Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992-2008)*




Скачать 348.86 Kb.
НазваниеМедиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992-2008)*
страница1/2
Дата27.10.2012
Размер348.86 Kb.
ТипДокументы
  1   2




Опубликовано в журнале «Дистанционное и виртуальное обучение» (Москва):


Федоров А.В. Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992-2008) // Дистанционное и виртуальное обучение. 2009. № 9. С. 52-71.


Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992-2008)*


А.В.Федоров

доктор педагогических наук, профессор


* Статья написана при поддержке гранта Central Eurasian Short-term (CEST) - The Kennan Institute (2008). Научный руководитель проекта Media Education in Russia and Ukraine: Comparative Analysis - президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров.

В рамках данного проекта также создана Электронная полнотекстовая Библиотека трудов украинских ученых, педагогов по проблемам медиаобразования, медиаграмотности на портале Министерства образования и науки Российской Федерации (сайт Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России):

http://www.edu.of.ru/mediaeducation/default.asp?ob_no=30060


Введение

Развитие медиаобразования в России и Украине в течение многих десятилетий советского периода практически совпадало [см.: Силина, 1968; Федоров, 2001; Федоров, Челышева, 2002; Чашко, 1979 и др.]. Медиаобразовательные занятия (в основном на материале киноискусства и прессы) имели очаговый, факультативный характер и зависели от энтузиазма конкретных педагогов. В теории и методике доминировали эстетический и практический подходы [см.: Силина, 1968; Федоров, Челышева, 2002; Чашко, 1979 и др.]. В 60-х - 80-х годах XX века наиболее активной была киевская группа украинских кинопедагогов (О.Мусиенко, В.Силина, Л.Чашко и др.). Помимо кружков, факультативов (эстетический подход) и кино/фото/видеостудий, школьных и вузовских самодеятельных газет и журналов (практический подход) медиаобразование развивалось и в интегрированном варианте - в рамках таких обязательных дисциплин, как литература, история, русский, украинский и иностранные языки.

Россия

С начала 90-х годов благодаря работам А.В.Шарикова [Шариков, 1990; 1991] в России стали распространяться идеи ведущих западных медиапедагогов. Знакомство с западными медиаобразовательными концепциями были поддержаны рядом международных конференций, организованных Ассоциацией кинообразования и медиапедагогики России и фирмой ВИКИНГ, возглавляемой Г.А.Поличко.

Лаборатория экранных искусство Института художественного образования Российской академии образования во главе с Ю.Н.Усовым продолжала развивать и совершенствовать эстетическую концепцию медиаобразования. Однако второй половине 90-х годов XX века в лаборатории ТСО и медиаобразования Российской академии образования под руководством Л.С.Зазнобиной были разработаны программы интегрированного медиаобразования для школ, основывающиеся на практических подходах и теории развития формирования критического мышления. Интересным оказался и опыт лаборатории медиаобразовательной социологии в Самаре (научный руководитель – профессор Высшей школы экономики А.В.Шариков).

В конце 90-х годов – в начале XXI века группа медиапедагогов Таганрогского государственного педагогического института разработала пакет документов для открытия новой вузовской медиаобразовательной специализации. В 2002 году учебно-методическим управлением по специальностям педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации была официально утверждена и зарегистрирована новая специализация для педагогических вузов страны под номером 03.13.30. - «Медиаобразование», которая теперь может осуществляться в любом университете или педагогическом институте России. С сентября 2002 году Таганрогский государственный педагогический институт начал подготовку педагогов по данной специализации.

В 2000-х годах в России резко увеличилось количество публикаций на медиаобразовательную тему. С 2001 по 2008 годы было издано свыше 60 монографий и учебных пособий, десятки научных сборников и сотни статей по тематике медиаобразования, медиаграмотности, медиакомпетентности. С 2005 года при поддержке МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» и Московского бюро ЮНЕСКО стали издаваться печатные и электронные версии всероссийского журнала «Медиаобразование». В 2000-х годах был создан ряд российских сайтов медиаобразовательной тематики.

С 1992 по 2008 год научно-исследовательские проекты российских ученых по медиаобразовательной тематике неоднократно получали грантовую поддержку Министерства образования и науки Российской Федерации, Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, Программы Президента РФ «Поддержка ведущих научных школ России», ЮНЕСКО, ряда зарубежных фондов («Институт «Открытое общество», МИОН – Иноцентр, Фулбрайт, IREX, DAAD и др.). Всего было получено свыше 40 научно-исследовательских грантов, благодаря которым российские ученые имели возможность работать в ведущих научных центрах Вашингтона, Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Брюсселя, Берлина, Будапешта, Торонто и др. городов мира, участвовать в крупнейших международных научных конференциях по медиаобразованию (в США, Канаде, Франции, Великобритании, Германии, Австрии, Швейцарии, Испании, Бразилии, Польше, Чехии и др.). Так что неудивительно, что только за последние 8 лет (2000-2008) в России было защищено свыше 40 кандидатских и докторских диссертаций по медиаобразовательной тематике.

В 2008 году Таганрогский государственный педагогический институт и Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России стали официальными партнерами ООН в новом проекте: был подписан соответствующий договор с руководством Программы ООН «Альянс цивилизаций» (United Nations’ Alliance of civilizations” – AoC) о создании русскоязычного сегмента всемирного портала Media Literacy Education Clearinghouse (Палата Медиаобразования и медиаграмотности – http://www.aocmedialiteracy.org ).

Практически синхронно с ООН о проекте создания всероссийского портала «Информационная грамотность и медиаобразование» (http://www.mediagram.ru) объявила Межрегиональная организация в поддержку Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (http://www.ifap.ru), возглавляемая А.А.Демидовым. Сайт (по заказу и при финансовой поддержке партнера МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» – Комитета по информационным ресурсам Администрации Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) уже начал наполняться полнотекстовыми материалами монографий, учебных пособий и программ, авторефератов и статей по теме медиаобразования и информационной грамотности. Все они находятся в свободном доступе и могут использоваться как в учебном процессе, так и в процессе медийного самообразования широкой аудитории.

Проблемами развития медиаобразования и повышения информационной грамотности россиян в последнее время заинтересовалась и Общественная Палата при Государственной Думе Российской Федерации. Во всяком случае, в 2006-2008 годах эти вопросы не раз рассматривались на ее рабочих заседаниях. В 2006-2008 годах в России возникли новые организации, поддерживающие и развивающие движение медиаобразования: Сибирская Ассоциация медиаобразования (президент Ассоциации – ректор Томского института информационных технологий И.В.Жилавская), Уральский научно-методический центр медиакультуры и медиаобразования (http://www.urfomediacenter.ru) под руководством профессора Екатеринбургского государственного университета Н.Б.Кирилловой, Региональный Центр медиаобразования (Екатеринбург, директор центра – А.Р.Кантор, http://www.omo-ps.ru), ставший инициатором издания нового российского журнала – «Образование. Медиа. Общество: пространство сотрудничества», который стал регулярно выходить с 2007 года.

Набирает силу научная школа доктора филологических наук, профессора, декана факультета журналистики Белгородского государственного университета, А.П.Короченского, исследующего образовательные процессы на стыке медиакритики и медиаобразования [Короченский, 2003].

При этом все эти новые организации и ассоциации уже успели успешно провести международные и российские конференции по медиаобразованию – в Томске (2006, 2007), Белгороде (2006, 2007, 2008) и Екатеринбурге (2007).

В 2007 году Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России подписала соглашения о сотрудничестве с Российской коммуникативной ассоциацией (http://russcomm.ru) и Межрегиональной организацией в поддержку Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (http://www.ifap.ru). В рамках этого сотрудничества в июне 2008 года в Москве прошла международная конференция по проблемам коммуникации http://www.russcomm.ru/rca_projects/rca-conf2008, куда впервые была включена медиаобразовательная секция.

Можно назвать конкретных российских педагогов, активно продвигающих идеи медиаобразования – и в теории – и на практике. Помимо Таганрогского государственного педагогического института (А.В.Федоров, И.В.Челышева, Е.В.Мурюкина, Н.П.Рыжих, В.Л.Колесниченко и др.), учебные курсы по медиаобразованию и медиакультуре на сегодняшний день читаются в Государственном университете управления (Г.А.Поличко), Московском институте открытого образования (М.А.Фоминова), Екатеринбургском государственном университете (Н.Б.Кириллова), Томском институте информационных технологий (И.В.Жилавская), в Челябинском государственном университете (И.А.Фатеева), Южно-Уральский государственный университет в Челябинске (А.В.Минбалеев), Тамбовском государственном университете (В.А.Монастырский), Бийском государственном педагогическом университете (В.А.Возчиков), Иркутском государственном педагогическом институте иностранных языков (Л.А.Иванова), Курганском государственном университете (Н.А.Леготина), Омском государственном университете (Н.Ф.Хилько), Южном Федеральном университете (Л.В.Усенко, Е.А.Столбникова), Ростовском государственном экономическом университете (Г.П.Максимова), в Алтайской государственной академии культуры и искусств (О.П.Кутькина), Поморском государственном университете (О.В.Печинкина), Краснодарском университете культуры и искусств (Т.Ф.Шак).

Преподают в различных московских учебных заведениях и заведующие лабораториями экранных искусств и медиаобразования и экспериментальной работы Российской Академии образования – Л.М.Баженова и Е.В.Бондаренко, С.И.Гудилина. Продолжают свою плодотворную медиапедагогическую деятельность основоположники российского медиаобразования – профессор Тверского государственного университета О.А.Баранов и доцент Воронежского государственного университета С.Н.Пензин. Интересные сетевые медиаобразовательные проекты осуществляются школьниками по учебным пособиям и научном руководстве Е.Н.Ястребцевой, Е.В.Якушиной и О.Ю.Латышева (Российская Академия образования). Аналогичные интернет-проекты для школьников создаются педагогами Центра медиаобразования г.Тольятти.

Можно назвать и фамилии наиболее заметных учителей российских средних школ, внедряющих медиаобразование в учебных процесс. Это Е.И.Голубева (московская средняя школе № 1161), Т.П.Кадубец, Л.А.Карепова (средняя школа № 6 г.Саянска), Т.В.Ковшарова (иркутская гимназия №3), Ю.С.Скворцова (средняя школа № 9 г.Воскресенска), Н.Г.Хитцова (иркутская областная детская школа искусств) А.И.Воронин (петербургская средняя школа № 156), И.А.Серикова (лицей «Эрудит» (Рубцовск, Алтайский край) и многих других. Большинство из перечисленных выше коллег – члены Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России.

В феврале 2008 года в МГУ прошло заседание круглого стола по проблемам медиаобразования на котором была принята резолюция, в которой отмечаются достижения научной школы «Медиаобразование и медиакомпетентность» при Таганрогском государственном педагогическом институте. В резолюции говорится о том, что «накоплен богатейший опыт в области медиаобразования в Москве, Воронеже, Твери, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Кургане, Ростове, Таганроге, Тамбове, Краснодаре, Челябинске. Ведут активную работу по популяризации идей медиаобразования Ассоциация кинообразования и медиапедагогики под руководством А.В.Федорова и Сибирская ассоциация медиаобразования под руководством И.В.Жилавской» (http://www.edu.of.ru/mediaeducation/news.asp?ob_no=32087).

Однако далее в резолюции справедливо отмечаются и негативные тенденции развития медиаобразовательного процесса в России: «накопленный опыт и результаты исследований остаются недостаточно известными и используются в неполную силу, вследствие того, что медиаобразование всё ещё не продвинулось от стадии эксперимента к стадии широкого практического применения. Следует также признать, что в развитии медиаобразования недостаточна роль факультетов журналистики, а также медиасообщества в целом. Слабо используются возможности дополнительного образования на факультетах журналистики. Недостаточно осуществляется взаимодействие с уже существующими центрами и многочисленными экспериментальными площадками в области медиаобразования, не в полной мере используется потенциал преподавателей и исследователей ведущих факультетов».

В выводах резолюции сказано, что в развитии медиаобразования чрезвычайно важна и актуальна задача формирования медиакомпетентной аудитории, подготовленной к жизни и деятельности в информационном обществе, в связи с чем необходимо «выработать концепцию медиаобразовательных дисциплин для студентов факультетов и отделений журналистики, курсов повышения квалификации для журналистов-практиков и педагогов дополнительного образования в сфере медиаобразования; выйти с предложением к Министерству образования и науки РФ рассмотреть вопрос об актуальности и целесообразности введения медиаобразовательного компонента в программу среднего образования».

Основные трудности более широкого внедрения медиаобразования в учебный процесс российских вузов и школ прежде всего связаны, на мой взгляд:

- с явным недостатком целенаправленно подготовленных медиапедагогов;

- с определенной инертностью руководства ряда педагогических вузов (как известно, в рамках дисциплин регионального компонента и учебных курсов по выбору вузам предоставлены широкие возможности введения новых дисциплин разнообразной тематики, но ученые советы вузов пока крайне робко выделяют часы под медиаобразовательные дисциплины, столь необходимые будущим учителям);

- с традиционной подходами структур Министерства образования и науки, концентрирующих свое внимание на поддержке учебных курсов по информатике и информационным технологиям образования при значительно меньшем внимании к актуальным проблемам медиаобразования.

При этом я, разумеется, не имею в виду российские вузы и факультеты, которые готовят профессионалов-практиков медийной сферы (журналистов, режиссеров, продюсеров, менеджеров по рекламе и др.), где, само собой, читается целый спектр учебных дисциплин, связанных с медиа. Здесь (как и в украинских специализированных вузах и факультетах) ситуация вполне соответствует европейским стандартам. Меня в значительно большей степени волнует медиаобразование будущих педагогов, которым после окончания вуза предстоит идти работать в школы. И, конечно, медиаобразование школьников, значительную часть своей жизни проводящих в медийном, виртуальном мире.

Украина

В 90-х годах прошлого века вышедший в Киеве «Украинский педагогический словарь» [Гончаренко, 1997] в расшифровке понятия «медиаобразование», по сути, повторял аналогичное определение из «Российской педагогической энциклопедии»: направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками и студентами «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [Медиаобразование, 1993, с.555]. Да и в целом первая половина 90-х годов прошлого века не была для украинских медиапедагогов продуктивной: по-видимому, политические и экономические проблемы не давали возможности сконцентрироваться на «второстепенных» направлениях педагогики. Хотя отдельные примечательные акции (конференции, фестивали) проводились, например, Национальной ассоциацией деятелей кинообразования Украины (Асоціація діячів кіно-освіти України) под руководством ее президента - О.С. Мусієнко…

Новая страница в движении украинского медиаобразования началась с 1999 года, когда во Львовском национальном университете был создан Институт экологии массовой информации под руководством Б.Потятиника, который наладил сотрудничество с американскими медиаобразовательными ассоциациями и взял курс на разработку новых подходов в области медиапедагогики (по-украински медиаобразование переводится как ‘медiа-освiта’). К примеру, в сентябре 2002 года лидеры Института экологии массовой информации Б.Потятиник и Н.Габор успешно организовали и провели международную научно-практическую конференцию «Медиаобразование как часть образования гражданина» [Медia-атака, 2002]. Коллективом этих медиапедагогов была создана и внедрена в учебный процесс львовской средней школы № 77 программа факультативного обучения по курсу «Медіа-освіта  в Україні» для 7-11 классов [http://www.mediaeducation.iatp.org.ua/page2.html].

Согласно своему названию, Институт экологии массовой информации, в определенной мере сделал ставку на развитие «предохранительных», «защитных» подходов, обоснованных негативным влиянием медиа [Габор, 2002, с.49-52; Медia-атака, 2002, с.61-90]. Лидер львовской медиаобразовательной школы Б.В.Потятинник уверен, что «медиаобразование – научно-образовательная сфера деятельности, которая ставит перед собой цель помочь личности в формировании психологической защиты от манипуляции или эксплуатации со стороны масс-медиа и развивать/прививать информационную культуру» [Потятинник, 2005, с.8].

Однако материалы интернетного сайта института и многочисленных круглых столов и конференций [Медia-атака, 2002], проведенных под его эгидой, показывают, что в качестве базовых рассматриваются также такие медиаобразовательные концепции, как семиотическая, культурологическая, социокультурная, развития критического мышления. «Украинская версия» медиаобразования, согласно львовскому подходу, основана на объединении усилий не только педагогов, но и психологов, журналистов, юристов и священников [Габор, 2002, с.50]. Наиболее полно точка зрения львовской научной школы медиаэкологии, медиакритики и медиаобразования представлена в монографии Б.В.Потятинника «Медиа: ключи к пониманию» [Потятинник, 2004]. В частности, там значительное внимание уделяется не только теориям медиа, но и проблеме медийного насилия, последствиям его воздействия на несовершеннолетнюю аудиторию.

В начале XXI века усилиями доктора педагогических наук, профессора Г.В.Онкович (Институт высшего образования Академии педагогических наук Украины) ярко заявила о себе и киевская группа медиапедагогов. В своих трудах Г.В.Онкович справедливо отмечает, что не стоит ограничивать аудиторию медиаобразования только учащимися: медиаграмотность нужна также и взрослым [Онкович, 2007]. Кроме того, Г.В.Онкович резонно обращает внимание и на необходимость самостоятельного медиаобразования [Онкович, 2007(а), с.29-31]. На первый план в своей теоретической концепции Г.В.Онкович выдвигает идеи медиадидактики [Онкович, 2007]. В очных научных дискуссиях с Г.В.Онкович мне удалось выяснить, что в ее понимании медийная дидактика имеет подразделы, соответствующие различным видам медиа: прессы, радио, кино, телевидения и пр.

Заведующая лабораторией психологии массовой коммуникации и медиаобразования Института социальной и политической психологии Академии педагогических наук Украины Л.А.Найдьонова разработала модель медиакультуры, состоящую из четырех взаимосвязанных блоков: «реакции» (поиск информации, ее чтение/сканирование, идентификация/распознавание медиатекстов), «актуализации» (ассимиляция, интеграция новых знаний, связанных с медиа), «генерации» (инкубация, творческая конвертация, трансформация медийных знаний и умений), «использования» (передача информации, инновационная деятельность, исследования в области медиа) [Найдьонова, 2007, с.165-166].

В какой-то степени эта модель соотносится с разработанной нами моделью развития медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза на занятиях медиаобразовательного цикла [Федоров, 2007, с.145], где мы выделили теоретическую (блок подготовки аудитории в области теории медиа и медиаобразования, блок развития медиаобразовательной мотивации и технологии) и практическую (блок креативной деятельности, блок перцептивно-аналитической деятельности) составляющие. Однако в нашей модели отдельно выделены диагностические и результативный компоненты модели, в то время, как в модели Л.А.Найдьоновой они, по-видимому, встроены в каждый из четырех выделенных ею блоков. Это такие показатели, как дифференцированный выбор, способность оценивать медиатексты, «энергетическая заряженность» на «поиск», «актуализацию», «генерацию» и «использование» медиа и медиатекстов [Найдьонова, 2007, с.167].

Следуя идеям британского ученого Л.Мастермана, украинские ученые в последние годы тесно связывают медиаобразование и с развитием критического мышления [Тягло, 2002, с.35]. При этом, признавая важность автономного профессионального и массового медиаобразования, украинские медиапедагоги в большей степени анализируют возможности интегрированного медиаобразования, в частности, на лингвистическом материале [Онкович, 1997, С.19-24; Янишин, 2007, С.430–431], в подготовке PR-специалистов [Недоходюк, 2007, С.194-197] и др.

Так А.Д.Онкович в своей диссертации доказывает эффективность медиаобразования на материале прессы и иных средств массовой коммуникации на основе следующего цикла творческих заданий:

- изучение информации об образовательной прессе (с учетом особенностей развития системы образования в данной стране);

- изучение «монтажного» языка издания (или теле/радиопередачи);

- комментирование рубрик, обзор связанных с ними статей, передач;

- общий анализ материалов периодики (прессы, теле/радиопередачи);

- анализ жанровой палитры современной публицистики, актуализация «образа жанра»;

- работа над проблемной статьей на актуальную тему;

- анализ проблематики издания, характеристика его издателей и авторов;

- работа со специальной лексикой издания (терминология, типичные синтаксические конструкции и т.д.);

- анализ презентации знаменитостей, о которых пишет данное издание;

- комментарий актуальных проблем, отраженных в публикациях данного издания [Онкович, 2004, с.16].

Вместе с тем нынешним украинским медиапедагогам чужда национальная замкнутость, они внимательно анализируют российский [Баришполець, 2008; Бондур, 2005; Бужиков, 2007; Онкович, 2007; Чемерис, 2006], немецкий [Румянцев, 2002, с.10-17; Робак, 2006, С.275–286], французский [Онкович, 2007], американский [Габор, 2002, с.50-51; Онкович, 2007], британский и канадский [Габор, 2002, с.49; Онкович, 2007; Чернявська, 2005; 2006] медиаобразовательный опыт. В частности, стали появляться первые переводы статей российских авторов на украинский язык [Федоров, 2008].

К сожалению, научные исследования украинских медиапедагогов практически не получили грантовой поддержки со стороны Министерства образования Украины и украинских государственных научных фондов. Не слишком сильна и поддержка украинского движения медиаобразования и со стороны зарубежных фондов. Наиболее ярким примером такого рода стала Media Literacy Program in the CIS (2006-2009) при поддержке гранта ReSET-HESP (http://wwwnew.towson.edu/medialiteracy/localaboutus.htm). Можно также отметить поддержку проекта Борис Потятиника «Электронный журнал Института медиаэкологии «Медиаобразование» ("Медіа-освіта") - http://www.franko.lviv.ua/mediaeco/zurnal/indexukr.htm, инициированный с 2001 года при поддержке Международного фонда «Возрождение».

Не очень впечатляющими в итоге оказались и списки защищенных украинскими педагогами диссертаций, изданных с 1992 по 2008 годы монографий, учебных пособий по медиаобразовательной тематике.

Изучение и анализ состояния медиаобразования в России и Украине позволило мне осуществить сравнительный анализ медиаобразовательных подходов двух стран, результаты которого кратко представлены в таблице 1.


Таб. 1. Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития

N

Медиаобразовательная ситуация

Украина

Россия

1

Ведущие медиаобразовательные организации и журналы

Институт медиаэкологии при Львовском национальном университете http://www.franko.lviv.ua/mediaeco/index.htm


Лаборатория психологии массовой коммуникации и медиаобразования Института социальной и политической психологии Академии педагогических наук Украины.


Институт высшего образования Академии педагогических наук Украины


Национальная ассоциация деятелей кинообразования Украины (Асоціація діячів кіно-освіти України)



Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России

http://edu.of.ru/mediaeducation

http://www.medialiteracy.boom.ru

http://www.mediaeducation.boom.ru


Федерация Интернет-образования России http://www.fio.ru


ЮНПРЕСС http://www.ynpress.com


Медиашкола ЮНПРЕСС:

http://www.mediashkola.ru

Лаборатория экранных искусств Института художественного образования Российской Академии образования

http://www.art-education.ru/otd-dop-ekran.htm


Лаборатория ТСО и медиаобразования Института общего среднего образования Российской Академии образования

http://www.mediaeducation.ru


Научно-исследовательская лаборатория «Школьная медиатека» Российской Академии образования:

http://www.ioso.ru/scmedia


Кафедра социокультурного развития личности Таганрогского государственного педагогического института http://www.tgpi.ru


Региональный Центр медиаобразования (Екатеринбург)

http://www.omo-ps.ru/


Уральский научно-методический центр медиакультуры и медиаобразования:

http://www.urfomediacenter.ru


Сибирская Ассоциация медиаобразования и Томский институт информационных технологий

http://tiit.tomsk.ru/home


Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) и медиаобразование:

http://ct-net.net/ru/ct_proj_med_ru


2

Журналы и полнотекстовые электронные библиотеки по медиаобразованию, издание монографий и учебных пособий по проблемам медиаобразования

Интернет-журнал «Медiа-освiта»

http://www.franko.lviv.ua/mediaeco/zurnal/indexukr.htm


Медиаобразование: Украина:

http://www.edu.of.ru/mediaeducation/default.asp?ob_no=30060

Данная полнотекстовая

интернет-библиотека трудов украинских ученых, педагогов

по проблемам

медиаобразования, медиаграмотности создана на портале Министерства

образования и науки Российской Федерации (сайт Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России):

в рамках проекта Media

Education in Russia and Ukraine: Comparative Analysis, который осуществлялся поддержке гранта Central Eurasian Short-term

(CEST) - The Kennan Institute

(2008).


С 1992 по 2008 годы

украинскими медипедагогами издано не более десятка монографий и учебных пособий

по проблемам массового медиаобразозования.

Список изданной литературы

для вузов, специализирующихся в области журналистики,

рекламы, кино и телевидения более обширен.


Журнал «Медиаобразование» (печатная и электронная версии)

http://www.mediagram.ru/mediaed/journal/

http://www.ifap.ru/projects/mediamag.htm

http://www.edu.of.ru/mediaeducation/default.asp?ob_no=6096

http://www.edu.of.ru/medialibrary/default.asp?ob_no=34437


Журнал – «Образование. Медиа. Общество: пространство сотрудничества»

http://www.omo-ps.ru/


Журнал «Медиатека и мир»

http://www.rsl.ru/index.php?f=494


Открытая электронная библиотека "Медиаобразование": http://edu.of.ru/medialibrary

Проект осуществляется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ - http://www.rfh.ru).

Грант № 08-06-12103 в. Научный руководитель проекта - д.п.н., профессор, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России А.В.Федоров.


Электронная Библиотека на сайте «Информационная грамотность и медиаобразование»:

http://www.mediagram.ru/library/

Проект осуществляется МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» при поддержке Комитета по информационным ресурсам Администрации Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в рамках реализации окружной программы «Электронная Югра (2006-2008 годы)» и является российским вкладом в разработку Media Literacy Education Clearinghouse http://www.aocmedialiteracy.org, создаваемого под эгидой проекта «Альянс цивилизаций» ООН.


С 1992 по 2008 года в России издано свыше 60 монографий и учебных пособий по проблемам массового медиаобразования.

Список изданной литературы для вузов, специализирующихся в области журналистики, рекламы, кино и телевидения гораздо более обширен.

3

Главные цели образования

- Развитие медийной экологии, защита аудитории от вредных медийных воздействий (Институт медиаэкологии при Львовском национальном университете);


- Развитие медиадидактики (коллектив медиапедагогов под руководством Г.В.Онкович);


- Развитие критического мышления аудитории на медийном материале (одна из целей практически всех медиаобразовательных организаций Украины);


- Развитие практических умений обращаться с медиатехникой и создавать собственные медиатексты (одна из целей практически всех медиаобразовательных организаций Украины);


- Развитие эстетического восприятия и вкуса школьников и студентов (Национальная ассоциация деятелей кинообразования Украины);

- Развитие критического мышления, критической автономии аудитории на основе умений квалифицированного анализа медиатекстов различных видов и жанров (одна из основных целей практически всех медиаобразовательных организаций России, приоритетна для Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России и научной школы «Медиаобразование и медиакомпетентность» под руководством А.В.Федорова);


- Развитие практических умений обращаться с медиатехникой и создавать собственные медиатексты (одна из основных целей практически всех медиаобразовательных организаций России, приоритетна для Федерации Интернет-образования России, ЮНПРЕСС, Сибирской Ассоциации медиаобразования);


- Развитие эстетического восприятия и вкуса школьников и студентов (Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, лаборатория экранных искусств Института художественного образования РАО);


- Защита детской аудитории от вредного воздействия медийного насилия (Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России);

4

Основные медиаобразовательные теории

- защитная теория;


- теория медиаэкологии;


-«практическая» теория;


- теория развития критического мышления;


- социокультурная теория;


- эстетическая теория;


- эстетическая теория;


- теория развития критического мышления и критической автономии;


- культурологическая теория развития личности;


-«практическая» теория;


- социокультурная теория;

5

Базовые медиаобразовательные модели


- «Защитная», медиаэкологическая модель, включающая развитие критического мышления – на всех уровнях обучения;


- Медиадидактическая модель (ориентация на ряд дидактических моделей, связанных с кинообразованием, образованием на материале прессы, телевидения, радио, интернета и т.д.) – на всех уровнях обучения;


- Модель медиакультуры (состоящая из четырех взаимосвязанных блоков: «реакции» (поиск информации, ее чтение/сканирование, идентификация/распознавание медиатекстов), «актуализации» (ассимиляция, интеграция новых знаний, связанных с медиа), «генерации» (инкубация, творческая конвертация, трансформация медийных знаний и умений), «использования» (передача информации, инновационная деятельность, исследования в области медиа) – на всех уровнях обучения;


- Практические модели (изучение использования медиа на практике) - на всех уровнях обучения, включая школы, вузы и учреждения дополнительного образования; социокультурного развития личности;


- Социокультурного развития личности (в области развития эстетического восприятия и вкуса, интерпретации, анализа и т.д.) – на всех уровнях обучения;


- Образовательно-информационные (изучение теории и истории медиакультуры и языка медиа), преимущественно на уровне высшей школы;


- Развития критического мышления, творческих способностей на медиаматериале - на всех уровнях обучения.


- Воспитательно-эстетические модели (изучение моральных, философских проблем на медиаматериале), преимущественно в старших классах и вузах;


- Практические (изучение использования медиа на практике) - на всех уровнях обучения, включая школы, вузы и учреждения дополнительного образования;


- Социокультурного развития личности (в области развития восприятия и вкуса, критического мышления, интерпретации, анализа медиатекстов и т.д.) – на всех уровнях обучения.

Здесь можно выделить как теоретическую (блок подготовки аудитории в области теории медиа и медиаобразования и блок развития медиаобразовательной мотивации и технологии) и практическую (блок креативной деятельности, блок перцептивно-аналитической деятельности) составляющие (А.В.Федоров). Плюс диагностические и результативный компоненты модели, с соответствующими показателями медиакомпетентности (мотивационным, контактным, информационным, перцептивным, интерпретационным/оценочным, практико-операционным/деятельностным и креативным);


- Образовательно-информационные (изучение теории и истории медиакультуры и языка медиа), преимущественно на уровне высшей школы;


6

Ключевые темы медиаобразовательных занятий

Медиаэкология, медиадидактика, Язык медиа, Аудитория медиа, Категории медиа, Технологии медиа, Медийные агентства, Медийные репрезентации,

Теория и история медиакультуры, Проблемы медийного насилия и др.

Медийное восприятие, аудиовизуальное восприятие, Язык медиа, Аудитория медиа, Категории медиа, Технологии медиа, Медийные агентства, Медийные репрезентации, Теория и история медиакультуры, Проблемы медийного насилия и др.

7

Грантовая поддержка научных исследований в области медиаобразования

О грантовой поддержке медиаобразовательных проектов со стороны министерств или государственных научных фондов Украины у нас нет данных.


Поддержка медиаобразования зарубежными фондами фрагментарна.


Число диссертаций украинских педагогов по медиаобразовательной тематике, защищенных в XXI веке, не превышает десятка.

Гранты Министерства образования и науки Российской Федерации (1999-2001; 2002-2003; 2006-2008), Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда (1997-2009), Российского фонда фундаментальных исследований (2002-2004),

Программы Президента РФ «Поддержка ведущих научных школ России» (2003-2005), ЮНЕСКО, ряда зарубежных фондов («Институт «Открытое общество», МИОН – Иноцентр, Фулбрайт, IREX, DAAD и др.). Всего было получено свыше 40 научно-исследовательских грантов.


С начала XXI века в России было защищено уже свыше 40 диссертаций по тематике медиаобразования.

8

Положительные и негативные тенденции развития медиаобразовательного процесса


Несмотря на заметное усилие научно-исследовательской работы в области медиаобразования, ее темпы все еще отстают от потребностей современного общества.

Медиаобразование не является обязательным (за исключением специализированных вузов, школ и факультетов, ориентированных на подготовку профессионалов в сфере медиа).

Медиаобразование в школах развито слабо и носит как интегрированный в базовые предметы, так и автономный (факультативный, кружковой) характер.

Медиаобразование студентов педагогических вузов и учителей также не является обязательным и пока еще не внедрено на практике.

В целом медиаобразование все еще далеко не только от широкого практического внедрения, но и от достаточно заметного экспериментального уровня.

Трудности развития медиаобразования на современном этапе также связаны:

- с отсутствием целенаправленно подготовленных медиапедагогов;

- с инертностью руководства вузов, не торопящихся делать конкретные шаги для чтения медиаобразовательных курсов;

- с традиционными подходами структур Министерства образования, концентрирующих свое внимание на поддержке учебных курсов по информатике и информационным технологиям образования при отсутствии внимания к актуальным проблемам медиапедагогики.

Для придания движению медиаобразования ощутимого импульса необходима консолидация педагогических вузов, факультетов журналистики, медиапедагогов-экспериментаторов и также медийного сообщества.



Ведется интенсивная научно-исследовательская работа по тематике медиаобразования при грантовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, Программы Президента РФ «Поддержка ведущих научных школ России», ЮНЕСКО, ряда зарубежных фондов.

Медиаобразование не является обязательным (за исключением специализированных вузов, школ и факультетов, ориентированных на подготовку профессионалов в сфере медиа).

Медиаобразование в школах развито все еще слабо и носит как интегрированный в базовые предметы, так и автономный (факультативный, кружковой) характер.

Медиаобразование студентов педагогических вузов и учителей также не является обязательным и охватывает ограниченный круг учреждений. Вместе с тем с официальным открытием (с 2002 года) вузовской специализации «Медиаобразование» имеются перспективы расширения спектра высших учебных заведений России, внедряющих медиаобразование в учебный процесс.

В развитии медиаобразования недостаточна роль педагогических вузов, факультетов журналистики, а также медийного сообщества в целом.

Трудности развития медиаобразования на современном этапе также связаны:

- с явным недостатком целенаправленно подготовленных медиапедагогов;

- с определенной инертностью руководства вузов, не торопящихся делать конкретные шаги для чтения медиаобразовательных курсов;

- с традиционными подходами структур Министерства образования и науки, концентрирующих свое внимание на поддержке учебных курсов по информатике и информационным технологиям образования при значительно меньшем внимании к актуальным проблемам медиапедагогики.

В целом медиаобразование все еще не продвинулось от стадии эксперимента к стадии широкого практического применения.

Необходима консолидация педагогических вузов, факультетов журналистики, медиапедагогов-экспериментаторов и также медийного сообщества, координация взаимодействия государственных структур, уже существующих медиаобразовательных центров и многочисленными экспериментальных площадками в данной области.
  1   2

Похожие:

Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992-2008)* iconА. В. Федоров Таганрогский государственный педагогический институт
Федоров А. В. Современное медиаобразование в Германии и России (2000—2010): сравнительный анализ // Alma Mater. Вестник высшей школы....
Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992-2008)* iconСравнительный анализ роли сми в политическом процессе россии и США (1991-2008 гг.)
Охватывают период с 1991 по 2008 гг. Именно в этот период, после распада Советского Союза, в России происходит процесс формирования...
Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992-2008)* iconГеополитические стратегии россии и сша: сравнительный анализ (1989-2009 гг.)
Специальность 23. 00. 04 политические проблемы международных отношений и глобального развития
Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992-2008)* iconВ. Н. Лебедев Сравнительный анализ
Сравнительный анализ устойчивости типовых схем следящего гидропривода с параллельными штоком и золотником. – Спб.: Химиздат, 2005....
Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992-2008)* iconМедиаобразование в россии* Александр федоров, доктор педагогических наук, профессор, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, эксперт моо впп юнеско «Информация для всех»
Федоров А. В. Медиаобразование в России // Исследователь (Казахстан). 2007. № С. 112-129
Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992-2008)* iconИсследование практики корпоративного управления в России: сравнительный анализ

Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992-2008)* iconОон предрекает резкий рост урожая зерна в Украине и России
В россии и Украине резко вырастет урожай зерна в этом году после сильнейшей засухи прошлым летом
Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992-2008)* iconСравнительный анализ и общая характеристика истории развития естественнонаучных картин мира

Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992-2008)* iconКурсоваяработ а по дисциплине «Размещение производительных сил России и отраслей мирового хозяйства»
Целью этой работы является рассмотрение особенностей развития и размещения газовой промышленности России, характеристики современного...
Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992-2008)* iconН. В. Багапш модели этнодемографического развития
Выделяются основные факторы, оказавшие влияние на характер этнодемографического развития рассматриваемых территорий. Проводится сравнительный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница