Конкурс «Научный потенциал xxi» Номинация «Науки о человеке и обществе»




Скачать 202.42 Kb.
НазваниеКонкурс «Научный потенциал xxi» Номинация «Науки о человеке и обществе»
Дата27.10.2012
Размер202.42 Kb.
ТипКонкурс
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11 г.Вольска Саратовской области»


Конкурс «Научный потенциал – XXI»

Номинация «Науки о человеке и обществе»


ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОМ


Выполнила ученица 8 «Б» класса

Ф.И.О. Землянскова Анна

Адрес ул.Кукушкина27

Телефон 89603553091


Руководитель педагог-психолог

Степанцова Екатерина Анатольевна

Телефон: 8-903-384-58-39

Эл.адрес: e-stepancova@mail.ru


г. Вольск

2011г


СОДЕРЖАНИЕ.

I. ВВЕДЕНИЕ_________________________________________стр. 3

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Психофизиологическая зрелость первоклассника________ стр.4

2.2 Новые правила_____________________________________стр.7

2.3 Почему первоклашка не хочет идти в школу? Первые школьные проблемы____________________________________________стр.9


III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1 Ход исследования__________________________________стр.12

3.2 Выводы и рекомендации____________________________стр.17


IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________стр.19

V. ЛИТЕРАТУРА____________________________________ стр.22

VI.ПРИЛОЖЕНИЯ____________________________________


ВВЕДЕНИЕ

Отзвенел первый звонок, отзвучал в очередной раз «Школьный вальс», завяли гладиолусы. Праздник первого сентября остался позади. Наступили школьные будни. А где будни – там и проблемы, с которыми сталкиваются первоклассники: привыкание к школе, ранее вставание, необходимость учить уроки, выполнять школьные правила, ладить с одноклассниками и учителями. Легко ли первоклассник адаптируется к школе?

Часто можно услышать мнение окружающих: да успокойтесь, палочки – крючочки... Да, дети идут в школу, что бы учиться. Но умение считать, писать и читать не единственное, что ребенку желательно уметь и чему ему предстоит научиться, когда он в первый раз переступает порог школы. На самом деле, легко ли быть первоклассником? Именно этот вопрос вызвал у меня интерес, так как я в дальнёйшем хочу связать свою жизнь с профессией учителя.

Цель моей исследовательской работы: провести исследования адаптационного периода первоклассника к школе.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.

  2. Провести наблюдение за первоклассниками в период адаптации.

  3. Провести измерение экипировки первоклассника.

  4. Сделать выводы. Изготовить информационный буклет для родителей.

Объектом моего исследования стали первоклассники нашей школы.

Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.


ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.
Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет.

По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12-14 годам, а по некоторым данным - лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.

Внимание учащихся 1-х классов еще слабоорганизованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.

У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.
Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированность.

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.
Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.

Известный отечественный психолог Л.И. Божович писала по этому поводу: «Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и пр. и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки».

Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.


НОВЫЕ ПРАВИЛА

Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.

Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.

Тем не менее, начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других - одну четверть, у третьих - растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события. В поддержании первоклассника неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.


Почему первоклашка не хочет идти в школу?

Первые школьные проблемы

- Не хочу! – кричит первоклашка на пороге школы. А мама тащит его за руку и пытается не то уговорить, не то запугать. А потом долго они стоят около класса в ожидании, что ребенок успокоится и пойдет в класс.

А в другой школе другого города в это самое время идет с мамой за руку другой первоклашка, шмыгая носом,  и слезы тихо капают из его глаз. Но идет.

Замечали Вы когда-нибудь такую ситуацию?  Может, Вы и не замечали, если это не коснулось Ваших родных или друзей. А учителям такую  картину приходится наблюдать из года в год.

Почему? Почему ребенок не хочет идти в школу? И  родители сразу начинают паниковать: учитель плохо относится, придирается, дети обижают, старшеклассники издеваются, портфель тяжелый, уроков много, не интересно в школе… Таких причин можно придумать множество… И большинство из них, к сожалению, в оправдание этого школьника – замучили ребенка.

И невдомек многим взрослым, что в большинстве случаев причина одна – ребенок не приучен трудиться, делать то, что НАДО.

Когда 1 сентября красивые и нарядные первоклашки шли в школу, то все им было  новым, интересным.  Большая школа, где много интересных кабинетов,  громкие звонки, разные учителя и множество детей, новая парта, портфель с тетрадками, книжки с картинками, карандаши,  а самое главное – не надо спать днем! И все эти прелести в одной новой школе. Красота!

Но, к сожалению, все новое быстро перестает удивлять новизной и становится привычным. И уже к концу сентября новая школа стала обычной, такой привычной, каждый день одинаковой.  И надо ходить туда каждый день, сидеть на уроке молча, все время делать то, что говорит учитель, а не то, что хочется.

Хочется рассмотреть картинки в Букваре, а учитель требует смотреть на доску. Хочется писать в прописях, а учитель не разрешает, требует прописывать букву в воздухе. Хочется рисовать самолетик, а учитель почему-то говорит, что рисовать надо домик.  Нельзя громко топать, нельзя кричать, нельзя петь на уроке письма, нельзя полежать и съесть пирожок на уроке, но ведь ХОЧЕТСЯ!

И  школьное НАДО  никак не может состыковаться с  ХОЧУ.  И вот тут-то многие дети понимают, что школа – это не так интересно, как казалось. Что здесь надо работать, делать то, что совсем не хочется, делать трудную и неинтересную работу. И появляется «НЕ ХОЧУ В ШКОЛУ!»

А вот как дальше будет развиваться ситуация, во многом зависит от нас, родителей. Если родители начинают искать причину в школе, учителе, одноклассниках, то это ничего хорошего в будущем такому ребенку не принесет.

Причину этого «НЕ ХОЧУ» надо поискать сначала  в своем доме.Каждый родитель пусть ответит на следующие вопросы:

  • Соблюдает ли ребенок  режим дня?

  • Общаетесь ли Вы с ребенком ежедневно? Интересуетесь школьными делами? Закрепляете школьный материал? Читаете Вы ребенку на ночь?

  •      Приучаете ли Вы ребенка к самостоятельности? Что он делает по дому? Есть ли у него постоянные поручения: заправить кровать, вынести мусор, убрать свои игрушки и вещи?

  •     Умеет ли Ваш ребенок слушать взрослых? Выполняет ли он Ваши просьбы и поручения с первого раза?

  •     Готов ли Ваш ребенок к школе? Он умеет слышать и выполнять требования? Он может выразить свою мысль, о чем-то попросить, что-то рассказать?

  •     Умеет ли он общаться со сверстниками? Играет ли он с другими детьми во дворе без ссор и скандалов?

И только ответив на эти вопросы, можно задуматься о взаимоотношениях в школе. Как правило, причина этих «НЕ ХОЧУ»  находится не в школе, а дома.

Задумайтесь, почему остальные дети ходят в школу спокойно, без скандалов и истерик? Возможно, остальные старше и уже понимают, что есть слово «НАДО» от которого никуда не деться. Может быть, другие дети более подготовлены к школе в психологическом плане. Они знают и понимают, что пришли в школу учиться, работать и надо выполнять требования школы. У этих детей  есть дома поручения, и дети  привыкли их выполнять, значит, есть чувство ответственности за свои поступки.

Посмотрите на эту проблему с другой стороны. Скажите, а  взрослые всегда с радостью идут на работу?  Практически каждый взрослый был в ситуации, когда страшно не хотелось идти  на работу. Кто-то, в таком случае, берет больничный, кто-то, скрепя сердце, идет потому, что «НАДО», а кто-то и уходит с работы. Каждый находит свой способ решения проблемы.

Школа – это взрослая жизнь в миниатюре.  Это такая же работа – тяжелая, монотонная, далеко не всегда интересная и приятная.  Это социальная среда, где надо уметь учитывать интересы других детей, находить с ними общий язык, а этому тоже надо учиться.

Если Вы хотите помочь своему ребенку преодолеть школьные проблемы, ищите причину внутри семьи. В большинстве случаев она находится там. Учите ребенка приспосабливаться к  окружающей среде.

Вы не в силах изменить окружающий мир, но можете изменить свое отношение к нему и научить этому ребенка.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Ход исследования

Чтобы выявить, как проходит адаптационный период у первоклассников я решила провести анкетирование среди родителей первоклассников и понаблюдать за первоклассниками на уроках.

В анкетировании приняло участие 40 родителей первоклассников. Родителям была предложена следующая анкета:

Тест для родителей «Готов ли ваш ребенок идти в школу?»
1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут?

4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7. Умеет ли он изменять существительные по числам?

8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам и целыми словами?

9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?

17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно — рисовать, собирать мозаику и т.д.?

18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?


Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Обработав анкеты, я получила следующие результаты:

Если оно составляет:

* 15-18 баллов — можно считать, что их ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Они не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легкопреодолимы;

* 14 баллов —можно считать, что они находятся на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые ответили отрицанием, подскажет точки приложения дальнейших усилий;
* 9 баллов и меньше— почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.



45% родителей можно считать, что их ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Они не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легкопреодолимы;

55% родителей – можно считать, что они находятся на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые ответили отрицанием, подскажет точки приложения дальнейших усилий;
Меньше 9б. не набрал никто.

Я несколько раз присутствовала на уроках в 1 «А» классе. Всего в классе 25человек, и мальчиков в два раза больше чем девочек. День первоклашек начинался с музыкальной физминутки. Я обратила внимание на то, что девочки были более активными и старательными. Далее у них начался устный счет, на котором все ребята были очень внимательны. Но спустя 15минут многие стали уставать (внимание первоклассников неустойчивое). Опытный педагог организовывала физическую разминку. После неё дети несколько минут были рассеянными, но совсем скоро собирались и продолжили свою работу. И в дальнейшем трудились весь урок, соблюдая дисциплину. К завершению занятия дети начинали немного шуметь. Было видно, что они устали. Промежуточные выводы: внимание первоклассников неустойчивое и может быть сосредоточенным не более 10 – 15 минут, чтобы сконцентрировать внимание нужно проводить смену деятельности, очень важна роль педагога.


Второй частью моей практической было измерение экипировки первоклассника.

  Приняты новые СанПиНы, разработанные Роспотребнадзором

Согласно им, здания российских школ не должны быть выше четырех этажей, а количество учеников в классах - не более 25 человек Соответствующий проект постановления размещен на официальном сайте ведомства.

Новые требования начали действовать с 1 сентября 2011 года. Действующие на вчерашний день СанПиН для школы были разработаны в 2002 году. В новых санитарных нормах и правилах прописаны требования к температуре и освещению в школьных помещениях, указана почасовая учебная нагрузка на каждом последующем этапе обучения, определено время на школьные перемены и отдых. Даются размеры школьной мебели и площадей, указаны рекомендации по медицинскому обслуживанию.

Так, например, начиная со следующего года, при проектировании, строительстве и реконструкции надо учесть, что здание школы не должно превышать четырех этажей. В пятиэтажных зданиях, которые были построены ранее, последний этаж должен быть отведен под административно-хозяйственные помещения, актовый зал и кабинеты, посещаемые обучающимися 8-11 классов. В каждом классе не должно обучаться более 25 человек.

Ранее министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявлял, что количество учеников в классах может быть выше норм СанПиНа. По его мнению, если учитель в состоянии организовать учебный процесс с 27-ю учениками и созданы подходящие условия, то "не надо ему запрещать".

Учебная нагрузка для первоклассников должна составлять не более 21 часа в неделю, им рекомендуется не ставить оценок и не задавать домашних заданий.

Образовательная нагрузка школьников должна быть распределена равномерно. Для обучающихся 2-4 классов - не более пяти уроков, и один раз в неделю шесть уроков за счет урока физкультуры при шестидневной учебной неделе, для 5-6 классов - не более шести уроков, для 7-11 классов - не более семи уроков.

В проекте документа говорится, что для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу. Объем домашних заданий по всем предметам во 2-3 классах должен составлять полтора часа, в 4-5 классах - два часа, в 6-8 классах - 2,5 часа, в 9-11 классах - до 3,5 часа.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать для учащихся 1-х и 2-х классов - полутора килограммов, для 3-6 классов - 2,5 килограмма, 7-8 классов - 3,5 килограмма, для 9-11 классов - четырех килограммов. Провожу эксперимент. Взвешиваю ранец первоклассницы. Я измерила вес учебников и сменной обуви у первоклассников и восьмиклассников. Он превышал все допустимые нормы. У первоклассников портфель весит около 4 кг, а у учеников восьмого класса- от 4 до 5кг. Тяжело и поэтому портфель носят или родители или старшие братья и сёстры. Я узнала, что предлагают, что один комплект учебников должен быть дом, а другой в школе, но, увы, пока такого нет.

Да, нелегко же быть первоклассником!


Выводы и рекомендации

Часто взрослые стремятся сделать своего ребёнка самым лучшим, самым умным, самым воспитанным и это правильно. Но не надо забывать, что быть таким – это непросто! Ребёнок будет таким, но ему надо помочь. Мне конечно далеко ещё до мамы, но из моих наблюдений хочется сделать некоторые выводы. Ребенку необходимо предоставить как можно большую самостоятельность и в тоже время не оставлять его один на один с теми трудностями, с которыми он не может справиться. Пример минимальной организующей помощи:

1) напомнить ребенку, что пора делать уроки;

2) обсудить, что именно он будет делать в первую очередь;

3) составить план действий;

4) проверить, что получилось после самостоятельного выполнения;

5) поэтапный контроль


ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

* Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

* Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

* Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

* Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

* Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

* Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

* Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

* С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

* Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все родители хотят, чтобы их дети выросли хорошими людьми, умели правильно оценивать себя и свои действия. Взрослые стараются обратить внимание на ошибки или неправильное поведение детей. Критикуют, делают замечания, ругают, тем самым пытаясь помочь ребенку исправиться. Часто бывает, что взрослые обращают внимание только на промахи, а хорошее воспринимается как нечто само собой разумеющееся и остается незамеченным.

Придирчивость, чрезмерно строгое отношение к неудачам могут закрепить так называемую «боязнь сделать ошибку», когда ребенок теряет смелость и ждет указаний и подтверждения правильности действий от взрослого.

Чем больше ребенок получает информации о том, что он успешен – похвалы, положительные оценки, позитивное внимание родителей, - тем более трудолюбивым, умным, способным, смелым аккуратным он представляет себя. Если его много критикуют, усиливается образ плохого – ленивого, глупого, слабого, неаккуратного.

Дети в этом возрасте действительно хотят быть хорошими, ценят и стремятся к теплым отношениям с родителями, стараются соответствовать их ожиданиям. Лучше, если родители будут чаще замечать положительные моменты и игнорировать (как бы не замечать) часть ошибок, давая возможность детям самим их обнаружить и исправить. Однако попустительство, полное отсутствие контроля и поддержки значимости обучения создает трудности адаптации ребенка к школе, ее требованиям и правилам.

Постоянное присутствие взрослого нежелательно, т. к. часто это приводит к зависимости ребенка от индивидуального контроля взрослого.

Наблюдая за первоклассниками в школе, большинство случаев «школьной дезадаптации» у детей связано с трудностями не интеллектуального, а поведенческого и эмоционального плана. Сохранение традиционных домашних ритуалов, связанных к отходу ко сну, совместные игры, и т. п. помогут снять напряжение после уроков. С началом школьной жизни детство не заканчивается, игра остается важнейшей частью жизни первоклассника.

Переход от дошкольника к первокласснику - огромное событие в жизни семилетнего малыша и его родителей. Первый звонок, первая учительница, первое домашнее задание, первые победы и первые неудачи... С первого школьного дня учеба становится обязанностью, и малышу нужно время, чтобы приспособиться к произошедшим изменениям. Дальнейшая успеваемость и стремление учиться закладываются именно в первый школьный год. И тут многое зависит не только от учительницы, но и от поведения родителей.

Самая распространенная родительская ошибка - это стремление вырастить вундеркинда. Еще задолго до поступления в школу ребенок осваивает большую часть программы первого класса и ему неинтересно останавливаться на достигнутом. Кроха готов двигаться вперед, а школьная программа не позволяет. Конечно, родителей тоже можно понять.
Им хочется, чтобы их малыш был самым-самым, и они стараются изо всех сил. Но, если ребенок действительно гений, то он и без вашей помощи проявит себя. А обычному ребенку слишком много учиться тоже вредно. Дети быстро устают. И чем больше вы будете его заставлять сидеть за книжками, тем хуже. В этом случае малыш воспринимает учебу, как неприятную тяжелую обязанность и соглашается делать уроки только из-под палки.

Подготовка ребенка к школе должна заключаться в развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления и восприятия. Не надо пытаться во что бы то ни стало, как можно раньше, обучать ребенка письму, счету и чтению. Все это ему предстоит освоить в школе, причем очень быстро и легко. Основная задача родителей - поддержание интереса к знаниям в целом.

Если у ребенка что-то не получается, помогите ему на промежуточных стадиях. Только не стоит делать за него домашнее задание целиком. Плавно подведите малыша к верному решению, но окончательный ответ он должен дать сам. В заключение обязательно похвалите малыша "Вот видишь, какой ты молодец. Я тебе только немного помогла, и ты сам решил этот сложный пример". Тогда у ребенка появиться позитивная установка "Я сам все могу".

Возможно, я не всё сумела охватить, но думаю, эта тема станет темой моей исследовательской работы в этом году. Но уже сейчас можно сделать вывод, что быть первоклассником непросто!


ЛИТЕРАТУРА

  1. http://psyworld.org.ru/

  2. СанПиНы, разработанные Роспотребнадзором

  3. Практическая психология «Почему первоклассник не хочет идти в школу».

  4. Чудинова В. П. Социализация ребенка //Школьная библиотека. – 2004. - № 4

  5. Курганский С. М. Организация досуговой деятельности младших школьников//Завуч начальной школы. – 2004. – № 6








Похожие:

Конкурс «Научный потенциал xxi» Номинация «Науки о человеке и обществе» iconКонкурс «Научный потенциал xxi» Номинация «Науки о человеке и обществе»
Проект программы воспитательных мероприятий для детей и их родителей по профилактике компьютерной зависимости (приложение 6)
Конкурс «Научный потенциал xxi» Номинация «Науки о человеке и обществе» iconОчный этап: всероссийская конференция учащихся, студентов и аспирантов "научный потенциал-xxi" (Обнинск Москва, апрель 2012 г.) Всероссийский открытый конкурс исследовательских и творческих работ "первые шаги в науку"
Центр развития образования, науки и культуры «Обнинский полис»; Научно-образовательный центр «росинтал»
Конкурс «Научный потенциал xxi» Номинация «Науки о человеке и обществе» iconПрограмма поддержки инновационных проектов конкурс грантов Фонд микро-грантов для исследования устойчивого городского развития Пятый Грантовый конкурс «Научный музей в XXI веке»
Гранты ргнф
Конкурс «Научный потенциал xxi» Номинация «Науки о человеке и обществе» iconЛитература к статье «Кларитромицин: есть ли потенциал для клинического использования в XXI веке?»
Литература к статье «Кларитромицин: есть ли потенциал для клинического использования в XXI веке?» (С. А. Рачина, Л. С. Страчунский,...
Конкурс «Научный потенциал xxi» Номинация «Науки о человеке и обществе» iconНовые представления о качестве жизни в информационном обществе
К. К. Колин, главный научный сотрудник Института проблем информатики ран, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель...
Конкурс «Научный потенциал xxi» Номинация «Науки о человеке и обществе» iconКонкурс педагогических идей Номинация «Воспитание со всех сторон» Сборник

Конкурс «Научный потенциал xxi» Номинация «Науки о человеке и обществе» iconПрограмма вступительного экзамена утверждаю
Науки и природе и науки об обществе, их сходство и различие. Этапы становления обществознания. Представления об обществе в истории...
Конкурс «Научный потенциал xxi» Номинация «Науки о человеке и обществе» iconКонкурс «За инновационные подходы в развитии образования» Номинация
Номинация «За инновационные подходы в развитии математического (естественнонаучного) образования»
Конкурс «Научный потенциал xxi» Номинация «Науки о человеке и обществе» iconОбластной конкурс к 150-летию со дня рождения А. П. Чехова «Сколько прекрасного встретишь в человеке, где и не ожидаешь (В. В. Розанов) Тема «Душевная боль человека» в рассказе А. П. Чехова «Палата №6»
...
Конкурс «Научный потенциал xxi» Номинация «Науки о человеке и обществе» iconНаучный, инновационный и информационно-технологический потенциалы
Союза. Показатель наукоемкости валового внутреннего продукта составлял 2,27 %. Но в связи с распадом ссср, разрывом хозяйственных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница