено в общей системе образования. Как учебный предмет биология входит в образовательную область «Естествознание»...
Биология iconРабочая программа по курсу «биохимия и молекулярная биология»
Требования Государственного стандарта высшего обрвзования по специальности «Биология»
Биология iconИсаева Т. А., Романова Н. И. Биология: Учебник. 6 кл
Калинова Г. С., Никишова Е. А. Биология: Типичные ошибки при выполнении заданий егэ
Биология iconРабочая программа дисциплины Генетика клеточного цикла Направление подготовки Биология Профиль подготовки «Генетика»
Ооп по направлению подготовки «Биология», профили «Генетика», «Биология клетки». Дисциплина реализуется на факультете естественных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница